Научная статья на тему 'Распространение культа Булды и проблема выявления этнографических подразделений южных удмуртов'

Распространение культа Булды и проблема выявления этнографических подразделений южных удмуртов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
470
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТ БУЛДЫ / ТРАДИЦИОННЫЕ ВЕРОВАНИЯ / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ УДМУРТОВ / BULDA CULT / TRADITIONAL BELIEFS / ETHNOGRAPHIC SUBDIVISIONS OF THE UDMURTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Косарева Ирина Алексеевна

В статье, основанной на полевом материале автора, впервые очерчен ареал святилищ Булды и выявлены связанные с культом Булды этнографические подразделения южных удмуртов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is based on new scientific data, obtained by the author during the field research. It is the first time that the author has managed to outline the area of the Bulda cult. Ethnographic subdivisions of Southern Udmurt people, connected with the cult of Bulda, are also identified.

Текст научной работы на тему «Распространение культа Булды и проблема выявления этнографических подразделений южных удмуртов»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 34 (249).

История. Вып. 48. С. 16-19.

И. А. Косарева

РАСПРОСТРАНЕНИЕ КУЛЬТА БУЛДЫ И ПРОБЛЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЮЖНЫХ УДМУРТОВ1

В статье, основанной на полевом материале автора, впервые очерчен ареал святилищ Булды и выявлены связанные с культом Булды этнографические подразделения южных удмуртов.

Ключевые слова: Культ Булды, традиционные верования, этнографические подразделения удмуртов.

В обозримом прошлом юг Удмуртии в культовом отношении представлял довольно пёструю картину. Наряду с двумя эндогамными социально-культовыми группами, молившимися в святилищах луда и великой куалы, часть населения осуществляла здесь культ Булды. Впервые об этом явлении было рассказано на страницах «Вятских губернских ведомостей» в 1859 г.2 Автор публикации сообщил о трёх местах совершения молений Булде: в лесах около деревень Старя Зюмья (в современном написании - Старая Юмья), Арляново и Варзи-Ятчи (все три деревни существуют поныне и расположены на территории современного Алнашского района).

Авторы XIX в. неоднократно обращались к этой теме3. В конце XIX в. священник Н. Блинов в работе «Языческий культ вотя-ков»4 изложил собранную им информацию

о культе Булды. Он утверждал, что главным являлось святилище Булды в лесу, принадлежащему г. Ушкову (этот лес в дореволюционной литературе называют ещё Кокшанской дачей), что главными жрецами в этом святилище были представители удмуртской семьи из д. Старая Юмья. По преданию, их предку, заблудившемуся в лесу на охоте, во сне было видение седого величественного старца, утверждавшего, что он - страшный бог, и требовавшего проводить моление в указанном месте. Название Булда информаторы Н. Блинова связывали с именем крестьянина, которому было это видение5.

В 1920-е гг. моления в святилище Булда около с. Варзи-Ятчи дважды посетил П. Н. Луппов. Его наблюдения изложены в статье 1927 г.6

В. Е. Владыкин в монографии 1994 г., посвящённой религиозно-мифологической картине мира удмуртов, писал, что на юге Удмуртии раз в четыре года проводили весьма

значительное моление Булда вось, которое было собственностью булда выжы (выжы ‘корень’), объединявшего едва ли не большинство южных удмуртов. При этом он отметил, что в формировании булда выжы и других культовых объединений удмуртов ещё очень много неясного7.

Н. И. Шутова в работе 2001 г. о дохристианских культовых памятниках в удмуртской религиозной традиции, суммируя данные этнографической литературы и собственных полевых изысканий, пишет о святилищах Булда в Алнашском (Старая Юмья, Арляново, Варзи-Ятчи), Граховском (Нижние Юра-ши), Можгинском (Басурман-Можга - ныне с. Можга) районах, предполагая более широкое распространение этого явления8.

Н. И. Шутовой в 1998 г. удалось получить сведения об эндогамии булда выжы9. Однако не были выявлены все известные населению святилища Булды, и не был очерчен ареал этого распространения данного культа.

В последние годы в ходе полевых исследований автором было проведено картографирование святилищ Булды, которое показало, что ареал этих святилищ вытянут вдоль южной границы этнической территории удмуртов от святилища в д. Старая Салья Ки-ясовского района на востоке до святилища в д. Удмуртский Сарамак Кизнерского района на западе. Перечислим эти святилища. В Алнашском районе: 1) в д. Старая Юмья; 2) около д. Пирогово, в Ушковском лесу; 3) около д. Арляново; 4) около с. Варзи-Ятчи; 5) около д. Кузебаево. В Киясовском районе: 6) около д. Старая Салья. В Граховском районе: 7) около д. Яги-Какси; 8) около д. Старые Ятчи; 9) около д. Нижние Юраши. В Кизнерском районе: 10) около д. Удмуртский Сармак; 11) около д. Поляково; 12) около д. Арвазь-Пель-га. В Можгинском районе 13) около д. Кват-

чи; 14) около д. Водзя, 15) около д. Большие Сибы. В Малопургинском районе: 16) около д. Средние Юри.

Кроме того, о трёх святилищах Булды (около деревень Нижнее Асаново, Варзибаш Алнашского района, Старая Пельга Агрыз-ского района Татарстана, попавшей в зону затопления при вводе в строй Нижнекамского водохранилища и потому расселённой) сообщили только по одному информатору, и перепроверить эти сведения не удалось. И в литературе есть указания на существование святилищ Булды: в окрестностях деревни Басурман Можга, ныне это с. Можга Можгин-ского района10. Н. Блинов в упомянутой выше работе называет святилища у д. Вожи Старо-ятчинской волости (ныне эта территория относится к Граховскому району УР), около д. Гондырево Граховской волости (в наши дни эта деревня входит в состав Алнашского района), у д. Айшур Васильевской волости, около деревень Аргабаш и Бемыж (теперь эти населённые пункты расположены на территории Кизнерского района)11.

Действующими на период проведения полевых исследований в 2006 г. оставались три святилища: около д. Нижние Юраши Грахов-ского района, около д. Кузебаево Алнашско-го района и на территории д. Старая Юмья Алнашского района. В советский период действующим было и святилище у д. Арляново, до тех пор, пока один приезжий человек не осквернил священное место суицидом. В исследовании 1898 г. Н. Блинов сообщил, что, по отзывам удмуртов, нигде в другом месте, кроме мольбища в Кокшанской даче (то есть в Ушковском лесу, в святилище около д. Пирогово Алнашского района), не следует молиться Булде. Что, однако, «малые булды» были и прежде, и сохранились до настоящего времени12.

Главное святилище, расположенное около д. Пирогово, упомянутое Н. Блиновым как святилище «в Кокшанской даче», находится в глубине значительного лесного массива. Крупное моление, длившееся неделю, проводили здесь один раз в четыре года, летом. На моление съезжались жители многих деревень. По данным полевых исследований автора, проведённых в 2006 г., здесь во время сакральных действий трением о кору священного дуба добывали огонь, на котором готовили жертвенную пищу в течение всей недели молений. Точно установить, как техниче-

ски это делали, в наше время уже невозможно. Важно, что многие информаторы знали и сообщали об этом добывании нового огня. Пироговское святилище Булды было заброшено в советское время. Поляну святилища постепенно затягивает лес. Священный дуб, ещё крепкий, был спилен неизвестными злоумышленниками уже после 2000 г. От него остался огромный пень, рядом с которым летом 2006 г. лежала отпиленная, с прочной древесиной, верхняя часть ствола.

Обращает на себя внимание факт, что автор, писавший в Вятских губернских ведомостях в 1859 г. о молениях Булде, назвал три святилища: около д. Старая Юмья, около д. Арляново и около с. Варзи-Ятчи (обе деревни и село относятся к Алнашскому району). При этом он не упоминает о главном молении в расположенном в этом же районе святилище около д. Пирогово. Видимо, это важное сакральное действие старались сокрыть от посторонних глаз в глубине леса и сохраняли в тайне.

По свидетельствам информаторов из д. Нижние Юраши Граховского района, в их святилище Булды моление проводили через три года на четвёртый, т. е. один раз в четыре года в Петров день (12 июля). Но по легендам, дошедшим от стариков, в старину это моление было приурочено к дню летнего солнцестояния (шунды пукон ‘солнца сидение’), и только под воздействием христианизации моление перенесли на Петров день.

В жертву, как правило, приносили животное белой масти: жеребёнка, барана, гуся или утку. Летом 2006 г. во время посещения с проводниками действующего святилища Булды, расположенного на территории деревни Старая Юмья Алнашского района, я обратила внимание на лежавшую под старой огромной сосной на хвое зарезанную белую утку. Полевые материалы последних лет свидетельствуют о том, что жертвенное животное не только варили и употребляли в качестве молельной пищи люди. По данным информатора Павлины Кузьмовны Николаевой, в девичестве Ба-тровой, 1935 г. р., уроженки д. Карамас-Пель-га Киясовского района, когда она в 1956 г. тяжело заболела, родственники обратились к известной знахарке из д. Абдэс-Урдэс Мало-пургинского района. Знахарка лила воду на серебряную монету, положенную в стакан, и сообщила, что заболевшую поймало божество луда. Брат Павлины Кузьмовны по сове-

18

И. А. Косарева

ту знахарки зарезал в святилище луда около д. Карамас-Пельга белую утку, выкопал для неё небольшую ямку и там оставил. Больная вскоре выздоровела.

По данным информаторов из д. Нижние Юраши Граховского района, жертвенное животное при заклании укладывают головой в ту сторону, где в данный момент находится солнце. Во время моления в святилище Бул-ды около Нижних Юрашей центральную площадку святилища, окружённую небольшой канавкой, жрецы обходили с произнесением молитв в направлении по солнцу (по часовой стрелке). Интересно, что при похоронах у удмуртов, когда гроб выносили во двор, его ставили на чурбан и поворачивали три раза против солнца13. И во время поминального обряда йырпыд сётон, проводимого через несколько лет после смерти, устроители мероприятия обходят всех присутствующих, подавая им кумышку (алкагольный напиток), в направлении против солнца (против часовой стрелки). (На последний факт обратил внимание информатор, рассказывавший о молении в юра-шинском святилище Булды. Он сам и сравнил противоположную направленность движения на поминках и при молении в святилище Бул-ды.) Движение против солнца было связано с представлениями о смерти и потустороннем мире. Движение по солнцу носило символический жизнеутверждающий характер.

Такие факты, как проведение молений в святилище Булды в прошлом в день летнего солнцестояния; обход жрецами во время совершения моления центральной части святилища в направлении по солнцу; укладывание жертвуемого Булде животного головой в сторону солнца; добывание нового огня в святилище Булды трением (огненная стихия, несущая тепло и свет, по представлениям многих народов и удмуртов в частности связана с солнцем) указывают на связь молений Булды с культом солнца. Возможно, с культом солнца связан и тот факт, что среди животных, приносимых в жертву в разных святилищах Булды, непременно был жеребёнок. В Нижних Юрашах и Кузебаеве - белой масти, в Старой Салье - белой или жёлтой. На существовавшую в мифологических представлениях удмуртов связь образа коня с солнцем есть указания в этнографической литературе14.

Сложно представить, когда и при каких обстоятельствах возникла группа населения,

связанная с культом Булды. Имя этого божества информаторы Н. Блинова связывали с удмуртским именем, как уже было отмечено выше. В то же время оно созвучно татарскому слову, которое переводится с татарского как выражение ‘всё сделано’. Можно предполагать, но затруднительно выявить влияние на возникновение у южных удмуртов культа Булды тюркского населения, сохранявшего какое-то время элементы доисламских языческих верований. Известно, что продолжительные усилия мусульманского духовенства по искоренению язычества у тюркоязычных народов Поволжья так и не привели к полной победе ислама. Язычество так и не было полностью вытеснено, и его пережитки сохранялись вплоть до недавнего времени15.

Проблему возникновения культа Булды у южных удмуртов я оставляю за рамками этого исследования. Для нас в данном случае важным является то, что первым по значимости святилищем Булды было святилище в Ушковском лесу у д. Пирогово Алнашского района. Важную роль в этом культе играло также святилище в д. Старая Юмья Алнаш-ского района. Именно отсюда, с территории Алнашского района, носители культа расселялись по южной окраине удмуртского ареала. Информаторы из деревень Граховского района знают от стариков, что Булду в их святилище около д. Нижние Юраши привезли из Алнашского района. Одни полагают, что это был саженец дуба, другие, что это было какое-то количество золы из костра святилища. Возможно, там были и другие символические предметы. Но все помнят, что везли святыню три года по водоразделу, огибая воду: нельзя было переезжать поверх реки или ручья. В противном случае перевозимая святыня утрачивала свою силу. Очевидно, что по представлениям носителей этих языческих верований, две стихии, огня (Булда) и воды, не должны были пересекаться.

Имеющиеся факты говорят о том, что носители культа Булды расселились с территории Алнашского района, где в междуречье Ижа и Тоймы святилища Булды расположены наиболее плотно. Продвигаясь на запад, носители этого культа создавали новые святилища в Граховском, а потом - в Кизнер-ском районе. Мигрируя в восточном направлении, они перешли на левый берег р. Иж и основали святилище около д. Старая Салья

Киясовского района. Самым северным является святилище около д. Средние Юри Мало-пургинского района.

Информация, собранная в ходе полевых исследований последних лет, говорит о том, что в каждой деревне не все жители, а только часть семей были связаны с культом Булды. Так в д. Старая Салья Киясовского района по свидетельству Ивана Романовича Охотникова 1934 г. р., главного на молениях в Булде (эта должность перешла к нему по наследству от деда), только семь семей молилось в святилище Булды: Васильевы, Гурьевы, Калашниковы, Охотниковы, Пудовы, Самсоновы, Тихоновы. Расселяясь, носители культа Булды проживали в деревнях совместно с носителями других культов. Главным при формировании населения деревни было наличие земли, пригодной для земледелия. Культовая сторона отступала на второй план.

В 1971 г. в одном издании был опубликован на удмуртском языке текст предания, в котором рассказано о живущем у реки Вятки ватка-удмурте и живущем у реки Кильмези калмез-удмурте, и о том, как они однажды собрались и поехали к булда-удмурту16. На этот текст впервые обратила внимание Н. И. Шутова17. Это предание говорит о давних, отражённых в фольклоре, представлениях о носителях культа Булды как об особом подразделении удмуртского народа.

Все выявленные в ходе полевых исследований и упомянутые в литературе святилища Булды расположены в пределах алнашско-киясовской и граховско-южнокизнерской подгрупп собственно южных удмуртов. (Удмуртское население, проживающее на обширной территории южной Удмуртии, к югу от этнографической группы калмез и верхнеиж-ско-шарканской этнографической группы, то есть от срединных удмуртов, принято обозначать в литературе термином ‘собственно южные удмурты’. Это крупная этнографическая группа, включающая более мелкие подразделения). Расселяясь в западном направлении и неся с собой культ Булды, алнашско-киясов-ские удмурты встретились с потоком удмуртских переселенцев с правого берега р. Вятки. Культурное взаимодействие представителей этих подгрупп вылилось в формирование граховско-южнокизнерской подгруппы, для

которой, с одной стороны, характерен культ Булды, а с другой - своя специфика материальной культуры, ярко проявленная в искусстве узорного ткачества, в традиционной одежде и женских украшениях.

Примечания

1 Данная статья базируется на материалах, собранных при финансовой поддержке РГНФ. Грант № 06-01-18129е.

2 Вотяки // Вят. губерн. ведомости. 1859. № 9-11, 13, 32.

3 Бехтерев, В. М. Вотяки, их история и современное состояние : быт и этнографические очерки // Вестн. Европы. 1880. № 8-9. С. 165; Потанин, Г. Н. У вотяков Елабужского уезда // Известия Общества археологии, истории и этнографии. Казань, 1884. С. 204.

4 Блинов, Н. Языческий культ вотяков. Вятка, 1898. С. 42-44.

5 Там же. С. 42-44.

6 Луппов, П. Н. Из наблюдений над бытом удмуртов Варзи-Ятчинского края Вотской автономной области // Тр. Научного общества по изучению Вотского края. Ижевск, 1927. Вып. 3. С. 82-114.

7 Владыкин, В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск, 1994. С.273.

8 Шутова, Н. И. Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции. Ижевск, 2001. С. 99-100.

9 Там же. С. 56-57.

10 Емельянов, А. И. Курс по этнографии вотяков : (Остатки старинных верований и обрядов вотяков). Казань, 1921. Вып. 3. С. 96-101.

11 Блинов, Н. Указ. соч. С. 42-47.

12 Там же. С. 44.

13 Гаврилов, Б. Произведения народной словесности, обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губерний. Казань, 1880.

С. 183-184.

14 Худяков, М. Г. Культ коня в Прикамье // Известия Государственной Академии истории материальной культуры. М., 1933. С. 251-279.

15 Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М., 1967. С. 342.

16 Ватка но Калмез. Ижевск, 1971. С. 98-100.

17 Шутова, Н. И. Указ. соч. С. 99-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.