Научная статья на тему 'РАСПРОСТРАНЕНИЕ БУДДИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ'

РАСПРОСТРАНЕНИЕ БУДДИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
358
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Builders of the future
Область наук
Ключевые слова
Будда / буддизм / археологический памятник / памятник культуры / Центральная Азия / паломнический туризм. / Buddha / Buddhism / archaeological site / cultural monument / Central Asia / pilgrimage tourism.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — К. Хакбердиев, Н. Нажмиддинова

В статье рассматриваются появление буддизма, существующие буддийские памятники в Узбекистане, также представлена информация об актуальности этих памятников с точки зрения развития туристического потенциала страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPREAD OF BUDDHISM IN UZBEKISTAN

The article on the emergence of Buddhism, the discovery of Buddhist monuments in Uzbekistan, also provides information on the relevance of these monuments in terms of the development of the tourist opposite edge of the country.

Текст научной работы на тему «РАСПРОСТРАНЕНИЕ БУДДИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ»

Builders of The Future SJIF-2022-5.752

BUILDERS OF THE FUTURE

journal homepage:

https://kelajakbunyodkori.uz/

SPREAD OF BUDDHISM IN UZBEKISTAN

K.Khakberdiev

Associate Professor

Tashkent State University of Oriental Studies Tashkent, Uzbekistan

N. Najmiddinova

Student

Tashkent State University of Oriental Studies Tashkent, Uzbekistan

_ABOUT ARTICLE_

Key words: Buddha, Buddhism, Abstract: The article on the emergence of archaeological site, cultural monument, Buddhism, the discovery of Buddhist monuments Central Asia, pilgrimage tourism. in Uzbekistan, also provides information on the

relevance of these monuments in terms of the development of the tourist opposite edge of the Received: 02.06.22 country.

Accepted: 04.06.22 Published: 06.06.22

УЗБЕКИСТОНДА БУДДИЗМНИНГ ТАРЦАЛИШИ

К. Хакбердиев

Доцент

Тошкент давлат шарцшунослик университети Тошкент, Узбекистон

Н. Нажмиддинова

Талаба

Тошкент давлат шарцшунослик университети Тошкент, Узбекистон

_МА^ОЛА ^А^ИДА_

Калит сузлар: Будда, буддизм, Аннотация: Маколада буддизмнинг археология обидалари, маданий обидалар, Узбекистонга кириб келиш сабалари, мавжуд Марказий Осиё, зиёрат туризми. буддавийлик обидалари куриб чикилган,

шунингдек, ушбу обидаларнинг мамлакат туристик салохиятини оширишдаги урнига _бахо берилган._

РАСПРОСТРАНЕНИЕ БУДДИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ

К. Хакбердиев

Доцент

Ташкентский государственный университет востоковедения Ташкент, Узбекистан

Н. Нажмиддинова

Студент

Ташкентский государственный университет востоковедения Ташкент, Узбекистан

_О СТАТЬЕ_

Ключевые слова: Будда, буддизм, Аннотация: В статье рассматриваются археологический памятник, памятник появление буддизма, существующие культуры, Центральная Азия, буддийские памятники в Узбекистане, также

паломнический туризм. представлена информация об актуальности

этих памятников с точки зрения развития _туристического потенциала страны._

ВВЕДЕНИЕ

Буддизм как религиозно-философское учение впервые появился в VI веке до нашей эры на севере современной Индии. После нескольких столетий буддизм постепенно распространился за территории Индии, став мировой религией. Одним из территорий, куда распространился буддизм, стал регион по соседству с Индией, Центральная Азия. Древняя Бактрия, которая находилась на территории Центральной Азии, стала одним из первых регионом, которое посетили буддийские миссионеры. Точных данных подтверждающих дату распространения буддизма на территории Центральной Азии в целом, в Узбекистане, в частности нет. В исторической литературе ведутся дискуссии на эту тему. Большинство ученых придерживаются мнения о том, что отправной точкой распространения буддизма за пределы Индии стала решение третьего буддийского собора, который проводился в период правления Ашока (династия Мори 261-222 до н.э.). согласно дошедшим до нас данным, решение исповедовать буддизм и распространять его по всему миру было принято именно на этом совете.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

По мнению знаменитого археолога, историка Узбекистана, знатока истории буддизма Э.Ртвеладзе буддизм получил распространение в Центральную Азию в годы Греко-Бактрийской империи. мнение ученого подтверждаются также найденными на территории современной Центральной Азии монетами греческого и бактрийского царя Агафокла (185-170 гг. до н.э.). На этих монетах изображена буддийская «ступа» - буддийское архитектурно-скульптурное культовое сооружение, имеющее полусферические очертания..

Другой известный археолог, исследователь на основании археологических данных с раскопок буддийских памятников Северной Бактрии допускает мысль, что буддизм мог быть обнаружен в Бактрии во времена правления знаменитого кушанского правителя Канишки (конец 1 -го - начало 2-го века нашей эры).

В целом, проведенные многочисленные археологические исследования, найденные материалы дают основание полагать, что буддизм на территории современной Центральной Азии широко распространился в Бактрии в середине 1 -го века до нашей эры. В частности, монеты кушанского царя Сотепа Метас-Вимы, предшественника Канишки, были найдены в буддийских памятников Северной Бактрии - Айритам, Фаязтепа, Каратепа.

Проведенные археологические данные еще во время бывшего союза, а также в современном Узбекистане свидетельствуют, что древний Термез был одним из крупнейших центров буддизма в регионе. Первые находки на территории Старого Термеза, такие как, фрагменты буддийских каменных скульптур, были сделаны экспедицией под руководством Б. Денике еще в 1928 году. Остались научные предположения и свидетельства одного из участников этой экспедиции, А. Стрелкова о предназначении найденных археологических остатков на территории современного Термеза (Каратепа) с буддистскими культовыми сооружениями.

Следующая большая и авторитетная археологическая экспедиция состоялась под руководством Б. Ставинского, которая провела подробное изучение Каратепы.

Результаты этой экспедиции были значительными и были опубликованы в шести выпусках «Материалов экспедиции Каратепа». Также в период современного Узбекистана было проведено совместно японско-узбекское исследование под руководством К. Като (Япония) и Ш. Пидаева (Узбекистан) в 1996 году. Конкретные результаты работы были опубликованы как в Японии, так и в Узбекистане.

На основе проведенных многочисленных археологических исследований, считается что, Старый Термез является центром, где находятся четыре культовых сооружения Будды. На этой местности найдено большое количество каменных архитектурных деталей и украшенных статуй Будды. Другим источником истории буддизма в Старом Термезе являются терракотовые статуэтки Будды, найденные как в результате археологических исследований, так и в процессе сбора материала на территории древнего города.

Археологами подтверждено, что в северо-восточной части Термеза в Каратепе и Фаязтепе было построено много культовых памятников Будды. Культовый центр Будды в Каратепе был расположен на возвышенности из песчаника, состоящей из трех небольших холмов, и занимал площадь около 7 гектаров.

Существует различные предположения относительно упадка буддизма на территории Центральной Азии. Нет достоверной информации относительно того были ли разрушены буддистские сооружения в результате войн и завоеваний или это результат естественных природных разрушений после добровольного оставления территорий по неизвестным нам причинам. Наиболее вероятным считается распространения ислама на территории Центральной Азии. Возможно, это обстоятельство сыграло существенную роль в прекращении и ликвидации как самой деятельности буддизма, так и его следов существования. Можно предположить, что буддистские религиозные деятели жившие в буддийских монастырях Термеза, переселились в относительно близкий Кашмир, где в то время правила династия Каркотов, которые были активными сторонниками буддизма.

Раскрытие памятников эпохи буддизма в Узбекистане, и особенно на территории Термеза, являются свидетельством значительного места древнего Термеза в становлении и развитие буддизма на большой территории современной Азии. Благодаря археологическим исследованиям стали достоянием общественности многочисленные культовые сооружения, относящиеся эпохи буддизма. Много артефактов найденные во время этих экспедиций заполнили экспозиции музеев Узбекистана и других стран.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Надо признать, что история буддизма связанная с Узбекистаном, вызывает большой интерес со стороны ученых и последователей буддизма со всего мира. В связи с этим, Узбекистан имеет неплохие перспективы для развития целевых туристических маршрутов по историю буддизма. В мире существует много стран, где проповедуется буддизм. Узбекистану следует тщательно подготовить туристическую инфраструктуру для потенциальных паломников из Индии, Китая, Кореи, Японии, Таиланда и других стран, где получил распространение буддизм. Необходимо создавать информационное сопровождение туристических объектов на языках этих стран, проработать вопросы логистики и транспортного обеспечения с указанными странами. Следует модернизировать и строить гостиничные и обслуживающие туристов комплексы мирового уровня вблизи найденных буддистских памятников. Проведение большой информационной компании по продвижению указанных туров в странах с идеологией буддизма даст реальный толчок по многократному увеличению туристического потока в Узбекистан из этих стран. В целом, следует отметить, что Узбекистан располагает неплохим туристическим потенциалом, для развития паломнического туризма. По оценкам специалистов, потенциал из стран исповедующих буддизм, желающих посетить буддистских памятников древности на территории Узбекистана огромный и нам следует правильно распорядиться этой возможностью.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Козловский В.А., К изучению древних памятников материальной культуры Сурхандарьинской области. Сб. «Древняя Бактрия», Л., 1974/

2. Шедевры искусства Центральной Азии. Каталог выставки «Искусство Центральной Азии», Токио 2005

3. Материалы Тохаристанской экспедиции. Выпуск 5. Ташкент, 2006; Вып. 6. Елец, 2006

4. Хакбердиев, К. К. (2021). СОТРУДНИЧЕСТВО УЗБЕКИСТАНА И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В ОБЛАСТИ ДОБЫЧИ МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1(Special Issue 1), 713-718.

5. Karimova, N., Sadibekova, B., & Usmonova, S. (2021). The Roads of Central Asia-to the History of Buddhism. TJE-Tematics journal of Education, 6.

6. Odilov, B. A., & Karimov, N. R. (2020). Analysis of Targeted Research in 20-30 Years of the XX Century. PalArch's Journal of Archaeology of Egypt/Egyptology, 17(6), 8887-8893.

7. Karimova, N. E., Sadibekova, B. D., Hasanova, N. N., Sadullayeva, S., & Abdurashidov, N. (2020). Smart management as an innovative way to manage change in the process of globalization. Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems, 12(6), 12211225.

8. Odilov, B., & Karimov, N. Archaeological Research is an Important Source in the Study of Traditional Economic Activities of the Uzbek People (On the Example of SomeResearchers of the Twentieth Century).

9. Usmanova, S., & Rikhsiyeva, G. (2017). Intercultural Communication. Tashkent State Institute of Oriental Studies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.