РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ИММУННОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ СРЕДИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ
Радаева О.А., Новикова Л.В., Сюбаева Л.М.
Мордовский государственный университет медицинский институт кафедра иммунологии, микробиологии, вирусологии, г. Саранск
Современное общество предъявляет высокие требования к гражданину. Одной из целей образовательных программ России является зарождение в человеке инновационного мышления, способствующего самореализации личности, востребованности на рынке труда, конкурентноспособности. Младшее школьное образование является частью данного процесса. Но возникают вопросы о соответствии активных методов обучения здоровьесохраняющим технологиям. Наибольшее число часто болеющих детей выявляется в дошкольном и раннем школьном возрасте, составляя 50-75%, что во многом объясняется становлением иммунитета, его морфофункциональной незрелостью и носит дизонтогенетический характер (Романцов М.Г., 2005). В целом для «условно» часто болеющих детей характерен инфантильный тип иммунного реагирования, не обеспечивающий оптимальной адаптации ребенка к возрастающей антигенной нагрузке в учебных учреждениях (Зрячкин Н.И., Поляков К.А., 2005). К 7 годам происходит стабилизация процесса - инфекционный индекс (ИИ) равен 0,4. При поступлении в начальную школу ИИ в среднем достигает 1, что объясняется изменением антигенного спектра и повышением психоэмоциональной нагрузки. Параллельно с наступлением морфофункциональной зрелости повышается роль социальных факторов (чувство ответственности, социальные обязательства, конкуренция и т.д.)
Цель исследования - изучить индекс инфекционности и резистентности (ИР) детей младшего школьного возраста и определить роль инновационных методов обучения (направленных на повышения качества образования, но с параллельным увеличением учебной нагрузки) в повышении риска развития иммунной недостаточности. Материалы и методы. Проведено анкетирование родителей 29 детей 8-9 лет на базе средней общеобразовательной школы №39, проанализированы карты развития ребенка, портфолио ученика. Дети обучаются по образовательной программе Эльконина - Давыдова.
Характеристика образовательной системы. Система Эльконина - Давыдова, возникшая исходно как теория учения, реально на практике превратилась в систему образования, давая возможность детям, особенно в младшем школьном возрасте, развивать свое сознание и мышление, строить образ себя, учиться взаимодействовать с другими людьми и, во многом, оправдывает ожидания психологов, педагогов, родителей. Обсуждая систему Даниила Борисовича Эльконина - Василия Васильевича Давыдова, обыкновенно указывают на ее отличие в области целеполагания и мотивации (ставятся собственно учебные цели. ориентированные на поиск и открытие обобщенных способов действия, что связано с мотивами самоизменения, саморазвития); на принципиальные изменения в содержании образования (оно выстраивается в логике восхождения от абстрактного к конкретному) и в самом процессе обучения (существенно меняется позиция учителя и ученика); усиливается проблемное поле урока - задача возникает прежде средств ее решения, которые ищутся в совместных и индивидуальных формах работы.
Результаты. К группе часто болеющих детей с ИИ выше 0,5 и ИР более 0,49 можно отнести 10 человек. Из них только 2 относятся к «истинно» часто болеющим детям с ИР выше 0,5, отоларингологический тип. У данных лиц выявлена отягощенность генеалогического анамнеза, высокая частота острых заболеваний в течение года (7-8 раз). Заболевания имели продолжительное и осложненное течение. «Истинно» часто болеющие дети представляют собой группу высокого риска по формированию хронических форм патологии и нуждаются в дополнительном внимании, как педиатра, так и педагога. Условно пики нарастания негативной клинической симптоматики соответствуют 8, 64, 124 дням от начала учебного года, что требует уменьшения учебной нагрузки и дополнительного контроля над факторами внешней среды (температурный режим, влажность и т.д. классного кабинета). 8 учащихся относятся к группе «условно» часто болеющих детей (ИР - 0,33-0,49). В нее вошли дети, болеющие не более 4-5 раз в год и дети с явлениями аллергии.
По данным проведенного исследования, ситуация в анализируемом коллективе благоприятная. При сопоставлении полученных данных со средними показателями по Российской Федерации выявлен меньший процент часто болеющих детей в обследуемом коллективе (сопоставлялись ИИ и ИР), при этом показатели, характеризующие качество обучения, были выше среднего по России. При рационально организованном учебном процессе, продуманном распределении учебной нагрузки, применении научного подхода и совместной работе педагога и медицинского персонала высокое качество образования с применением инновационных методов не является фактором, повышающим риск развития иммунной недостаточности у детей младшего школьного возраста.
Оздоровление (реабилитация) часто и длительно болеющих детей требует планомерного и систематического проведения целого комплекса медико-социальных мероприятий, что имеет медицинское и социальноэкономическое значение. В обследованном коллективе введены дополнительные музыкально-танцевальные занятия с целью повышения двигательно-координационной активности. Проводятся занятия с привлечением научных работников медицинского института, повышающие социально-гигиеническую культуру. Материал излагается научным языком с привлечением экспериментально-доказательных методик, что повышает мотивационную активность детей с повышенным уровнем развития.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
Снижение заболеваемости среди часто болеющих детей возможно только при эффективной совместной работе педагога, педиатра, родителей и координационного участия научного работника.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011г.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010г.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009г.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008г.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007г.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006г.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005г.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004г.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003г.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011г.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010г.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009г.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008г.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007г.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006г.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005г.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004г.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003г.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002г.
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001г.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва