Сушкин П.П. 1928. Высокогорные области земного шара и вопрос о родине первобытного человека // Природа 3: 249-280. Сушкин П.П. 1938. Птицы Советского Алтая и прилежащих частей СевероЗападной Монголии. М.; Л., 1: 1-317, 2: 1-435. Тугаринов А.Я. 1929. Северная Монголия и птицы этой страны // Материалы Комис. по исследованию Монголии и Тувинской Народной Республики и Бурят-Монгольской АССР 3: 145-236. Хахлов В .А. 1928. Зайсанская котловина и Тарбагатай // Изв. Томск. ун-та 81: 1157.
Hartert E. 1903-1922. Die Vögel der paläarktischen Fauna. Berlin, 1-3: 1-2328. Sclater Ph.L. 1858. On the general geographical distribution of the members of the
class Aves // J. Proc. Linn. Sic. London. Zool. 2: 130-145. Sclater Ph.L. 1891. The geographical distribution of birds // Hungar. Comm. of 2nd Inter. Ornithol. Congr. Budapest: 1-45.
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2012, Том 21, Экспресс-выпуск 761: 1228-1232
Расселение семиреченского фазана Phasianus colchicus mongolicus в Джунгарском Алатау и Тарбагатае
Н. Н. Березовиков
Второе издание. Первая публикация в 2005*
В первые десятилетия ХХ века семиреченские фазаны Phasianus colchicus mongolicus (Brandt, 1845) обитали в пустынной зоне Южного Прибалхашья в нижнем и среднем течении рек Лепса, Баскан, Аксу, Каратал, но в своем распространении не доходили даже до предгорий Джунгарского Алатау (Шнитников 1949). В Восточном Прибалхашье в дельте реки Аягуз в 1884 году они уже не водились (Никольский 1887). В Северном Тарбагатае и по Чёрному Иртышу в Зайсанской котловине в конце XIX — начале ХХ веков фазаны отсутствовали, хотя их отмечали здесь между 1840 и 1876 годами во времена экспедиций Г.С.Карелина и А.Брема. Небольшой очаг обитания фазанов в это время сохранялся на Алаколь-Сасыккольской системе озёр, главным образом в низовьях Тентека. Это место на протяжении столетия считалось северо-восточным пределом распространения семиреченского подвида фазана на востоке Казахстана.
* Березовиков Н .Н. 2005. Расселение семиреченского фазана в Джунгарском Алатау и Тарбагатае //Каз. орнитол. бюл. 2005: 197-200.
Период пребывания фазанов в Алакольской котловине в течение ХХ века характеризуется периодическими колебаниями его численности от почти полного исчезновения до постепенного заселения мест былого обитания. Но во всех случаях основным местом его гнездования оставались тугайные леса нижнего течения Тентека и тростниковая дельта этой реки (южная часть Сасыкколя). Именно из этих мест после очередной депрессии, чаще всего связанной с суровыми зимами, каждый раз начиналось постепенное возрождение его популяции и расселение по Алакольской котловине. Хронология этих событий выглядит следующим образом.
В мае 1876 года фазана встречали в западной части озера Сасык-коль (ГтвеЬ 1879), однако уже в первые десятилетия ХХ века он полностью здесь исчез. После долгого отсутствия впервые в западном углу озера Сасыкколь фазан был отмечен только в 1936 году, а в 1940 он уже заселил южное побережье этого озера, северный берег озера Уялы (ныне Кошкарколь), а по пойме реки Тентек проник до села Уч-Арал (Шнитников 1949, с. 655). В дальнейшем численность фазана увеличивалась до зимы 1945/46 года, когда он снова полностью вымер и лишь в 1947 году вновь появились одиночные особи (Слудский 1965). В суровую зиму 1950/51 года фазанов здесь опять почти не стало, но уже в 1953 году они в небольшом числе встречались по Тентеку (Кузьмина 1962). Достигнув в 1966-1968 годах оптимальной для этой местности численности, фазан в необычайно суровую зиму 1968/69 года почти целиком вымерз. Лишь к 1975 году его численность вновь восстановилась, чему также дополнительно способствовал выпуск завезённой партии из 14 пар фазанов в пойменном лесу Тентека у посёлка Уч-Арал на особо охраняемом участке Алакольского лесхоза (Березовиков и др. 2004).
В 1980-1990 годах фазаны были сравнительно обычны в нижнем течении Тентека и его дельте, встречались в сельскохозяйственных угодьях вдоль северного подножия гор Текели и Сайкан, где они были излюбленным объектом осенней охоты местного населения. После сильных пожаров в 1996-1998 годах, в результате которых в пойме Тентека выгорели ягодные кустарники (ежевика, тёрн, облепиха, шиповник) и серии многоснежных зим, продолжавшихся до 2000/01 года, численность фазана снизилась здесь до минимума. В 2002-2005 годах вновь наблюдалось заметное увеличение количества этих птиц как в пойменном лесу Тентека, так и по тростниковой окраине дельты этой реки. Фазаны стали заселять восточный угол Сасыкколя (Боргенский залив), распространяясь на западную окраину озера Кошкарколь от Тогыгтубека. В июле 2005 года мы их встретили также в тростниках соседнего озера Коржинколь. Заселили они сельскохозяйственные угодья на участке между Бесколем, Актюбеком и Инталы, отдельные особи
стали проникать по Майскому каналу до Бескольских озёр на западном побережье Алаколя.
По всей видимости, в прошлом фазан обитал также в дельтах Урд-жара и Эмели в восточной и северо-восточной частях Алакольской котловины. Достоверные сведения относятся к августу 1983 года, когда одна самка была встречена в среднем течении реки Эмель, а несколько птиц наблюдалось в нижнем течении Урджара, в 25 км северо-восточнее посёлка Рыбачье (Стариков 2002). Сохранился фазан в тугаях Эмели и в настоящее время. По долине этой реки и её притокам он постепенно расселяется в южные предгорья Тарбагатая. Так, в 2000 и 2001 годах случаи появления одиночных фазанов фиксировались С.С.Шмыгалёвым в пойме реки Карабуты в окрестностях посёлка Ка-рабута. Но пока это были лишь единичные залёты и до 2005 года фактов их размножения в этих местах не наблюдалось. В западной же части Тарбагатая следует ожидать вселения их в ущелья рек Урджар, Егинсу и Каракол, в которых имеются соответствующие для их обитания условия, а также заселения старовозрастных лесополос вдоль трассы Маканчи-Урджар-Таскескен. В старых карагачёво-лоховых лесопосадках вдоль семипалатинской трассы у свёртка к посёлку Таске-скен самца фазана встречали 1 июня 1993 (А.Г.Лухтанов, устн. сообщ.). В эти места он, вероятнее всего, проник по долине реки Каракол с северного побережья озера Сасыкколь.
Завершая рассмотрение распространения фазана в Алакольской котловине следует заметить, что в северо-восточных и восточных отрогах Джунгарского Алатау, примыкающих к озеру Алаколь, фазан пока отсутствует в ущельях речек Естембет, Жаманты, Кызылтал, Ыргай-ты, Теректы, Токты, а также в пойме протоки Жаман-Откель между озёрами Жаланшколь и Алаколь. Можно предполагать, что при благоприятном течении процесса восстановления численности и дальнейшего расселения фазаны, несомненно, заселят и эти места.
Значительные изменения в размещении фазана произошли в Джунгарском Алатау. М.А.Кузьмина (1962, с. 479) сообщала, что «относительно распространения фазана в предгорьях Джунгарского Алатау сведений у нас нет». М.Н.Корелов в 1952, 1954 и 1956 годах не обнаружил его в горных долинах Биже, Коксу, Биен, Аксу, Теректы, Баскан, Тентек и Токты. В последние два десятилетия произошло вселение фазанов в некоторые горные долины Джунгарского Алатау. Этому отчасти способствовали локальные выпуски небольших партий фазанов в лесхозах, но в большей степени это происходит за счёт естественного расселения вида, начавшегося с середины 1990-х годов. Подобные процессы в этот же период происходят в северных предгорьях Заилийского Алатау вплоть до Анархая в Чу-Илийских горах (Карпов 2003). Фазаны стали активно расселяться по подгорным долинам в
сельскохозяйственных ландшафтах — по лесополосам, полям, садам, дачным участкам, огородам. Вместе с тем происходит заселение горных долин и ущелий, куда птицы проникают как по речным тугаям, так и по густым лесопосадкам вдоль дорог.
Достоверно известно, что в 1980-е годы фазаны расселились вверх по долине Тентека в северо-восточные отроги Джунгарского Алатау, где в отдельные годы они проникали до посёлка Дзержинский на реке Шет-Тентек (Березовиков, Левин 2002), то есть до высоты 800-1000 м над уровнем моря. Этому во многом способствует наличие множества ягодных кустарников (боярышник, тёрн, шиповник, малина) и диких яблочников в речных долинах и особый микроклимат этих мест с мягкими зимами. В настоящее время расселение идёт вглубь основных притоков этой реки - Левый Тентек, Орта-Тентек, Шет-Тентек. С 2003 года фазан стал встречаться на реке Орта-Тентек у села Бибикан (бывшая Успеновка). В июле 2002 года его встречали на разнотравных лугах с кустарниками в междуречье Тентека и Орта-Тентека (Ков-шарь, Ланге, Торопова 2002). На перевале между посёлка Кольбай и Кабанбай (бывшая Андреевка) по трассе Алматы-Усть-Каменогорск самца фазана встретили 9 июня 2004 в старой карагачёво-клёново-лоховой лесополосе. Возможно, что птицы сюда расселились из поймы реки Чинжилы (левый приток Тентека) или же из тростниково-таль-никовой поймы реки Шиликты, текущей между посёлками Кольбай и Архарлы. В верхней части долины реки Лепсы у посёлка Лепсинск фазаны появились в 1993-1994 годах и с этого времени успешно прижились здесь в лесопитомнике Лепсинского лесхоза по зарослям терновника, шиповника и репейника.
В Капальской долине обитание фазана известно в пойменных тугаях реки Биен между посёлками Суыксай, Арасан и ниже. По словам местных охотников, в 2001 году в этих местах они появились в результате выпуска небольшой партии примерно в 1980-х годах и успешно прижились здесь благодаря наличию зарослей облепихи и других ягодных кустарников. На северном склоне гор Коныртау между посёлками Сага-Биен и Жансугурово (45°23 с.ш., 79°05' в.д., 715 м н.у.м.) 10 мая 2003 в средней части глубокого ущелья с зарослями спиреи, шиповника и ежевики А.С.Левин наблюдал токующего самца, который каждые 3-4 мин кричал и хлопал крыльями. Примечательно, что детально обследуя эти ущелья Коныртау весной 2001-2002 годов фазанов мы здесь ни разу не видели.
В настоящее время фазаны расселены по всей долине реки Коксу до посёлка Талапты (44°48' с.ш., 78°20' в.д.). Отдельные особи встречаются по Коксу до посёлка Рудничный и на реке Коктал до слияния её с Каскентереком. Обычен фазан по долине Каратала, по которому также проникает до гор. В ноябре-декабре 1982 года в тугаях Каратала
в окрестностях города Талды-Кургана за охотничью экскурсию протяженностью 5 км встречали до 8-10 фазанов. Зимой фазаны регулярно появлялись здесь на дачах на Красном камне (В.С.Аракелянц, устн. сообщ.). В 2000-2005 годах мы регулярно встречали этих птиц в северозападных отрогах Джунгарского Алатау в пойменном тугае реки Биже ниже станции Айнабулак. Обнаружен фазан также в мае 2002 года по реке Малая Биже на участке ущелья вдоль железной дороги между станциями Айнабулак и Сарыозек. Несомненно, по долине Биже и её притокам фазаны проникли вглубь гор в Кугалинскую долину. Так, в старовозрастных карагачёво-лоховых лесополосах вдоль трассы Са-рыозек-Жаркент, у её свёртка на посёлок Кугалы, 18 ноября 2003 встречено 2 фазана (Р.Т.Шаймарданов, устн. сообщ.). В прежние годы фазаны здесь отсутствовали и появились в результате естественного расселения, вероятнее всего, по придорожным лесопосадкам.
Литература
Стариков С.В. 2002. Материалы к орнитофауне северо-восточной части Алакольской котловины (Восточный Казахстан) // Рус. орнитол. журн. 11 (178): 187213.
Березовиков Н.Н., Грачев В.А., Анисимов Е.И., Левинский Ю.П. 2004. Зимняя фауна птиц Алакольской котловины // Тр. Ин-та зоол. МОН РК 48: 126150.
Березовиков Н.Н., Левин А.С. 2002. К фауне птиц восточной части Джунгарского Алатау // Selevinia: 93-108. Карпов Ф.Ф. 2003. К современному распространению семиреченского фазана в
Алматинской области // Каз. орнитол. бюл. 2003: 168-169. Ковшарь А.Ф., Ланге М., Торопова В.И. 2002. Орнитологические наблюдения джунгаро-кетменьской зоологической экспедиции «Казахстан-2002» // Selevinia: 109-121.
Кузьмина М.А. 1962. Род Фазан - Phasianus // Птицы Казахстана. Алма-Ата, 2: 477-487.
Никольский А.М. 1887. О фауне позвоночных животных дна Балхашской котловины // Тр. С.-Петерб. общ-ва естествоиспыт. 19: 59-188. Слудский А. А. 1965. Роль стихийных бедствий в динамике численности птиц в
Казахстане // Новости орнитологии. Алма-Ата: 348-351. Стариков С.В. 2002. Материалы к орнитофауне северо-восточной части Алакольской котловины (Восточный Казахстан) // Рус. орнитол. журн. 11 (178): 187213.
Шнитников В.Н. 1949. Птицы Семиречья. М.; Л.: 1-665.
Finsch O. 1879. Reise nach West-Sibirien im Jare 1876 // Ergebn. Verhandl. Der zool.-botan. Gessell-Wien 21: 282-290.