Научная статья на тему '«. . . распри позабыв, в одну семью соединясь» (заметки по поводу)'

«. . . распри позабыв, в одну семью соединясь» (заметки по поводу) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
111
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / CULTURE / EDUCATION / INTERNATIONAL RELATIONS / YOUTH ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Грузков Владимир Николаевич

«Культура межнациональных отношений в молодежной среде: история и современность» так была обозначена повестка дня заседания, организованного патриотической платформой «Единой России». В обсуждении поставленной проблемы приняли участие представители министерства образования края, молодежных и студенческих организаций, руководители диаспор Ставрополья, преподаватели вузов. Разумеется, на одном мероприятии невозможно рассмотреть все аспекты такой большой проблемы, какой является проблема формирования культуры межнациональных отношений среди молодежи. Но, думается, идеи и посылы состоявшегося разговора могут быть интересны читателю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Грузков Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conflicts having forgotten, in one family coming together" (Notes apropos)

"The culture of interethnic relations among youth: history and modernity" as was indicated by the agenda of the meeting, organized by the Patriotic platform "United Russia". In the discussion of the problem was attended by representatives of the Ministry of education in the region, youth and student organizations, heads of diasporas Stavropol, University professors. Of course, at one event it is impossible to consider all aspects of such a big problem, what is the problem of formation of culture of interethnic relations among young people. But I think the ideas and messages of the meeting may be of interest to the reader.

Текст научной работы на тему ««. . . распри позабыв, в одну семью соединясь» (заметки по поводу)»

образу Хидра. В одной из своих частей сура повествует о Моисее и его спутнике:

Как сказал однажды Муса своему слуге: "Я не окончу скитаний, пока не достигну того места, где сливаются два моря, если бы даже пришлось мне потратить многие годы". Но когда они достигли места слияния двух морей, то оказалось, что забыли они о рыбе, что предназначали себе в пищу, и она меж тем неслышно устремилась к морю. Когда прошли они некоторое расстояние, сказал Муса слуге: "Приготовь нам завтрак, потому что мы утомлены путешествием". Но тот ответил: "Послушай: когда укрылись мы под скалой для отдыха, то совсем позабыл я о рыбе, она меж тем отправилась к морю каким-то чудесным способом. Забыл же я только из-за проделок Шайтана".

Тогда Муса воскликнул: "Это именно то знамение, коего желали мы!" И по следам своим воротились обратно. И нашли там одного из Наших рабов, коему даровали Мы милость и посвятили которого в то Знание сокровенное, что ведомо только Нам.

См.: Коран: перевод 0. Османова / под ред. В. Д. Ушакова. - М., 1999. - 18:60-65.

24. Имя Хидра заменено Наш раб (т. е. раб Божий, в данном контексте) в значении "не только зависимый, но и избранный, взятый Богом под Свое покровительство". Согласно тафсирам, речь идет о некоем человеке по имени ал-Хадир (иначе ал-Хадр) - одном из первых людей, человеке, которому дарована вечная жизнь, чтобы поддерживать в сердцах "смертных" Веру в Аллаха. Это один из четырех праведников мусульманского предания наряду с Исой, Илйасом и Идрисом. См.: Там же. - С. 727.

25. http://www.msclub.ce.ru. Впервые работа была напечатана как лекция в Цюрихе в 1940 году, первая ее часть содержит краткий обзор разных форм перевоплощения, а вторая - их разные психологические аспекты. В третьей части К. Юнг приводит пример мистерии перерождения из Корана.

26. В истолковании нахашенов, небесный Человек, Адамас, тоже был агеепоШе^ - "мужчиной-женщиной". Земной же Адам был всего лишь образом этого небесного архетипа, тем не менее был также андрогинен.

27. Данная концепция была изложена Н. Бердяевым в книге "Смысл творчества" и отдельной ее главе "Род и пол. Мужское и женское".

126

"... CONFLICTS HAVING FORGOTTEN, IN ONE FAMILY COMING TOGETHER" (NOTES APROPOS) Gruzkov Vladimir Nikolaevich, DSc of Philosophy, Professor, Stavropol

'Theculture of interethnic relations among youth: history and modernity"-aswas indicated by theagendaofthemeeting, organized bythe Patriotic platform "United Russia". In the discussion of the problem was attended by representatives of the Ministry of education in the region, youth and student organizations, heads of diasporas Stavropol, University professors. Of course, at one event it is impossible to consider all aspects of such a big problem, what is the problem of formation of culture of interethnic relations among young people. But I think the ideas and messages of the meeting maybe of interest to the reader. Keywords: culture; education; international relations;youth environment.

УДК 304

© Грузков B.H., 2014

"...РАСПРИ ПОЗАБЫВ, В ОДНУ СЕМЬЮ СОЕДИНЯСЬ" (ЗАМЕТКИ ПО ПОВОДУ)

"Культура межнациональныхотношений в молодежной среде: история и современность"- так была обозначена повестка дня заседания, организованного патриотической платформой "Единой России". В обсуждении поставленной проблемы приняли участие представители министерства образования края, молодежных и студенческихорганизаций,руководители диаспор Ставрополья, преподаватели вузов. Разумеется, на одном мероприятии невозможно рассмотреть все аспекты такой большой проблемы, какой является проблема формирования культуры межнациональныхотношений среди молодежи. Но, думается, идеи и посылы состоявшегося разговора могут быть интересны читателю.

Ключевые слова: культура; образование;межнациональные отношения;молодежная среда.

ГРУЗКОВ Владимир Николаевич, доктор философских наук, профессор, Ставрополь

В единстве - сила

Для такого многонационального государства как Россия, национальные отношения всегда в ряду ключевых, - их состояние определяло одно из важнейших условий обеспечения ее жизнеспособности. Победа над германским фашизмом - ярчайшее тому свидетельство. И реальная жизнь только подтверждает: в подавляющем большинстве своем, люди нашей страны, какой бы то ни было нации и веро-исповедования, хотят мирного труда и нормальных здоровых отношений. Тем не менее, современные реалии в молодежной среде, вызванные, прежде всего, распадом СССР, дают о себе знать и сегодня.

Здесь есть над чем думать. По данным мониторинга Министерства образования края, проведенного в 2013 году, в системе межнациональных отношений живет около 40% молодежи. Сплошной опрос молодых людей разных национальностей показал, что напряженными межнациональные отношения посчитали 45% респондентов, сильно напряженными - 35%. Лишь 19% эти отношения рассматривали как стабильные. Причем, 12,9% высказались за возможность их участия в экстремистских акциях.

Причины данного положения разные. К ним можно относить и тот факт, что провоцирующее воздействие на национальные отношения оказали лозунги 90-х типа "Берите суверенитета, сколько можете". На деле оказалось, что тот клич был подхвачен не народами тех или иных республик (какого суверенитета они хотят - у них никто не спросил), а перегретыми и отравленными националистическим угаром элементами, чьи интересы оказались далекими не только от России, но и от "своих" народов и этносов. Свою "черную роль" в национальных отношениях оказало (и продолжает оказывать) массированное воздействие извне, со стороны иностранных "друзей" наших наций и народностей. Это осуществляется в формах подрывной информационной деятельности, финансовой и материальной поддержки радикальных националистических групп и элементов, подготовки специалистов по диверсиям и т.п. На Северном Кавказе это во многом способствовало развязыванию прямого вооруженного противостояния. Надо понимать, последствия того конфликта продолжают давать о себе знать и сегодня.

Но вместе с тем нельзя не согласиться с положением, что прошедшие годы для национальных отношений не прошли даром. Главное - Россия удержалась как многонациональное государство, и народы осознали жизненную необходимость укрепления его единства. Как и то, что большинство людей поняли, что обострение конфликтов на национальной почве народам мало что "прибавляет". Уже не говорим о невосполнимых потерях, когда жертвами конфликтов стали ни в чем не повинные люди. Другое дело, еще немало остается "завалов", и потому предстоит большая работа по всем направлениям национальной жизни, в том числе, в решении задач формирования культуры межнационального общения среди молодежи.

К единству через разность

Прошлая и современная историческая практика всех стран мира показывает: вооб-

ще-то бесконфликтного общества, а тем более идиллии в такой многоразличной сфере жизни и культуры, как национальные отношения, - не бывает по определению. Как и то, что в силу сложности и противоречивости их проявления, оценивать национальные отношения в логике прямых аналогий и зависимостей (после этого, значит по причине этого) было бы проявлением наивной самоуверенности.

Иными словами, национальные отношения (как и национальный вопрос в целом) - "вещь" изменяющаяся во времени, по содержанию и форме проявления, направленности функционирования. И характер изменения национальных отношений зависит от целого комплекса причин объективного (состояние и уровень развития экономики, качество жизни и социальной сферы, уровень и особенности развития культуры, образования) и субъективного (цели и характер политики, управления на всех уровнях, состояние и уровень общественного воспитания) порядка. Все это прямо относится и к нашей огромной по географическим масштабам стране, населенной далеко за полторы сотни нациями и народностями,этносами. Больше по объективным историческим основаниям: регионы нашей страны имеют неравномерное социально-экономической развитие; различаются они и по образу культурно-исторической жизни, бытовым и религиозным традициям. Это различие может оказывать "свое" особенное противоречивое влияние на межнациональные отношения.

Отсюда, в каждый момент времени общество всегда стоит перед необходимостью осмысления постоянно возникающих вопросов: какие изменения происходят в национальных отношениях под влиянием выделенных выше факторов или их совокупности? Что следует из происходящих изменений для теории и практики, в нашем случае, формирования культуры национальных отношений молодежи? По каким основаниям и направлениям должна выстраиваться эта работа сегодня и в будущем? Какие ресурсы целесообразно задействовать для преодоления возникающих или возможных конфликтов?

Вот и получается, надо думать и своевременно принимать необходимые меры по устранению причин того или иного конфликта. Реальная практика показывает, что "принятых мер" для погашения конфликта оказывается недостаточно, если не устранены его причины. В таком случае может возникнуть аналогичная конфликтная ситуация. Причем, она может проходить в более острой форме, по-

Я

■е

8

■ Ои

¡Е

Е^

127

скольку "масло в огонь" добавляют прежние, не растаявшие обиды.

В этой связи на Северном Кавказе есть с чем разбираться. Но здесь более разумным становится не уповать на давние и недавние исторические обстоятельства, оказавшие (а в чем-то продолжающие оказывать) неблагоприятное воздействие на национальные отношения. Здесь важнее другое, - поиск и выработка путей комплексного задействования информационных и других наличных ресурсов, в нашем случае, в интересах формирования культуры межнационального общения молодежи. Причем, нельзя не учитывать, что почвой возникновения конфликтов нередко (а возможно, чаще) становятся отношения в быту, а непосредственной их причиной (разумеется, другие не исключаются) становится низкая личностная культура конфликтующих.

Именно по причине, связанной с состоянием личностной культуры "те" и "другие" не так ведут себя в общественных местах. Не так здороваются, не так отвечают на замечания, не так относятся к женщине, старшим, к верованиям и традициям быта "иного" этноса, народа. И именно достаточно развитая культура может стать тем самым решающим фактором преодоления назревающих конфликтов в горячих головах молодежи - будущего страны. Того самого слоя в обществе, кто в силу повышенной эмоциональности, недостаточного жизненного опыта и не сформировавшейся социально-психологической установки "на общение" способен к непредсказуемым, с точки зрения здравого смысла, действиям.

Возвышать культуру общения

В определенном смысле, если задачи реализации потенциала лучших культурно-исторических традиций и культуры как таковой в национальном воспитании и находят свое разрешение, то этого на сегодня явно недостаточно. Во всяком случае, многое в организации и осуществлении данного процесса, - по недомыслию или сознательно, - все одно, - вряд ли отвечает постперестроечным вызовам рыночной экономики и другим реалиям, которые обозначились и дают о себе знать, прежде всего, в духовно-нравственной сфере. Казалось бы, на Ставрополье находится более 70 вузов, здесь обучается более 10 тысяч студентов из республик Северного Кавказа. Надо ли доказывать, сколь огромен здесь потенциал формирования культуры межнационального общения молодежи. А школы? Но сегодня никто не может сказать с должной определенностью, как используется этот потенциал.

С другой стороны, есть немало примеров из реального практического опыта. О нем говорил, например, директор филиала Российской академии госслужбы Ю. Васильев. По его словам, в филиале стало традицией проводить студенческие праздники, посвященные тем или иным традициям русского народа и народов Северного Кавказа. На направлении формирования культуры межнационального общения студентов работает студенческий парламент через проведение различных викторин, конкурсов, поощрений отличившихся в общественной и учебной работе. Доцент Анна Багдасарова поделилась аналогичным опытом работы на примере Северо-Кавказского федерального университета. Здесь уже созданы учебные программы и курсы с соответствующим методическим обеспечением. Их существо подчинено формированию, прежде всего, культуры межнационального общения в студенческой среде.

Примечательным было выступление декана факультета искусств Ставропольского государственного педагогического института, доктора культурологии Анатолия Григорьева. По его мысли, - а это доказано реальным опытом института в использовании искусства в формировании культуры межнационального общения, - именно потенциал культуры и искусства может и должен стать одним из основных ресурсов преодоления возможных конфликтов в национальных отношениях. Вместе с тем, уместно задать вопрос: почему на Ставрополье с таким цветом наций и народностей нет Института культуры и искусства народов Северного Кавказа? Ведь следуя логике реальных проблем, потребность в таком учебном (или собственно научно-исследовательском) заведении давно назрела. По этому поводу уместно привести размышления Л.А. Сенеки - одного из выдающихся философов и мыслителей античности. "Для чего мы образовываем сыновей, обучая их свободным искусствам? Дело не в том, - писал он, - что они могут дать добродетель, а в том, что они подготавливают душу к ее восприятию". Вот как получается: осознанное и реализуемое два тысячелетия назад, сегодня приходится доказывать и предлагать в качестве необходимого "новшества".

Не будем забывать, Кавказ - это хранилище культур, в том числе имеющих уникальное значение для мировой культуры. Многое здесь еще не исследовано. И развертывание "культурного фронта" под эгидой Института культуры и искусства было бы более чем своевременным. Как и то, что освоение культурного

наследия народов Северного Кавказа будет способствовать повышению значимости в мировом сообществе культурных приоритетов региона и страны в целом. Это и незаменимая база культурно-исторического воспитания молодежи, формирования у нее чувства общности и гордости за культуру своего региона.

Судя по выступлениям, в качестве положительного следует отметить и тот факт, что за последние годы в молодежном движении прирастает число инициатив, а также различных структур и организаций, действующих при органах власти, в рамках общественного самодеятельного творчества. Очень важно, что здесь появляются элементы и теоретической работы. Это различные форумы, где особое место занимает Машук с его открытыми дискуссионными площадками, конференциями, "круглыми столами", дающими молодежи возможность предложить и отстаивать свои идеи, взгляды, программы, инновации. Сюда можно отнести лекционную работу молодежной политики комитета Думы г. Ставрополя по тематике "Диаспоры культур". Можно привести немало других примеров, показывающих, что вопросы формирования культуры межнациональных отношений на самых разных уровнях власти и общественности не остаются без внимания. Свой позитивный вклад в воспитание молодежи на духовно-нравственных ценностях и традициях вносят и диаспоры Ставрополья.

"Сердца не занятые нами..."

На заседании немало полезного было высказано в части размышлений о том, что еще "мешает" повышению эффективности рассматриваемой работы. К примеру, ими акцентировалось внимание на прямой зависимости культуры межнационального общения молодежи от семейного воспитания. В этой связи справедливо говорилось, что при всех "за и против", молодой человек никого так внимательно не слушает, как своего отца и мать. Вот и должны родители думать, что они прививают своим детям и в части культуры национального воспитания. Уже не говорим о тех родителях, кто по разным причинам экономического или бытового порядка вообще не знает, что происходит в образе мыслей и жизни детей, их отношениях с другими людьми.

Были поставлены, если так можно сказать, вопросы более широкого и не бесспорного порядка. Скажем, с одной стороны, рост инициатив и реальной работы по линии самых различных служб и организаций, ведомств нельзя не приветствовать. Но, с другой стороны, есть

необходимость прислушаться к мнениям, что количество не всегда дает желаемое качество. Что тут возразишь, если сегодня действительно столько всякого рода институтов и формирований во главе с лидерами и президентами, что голова кругом идет от названий. Во всяком случае, иной раз даже по названию трудно понять, чем "там" занимаются. Так, может, есть прямой смысл подумать об оптимизации количества ведомств и организаций, работающих с молодежью? А потом подумать над приданием системности этой работе?

Хотя, справедливости ради, надо отметить, что системные подходы по ряду направлений данной работы закладываются. Об этом говорил директор экспертного Центра национальной политики Игорь Сопов. В частности, он подчеркивал, что работа Центра выстраивается с опорой на создаваемые информационные центры в республиках, институт социально-политических исследований. Это делается в интересах реальной политики. По его мнению, сегодня иной раз престранное получается: наши национальные проблемы лучше знают за границей, чем мы у себя дома. И все почему? С нашего попустительства к нам приезжают команды экспертов, они снимают целые срезы по самым различным группам населения, а потом через информационные ресурсы "точечно" гонят негатив на регионы, возбуждая у людей нездоровые социально-психологические установки в национальных отношениях, к стране в целом.

В целом, если судить по выступлениям, работы не уменьшается. Что само по себе естественно: жизнь постоянно обновляется, а вместе с нею изменяются условия и механизмы решения национального вопроса в самом широком смысле этого понятия и общественного явления. Возьмем тот же Интернет. Он создает принципиально иные коммуникации среди молодежи. Более того, с помощью сетей "кем-то" у молодежи умело формируется свой некий особый взгляд на мир, на свое место в нем, отношение к старшим и т. п. Это происходит в такой степени, что сегодня приходится говорить, что утрачиваются механизмы коммуникаций между молодежью и взрослыми. В результате "скомутированная" сетями немалая часть молодежи начинает противопоставлять себя "взрослому миру" как миру устаревшему не способному понять ее продвинутые интересы.

Внешне ситуация незатейливая, но по существу тревожная: психологи и социологи явно обеспокоены ростом конфликтности

Я

■е

8

■ Ои

¡Е

Е^

129

между старшими и младшими, родителями и детьми. Что поделаешь, во всем есть своя закономерность. Помните, как у Асадова: "Сердца не занятые нами, их занимает враг". Тем не менее, дело, надо понимать, больше не во "врагах". Скорее всего, общество просто отстает в ответных действиях на происходящие изменения в глобализирующемся мире. Тот же Интернет оказывает всевозрастающее влияние на умы и поступки молодежи. Но по самому большому счету, эта сторона общей проблемы просто мало изучается и трудно сказать что-то конкретное о том, что на этот счет здесь реально делается.

Дело здесь вовсе не в установлении какого-то сплошного контроля "над думами" молодежи в современных условиях - такую цель ставить было просто глупостью. Изучать интересы молодежи на основе исследования материалов сети - это формировать молодежную политику с учетом интересов, а при необходимости в систему воспитания вносить коррективы в формировании духовно-нравственных ценностей и ориентаций. Нужны и альтернативные действия, например, через разработку таких Интернет-поводов и программ, которые бы привлекали молодежь, способствовали бы формированию общей культуры молодежи, в том числе и культуры национального общения.

В этом плане приводился любопытный пример. Шоумен Тимати отжался 30 раз и послал "картинку" президенту Чечни Рамзану Кадырову. Тот, несмотря на занимаемый высокий государственный пост, оказался чиновником с юмором, - принял вызов. Также отжался 30 раз и послал вызов другому адресату. Образовалась цепочка из сотен последователей, и она только увеличивается. Но чтобы 30 раз отжаться и переслать другому адресату тот же "вызов", для кого-то надо серьезно заняться своей физической культурой. В этой связи, слушая на заседании очень правильные слова и предложения от лидеров молодежи и ее представителей, так и хотелось спросить: какая программа вами разработана и предложена в Интернет для молодежи, пользуется у нее большим спросом-влиянием?

Может и над национальной идеологией надо подумать?

Основываясь на анализе материалов заседания, хотелось бы высказаться еще по одной назревшей проблеме. А именно: общественная теория и практика формирования культуры межнационального общения со всей очевидностью показывает: эффективность решения

возникающих здесь задач прямо зависит от национальной идеологии. Именно такая идеология позволяет разрабатывать приемлемые для каждого времени концепции, где, по крайней мере, должны быть ясно определены не только цели, задачи, технологии ее осуществления. Отсюда, национальная идеология - не пожелание, а уже устоявшаяся необходимость. И потом, если она есть в США, в либеральной Англии, Германии и других "зацивилизован-ных" странах, то почему у нас ей не быть?

Тогда как на сегодня, - признаем это или нет, - получается, что живем в стране, где идеологий разного свойства и направленности -пруд пруди, но пока тускло просматривается существо именно национальной идеологии, ее основные генерирующие силы и источники. Иной раз просто диву даешься: выступает Президент России, дает концептуальное обоснование той или общенациональной задачи, но через некоторое время на экране ТВ выскакивает "очередная борода" и начинает нести совершенно противоположное. С точки зрения общенационального интереса, "борода" на общенациональном канале несет не что иное как "бред сивой кобылы".

Или вот. На заседании говорилось, что центральные СМИ дают о Северном Кавказе преимущественно негатив. Иная передача поднимает напряженность в межэтнических отношениях на целый десяток пунктов. Да, безусловно, свобода слова - великое завоевание последних десятилетий. Но разве свобода слова должна лишать человека разума и здравого смысла. Тем более в вопросах, где речь идет о задачах обеспечения национальной безопасности, и понимание их требует формирования должного единства в общественном мнении.

В этой связи, не считаю, что не должно быть передач критической направленности. Разве на сегодня еще мало коррупции и всего прочего? И Северный Кавказ далеко не исключение, здесь недостатков и проблем хватает. Поэтому, конечно же, не все критические передачи делаются по некоему злому умыслу в целях подогревания националистических чувств и настроений. Тем не менее, надо думать, что может стать средством искусственного подогрева "эмоций национального образа жизни". И потом, хотелось бы больше увидеть передач, показывающих реальные позитивные процессы и изменения в национальных отношениях на Северном Кавказе, как и во всей социально-экономической и политической ситуации. Ведь хороший пример всегда тянет людей вверх.

Не стоит забывать исторический идеологический опыт своей страны, "плохой" и "хороший". О нем говорили руководители грузинской и чеченской диаспор. В частности, ими отмечалось, что в советское время не было такой остроты в национальных отношениях. Прежде всего, потому, что была идеология советского общества, и она реализовывалась, начиная с детского сада, а потом через движение октябрят, пионеров, комсомола. И все знали, как надо работать с детьми и молодежью, и это приносило свои плоды. Тогда как сегодня организаций "выше крыши", а работают они нередко только по известным им планам.

Следование продуманным идеологическим основаниям - это всегда обязывает к поиску общего в людях. Прежде всего, не по этническому или религиозному признакам, а по сути гражданственности народов. А также по чувству их идентичности по отношению к единому Отечеству - России. Что становится основанием для формирования чувства патриотизма, как высшей формы духовно-нравственных отношений между государством и гражданским обществом.

Безусловно, не следует сгущать краски "по поводу и без повода"; уже потому, что сама жизнь не раз подтверждала: сколько и чего самого разного не происходило в истории наших народов, а в конечном итоге всегда побеждал здравый смысл. И в основе этого смысла лежало и лежит понимание: только вместе нам многое по плечу. Пусть это индустриализация страны, или разгром военного нашествия, или покорение Космоса...

Сегодняшнее время не менее ответственное. Народам России предстоит ответить на вызовы новой эпохи: создать новую постиндустриальную экономику, поднять общую культуру бытия, повысить до мировых уровней производительность труда, образование, обеспечить основы безопасного существования и развития. Эти задачи не менее сложные (если не более), чем прежние. Ответ на них требует особой консолидации национальной жизни каждого народа и страны в целом.

И кто знает, может еще не ушло то время, о котором мечтал великий A.C. Пушкин, когда народы "распри позабыв, в одну семью соединясь"?! В семью, именуемую - российский народ.

и

t

8

■ ОИ

IE

131

MACRODYNAMICSOFCULTURALGENESISANDMORPHOGENESISOFTHECULTURESOFTHENORTHCAUCASUSREGION Kalantaryan LubovAlexeevna, PhD of Pedagogical sciences, Professor, Chair of Theory and Methodology of Music Education, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

In the article the analysis of processes macrodynamic of cultural Genesis and morphogenesis of culture in the North Caucasus and Stavropol. The author's attention is focused on identifying the specific features stadial stages of regional culture eco-genetic, historical, ideological, economic and social orientation. Keywords: macrodynamics of cultural Genesis; morphogenesis cultures.

МАКРОДИНАМИКА КУЛЬТУРОГЕНЕЗА И МОРФОГЕНЕЗ УДК 398.221 КУЛЬТУР РЕГИОНА СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

В статье дан анализ процессов макродинамики культурогенеза и морфогенеза куль- © Калантарян Л. А., 2014 туры региона Северного Кавказа и Ставрополья. Внимание автора сосредоточено на выявлении специфических черт стадиальныхэтапов региональной культуры эколого-генетической, историко-идеологической,экономико-социальной ориентации.

Ключевые слова:макроднамика культурогенеза;морфогенез культур.

Проблемы макродинамики культурогенеза и морфогенеза культуры региона с разной степенью углубленности и с различных точек зрения освящены в трудах И.В. Бентковского, М.М. Блиева, П.О. Бобровского, В. Броневского, ВТ. Гниловского, Я.А. Гордина, М.М. Дего-ева, А.Л. Зиссермана, A.A. Каспари, ТА Колосовской, М. Краснова, А.И. Лаврова, В.В. Лапина, Е. Маркова, А. Мельникова, С.С. Новоселова, Н.И. Покровского, Г.Н. Позрителева, Д.В. Раковича, Б.И. Соболева, А.И. Твалчрелидзе, Д.С. Ткаченко, Г.А. Ткачева, Ф.Ф. Торнау, P.A. Фадеева и др.

КАЛАНТАРЯН Любовь Алексеевна, кандидат педагогическихнаук, доцент, кафедра Теории и методики музыкального образования, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.