Научная статья на тему 'РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ СИНДРОМА ОБСТРУКТИВНОГО АПНОЭ СНА И ДНЕВНОЙ СОНЛИВОСТИ У ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВОДИТЕЛЕЙ'

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ СИНДРОМА ОБСТРУКТИВНОГО АПНОЭ СНА И ДНЕВНОЙ СОНЛИВОСТИ У ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
78
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
OBSTRUCTIVE SLEEP APNEA SYNDROME (OSA) / EXCESSIVE DAYTIME SLEEPINESS (EDS) / PROFESSIONAL DRIVER / EXAMINATION OF DRIVERS / CPAP-THERAPY / СИНДРОМ ОБСТРУКТИВНОГО АПНОЭ СНА / ДНЕВНАЯ СОНЛИВОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВОДИТЕЛИ / ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ / СИПАП-ТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ященко А.В., Черкасов С.Н.

Цель исследования. Обосновать мероприятия по снижению нарушений сна в популяции профессиональных водителей на основании данных исследования распространенности синдрома обструктивного апноэ сна, а также дневной сонливости. Материал и методы. Исследование проводилось на протяжении 15 мес на базе ведомственной поликлиники. Для оценки наличия избыточной дневной сонливости использовались анкета по сну и опросник шкалы Эпворта. Классификация нарушений дыхания во сне основывалась на показателе частоты эпизодов апноэ/гипопноэ в час. Результаты. Синдром обструктивного апноэ сна диагностирован в 88,9% случаев. Все водители, отметившие субъективную дневную сонливость, также имели синдром обструктивного апноэ сна. В группе водителей с диагнозом синдром обструктивного апноэ сна среднее значение индекса апноэ/гипопноэ составило 31,4 в час, что соответствует заболеванию тяжелой степени. Доля пациентов с синдромом обструктивного апноэ сна средней и тяжелой степеней составила 54,2%. Значение дневной сонливости по шкале Эпворта в группе с синдромом обструктивного апноэ тяжелой степени тяжести составило 9,4 балла. Заключение. Более половины водителей нуждаются в проведении терапии методом создания постоянного положительного давления в дыхательных путях в связи с высоким риском совершения дорожно-транспортных происшествий по причине засыпания за рулем водителями ведомственного автохозяйства, что является основанием для пересмотра порядка периодического обследования водителей грузового и пассажирского автотранспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ященко А.В., Черкасов С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVALENCE OF OBSTRUCTIVE SLEEP APNEA AND EXCESSIVE DAYTIME SLEEPINESS IN PROFESSIONAL DRIVERS

Objective. To propose measures to reduce sleep disorders in professional driver based on data the study of the prevalence of the obstructive sleep apnea (OSA), as well as the excessive daytime sleepiness (EDS). Methods. The 15-month study was conducted in an outpatient hospital using a sleep questionnaire and an Epworth scale questionnaire to assess the EDS. The classification of sleep-related breathing disorders was given depending on the frequency of apneas/hypopneas per hour. Results. The OSA was diagnosed in 88.9% of cases. All drivers who complained of the EDS had obstructive sleep apnea. In the group of drivers diagnosed with the OSA, the mean value of the apnea/hypopnea index was 31.4 per hour, which indicates a severe disease. The proportion of patients with moderate to severe OSA was 54.2%. The value of EDS complicated with the OSA was 9.4 points on the Epworth scale. Interpretation. More than half of drivers need therapy by creating a constant positive pressure in the airways due to the high risk of road accidents caused by the drivers falling asleep when driving vehicles. It means that the procedure for periodic inspection of drivers of cargo and passenger vehicles must be reviewed.

Текст научной работы на тему «РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ СИНДРОМА ОБСТРУКТИВНОГО АПНОЭ СНА И ДНЕВНОЙ СОНЛИВОСТИ У ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВОДИТЕЛЕЙ»

DOI: 10.26347/1607-2502202001-02059-062

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ СИНДРОМА ОБСТРУКТИВНОГО АПНОЭ СНА И ДНЕВНОЙ СОНЛИВОСТИ У ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВОДИТЕЛЕЙ

Цель исследования. Обосновать мероприятия по снижению нарушений сна в популяции профессиональных водителей на основании данных исследования распространенности синдрома обструктивного апноэ сна, а также дневной сонливости.

Материал и методы. Исследование проводилось на протяжении 15 мес на базе ведомственной поликлиники. Для оценки наличия избыточной дневной сонливости использовались анкета по сну и опросник шкалы Эпворта. Классификация нарушений дыхания во сне основывалась на показателе частоты эпизодов апноэ/гипопноэ в час.

Результаты. Синдром обструктивного апноэ сна диагностирован в 88,9% случаев. Все водители, отметившие субъективную дневную сонливость, также имели синдром обструк-тивного апноэ сна. В группе водителей с диагнозом синдром обструктивного апноэ сна среднее значение индекса апноэ/гипопноэ составило 31,4 в час, что соответствует заболеванию тяжелой степени. Доля пациентов с синдромом обструктивного апноэ сна средней и тяжелой степеней составила 54,2%. Значение дневной сонливости по шкале Эпворта в группе с синдромом обструктивного апноэ тяжелой степени тяжести составило 9,4 балла. Заключение. Более половины водителей нуждаются в проведении терапии методом создания постоянного положительного давления в дыхательных путях в связи с высоким риском совершения дорожно-транспортных происшествий по причине засыпания за рулем водителями ведомственного автохозяйства, что является основанием для пересмотра порядка периодического обследования водителей грузового и пассажирского автотранспорта. Ключевые слова: синдром обструктивного апноэ сна, дневная сонливость, профессиональные водители, освидетельствование водителей, СИПАП-терапия

Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

PREVALENCE OF OBSTRUCTIVE SLEEP APNEA AND EXCESSIVE DAYTIME SLEEPINESS IN PROFESSIONAL DRIVERS

Objective. To propose measures to reduce sleep disorders in professional driver based on data the study of the prevalence of the obstructive sleep apnea (OSA), as well as the excessive daytime sleepiness (EDS).

Methods. The 15-month study was conducted in an outpatient hospital using a sleep questionnaire and an Epworth scale questionnaire to assess the EDS. The classification of sleep-related breathing disorders was given depending on the frequency of apneas/hypopneas per hour. Results. The OSA was diagnosed in 88.9% of cases. All drivers who complained of the EDS had obstructive sleep apnea. In the group of drivers diagnosed with the OSA, the mean value of the apnea/hypopnea index was 31.4 per hour, which indicates a severe disease. The proportion of patients with moderate to severe OSA was 54.2%. The value of EDS complicated with the OSA was 9.4 points on the Epworth scale.

Interpretation. More than half of drivers need therapy by creating a constant positive pressure in the airways due to the high risk of road accidents caused by the drivers falling asleep when driving vehicles. It means that the procedure for periodic inspection of drivers of cargo and passenger vehicles must be reviewed.

Key words: obstructive sleep apnea syndrome (OSA), excessive daytime sleepiness (EDS), professional driver, examination of drivers, CPAP-therapy

Authors declare no competing interests.

А.В. Ященко1, С.Н. Черкасов2

1 Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел России по Московской области, Москва, Россия

2 ФГБУН Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова Российской академии наук, Москва, Россия

Yashchenko AV1, Cherkasov SN2

1 Medical Unit of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in the Moscow Region, Moscow, Russia

2 Trapeznikov Institute of Control Sciences of Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

Снижение смертности, повышение продолжительности жизни населения Российской Федерации невозможно без решения проблемы травматизма, в том числе и дорожно-транспортного. Регистрируемое снижение показателей смертности от дорожно-транспортных происшествий (ДТП) недостаточно для прекращения

или снижения интенсивности исследований причин и обстоятельств получения травмы и требует разработки новых подходов к профилактике травматизма [1, 2].

По данным литературы известно, что примерно пятая часть всех ДТП может быть связана с засыпанием за рулем, при которых вероятность

смертельного исхода крайне высока вследствие неспособности водителя предпринять действия по снижению скорости или уклонению от препятствия. Наиболее частым расстройством сна, приводящим к дневной сонливости, является СОАС [3], характеризующийся наличием храпа и прекращением воздушного потока во время сна. У водителей с синдромом обструктивного апноэ сна (СОАС) частота ДТП в 4—6 раз превышает среднестатистические показатели, а риск попасть в ДТП больше, чем у водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения [4, 5].

СОАС является широко распространенной патологией, которая встречается среди взрослого населения с частотой до 5% у женщин и до 7% у мужчин [6]. По другим данным частота этого состояния у мужчин составляет 13 на 100 мужчин в возрасте старше 18 лет [7]. У лиц старше 60 лет этот показатель значительно возрастает и составляет около 30% у мужчин и около 20% у женщин [8].

Еще большую значимость проблеме исследований СОАС придает тот факт, что при его своевременной диагностике возможно эффективное лечение методом создания постоянного положительного давления в дыхательных путях (СИПАП-терапия). Проведение СИПАП-тера-пии значительно уменьшает риск ДТП у пациентов с СОАС [9, 10].

Выполненные в нашей стране исследования показали, что сомнологические нарушения в популяции профессиональных водителей не являются редкостью, так как каждый третий водитель имел отклонение в активном секторе эмоционально-когнитивной сферы, способное повлиять на выполнение профессиональных обязанностей (исследование «Опасный сон (ОС-1)») [11]. Распространенность в данной группе синдрома об-структивного апноэ сна очень высока и превышает аналогичный показатель для популяции в целом, достигая в некоторых коллективах 60% [12].

Цель исследования — обосновать мероприятия по снижению нарушений сна в популяции профессиональных водителей на основании данных исследования распространенности синдрома обструктивного апноэ сна, а также дневной сонливости.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Одноцентровое проспективное исследование проведено на базе автохозяйства Министерства внут-

ренних дел (МВД) одного из территориальных органов МВД в средней полосе России. В течение 15 мес проводилось проспективное наблюдение водителей автохозяйства в условиях ведомственной поликлиники. В исследование были включены все водители, работающие в данном автохозяйстве (n = 27). Для оценки наличия избыточной дневной сонливости использовались анкета по сну и опросник шкалы Эп-ворта (Е88). Также выполнялось респираторное мо-ниторирование (Somnochek mini).

Классификация нарушений дыхания во сне основывалась на показателе частоты эпизодов апноэ/ги-попноэ в час — индексе апноэ/гипопноэ (ИАГ): <5 — нет нарушений дыхания; >5 и <15 — легкая степень СОАС; >15 и <30 — средняя степень СОАС; >30 — тяжелая степень СОАС. Критерием исключения из исследования было наличие каких-либо других клинически значимых нарушений сна. Все исследуемые были мужского пола, средний возраст составил 46,8 лет.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Сплошное исследование водителей автохозяйства одного из территориальных органов МВД в средней полосе России позволило в 88,9% случаев установить у них диагноз СОАС. Среднее значение ИАГ по данным исследования составило 31,2 в час, максимальное зарегистрированное в исследовании значение ИАГ — 106,0 в час, что не просто является показателем тяжелой степени СОАС, но и свидетельствует о крайне неблагоприятном прогнозе. Более трети водителей имели признаки тяжелой степени СОАС (33,4%), каждый пятый (20,8%) среднюю степень тяжести СОАС, легкая степень СОАС выявлена соответственно у 45,8% водителей автохозяйства.

В соответствии с полученными данными, более половины водителей с СОАС средней и тяжелой степенью тяжести (54,2%) нуждаются в проведении СИПАП-терапии. Следует отметить, что средний возраст водителей автохозяйства, страдающих СОАС, не превышал 47 лет.

Тяжесть СОАС зависела от выраженности ИАГ (рисунок), так как увеличение степени тяжести СОАС сопровождалось повышением индекса апноэ/гипопноэ (прямая корреляционная зависимость, г = 0,56, отличие от нуля достоверно).

Так, если при отсутствии признаков СОАС среднее значение ИАГ составляло 3,5 эпизода в час, то уже при легкой степени тяжести СОАС среднее количество эпизодов в час возрастало в три раза до 10,8, а при средней степени тяжести до 20,7 эпизодов в час. Максимальное значение

Нет СОАС СОАС легкой СОАС средней СОАС тяжелой

степени степени степени

Средние значения индекса апноэ/гипопноэ в группах водителей с различной степенью выраженности синдрома обструктивного апноэ сна, количество эпизодов в час

индекса апноэ/гипопноэ регистрировалось при тяжелой степени СОАС — 65,3 эпизода в час, то есть чаще, чем один раз в минуту.

Дневная сонливость субъективно беспокоила больше половины исследованных водителей (55,5%). Все водители, отметившие субъективную дневную сонливость, также имели и СОАС. Среднее значение ИАГ у них составляло 31,4 в час, что соответствует СОАС тяжелой степени и является показанием к проведению СИПАП-те-рапии. Сочетание дневной сонливости и признаков СОАС можно рассматривать как неблагоприятный прогностический признак. Вклад субъективной дневной сонливости в этой группе был более выражен (62,5% случаев).

Средний уровень дневной сонливости ESS по результатам исследования составил 5,9 балла, что соответствует легкой степени нарушения сна и низкому риску засыпания за рулем. Только 7,4% исследованных водителей отрицали возможность уснуть в стандартных ситуациях. Однако распределение значений дневной сонливости по шкале Эпворта в группах с СОАС показывают значимое повышение риска ДТП в группе с тяжелой степенью тяжести СОАС — 9,4 балла. Более низкие показатели ESS у водителей с СОАС средней тяжести (2,4 балла), возможно, связаны со снижением критики к тяжести своего состояния у этой группы водителей. Данный вывод косвенно подтверждает более высокий показатель ESS у водителей с СОАС легкой степени (5,5 баллов) и даже более высокий показатель ESS у водителей с отсутствием признаков СОАС (3,7 баллов). Так как, по данным литературы, известно о снижении когнитивной функции и самокритики при про-грессировании заболевания [11, 12], представля-

ется актуальным исследование и когнитивных нарушений у водителей, перевозящих людей и опасные грузы, так как нарушение когнитивных функций может негативно повлиять на уровень безопасности автомобильных перевозок и оказать влияние на повышение риска ДТП у этой группы водителей. Однако, за время исследования зарегистрирован только один случай ДТП.

Несмотря на широкую распространенность исследованного явления в среде водителей транспортных средств, оценка нарушений сна у профессиональных водителей в настоящее время не включена в стандарт медицинского обследования на предмет их профессиональной пригодности к возможности выполнения профессиональных обязанностей. Можно предположить, что и у непрофессиональных водителей распространенность нарушений сна не меньшая и это негативно влияет на безопасность участников дорожного движения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты исследования показали, что среди обследованной популяции профессиональных водителей территориального органа МВД распространенность СОАС была очень высока и составила около 90%. В группе пациентов с тяжелой степенью СОАС отмечается повышение дневной сонливости по шкале Эпворта (повышение до 9,4 баллов при среднем значении 5,9 балла), что требует освидетельствования водителя на предмет возможности управления им транспортным средством. Более половины водителей автохозяйства нуждаются в проведении СИПАП-терапии.

Таким образом, можно говорить о высоком риске совершения ДТП водителями ведомственного автохозяйства, что дает основания для изменения существующего порядка проведения периодических обследований водителей грузового и пассажирского автотранспорта с включением в него ежедневного обследования на предмет наличия СОАС, а также выявления избыточной дневной сонливости. Вышеуказанные предложения, требуют для своей практической реализации принятия изменений нормативного регулирования процесса освидетельствования водителей и разработки порядка коррекции нарушений сна с целью восстановления их работоспособности. Также представляется актуальным внести изменения и в порядок периодического медицин-

ского освидетельствования водителей любителей с целью недопущения к управлению транспортными средствами людей с выраженными расстройствами сна и повышенной дневной сонливостью.

ЛИТЕРАТУРА/REFERENCES

1. Хабриев Р.У., Черкасов С.Н., Егиазарян К.А., Аттае-ва Л.Ж. Современное состояние проблемы травматизма. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017; 25 (1): 4—7. Khabriev RU, Cherkasov SN, Egiazarjan KA, Attaeva LZh. [The actual state of problem of traumatism]. Problems of Social Hygiene, Public Health and History of Medicine. 2017; 25 (1): 4—7. Russian.

2. Егиазарян К.А., Черкасов С.Н., Аттаева Л.Ж. Мониторинг эффективности мероприятий, проводимых в рамках государственной политики в сфере профилактики травматизма в России. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2016; 9—10: 19—25. Egiazaryan KA, Cherkasov SN, Attaeva LZh. [Monitoring of the effectiveness of activities taken carried out in the framework of the state policy in the field of injury prevention in Russia]. Health Care Standardization Problems. 2016; 9—10: 19—25. Russian.

3. Papadakaki M, Kontogiannis T, Tzamalouka G, et al. Exploring the effects of lifestyle, sleep factors and driving behaviors on sleep — related road risk: A study of Greek drivers. Accid. Anal. Prev. 2008; 40 (6): 2029—36.

4. George CF, Smiley A. Sleep apnea and automobile crashes. Sleep. 1999; 22: 790—795.

5. Horstmann S, Hess CW, Bassetti C, et al. Sleepiness-related accidents in sleep apnea patients. Sleep. 2000; 23: 383—389.

6. Punjabi NM. The epidemiology of adult obstructive sleep apnea. Proceedings of the American Thoracic Society. 2008; 5: 136—43. http://dx.doi.org/10.1513/pats.200709-155MG.

7. Peppard PE, Young T, Barnet JH, Palta M, Hagen EW, Hla KM. Increased prevalence of sleep-disordered breathing in adults. American Journal of Epidemiology. 2013; 177: 1006—1014. doi:10.1093/aje/kws342.

8. Lindberg E. Epidemiology of OSA. European Respiratory Society Monograph. 2010; 50: 51—68. doi:10.1183/ 1025448x.00025909.

9. Amra B, Dorali R, Mortazavi S, et al. Sleep apnea symptoms and accident risk factors in Persian commercial vehicle drivers. Sleep Breath. 2012; 16 (1): 187—91. DOI: 10.1007/s11325-010-0473-x.

10. Quera Salva MA, Barbot F, Harthey S, et al. Sleep disorders, sleepiness, and near-miss accidents among long-distance highway drivers in the summertime. Sleep Med. 2014; 15 (1): 23—6. DOI: 10.1016/j.sleep.2013.11.575.

11. Белкин А.А., Алексеева Е.В., Жигульская О.В., Романова Е.К. Синдром обструктивного апноэ сна как фактор риска аварийности у профессиональных водителей в Екатеринбурге. Исследование «Опасный сон (ОС-1)». Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2015; 1: 49—54. Belkin AA, Alekseeva EV, Zhigulyskaya OV, Romanova EK. [Obstructive sleep apnea syndrome as an accident risk factor in professional drivers in Yekaterinburg. Dangerous Sleep (DS-1) study]. Neurology, Neuropsychiatry, Psychosomatics. 2015; 1: 49—54. Russian.

12. Федорова Т.Н., Глотов А.В. Распространенность синдрома обструктивного апноэ сна у водителей пассажирского автотранспорта. Сборник материалов IV Российской научно-практической конференции с международным участием «Клиническая сомнология». Москва, 2018. 58—59. Fedorova TN, Glotov AV. [Prevalence of obstructive sleep apnea syndrome in drivers of passenger vehicles. Proceedings of the IV Russian scientific-practical conference with international participation «Clinical som-nology»]. 2018; 58—59. Russian.

13. Kapen S, Park A, Goldberg A, et al. The innocence and severity of obstructive sleep apnea in ischemic cerebrovascular disease. Neurology. 1991; 41: 125.

14. Ferini-Strambi L, Baietto C, Di Giola MR, et al. Cognitive dysfunction in patients with obstructive sleep apnea (OSA): partial reversibility after continuous positive airway pressure (CPAP). Brain. Res. Bull. 2003; 61: 87—92.

Поступила/Received 29.11.2019 Принята к опубликованию/Accepted 17.12.2019

Сведения об авторах:

Ященко Алексей Васильевич — канд. мед. наук, заместитель начальника Медико-санитарной части Министерства внутренних дел России по Московской области, полковник внутренней службы. 127299, Москва, ул. Новая Ипатовка, д. 3. Тел. +7(499)150-79-65. E-mail: yashchenkoalvas@list.ru. https://orcid.org/0000-0002-3460-9944.

Черкасов Сергей Николаевич — д-р мед. наук, главный научный сотрудник ФГБУН Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова Российской академии наук. 117997, Москва, ул. Профсоюзная, д. 65. E-mail: cherkasovsn@mail.ru. https:// orcid.org/0000-0003-1664-6802

About the authors:

Alexey V. Yashchenko — Ph.D. in Medicine, Deputy Head of the Medical Unit of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in the Moscow Region, Colonel of internal service; 127299, Russia, Moscow, Novaya Ipatovka Str., 3. Tel.: +7(499)150-79-65. E-mail: yashchenkoalvas@list.ru. https://orcid.org/0000-0002-3460-9944.

Sergey N. Cherkasov — Sc.D. in Medicine, Principal Research Fellow, Trapeznikov Institute of Control Sciences of Russian Academy of Sciences. 117997, Russia, Moscow, Profsoyuznaya Str., 65. E-mail: cherkasovsn@mail.ru. https://orcid.org/0000-0003-1664-6802

Для цитирования: Ященко А.В., Черкасов С.Н. Распространенность синдрома обструктивного апноэ сна и дневной сонливости у профессиональных водителей. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2020; 1-2: 59-62. DOI: 10.26347/16072502202001-02059-062.

For citation: Yashchenko A.V., Cherkasov S.N. Prevalence of obstructive sleep apnea and excessive daytime sleepiness in professional drivers. Health Care Standardization Problems. 2020; 1-2: 59-62. DOI: 10.26347/1607-2502202001-02059-062.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.