Научная статья на тему 'Распространенность и динамика психопатологических нарушений у студентов медфакультета'

Распространенность и динамика психопатологических нарушений у студентов медфакультета Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
120
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Распространенность и динамика психопатологических нарушений у студентов медфакультета»

Редакционный портфель

Таблица 4

Виды психотерапевтической помощи

2000 2001 2002 2003 2004 всего %

Всего обращений 624 598 654 705 687 3268 100

Консультативные мероприятия 624 598 654 705 687 3268 100

Рекомендовано психотерапевтическое лечение / пролечено в отделе 249/25 204/37 278/46 325/48 264/43 1320/ 199 40,4

Рекомендована кон- сультация психиатра 126 115 131 125 144 641 19,6

Рекомендована кон- сультация нарколога 97 103 89 114 129 532 15,8

Рекомендована консультация др.спец-ов 152 176 156 141 150 775 24,2

предпочли медикаментозное лечение. Причиной отказа является отсутствие намерения менять свое поведение, недостаток понимания проблемы, отсутствие ответственности за свой выбор терапии. Из 642 чел., выбравших психотерапевтическое лечение, 199 пациентов успешно прошли лечение, прочие прервали лечение по не зависящим от врачей обстоятельствам.

Заключение. Необходимо на уровне правительства разработать и принять основные концептуальные направления по охране психического здоровья населения, профилактики наркологических и психических

заболеваний, а также соответствующую федеральную Программу. Реально создание единого Российского информационно-аналитического Центра по интеграции всех профилактических программ с предварительной их экспертизой, для чего должны быть организованы на федеральном и региональных уровнях экспертные комиссии. Важно обеспечить лицензирование и контроль работы психологических центров, оказывающих населению психотерапевтическую помощь. В связи с

ростом пограничных психических расстройств, нарушением адаптации населения есть необходимость в создании системы оказания психопрофилактической и психотерапевтической помощи. Психологическое

обследование позволяет прогнозировать спектр отклонений в состоянии здоровья, выявить ведущие личностные факторы в возникновении и поддержании заболевания, определить стратегию и тактику оказания психопрофилактической и психотерапевтической помощи. Более чем 15-летний опыт организации

психотерапевтической помощи в ТОЦМП и накопленный материал доказывают, что психотерапевтическая помощь обеспечивает профилактику стресса, психогенных нервно-психических нарушений, посттравматических стрессовых, психосоматических заболеваний.

УДК 616; 159.9.01

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ И ДИНАМИКА ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

И.В. АГЛИЧЕВА, В.Л. МАЛЫГИН*

Введение. В современных научных исследованиях большое значение придается изучению факторов, обуславливающих развитие психогенных психических расстройств и нарушение процессов адаптации [2, 3]. Перемены, идущие в обществе, привели к ухудшению уровня жизни, здоровья людей. Если в 1996 г. низкий уровень здоровья имели 88,7% студентов, то в 1998 г. их

было 92,2%, в 1999 г. - 93% [6]. Среди 642 учащихся гуманитарных специальностей треть составляют студенты с трудностями в адаптации [4]. На процесс адаптации влияют: недостаточный уровень подготовки к программе высшей школы, слабо выраженные навыки, недостаточное развитие словесно-логического мышления, слабость волевой регуляции, пассивная роль, привычная для школы [5]. В период учебной деятельности значительная часть учащихся находится в состоянии напряжения и перенапряжения, и даже - в состоянии срывов адаптационных процессов [5].Это сопровождается уменьшением функциональных резервов организма. Подобные состояния возникают в результате напряжения механизмов регуляции в ситуациях, требующих для обеспечения процессов уравновешивания со средой больших затрат, чем обычно. У молодых людей резерв адаптационноприспособительных возможностей достаточно велик, поэтому ухудшение умственной и физической работоспособности обратимо [5, 7].

Обследования показали, что уже при поступлении на 1 курс 30,8% абитуриентов имеют хронические заболевания, а у части первокурсников имеется по 2 и более заболеваний. При этом студенты-первокурсники имеют низкий индекс здоровья [1]. Отмечено снижение уровня адаптационных возможностей функциональных систем, значительное истощение гормональных механизмов, увеличение частоты хронической патологии от курса к курсу [8, 9]. Необходимо отметить отсутствие комплексного подхода, и минимальную разработанность коррекционно-профилактических мероприятий на тему адаптации студентов.

Цель - изучение социальных и личностных факторов, нарушающих процесс адаптации к обучению среди студентов-медиков. Надо выявить распространенность нарушений адаптации среди студентов 1-3-х курсов медфакультета; изучить влияние факторов в формировании процесса дизадаптации.

Материал и методы. Анализ основан на результатах экспериментально-психологического, патопсихологического методов исследования и описания поведения 226 студентов 1-3 курсов медицинского факультета в 2002-2005 гг. Применяемый междисциплинарный подход появился на стыке медицинской, социальной и гендерной психологии. Это позволяет изучить процесс адаптации с точки зрения профилактики психогенных расстройств у студентов. Исследование проводились во время занятий, в дневные часы. Студенты, принявшие участие в обследовании, были в возрасте 18-23 года, 151 девушка и 75 юношей.

146 студентов 1-3 курсов участвовали в сплошном, не выборочном обследовании, которое носило лонгитюдный характер, исследования проводились в динамике: осенью, весной, до и после сессии. На 1-м курсе в обследовании принимало участие 37 девушек и 16 юношей, на 2-м - соответственно 41 и 16, 3-м - 22 и 14. Для надежности результатов обследование имело добровольный характер. 80 студентов (51 девушка, 29 юношей) участвовали в сплошном не выборочном обследовании, направленном на выявление биологических и личностных характеристик, гендерных особенностей, детерминирующих процесс дизадаптации. Для выявления дизадаптации в обеих выборках использовался опросник оценки выраженности психопатологической симптоматики 8СЬ-90-Я, адаптированный для России Тарабриной Н.В. (институт психологии РАН), включающий 9 синдромальных шкал (соматизация, обсессивность-компульсивность, межличностная сенситивность, депрессивность, тревожность, враждебность, фобии, паранойяльность, психотизм), а также шкалу тяжести симптоматики. Здесь уровень симптоматики определялся путем сравнения статистических результатов с показателями норм.

Таблица!

Результаты методики с точки зрения адаптивности

Среднее Значение Р8БІ (условная норма =1,45) л е V з 3 о Ї $ Девушки чел.) й .ел і 2 и о се іп * бо Ап Процентный показатель

Адаптированные 1,1 19 34 53 66%

Неадаптированные 1,9 10 17 27 33%

* ТулГУ

Для исследования субъективных факторов стресса был разработан и предварительно апробирован опросник «Факторов

Редакционный портфель

напряженности». Для исследования субъективных факторов-мотивов поступления на медфакультет был разработан и апробирован опросник «Факторов поступления в вуз». Исследование доминирующих типов темперамента велось с помощью психодиагностической методики А. Белова «Формула темперамента», акцентуаций характера - по методике К. Леонгарда. Исследование базисных копинг-стратегий велось при помощи психодиагностической методики «Индикатор стратегий преодоления стресса» Д. Амирхана (1990). Исследование комплекса механизмов психологических защит вели по методике «Ь81» («Индекс жизненного стиля»), профессора Л. И. Вассермана, исследование психологического возраста - по методике «Линия жизни» А. Кроника.

Таблица 2

Сравнение средних значений по 8СЬ-90-И, по 1-3 курсам за октябрь и март 2004-2005 г.

Показатели по SCL-90 1 курс 2 курс 3 курс

Осень весна V* осень весна V* осень весна V*

Соматизация N - 0,55 0,57 0,52 0,07* 0,60 0,50 0,05* 0,64 0,73 0,2*

Обсессивность-компульсивность N - 0,78 0,74 0,67 0,3* 0,85 0,73 0,1* 0,95 0,88 0,09*

Межличностная сенситивность N - 0,95 0,67 0,61 0,6* 1,01 0,86 0,2* 0,87 0,97 0,08*

Депрессивность N - 0,72 0,58 0,52 0,3* 0,79 0,66 0,09* 1,02 0,92 0,1*

Тревожность N - 0,58 0,53 0,49 0,1* 0,73 0,52 0,01* 0,74 0,72 0,1*

Враждебность N - 0,74 0,66 0,60 0,2* 0,87 0,77 0,1* 0,75 0,71 0,9*

Фобич N - 0,32 0,30 0,27 0,1* 0,33 0,30 0,2* 0,28 0,32 0,9*

Паранодяльность N - 0,73 0,58 0,54 0,3* 0,84 0,75 0,1* 0,58 0,60 0,1*

Психотизм N - 0,44 0,28 0,27 0,2* 0,49 0,35 0,04* 0,40 0,37 0,9*

Тяжести симптоматики N - 0,54 0,51 0,40 0,1* 0,58 0,45 0,09* 0,49 0,44 0,1*

GSI (общий индекс тяжести симптомов) 0,56 0,50 0,1* 0,68 0,57 0,1* 0,69 0,53 0,2*

PST (общее число утвердительных ответов) 36,6 35,9 0,2* 37,4 34 0,2* 38,15 37,41 0,1*

PSDI (индекс наличного симптоматического дистресса) 1,4 1,23 0,05* 1,51 1,42 0,1* 1,76 1,63 0,1*

*- показатель достоверности различий между средними значениями показателей психопатологической симптоматики у студентов, в зависимости от курса

Анализ данных и проверку статистических гипотез вели методом многомерного регрессионного анализа с Р8Э1 в качестве независимой величины и шкалами 8КЬ-90 - в качестве зависимых. Факторный анализ применялся для снижения размерности параметров опросника и группировки вопросов. Одномерный дисперсионный анализ ДКОУД применялся для оценки значимости воздействия ряда факторов на исследуемый параметр. Существенным принимался результат с Р<0,01. Т-тест Стьюдента использовали для определения значимости различий средних значений параметров; %2 применялся как критерий для параметров, дающий значимость влияния фактора на признак.

Результаты. Показатель наличного симптоматического дистресса (Р8Э1) по средним значениям меняется в зависимости от года обучения, на 1-м, 3-м курсах находится в пределах нормы, на 2-м курсе завышен Мо (Р8Э1)=1,54. Соответственно, уровень адаптивности студентов-медиков понижается на 2-м году обучения, при этом к 3-му курсу возвращается в пределы нормы. Самый высокий процент дизадаптированных студентов на 2-м курсе - 48,89 %, на 1 курсе - 33,96%, на 3-м - 40,63%.

Второй год обучения на медфакультете - самый сложный из-за нарушения адаптации. Проблема наркомании достоверно сильнее волнует первокурсников, как и недостаток интересов вне учебы (Р=0,09), что может быть связано с контрастом свободного времени до и после обучения на медфакультете и с необходимостью усваивать огромный объем информации. Второкурсников достоверно чаще волнует проблема конфликтов в транспорте. В основном это иногородние студенты (79%), большая часть, которых проживала в малонаселенных пунктах. Видимо, это результат процесса адаптации (сентябрь - март учебного года) или следствие выхода подавленных эмоций. Статистически значимые изменения произошли у первокурсников только по шкале, отражающей адаптацию Р8ЭТ: М.о.=1,4 осенью, М.о.=1,23 весной,

Р.=0,05. У второкурсников (Р=0,01) снизились показатели тревоги М.о.= 0,78 осенью и М.о.= 0,58 весной, психотизма, Р.=0,04, М.о.= 0,49 осенью, М.о.= 0,38 весной. У студентов 3-го курса значимых изменений не найдено. Изучая субъективные факторы стресса, не обнаружили значимых изменений в восприятии стресса весной, по сравнению с осенью, независимо от года обучения. Факторы напряженности из опросника носят стабильный характер в когнитивном пространстве каждого студента.

Для проверки гипотезы о влиянии сезона на процесс адаптации, сравнили параметры психопатологической симптоматики отдельно среди студентов с помощью метода дисперсионного анализа. В обеих выборках показатели симптоматических проявлений снизились весной. Достоверно значимые различия по большинству параметров, произошли в группе адаптированных студентов. Достоверно сильно снизился показатель тяжести симптоматики (GSI) Р.=0,05, М.о.=0,43 осенью, М.о.=0,36 весной, показатель дистресса (PSDI) Р.=0,05, М.о.=1,18 осенью, М.о.=1,13 весной. Обостренная чувствительность, обидчивость достоверно снизилась весной среди адаптированных студентов Р.=0,01, М.о.=0,64 осенью, М.о.=0,48 весной. Достоверно понизилась тревога Р.=0,02, М.о.=0,43 осенью, М.о.= 0,32 весной в той же выборке. В группе дизадаптированных студентов достоверное снижение показателей произошло только по шкале дистресса (PSDI), Р.=0,05, М.о.=1,95 осенью, М.о.=1,76 весной. Можно предположить, что адаптированные студенты более гибко реагируют на сезонные изменения. А студентам с трудностями адаптации свойственна большая ригидность, застывание психопатологических проявлений. Сравнение ср. значений параметров по методике SCL-90-R, показывает, что в группе адаптированных студентов все параметры снизились сильнее, относительно выборки дизадаптированных.

Заключение. Второй год обучения на медфакультете - самый сложный вследствие нарушения механизмов адаптации к учебному процессу; студенты 2-го курса наиболее часто проявляют депрессивность, склонность к подавлению эмоций, обидчивости, нервозности, нарастанию необъективной тревоги, обострению чувства одиночества; уровень адаптивности студентов-медиков понижается на 2-м году обучения, но к 3-му курсу возвращается в пределы нормы; усредненные показатели по методике SCL-90-R в 2 раза превышают данные адаптированных; студенты с трудностями к адаптации достоверно сильнее актуализируют стрессы; для женской половины выборки характерны негативные эмоциональные состояния и тревога; девушки сильнее беспокоятся о будущем и составляют группу риска по адаптации к процессу обучения; студентам с трудностями в адаптации свойственна большая ригидность, застывание психопатологических проявлений; независимо от года обучения у всех снижаются показатели по методике SCL-90-R в марте относительно октябрьских данных.

Литература

1. Агарков В.И. //Здоровье студентов: Сб. тез. междун. на-уч.-практ. конф.- М., 1999.- С.99-Ш0.

2. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека.- Л.: Наука, 1988.- 270 с.

3. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации.- Новосибирск: Наука,1980.- 192 с.

4. Пакулина С.А. Адаптивные способности студентов педвуза: структура, ср-ва развития. Автореф.дис.. .к.п.н.- М.-2004.

5. Спицын А.П. Психофизиологическая характеристика адаптации учащихся и студентов к учебной деятельности: Авто-реф. дис...д-ра мед. наук.- Кемерово, 1999.- 31с.

6. Сливкина Н.В. // Здоровье студентов: Сб. тез. междунар. науч.-практ. конф.- М., 1999.- С.157-160.

7. Солнцев А.А. Социальная адаптация и здоровье детей.-М., 1990.- 161 с.

8. Ader R., Cohen N. // Annu -Rev -Psychol.- 1993.- P 44-85.

9. Glase R et al. // Helth Psychol.-1993.- № 6.- P.435-442.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.