Научная статья на тему 'Расширение Европейского Союза и его влияние на отношения между Россией и Евросоюзом'

Расширение Европейского Союза и его влияние на отношения между Россией и Евросоюзом Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
702
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — О.М. Мещерякова

Статья посвящена проблеме отношений России и Европейского Союза, а также тем сложностям, которые возникли в этих отношениях в связи с последним расширением Европейского Союза. Основным принципом действия Европейского Союза является принцип субсидиарности: Сообщество может предпринимать действия для решения только тех задач, решение которых на уровне Сообщества более эффективно, нежели на уровне государств-членов. Большое внимание в Европейском Союзе уделяют роли национальных государств в формировании политики Европейского Союза. Поэтому для России очень важно развивать отношения с отдельными государствами — членами Европейского Союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPANSION OF THE EUROPEAN UNION AND ITS INFLUENCE ON RELATIONS BETWEEN RUSSIA AND THE EUROPEAN UNION

The article is devoted to the problem of relations between Russia and the European Union and complexities which have arisen in these relations in connection with the last expansion of the European Union. The fundamental principle of the European Union functioning is the principle of subsidiarity: the Union is entitled to take action if only on its level and through joint action it settles the task more effectively than it could be settled on the level of each individual Member State. The European Union worships the role of each State in establishing the EU politics. Therefore it is essential that Russia should develop its relations with separate States Members of the EU.

Текст научной работы на тему «Расширение Европейского Союза и его влияние на отношения между Россией и Евросоюзом»

РАСШИРЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЕВРОСОЮЗОМ

О.М. Мещерякова

Кафедра иностранных языков № 3 Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена проблеме отношений России и Европейского Союза, а также тем сложностям, которые возникли в этих отношениях в связи с последним расширением Европейского Союза. Основным принципом действия Европейского Союза является принцип субсидиарности: Сообщество может предпринимать действия для решения только тех задач, решение которых на уровне Сообщества более эффективно, нежели на уровне государств-членов. Большое внимание в Европейском Союзе уделяют роли национальных государств в формировании политики Европейского Союза. Поэтому для России очень важно развивать отношения с отдельными государствами — членами Европейского Союза.

Российская Федерация не является членом Европейского Союза, однако это нисколько не умаляет того значения, которое придается у нас Евросоюзу и развитию отношений с ним.

На складывании отношений России и Европейского Союза сказывается история их развития: геополитические расчеты, военные доктрины, и, разумеется, экономические интересы.

Однако наша торговля с европейскими государствами и, прежде всего, с государствами — членами Европейского Союза создает самую прочную основу для углубления сотрудничества. И в обозримом будущем ситуация вряд ли серьезно изменится.

Торговые отношения России со странами Европейского Союза оформляются двусторонними соглашениями. Исключение составляет только Соглашение о партнерстве и сотрудничестве.

Таким образом, для России Европейский Союз является главным торговым партнером. Во внешнеторговом обороте Союза Россия занимает значительное место. В первую очередь это касается такой важнейшей области, как энергоснабжение.

В настоящее время в связи с расширением Европейского Союза Россия и Евросоюз стали соседями с достаточно протяженной общей границей. А общие границы, в свою очередь, всегда означают общие транспортные и другие связанные с ними проблемы, решить которые можно только совместными усилиями.

Отношения между Россией и Евросоюзом строятся на основе «Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны» (СПС), а также на основе ряда секторных соглашений. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве было заключено 24 июня 1994 г. на острове Корфу. В силу этот документ вступил с 1 декабря 1997 г. Данное соглашение было рассчитано на 10 лет. Таким образом, 1 декабря 2007 г. срок его

действия истек. Однако вплоть до заключения нового соглашения существующее будет продляться автоматически сроком на один год.

Соглашение предусматривает сотрудничество сторон по широкому спектру вопросов, в основном в области экономики, и является очень объемным и наиболее далекоидущим экономическим соглашением из всех, которые когда-либо существовали у России с другими странами. Поэтому в некоторой степени СПС является уникальным соглашением [ 3. С 57].

Однако данное соглашение не предусматривает вступления России в Европейский Союз, в нем даже не говорится об ассоциированном членстве России в Евросоюзе. Так чем же оно интересно для России?

Прежде всего тем, что в него удалось включить положение о создании в будущем между Россией и Европейским Союзом зоны свободной торговли и об участии России в едином европейском пространстве.

Таким образом, при помощи этого соглашения удалось достичь эффективного сотрудничества. Ведь как бы мы ни относились к европейскому интеграционному процессу, игнорировать его мы не можем. Поэтому нужно стараться получить от него максимально возможную выгоду.

Однако сложность заключается в другом: за истекшие десять лет Европейский Союз значительно расширился. Поэтому встал вопрос о распространении данного соглашения на новых членов Евросоюза.

Согласно Договору о присоединении новых стран к ЕС, который был подписан в 2003 г. европейским сообществом и его государствами-членами, территории новых государств-членов включаются в территорию сообщества.

Важнейшей частью Договора о присоединении является Акт относительно условий присоединения и изменений договоров, на которых основывается Европейский Союз. Кроме того, составной частью Договора о присоединении 2003 г. являются 18 приложений, 10 протоколов, заключительный акт, 44 декларации и обмен письмами. Акт относительно условий присоединения в статье 1 подразделяет стороны Договора на существующие государства — члены Союза и новые государства — члены Союза [2]. В соответствии с ним 10 новых государств-членов присоединяются ко всем учредительным договорам Европейского Союза и признают действующими на своей территории все акты, принятые институтами Союза, включая решения Суда Европейских сообществ. На новые государства-члены в полном объеме распространяются положения Шенгенских соглашений.

Однако отсюда следует, что Литва и Польша окончательно закрывают границы для свободного транзита граждан России через свою территорию по автомобильным и железным дорогам, связывающим Калининградскую область и другие субъекты Российской Федерации. Учитывая это обстоятельство, к Договору была приложена Декларация о транзите лиц между Калининградской областью и остальной частью Российской Федерации, которая определила создание специального упрощенного режима.

Европейский Союз покрывает все расходы на укрепление границ новых государств-членов путем предоставления адресной финансовой помощи в рамках т.н. Шенгенской уступки (ст. 35 Акта относительно условий присоединения) [2].

Мещерякова О.М. Расширение Европейского Союза и его влияние на отношения между Россией...

Поэтому новые государства-члены становятся сторонами всех соглашений, заключенных Союзом с третьими странами и международными организациями, в т.ч. и Соглашений о партнерстве и сотрудничестве с Российской Федерацией 1994 г.

Тем не менее, другая позиция по этому вопросу состоит в том, что Соглашение о партнерстве и сотрудничестве — это международный договор. Отсюда следует, что присоединение к данному договору третьих государств должно происходить по их взаимному согласию.

Таким образом, распространение Соглашения о партнерстве и сотрудничестве на государства, которые вновь вступают в Европейский Союз, должно стать предметом переговоров между Европейским Союзом, этими государствами и Россией.

Но представители Европейской комиссии выступили против участия в переговорах новых членов [1. С 47].

Еще одна сложность состоит в том, что новые члены Европейского Союза должны перейти с национальных стандартов на стандарты Европейского Союза. А это сопряжено с некоторыми такими негативными моментами, как например, неясность относительно перспективы реализации ранее подписанных соглашений между Россией и вновь вступившими странами по поставкам российского газа.

В самом деле, если в настоящее время Россия практически полностью удовлетворяет потребности бывших стран социализма и бывших советских республик в нефти, в ядерном топливе, то в соответствии с соответствующими директивами Европейского Союза по вопросу о диверсификации импортируемых энергоносителей доля российских энергоресурсов может быть значительно снижена.

Особо следует отметить негативные последствия ужесточения политики Европейского Союза в отношении ядерной энергетики. Вновь вступившим странам приходится искать источники снабжения ядерным топливом, альтернативные российским, и поэтапно закрывать атомные станции, построенные по российским технологиям.

Поэтому распространение Соглашения о партнерстве и сотрудничестве на государства нового расширения имеет для России крайне негативные последствия, даже при всем том, что эти государства включаются в зону действия этого соглашения.

Что касается вопроса, является ли целесообразным вступление России в Европейский Союз, то, думается, это сейчас неактуально. Хотя, разумеется, рассчитать все выгоды и издержки гипотетической интеграции невозможно.

Поэтому вопрос должен быть поставлен так: если развитие России будет благоприятным, следует ли ей добиваться (хотя бы в отдаленном будущем) вступления в Европейский Союз? Представляется, что на этот вопрос можно ответить отрицательно.

Вступление России в Евросоюз не представляется возможным из-за несоответствия ее управленческих структур и механизмов тем структурам и механизмам, которые сложились в Европейском Союзе.

В самом деле, для российской политической традиции характерен, прежде всего, централизм. К централизованной модели управления Россия стремилась

со времен феодальной раздробленности. Для российского механизма управления характерно то, что в ней отсутствуют различные центры принятия решений. Все решения у нас как во времена абсолютной монархии, так и сегодня, принимаются только центральными властями. И сейчас, несмотря на то, что Российская Федерация является федеративным государством, где к тому же усиленно развивается местное самоуправление, вертикаль власти не ослабевает.

Для западной же модели управления характерны другие особенности. Демократия там выросла из развитых традиций местного самоуправления. Западная модель — это субсидиарная модель, т.е. она основана на принципе субсидиарно-сти. А принцип субсидиарности предполагает, что решения должны приниматься на том уровне, где может быть достигнут наилучший результат, т.е. на низовых уровнях. Компетенция по решению каких-либо вопросов только в том случае может перейти на более высокий уровень, когда на более низком нельзя достигнуть эффективности.

Таким образом, в западной модели управления власть выстраивается не по вертикали, а по горизонтали, т.е. каждая более высокая ступень управления является вспомогательной по отношению к более низкой и все вопросы, которые возникают, решаются на том уровне, где они возникли. Это позволяет достигнуть наибольшей эффективности, т.к. на низовом уровне можно лучше определить те направления деятельности, которые необходимы в каждом конкретном случае. И только в том случае, когда решить вопрос на низовом уровне не представляется возможным, решение его передается на более высокие ступени управления. Именно этим и объясняется, что жизнь в странах Европейского Союза является более благоустроенной и комфортной. Ведь качество жизни зависит именно от того, на каком уровне принимаются решения.

В России же сверху «спускаются» определенные распоряжения, которые зачастую бывают непродуманными, т.к. решения были приняты не там, где возникли проблемы, а сверху. Поэтому эта российская «вертикаль власти» и является основной причиной того, что нам трудно вписаться в европейскую модель. Это же является причиной того, что жизнь в России далеко не так комфортна, как на Западе.

Кроме того, в России условия хозяйствования слишком дифференцированы, а возможности управления в рамках одной структуры чрезвычайно ограничены.

Даже в СССР попытки создать единый механизм управления привели к утрате эффективности, не говоря уже о размерах территории, которая в несколько раз превышает территорию Европейского Союза в целом, и пестроте национального и религиозного состава ее населения.

Ведь даже в Европейском Союзе в связи с его последним расширением, которое еще усилило ту дифференциацию в уровне развития стран-участниц, которая существовала ранее, возникли серьезные проблемы, которые не может сгладить даже происходящая в настоящее время институциональная реформа.

Вступление в Европейский Союз стран Центральной и Восточной Европы исказило и подорвало процесс выравнивания экономического уровня развития государств-членов, вызвав шок, который, в свою очередь, способен ослабить Союз в целом.

Мещерякова О.М. Расширение Европейского Союза и его влияние на отношения между Россией...

Поэтому приспособление России к бюрократическим процедурам Европейского Союза, введение норм и правил, разработанных без ее участия и не учитывающих ее особенностей, не позволило бы ей найти собственную нишу в рамках Европейского Союза. Тем более что чрезмерная унификация институтов вредна не только для России, но и для Европейского Союза, т.к. подрывает возможности конкуренции между ними [4. S. 214].

Однако отсюда не следует, что европейская интеграция чужда России. Наоборот, сотрудничество с такой международной организацией, как Европейский Союз, ориентация на общеевропейские стандарты и правила поможет России создать более эффективный хозяйственный и общественный порядок.

Но при этом при заимствовании у Европейского Союза каких-то форм и институтов Россия должна оставаться самостоятельной в принятии решений.

Представляется, что, если Россия сохранит свободу выбора форм и инструментов сотрудничества с Европейским Союзом, она от этого только выиграет.

Поэтому, ориентируясь на европейскую модель, но оставаясь свободной от тех тесных институциональных и экономических рамок, которые существуют в Европейском Союзе, Россия может стать более европейской, чем если она добьется хотя бы формального членства в Европейском Союзе.

Следовательно, нам не стоит сосредотачиваться на совершенствовании механизмов, предусмотренных Соглашением о партнерстве и сотрудничестве. Ведь простой международный договор такого типа вряд ли подходит для разработки качественно новых форм сотрудничества между Россией и Европейским Союзом.

Тем не менее, политические вызовы и экономические нужды требуют формирования нового экономического пространства путем создания особой ассоциации. Это закрепило бы установление зоны свободной торговли и открыло бы путь к институциональному сближению России и Европейского Союза, понимаемому как сближение норм и правил по созданию рамочных условий хозяйствования.

Но при этом не следует заимствовать нормы регламентов и директив Европейского Союза. Их следует приспосабливать к нашим условиям, т.е. вырабатывать на их основе российские правила. Ведь в большинстве случаев правовые нормы Европейского Союза невозможно внедрить в неподходящие для этого структуры.

Поэтому ассоциация России в Европейский Союз нужна не столько для формирования рынка, сколько для эффективной модернизации тех экономических и политических процессов, которые свойственны России как государству с переходной экономикой.

Но все же существование Соглашения о партнерстве и сотрудничестве говорит о том, что Россия сможет в ближайшем будущем претендовать на полноценное включение в зону так называемых четырех свобод, распространяющихся на свободное движение товаров, лиц, услуг и капиталов.

Эти четыре свободы входят в право внутреннего рынка Европейского Союза. Право внутреннего рынка — это совокупность норм, регулирующих пространство без внутренних границ.

Следует отметить, что когда речь идет о пространстве без границ, то имеется ввиду внутренний рынок Европейского Союза, а не общий рынок.

В Европейском Союзе сейчас налицо тенденция к устранению термина «общий рынок». Лиссабонским договором устраняется концепция общего рынка, существовавшая в Римском договоре.

В концепцию общего рынка кроме вышеперечисленных четырех свобод, характерных для внутреннего рынка Европейского Союза, входили специальный режим торговли, транспортная политика, таможенный союз и торговая политика по отношению к третьим странам.

Следовательно, концепция внутреннего рынка не включает внешнего аспекта — таможенный союз и торговлю с третьими странами, что создает дополнительную сложность в отношениях России и Европейского Союза.

Поэтому в настоящее время большое значение придается секторным соглашениям, которые имеют большие перспективы развития.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бирюков М.М. Об актуальных правовых и экономических проблемах отношений России с Европейским Союзом // Юрист-международник. — 2004. — № 1. — С. 47.

[2] Договор о присоединении новых стран к ЕС с приложениями // http: ipolitics.ru. 18.04.08.

[3] Клемин А.В. О договорах между ЕС и Россией // Московский журнал международного права. — 2002. — № 2. — С. 57.

[4] Schüller A. Die Europäische Union vor der Frage der Osterweiterung. — Stuttgart, 2002. — S. 214.

EXPANSION OF THE EUROPEAN UNION AND ITS INFLUENCE ON RELATIONS BETWEEN RUSSIA AND THE EUROPEAN UNION

O.M. Mescheryakova

The Department of Foreign Languages № 3 Peoples' Friendship University of Russia Miklykho-Maklaya Str., 9, Moscow, Russia, 117198

The article is devoted to the problem of relations between Russia and the European Union and complexities which have arisen in these relations in connection with the last expansion of the European Union. The fundamental principle of the European Union functioning is the principle of subsidiarity: the Union is entitled to take action if only on its level and through joint action it settles the task more effectively than it could be settled on the level of each individual Member State. The European Union worships the role of each State in establishing the EU politics. Therefore it is essential that Russia should develop its relations with separate States Members of the EU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.