гативному воздействию техногенных землетрясений и соответствующие виды этого воздействия. Помимо этого показано, как конкретный вид воздействия оказы-
вает влияние на факторы, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность человека, являющегося частью как окружающей среды, так и техносферы.
Таким образом, можно сделать вывод, что техногенная сейсмичность, как новый, слабоизученный фактор, оказывает комплексное воздействие на окружающую среду.
1. Лазаревич Т.Н. Локализация горно-тектонических ударов в Кузбассе. // Геодинамическое районирование недр. - Кемерово, 1991. - С. 37 - 38.
2. Лазаревич Т.Н. Проблемы геодинамической безопасности пи разработке месторождений Кузбасса. // Проблемы геодинамической безопасности: II Международное рабочее совещание.24 - 27 июня 1997. - СПб.: ВНИМИ, 1997. - С. 265.
3. Козырев A.A., Панин В.Н., Мальцев В.А. Изменение геодинамического режима и проявление техногенной
------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
сейсмичности при ведении крупномасштабных горных работ на апатитовых рудниках в Хибинском массиве. // Проблемы геодинамической безопасности: II Международное рабочее совещание.24 - 27 июня 1997. - СПб.: ВНИМИ, 1997. - С. 67 - 69.
4. Ильин А.М. О состоянии решения проблемы горных ударов при разработке месторождений полезных ископаемых. // Материалы Х Межотраслевого координационного совещания по проблемам геодинамической безопасности. 6 - 9 октября 1997. - Екатеринбург: УГГГА, 1997. - С. 11.
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -----------------------------------------------------------------
Климанова В.Г. - аспирантка, Московский государственный горный университет.
Батугин А.С. - кандидат технических наук, Московский государственный горный университет.
© Н.В. Кочура, 2003
УАК 65
Н.В. Кочура
РАСПРЕАЕАЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ УПРАВЛЕНИЯ МЕСТОРОЖАЕНИЯМИ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ МЕЖАУ УРОВНЯМИ ВЛАСТИ
Природные ресурсы и их рациональное использование
- важнейший стратегический фактор экономического развития страны.
Рассматривая общую ситуацию с минерально-сырьевыми ресурсами России, можно заметить, что, благодаря усилиям горно-геологических разработок прошлых лет, наша страна по-прежнему является одной из ведущих стран мира по минерально-сырьевой обеспеченности. По многим видам полезных иско-
паемых разведанных запасов при существующих темпах освоения недр хватит на многие десятилетия.
Если учесть инфраструктуру государства (десять часовых поясов, из которой около 2/3 находится в зоне многолетнемерзлых пород) и специфику размещения месторождений, то становится очевидно, что государство пошло на освоение многих труднодоступных районов понимая, что вновь создаваемая минерально-сырьевая база и ее инфра-
структурное обеспечение являются стартовой площадкой для последующего освоения богатств этих регионов, а следовательно, принесут в будущем огромную прибыль. По этой причине, решать проблемы использования минерально-сырьевых ресурсов России лучше на государственном уровне.
Кроме того, природные ресурсы характеризуются рядом свойств, выделяющих их в качестве особых объектов управления: эволюционное, естественное происхождение; дифференциро-ванность, разнокачественность; исчерпаемость; неотделимость от окружающей среды. Нерациональное использование природных ресурсов угрожает благосостоянию будущих поколений. Из их редкости и исчерпаемости вытекает важность природных ресурсов для благосостояния нации. Монополизация природных ресурсов как объектов хозяйствования является причиной об-
разования дифференциальных доходов при их использовании. Естественные различия при равновеликих затратах труда и капитала объективно приводят к дополнительному доходу в лучших условиях разработки месторождений по сравнению с более труднодоступными. Поэтому
справедливым будет суждение, что перераспределение доходов от разработки полезных ископаемых должно происходить на государственном уровне, особенно если учесть, что формально все природные ресурсы в России находятся в собственности государства.
Выдвигаются различные
концепции распределения полномочий в сфере недропользования, которые можно разделить на два полярных направления: стратегию дерегулирова-
ния и стратегию жесткого и детального регулирования.
В качестве обоснования необходимости дерегулирования и приватизации используют сформулированную в середине 60-х г.г. прошлого века Г. Хардиным и Г. Демзетцом концепцию «трагедии общественных владений», смысл которой заключается в том, что принадлежащее всем вместе и никому в отдельности обречено на уничтожение. В связи с чем и обосновывается неэффективность всех видов собственности на природные ресурсы, кроме частной.
Современная система разработки минеральных ресурсов как раз исходит из принципов местного уровня хозяйствования. Руководителям предприятий предлагают решать проблемы государственного масштаба, используя рыночные механизмы. На первый взгляд, это именно то, что необходимо, но на самом деле переход на такой уровень неизбежно меняет экономическую ситуацию в проблеме геолого-экономической оценки любого месторождения, которая вынуждена «подстраиваться» под возможности отдельных субъектов, а не под государственные интересы. Кроме того, из разведанных и утвержденных ранее запасов полезных ископаемых местные
хозяйственные структуры
склонны брать только то, что им выгодно, что обеспечивает их сиюминутное существование, а это значит, что сырьевая база может быть сокращена.
Следствием такого экономического подхода является закрытие целых рудоносных провинций и разрушение ранее созданной промышленной инфраструктуры.
Современное использование минерально-сырьевых ресурсов не способно обеспечить и привлечение инвестиционных
средств, поскольку разработчики, прежде всего, решают свои экономические проблемы по получению сверхприбыли. Поэтому подобное управление только усугубляет существующее положение дел в использовании недр и горнодобывающей промышленности в целом.
Стратегия более детального государственного регулирования в РФ представляется разумной, так как в настоящее время отсутствуют благоприятные условия для рационального использования природных ресурсов частными собственниками и для ухода государства из природо-ресурсного сектора экономики. А именно: глобальное значение природопользования в России, неразвитость рыночной инфраструктуры, отсутствие технических возможностей, недостаточная «экологизация» мышления пользователей природных ресурсов, в ряде случаев сложные природные условия разработки, необходимость регулирования воспроизводства природных ресурсов. Также данное положение доказывает динамика состояния горнорудных предприятий в постприватизационный период. Изменить существующее положение под силу только государственным органам власти, так как для того, чтобы природные ресурсы стали действительно мощным ресурсом, повышающим благосостояние страны в целом, необходимо обеспечить эффективное соединение экономических, организационных, правовых, технологических, политических факторов. Однако,
глобальное государственное регулирование в советский период также имело свои недостатки, многие из которых базировались на том, что на федеральном уровне подчас не знали нужд и проблем предприятия, которые были хорошо видны на местах.
Представляется, что проблемы освоения существующих минерально-сырьевых ресурсов России можно решать с позиции дифференцированного подхода хозяйственного обеспечения разведанных и выявляемых запасов полезных ископаемых. Известно, что 75-85.% запасов минерального сырья сосредоточены в 1-2 уникальных и до 10 крупных месторождениях. Все остальное — это средние и мелкие месторождения.
Судьбу крупных и уникальных объектов должно решать государство на законодательном и правительственном уровне, поскольку речь идет о национальном достоянии и перспективах развития минерально-сырьевой базы страны. В этом случае целесообразно руководствоваться уточненной системой критериев: На федеральном уровне должны регулироваться месторождения природных ресурсов, которые: а) играют важную стратегическую роль; б) от использования которых зависит национальная безопасность, в) крайне тяжело идентифицировать в качестве объектов собственности, г) имеют большое значение для сохранения стабильности государства и функционирования единого экономического пространства, д) обладают общенациональной значимостью с точки зрения формирования государственного бюджета, е) обладают национальным или глобальным научным значением, ж) редкостью и неравномерностью распределения на территории, з) статусом международного обязательства РФ по их сохранению.
Для таких крупных и уникальных месторождений обязательным условием использования их полезных ископаемых
должны быть государственный контроль и учет всех ресурсов и промышленных запасов, начиная с поисково-разведочных этапов изучения, обязательного утверждения запасов в ГКЗ, определения масштабности и стратегии извлечения и переработки минерального сырья по срокам, количеству и качеству добываемой горной массы. К выполнению этих условий государство может привлекать внутренние и внешние резервы, в том числе частный капитал, средства банковских структур и фирм горнорудного профиля. Обязательность выполнения всех государственных требований стратегического освоения недр должно быть непременным условием для инвесторов при заключении коммерческих сделок. Если на современном этапе эти условия не могут быть реализованы по финансовым соображениям, то такие месторождения следует рассматривать как непромышленные, которые должны быть отнесены в резерв. Со временем, например, при изменении технологии извлечения полезных ископаемых из недр или других геологоэкономических параметров, обеспечивающем сокращение затрат, ранее определенные запасы руды и металлов могут быть пересмотрены и переут-верждены ГКЗ как промышленные в сложившихся экономических обстоятельствах.
Средние по размерам и значению, общераспространенные месторождения могут и должны находиться в хозяйственном управлении субъектов РФ. Они будут контролироваться территориальными комиссиями.
В случае группировки нескольких средних месторождений в крупный рудный узел должно быть сбалансированным
региональное и федеральное руководство.
Все мелкие месторождения должны быть учтены региональными геологическими центрами и их хозяйственное регулирование целиком ложится на местные органы управления.
Поэтому, необходимо создать единый механизм государственного регулирования предприятий горной промышленности с четким разграничением полномочий между уровнями управления.
В частности, чтобы оптимизировать существующую систему, предлагается:
• Создать в рамках МПР России органы управления горной службой страны.
• Создать специальный федеральный орган (под условным названием — Горное бюро России), ответственный за разработку и проведение государственной политики в минерально-сырьевом комплексе, в том числе и за управление государственной собственностью на недра. За Министерством природных ресурсов РФ следует сохранить в этом случае лишь функции геологического изучения недр (в том числе и выдачу лицензий на этот вид пользования недрами), поскольку по своей сути этот орган был и остается «геологическим министерством».
• Предоставить МПР России право осуществлять структурные преобразования предприятий своими решениями, согласованными с Мингосимуще-ством России.
• Упорядочить государст-
венный контроль над использованием и охраной недр, четко разделив контрольные функции: Государственный горный
надзор — обеспечение безопасности работ, Госгеолконтроль
— использование и охрана недр.
• Ввести более эффективные административные и экономические рычаги воздействия на недропользователей, не проявляющих активности по выполнению лицензионных соглашений. В первую очередь необходимо усилить работу службы Государственного геологического контроля, так как эффективность контрольных мер недостаточна.
• Ввести специальный горный аудит по проверке лицензионных соглашений, так как ограниченных сил Госгеол-контроля достаточно лишь для осуществления выборочных проверок наиболее крупных предприятий.
• Определить правовой
статус органа, на который бу-
дет возложена ответственность за организацию и проведение работ по ликвидации технических, экологических и социальных последствий горных работ.
• Дать право недропользователю с уведомлением геологического контроля вносить корректировку в эксплуатационные кондиции при изменении экономических и налоговых условий разработки.
• Выделить, какие из видов деятельности недропользователя подлежат контролю.
• Ввести в закон «О недрах» экономические критерии для отнесения разведанных запасов месторождений к государственному резерву,
т. е. создать систему оперативной переоценки запасов месторождений в зависимости от изменившихся условий рынка минерального сырья.
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ
Кочура Наталья Вячеславовна — аспирантка, кафедра ОУГП, Московский государственный горный университет.