Научная статья на тему 'РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИОГЕНДЕРНОЙ АКТИВНОСТИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К ЦИФРОВОМУ ГОСУДАРСТВУ'

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИОГЕНДЕРНОЙ АКТИВНОСТИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К ЦИФРОВОМУ ГОСУДАРСТВУ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИОГЕНДЕРНАЯ АКТИВНОСТЬ / УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ГЕНДЕРНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гребняк О. В., Новоженина О. П.

Авторы рассматривают вопрос использования гражданами цифровых технологий и услуг в обыденной жизни и в проявлениях гражданской активности. Ответы респондентов на вопрос о различных направлениях используемых технологий демонстрируют явные различия в гендерном и образовательном срезах и могут быть использованы как для дальнейшего сравнительного анализа, так и при разработке проектов снижения цифрового неравенства. Так, респонденты-женщины чаще мужчин пользуются порталами государственных, образовательных, лечебных услуг, в то время как мужчины-респонденты активнее женщин проявляют себя в интернет-дискуссиях по общественным и политическим вопросам. заметна разница и в развлекательной сфере: по мере повышения уровня образования респонденты-мужчины все реже используют сетевые возможности для проведения досуга. В то время как женщины, наоборот, - чем выше уровень образования, тем чаще отмечалось использование «цифры» для досуга, отдыха, развлечений. Авторы приходят к выводу, что сохранение крайне высокой нагрузки на женщин в вопросах организации семейного быта (здравоохранение, ЖКХ, образование и досуг детей, покупки и пр.) вынуждает женщин более активно осваивать и чаще использовать цифровые нововведения для оптимизации решения бытовых проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гребняк О. В., Новоженина О. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTRIBUTION OF SOCIO-GENDER ACTIVITY IN THE TRANSITION TO A DIGITAL STATE

The authors consider the issue of citizens’ use of digital technologies and services in everyday life and in manifestations of civic engagement. The answers of the respondents to the question about the different directions of technologies used show clear differences in the gender and educational cross-section and can be used both for further comparative analysis and for the development of projects to reduce the digital divide. For example, female respondents use portals of state, educational and medical services more often than men, while male respondents are more active than women in Internet discussions on social and political issues. There is a noticeable difference in the entertainment sphere: as the level of education increases, male respondents use online opportunities to spend their leisure time less and less frequently. While women, on the contrary, the higher the level of education, the more often the use of “digital” for the leisure, recreation, entertainment was noted. The authors conclude that the preservation of an extremely high burden on women in matters of organizing the family life (health care, housing and utilities, education and recreation of children, shopping, etc.) forces women to more actively master and more often use digital innovations for optimization in solving the household difficulties.

Текст научной работы на тему «РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИОГЕНДЕРНОЙ АКТИВНОСТИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К ЦИФРОВОМУ ГОСУДАРСТВУ»

УДК 316.346.2

DOI: 10.28995/2073-6401-2022-1-256-265

Распределение социогендерной активности при переходе к цифровому государству

Оксана В. Гребняк Институт социально-политических исследований ФНИСЦРАН, Москва, Россия, [email protected]

Ольга П. Новоженина Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. Авторы рассматривают вопрос использования гражданами цифровых технологий и услуг в обыденной жизни и в проявлениях гражданской активности. Ответы респондентов на вопрос о различных направлениях используемых технологий демонстрируют явные различия в гендерном и образовательном срезах и могут быть использованы как для дальнейшего сравнительного анализа, так и при разработке проектов снижения цифрового неравенства. Так, респонденты-женщины чаще мужчин пользуются порталами государственных, образовательных, лечебных услуг, в то время как мужчины-респонденты активнее женщин проявляют себя в интернет-дискуссиях по общественным и политическим вопросам. Заметна разница и в развлекательной сфере: по мере повышения уровня образования респонденты-мужчины все реже используют сетевые возможности для проведения досуга. В то время как женщины, наоборот, -чем выше уровень образования, тем чаще отмечалось использование «цифры» для досуга, отдыха, развлечений. Авторы приходят к выводу, что сохранение крайне высокой нагрузки на женщин в вопросах организации семейного быта (здравоохранение, ЖКХ, образование и досуг детей, покупки и пр.) вынуждает женщин более активно осваивать и чаще использовать цифровые нововведения для оптимизации решения бытовых проблем.

Ключевые слова: цифровые технологии, социогендерная активность, уровень образования, гендерная дифференциация

Для цитирования: Гребняк О.В., Новоженина О.П. Распределение социо-гендерной активности при переходе к цифровому государству // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2022. № 1. Ч. 2. С. 256-265. DOI: 10.28995/2073-6401-2022-1-256-265

© Гребняк О.В., Новоженина О.П., 2022

Distribution of socio-gender activity in the transition to a digital state

Oksana V. Grebnyak Institute of Socio-Political Research of FCTAS RAS, Moscow, Russia, [email protected]

Ol'ga P. Novozhenina Institute of Socio-Political Research of FCTAS RAS, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. The authors consider the issue of citizens' use of digital technologies and services in everyday life and in manifestations of civic engagement. The answers of the respondents to the question about the different directions of technologies used show clear differences in the gender and educational cross-section and can be used both for further comparative analysis and for the development of projects to reduce the digital divide. For example, female respondents use portals of state, educational and medical services more often than men, while male respondents are more active than women in Internet discussions on social and political issues. There is a noticeable difference in the entertainment sphere: as the level of education increases, male respondents use online opportunities to spend their leisure time less and less frequently. While women, on the contrary, the higher the level of education, the more often the use of "digital" for the leisure, recreation, entertainment was noted. The authors conclude that the preservation of an extremely high burden on women in matters of organizing the family life (health care, housing and utilities, education and recreation of children, shopping, etc.) forces women to more actively master and more often use digital innovations for optimization in solving the household difficulties.

Keywords: digital technology, socio-gender activity, level of education, gender differentiation

For citation: Grebnyak, O.V. and Novozhenina, O.P. (2022), "Distribution of socio-gender activity in the transition to a digital state", RSUH/RGGU Bulletin. "Philosophy. Sociology. Art Studies" Series, no. 1, part 2, pp. 256-265, DOI: 10.28995/2073-6401-2022-1-256-265

Введение

Значительный рост востребованности сервисов, возникших благодаря цифровизации большинства сфер общественной, политической жизни, а также банковской и предпринимательской областей, был спровоцирован пандемией COVID-19 и связанными

с ней ограничениями в «реальной» жизни. Граждане перешли на цифровые источники информации, дистанционное обучение и удаленную работу, перенося на новые инструменты традиционные проблемы и стереотипы общества, в частности основанные на ген-дерном неравенстве. Несмотря на активную политику достижения гендерного равенства как на государственном уровне, так и на уровне общественных организаций, в трудовой сфере неравенство сохраняется: профессии остаются условно «женскими» или «мужскими» (71% граждан считают, что рабочие коллективы гендерно не сбалансированы), женщин-руководителей по-прежнему немного1.

В обществе сохраняется также традиционно высокая нагрузка на женщин в вопросах организации семейного быта: здравоохранение, ЖКХ, основное и дополнительное образование детей, досуг, основные покупки. Необходимость оптимизировать решение всех этих вопросов для совмещения с рабочим графиком вынуждает женщин активно осваивать цифровые нововведения. Исследования показывают невысокий уровень разрыва в цифровых компетенциях: значение индекса цифровой грамотности у мужчин - 66 п. п., у женщин - 63 п. п.2 Авторы в рамках изложенного ниже исследования отмечают, что даже в такой ситуации активность женщин в практическом использовании преимуществ цифровых технологий находится на высоком уровне, по ряду направлений - выше, чем у мужчин.

В рамках проведения всероссийского социологического мониторинга Центра социальных и социально-политических исследований ИСПИ ФНИСЦ РАН «Как живешь, Россия?», прослеживающего динамику социополитической ситуации в стране в контексте становления гражданского общества, в нашу сферу внимания уже неоднократно попадали различные проблемы, связанные с осо-

1 Работа, зарплата и руководство: достигнут ли гендерный баланс?: результаты всероссийского опроса «ВЦИОМ-Спутник» методом телефонного интервью от 3 марта 2022 г. N = 1600 россиян в возрасте от 18 лет / ВЦИОМ [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rabota-zarplata-i-rukovodstvo-dostignut-li-gendernyi-balans (дата обращения 5 марта 2022).

2 Вынужденная цифровизация: исследование цифровой грамотности россиян в 2021 году / НАФИ. 18 мая 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/analytics/vynuzhdennaya-tsifrovizatsiya-issledovanie-tsifrovoy-gramotnosti-rossiyan-v-2021-godu/ (дата обращения 25 февраля 2022). Репрезентативный всероссийский опрос населения по методологии Dig^mp проведен в январе-мае 2021 г. Опрошено 4621 человек в 70 регионах России. Возраст: 18 лет и старше. Погрешность - 1,5%.

бенностями, рисками, социально-демографическими нюансами внедрения информационных технологий, перехода к цифровому государству, реализации национального проекта «Цифровая экономика» и пр. (подробнее на эту тему см.: [Левашов, Гребняк 2020; Гребняк 2020; Новоженина, Гребняк 2020] и другие).

Методология

Статья основана на анализе социогендерного распределения ответов респондентов на вопрос «Какими цифровыми информационными технологиями и услугами Вы лично пользуетесь в повседневной и общественно-политической жизни?». Вопрос был предложен в рамках 51-го этапа мониторинга «Как живешь, Россия?» [Левашов и др. 2021, с. 47].

При проведении исследований использована квотно-про-порциональная всероссийская выборка со взаимозависимыми характеристиками генеральной совокупности: пола, возраста, образования, места жительства. В основу территориального размещения выборки легло экономико-географическое районирование страны при соблюдении пропорции численности населения и пропорций между городским и сельским населением. Объем выборочной совокупности составлял на различных этапах 13121866 респондентов.

Полевой этап 51-го этапа мониторинга, данные которого рассмотрены ниже, был проведен в период 28.05.2021-18.06.2021.

Результаты исследования

Если смотреть в целом на распределение ответов, результат соответствует исследованиям сетевой активности последних лет: наибольшей популярностью у респондентов пользуются финансовые операции, сфера развлечений и коммуникационные достижения цифровизации. В наименьшей степени, согласно результатам опроса, граждане пользовались возможностями выражения гражданской позиции, среди которых участие в онлайн-дискуссиях по общественно-политическим проблемам и перспективы участия в электронном голосовании (см. табл. 1). Общее возрастное распределение ответов респондентов, как показал анализ, не выходит за рамки традиционного: старшее поколение более консервативно; а чем моложе оказывается респондент, тем более открыт он к современным технологиям и возможностям.

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос: «Какими цифровыми информационными технологиями и услугами Вы лично пользуетесь в повседневной и общественно-политической жизни»? (РФ, июнь 2021. N = 1609. %)

Варианты ответа: В среднем по массиву Мужчины Женщины

Col %

Пользуюсь банковской картой при оплате товаров и услуг в магазинах, аптеках, учреждениях сферы обслуживания, банках и т.п. 68 66,0 69,9

Использую современные цифровые услуги в банковской сфере: онлайн-банк. мобильный банк, виртуальная карта 51 47,9 52,7

Пользуюсь интернет-порталами государственных, муниципальных, образовательных, лечебных услуг, для обращений, жалоб, получения информации 34 30,5 36,3

Пользуюсь или собираюсь воспользоваться возможностями дистанционного электронного голосования на выборах органов власти и Президента РФ 8 «,5 8,3

Участвую в интернет дискуссиях по общественным и политическим проблемам, обсуждаю в социальных сетях события, положение дел в нашей стране 7 8,7 5,6

Пользуюсь интернетом для работы, учебы и дополнительного образования 49 48,4 48,6

Использую интернет для общения и видеосвязи с членами семьи, знакомыми и друзьями 61 58,0 63,9

Использую интернет для досуга, отдыха и развлечений 62 62,4 60,8

Практически не пользуюсь услугами интернет и цифровыми технологиями 10 11,3 9,7

Примечание: сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли отметить несколько позиций.

Источник: данные Центра социальных и социально-политических исследований ИСПИ ФНИСЦ РАН [Левашов и др. 2021, с. 47].

С точки зрения гендерной принадлежности респондентов, почти по всем предложенным индикаторам женщины выступают наравне, а по ряду пунктов демонстрируют большую активность, чем респонденты-мужчины (см. табл. 1). Исключение составляют ответы «использую интернет для досуга, отдыха и развлечений», а также «участвую в интернет-дискуссиях по общественным и политическим проблемам, обсуждаю в социальных сетях события, положение дел в стране и по месту жительства»3.

Наибольший разрыв можно отметить в активности применения коммуникационных возможностей: вариант «использую

3 Напомним, что полевой этап опроса проводился летом 2021 г.: активность коронавирусной риторики постепенно снижалась в силу продолжительности кризиса; ближайшим политическим событием предстояло стать голосованию по выборам депутатов Государственной думы VIII созыва.

интернет для общения и видеосвязи с членами семьи, знакомыми и друзьями» отметили 58% мужчин-респондентов и почти 64% респондентов женского пола; схожий разрыв наблюдается при использовании «интернет-порталов государственных, муниципальных, образовательных, лечебных услуг для обращений, жалоб, получения информации, документов, справок, записи на прием и т. п.» (30,5% мужчин и 36,3% женщин).

Помимо общей гендерной разницы «цифровых предпочтений», отметим различный подход мужчин и женщин к информационно-коммуникационным технологиям и их применению в повседневной жизни в зависимости от уровня образования респондентов (см. табл. 2).

Использование цифровых технологий и услуг в развлекательных целях отмечает преобладающее большинство респондентов мужского пола, этот ответ занимает 1-2-е место (наравне с использованием банковских карт) в рейтинге ответов у мужчин с любым образованием. При этом с ростом образования доля развлекательного применения «цифры» сокращается с 66% у мужчин со средним образованием до 61% у респондентов-мужчин с высшим образованием.

Устойчивое третье место занимает использование цифровых технологий для общения с членами семьи. Как и в случае с развлекательным контентом, здесь пользовательская активность респондентов падает с 62% у мужчин со средним образованием до 55% у мужчин с высшим образованием.

Объемы обращения в официальные учреждения через интернет-порталы с целью получения справок, жалоб, записи на прием и прочих услуг у мужчин-респондентов растут соответственно образованию. У лиц со средним и средним специальным образованием пользование интернет-порталами официальных учреждений -20-21%, в то время как у мужчин с высшим образованием - 41%. Хотя в общем рейтинге занимает то же место.

Несколько иначе распределяется цифровая активность респондентов-женщин. У женщин, традиционно занимающихся вопросом покупок для семьи, на 1-м месте по уровню активности стоит пользование банковской картой. В каждой из групп образования этот пункт отметили не менее двух третей респондентов. Более половины всех опрошенных женщин (52,7%) пользуются и более современными банковскими технологиями, например виртуальной картой без физического носителя. У этих услуг активность логично растет в зависимости от уровня образования с 45% (среднее образование) до 56% (высшее образование).

Также устойчиво на 2-м месте для всех женщин-респондентов находится использование цифровых технологий для коммуникаций с членами семьи, знакомыми, друзьями.

На третьем месте у респонденток каждой их групп образования находится использование цифровых технологий для досуга. Однако здесь можно отметить принципиальное гендерное отличие. Процент использования цифровых достижений для досуга - в противоположность аналогичной категории у мужчин - растет с 55% у опрошенных женщин со средним образованием до 64% у женщин с высшим образованием.

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос: «Какими цифровыми информационными технологиями и услугами Вы лично пользуетесь в повседневной и общественно-политической жизни»? (РФ, июнь 2021. N = 1609. %)

Мужчины_Женщины

Пользуюсь банковской картой при оплате товаров и услуг в магазинах, аптеках, учреждениях сферы обслуживания, банках и т.п. 67 | 69,7 67 2 71,7

Использую современные цифровые услуги в банковской сфере: онлайн-банк, мобильный банк, виртуальная карта 52,6 1 50,8 44,7 52 1 56,3

Пользуюсь интернет-порталами государственных, муниципальных, образовательных, лечебных услуг, для обращений, жалоб, получения информации 20,6 1 26,3 32,4 42,8

Пользуюсь или собираюсь воспользоваться возможностями дистанционного электронного голосования на выборах органов власти и Президента РФ 9,3 4,9 6,9 6,6 6,9 10,1

Участвую в интернет-дискуссиях по общественным и политическим проблемам, обсуждаю в социальных сетях события, положение дел в нашей стране 18,6 5,5 8,8 11,2 2, 5,8

Пользуюсь интернетом для работы, учебы и дополнительного образования 38,1 45,1 56,2 38,2 43,1 56,3

Использую интернет для общения и видеосвязи с членами семьи, знакомыми и друзьями 61,9 60,2 55,2 65,1 62,4 65

Использую интернет для досуга, отдыха и развлечений 66 «М ал 55,3 5< «.1

Практически не пользуюсь услугами интернет и цифровыми технологиями 15,5 10,6 9,8 15,8 10 7,4

Примечание: СШ - средняя школа, в том числе ПТУ со средним образованием; ССО - среднее специальное образование (техникум и др.); ВО - высшее, незаконченное высшее (не менее 3-х курсов вуза). Вариант «неполное среднее» не рассмотрен в силу минимальной представленности в ответах респондентов.

Источник: данные Центра социальных и социально-политических исследований ИСПИ ФНИСЦ РАН.

Выводы

Если в рамках рабочего пространства и образовательного процесса респонденты обоих полов в целом находятся в ситуации равной потребности в цифровых технологиях, то в быту женщины вынужденно более активно осваивают и применяют современные новейшие технологии и услуги для облегчения многочисленных повседневных обязанностей, к которым относятся необходимость следить за здоровьем членов семьи, школьной успеваемостью (и организацией удаленного обучения по необходимости), своевременной оплатой коммунальных счетов, школьного питания и дополнительных кружков для детей, коммуникациям с учителями и т. д. При наличии в семье нескольких детей нагрузка повышается прямо пропорционально. Таким образом, в целом респонденты-женщины демонстрируют более активный уровень усвоения и применения в быту цифровых технологий. Отметим, что это сказывается и на большей открытости к самой возможности применения подобных технологий в перспективе: так, женщины проявляют значительно большую активность, выражая готовность участвовать в электронных дистанционных выборах (62% женщин и 38% мужчин).

Литература

Гребняк 2020 - Гребняк О.В. Особенности формирования рынка труда молодежи в обществе цифровой экономики // Государственная молодежная политика: национальные проекты 2019-2024 в социальном развитии молодежи: Материалы Всерос. научно-практ. конф. (Москва, 20-21 апреля 2020 г.). М.: ИТД «Перспектива», 2020. С. 269-275.

Левашов и др. 2021 - Левашов В.К., Великая Н.М., Шушпанова И.С. [и др.]. Как живешь, Россия? Экспресс-информация. 51 этап социологического мониторинга, июнь 2021 г. М.: ФНИСЦ РАН, 2021. 68 с. URL: https://www.fnisc.ru/publ. html?id=9956. DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-368-3.2021.

Левашов, Гребняк 2020 - Левашов В.К., Гребняк О.В. Есть ли место личным данным в цифровом будущем? // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2020. № 4 (23). С. 57-71. DOI: 10.28995/2073-6401-20204-57-71.

Новоженина, Гребняк 2020 - Новоженина О.П., Гребняк О.В. Особенности реализации проекта «Цифровая экономика» в условиях пандемической реальности // Жить в России. Жить в мире. Социология повседневности: Материалы X Междунар. социол. Грушинской конф. Москва, 20 мая - 14 ноября 2020 г. М.: ВЦИОМ, 2020. С. 139-144.

Velikaya, Velikaya 2020 - Velikaya N.M., Velikaya T.V. Human capital and digitalization of public life in the public opinion of Russian residents // Functional aspects of intercultural communication. Translation and interpreting issues. Moscow: RUDN University, 2020. P. 698-706. DOI: 10.22363/2686-8199-2020-7-698-706.

References

Grebnyak, O.V. (2020), "Peculiarities of the formation of the youth labor market in the digital economy", Gosudarstvennaya molodezhnaya politika: natsional'nye proekty 2019-2024 v sotsial'nom razvitii molodezhi: Materialy Vserossiiskoi nauchno-prak-ticheskoi konferentsii (Moskva, 20-21 aprelya 2020g.) [State youth policy. National projects 2019-2024 in the social development of young people. Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Moscow, April 20-21, 2020], ITD "Perspektiva", Moscow, Russia, pp. 269-275. Levashov, V.K., Velikaya, N.M. and Shushpanova, I.S. [et al.] (2021), Kak zhivesh', Rossiya? Ehkspress-informatsiya. 51 etap sotsiologicheskogo monitoringa, iyun' 2021 goda [How are you, Russia? Express information. 51st stage of the sociological monitoring, June 2021], FNISTs RAN, Moscow, Russia [Электронный ресурс]. URL: https://www.fnisc.ru/publ.htmmd-9956 DOI: 10.19181/ monogr.978-5-89697-368-3.2021. Levashov, V.K. and Grebnyak, O.V. (2020), "Is there a place for personal data in the digital future?", RSUH/RGGU Bulletin. "Philosophy. Sociology. Art Studies" Series, no. 4, pp. 57-71, DOI: 10.28995/2073-6401- 2020-4-57-71 Novozhenina, O.P. and Grebnyak, O.V. (2020), "Peculiarities of the implementation of the project 'digital economy' in a pandemic reality", Zhit' v Rossii. Zhit' v mire. Sotsiologiya povsednevnosti, Materialy X Mezhdunarodnoi sotsiologiches-koi Grushinskoi konferentsii, Moskva, 20 maya - 14 noyabrya 2020 [Living in Russia. Living in the world. Sociology of everyday life, Proceedings of the 10th International Sociological Grushin Conference, Moscow, May 20 - November 14, 2020], VTsIOM, Moscow, Russia, pp. 139-144. Velikaya, N.M., Velikaya, T.V. (2020), "Human capital and digitalization of public life in the public opinion of Russian residents", Functional aspects of intercultural communication. Translation and interpreting issues, RUDN University, Moscow, Russia, pp. 698-706, DOI: 10.22363/2686-8199-2020-7-698-706.

Информация об авторах

Оксана В. Гребняк, Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия; 19333, Россия, Москва, ул. Фотиевой, д. 6, стр. 1; [email protected]

Ольга П. Новоженина, Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия; 19333, Россия, Москва, ул. Фотиевой, д. 6, стр. 1; [email protected]

Information about the authors

Oksana V. Grebnyak, Institute of Socio-Political Research of FCTAS RAS, Moscow, Russia; bldg. 1, bld. 6, Fotievoi Street, Moscow, Russia, 119333; [email protected]

Ol'ga P. Novozhenina, Institute of Socio-Political Research of FCTAS RAS; Moscow, Russia; bldg. 1, bld. 6, Fotievoi Street, Moscow, Russia, 119333; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.