Научная статья на тему 'Расшифровка гностических позднеантичных текстов как ключ к нетривиальным принципам построения современного программирования'

Расшифровка гностических позднеантичных текстов как ключ к нетривиальным принципам построения современного программирования Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
216
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГНОСТИЦИЗМ / ПРОГРАММИРОВАНИЕ / ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ / ТЕКСТ / ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / АНТИЧНОЕ НАСЛЕДИЕ / КРИПТОГРАФИЯ / СИМВОЛИЗМ / GNOSTICISM / PROGRAMMING / INFORMATION THEORY / TEXT / COMPUTING SYSTEMS / ANTIQUE HERITAGE / CRYPTOGRAPHY / SYMBOLISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Куликов Сергей Борисович

Статья проясняет базовую логику, лежащую в основе эзотерических языков программирования и в базисе упорядочивания гностических текстов. Методология исследования включает аналитический подход. Гностические тексты и эзотерические языки программирования демонстрируют базовую аксиоматику, на которую опираются решения, принимаемые в отношении выполняемых операций и/или оценок сути происходящих в мироздании событий. Для программирования это законы булевой алгебры, для гностицизма мифопоэтический символизм как основа построения высказываний. Содержание и вид аксиом различаются, но аксиоматический принцип, представленный именно как общий логический базис, сохраняется. Особенно важным результатом работы является обнаружение принципа криптосимволизма, который входит как в состав логических основ эзотерических языков программирования, так и в число базовых начал гностицизма. Автор делает вывод, что гностические тексты являются ключом к пониманию культурного смысла эзотерических языков программирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interpretation of gnostic late antique texts as key to the uncommon principles for creation of modern programming

Article clears up the basic logic, which is the cornerstone of esoteric programming languages and in basis of ordering of Gnostic texts. The methodology of a research includes analytical approach. Gnostic texts and esoteric programming languages show basic axiomatic, on which the decisions made on the carried-out transactions, and/or estimates of an essence of the events, which are taking place in the Universe, rely. For programming it is laws of a Boolean algebra, for Gnosticism it is mythopoetic symbolism as a basis of creation of statements. Contents and a type of axioms differ, but the axiomatic principle provided as the general logical basis remains. Especially important result of work is detection of the principle of cryptosymbolism, which enters as into structure of logical bases of esoteric programming languages, and in number of the basic beginnings of Gnosticism. The author makes a conclusion that Gnostic texts are a key to understanding of cultural sense of esoteric programming languages

Текст научной работы на тему «Расшифровка гностических позднеантичных текстов как ключ к нетривиальным принципам построения современного программирования»

УДК 004.43+ 811.93+141.33 DOI: 10.17726ДОШТ2018.1.2

Расшифровка гностических позднеантичных текстов как ключ к нетривиальным принципам построения современного программирования

Куликов Сергей Борисович,

декан факультета общеуниверситетских дисциплин, доктор философских наук, доцент,

Томский государственный педагогический университет Томск, Россия

Аннотация. Статья проясняет базовую логику, лежащую в основе эзотерических языков программирования и в базисе упорядочивания гностических текстов. Методология исследования включает аналитический подход. Гностические тексты и эзотерические языки программирования демонстрируют базовую аксиоматику, на которую опираются решения, принимаемые в отношении выполняемых операций и/или оценок сути происходящих в мироздании событий. Для программирования это законы булевой алгебры, для гностицизма - мифопоэтический символизм как основа построения высказываний. Содержание и вид аксиом различаются, но аксиоматический принцип, представленный именно как общий логический базис, сохраняется. Особенно важным результатом работы является обнаружение принципа криптосимволизма, который входит как в состав логических основ эзотерических языков программирования, так и в число базовых начал гностицизма. Автор делает вывод, что гностические тексты являются ключом к пониманию культурного смысла эзотерических языков программирования.

Ключевые слова: гностицизм, программирование, теория информации, текст, вычислительные системы, античное наследие, криптография, символизм.

URL: http://cyberspace.pglu.ru

Interpretation of gnostic late antique texts as key to the uncommon principles for creation of modern programming

Kulikov Sergey B.,

Dean of the Faculty of University-wide Disciplines, Doctor of Philosophy, Associate Professor, Tomsk State Pedagogical University Tomsk, Russia

Abstract. Article clears up the basic logic, which is the cornerstone of esoteric programming languages and in basis of ordering of Gnostic texts. The methodology of a research includes analytical approach. Gnostic texts and esoteric programming languages show basic axiomatic, on which the decisions made on the carried-out transactions, and/or estimates of an essence of the events, which are taking place in the Universe, rely. For programming it is laws of a Boolean algebra, for Gnosticism it is mythopoetic symbolism as a basis of creation of statements. Contents and a type of axioms differ, but the axiomatic principle provided as the general logical basis remains. Especially important result of work is detection of the principle of cryptosymbolism, which enters as into structure of logical bases of esoteric programming languages, and in number of the basic beginnings of Gnosticism. The author makes a conclusion that Gnostic texts are a key to understanding of cultural sense of esoteric programming languages.

Keywords: Gnosticism, programming, information theory, text, computing systems, antique heritage, cryptography, symbolism.

Введение

В современных условиях трудно представить себе более актуальную тему, чем осмысление влияния информационно-коммуникационных технологий на сферы повседневной жизни. Оно столь велико, что уже сложнее увидеть мир без компьютеров, нежели пытаться в духе кинофильмов «Бегущий по лезвию» (1982, реж. Р. Скотт) или «Матрица» (1999, реж. сестры Вачовски) изображать действительность, в которой кто-то стремится примириться с плодами информационно-коммуникационных технологий или, напротив, избавиться от них.

В то же время и в современных условиях не все способы программирования применяются исключительно в целях обеспечения работы технических устройств. Существует целый класс языков

программирования (так называемые «эзотерические языки», от греч. еоютергко^ - тайный, скрытый), которые создаются либо для отработки самих приемов программирования, либо даже просто ради шутки [5: 108]. Точно так и в древности некоторые мистические тексты включали приемы для совершенствования духовных практик, а не просто содержали осмысленную информацию о сути учения. Понять такие тексты мог лишь адепт, уже владеющий упомянутыми практиками на базовом уровне. Часть позднеантичных текстов, созданных гностическим авторами в начале нашей эры, относятся к данному разряду. Именно между этими двумя явлениями: эзотерическими языками программирования и гностическими текстами - автор и проводит аналогию.

Целью статьи выступает прояснение базовой логики, лежащей в основе эзотерических языков программирования и гностических текстов. Автор отстаивает тезис о том, что «расшифровка гностических позднеантичных текстов есть ключ к нетривиальным принципам построения современного программирования».

Материалы и методы исследования

В исследовании реализован аналитический подход, предполагающий анализ основ аргументации, на которых строятся высказывания (по возможности - любые) по поводу исследуемого объекта. В этом отношении логично обращаться к современным источникам, описывающим проявления информационно-коммуникационных технологий и фиксирующим ту власть, которой они обладают. Поэтому привлечение текстов многовековой давности может показаться на первый взгляд довольно непоследовательным. Автор сознает, что имеются проблемы с релевантностью сделанного утверждения, как и то, что есть трудности в принятии защищаемого в статье тезиса в целом. Поэтому важно отметить, что автор видит разницу между современным программированием и способами создания (построения) текстов в прошлом. Древние тексты (причем в поле внимания попадают не просто древние, а еще и мистические тексты) создавались не в целях обеспечения работы технических устройств, как это выполняется в современности. Целью древних текстов выступали кодификация и передача знания по цепочке поколений в рамках определенного сообщества. Поэтому, если и видеть аналогии в древних и современных практиках, то не между книгами и компьютерами, а между компьютерами (компьютерными системами) и коллективами людей (т.е. аналогом

Ш1: http://cyberspace.pglu.ru

программирования, в строгом смысле слова, выступают, скорее, не правила построения текстов, а правила написания, чтения и истолкования этих текстов).

В связи с этим автор не утверждает, что «гностики были первыми программистами», либо же «гностицизм - это программирование в прошлом, а программирование на эзотерических языках - это гностицизм в настоящем»; и т.д. Задача, которая решается в данной статье, гораздо скромнее, а именно: показать, что имеются общие логические принципы, лежащие в основе некоторого вида современных языков программирования и в базисе некоторых позднеантичных текстов.

Результаты исследования и их обсуждение

Место эзотерических языков в составе современного программирования. Любая компьютерная программа выступает в качестве набора инструкций, в соответствии с которыми работает компьютер или «автоматическая быстродействующая цифровая вычислительная машина», как данное устройство называли пионеры отечественной теории программирования [6: 57-58]. Эти инструкции связаны между собой базовой логикой, выражающейся в правилах, по которым выполняются вычисления. Каждое действие определяется предыдущим и однозначно детерминирует всякое последующее, составляя алгоритм вычисления. Инструкции выражаются в виде упорядоченного набора символов, в отношении которых и действуют указанные выше правила. Запись программ при помощи конкретных символов есть реализация одного из языков программирования, в числе которых особое место занимают эзотерические языки. Вместе с тем при раскрытии характеристик этого места не обойтись без обращения к следующим идеям.

В принципе всякая программа есть то, что Л. Витгенштейн называл «языковой игрой». Правила, по которым сопрягаются символы, составляя программный код, имеют произвольный характер. Это не мешает части из них быть строго упорядоченными на основе логики предикатов первого порядка. Применение логики первого порядка в полной мере отвечает основной задаче программирования - задать алгоритмы работы вычислительных устройств. В таких логиках высказывания выглядят как версии математических функций у=где на месте переменных (аргументов) могут записываться переменные (^ у, z...) и/или константы (а, Ь, с...), а на месте зависимых переменных (функций) - признаки пред-

метов (P Q, R...). Построение формул обусловлено применением конъюнктивных (&, л) и дизъюнктивных (v) связок, а также импликации э) и тождества Используют еще знаки отрицания (-, ~) и скобки (()). Все эти средства, предполагающие в ходе построения выводов отсылки к аксиоматике, которая лежит в основе логики первого порядка, позволяют задавать базовые операции для выполнения компьютерных вычислений.

Возникает вопрос, в чем именно автор видит произвольность правил, которые упорядочивают процедуры программирования. Речь идет не о полной спорадичности совершаемых действий. На этой основе алгоритмы вычислений не могут быть построены, во всяком случае, в строгом понимании вычислительных действий. Действительно, мало что выйдет, если в одном случае понимать под числом «2» собственно двойку, а потом взять и использовать в вычислениях яблоко, а далее - снова видеть под яблоками двойки. На этом пути не получится ни вычислений, ни двойных яблок. Под произвольностью следует понимать использование в программировании существующих формально-логических систем, в которых реализуются свойственные только этим системам алфавиты, аксиоматики и правила вывода. В частности, вполне может быть применена логика, в которой считается не общезначимым закон исключенного третьего (т.е. реализуется интуитивистская логика А. Гейтинга), либо не используется строгая дизъюнкция (последнее находит применение в языке программирования Алгол (Algol)).

Важно подчеркнуть, что у автора данной статьи не было намерения свести все возможные варианты логического описания языков программирования только к логике предикатов первого порядка, либо же утверждать, что вообще нет никакого порядка в этих языках. Идея автора имеет несколько иной характер, ибо речь идет скорее о релятивизме в подходах к описанию программирования в логических аспектах. Предполагается, что в противовес, допустим, суждениям Г. Лейбница нет какого-то привилегированного языка (и привилегированной логики), к которому бы сводились все остальные существующие языки. Вполне понятно, что логика задает идеальный вид отдельно взятым языкам, понимая это как детерминацию синтаксиса, семантики и прагматики. Просто такая идеализация не носит абсолютный характер. Именно потому можно равно утверждать и что языки программирования довольно жестко опираются на некоторую логику, которая не всег-

URL: http://cyberspace.pglu.ru

да прослеживается в явном виде*, и что языки программирования произвольны, ибо могут опираться на разные логические системы.

Эзотерические языки программирования (Spaghetti, Come Here, Befunge, Whitespace, Malborge, Nil, Unlambda, Iota, Joy, Entropy, HQ9+ и другие) реализуют одну из логических систем. В отечественной исследовательской литературе зафиксировано, что такие языки в целом создаются для достижения как минимум четырех целей: 1) проверка интеллектуальных сил программиста; 2) вызов сообщества; 3) развлечение; 4) обучение программированию [5: 108; 15]. Данные, накопленные в зарубежных исследованиях, подтверждают это положение [13; 12]. Вместе с тем не вполне ясно, какую именно логическую систему реализуют эзотерические языки, если вообще можно говорить о какой-то одной логике в основе таких языков.

Принципиально важно отметить зависимость любого эзотерического языка программирования от булевой алгебры, реализуемой и в других видах программирования. В свою очередь это означает, что в число логических основ эзотерических языков входят следующие законы: тождества, отрицания, идемпотентности, коммутативности, ассоциативности, дистрибутивности, поглощения, двойственности (законы де Моргана), двойного отрицания [4: 205]. Вместе с тем реализация этих законов воплощается в программных кодах, создаваемых с применением принципиально нетипичных для этих целей знаков и символов: табуляции, пробела, цветовых ассоциаций и других. Последнее обстоятельство и позволяет квалифицировать тот или иной язык программирования как эзотерический perse. В силу чего указанные выше логические основы можно дополнить принципом криптографического символизма, понимая это как использование по умолчанию шифрованных способов записи программ. В принципе любая программа есть реализация конкретного кода, сама возможность расшифровки которого требует специальной подготовки. Но в случае эзотерических языков одной только стандартной подготовки в области программиро-

* Под «явностью» и «неявностью» реализации логики в языке программирования подразумеваются прямое указание на набор аксиом, лежащих в основе программируемых вычислений, равно как пояснение способов построения формул из базовых символов (алфавита) и представление правил вывода таких формул из базовых аксиом. Как показывают исследования зарубежных коллег [14: 1-22], постоянно сохраняется теоретическая возможность прояснить логические основания конкретного языка программирования в полном их объеме.

вания обычно недостаточно, ибо требуется именно что разгадать, как используемые нестандартные обозначения позволяют создать конкретный программный код.

Использование криптосимволов, играющих принципиальную роль в выстраивании эзотерических языков программирования, обусловливает специфику логической структуры этих языков. В стандартных (т.е. экзотерических, от греч. е^штергко - внешний, общепринятый, открытый) языках программирования используемые символы и знаки операций имеют открытый характер. Открытость, в частности, подразумевает возможность простого усвоения алфавита в целях создания на его основе программных кодов. В нестандартных (эзотерических) языках программирования упомянутые символы и знаки шифруются, т.е. имеют закрытый характер. В силу этого в логическую структуру эзотерического языка помимо стандартных правил вывода и указаний вариантов правильно построенных формул входят также способы шифровки/расшифровки этих формул.

Примером криптосимволизма является применение в языке Whitespace пробелов, знаков табуляции и других знаков, не различимых на экране [5: 108]. В другом языке Piet программные кодировки строятся на основе привязки определенных значений к определенным же цветам (всего используется около двадцати цветов) [2: 248]. Все эти и многие другие примеры свидетельствуют о том, что в эзотерических языках программирования реализуется более сложная по собственной логике структура высказываний, нежели это демонстрируют экзотерические языки. Данный вывод тем более поразителен, ибо в плане своего выражения способы шифровки в эзотерических языках выглядят, как правило, значительно беднее, нежели это принято в большинстве языков программирования. Но именно потому стоит согласиться с тем, что в образовательных целях эзотерические языки являются значительно более перспективными, нежели большинство стандартных языков программирования. Программист, которого обучают эзотерическому языку, будет знать как минимум на один способ кодировки больше, нежели программист, прошедший традиционное обучение.

Наличие дополнительного элемента в логической структуре роднит эзотерические языки программирования и способы выражения гнозиса как тайного мистического знания в позднеантичных текстах. Результаты анализа данного родства представлены в следующем разделе статьи.

№ 1 (14), июнь 2018

- 29

Ш1: http://cyberspace.pglu.ru

Гностические тексты как ключ к пониманию культурного смысла эзотерических языков программирования. Гностические тексты создавались в особый период развития позднеантичных учений П-Ш вв.н.э. [16; 12]. В этот период формировалось христианство как мировая религия, у которой не было официального статуса (в Римской империи равноправие христианства и древних культов признали лишь в IV веке). Отсутствие официальной поддержки сочеталось с желанием отдельных адептов (Василид, Валентин, Маркион и др.) создать альтернативную систему религиозно-философских взглядов, в основе которых, как полагалось, лежала освобождающая истина, некоторое сокровенное знание. Системы воззрений могли включать в себя христианские идеи, а могли и не включать, апеллируя к языческой древности (яркими представителями здесь были сторонники герметизма). Общей чертой систем, ориентированных на представление о равенстве свободы и знания, оказывалось использование шифрованных высказываний, понимание которых было недоступно широким кругам позднеантичного общества.

В число задач исследования не входит подробный анализ всех вариантов гностицизма. Видится вполне достаточным прояснение его отдельных форм, в которых реализуется шифрование высказываний по поводу происхождения мира, его природы и судьбы. Прояснение логики, в рамках которой выстраивались высказывания, вполне позволяет понять основания отнесения гностических шифрограмм к типу лингвистических объектов, сравнимых с эзотерическими языками программирования.

Гностические высказывания относительно происхождения мира, подразумевающие упорядоченную совокупность идей о структуре бытия, предполагают противопоставление «истинной» (подлинной) природы вещей и их «видимого» (неподлинного) воплощения. В частности, в одном из текстов находим: «В истине не так как с человеком, который в мире: этот видит солнце, хотя он - не солнце, и он видит небо, землю и другие предметы, не будучи этим. Но ты увидел нечто в Том Месте и стал им. Ты увидел Дух - ты стал Духом. Ты увидел Христа - ты стал им. Ты увидел [Отца - ты] стал Отцом» (КНСП.3.44)*.

* Здесь и далее Апокрифические Евангелия гностиков (тексты Наг-Хам-мади Кодекса, II) даются в переводе М. К. Трофимовой. Ссылки оформляются в соответствии с принятыми в международной практике обозначениями (напр., «Апокриф Филиппа» -ЫНСП.З).

В связи с приведенным фрагментом проясняется необходимость опоры на символизм для понимания логических основ построения гностического текста. В этом случае актуализируется описание сущего в его бытии на базе подхода, содержащего такую максиму: чем меньше буквальности «вчитывается» в высказывание, тем более восприятие смысла высказывания соответствует выраженному в нем смыслу бытия. Оправданность максимы обусловлена тем, что, как сказано в апокрифическом Евангелии от Филиппа, «истина не пришла в мир обнаженной, но она пришла в символах и образах» (КНСП.3.12). Из этого ясно, что лишь всякое материальное (телесное) явление может быть описано при помощи слов, имеющих буквальное значение. Сфера нематериального (нетелесного) предполагает использование тех же средств выражения уже символическим образом. В определенном смысле можно сказать, что логика гностических текстов демонстрирует идеал познания, в рамках которого основным средством выражения выступает мифопоэтика. Высказывания могут выглядеть внешне как проявление относительно бессвязной речи, наполненной «чистыми» знаками. Отсутствие строгого порядка в предложениях свидетельствует о «близости» говорящего к истине как таковой. Вместе с тем проясняется близость логических основ построения гностических текстов принципу криптосимволизма, характерному для современных эзотерических языков программирования.

Гностики усматривают основания сущего в контексте противопоставления природного и умопостигаемого (физического и интеллигибельного). Причем это противопоставление настолько радикально, что прямое обозначение начал сущего скрыто не только от зрения как способности фиксировать физический вид объекта, но и от способов усмотрения, представленных в качестве гипотетической способности «видеть умом». Так, Ириней Лионский приводит основоположения гностицизма, согласно которым «...в невидимых и не именуемых высотах сперва существовал какой-то совершенный Эон (al8юv), которого именуют Первоначалом (Проархп), Первоотцом (Пропатюр) и Глубиной (Ви9од). Он -необъятный и невидимый, вечный и безначальный, существовал бесчисленные века времен в величайшей тишине и спокойствии [курсив везде наш - С.К.]» [3: 21].

В плане же соотнесения гностических текстов и программ, написанных на эзотерических языках, открываются перспекти-

№ 1 (14), июнь 2018 Ш: http://cyberspace.pglu.ru

вы обнаружения правил, по которым можно создавать виртуальные миры особого рода. Но открываются не менее любопытные перспективы по соотнесению принципов современного программирования и античных способов описания окружающего мира. Гностицизм с очевидностью опирался на противопоставление физического (материального, чувственно видимого) и нефизического (нематериального, чувственно невидимого). То, что нельзя увидеть физическим глазом, становится обозримо глазом умственным. Тем самым противопоставление физического и нефизического превращается в противопоставление физического и интеллигибельного. В свою очередь физическое и интеллигибельное может быть понято в современных условиях как антитеза реального и виртуального. Другими словами, гностические идеи трансформируются в положение о том, что всякий невидимый в реальности объект может быть представлен виртуальным образом.

Прослеживаемая связь между принципами программирования и античными способами упорядочивания текстов позволяет по-новому взглянуть на то обстоятельство, что оппозиция физическое/ интеллигибельное была традиционной для античного типа философского мышления. В частности, уже у Платона значение понятия «тело» (сюца) ассоциировалось с «нежелательным состоянием души» [7: 39]. Вместе с тем гностики наиболее последовательно придерживались воззрений о противопоставлении физического и интеллигибельного. Л. Шестов замечает, что поскольку гностики «.стыдились и боялись «тела» и были убеждены, что все зло в мире от тела», то и утверждали в связи с этим, что «.нужно избавиться от тела» [10, т. 2: 356]. В связи с этим оправдан вывод, что, несмотря на понимание гностиками телесной сферы в виде «нежелательного состояния души» и даже в качестве зла как такового, данная установка осуществляется в контексте переосмысления общих предпосылок античной традиции. В этом смысле гностические представления о структуре бытия раскрывают, с одной стороны, один из вариантов логического завершения античного типа философского мышления, а с другой, - показывают логические предпосылки современных форм программирования.

Параллели в принципах построения гностических текстов и логических основах эзотерических языков программирования отчетливо прослеживаются в сфере гностических представлений о природе и судьбах окружающего мира. В типе мысли, присущем

сторонникам гностицизма, понятие «мир» («космос») фактически служит для обозначения противопоставленности видимой оболочки невидимому Первоначалу. Символический характер мира, бытие которого по собственной природе связано со злом, требует процедуры отвлечения от видимых черт у объектов, окружающих человека. Как полагает Р. В. Светлов, «.видимый, чувственно-телесный, а еще точнее, внешний мир рассматривается гностиками как зло. Такие предикаты «как бы бытия», как беспорядок, множественность, аморфность, судьба . перестают быть констатацией онтологического факта и сопровождаются эмоционально-волевым отторжением всего, что отличается от прекрасной Плеромы» [9: 85].

Нетрудно заметить, что представления о природе мироздания и его судьбах следует строить в контексте общего различия между «возможным» и «действительным», т.е. в условиях противопоставления виртуального и реального. Такое различение выступает буквально программой действий для построения адекватного отношения к окружающей адепта действительности. Виртуальное для гностиков не просто оборотная сторона мира, которую следует мыслить как принципиальную возможность или умопостигаемую идею. Это есть сам мир, но мир, который пал и дается в виде отражения в кривом зеркале. Атрибутами телесного выступают изменчивость, множественность, текучесть и другие моменты. Такая атрибуция, взятая как целое, составляет образ Первоначала в виде внепространственной и вневременной точки, избавленной от всякой положительности. Мир телесного есть символический способ представить то, чем Бог абсолютно не является, что Он не-есть в принципе. Такое представление неизбежно порождает совокупность правил по обращению с телесным и бестелесным, лежащих в основе особой программы действий по выстраиванию отношений как к телесному, так и к бестелесному.

Гностицизм, содержащий в своих пределах программу действий относительно сфер телесного и бестелесного, выступает далеко не единственным античным прообразом современного программирования. Представление о мире как о виртуальном «ан-ти-Боге», которое в современной исследовательской литературе обозначается понятием «процесс овнешнения Плеромы» [9: 93], сближает гностицизм с другими позднеантичными направлениями философской мысли. Это видно на примере отношений гно-

Ш1: http://cyberspace.pglu.ru

стицизма и неоплатонизма. Неоплатоники (Плотин, Ямвлих и др.) не претендовали на внесение принципиальной новизны. Их целью выступало устранение исторических «искажений» классических канонов Истины. Физический мир демонстрирует дефицит Блага, но он обусловлен Благом, как внешнее - внутренним. В частности, Плотин замечает, что поскольку «...всесущее не связано ни с каким местом, оно присутствует в своей целости во всем, чему присуще бытие», а «.чувственный мир . покоится, как в своей основе, на том истинном и вездесущем мире, который в себе его содержит», то «.мир истинно-сущего - всеобъемлющий мир, мир же видимый - его подобие» [8: 145-148]. Гностики критически переосмысляют классическую диалектику внутреннего и внешнего в понимании мира, разрешая ее в пользу представлений о чувственном мире как предельном отрицании Первоначала. Именно поэтому в отношении к современным языкам программирования гностицизм является наиболее важным учением, формировавшимся в позднеантичный период.

Указанные характеристики мироздания накладывают отпечаток на особенности гностического истолкования судьбы мира. Ириней Лионский сообщает, что «.о том, что вне Плеромы, говорят они [гностики] следующее: Помышление горней Премудрости (Еофш), которое называют также Ахамот, отделившись вместе со страстью от Плеромы, говорят, по необходимости сильно вскипело в местах тьмы и пустоты. ... Но сжалился над ним горний Христос и, простершись через Крест, собственной силой образовал образ только по сущности, но не относительно знания. ... Получив образ и способность разумения, но оставшись без соприсутствующего ему слова, т.е. Христа, оно [Помышление] устремилось на поиски оставившего его света, но не могло достигнуть его, потому как воспрепятствовал Предел. . Не могши перейти Предел, Помышление подпало под всякого рода страдания. . Таковы, говорят, были происхождение и сущность вещества, из которого составился этот мир: от того обращения получила происхождение всякая душа, как Мира, так и Демиурга; от Страха и печали же произошло все остальное» [3: 29-30].

Нетрудно видеть, что космос у гностиков понимается и в контексте вполне традиционной для античности идеи внутреннего «умопостигаемого» присутствия Бога, скрытого внешним многообразием «физического», и в контексте проблемы искупления

чужой вины за «падение» умопостигаемого Космоса в область физического. Космос предстает крайне противоречивым образованием и как случайное событие «падения», но и как необходимое состояние, показательный урок непосильного деяния. С этой точки зрения набор инструкций (правил), которые служат для управления представлениями о судьбе мира в гностических текстах, получает завершенный вид именно в свете обязательного учета момента сокрытости (зашифрованности) внутренних причин во внешних проявлениях их реализации. Гностические представления крайне вариативны по содержанию, и тем важнее понять, что общей их основой выступает принцип криптосимволизма. В конечном итоге вопрос заключается не в том, насколько благ или неблаг мир и его Творец. Важнее понять, насколько основная суть мира и процессов, протекающих в нем, скрыта от глаз стороннего наблюдателя и каким конкретным образом данное сокрытие выполняется. Именно такое понимание максимальным образом позволяет осознать гностицизм в качестве культурного смысла (кода) эзотерической деятельности в целом и разработки эзотерических языков программирования в частности.

Заключение

Прояснение логических основ построения гностических текстов приводит к уверенному выводу о параллелизме в реализации гностических установок и компьютерных программ, выполненных на базе эзотерических языков. Это не означает, что компьютерные программы и гностические тексты суть одно и то же, как не означает скрыто гностических мотиваций у современных программистов, занимающихся разработкой эзотерических языков. В результате проведенного исследования проясняется базовая логика, лежащая и в основе программирования на эзотерических языках, и в основе создания гностических текстов (учений). Логические основы демонстрирует двойственный характер формально-аксиоматического способа построения высказываний. С одной стороны, и гностические тексты, и эзотерические языки программирования показывают базовую аксиоматику, на которую опираются решения, принимаемые в отношении выполняемых операций и/или оценок сути происходящих в мироздании событий. Для программирования это законы булевой алгебры, для гностицизма - символизм (мифопоэтика) как основа построения высказываний. С другой

URL: http://cyberspace.pglu.ru

стороны, вряд ли кто-то согласится признать, что у эзотерических языков программирования и гностических текстов есть общая аксиоматика, особенно если учесть формальный характер аксиоматики в программировании. Аксиомы (их содержание и вид) будут, безусловно, различными, но аксиоматический принцип, представленный именно как общий логический базис, сохраняется. Но особенно важным результатом работы является обнаружение общего принципа, а именно принципа криптосимволизма, который входит и в состав логических основ эзотерических языков программирования, и в число базовых начал гностицизма. Причем если в эзотерических языках программирования криптосимволизм является дополнительной характеристикой логической структуры, то в рамках гностицизма этот принцип выступает как основной. Именно поэтому можно с уверенностью заявлять, что гностические тексты являются ключом к пониманию культурного смысла эзотерических языков программирования.

Литература:

1. Владимиров Д.А. Булевы алгебры. М.: Наука, 1969. 320 с. (Vladimirov D. A. Boolean algebras. M.: Nauka, 1969. 320 p.)

2. ГукМ. А., Ануфриева У. А. Интерпретатор Piet - языка программирования с цветовым кодированием // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2010. Т. 2. № 16. С. 248-250. (Guk M. A., Anufriyeva U. A. The Piet interpreter - a programming language color-keyed // Psihologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus. 2010. T. 2. № 16. P. 248-250.)

3. Ириней Лионский. Творения / Пер. с древнегреч. прот. П. Преображенского. М.: Молодая гвардия, 1996. 640 с. (Irenaeus. The Works / Transl. by P. Preobrazhensky. M.: Molodaja gvardija, 1996. 640 p.)

4. Калбертсон Дж. Т. Математика и логика цифровых устройств / Пер. с англ. Г. А. Шестопала. М.: Просвещение, 1965. 268 с. (Kalbertson J. T. Mathematics and logic of digital devices / Translated by G. A. Shestopal. M.: Prosveshcheniye, 1965. 268 p.)

5. Кудрявцева И. А. Эзотерические языки в обучении теоретическому программированию // Научное мнение. 2014. № 11-2. С. 107-112. (Kudryavtseva I. A. Esoteric languages in teaching theoretical programming // Nauchnoe mnenie [The Scientific Opinion]. 2014. No. 112. P. 107-112.)

6. Ляпунов А. А., Шестопал Г. А. Начальные сведения о решении задач на электронных вычислительных машинах // Математическое просвещение. 1957. Вып. 1. С. 57-74. (Lyapunov A. A., Shestopal G. A. Initial data on the solution of tasks on electronic computers // Matematicheskoe prosveshhenie. 1957. Issue 1. P. 57-74.)

7. Платон. Федон, Федр, Пир, Парменид. М.: Мысль, 1999. 528 с. (Platon. Fedon, Fedr, Pir, Parmenid. M.: Mysl, 1999. 528 p.)

8. Плотин. Избранные трактаты. Минск: Харвест; М.: АСТ, 2000. 320 с. (Plotinus. Chosen treatises. Minsk: Harvest; M.: AST, 2000. 320 p.)

9. Светлов Р. В. Гнозис и экзегетика. СПб.: РХГИ, 1998. 480 с. (Svetlov R. V Gnozis and exegetics. SPb.: RHGI, 1998. 480 p.)

10. Шестов Л. Сочинения: в 2 т. М.: Наука, 1993. (Shestov L. The Works: in 2 volumes. M.: Nauka, 1993.)

11. Busch A. Characterizing Gnostic Scriptural Interpretation // Zeitschrift fur Antikes Christentum. 2017. Vol. 21, Iss. 2. P. 243-271.

12. Drago§ R., Halita D. Socket extensions for esoteric languages // Annals of the University of Craiova, Mathematics and Computer Science Series. 2014. Vol. 41. Iss. 2. P. 271-279.

13. Goldberg D. What every computer scientist should know about floatingpoint arithmetic // ACM Computing Surveys (CSUR). 1991. Vol. 23. Iss. 1. P. 5-48.

14. Hoare C.A.R., Jifeng He. Unifying theories of programming. New York: Prentice Hall, 1998. 298, XX p.

15. Nasyrova S.R., Molodovskiy E. A. Esoteric programming languages // Наука и Мир. 2017. Т. 1. № 2 (42). С. 34-38.

16. Roddy N. Ultimate reflections, infinite refractions: Form and function in the elusive genre of testamentary literature // Studia Hebraica. 2003. No. 3. P. 298-310.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.