Научная статья на тему 'Распространение пронаркотической информации в Интернете: меры противодействия'

Распространение пронаркотической информации в Интернете: меры противодействия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
889
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА / ПРОНАРКОТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цирина Мадина Ахметовна

Анализируется одна из острейших проблем международного характера - распространение пронаркотической информации в Интернете. Автор выделяет и рассматривает направления по противодействию указанному явлению, уделяя при этом особое внимание разграничению юридической ответственности субъектов интернет-отношений за распространение пронаркотической информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Распространение пронаркотической информации в Интернете: меры противодействия»

актуальные вопросы правоприменения

Распространение пронаркотической информации в Интернете: меры противодействия

ЦИРИНА Мадина Ахметовна,

старший научный сотрудник отдела международного частного права ИЗиСП, кандидат юридических наук

В настоящее время проблема незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ (и, как следствие, наркотизация населения) стоит довольно остро. Явление наркотизма приобрело угрожающие для безопасности отдельных стран, в том числе и для России, масштабы и, по сути, является угрозой глобальной и национальной безопасности. Об этом свидетельствуют положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 (п. 37).

Согласно официальным данным, в Российской Федерации лиц, употребляющих наркотические средства или психотропные вещества не в медицинских целях, в 2003 г. было зарегистрировано 495 620 человек, в 2004 г. — 493 647, в 2005 г. — 500 508, в 2006 г. — 517 839 человек. В 2007 г. происходит резкий скачок уровня потребления наркотических средств или психотропных веществ. В частности, общее число лиц, употребляющих указанные средства и вещества, составило 537 774 человек1, из них 356 1882 — лица, больные наркоманией.

1 Подробнее об этом см.: Иванов В. П. О наркоситуации в Российской Федерации // Наркоконтроль. 2008. № 3.

2 Подробнее об этом см.: Ролик А. И. Государственная антинаркотическая политика России и противодействие незаконно-

В 2008 г. число лиц, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества, увеличилось до 549 577 человек, при этом больных с диагнозом наркомания — 358 120.

По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, в 2008 г. только в Центральном федеральном округе зарегистрировано 96 2123 лиц, употребляющих наркотики без медицинских показаний, в то время как больными наркоманией в названном федеральном округе признаны 63 1584 человек.

му обороту наркотиков в Дальневосточном

федеральном округе // Наркоконтроль. 2010. № 4. С. 2—7.

3 При этом в Белгородской области зарегистрировано 4733 человека; в Брянской области — 1695; во Владимирской области — 990; в Воронежской области — 10 152; Ивановской области — 1957; Калужской области — 1820; Костромской области — 2151; Курской области — 4827; Липецкой области — 2662; Московской области — 16 984; Орловской области — 895; Рязанской области — 1022; Смоленской области — 2669; Тамбовской области — 1752; Тверской области — 1956; Тульской области — 3466; Ярославской области — 1707; Москве — 34 773 человека.

4 В Белгородской области лиц, больных наркоманией, — 1276 человек; Брянской области — 1213; во Владимирской области — 885; в Воронежской области — 4849; Ивановской области — 1521; Калужской области —

1220; Костромской области — 1027; Курской области — 2075; Липецкой области — 1724; Московской области — 12 303; Орловской области — 668; Рязанской области — 975; Смоленской области — 1812; Тамбовской области — 1116; Тверской области — 1907; Тульской области — 2380; Ярославской области — 1398; Москве — 24 809 человек.

В 2009 г. число лиц, употребляющих наркотические средства без назначения врача, достигло 555 272 человек, в то время как официально наркобольных по сравнению с 2008 г. стало меньше: 357 759 человек. Соответствующее увеличение их количества зафиксировано и в субъектах РФ. В частности, в Центральном федеральном округе зарегистрировано 99 073 лиц, употребляющих наркотики без медицинского указания, а больных наркоманией — 65 316.

По состоянию на декабрь 2009 г. в Дальневосточном федеральном округе лиц, употребляющих указанные средства и вещества без медицинских показаний, — 33 677, а лиц, официально признанных наркоманами, — 18 483.

Наркоситуация в стране продолжает стремительно ухудшаться. Особую опасность представляет распространение наркомании в детской и подростковой среде. В России средний возраст приобщения к наркотикам составляет 15—17 лет, однако резко увеличивается процент потребления наркотических средств и психотропных веществ детьми в возрасте 9—13 лет. Зафиксированы случаи употребления наркотиков даже детьми в возрасте 6—7 лет.

По состоянию на декабрь 2010 г. общее число лиц, зарегистрированных с диагнозом наркомания, составило 350 936. В России специализированными наркологическими учреждениями зарегистрировано более 140 тыс. детей5 и подростков, страдающих наркологическими расстройствами. Число же лиц старше 18 лет, употребляющих наркотики, гораздо больше — 350 184.

Немедицинское употребление наркотических средств и психотропных веществ способствует распространению среди потребителей нар-

5 См.: Развитие наркоситуации в Российской Федерации: по материалам заседания Коллегии ФСКН России 27 февраля 2010 г. // Наркоконтроль. 2010. № 2. С. 2—5.

котиков опасных заболеваний, особенно таких, как ВИЧ и гепатит, тем самым существенно повышая уровень смертности. По официальным данным, ежегодно в Российской Федерации от приема наркотиков умирает около 10 тыс. человек. Однако, по экспертным оценкам, это число составляет более 30 тыс.6

Приведенные данные свидетельствуют о том, что наркоситуация, связанная с распространением и, как следствие, употреблением наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации, имеет тенденцию к дальнейшему обострению в условиях, когда принимаемые меры по профилактике наркомании, лечению и реабилитации больных наркоманией не адекватны сложившейся тяжелой ситуации.

Тема незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ в последнее время стала предметом многочисленных обсуждений. На заседании Совета Безопасности РФ по вопросу совершенствования государственной политики в области борьбы с распространением наркотиков Д. А. Медведев отметил, что «омоложение состава потребителей наркотиков — это действительная угроза для безопасности нашей страны, самый серьезный вызов здоровью нации, нашей демографической ситуации, и без того крайне сложной, и в целом моральному состоянию нашего общества»7. На заседании Президиума Государственного совета РФ 18 апреля 2011 г. он же подчеркнул высокую значимость вопросов борьбы с распространением и потреблением наркотических средств, психотропных веществ и их

6 См.: Иванов В. П. Указ. соч. // Наркоконтроль. 2008. № 3.

7 Вступительное слово Д. А. Медведева на заседании Совета безопасности по вопросу «Совершенствование государственной политики в области борьбы с распространением наркотиков». URL: http://www.scrf.gov.ru/ news/471.html.

прекурсоров среди молодежи. Особый акцент при этом был сделан на роли Интернета в незаконном распространении наркотиков8.

Проблема борьбы с незаконным оборотом наркотиков через Интернет является ключевым пунктом доклада Международного комитета по контролю над наркотиками о выполнении решений XX сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В плане борьбы с незаконным изготовлением и оборотом стимуляторов амфетамино-вого ряда и их прекурсоров, а также со злоупотреблением ими Генеральная Ассамблея признала, что использование Интернета создает дополнительные преграды для решения проблемы злоупотребления наркотиками9.

Количество таких интернет-сайтов исчисляется тысячами, при этом 40% их находятся в российском сегменте10. Только за прошедший год было выявлено более 1300 интернет-сайтов, не только подробно описывающих состояние измененного под воздействием указанных средств и веществ сознания человека, но и содержащих подробные инструкции по приготовлению наркотических средств и психотропных веществ, а также по их употреблению. Кроме того, с помощью такого рода интернет-сайтов можно узнать о месте продажи наркотиков, договориться о встрече с целью их покупки.

Распространение подобной про-наркотической информации в Интернете оказывает пагубное воздей-

8 Подробнее об этом см.: URL: http://www. mosportal.ru/2/i125_1091.htm.

9 Подробнее об этом см.: Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2008 г. E/INCB/2008/1 // Наркоконтроль. 2009. № 2. С. 35—36.

10 См.: Выступление председателя пра-

вительства Иркутской области Д. Ф. Мезенцева на заседании Президиума Госсовета «О мерах по усилению противодей-

ствия потреблению наркотиков среди молодежи». URL: http://www.mosportal.ru/2/ i125 1091.htm.

ствие в первую очередь на подростков с их еще не сформировавшейся психикой, быстрее поддающейся влиянию путем стимулирования интереса к потреблению этого зелья. Даже позитивная на первый взгляд информация об изъятии, к примеру, двух килограммов наркотиков на сумму в 150 млн руб. может быть воспринята определенным контингентом как реклама легкого способа зарабатывания денег11.

Эффективные направления противодействия распространению про-наркотической информации и наркотизации населения — это информационная профилактика наркомании в Интернете, создание безопасного интернет-пространства, а также разграничение ответственности участников интернет-отношений за размещение пронаркотической информации в Интернете.

Интернет должен выступать в качестве инструмента, позволяющего снизить спрос на наркотики через формирование нетерпимого отношения молодежи к наркомании и наркопреступности. В рамках реализации данного направления важным является увеличение количества и повышение качества интернет-материалов по антинаркотической тематике, а также по пропаганде здорового образа жизни.

В качестве основного подхода к созданию безопасного интернет-пространства целесообразно использовать программные и технологические решения, обеспечивающие безопасность детей, подростков, да и всего населения страны.

Первая такая попытка была реализована посредством установки контент-фильтров во многих российских школах. К примеру, в образовательных учреждениях г. Майкопа внедрена система контентной фильтрации на компьютерах, имеющих выход в Интернет. Все образо-

11 См.: Клочкова А. В. Проблема нормативного регулирования пропаганды наркотических средств // Наркоконтроль. 2006. № 1.

вательные учреждения были зарегистрированы Комитетом по образованию на сайте skf.edu.ru, получили логин и пароль, загрузили с сайта дистрибутив программы, необходимое количество лицензий и установили контент-фильтр12.

Учитывая то, что много детей проводят свободное время в интернет-кафе, где к Интернету обеспечивается свободный доступ любому желающему, необходимо обязать владельцев таких кафе устанавливать на персональные компьютеры контент-фильтры, способные блокировать интернет-ресурсы с противоправной информацией, популяризующей потребление наркотиков. В качестве положительного примера можно привести только один регион России — Ханты-Мансийский автономный округ, который принял на региональном уровне законодательный акт, обязывающий оборудовать все публичные точки доступа к Интернету такими контент-фильтрами.

Особо следует отметить проект «Горячая линия по приему сообщений о противоправном контенте», реализуемый на базе Региональной общественной организации «Центр интернет-технологий», заключившей соглашение с Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотиков о сотрудничестве в целях выявления пронаркотиче-ской информации в Интернете, а также пресечения такого рода противоправной информации.

Согласно концепции названного проекта эксперты горячей линии проводят оценку информации об ин-

12 См. решение Совета народных депутатов муниципального образования «Город Майкоп» от 28 октября 2008 г. № 163 «О ходе выполнения муниципальной целевой программы «Развитие системы образования г. Майкопа на 2006—2009 гг.» (вместе с «Информацией о ходе выполнения муниципа ль-ной целевой программы «Развитие системы образования города Майкопа на 2006 — 2009 годы» в 2008 году»).

тернет-сайтах, пропагандирующих наркотические средства или психотропные вещества, а также информацию о способах их реализации. По результатам такой оценки направляются официальные запросы интернет-провайдерам, курирующим проверяемый сайт, с предложением о его закрытии как содержащего противоправную информацию.

Важное место должно отводиться вопросам привлечения к ответственности участников интернет-отношений за распространение информации, популяризирующей потребление и изготовление наркотиков.

При рассмотрении правоотношений по использованию Интернета необходимо учитывать их сложный субъектный состав, обусловленный участием в интернет-отношениях организаций или лиц, обеспечивающих доступ, размещение и передачу информации в Интернете. Их называют по-разному: в европейском законодательстве используется термин «intermediary service providers», в американской практике — «on-line service provider, provider of access, provider of the informational content». В российских законопроектах употребляется термин «оператор услуг Интернета» — лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению пользователей доступом в Интернет и (или) иными услугами, оказываемыми с использованием интернет-технологий13. В специализированной литературе такие организации или лица именуются интернет-про-вайдерами14 (анг. Internet Service

13 См.: Проект модельного закона «Об Интернете», разработанный Некоммерческим партнером «Ассоциация электронных коммуникаций» (НП «РАЭК) по заказу Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ 2007. URL: spec.edu.ru.

14 См.: The Electronic Frontier: the Challenge of Unlawful Conduct Involing the Use of the

Internet: a Report of the President's Working Group on Unlawful Conduct on the Internet

(2000, March). URL: www.usdoj.gov/criminal/ cybercrime/unlawful.

Provider, ISP — поставщик интернет-услуг).

В число услуг, предоставляемых интернет-провайдерами, входят: доступ в Интернет по коммутируемым или выделенным каналам, в том числе беспроводной доступ в Интернет; выделение дискового пространства для хранения и обеспечения работы сайтов (хостинг); поддержка работы почтовых ящиков или виртуального почтового сервера; размещение оборудования клиента на площадке провайдера (колокация); аренда выделенных или виртуальных серверов; резервирование данных; и др.

В связи с этим интернет-провайдеры делятся на типы в соответствии с предоставляемыми услугами. Наиболее распространенной является следующая классификация интернет-провайдеров15: 1) провайдер доступа16; 2) хостинг-провайдер (провайдер сервера)17; 3) контент-

15 См.: Хатаева М. А. Правовое обеспечение охраны интеллектуальных прав в информационно-коммуникационных сетях на примере Интернет: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.

16 Провайдер, передающий, маршрутизирующий материал или предоставляющий соединение для передачи материала через систему или сеть, контролируемую или управляемую им, к чему приравнивается промежуточное хранение материала в целях указанной передачи, маршрутизации или предоставления соединения.

17 Провайдер, осуществляющий деятельность по хранению информации в системах или сетях, контролируемых или управляемых им, в соответствии с указаниями пользователей. Иными словами, хостинг-провайдер осуществляет услуги по предоставлению дискового пространства для физического размещения информации на сервере, постоянно находящемся в Интернете. Сервер может принадлежать либо компании-поставщику, либо клиенту. В последнем случае услуга носит название «колокейшн». Для размещения личного сайта в Интернете необходимо воспользоваться услугами хостинг-провайдера, который предоставит определенное место на своем сервере, а так-

провайдер (провайдер содержания)18; 4) кеш-провайдер19; 5) провайдер ссылок20; 6) провайдер «последней мили»21.

Очевидно, что данный перечень интернет-провайдеров не является исчерпывающим. В литературе выделяются также магистральные и конечные провайдеры как виды провайдеров доступа, а также опе-

же предложит определенный пакет услуг, к которым относятся: создание и продажа хо-стинг-аккаунтов; создание персональных виртуальных серверов (при этом у пользователя возникает возможность самостоятельно размещать интернет-сайты и сдавать их в аренду другим пользователям Интернета); предоставление выделенного сервера (в этом случае пользователь может размещать несколько незначительных по объему интернет-сайтов или один масштабный проект с высоким уровнем посещаемости); и др.

18 Провайдер, предоставляющий определенный объем информации для размещения на информационных ресурсах в Интернете (дисковые пространства веб-серверов). Также их называют поставщиками информации.

19 Провайдер, обеспечивающий автоматическое промежуточное временное хранение материала в системе, контролируемой или управляемой провайдером. Основной смысл их деятельности заключается в том, что материал, временное хранение которого осуществляется кеш-провайдером, изначально размещается в Интернете не на контролируемых им технических устройствах, а в ином месте. Временное хранение осуществляется здесь по принципу зеркала, что означает автоматическое воспроизведение содержимого определенного ресурса (запросы пользователей переадресуются с исходного источника информации на «зеркало»).

20 Провайдер, перенаправляющий пользователей или связывающий пользователей с интернет-сайтами, на которых размещена какая- либо информация, например информация об условиях продажи либо приготовления наркотиков.

21 Провайдер, предоставляющий услуги по прокладыванию линии связи непосредственно от магистрали до клиента.

раторы дата-центров и приложений как разновидность контент-провайдеров и т. п.

Приведенная классификация лишь на первый взгляд имеет узко техническое значение, поскольку проводит градацию интернет-провайдеров в зависимости от осуществляемых ими функций. Посредством выполнения своих функций интернет-провайдеры получают (создают) определенные результаты, пользование которыми должно осуществляться в пределах, установленных соответствующими правовыми нормами, т. е. каждый классификационный вид по мере развития нуждается в специальном правовом регулировании. Вместе с тем разграничение интернет-провайдеров в зависимости от осуществляемых ими функций имеет практическое значение для определения субъектов юридической ответственности.

Проблема ответственности интернет-провайдеров относится к ключевым проблемам правового регулирования общественных отношений, возникающих в связи с использованием Интернета (распространение экстремистских материалов, детской порнографии, защита интеллектуальной собственности, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров).

Необходимость привлечения интернет-провайдеров к ответственности базируется на том, что они имеют организационно-техническую возможность в любой момент воздействовать на информационные общественные отношения своих пользователей. Форма воздействия может быть разнообразной: от блокирования информационного обмена до информирования третьих лиц о содержании передаваемой информации.

Практика зарубежных стран в регулировании указанных отношений неоднозначна. В настоящее время существуют три основных подхода к степени ответственности интер-

нет-провайдеров — владельцев информационных ресурсов за действия лиц, которые воспользовались указанными ресурсами или системами. Интернет-провайдер:

1) несет ответственность за все действия пользователей вне зависимости от наличия у него как субъекта права знания о совершаемых действиях (Китай и страны Ближнего Востока);

2) не несет ответственность за пользователей, если выполняет определенные условия, связанные с характером предоставления услуг и взаимодействием с субъектами информационного обмена и лицами, чьи права нарушаются действиями пользователей (страны Европы);

3) выполняет роль посредника в оказании информационных услуг и не может нести ответственность за информацию, размещаемую пользователем (США).

Ответственность интернет-провайдеров за распространение информации пронаркотической направленности должна дифференцироваться в зависимости от предоставляемых ими услуг.

Благодаря работе провайдеров доступа пользователи получают доступ к Интернету. Особенностью деятельности провайдера доступа является то, что он не инициирует информационные отношения, не выбирает содержание передаваемой информации и ее получателя, не влияет на содержание информации, а лишь осуществляет техническое сопровождение доступа к интернет-сайтам. Провайдеры доступа далеки от содержательной стороны осуществляемых при их посредничестве информационных транзакций. В связи с этим интернет-провайдеры, осуществляющие только техническое сопровождение доступа к интернет-сайту, принадлежащему клиенту, должны освобождаться от ответственности за незаконное размещение пронаркотической информации третьими лицами.

Хостинг-провайдер, предоставляющий услуги колокейшн (провайдер размещает оборудование клиента на своем сервере и подключает его к каналам с высокой пропускной способностью), не несет ответственность за содержание информации, размещенной на его сервере третьими лицами. Однако когда владельцы интернет-сайтов одновременно осуществляют услуги по предоставлению дискового пространства для размещения информации на сервере, подключенном к Интернету, ответственность за незаконное размещение объектов авторских прав должна быть распределена между интернет-провайдерами и пользователями. Соответственно, интернет-провайдеры должны нести солидарную ответственность за размещение пронар-котической информации на их серверах третьими лицами, арендующими указанное дисковое пространство.

Информационная профилактика наркомании в Интернете, создание безопасного интернет-пространства, а также совершенствование россий-

ского законодательства в части разграничения ответственности участников интернет-отношений за размещение пронаркотической информации положительно повлияют на наркоситуацию в стране.

Библиографический список

Иванов В. П. О наркоситуации в Российской Федерации // Наркоконтроль. 2008. № 3.

Клочкова А. В. Проблема нормативного регулирования пропаганды наркотических средств // Наркоконтроль. 2006. № 1.

Развитие наркоситуации в Российской Федерации: по материалам заседания Коллегии ФСКН России 27 февраля 2010 г. // Наркоконтроль. 2010. № 2.

Ролик А. И. Государственная антинаркотическая политика России и противодействие незаконному обороту наркотиков в Дальневосточном федеральном округе // Наркоконтроль. 2010. № 4.

Хатаева М.А. Правовое обеспечение охраны интеллектуальных прав в информационно-коммуникационных сетях на примере Интернет: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.

Правовой режим водоохранной зоны

КОЛЕСОВА Ольга Николаевна,

доцент кафедры теории и истории государства и права института права Самарского государственного экономического университета, кандидат юридических наук

Введенный в дейстие с 1 января 2007 г. Водный кодекс РФ (далее — ВК РФ) существенно изменил правовой режим водоохранной зоны. Водоохранные зоны были исключены из состава земель водного фонда (ст. 102 ЗК РФ)1. Теперь такие зоны могут

1 В ВК РФ установлено понятие «водный фонд», а понятие «земли водного фонда» отсутствует.

быть установлены на землях любой другой категории при условии, что такие земли примыкают к водному объекту. Согласно ст. 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.