которых одновременно были выявлены как HBsAg, так и апйНСУ При этом использовались результаты определения биохимических показателей в период, когда больным не проводилось противотуберкулезное лечение. Эти результаты отражены на таблице 2.
Как видно из таблицы 2, в общей группе больных ТЛ соотношение инаппаратных (сопровождавшихся появлением в крови только маркеров инфицирования без повышения активности), безжелтушных (сопровождавшихся повышением только активности АлАТ) и желтушных форм обоих инфекции составило 24,8%, 70,8% и 4,4%, соответственно.
У больных ТЛ с моноинфекцией, вызванной ВГВ, это же соотношение оказалось равным 32,5%, 65,0% и 2,5%, а у больных ТЛ с моноинфекцией, вызванной ВГС, - 23,7%, 74,5% и 1,7%, соответственно. У больных, у которых были одновременно выявлены маркеры обеих инфекций, указанное соотношение составило 7,1%, 71,4% и 14,3%, соответственно.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дадашева А.Э., Михайлов М.И. Серологические маркеры инфицирования вирусами гепатитов В и С у больных туберкулезом легких. - Мир вирусных гепатитов (Москва), 2005, N.4, с.14-15; 2. Ма-медбеков Э.Н., Рзаева Н.Р. О проблеме вирусных гепатитов у больных туберкулезом. - Современые достижения азербайджанской медицины, 2007, N.1, с.6-11; 3. Мамедбеков Э.Н., Бекирзаде Г.М., Рзаева Н.Р., Мамедов М.К. Биохимические показатели функционального состояние печени у больных туберкулезом легких, инфицированных вирусами трансфузионных гепатитов.- Биомедицина, 2007, N.1, с.36-37; 4. Мамедбеков Э.Н., Мамедъярова Ф.А., Кязимова Л.Г.
и др.Результаты серологического обследования больных туберкулезом легких на специфические маркеры инфицирования вирусами гепатитов В и С. - Там же, 2007, N.4, с. 132-136; 5. Мамедбеков Э.Н., Мамедъярова Ф.А., Рзаева Н.Р. и др. Серологические маркеры инфицирования вирусами гепатитов В и С у больных различными клиническими формами туберкулеза легких. - Биомедицина, 2007, N.4, с.42-43; 6. Михайлов М.И., Дадашева А.Э. Трансфузионные вирусные гепатиты у больных туберкулезом: клинико-эпидемиологи-ческое значение и особенности распространения.- Там же, 2005,N.1, с.3-8; 7. Рзаева Н.Р. Серологические маркеры инфицирования вирусами гепатитов В и С и активность аминотрансфераз у здоровых жителей г.Баку. - В кн.: Сборник научных трудов, посвященный 70-ти летию Азербайджанского института усовершенствования врачей им.А.Алиева. Баку, 2005, с.167-169.
SUMMARY
Clinic and pathogenic peculiarities of hepatitis B and C viral infections course at lung tuberculosis patients
N.Rzayeva, E.Mamedbekov, F.Mamedyarova, L.Kazimova, M.Mamedov, Y.Shikhaliyev, A.Dadasheva
The authors compared results of serologic and biochemical examinations of 300 patients with acute lung tuberculosis (ALT) and 300 patients with chronic lung tuberculosis (CLT) and demonstrated main clinical and pathogenic peculiarities of these viral infections developed on the phone of ALT and CLT. Besides they determined main predominant forms of these infections course.
Поступила 28.02.2008
Распространение наследственных заболеваний системы крови в Муганской зоне Азербайджана
Г.А.Акперова
Бакинский Государственный Университет, г. Баку
Как известно, самой распространенной энзимо-патией во всем мире является наследственная недостаточность эритроцитарного фермента глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы (Г6ФД), которая особенно характерна для стран Средиземноморья, некоторых стран Латинской Америки и Африки [13, 19]. В СНГ болезнь наиболее распространена в Азербайджане, где в отдельных селах зарегистрированы до 38% геми-зиготных мужчин, хотя носительство патологического гена описано также у таджиков, русских и грузин [3]. Эта проблема приобретает медико-социальный характер, ввиду расширения спектра производства и потребления в этих регионах лекарственных препаратов окислительного действия и развития желтухи у больных новорожденных [2]. По этой причине неонаталь-ные скрининг-программы по дефициту фермента
Г6ФД в данных регионах приобретают обязательный характер [8].
Пристальное внимание исследователей к группе наследственных анемий, в том числе, к р-талассемии, составляющей основную массу всех типов талассе-мии, вызвано их широким распространением во всем мире и значительным вкладом в структуру детской и материнской смертности в эндемичных районах. Установлено, что около 3% населения мира являются носителями патологического р-гемоглобинового гена [18]. Первоначально характерное для популяций Средиземноморского бассейна, Ближнего Востока, Азии и Африки заболевание ввиду глобальной миграции проникло в США и северо-запад Европы и на сегодня входит в список обязательных профилактических программ [6, 9, 10, 11, 12].
Табл. Частота мутаций ß-глобинового гена в Муганской зоне республики
Тип мутаций Частота генов, %
Саатлы Сальяны Алибайрамлы Джалилабад
ß+-IVS-1-110(G-A) 6,52 19,57 13,04 4,35
ßu-codon8(-AA) - 4,35 10,87 8,70
ßu- IVS-2-1 (G-A) - 10,87 8,70 -
ß+-IVS-l-5(G-S) 6,52 2,17
ß+-IVS-l-6(T-S) - - 4,35 -
Частота выявляемости наиболее часто встречающегося наследственного геморрагического диатеза ко-агуляционного генеза - гемофилии - в разных странах колеблется от 6,6 до 18 на 100.000 жителей мужского пола. При этом 87-94% приходится на гемофилию А, остальные на гемофилию В и С [1, 5].
Среди населения Муганской зоны Азербайджана проведены генетико-эпидемиологические исследования с целью выявления лиц с энзимопенической анемией, ß-талассемией и гемофилией, определения частот и типов мутаций, что необходимо для дальнейшего проведения пренатальной диагностики плода и повышения эффективности генетического консультирования, являющихся важными составляющими программы профилактики наследственных заболеваний крови в данном регионе.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материал собран в экспедиционных условиях в селах и в районных центрах Са-атлинского, Сальянского, Джалилабадского и Алибайрам-линского районов республики в период с 2004 по 2007 гг. Для выявления больных с наследственной патологией крови использованы списки ВТЭК ЦРБ. В селах при подворовом обходе семей пробандов составлены родословные и путем генеалогического анализа дифференцированы случаи наследственных нарушений крови. В качестве материала для анализов использована капиллярная кровь, собранная в микропробирки с антикоагулянтом (гепарин или натриевая соль этилендиаминтетраацетата).
С помощью скрининг-программ выявлены случаи ß-та-лассемии и недостаточности фермента Г6ФД среди учащихся 5-11-х классов [14]. В качестве экспресс-диагностики дефицита Г6ФД использован метод флюоресцирующих пятен Beutler E., проведенный на аппарате Hoefer MacroVue UV-25 фирмы Amersham Bioscience (USA) [2].
Для идентификации типа мутации ß-талассемии на Thermal cycler Biocycler (Roche, USA) использован молекулярный метод высокотемпературной аллель-специфической амплификации, основанный по принципу метода поли-меразно-цепной реакции [7, 17]. С целью тестирования изменений различных регионов ß-глобинового гена использованы синтетические олигонуклеотидные контрольные прай-меры - №№ 15, 16, 30 и 31, и праймеры конкретных мутаций - 40IVS-1-110 M (G-A), 41IVS-1-110 N, 49IVS-2-1 M (G-A), 77 IVS-2-1 N, 46IVS-1-6 M (T-S), 54 Codon 8 M (-AA), 55 Codon 8 N. Для уточнения клинического диагноза больных наследственными гемоглобинопатиями использованы метод электрофореза гемоглобина на ацетат-целлюлозных пленках на аппарате EPS3501XL (USA) и аналитический метод изоэлектрофокусирования гемоглобинов в полиакрила-мидно-амфолиновых пластинках c рН 3,5-9,5, проведенный на аппарате Multiphor II (USA) [15, 16].
Фенотипические частоты патологий определены по
общепринятой методике [4].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ. Результаты ге-нетико-эпидемиологических исследований, проведенные в четырех районах Муганской зоны республики, позволили выявить 88 больных с диагнозами: недостаточность фермента Г6ФД, Р-талассемия и гемофилия, среди которых у 40 новорожденных установлена гемолитическая анемия - 45,45%, у 34 больных - Р-талассемия с частотой 38,64%, у 14 больных - гемофилия с частотой 15,91% (рис.).
Среди 17-ти лиц установлено гетерозиготное, 17-ти - гомозиготное и компаундное состояние Р-талассе-мии. Молекулярные исследования Р-глобинового гена (Р-ГГ) позволили идентифицировать пять типов мутаций: замену гуанина на аденин в 110-ой позиции 1-го интрона Р-ГГ с фенотипом Р+-талассемии - IVS-1-110^^); делецию двух нуклеотидов аденин в 8-ом кодоне 1-го экзона Р-ГГ с фенотипом Р0-талассемии -ш^п 8(-АА); замену гуанина на аденин в 1-й позиции 2-го интрона Р-ГГ с фенотипом Р0-талассемии - IVS-2-1^^); замену гуанина на цитозин в 5-ой позиции 1-го интрона Р-ГГ с фенотипом Р+-талассемии - I VS-1-5^^); замену тимина на цитозин в 6-й позиции 1-го интрона с фенотипом Р+-талассемии - IVS-1-6(T-S). В исследуемых районах идентифицировано 46 дефект-
12 3 4
Исследуемые районы
Ш Гемолитическая болезнь ШР-Талассемия И Гемофилия
Рис. Наследственные болезни крови в популяции Муганской зоны Азербайджана
1. Саатлы; 2. Сальяны; 3. Алибайрамлы; 4. Джалилабад
ных Р-ГГ, из которых 43,48% приходится на долю р+-IVS-1-110(G-А), 23,91% - р»-^оп 8(-АА), 19,57% -Р»-^-2-1^-А), 8,69% - р+-IVS-1-5(G-S) и 4,35% - р+-IVS-1-6(T-S). При этом наибольшее количество мутированных р-ГГ приходится на Сальянский и Алибай-рамлинский районы (табл.).
В Саатлинском районе среди восьми детей, родившихся с диагнозом гемолитическая болезнь новорожденных (ГБН), проведен анализ определения активности фермента Г6ФД. У всех восьми мальчиков установлен полный дефицит фермента и гемизигот-ное состояние недостаточности активности Г6ФД. В одной из семей с диагнозом р-талассемия у матери идентифицирована довольно редко встречающаяся для населения республики мутация р+-IVS-1-5(G-S) в гетерозиготном состоянии, у отца определена гетеро-зиготность по мутации р+-IVS-1-110(G-А). Следовательно, больные дети имели двойное гетерозиготное -компаундное состояние с генотипом р+-IVS-1-5(G-S)/ Р+-^-1-110^-А). Согласно спискам ВТЭК ЦРБ в районе зарегистрировано 2 мальчика с диагнозом гемофилия.
В Сальянском районе из 11-ти обследованных детей с диагнозом ГБН у 6 мальчиков и 3 девочек обнаружена недостаточность фермента Г6ФД. У новорожденных мальчиков идентифицирован гемизиготный генотип, среди которых трое имели частичный дефицит фермента с фенотипом Г6ФД "+", трое нулевую активность фермента. У девочек установлено гетерозиготное носительство. В исследуемой популяции идентифицировано три типа мутации по р-талассе-мии: р+-^-1-110^-А), р»-^-2-1^-А) и р»-^оп8 (-АА). Из 13-ти лиц с наличием мутаций по Р-ГГ, 8 взрослых имели гетерозиготное носительство, пятеро детей, среди которых трое - гомозиготное по Р+-IVS-1-110^-А) и р»-^-2-1^-А) и двое - компаундное состояние по установленным типам мутаций. Четверо мальчиков в данном районе являются больными гемофилией.
В Джалилабадском районе у шестерых новорожденных с ГБН, в том числе, пятерых мальчиков и одной девочки, идентифицирован полный и частичный дефицит фермента Г6ФД. Трое из пяти мальчиков имели нулевую активность Г6ФД, девочка являлась гетерозиготным носителем дефицита фермента. У троих больных с диагнозом талассемия идентифицированы следующие генотипы - р+-IVS-1-110(G-А)/рo-^оп8(-АА) и р°-^оп8(-АА)/р°-^оп8(-АА). По данным ВТЭК ЦРБ в данном регионе установлено трое больных с диагнозом гемофилия.
В Алибайрамлинском районе 15 новорожденных детей имели ГБН с дефицитом фермента Г6ФД. Фено-типическое проявление фермента Г6ФД у новорожденных мальчиков с гемизиготными генотипами имели как частичный дефицит с остаточной активностью, так и нулевую активность фермента. Установлено 13 больных талассемией, из которых четверо являлись гомозиготами по мутациям р+-1^5-1-110^-А), Р0-codon 8(-АА) и Р0-IVS-2-1(G-А), трое - компаундами
P+-IVS-1-110(G-A)/p°-IVS-2-1(G-A), p+-IVS-1-6(T-S)/ P0-codon8(-AA), p+-IVS-1-5(G-S)/p+-IVS-1-6(T-S), семеро - гетерозиготами по указанным пяти мутациям. Гемофилия обнаружена у пяти мальчиков в возрасте от 5 до 16 лет.
Таким образом, проведенные исследования позволили установить высокую частоту распространения наследственных нарушений крови в популяции Муга-нской зоны республики, в том числе идентифицировать два фенотипа недостаточности фермента Г6ФД у новорожденных с гемолитической болезнью. Полученные результаты также свидетельствуют о высокой частоте распространения p-талассемии в исследованном регионе, связанной как с частичным, так и полным отсутствием экспрессии p-глобинового гена. Мо-лекулярно-генетическая диагностика выявленных мутаций и изучение фенотипического проявления дефектов и их сочетаний позволила идентифицировать гете-розиготность и компаундность по данным мутациям, которые являются частой причиной смертельных гемолитических кризов у женщин с соответствующими генотипами в период беременности и родов. Установление типов мутаций для конкретной зоны, выявление больных лиц и лиц-носителей, определение частоты распространения заболевания являются первостепенными условиями для удачного проведения скрининг-программ и медико-генетического консультирования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Альпидовский В.К. Курс гематологии кафедры госпитальной терапии: Учебное пособие. М.: Изд-во РУДН, 2002; Й1р://теАр&.еЛг.ги /_new/russian/win/library/gematologia/nasl.htm; 2. Бойтлер Э. Нарушения метаболизма эритроцитов и гемолитическая анемия: Пер. с англ. М.: Медицина, 1981, 256 с.; 3. Краснопольская К. Д. Наследственные болезни обмена веществ: справочное пособие для врачей. - М.: Фохат, 2005, 364 с.; 4. Ли Ч. Введение в популяционную генетику. - М.: Мир, 1978, 546 с.; 5. Плахута Т., Якунина Л. Гемофилия у детей. - Медицинская газета, 2003, август, N.62; 6. Талассемия и другие гемоглобинопатии. Доклад Секретариата. Всемирная Организация Здравоохранения, Женева. ЕВ 118/5, пункт 5.2, 4 мая 2006 г.; 7. Шостакович-Корец-кая Л.Р., Маврутенков В.В., Братусь Е.В. и др. Полимеразно-цепная реакция: принципы и практические рекомендации по использованию в клинической практике врача (руководство для врачей). - Днепропетровск: МЗ Украины, 2002, 26 с.; 8. Beutler E. G-6-PD: Рорикйоп genetics and clinical manifestations - Blood Reviews, 1996, v.10, р.45-52; 9. Cao A, Galanello R, Rosatelli MC. Prenatal diagnosis and screening of the haemoglobinopathies - Baillieres Clin. Haematol., 1998, v. 11, р.215-238; 10. El-Beshlawy A., Kaddah N., Moustafa A. et al. Screening for p-thalas-saemia carriers in Egypt: significance of the osmotic fragility test - Eastern Mediterranean Health Journal, 2007, v. 13, N.4, р.780-786; 11. Levy H L., Albers S. Genetic Screening of Newborns - Annu. Rev. Genomics Hum. Genet., 2000, 01:139-177; 12. Leung T.N., Lau T.K., Chung T.Kh. Thalassaemia screening in pregnancy - Current opinion in obstetrics & gynecology, 2005, v. 17(2), р.129-134; 13. Medina M. D., Vaca G., LopezGuido B. et al. Molecular Genetics of Glucose-6-Phosphate Dehydrogenase Deficiency in Mexico - Blood Cells, Molecules, and Diseases, 1997, v.23(5), р.88-94; 14. Modell B. The ethics of ргетЫ diagnosis and genetic counseling - World Health Forum, 1990, v. 11, р.179; 15. Morengo-Rowe A.J. Rapid electroforesis on cellulose acetate. - J. Clin. Pathology, 1965, v. 18, р.790; 16. Rasulov E. Express-methods of hemo-globinopathy dignosis in newborns - Journal of molecular genetics, microbiology, virusology, 1990, v. 1, р.27; 17. Saiki R. K., Scharf S., Faloona F. et al. Enzymatic amplification of beta-globin genomic sequences and restriction site analysis for diagnosis of sickle cell anemia. - Science, 1985, v.230, р.1350; 18. Saxena A., Phadke S.R. Feasibility of thalassemia control by extended family screening in Indian context - Journal of health, population and nutrition, 2002, v.20(1), р.31-35; 19. Yoshida A., Lin M.
Regulation of Glucose-6-Phosphate Dehydrogenase activity in Red Blood Cells from hemolytic and nonhemolytic variant subject - Blood, 1973, v.41, p.877-891.
SUMMARY
Distribution of hereditary diseases of blood's system in Mugan zone of Azerbaijan G.Akbarova
High frequency of distribution of hereditary diseases of blood in population Mugan zone of republic is established. For revealing patients with
hemophilia lists of the central regional hospitals are used. Full and partial insufficiencies of enzyme glucose-6-phosphate dehydrogenase at newborns with haemolytic illness are identified. Molecular-genetic diagnostics heterozygosis and compounds on five types ?-thalassaemia has allowed to identify. The greatest quantity of changed ?-globins genes in Salyan and Alibayramli regions is established.
Поступила 28.02.2008
Современная характеристика стоматологической заболеваемости студентов
Х.И.Ибрагимли, Г.Г.Садыгова
Азербайджанский институт усовершенствования врачей им.А.Алиева, г. Баку
Студенты являются особой социальной группой, которая формируется специальным отбором и имеет относительно стабильную характеристику образа жизни. Состояние здоровья студентов с учетом специфики условий их жизни и обучения, а также социальной значимости было предметом особой заботы как со стороны организаторов образовательных систем, так и со стороны научно-медицинских служб [1, 3, 5, 6, 7]. Качество жизни любого человека, особенно молодых, в том числе, студентов, впрямую зависит от состояния стоматологического статуса. Поэтому стоматологическая заболеваемость студентов в ряде стран углубленно изучается для обоснования объема и структуры требуемых услуг и планирования ресурсов студенческих поликлиник. В нашей стране также со стороны государства уделяется особое внимание охране здоровья студентов. Для совершенствования медико-санитарного обеспечения студентов важное значение имеет характеристика стоматологической заболеваемости, что побудило нас проводить настоящее исследование.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Единицей статистического наблюдения явился индивидуум-студент.
Для получения репрезентативных сведений объект исследования формировался направленным отбором по 250 единиц наблюдения в каждой возрастно-половой группе (юноши и девушки в возрасте 19 лет и менее; 20 лет и более). Стоматологический осмотр был организован по унифицированной программе наблюдения, широко используемой в клинико-статистических исследованиях [2, 4, 8].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ. Показатели распространенности стоматологической заболеваемости по данным профилактических осмотров (prevalence) отражены в таблице 1. Очевидно, что наиболее распространенной патологией студентов является ка-
риес зубов (60,8-67,2% у юношей, 58,4-59,2% у девушек разных возрастных групп). По сравнении со студентами Российской Федерации у студентов нашей страны распространенность кариеса относительно не высока. Причем, по частоте этой патологии студенческая молодежь нашей страны отличается от своих сверстников (например от призывников) сравнительным благополучением состояния здоровья твердой ткани зубов. С возрастом у студентов увеличивается распространенность кариеса зубов, но из-за небольшого размера возрастного интервала (19 лет и менее, 20 лет и более) показатели между собой статистически достоверно не отличаются (р>0,05).
Флюороз зубов выявлен у 21,6-22,4% юношей и 23,2-24,0% девушек. Причем по частоте этой патологии также студенты нашей страны отличаются от студентов Российской Федерации сравнительно низким уровнем показателя. Тяжелый (2,0-2,4% у юношей, 2,4% у девушек) и умеренный (4,4-4,8% у юношей, 4,8-5,2% у девушек) флюороз был диагностирован у небольшой части студентов нашей страны. Сравнительно большой удельный вес имели случаи диагностики сомнительного (6,0-6,4% у юношей и 6,4% у девушек) и слабо выраженного (8,8-9,2% у юношей и 9,6-10,0% у девушек) флюороза.
По нашим материалам, у 8,8-9,2% юношей и 9,610,0% девушек была выявлена пятнистость и гипоплазия эмали, а, соответственно, в 3,2-3,6% случаях патологическая стираемость. У 100 обследованных студентов были отмечены 30,4-31,6 % случаев поражения тканей пародонта, среди которых преобладали камни (17,2-19,6%) и кровоточивость (10-11,6%). По частоте этих патологий наши данные резко отличаются от таковых, получены при обследовании студентов Твери