ВЗГЛЯД. РАЗМЫШЛЕНИЯ. ТОЧКА ЗРЕНИЯ
УДК 343.98
л л
Ахмед Абдулчеримович КУШХОВ, Ахмет Русланович КуЛЬБАЕВ,
начальник организационно-инспекторского отдела старший п°м°щник^ пр°кур°ра г. Нальчика
Управления ФСКН России по Кабардино- Кабардин°-Балкарск°й Республики
Балкарской Республике (г. Нальчик), кандидат юридических наук, доцент
РАСПРОСТРАНЕНИЕ НАРКОТИЗМА - УГРОЗА СОЦИАЛЬНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ОБЩЕСТВА
THE SPREAD OF NARCOTISM AS A THREAT TO SOCIAL SECURITY
В статье прослеживается взаимосвязь ухудшения социально-экономических условий жизни общества с ростом общеуголовной и наркотической преступности, что, в свою очередь, приводит к резкому обострению таких социально обусловленных заболеваний, как наркомания и токсикомания, алкоголизм, туберкулез, вирусные гепатиты, ВИЧ-инфекция и т.д. Раскрываются виды и формы ущерба обществу и государству от распространения наркомании.
The authors establish the relationship between worsening of social and economic conditions in society and the increase in general and drug-related crime, that, in turn, leads to a drastic aggravation of the socially determined diseases, such as drug addiction and inhalants abuse, alcoholism, tuberculosis, hepatitis, HIV etc. The types and forms of damage to state and society from spread of drug addiction are exposed (detailed) in the article.
Ключевые слова: социально-экономические условия, демография, производственно-социальная сфера, бюджетно-финансовая сфера, профилактика наркомании, общественные организации, реабилитационные центры.
Keywords: social and economic conditions, demography, production and social sphere, budgetary and financial sphere, drug prevention, public organizations, rehabilitation centers.
Вестник Сибирского юридического института ФСКН России^ -
Кардинальные экономические и политические реформы в России в начале 1990-х гг. вызвали стремительные изменения в обществе, в том числе создав питательную среду для роста преступности. Быстрый переход от социализма к молодой демократии и от централизованной экономики к рыночной породил новые возможности для преступной деятельности при одновременном ослаблении возможности государства принимать адекватные контрмеры. В связи с этим серьезной проблемой для нашего общества явился рост как общей преступности, так и наркотической. Организованная преступность стала мощной "теневой" управляющей силой в России. Доходы от преступлений, связанных с наркотиками, идут на приватизацию экономики. Общеизвестно, что особенностью преступлений, связанных наркотическими средствами, является высокая организованность совершающих их лиц.1 При этом анализ судебной практики показывает, что к уголовной ответственности привлекаются, как правило, лица, действующие в одиночку, или за совершение преступлений группой лиц по предварительному сговору. Так, по данным Следственного департамента ФСКН России, удельный вес уголовных дел о преступлениях, совершенных в организованных формах, по России за 6 месяцев 2012 г. составил 19,5 %.
Ухудшение социально-экономических условий жизни общества, рост общеуголовной и наркотической преступности привели к резкому обострению таких социально обусловленных заболеваний (СОЗ), как наркомания и токсикомания, алкоголизм, туберкулез, вирусные гепатиты, ВИЧ-инфекция и т.д.
Согласно статистике ООН, в настоящее время официальное число наркоманов по всему миру составляет около 185 миллионов человек, а по данным Интерпола, эта цифра уже составляет более 200 миллионов.
Анализ сложившейся наркоситуации в Российской Федерации в 2011 г. показал, что распространение незаконного потребления наркотических средств и психотроп-
ных веществ продолжает оставаться острейшей проблемой, фактором подрыва демографического и социально-экономического потенциала, а также угрозой национальной безопасности России.
Охрана здоровья населения и общественной нравственности является одной из приоритетнейших задач, стоящих перед современным российским государством.2 Совершение преступлений в данной сфере представляет реальную угрозу для национальной безопасности, социально-экономического развития страны, культурного наследия России. Наркомания и наркотизм оказывают все более разрушительное воздействие на подрастающее поколение, формирование нравственных идеалов и ценностей в обществе.3
За последнее десятилетие в нашей стране наблюдались недопустимо высокие темпы роста числа наркозависимых. Только с 1993 г. по 2011 г. количество лиц, потребляющих наркотики, увеличилось более чем в 9 раз. Количество официально зарегистрированных потребителей наркотиков по состоянию на 1 января 2011 г., согласно официальным данным, составило 673 840 человек (рост на 8,4 % по сравнению с состоянием на 1 января 2010 года).4
На общем неблагоприятном фоне распространения наркомании среди населения особую тревогу вызывает следующие обстоятельства:
- резкое снижение среднего возраста лиц, употребляющих наркотики. Так, по разным экспертным оценкам, в России до 67% наркоманов составляют люди в возрасте до 30 лет;
- устойчивый рост употребления героина и других сильнодействующих и опасных видов наркотиков, в том числе синтетического происхождения;
- рост популярности внутривенного потребления наркотиков, сопровождаемый лавинообразной эпидемией ВИЧ/СПИД среди наркоманов;
- увеличение количества смертей от потребления наркотиков. Так, по данным ФСКН России, в стране ежегодно умирают от передозировки до 30 тысяч человек,
^Взгляд. Размышления. Точка зрения
а если учесть менталитет мусульманской части населения страны, когда далеко не всегда подвергаются вскрытию тела умерших при отсутствии криминала, то цифра будет еще выше.
Распространенность немедицинского потребления наркотиков среди молодежи не только ухудшает демографическую обстановку, но и криминализует общество. Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения по вопросу о главных проблемах российских детей, на первом месте - алкоголь и наркотики -47% опрошенных, на втором - детская и подростковая преступность - 31%, на третьем - низкий уровень жизни российских семей, имеющих детей, - 27%.
В стране наблюдается недопустимо высокий уровень распространения наркомании на фоне крайне низкой, практически нулевой, эффективности медицинской наркологической помощи.
Незаконный оборот наркотиков представляет собой целую экономическую систему, охватывающую производство, маркетинг, рекламу, транспортировку, распространение и продажу. Сложность его анализа состоит прежде всего в том, что он имеет латентный характер. Незаконный оборот наркотиков не имеет даже той "надводной части айсберга", характеризирую-щей легальную часть экономической деятельности, по которой можно судить о размерах теневой части. Он полностью нелегален, а потому глубоко скрытен. Это чрезвычайно затрудняет не только борьбу с распространением наркозависимости на территориях, но и анализ глубины ее распространения.
Проблема общественной опасности наркомании и наркотизма очень емкая, многогранная, характеризуется многочисленными негативными последствиями и причиняемым вредом. Наиболее рельефно они проявляются в социальном, медицинском, нравственно-психологическом и правовом аспектах. Отрицательные последствия и причиняемый вред данных явлений настолько велики и разноплановы, что затрагивают практически все сферы
жизнедеятельности общества в целом. Их влияние проецируется на экономику, социально-нравственное и правовое состояние общества, сказывается ухудшением социально-психологического микроклимата населения, становится своеобразным тормозом прогресса. Наркотической болезнью заболевают одновременно и человек, и общество. Они становятся единым целым, их трудно вычленить друг от друга. В этом одна из главных черт общественной опасности данных явлений.5
В понятии ущерба общества и государства от распространения наркомании можно выделить три больших блока:
1) ущерб демографической сферы:
- распространение наркотической субкультуры, наркотическая взаимопомощь;
- вовлечение в орбиту наркомании новых лиц;
- вред здоровью наркоманов и их потомству путем разрушения генофонда;
- разрушение семейных устоев;
- смерть наркоманов в раннем возрасте;
2) ущерб производственно-социальной сферы:
- антиобщественные проявления, преступность;
- расходы на содержание лечебно-профилактических учреждений и персонала для реабилитации наркозависимых лиц;
- расходы на лечение наркозависимых лиц;
- расходы на обучение специалистов для лечения наркозависимых лиц;
- большой дискомфорт граждан и членов их семей, проживающих рядом с наркоманами;
3) ущерб бюджетно-финансовой сферы:
- содержание правоохранительных органов, ведущих борьбу с незаконным оборотом наркотических средств;
- содержание учебных заведений, готовящих специалистов по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, центров по переподготовке кадров;
- расходы, связанные с проведением научных исследований в области разработки новых методов лечения от наркомании;
- понижение производительности труда лиц, потребляющих наркотики;
Вестник Сибирского юридического института ФСКН России^ і
- расходы государства на разработку и реализацию мероприятий государственной антинаркотической программы и разного рода других программ, включая и региональные;
- затраты общества на преодоление наркотической преступности.
В какой-то мере оздоровить наркоситуацию в стране призваны меры антинарко-тического характера, принимаемые на государственном уровне.
Так, 18 апреля 2011 г. под руководством Президента Российской Федерации Д.А. Медведева состоялось заседание Президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу "О мерах по усилению противодействия потреблению наркотиков среди молодежи". По итогам заседания Госсовета Президентом Российской Федерации даны поручения:
- о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих усиление уголовной ответственности за деяния по распространению наркотиков среди молодежи и несовершеннолетних;
- об установлении ответственности за систематическое немедицинское употребление наркотических средств и психотропных веществ, а также о возможности применения в качестве основного или альтернативного вида наказания для лиц, совершивших преступления небольшой тяжести, связанные с наркотиками, обязанности прохождения медико-реабилитационной процедуры избавления от наркотической зависимости;
- об установлении порядка медицинского освидетельствования лица на состояние наркотического опьянения;
- об организации отпуска населению кодеиносодержащих лекарственных препаратов и ряд других.
Необходимо отметить, что некоторые поручения уже реализованы, а часть находятся на стадии рассмотрения в законодательном органе страны. Так, издано постановление Правительства РФ от 20 июля 2012 г. №599 "О мерах контроля в отношении препаратов, которые содержат ма-
лые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации".
8 июня 2011 г. в рамках "Правительственного часа" проведено заседание Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу "О мерах, предпринимаемых Правительством Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров".
В части реабилитации наркозависимых лиц впервые на федеральном уровне принято постановление Правительства РФ от 23 августа 2011 г. №173 "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям".
Все это говорит о том, что проблемой масштабов наркомании озабочено руководство страны, законодательные и исполнительные органы власти.
В мире в настоящее время наркомания и нелегальный наркобизнес признаны глобальными проблемами человечества и современности, борьбу с которыми можно вести только объединенными усилиями всего мирового сообщества. Руководство ФСКН России вместе с МИД России делают все зависящее в части объединения усилий мирового сообщества в борьбе с глобальной наркоугрозой по линии ООН. В 2010 г. эти совместные усилия выразились в принятии резолюции 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 4 ноября 2010 г. №А/RES/ 65/8 "Положение в Афганистане"6.
В ноябре 2011 г. в ФСКН России прошла коллегия, на которой рассматривался вопрос: "О ходе и мерах по повышению эффективности работы по развитию международного сотрудничества в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ".
Резюмируя, необходимо отметить, что эта проблема не только полиции, но и всего общества и государства, и самая важная задача государства и контролирующих
^Взгляд. Размышления. Точка зрения
органов наряду с реабилитацией наркоза-висимых лиц - уменьшение количества незаконного оборота наркотических средств в стране.
В Америке, например, существует сильное общественное движение по борьбе с наркотиками, охватывающее свыше 3,5 тысяч общественных объединений. Общественные организации по борьбе с наркотиками - тоже часть общих усилий по профилактике наркомании. Стремясь сократить употребление наркотиков, особенно среди молодежи, эти объединения сотрудничают с местными группами и учреждениями штатов и федерального правительства. Такие группы способны мобилизовать общественные ресурсы, организовать коллективные действия; сочетать профилактику, лечение и правоприменение, а также возродить у молодежи чувство гордости за свою страну или город.7
Безусловно, обязательно следует отметить, что в России набирают обороты волонтерские движения, хотя медленно, но все-таки растет количество реабилитационных центров, в том числе и негосударственных. На наш взгляд, было бы очень справедливым, полезным и своевременным, если бы так называемые российские оли-
гархи наряду с покупкой и содержанием разных спортивных клубов оказывали бы помощь в создании или содержании реабилитационных центров.
При выстраивании такой масштабной схемы профилактической деятельности с элементами возрождения чувства гордости и патриотизма за свою страну, чего явно сегодня не хватает нашему обществу, особенно большой части молодежи, можно было говорить об определенных успехах в государственной политике страны в данном направлении.
1 Основные направления противодействия транснациональному организованному криминальному наркобизнесу. М.: "ЛексЭст", 2003.
2 Шалагин А.Е. Преступления против здоровья и общественной нравственности : учебное пособие. М., 2007.
3 Романова Л.И. Наркомания и наркотизм. М.: Юридический центр, 2003.
4 Материалы ИАУ 1-го Департамента ФСКН России. 2011.
5 Наркоиммунитет региона: социально-экономический и медико-биологический аспекты // Экономика. 2004.
6 В будущее с надеждой : тезисы выступлений директора ФСКН России В.П. Иванова. 2011. Ноябрь-декабрь.
7 США против наркотиков // Нарконет. 2005. №4, 5.