СИБИРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ № 32008 (выпуск 1)
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ
УДК 616.211+616.216]-002-039-056.3(571.5)
И.А. Игнатова*, С.В. Смирнова*, Л.И. Покидышева**, Л.А. Надточий*
E-mail: rsimpn@scn.ru
РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ИСТИННОЙ И ПСЕВДОАЛЛЕРГИЧЕСКОЙ РИНОСИНУСОПАТИИ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ
* Гу нии медицинских проблем севера сО рАМн; ** институт космических и информационных технологий сФу, г. красноярск
Аллергическая риносинусопатия - это большая социально-экономическая проблема, обусловленная не только увеличением роста ее распространенности, но и модификацией клинических проявлений.
В клинике аллергической риносинусопатии нередко наблюдается расширение «шоковых» территорий аллергических реакций, прежде всего, за счет поражения других органов респираторного тракта. Практически у 80-90% больных аллергической ри-носинусопатией отмечается бронхиальная астма различной степени тяжести. Общность механизмов воспаления и общий генетический фон дают основание рассматривать аллергическую риносинусопатию и бронхиальную астму как единую болезнь (one way, one disease, allergic rhinobronchitis) [10]. Затруднение носового дыхания приносит ряд неудобств и ограничений в повседневной жизни. В США более 35 млн. жителей ежегодно обращаются за медицинской помощью с симптомами аллергической риносинусопа-тии, непосредственные затраты на лечение которой составляют 7,5 млрд. дол. в год. В Европе затраты на лечение больных аллергической риносинусопатией в год равны 2,0-2,5 млрд. евро. В России проблема аллергической риносинусопатии также чрезвычайно актуальна.
54
В структуре аллергических заболеваний удельный вес аллергической риносинусопатии весьма высок (60-70%). Эпидемиологические исследования, проведенные в разных странах, свидетельствуют о высоком уровне распространенности и прогрессирующем увеличении заболеваемости аллергической риносинусопатией. Только за последнее десятилетие произошло удвоение распространенности аллергического ринита [8]. Однако распространенность аллергической риносинусопатии колеблется в значительных пределах: в большинстве стран Европы
- от 10 до 32%, в Великобритании - от 16 до 30%, в Швеции - 28%, в Новой Зеландии и Австралии
- 40%, в Южной Африке - 17%, в разных регионах РФ - от 12,7 до 24%. Разноречивые показатели распространенности аллергической риносинусопатии, вероятнее всего, зависят от экологических условий региона. Как показали исследования за последние 90 лет, распространенность аллергических заболеваний каждые 10 лет удваивается. Учитывая ежегодный регистрируемый рост числа аллергических заболеваний (каждый третий-пятый житель планеты страдает аллергической риносинусопатией), можно говорить об эпидемии аллергии, охватившей большинство стран мира в конце прошлого века и имеющей тенденцию к стремительному росту [3, 4, 5, 6].
Существуют исследования, посвященные проблеме эпидемиологии аллергических заболеваний во многих регионах России [1, 9]. Однако распространенность аллергической риносинусопатии в районах Крайнего Севера до сих пор еще мало изучена. Аллергические заболевания являются «болезнями цивилизации» [1]. Отмечена взаимосвязь степени загрязненности окружающей среды и увеличения распространенности аллергических заболеваний, в том числе и АР за последние 20 лет в 3-4 раза [8]. Поэтому проведение исследований с целью изучения распространенности АР в районах Крайнего Севера, где антропогенные факторы менее выражены, является чрезвычайно актуальным.
Понятие аллергической риносинусопатии собирательное, отражающее как самостоятельную нозологическую форму, так и псевдоаллергический синдром фоновой патологии, объединенные общностью диагностических критериев со стороны носа и околоносовых пазух, но различающиеся по этиологии и патогенезу. Независимо от этиопатогенетической сути аллергической риносинусопатии, общим патогенетическим звеном является выброс медиаторов воспаления, приводящих к повреждению тканей. Поскольку проведенные ранее исследования показали, что основной фоновой патологией псевдоаллергии является та или иная патология гепатобилиарной системы, целесообразно при проведении эпидемиологических исследований с целью выявления аллергической риносинусопатии оценивать состояние органов пищеварения.
Клинико-патогенетические варианты аллергической риносинусопатии
При проведении эпидемиологических исследований в первую очередь сталкиваешься с определением и классификацией заболевания. В доступной литературе мы не нашли четкого определения АР. До настоящего времени не существует универсального общепринятого определения ринита, которое охватывало бы все его известные формы. Отмечаются разногласия и в терминологии. По-прежнему для определения одних и тех же состояний используются разные термины: «ринопатия», «вазомоторный ринит», «аллергическая риносинусопатия» и др. Несогласованность в терминологии приводит к тому, что результаты исследований сложно интерпретировать.
Понятие «аллергическая риносинусопатия» собирательное, включающее в себя как самостоятельную нозологическую форму, так и синдром, различающиеся между собой по этиологии, патогенезу, но объединенные общностью основных диагностических критериев со стороны носа - гиперреактивность, воспаление, обтурационный синдром (обратимый полностью либо частично). Таким образом, аллергическая риносинусопатия - это заболевание или синдром, проявляющиеся пароксизмальной ринореей, чиханием, зудом в носу и затрудненным носовым дыханием, в основе которых лежат изменение реактивности (аллергологической, иммунологической, неспецифической) и воспаление слизистой оболочки носа как результат повреждающего действия медиаторов аллергии, высвобождение которых опосредовано иммунными и/или неиммунными механизмами. Осмотрено население Эвенкии, проживающее в бассейне рек Подкаменная Тунгуска и Хатанга (поселки Байкит, Полигус, Суринда, Эконда, Чирин-да, Суломай, Куюмба, Ванавары) с целью выявления распространенности АР во взаимосвязи с патологией органов пищеварения. Всего обследовано 4770 чел. в возрасте от 15 до 79 лет. Среди них коренные жители (монголоиды) составили 1248 чел. (средний возраст 35,7±0,55 лет; мужчин - 594, женщин - 654), пришлые жители (европеоиды) - 3522 чел. (средний возраст 35,9±0,78 лет; мужчин - 1911, женщин - 1611). Среди обследованного коренного населения Севера выделена группа эвенков (п=1080), которые входят в состав тунгусо-маньчжурских народов и являются представителями байкальского антропологического типа. Кроме того, осмотрены кеты (п=73), якуты (п=33) и метисы (п=62). Среди обследованного пришлого населения Севера выделена группа староверов (европеоидов), проживающих на Севере в течение нескольких поколений (п=87). Охват обследованного населения: пришлого - 80,6%, коренного -83,7%. Кроме того, обследованы жители средних широт Восточной Сибири (п=305).
Использовано когортное поперечно-одномоментное исследование по Белякову В.Д. и соавт. [2001]. Осмотр жителей Восточной Сибири проводился во
время комплексных экспедиций в Эвенкии и на базе ГУ НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН с участием специалистов различного профиля (оториноларинголога, аллерголога-иммунолога, гастроэнтеролога и др.).
Проведено изучение распространенности и структуры заболеваемости АР населения Эвенкии в зависимости от пола, возраста, этнической принадлежности, сроков проживания на Севере, давности заболевания, этиологических факторов, клинических проявлений, патогенетических форм, наличия патологии органов пищеварения с помощью разработанного пакета программ, позволяющего классифицировать полученные данные. Разработан программный комплекс «Аллергическая риносинусопатия» (рис. 1), позволяющий сократить время проведения оценки и классификации, полученных эпидемиологических данных.
Рис. 1. Программный комплекс «Аллергическая риносинусопатия»
Рис. 2. Распространенность патогенетических форм аллергической риносинусопатии у пришлого и коренного населения Эвенкии
Обращает на себя внимание (рис. 2), что АР выявляется среди пришлых жителей в 2,2 раза чаще, чем среди коренных.
Распространенность ИАР среди всего обследованного населения Эвенкии - 11,7 на 1000; пришлого населения - 14,2; коренного - 4,8. Распространенность ПАР: в общей группе обследованного населения -
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ
10,3 на 1000; пришлого населения - 11,6; коренного - 6,4. Распространенность САР: в общей группе обследованного населения - 1,0 на 1000; пришлого населения - 1,1; коренного - 0,8.
В структуре патогенетических форм АР (п=398) доминировала истинная АР: в общей группе - 40,2%, пришлого населения - 42,3%, коренного - 36,4%, тогда как доля псевдоАР составила: в общей группе 31,2%, среди пришлого - 26,5%, коренного - 32,4%, а АР смешанного генеза - 28,6%, 32%, и 31,2% соответственно. В общей группе АР (п=398) женщин было в 1,9 раз больше, чем мужчин (259 против 139). Выявлена однонаправленность показателей в структуре патогенетических форм АР у мужчин и женщин обеих этнических групп. Чаще всего диагностирована ИАР как у женщин (38,1% - у пришлых; 37,3% - у коренных), так и у мужчин (48,1% и 35,3% соответственно).
Анализ структуры заболеваемости АР в зависимости от длительности проживания на Севере показал высокий процент заболеваемости, независимо от патогенетических форм АР, в группах: «с рождения», «от 6 до 10» и «от 11 до 20 лет». Так, в общей группе больных АР «с рождения» проживает на Севере 32,2%, «от 6 до 10» - 18,6% и «от 11 до 20 лет» - 36,4%. Среди пришлого населения, страдающего АР, проживает на Севере «с рождения» 19,9%, «от 6 до 10 лет» - 24,3%, «от 11 до 20 лет» - 39,9%. Среди коренного населения, страдающего АР, проживает на Севере «с рождения» 70%, а «от 11 до 20 лет» -27,0%.
Проведено изучение структуры сочетания АР с другими клиническими проявлениями аллергии (рис. 4). У пришлого населения удельный вес АР в чистом виде определен в 2 раза чаще, чем у коренного (31,5% против 14,9%).
В структуре заболеваемости АР, сочетанной с другими клиническими проявлениями аллергии, выделены: единая болезнь респираторного тракта (ЕБРТ), риноконьюнктивальный синдром (РКС), дерматореспиратор-ный синдром (ДРС). Чаще всего отмечено сочетание АР с кожными проявлениями. Анализ структуры заболеваемости населения Севера выявил преобладание ДРС и ЕБРТ у коренных жителей (63,1% против 54,8% - у пришлых и 10,4% против 8,0% соответственно). В обеих этнических группах доминирует псевдоаллергическая форма ЕБРТ, но в большей степени - у коренного населения (6,0% и 3,0% соответственно). РКС преобладает у коренного населения по сравнению с пришлым населением (11,6% против 5,7%).
При изучении этиологии АР определены следующие группы факторов: пищевые, бытовые, эпидермальные,
пыльцевые, холодовые, инсектные, лекарственные, химические, психогенные, ирританты (рис. 5). Наиболее частой причиной возникновения АР являются пищевые факторы, причем пришлое население Эвенкии страдает АР пищевого генеза в 2,3 раза чаще, чем коренное (76,0 против 33,3 на 1000 чел.).
Распространенность АР лекарственного генеза преобладала у пришлого населения по сравнению с коренным (55,2 против 38,8 на 1000 чел.). Холодовая
Рис. 3. Структура патогенетических форм аллергической риносинусопатии у мужчин и женщин коренного и пришлого населения Эвенкии
Рис. 4. Структура сочетания аллергической риносинусопатии с другими клиническими проявлениями аллергии у мужчин и женщин Эвенкии
Рис. 5. Распространенность этиологических факторов аллергической риносинусопатии в Эвенкии по этническому признаку
аллергия у жителей Эвенкии определена чаще у пришлого населения, чем у коренного (51,2 против 21,5 на 1000 чел.).
Исследована взаимосвязь АР с заболеваниями органов пищеварения у коренного и пришлого населения Эвенкии по половому и этническому признаку (рис. 6). Среди симптомов и заболеваний органов пищеварения выделены следующие: симптом правого подреберья (СПП); хронический гепатит (ХГ); гепа-томегалия (ГМ); дискинезия желчевыводящих путей (ДЖВП1 - гипермоторная, ДЖВП2 - гипомоторная); хронический холецистит (ХХ); желчнокаменная болезнь (ЖКБ); язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки (ЯБ).
Рис. 6. Заболеваемость органов пищеварения у больных
различными патогенетическими формами аллергической риносинусопатии среди населения Эвенкии
Синдром правого подреберья встречался чаще у больных псевдоАР: в общей группе - 90,1, у пришлых - 92,4, а у коренных -75,8 на 1000 чел., приблизительно в равных долях у мужчин и женщин. Распространенность СПП у больных АР смешанного ге-неза составила 72,6 на 1000 чел., в основном у пришлого населения (77,1 на 1000), реже у коренного (56,6 на 1000). Обращает на себя внимание высокая распространенность среди мужчин коренного населения больных аллергической риносинусопатией ДЖвП: при смешанной форме АР (71,4 на 1000 чел.); при псевдоАР (53,3 на 1000). У коренного населения, страдающего истинной формой АР, ДЖвП1 встречается в 44,1 случаев на 1000 чел., чаще у женщин, чем у мужчин (45,5 против 41,7 на 1000). ДЖВП2 при псевдоАР чаще наблюдается у мужчин коренного населения, чем у мужчин пришлого (40 против 36,1 на 1000 чел.). При смешанной форме АР ДЖвП2 чаще определена у пришлых мужчин, чем у пришлых женщин (44,4 против 38,5 на 1000 чел.). Хронический холецистит наиболее часто встречается при смешанной форме АР у женщин как пришлого, так и коренного населения (33,9 и 30,4 на 1000 чел. соответственно). Наиболее часто гепатомегалия встречается у мужчин коренного населения как при псевдоАР, так и при смешанной форме (33,3 и 28,6 на 1000 чел. соответственно). Проведенные исследования на большой группе коренного и пришлого населения Эвенкии с целью выявления заболеваемости АР во взаимосвязи с патологией органов пищеваре-
ния показали определенную закономерность этого сочетания. Выявлена тесная взаимосвязь заболеваний органов пищеварения и АР неиммунологического генеза (ПАР и САР).©
ЛИТЕРАТУРА
1. Адо А.Д. Экология и аллергология / А.Д. Адо. // Клин. мед. - 1990. - № 9. - С. 3-6.
2. Беляков В.Д. Введение в эпидемиологию инфекционных и неинфекционных заболеваний человека / В.Д. Беляков, Т. А. Семененко, М.Х. Шрага. - М.: Медицина, 2001. - 97 с.
3. Гущин И. С. Аллергический ринит: Пособие для врачей / И.С. Гущин, Н.И. Ильина, С.А. Польнер. - М., 2002. - С. 72.
4. Емельянов А.В. Современные представления о диагностике и лечении аллергического ринита / А.В. Емельянов //Лечащий врач - 2003. - № 3. - С. 4-11.
5. Ильина Н.И. Эпидемия аллергии - в чем причины? / Н.И. Ильина // Рос. аллерголог. журн. - 2004. - № 1. -С. 37-41.
6. Лусс Л.В. Этиология, патогенез, проблемы диагностики и лечения аллергического ринита / Л.В. Лусс // Рус. мед. журн. - 2003. - Т. 11, № 12. - С. 718-728.
7. Лусс Л.В. Принципы применения иммуномодулирую-щей терапии у больных с атопическими заболеваниями, протекающими в сочетании с синдромом вторичной иммунной недостаточности / Л.В. Лусс // Аллергология и иммунология. - 2002. - Т. 3, № 1. - С. 159-163.
8. Медицинские стандарты (протоколы) диагностики и лечения больных с аллергическими заболеваниями и нарушениями иммунной системы / Под ред. Р.М. Хаи-това. - М., 2001. - 117 с.
9. Рымша М.А. Эпидемиология заболеваемости верхних дыхательных путей среди взрослого и детского населения промышленного мегаполиса / М.А. Рымша // Рос. ринология. - 2003. - № 2. - С. 14.
10. Bousquet J.C.P. Allergic rhinitis and its impact on asthma (ARIA) / J.C.P. Bousquet, N. Khaltaev et al. // Poscet Guide. - 2001. - № 23. - Р. 5.
PREVALENCE oF TRUE AND PsEUDo-ALLERGIC RHINOSINUSOPATHY
in the east siberia
i.A. Ignatova, s.V. smirnova, L.I. Podkidysheva, L.A. Nadtochii
SUMMARY
Aimed at revealing prevalence of allergic rhinosi-nusopathy in the association with digestive organs pathology, we examined 4770 subjects of native and alien population of Evenkia. Three clinical-pathologic types of allergic rhinosinusopathy was identified. Prevalence and structure of Evenkia population morbidity in dependence on sex, age, ethnic belonging, duration of the disease, etiologic factors, clinical manifestations, pathogenic types, digestive organs diseases presence were studied. The programmed complex «Allergic rhinosinusopathy» which allow to shorten the time needed for assessing and classifying the epidemiologic data obtained was developed.
Key words: prevalence, true, mixed and pseudoal-lergic rhinosinusopathy.