Научная статья на тему 'Распространение ислама у адыгов Северо-Западного Кавказа (по материалам курганных могильников XVII-XVIII вв. )'

Распространение ислама у адыгов Северо-Западного Кавказа (по материалам курганных могильников XVII-XVIII вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
281
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДЫГИ / СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ КАВКАЗ / ИСЛАМ / ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД / ADYGS / THE NORTH-WESTERN CAUCASUS / ISLAM / BURIAL RITUAL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дружинина Инга Александровна

В статье рассматривается проблема распространения ислама в XVII-XVIII вв. на Северо-Западном Кавказе на основе анализа материалов курганных могильников адыгов. Предложена датировка ряда погребальных памятников северо-восточного побережья Черного моря и предгорий Северо-Западного Кавказа. Раскрыты некоторые особенности эволюции погребального обряда адыгов этого времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дружинина Инга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPREAD OF ISLAM AMONG THE ADYGS OF NORTH-WESTERN CAUCASUS

The article, based on the analysis of Adyg burial mounds material, deals with the spread of Islam in the 17th-18th cc. in the north-western Caucasus. The author puts forward a dating procedure for a number of burial places of the Black Sea north-eastern coast and in the foothills of the north-western Caucasus. The author also reveals evolution peculiarities of the Adyg burial rite of the time.

Текст научной работы на тему «Распространение ислама у адыгов Северо-Западного Кавказа (по материалам курганных могильников XVII-XVIII вв. )»

© 2010

И. А. Дружинина

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМА У АДЫГОВ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО

КАВКАЗА

(по материалам курганных могильников ХУП-ХУШ вв.)

В статье рассматривается проблема распространения ислама в ХУП-ХУШ вв. на Северо-Западном Кавказе на основе анализа материалов курганных могильников адыгов. Предложена датировка ряда погребальных памятников северо-восточного побережья Черного моря и предгорий Северо-Западного Кавказа. Раскрыты некоторые особенности эволюции погребального обряда адыгов этого времени.

Ключевые слова: адыги, Северо-Западный Кавказ, ислам, погребальный обряд.

Широкое распространение ислама на Северном Кавказе исследователи относят к Х111-Х1У вв. и связывают с влиянием Золотой Орды, где ислам утвердился в качестве государственной религии в 1312/1313 гг. при Узбек-хане, а также с результатами походов Тимура1. Однако господствующей религией ислам в описываемое время стал лишь в Южном и в Центральном Дагестане2. Распространение этой религии среди адыгов в золотоордынский период и далее, в период крымско-османского владычества, требует отдельного и самого внимательного изучения. В настоящей работе на основе анализа археологических источников рассматривается лишь небольшой аспект этой масштабной историко-культурной проблемы.

В изучении особенностей распространения ислама в ХУП-ХУШ вв. на Северо-Западном Кавказе особый интерес приобретает решение вопроса об эволюции погребального обряда адыгов этого времени. Определенные трудности в изучении курганных могильников адыгов создают проблемы с отсутствием их четкой датировки вследствие того, что подавляющее большинство комплексов содержит рядовой и плохо датирующийся погребальный инвентарь, бытование которого исследователи прослеживают на всем протяжении существования подкурганного ингумационного обряда — с Х1У по ХУ111 вв.

Из более чем четырех десятков курганных могильников Х1У-ХУШ вв. северо-восточного побережья Черного моря и предгорий Северо-Западного Кавказа, раскапывавшихся здесь с последней четверти Х1Х в., к периоду ХУП-ХУШ вв. с большой долей уверенности можно отнести 10 памятников. В их числе могильники Пащенкова поляна и у с. Тенгинское3, Церковная щель I4, Свистунова Щель5, Бжид II6, выявленные на черноморском побережье и в низкогорьях прибрежной зоны районов Туапсе — Геленджика, а также курганные группы предго-

1 История народов... 1988, 233; Васильев 2007, 15-16.

2 История народов 233.

3 Анфимов 1956.

4 Носкова 1992.

5 Дмитриев 1999; Беспалый 2000.

6 Шишлов и др. 2003, 57-89.

рий внутренних склонов Кавказского хребта Грузинка Ха, Грузинка Хб, Грузинка Х в, Лысенков I7.

Группа памятников Церковная щель I, Свистунова щель, Бжид II, Грузинка Ха объединены общими особенностями погребального обряда и инвентаря. Погребения совершались на горизонте и в неглубоких могильных ямах (до 0,05-0,1 м), умершие покоились в положении лежа на спине, ориентировка западная с сезонными отклонениями, большинство погребений сопровождает разнообразный инвентарь. Преобладают одиночные захоронения. Насыпи курганов окружают каменные обкладки, состоящие из 1-3 ярусов радиально уложенных камней. Среди специфических признаков этой группы памятников следует назвать околомогильные каменные конструкции, представляющие собой сложенные из галечника или песчаника средних размеров 4-5-ярусные гробницы-крепиды, в разрезе имеющие форму несомкнутой арки. Для состава погребального инвентаря этих могильников характерны оригинальные наконечники дротиков пропеллерообразного сечения, бронзовые поясные бляхи в виде сегментов шара с растительным орнаментом на лицевой стороне, складные бритвы. Для датировки данной группы памятников важными являются находки в курганах могильников Церковная щель I и Бжид II шашек, появляющихся на Северном Кавказе в конце ХУП-ХУШ в. Самая ранняя из адыгских шашек, известных на сегодняшний день, датируется 1713 г.8

В целом погребения этой группы памятников свидетельствуют о приверженности основной части оставившего могильники населения традиционным политеистическим представлениям. Однако среди общей массы погребений выделяются комплексы, обнаруживающие признаки исламизации отдельных членов адыгской общины. Среди этих признаков — поворот черепа на правый висок и небольшой разворот тела умершего вправо, отсутствие погребального инвентаря (Бжид II, Свистунова щель, Грузинка Ха, Грузинка Хб). К числу мусульманских погребений, по всей видимости, следует относить погребения, совершенные в неглубоких ямах, стенки которых обложены деревом, а сами ямы перекрыты продольными или поперечными деревянными плахами (Церковная щель I, Грузинка Хб).

С укреплением позиций ислама можно связывать более позднюю группу памятников Северо-Западного Кавказа, среди которых особенно выразительными являются погребальные комплексы курганных могильников Грузинка Хв, Пащен-кова поляна и у сел. Тенгинское.

Курганная группа Грузинка Хв, по-видимому, представляет собой небольшое семейное кладбище, состоящее из 6 небольших курганчиков. Исследованные в нем погребения были совершены в глубоких (до 1,5 м) ямах, с заплечиками или ступеньками и отвесными стенками, на которые укладывается деревянное перекрытие. В соответствии с каноном погребенные были уложены с разворотом на правый бок, без сопроводительного инвентаря. С более ранними памятниками могильник Грузинка Хв сближают не соответствующие традициям ислама курганные насыпи и сооружение каменных обкладок по их основанию. Погребальные памятники адыгов, проживавших в ХУП-ХУШ вв. в районе Туапсе, также обнаруживают сочетание традиционных и мусульманских черт погребального обря-

7 Дружинина и др. 2004, 261-262; 2005, 285-288; 2007, 309-311; Дружинина, Чхаидзе 2009, в печати.

8 Аствацатурян 1995, 30.

да. На курганах разрушенного могильника Пащенкова поляна были обнаружены плиты с арабскими надписями ХУ111 в., в том числе и с абсолютной датировкой 1727 г. У села Тенгинское были выявлены небольшие курганчики, обложенные каменными обкладками. Погребения сооружались в подбоях, перекрытых деревянными плахами. В расхождение с каноном в некоторых из них был обнаружен погребальный инвентарь.

С другой стороны, материалы исследованных памятников показывают, что принятие ислама среди адыгского населения Северо-Западного Кавказа к ХУ111 в. не было всеобщим. Так, в соответствии с традиционными политеистическими представлениями были совершены погребения в могильнике Лысенков I: под курганными насыпями, окруженными каменными обкладками, на уровне древнего горизонта, в сопровождении погребального инвентаря. На позднюю датировку исследованных погребений, не ранее ХУШ в., указывает обнаруженная в одном из курганов шашка.

Археологические материалы отчетливо указывают на довольно широкое распространение ислама среди адыгов Северо-Западного Кавказа в ХУП-ХУШ вв. Упрочение позиций мусульманского вероисповедания отражает эволюция погребального обряда адыгов этого периода в сторону увеличения числа погребений, совершаемых в могильных ямах, и глубины могильных ям, появления деревянных обкладок стен могильных ям и особенно — деревянных перекрытий могил, появления не характерных для более ранних памятников адыгов могил с подбоем — ляхдом в продольной боковой стенке, обращенной в сторону Кыблы, а также ям с заплечиками или ступеньками, на которые опирается деревянное перекрытие, или ям т. н. щелевой конструкции, при которой щель (шакк или хуфра) сооружается посередине могилы, в нее опускается покойник, а уступы используются в качестве опор для перекрытия. Изменяется положение умершего в погребении, тело которого разворачивают на правый бок, череп укладывают на правый висок. Увеличивается число безынвентарных погребений и уменьшается количество и разнообразие вещей в наборе сопроводительного инвентаря. К числу признаков мусульманского погребального обряда отнесем также сооружение «надгробий» в виде каменных стел над курганными насыпями, хотя в одном из хадисов говорится, что на месте захоронения мусульманина не следует оставлять никаких памятных знаков9. С другой стороны, даже наиболее близкие к требованиям исламских канонов погребения не утратили черт традиционных верований адыгов. Все рассмотренные погребения совершены под курганными насыпями, по основанию которых сооружались каменные обкладки, в некоторых погребениях, совершенных по мусульманскому обряду рядом с телом покойного был выявлен погребальный инвентарь.

Большой интерес представляют близко перекликающиеся описание погребения знатного адыга ХК в., оставленное Хан-Гиреем, и наблюдение сотрудницы этнографической экспедиции Центрального антирелигиозного музея А. Куниной, присутствовавшей на похоронах шапсуга в 1939 г.: «Весь похоронный обряд проводился по мусульманскому ритуалу. на месте погребения приготовляли могилу, которая по глубине должна была доходить мужчине до пояса, а женщине по груди.

9 Васильев 2007, 42-44.

По стенам могилы выкладывались доски для того, чтобы земля не сыпалась на тело. Перед тем, как опустить тело в могилу, мулла читал молитву и принимал от родственников умершего дары, якобы для того, чтобы уменьшить грехи покойника. Затем тело опускали головой на запад и немного на бок, чтобы оно лежало наклонно к югу. Все присутствующие принимали участие в засыпании могилы, причем, каждый, перед тем, как передать лопату другому, клал ее на землю. Засыпанную могилу поливали водой»10.

Параллельно с расширением сферы влияния ислама сильны оставались и традиционные верования адыгов, отражение которых в погребальных памятниках проявляется в традиции подкурганного обряда, совершении погребения на уровне древнего горизонта, сооружении разнообразных каменных околомогильных конструкций (каменная обкладка погребений, гробницы-крепиды, помещение нескольких крупных камней в изголовье и ногах погребенного и т. д.), сооружение каменной обкладки курганной насыпи, сопровождение погребенного набором погребального инвентаря.

Археологические источники свидетельствуют о том, что процесс обращения адыгского населения в ислам протекал не равномерно, во многом зависел от внешних факторов, особенно от прочности военных и политических позиций каждой из сторон русско-османского противостояния. Так, в письме 1827/1828 гг. верного Османской империи шапсугского (натухайского) князя Зан-оглу Сефер-бея о мерах по распространению ислама среди одного из субэтнических групп адыгов Северо-Западного Кавказа говорится: «Три четверти племени шапсугов приняли ислам, остальные не стали мусульманами и не повинуются. Они стараются вновь привлечь на свою сторону и других. Наставление их на истинный путь зависит от независимости коменданта Анапы от Османского государства и наличия у него большого количества воинов»11. Видимо, имели место случаи «возвращения» к традиционным верованиям своих предков новообращенных. О такой угрозе в докладной записке султану от 3 января 1825 г. пишет комендант Анапской крепости Абдуллах, сетуя, что его предшественник Сейид Ахмед-паша преждевременно уверовал в прочность убеждений той части адыгов, что приняли ислам, «думая, что верующая группа уже на истинном пути, не поощрял их, больше уделял внимание группе, творящей зло», высказывает опасение, что «в таком положении, когда плохие — в почете, а хорошие — у них в подчинении, они постепенно перестанут соблюдать порядок»12 .

В горных районах Северо-Западного Кавказа языческие представления оказались особенно прочными13. Л. И. Лавров вспоминал, как он, будучи студентом Ленинградского университета приехал летом 1930 г. на практику к черноморским шапсугам в первый же день столкнулся со свидетельствами поклонения местного населения священным рощам14. Восприятие мусульманских традиций и обрядов происходило избирательно так же, как ранее лишь некоторые христианские традиции получили распространение в местной среде в весьма специфической

10 Хан-Гирей 1974, 205-206; Кунина 1940, 22.

11 История адыгов..., 2009, 43-44.

12 Там же, 43-44.

13 Хан-Гирей 1974, 172; Лавров 1959, 235.

14 Лавров 1982, 21.

форме, они обогатили сложную картину верований населения, основу которых составляли древние языческие представления.

ЛИТЕРАТУРА

Анфимов Н. В. 1956: Отчет о работе Черноморской археологической экспедиции 1956 г. // Архив ИА РАН. Р-1. № 1385.

Аствацатурян Э. Г. 1995: Оружие народов Кавказа. М.-Нальчик.

Беспалый Г. Е. 2000: Отчет о раскопках могильника «Свистунова щель 1» на трассе газопровода Россия-Турция в 2000 г. в Туапсинском районе Краснодарского края // Архив ИА РАН. Р-1. № 24523.

Васильев Д. В. 2007: Ислам в Золотой Орде. Историко-археологическое исследование. Астрахань.

Дмитриев А. В. 1999: Отчет о раскопках могильников «Тешебс» и «Свистунова щель» на трассе газопровода Россия — Турция в 1999 году на территории г. Геленджика и Туап-синского района Краснодарского края // Архив ИА РАН. Р-1. № 23 168.

Дружинина И. А., Кочкаров У. Ю., Чхаидзе В. Н. 2004: Раскопки средневековых курганов на реке Абин // АО, 261-262.

Дружинина И. А., Кочкаров У.Ю., Чхаидзе В. Н. 2005: Изучение средневековых курганов в долине реки Абин // АО, 285-288.

Дружинина И. А., Кочкаров У. Ю., Чхаидзе В. Н., Шевченко А. А. 2007: Исследование средневековых курганов в долине реки Абин // АО, 309-311.

Дружинина И. А., Чхаидзе В. Н. 2009: Работы Адыгейского отряда ИА РАН в Абин-ском районе Краснодарского края // АО. (в печати).

История адыгов в документах Османского государственного архива. 2009: Вып. 1. Нальчик.

История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. 1988: М.

Кунина А. 1940: Семейные обычаи и обряды у шапсугов // Религиозные пережитки у черкесов-шапсугов. Материалы Шапсугской экспедиции 1939 года. М.

Лавров Л. И. 1959: Доисламские верования адыгейцев и кабардинцев // Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований. Труды Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. М.

Лавров Л. И. 1982: Этнография Кавказа. Л.

Носкова Л. М. 1992: Отчет о работе Приморского отряда Кавказской археологической экспедиции ГМИНВ в 1991 г. // Архив ИА РАН. Р-1. № 16039, 16040.

Хан-Гирей 1974: Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов. Нальчик.

Шишлов А. В., Колпакова А. В., Федоренко Н. В., Кизенёк Л. Н., Дмитрук В. В. 2003: Исследование курганного могильника Бжид 2 в 2001 г. // Исторические записки. Исследования и материалы. Вып. 4. Новороссийск.

THE SPREAD OF ISLAM AMONG THE ADYGS OF NORTH-WESTERN

CAUCASUS

I. A. Druzhinina

The article, based on the analysis of Adyg burial mounds material, deals with the spread of Islam in the 17th—18th cc. in the north-western Caucasus. The author puts forward a dating procedure for a number of burial places of the Black Sea north-eastern coast and in the foothills of the north-western Caucasus. The author also reveals evolution peculiarities of the Adyg burial rite of the time.

Key words: Adygs, the north-western Caucasus, Islam, burial ritual.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.