Научная статья на тему 'Распространение европейского среднего дятла Dendrocopos medius medius на севере Нижнего Поволжья на рубеже столетий'

Распространение европейского среднего дятла Dendrocopos medius medius на севере Нижнего Поволжья на рубеже столетий Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
67
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Завьялов Е. В., Табачишин В. Г., Мосолова Е. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Распространение европейского среднего дятла Dendrocopos medius medius на севере Нижнего Поволжья на рубеже столетий»

Ларионов Г.П., Гермогенов Н.И., Сидоров Б.И. 1980. Фауна и экология зимующих птиц Лено-Вилюйского междуречья // Фауна и экология наземных позвоночных таёжной Якутии. Якутск: 85-141.

Рустамов А.К. 1954. Семейство вороновыхИПтицы Советского Союза. М., 5. Семёнов-Тян-Шанский О.И., Гилязов A.C. 1991. Птицы Лапландии. М.: 1-228. Blomgren А. 1971. Studies of less familiar birds. 162. Siberian Jay IIBrit. Birds 64: 25-28.

Ю СЯ

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2005, Том 14, Экспресс-выпуск 292: 589-594

Распространение европейского среднего дятла Dendrocopos médius médius на севере Нижнего Поволжья на рубеже столетий

Е.В.Завьялов1^ В.Г.Табачишин2), Е.Ю.Мосолова^

и Биологический факультет, Саратовский государственный университет,

ул. Астраханская, д. 83, Саратов, 410012, Россия 2) Саратовский филиал Института проблем экологии и эволюции им. А.Н.Северцова, ул. Рабочая, д. 24. Саратов, 410026, Россия

Поступила в редакцию 8 августа 2005

На севере Нижнего Поволжья европейский средний дятел Dendrocopos médius médius Linnaeus 1758 — в основном редкая, местами обычная гнездящаяся птица. Вид проник в пределы рассматриваемого региона в XX веке в ходе долговременного расширения восточных пределов своего ареала. Хронология расселения среднего дятла на указанной территории с высокой точностью не выявлена. Характер его пребывания в Саратовской области на рубеже XIX и XX вв. носит дискуссионный характер. Так, М.Н.Богданов (1871) указывал на отсутствие среднего дятла в Волжско-Камском крае, а также по поймам Хопра и Медведицы. Н.А.Гладков (1951) ограничивал область распространения D. médius на востоке Калужской, Тульской и Воронежской (к востоку до Боброва) областями. В непосредственной близости от границ Саратовской обл. (Борисоглебский лесной массив, долина Хопра, Воронежская обл.) этих птиц на гнездовании наблюдал В.В.Груздев (1950). Между тем, в Савальском лесничестве (Терновский р-н Воронежской обл., относился к бывшей Балашовской обл.) D. médius на гнездовании и зимой отсутствовал и в 1930-х (Брюн 1939), и в 1950-х (Кадочников 1957). Более поздние источники (Варшавский и др. 1994) также указывали лишь на залётный характер встреч среднего пёстрого дятла в Саратовской области в середине XX в.

Впервые гнездование D. médius на западе саратовского Правобережья зарегистрировано в 1991 году. С этого времени он регулярно размножался в Турковском, Аркадакском и Романовском районах Саратовской обл. (Хрустов и др. 1995). Позднее восточная граница распространения этого вида

была уточнена (Завьялов, Лобанов 1996) — она проводилась по Волгоградской и Саратовской областям и ограничивалась западными пределами Приволжской возвышенности. Например, размножение D. médius подтверждалось для поймы Хопра в окрестностях следующих населённых пунктов: Новониколаевский, Терновка, Балашов, Малиновка, Аркадак, Кистендей и Макарово. В Пензенской обл. граница распространения проходила южнее 52°40' с.ш. и была приурочена тогда к поймам Хопра и Сердобы между 44°00' и 45°20' в.д. Далее граница опускалась к югу и охватывала западные районы Правобережья Саратовской обл. до 45°30' в.д., включая пойму Хопра и Медведицы и их междуречье (Завьялов, Табачишин 2001). Гнездование D. médius в медведицкой пойме подтверждалось и более поздними исследованиями (Саранцева и др. 2001). Здесь этот вид поселяется в зрелых осокорниках с незначительной примесью дуба первой надпойменной террасы, приуроченных к верхнему, среднему и нижнему течению реки (Саранцева 2003).

Таким образом, на обширной территории северо-запада Нижнего Поволжья европейский средний дятел в конце прошлого столетия был представлен стабильными локальными популяциями, однако его численность повсеместно была низка. Локальность выявления репродуктивных участков в тот период послужила основанием для внесения D. médius в списки региональной Красной книги с IV категорией, как немногочисленного слабо-изученного вида, распространённого спорадически (Завьялов и др. 1996; Красная книга... 1996; Шляхтин и др. 1996). Тенденции динамики его численности тогда были до конца не выявлены, а имеющиеся данные по обилию вида в пойменных местообитаниях свидетельствовали о незначительных сезонных его флуктуациях. Это позволило высказать предложение о целесообразности включения подвида D. т. médius в Красную книгу России (Завьялов, Табачишин 2000).

Сведения о распространении и численности D. médius в 1990-х годах, обобщенные на страницах Красной книги России В.С.Фридманом (2001), свидетельствуют о развитии двух процессов, характеризующих динамичность северных и восточных границ ареала вида. С одной стороны, отмечено резкое сокращение распространения среднего дятла у северных пределов распространения. С другой, наблюдалось стремительное продвижение его на восток, темпы которого указанный исследователь, очевидно из-за недоступности для него некоторых специальных публикаций (Завьялов и др. 1996; Красная книга... 1996; Завьялов, Табачишин 2000 и др.), определить с достаточной точностью не сумел. В результате европейскому среднему дятлу присваивается 2-я категория и статус сокращающегося в численности подвида. Более того, В.С.Фридман указывает, что в целом численность D. médius на рубеже столетий сокращалась вне очагов устойчивого размножения и была стабильна в таких очагах, к которым, в частности, относится Воронежская область.

По нашему мнению, говорить о резком снижении численности подвида в условиях перемещения границ его распространения на обширных пространствах достаточно сложно и, вероятно, преждевременно. На вновь осваиваемых территориях обилие вида действительно ниже, чем в оптималь-

ных местообитаниях — спелых дубравах. Расселение D. médius на севере Нижнего Поволжья идёт преимущественно вдоль водотоков, в Волгоградской обл. — по аренным и пойменным лесам (Чернобай 2004). Различия в плотности населения вида в очагах устойчивого размножения и за пределами основного ареала достигают 2-3-кратных значений. Однако масштабы расселения вида, когда за несколько лет осваиваются для гнездования десятки километров к востоку от районов былого обитания, позволяют прогнозировать, по меньшей мере, стабилизацию в динамике общей численности подвида в европейской части России.

Высказанное предположение косвенно подтверждается на основе анализа биотопической приуроченности вновь образующихся поселений вида. Формируются они как правило в пределах сплошных или фрагментирован-ных пойменных дубрав, однако всё чаще мы сталкиваемся с примерами адаптации D. médius к размножению в лесах, где доля дуба в составе древостоя не превышает 10-15%. Например, в Аркадакском р-не Саратовской обл. (наблюдения 1992 и 1993 гг. в окрестностях с. Семёновка) его обилие в пойменных дубравах в гнездовой, послегнездовой и осенний (миграционный аспект) периоды составило, соответственно, 2.2, 13.3 и 0.9 особи/км2 (Завьялов, Бескаравайный 1997). На тех же ключевых участках летом 1996 плотность населения птиц оценивалась в 2.7 ос./км2 (Завьялов, Табачишин 2000). Сопоставимые значения плотности характерны для вида и в пределах центральной поймы Медведицы в среднем её течении. Здесь на участках вязово-кленовых осокорников с примесью дуба в репродуктивный период 1998-2002 гг. в среднем учитывали 7.4 ос./км2 (Саранцева 2003). В январе-марте 2004 г. в лесопарке "Кумысная поляна" в окрестностях областного центра, где доля дуба сильно варьирует на разных участках, численность D. médius в целом была сопоставима с таковой D. major и D. minor (Беляченко 2004).

Интенсивность расселения D. médius на восток в первые годы XXI в. можно проиллюстрировать несколькими примерами. Так, с начала 1990-х он заселил обширные территории Среднего Дона, поймы Медведицы и Хопра, а также их притоков (Терсы, Бузулука, Кардаила, Косарки и др.) в пределах Волгоградской обл. (Чернобай 2004). В июне 2005 на основе полевых коллекционных сборов нами подтверждено размножение D. médius в пойме Дона у с. Песковатка (Городищенский р-н). Во второй декаде июня 2005 г. молодые и взрослые птицы неоднократно наблюдались нами в пойменных дубравах и осинниках в Калачевском районе на юг до пересечения с автомобильной трассой Ростов-на-Дону—Волгоград.

В настоящее время граница распространения D. médius на гнездовании в Саратовской области также продвинулась ещё более на восток. Так, 10 мая 2004 гнездо среднего дятла найдено в пойменном лесу реки Терешки близ с. Комаровка (Воскресенский р-н). Здесь же (51°56' с.ш., 46°37' в.д.) в 24 июля 2004 наблюдалась молодая птица. Кроме того, в январе 2004 стабильная зимняя популяция вида обнружена на одном из больших волжских островов в Воскресенском районе, напротив правобережного населённого пункта Чардым. Здесь в ходе одного маршрутного учёта по периметру острова зарегистрировано 7 птиц, которые держались в зрелых дубняках с при-

месью других широколиственных пород. В этом же полевом сезоне гнездование дятла подтверждено для пойменных лесов острова Чардым на территории одноимённого спортивно-оздоровительного лагеря Саратовского университета. D. médius обитает здесь в течение всего года. 31 октября 2004 одну особь наблюдали на острове в составе смешанной стаи с D. minor, Certhia familiaris, Sitia europaea, Aegithalos caudatus, Parus major, P. caeruleus и P. montanus.

Весьма примечательно, что D. médius включён в гнездовую фауну сопредельной Пензенской области, что отражает процесс расселения вида в Поволжье (Фролов и др. 2001). В связи с этим нам представляется весьма возможным размножение вида и в Ульяновской области, сообщения о котором В.С.Фридман (2001) относит к числу ошибочных. В целом к настоящему времени сложилась ситуация, когда область стабильного размножения D. médius продвинулась на восток в российском Черноземье и Нижнем Поволжье на 70-180 км и охватывает долины рек Донского бассейна. Вне зоны устойчивого размножения эти птицы с относительно низкой плотностью гнездятся в пойме волжских правобережных притоков и в водораздельных лесах практически всего саратовского Правобережья, где есть дубравы различного возраста и состава. D. médius заселил и волжские острова в пределах верхней зоны Волгоградского водохранилища.

Используя историко-биогеографического метод, можно высказать одно замечание, имеющее, на наш взгляд, существенное значение. Заключается оно в том, что D. médius характеризуется высокими возможностями для расселения, а значит и скоростью расширения ареала. В отношении этого вида наглядно проявляется один из рабочих принципов А.А.Кищинского (1977), когда стенобионтный вид в течение длительного периода обитал в относительно стабильных экологических условиях, которые соответствуют, очевидно, тем, в которых он сформировался. В данном случае реально существующими условиями для начала расселения дятла в нижневолжском регионе является наличие территорий с благоприятными экологическими характеристиками, а также достаточно значимые масштабы кочёвок этих птиц вне репродуктивного периода (Завьялов и др. 2003).

Обобщенные материалы свидетельствуют о том, что на обширной территории северо-западной части Нижнего Поволжья D. т. médius представлен в настоящее время стабильными популяциями, его распространение носит сплошной характер, а численность сопоставима с таковой в центральных частях ареала. Окраинные поселения разрозненны, они приурочены к волжской долине, где в максимальной степени проявляется пластичность вида в отношении выбора гнездовых биотопов. Дятлы с относительно высокой плотностью заселяют широколиственные леса, где доля дуба существенно ниже тех значений, при которых размножение вида в основных репродуктивных районах не наблюдается. Иногда они поселяются даже в мелколиственных насаждениях с незначительными вкраплениями дуба или отдельными сухостойными дубами. Выявленные процессы протекают на фоне естественных и антропогенно обусловленных сукцессий растительности, приводящих в волжской долине и на водоразделах к замене дубняков преимущественно осокорниками и кленовниками. На данном этапе можно

лишь предположить, что подобные адаптации приведут к постепенному сглаживанию амплитуды количественных показателей D. т. médius в центральной и восточной частях ареала. На основе полученных результатов может быть пересмотрен природоохранный статус вида в региональной Красной книге. Учитывая стабилизацию численности гнездовой популяции D. médius на севере Нижнего Поволжья в начале 2000-х, рекомендуется внесение вида во второе издание Красной книги Саратовской области в качестве европейского подвида с III категорией.

Литература

Беляченко A.A. 2004. Влияние цвета и высоты расположения кормушки на частоту ее посещения птицами //Студенческие исследования в биологии. Саратов, 2: 6-9. Богданов М.Н. 1871. Птицы и звери черноземной полосы Поволжья и долины Средней и Нижней Волги (био-географические материалы) // Тр. об-ва естествоисп. при императорском Казан, ун-те. Казань, 1, 1: 4-158. Брюн JI.A. 1939. Наблюдения над животным миром Савальской лесной дачи в 1938 г. //Уч. зап.

Ленингр. пед. ин-та им. А.И.Герцена 25: 34-52. Варшавский С.Н., Тучин A.B., Щепотьев Н.В. 1994. Птицы Саратовской области //Орнитофауна Саратовской области (в помощь учителям биологии). Саратов: 14-62. Гладков H.A. 1951. Отряд Дятлы//Птицы Советского Союза. M., 1: 547-617. Груздев В.В. 1950. Лесохозяйственные мероприятия и птицы леса//Охрана природы 12: 45-56. Завьялов Е.В., Бескаравайный П.М. 1997. Орнитокомплексы экотона "вода/суша" р. Хопер

//Фауна и экология животных. Пенза, 2: 29-40. Завьялов Е.В., Лобанов A.B. 1996. Распространение среднего дятла на территории Саратовской и Волгоградской областей // Материалы 2-й конф. молодих орштолог. Украши. Чер-швщ: 65-66.

Завьялов Е.В., Табачишин В.Г. 2000. Теоретическое обоснование внесения в Красную книгу России популяций европейского среднего дятла из бассейнов Волги и Дона //Редкие, исчезающие и малоизученные птицы России. М.: 170-174. Завьялов Е.В., Табачишин В.Г. 2001. Распространение и морфометрическая характеристика среднего дятла (Dendrocopos médius (L.)) в Нижнем Поволжье //Изв. Саратов, ун-та.. Сер. биол., вып. спец.: 293-301. Завьялов Е.В., Табачишин В.Г., Шепелев И.А. 1996. Распространение и морфометрическая характеристика среднего дятла Dendrocopos médius в Нижнем Поволжье // Рус. орни-тол. журн. 5 (5): 10-13.

Завьялов Е.В., Шляхтин Г.В., Табачишин В.Г., Якушев H.H., Лобачев Ю.Ю., Шаповалова И.Б. 2003. Генезис природных условий и основные направления современной динамики ареалов животных на севере Нижнего Поволжья. Сообщение V. Распространение птиц в условиях динамики естественных факторов среды //Поволжский экол. журн. 2: 119-146. Кадочников Н.П. 1957. Птицы Савальского лесничества Балашовской области // Тр. Всесоюз. ин-та защиты растений 8: 173-219 [2-е изд.: Кадочников Н.П. 2004. Птицы Савальского лесничества Балашовской области //Рус. орнитол. журн. 13 (256): 255-278]. Кищинский A.A. 1977. Принципы реконструкции истории авифаун биогеографическим методом // Адаптивные особенности и эволюция птиц. М.: 33-39 [2-е изд.: Кищинский A.A. 2003. Принципы реконструкции истории авифаун биогеографическим методом //Рус. орнитол. журн. 12 (213): 192-198 ]. Красная книга Саратовской области: Растения, грибы, лишайники. Животные. 1996. Саратов: 239-240.

Саранцева Е.И. 2003. Структура и пространственное размещение сообществ птиц в пойменных экосистемах малых рек Нижнего Поволжья. Дис. .. .канд. биол. наук. Саратов: 1 -260.

Саранцева Е.И., Саранцев A.A., Беляченко A.B. 2001. Особенности структуры населения птиц долин малых рек Нижнего Поволжья ИВопросы биологии, экологии, химии и методики обучения. Саратов, 4: 54-55. Фридман B.C. 2001. Европейский средний дятел Dendrocopos médius médius (Linnaeus, 1758)//

Красная книга Российской Федерации (Животные). М.: 545-546. Фролов В.В., Коркина С.А., Фролов A.B. 2001. Видовой состав и население неворобьиных птиц Пензенской области в XX в. //Актуальные проблемы изучения и охраны птиц Восточной Европы и Северной Азии. Казань: 609-610. Хрустов A.B., Подольский A.JL, Завьялов Е.В., Пискунов В.В., Шляхтин Г.В., Мо-сейкин В.Н., Лебедева JI.A. 1995. Редкие и исчезающие птицы Саратовской области// Рус. орнитол. журн. 4, 3/4: 125-142. Чернобай В.Ф. 2004. Средний дятел Dendrocopos médius (Linnaeus, 1758)//Красная книга Волгоградской области. Т. 1. Животные. Волгоград: 141. Шляхтин Г.В., Аникин В.В., Белянин А.Н., Беляченко A.B., Завьялов Е.В., Малини-на Ю.А., Мосейкин В.Н., Небольсина Т.К., Пискунов В.В., Подольский А.Д., Потапов В.В., Семихатова С.Н., Сонин К.А., Хрустов A.B. 1996. Редкие виды фауны Саратовской области и стратегия их сохранения // Фауна Саратовской области: проблемы сохранения редких и исчезающих видов. Саратов, 1, 1: 21-36.

ю оз

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2005, Том 14, Экспресс-выпуск 292: 594-595

Средний пёстрый дятел Dendrocopos médius кормит слётков мякотью плодов вишни

А.В.Бардин

Кафедра зоологии позвоночных, биолого-почвенный факультет, Санкт-Петербургский университет, Университетская набережная, 7/9, Санкт-Петербург, 199034, Россия

Поступила в редакцию 4 августа 2005

Как известно, средний пёстрый, или вертлявый дятел Dendrocopos médius в течение всего года питается в основном насекомыми (Blume 1977; Glutz, Bauer 1980; Cramp 1985; Бугьев, Фридман 2005). В "Лесу на Ворскле" (Белгородская обл.) в его рационе не только летом, но и зимой преобладали различные виды Муравьёв (Новиков 1969). То же самое отмечено и для другой лесостепной дубравы — Теллермановского леса (Королькова 1963). Лишь изредка исследователи находили в желудках вертлявых дятлов остатки желудей, орехов и сочных плодов. В частности, в сухое лето 1946 г. Г.А.Новиков (1969) обнаружил в желудке добытого в "Лесу на Ворскле" экземпляра много семян земляники. Птенцов средние дятлы выкармливают пауками и насекомыми, причём основу птенцового питания составляют гусеницы. В литературе есть лишь одно сообщение о том, что родители давали подросшим птенцам мякоть плодов вишни (Glutz, Bauer 1980).

Поскольку для "Леса на Ворскле" костянки вишни ещё не указывались в качестве пищи вертлявого дятла, приведу свои наблюдения летом 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.