Научная статья на тему 'Распространенность иммунной недостаточности среди детей младшего школьного возраста, обучающихся с применением инновационных методов'

Распространенность иммунной недостаточности среди детей младшего школьного возраста, обучающихся с применением инновационных методов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
69
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Распространенность иммунной недостаточности среди детей младшего школьного возраста, обучающихся с применением инновационных методов»

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ИММУННОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ СРЕДИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ

Радаева О.А., Новикова Л.В., Сюбаева Л.М.

Мордовский государственный университет медицинский институт кафедра иммунологии, микробиологии, вирусологии, г. Саранск

Современное общество предъявляет высокие требования к гражданину. Одной из целей образовательных программ России является зарождение в человеке инновационного мышления, способствующего самореализации личности, востребованности на рынке труда, конкурентноспособности. Младшее школьное образование является частью данного процесса. Но возникают вопросы о соответствии активных методов обучения здоровьесохраняющим технологиям. Наибольшее число часто болеющих детей выявляется в дошкольном и раннем школьном возрасте, составляя 50-75%, что во многом объясняется становлением иммунитета, его морфофункциональной незрелостью и носит дизонтогенетический характер (Романцов М.Г., 2005). В целом для «условно» часто болеющих детей характерен инфантильный тип иммунного реагирования, не обеспечивающий оптимальной адаптации ребенка к возрастающей антигенной нагрузке в учебных учреждениях (Зрячкин Н.И., Поляков К.А., 2005). К 7 годам происходит стабилизация процесса - инфекционный индекс (ИИ) равен 0,4. При поступлении в начальную школу ИИ в среднем достигает 1, что объясняется изменением антигенного спектра и повышением психоэмоциональной нагрузки. Параллельно с наступлением морфофункциональной зрелости повышается роль социальных факторов (чувство ответственности, социальные обязательства, конкуренция и т.д.)

Цель исследования - изучить индекс инфекционности и резистентности (ИР) детей младшего школьного возраста и определить роль инновационных методов обучения (направленных на повышения качества образования, но с параллельным увеличением учебной нагрузки) в повышении риска развития иммунной недостаточности. Материалы и методы. Проведено анкетирование родителей 29 детей 8-9 лет на базе средней общеобразовательной школы №39, проанализированы карты развития ребенка, портфолио ученика. Дети обучаются по образовательной программе Эльконина - Давыдова.

Характеристика образовательной системы. Система Эльконина - Давыдова, возникшая исходно как теория учения, реально на практике превратилась в систему образования, давая возможность детям, особенно в младшем школьном возрасте, развивать свое сознание и мышление, строить образ себя, учиться взаимодействовать с другими людьми и, во многом, оправдывает ожидания психологов, педагогов, родителей. Обсуждая систему Даниила Борисовича Эльконина - Василия Васильевича Давыдова, обыкновенно указывают на ее отличие в области целеполагания и мотивации (ставятся собственно учебные цели. ориентированные на поиск и открытие обобщенных способов действия, что связано с мотивами самоизменения, саморазвития); на принципиальные изменения в содержании образования (оно выстраивается в логике восхождения от абстрактного к конкретному) и в самом процессе обучения (существенно меняется позиция учителя и ученика); усиливается проблемное поле урока - задача возникает прежде средств ее решения, которые ищутся в совместных и индивидуальных формах работы.

Результаты. К группе часто болеющих детей с ИИ выше 0,5 и ИР более 0,49 можно отнести 10 человек. Из них только 2 относятся к «истинно» часто болеющим детям с ИР выше 0,5, отоларингологический тип. У данных лиц выявлена отягощенность генеалогического анамнеза, высокая частота острых заболеваний в течение года (7-8 раз). Заболевания имели продолжительное и осложненное течение. «Истинно» часто болеющие дети представляют собой группу высокого риска по формированию хронических форм патологии и нуждаются в дополнительном внимании, как педиатра, так и педагога. Условно пики нарастания негативной клинической симптоматики соответствуют 8, 64, 124 дням от начала учебного года, что требует уменьшения учебной нагрузки и дополнительного контроля над факторами внешней среды (температурный режим, влажность и т.д. классного кабинета). 8 учащихся относятся к группе «условно» часто болеющих детей (ИР - 0,33-0,49). В нее вошли дети, болеющие не более 4-5 раз в год и дети с явлениями аллергии.

По данным проведенного исследования, ситуация в анализируемом коллективе благоприятная. При сопоставлении полученных данных со средними показателями по Российской Федерации выявлен меньший процент часто болеющих детей в обследуемом коллективе (сопоставлялись ИИ и ИР), при этом показатели, характеризующие качество обучения, были выше среднего по России. При рационально организованном учебном процессе, продуманном распределении учебной нагрузки, применении научного подхода и совместной работе педагога и медицинского персонала высокое качество образования с применением инновационных методов не является фактором, повышающим риск развития иммунной недостаточности у детей младшего школьного возраста.

Оздоровление (реабилитация) часто и длительно болеющих детей требует планомерного и систематического проведения целого комплекса медико-социальных мероприятий, что имеет медицинское и социальноэкономическое значение. В обследованном коллективе введены дополнительные музыкально-танцевальные занятия с целью повышения двигательно-координационной активности. Проводятся занятия с привлечением научных работников медицинского института, повышающие социально-гигиеническую культуру. Материал излагается научным языком с привлечением экспериментально-доказательных методик, что повышает мотивационную активность детей с повышенным уровнем развития.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

Снижение заболеваемости среди часто болеющих детей возможно только при эффективной совместной работе педагога, педиатра, родителей и координационного участия научного работника.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011г.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010г.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009г.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008г.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007г.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006г.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005г.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004г.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003г.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г.

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011г.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010г.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009г.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008г.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007г.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006г.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005г.

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004г.

21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003г.

22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002г.

23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001г.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.