Научная статья на тему 'РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ ПОСЕТИТЕЛЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО КНИЖНОГО САЛОНА - 2022 В УСЛОВИЯХ УВЕЛИЧЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В АКТУАЛЬНОЙ НОВОСТНОЙ ИНФОРМАЦИИ'

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ ПОСЕТИТЕЛЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО КНИЖНОГО САЛОНА - 2022 В УСЛОВИЯХ УВЕЛИЧЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В АКТУАЛЬНОЙ НОВОСТНОЙ ИНФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИКА МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ / МЕДИАКОНТЕНТ / МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ / НОВОСТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ПОЛИТИЗАЦИЯ НОВОСТНОГО КОНТЕНТА / МЕДИАКАНАЛ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шамрай Андрей Григорьевич

Рассмотрено изменение в медиапотреблении посетителей Санкт-Петербургского международного книжного салона - 2022 в контексте современных социально-политических вызовов последнего времени. В ходе исследования показано, что указанные вызовы привели к увеличению потребности медиапотребителей в актуальной и аналитической новостной информации, которая все чаще стала находиться в современных медиаканалах - интернет-сайтах и, особенно, в мессенджерах. Следствием этого стало сокращение просмотра телевизионных передач, радио. Печатные СМИ также оказались для большинства респондентов (кроме лиц старшего возраста) не в состоянии адекватно ответить на возникшие потребности в актуальной, быстрой и авторской подаче новостной информации. При этом посетители книжного салона, будучи приверженцами традиционных форм восприятия информации, сохранили интерес к аналитической информации, а коммуникативный аспект новостного медиапотребления остался на втором плане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ ПОСЕТИТЕЛЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО КНИЖНОГО САЛОНА - 2022 В УСЛОВИЯХ УВЕЛИЧЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В АКТУАЛЬНОЙ НОВОСТНОЙ ИНФОРМАЦИИ»

УДК 316.4 ББК 76.0

А.Г. Шамрай

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ ПОСЕТИТЕЛЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО КНИЖНОГО САЛОНА - 2022 В УСЛОВИЯХ УВЕЛИЧЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В АКТУАЛЬНОЙ НОВОСТНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Рассмотрено изменение в медиапотреблении посетителей Санкт-Петербургского международного книжного салона - 2022 в контексте современных социально-политических вызовов последнего времени. В ходе исследования показано, что указанные вызовы привели к увеличению потребности медиапотребителей в актуальной и аналитической новостной информации, которая все чаще стала находиться в современных медиаканалах - интернет-сайтах и, особенно, в мессенджерах. Следствием этого стало сокращение просмотра телевизионных передач, радио. Печатные СМИ также оказались для большинства респондентов (кроме лиц старшего возраста) не в состоянии адекватно ответить на возникшие потребности в актуальной, быстрой и авторской подаче новостной информации. При этом посетители книжного салона, будучи приверженцами традиционных форм восприятия информации, сохранили интерес к аналитической информации, а коммуникативный аспект новостного медиапотребления остался на втором плане.

Ключевые слова:

динамика медиапотребления. медиаканал, медиаконтент, медиапотребление, новостная информация, политизация новостного контента.

Шамрай А.Г. Распределение медиапотребления посетителей Санкт-Петербургского международного книжного салона - 2022 в условиях увеличения потребности в актуальной новостной информации // Общество. Среда. Развитие. - 2022, № 2. - С. 71-76. - DOI 10.53115/19975996_2022_03_071 -076 © Шамрай Андрей Григорьевич - кандидат политических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения; Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]

Медиапотребление является относительно новым социологическим термином, который определяется как практика использования информационных средств для «получения и освоения определенного символического содержания и осуществления социальных связей и взаимодействий» [2, с. 133]. Соответственно, информационное содержание является медиаконтентом, а технические информационные средства, которые потребитель медиа использует, обозначаются как меди-аканалы.

Современное информационное пространство характеризуется расширением спектра как медиаканалов, так и медиа-контента, что определяется «развитием... технологий и существенным пересечением контента на различных медиаканалах» [2, с. 132]. Помимо этого, новое понимание медиа включает в себя коммуникативный аспект потребления и «освоения» информации», ставший актуальным в связи с возможностью мгновенной реакции потребителя в различных формах «отзыва», «комментирования» или «обмена (перепоста)». Именно коммуникативный характер современного потребления социально значимой информации привел к необходи-

мости теоретического дополнения и расширения понятия традиционных средств массовой информации (СМИ), которые не предполагали возможности мгновенной ответной реакции потребителя информации на информационное содержание.

Новые возможности современных медиа позволяют говорить о медиапотребле-нии как комплексе активных социальных практик «по переработке символического материала» [3, с. 59], меняющих и процесс осмысления информационного контента, и поведение потребителя этого контента. Современное медиапотребление, будучи технически и контентно разнообразным и многомерным [5, с. 121] является в большей степени ситуативным, требует от потребителя самостоятельного выбора, а также определенной квалификации во владении техническими и медиакоммуни-кативными средствами.

Яркой характеристикой современного медиапотребления становится диа-логичность социального информационного обмена благодаря возникновению мессенджеров, рассчитанных на мгновенный обмен короткими сообщениями. Кроме этого, большую роль длясовре-менных медиаканалов играет нетексто-

см со

О

вая информация - картинки, фотографии и скрины, мемы, короткие видеосообщения, часто подменяющие текст или словесную реакцию пользователя на информационный контент или в ходе текстового медиадиалога.

Кроме того, современные технические и коммуникативные средства медиапо-требления постоянно развиваются и совершенствуются, определяя динамику социальных медиапрактик, в том числе увеличение общего количества информационного потребления. Современное медиапотребление становится все более мультимедийным, т. е. потребитель редко использует только один или ограниченное количество медиаканалов, постоянно расширяя свое медиапотребление. Как отмечает А.А. Комарова, современное медиапотребление влияет на «ускорение темпа жизни, и с этим напрямую связано резкое увеличение объема входящей и исходящей информации» [4, с. 163]. Особенно это влияет на потребление актуальной новостной информации и реакции на нее различных медиаисточников, причем можно говорить об увеличении не только объема информации, но и об увеличении разнообразия ее содержательного и аналитического контента.

Тем не менее, не все исследователи видят в тотальном расширении медиапо-требления позитивные характеристики. В первую очередь, можно говорить о снижении объема потребления традиционными информационными и коммуникативными средствами, игравшими ранее значимую культурную роль в обществе. Такие формы социального общения, как обмен письмами и другими почтовыми отправлениями, практически не используются, другие информационно-коммуникативные формы перестают быть доминирующими в социальном пространстве. Как отмечается, Интернет становится «мощным каналом коммуникации и поставщиком новостей, лишая традиционные СМИ монопольного права на производство и распространение информационных сообщений» [9, с. 143].

В докладе «Национальная программа поддержки и развития чтения» 2007 г., утверждается, что «проблемы чтения в России имеют специфику, порожденную ее переходным состоянием. Возникли и усиливаются факторы, снижающие читательскую активность в массовом масштабе. Эти факторы обусловлены тем, что прежние институциональные структуры, обеспечивавшие массовую распростра-

ненность и престиж чтения в советское время, перестали отвечать изменившимся требованиям, а новые находятся в стадии становления» [7]. За прошедшие годы эти проблемы лишь усугубились, но одновременно произошли процессы определения взаимодействия и взаимовлияния традиционных и новых форм информационно-коммуникативного обмена, в том числе, медиаконтента и медиапотребления.

Соответственно, возможен путь гармоничного соединения в современной культуре традиционных и новых форм меди-апотребления. «Традиционная книжная культура, являясь культурой аналитической и "логоцентричной", т. е. основанной на осмыслении и анализе прочитанного, может и должна быть тем "якорем", который не позволит кораблю цивилизации унестись без руля и ветрил в "океан свободной информации" с его опасными бурями, грозящими перерасти в настоящее цунами» [10, с. 85-86].

Безусловно, среди потребителей традиционной книжной формы - печатной книги - идет процесс овладевания новыми средствами медиапотребления. При этом интерес для исследователя представляет как темп снижения роли печатной книги, так и те новые формы, которые ее замещают. На фоне споров о негативном процессе «ухода книжной культуры ир современного социума, актуальным видится также исследование процессов внедрения элементов книжной культуры, в более широком смысле - культуры текста - в медиа-контент новых медиаканалов.

Прежде всего, следует отметить, что новые электронные технологии продолжают в основе своей использовать текстуальные формы передачи информации. Аудио- и видеоматериалы обрамляются на интернет-сайтах и мессенджерах текстовым описанием, привлекающим пользователя к просмотру или прослушиванию (сами нетекстовые коммуникативные или новостные материалы, как правило, короткие по сравнению с теле- или радиопрограммами). В совокупности контент современных медиа часто называют «гипертекстуальным», что указывает на первичность текста как исходного переносчика информационно-коммуникационной связи. Иными словами, как отмечают Д.В. Дунас, А.В. Толоконникова и Т.С. Че-ревко, «мультимедиа отражают многообразие предметно-чувственного мира посредством медиатекста» [1, с. 32-33].

Также социологические исследования показывают падение интереса потреби-

теля медиа не только к печатной книге и печатным СМИ, но и снижение времени просмотра телевизионных новостных и аналитических передач, а также их роли как источника новостной информации. В 2008 г., по данным исследования компании «TSN Россия», был отмечен пик доли телевидения в медиапотреблении (44% от общего) [6, с. 64], после чего началось падение. Как отмечает А.А. Комарова, с 2013 по 2017 г. «телесмотрение продолжало падать, и за 5 лет падение составило 3%» [4, с. 165]. Роль радио сводится в последнее время к трансляции музыкальных передач, а новостная информация нередко полностью отсутствует или предлагается в виде коротких сводок в начале часа.

Таким образом, можно предполагать, что человек книжной культуры, воспитанный на традиционной «гуттенберговской» парадигме восприятия информации, имеет возможность потреблять не только текстуальную информацию, хотя и в экранной, а не печатной форме, но и выступать как потребитель, чье мнение и привычки учитываются современными статистическими электронными ресурсами, влияя на форму подачи информации современными техническими средствами.

Последние исследования в области медиапотребления показывают, что значимыми, как для потребителей, так и для авторов современных медиаканалов, таких как мессенджеры, ЖЖ, социальные сети ВК и «Одноклассники», становится не агрессивно-привлекающая информация, но информация, переработанная по правилам «книжной культуры»; происходит «актуализация критериев "авторства" и "качества, как показателя самостоятельности и состоятельности текста"» [8, с. 326]. Новостная информация именно в этом аспекте позитивных качественных перемен, безусловно, оказывается наиболее востребованной, поскольку ее изначально берут из традиционных СМИ-агре-гаторов и официальных информационных медиаканалов. следовательно, ее привлекательность для потребителя определяется способностью вовлечь в работу над первичным текстом - аналитическую или интертекстуальную. Таким образом, именно практики традиционного книжного чтения оказываются востребованными для создания доверия к новым медиаресурсам.

Особенно значимыми, на наш взгляд, оказываются аналитические возможности медиагипертекста в условиях происходящих в обществе вызовов, связанных с угрожающими социальными, политиче-

скими и иными изменениями. События, связанные с глобальным распространением COVID-19 и мероприятиями по снижению угрозы массовых заболеваний, были встречены в обществе неоднозначно, что, безусловно, повысило потребность в независимой новостной информации, в том числе, аналитической. Также неоднозначно российское общество восприняло начало специальной военной операции на Украине, причем, можно говорить о настоящем идеологическом расколе по признаку одобрения/неодобрения решения правительства.

При этом, опираясь на опыт традиционной культуры печатного слова, можно утверждать, что аналитический потенциал этой культуры позволяет потребителю более адекватно воспринимать тревожные вызовы, а новые медиаканалы могут способствовать тому, чтобы это адекватное, в меньшей степени реактивно-эмоциональное восприятие получало большее распространение и имело больший коммуникативный эффект. Изучение медиапо-требления поклонников книжного мира, следовательно, может, с одной стороны, быть показательным для гармоничного внедрения новых медиаканалов в среду приверженцев традиционного «текстуального» информационно-коммуникационного обмена, с другой стороны, - определить роль текста, как базисного передатчика гипертекстуального контента современных медиаканалов.

Настоящее исследование имело целью изучение спектра медиапотребления посетителей Санкт-Петербургского международного книжного салона, проведенного в мае 2022 года. Салон 2021 г. проходил в удаленной форме в сети Интернет, посетители салона 2022 г. показали себя в качестве преданных любителей культуры книги и - в этом качестве - показательной для целей настоящего исследователя аудиторией.

В ходе исследования респондентам было предложено заполнить анкету из 16 пунктов: п. 1 выявлял социальный портрет респондентов, их гендерную, возрастную, образовательную, профессиональную идентификацию; п. 2, 3, 9, 10 определяли личные предпочтения респондентов в отношении медиаконтента; п. 4-8, 11 имели отношение к предпочтениям в отношении медиаканалов; последние два пункта выявляли изменения медиапотребления посетителей книжного салона в период значительного изменения политического и общественного климата в Российской

см со

О

Федерации, связанного с недавними глобальными вызовами.

В настоящем исследовании не рассматривался вопрос содержания медиакон-тента, поскольку основными целями было исследовать изменение медиапотребления в отношении медиаканалов и их жанровой тематики. Изначально предполагалось, что современные события изменили меди-апотребление респондентов, актуализировав для них новые источники новостной информации, в первую очередь, посредством современных медиаканалов.

В ходе анкетирования 103 посетителей Санкт-Петербургского международного книжного салона - 2022 был составлен следующий портрт медиапотребителя:

- возрастная структура: до 20 лет -23%; 23-35 лет - 27%; 36-45 лет - 16%; 4060 лет - 26%; свыше 60 лет - 8%. В целом можно говорить, что респонденты были разбиты по возрастной шкале довольно равномерно;

- 80% респондентов женщины, 20% -мужчины. Женская аудитория проявляет больший интерес к событиям книжного мира, и данная тенденция заметна на всех последних книжных салонах;

- образовательный ценз респондентов распределился следующим образом: 68% имеет высшее образование; 15% - среднее, 14% - незаконченное среднее образование (ученики школ и лицеев); 8% респондентов выбрали пункт «прочее». Полученные данные вполне предсказуемы и являются показателем того, что новинками книжного мира в его традиционной форме в основном интересуются высокообразованные люди;

- по роду занятий было выявлено следующее распределение: пенсионеры - 11%; офисные работники - 20%; студенты - 29%; учащиеся - 11%; прочие - 29%. Данное распределение показало наибольший интерес к книжному салону у студентов и учащихся.

На момент опроса респонденты показали наибольший интерес к новостным жанрам - 69%, что, несомненно, можно отнести на счет быстро меняющейся и потенциально опасной политической международной ситуации. Также повышенный интерес вызвали обзоры событий - 47% аналитика - 36% и репортажи - 34%. Развлекательные и коммуникативные медиаресурсы у посетителей международного книжного салона оказались не слишком популярны: сериалы отметили как наиболее интересные для себя 39% анкетированных, общение в социальных сетях - 38%.

По пункту «Какими медиаканалами пользуются респонденты» были определены наиболее популярные каналы по пятибалльной шкале. Самым популярным каналом получения информации является Интернет, который получил 426 баллов по результатам обработки 104 анкет. Далее респонденты отметили книги - 383 балла, социальные сети - 341 балл и мессендже-ры - 321 балл. Традиционные источники информации XX в. - пресса, телевидение и радио оказались наименее популярными: 197 баллов - журналы, 192 - телевидение, 171 - газеты и 167 - радио. Таким образом, книга остается одним из основных медиа-каналов посетителя книжного салона.

Анализ спада интереса к традиционным печатным СМИ, телевидению и радио показал следующие результаты: 58% анкетируемых вовсе не смотрят телевизор; 16% смотрят его каждый день, т. е. регулярно; 14% показали, что включают телевизор менее раза в неделю; 12% - более одного раза в неделю. Можно отметить, что посетители книжного салона в целом исключают телевидение из числа значимых ресурсов своего медиапотребления.

Схожая картина наблюдается в отношении другого, ранее исключительно значимого СМИ - газеты. Так, 48% респондентов ответили, что не читают газеты вовсе, при этом 63% читают их в электронном виде в сети Интернет, и лишь 2% выписывают газеты. Иногда читают газеты 42% посетителей книжного салона, а постоянно читают газеты лишь 10%. Также 8% выписывают журнал или журналы, по 9% покупают печатные СМИ или берут одну или несколько бесплатных газет.

Опрос показал также снижение интереса и диверсификацию потребления такого вида медиаресурса, как радио: 47% респондентов сообщили, что не слушают радио, 42% слушают радио по преимуществу в машине, лишь 8% посетителей книжного салона слушают радио дома.

Соответственно упадку интереса и использования традиционных медиа следует ожидать повышения уровня потребления новых видов медиа, что и выявил опрос. Подавляющее число респондентов (84%) используют для личных целей поиска и потребления информации Интернет более часа в день.

Если говорить о формах медиапотре-бления в собственно Интернете, то по пятибалльной системе 383 баллов набрали поисковые системы, 364 балла - интернет-сайты, 348 - социальные сети, 335 - мессенджеры. Можно отметить, что

практически все технические средства Интернета используются посетителями книжного салона в почти равной степени. Несколько менее популярна форма подка-ста, которая получила 201 балл.

Таким образом, можно представить портрет медиапотребления и наиболее используемых медиаканалов посетителя книжного салона, т. е. человека, сохраняющего интерес в традиционной печатной книге. Это высокообразованный человек или учащийся, активный пользователь Интернета и его информационных ресурсов. При этом традиционные в ХХ в. новостные медиаканалы - телевидение, печатные СМИ и радио - определенно замещены в его медиапотреблении современными новостными ресурсами. Также можно отметить, что коммуникационные возможности современных медиа не являются в его медиапотреблении доминирующими, уступая как новостным, так и традиционной печатной книге.

Последним разделом исследования было выяснение интересующего респондентов медиаконтента и динамики значимости медиаканалов с марта по май 2022 г., когда в стране началась спецоперация, серьезно поменявшая статус новостной информации и общий информационный социальный фон.

Опрос показал, что посетителей Санкт-Петербургского международного книжного салона - 2022 более всего интересует культурная и познавательная информация (390 баллов по пятибалльной шкале); 350 респондентов - поиск информации; 332 человека - новости, 318 - коммуникация и личное общение; 266 - развлечения; 238 - товары и скидки; 229 -справки; 92 - другое.

По пункту опроса, определяющего увеличение значимости информационных каналов за период март - май 2022 г. респонденты показали следующую динамику: для 62% увеличилось значение социальных сетей; для 55% - интернет-мессендже-ров (WhatsUpp, Telegram и пр.); для 48% -интернет-сайтов. При этом 25% показали увеличение значения и традиционных ме-диаканалов: телевидения, 19% - печатных СМИ, 9% - радиовещания.

В целом можно отметить общее увеличение значимости медиаресурсов по всем медиаканалам согласно исходному использованию медиапотребителем, т. е. те респонденты, для кого основным источником новостной информации были интернет-ресурсы, показали увеличение значения этого источника новостной инфор-

мации, а приверженцы традиционного телевидения или печатных СМИ показали увеличение значения привычного для них медиаресурса.

Более детализированное исследование вопроса о динамике медиапотребления респондентов за последние месяцы показало следующие результаты:

- 48 респондентов увеличило количество использования мессенджеров, 13 -уменьшило этот показатель;

- 30 человек стали больше читать новостей в Интернете, 11 - читать меньше новостей;

- 28 человек увеличили количество посещения социальных сетей, 16 - уменьшили;

- 16 человек увеличили время просмотра телевизионных передач; 45 - уменьшили это время;

- 11 человек стали больше читать печатные СМИ, 16 - читать печатные СМИ меньше;

- 7 респондентов указали, что стали больше слушать радио, 32 - наоборот, меньше.

Таким образом, динамика медиапотре-бления посетителей книжного салона показала увеличение значения самых современных медиаканалов, какими являются интернет-мессенджеры, социальные сети и новостные сайты.

Одновременно можно обнаружить значительное снижение значения традиционных печатных СМИ, телевидения и радио как источников получения оперативной новостной информации практически во всех группах респондентов, за исключением тех, кто ранее не пользовался или меньше пользовался современными интернет-медиаканалами. Вместе с тем печатные СМИ показали самую низкую отрицательную динамику, что можно объяснить приверженностью респондентов к традиционной книжной культуре.

Обобщая результаты проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.

Посетители Санкт-Петербургского международного книжного салона - 2022:

- преимущественно женщины, обладают высоким образовательным статусом, являются учащимися средних и высших учебных заведений или офисными работниками;

- имеют высокие навыки в области современных медиаресурсов, активно используют новые, появляющиеся в ходе развития информационных технологий, в своем медиапотреблении;

- больше интересуются культурным, образовательным и новостным медиакон-тентом, меньше - коммуникационными и развлекательными возможностями современных медиаресурсов и медиаканалов;

- в период изменения социальной и политической ситуации, связанной с глобальными вызовами современности, показали возросший интерес к новостной информации по всем каналам, включая традиционные;

- спектр использования медиаканалов в целом показывает увеличение значения наиболее современных и резкий спад зна-

чения традиционных печатных, а также телевидения и радио, которые оказались не в состоянии отражать быстро меняющуюся новостную информацию;

- современная социополитическая ситуация, характеризующаяся «информационным взрывом», поляризацией общественного мнения и политическими ограничениями, показывает возрастание значения в медиапотреблении респондентов информационно-коммуникативных ресурсов, позволяющих восполнить нехватку объективной и субъективной оценки и анализа в новостных каналах.

Список литературы:

[1] Дунас Д.В., Толоконникова А.В., Черевко Т.С. Актуальные концептуальные подходы к рассмотрению процесса медиапотребления онлайн-новостей молодежью // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2017, № 5. - С. 30-50.

[2] Ильмухин В.Н. Современные практики медиапотребления: методологический аспект изучения // Вестник АГУ. - 2015, вып. 2 (158). - С. 132-138.

[3] Коломиец В.П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе // Социологические исследования. - 2010, № 1. - С. 58-66.

[4] Комарова А.А. Основные тенденции медиапотребления в России в условиях динамически меняющейся реальности // Вестник университета (ГУУ). Социальные технологии и процессы. - 2018, № 5.- С. 162-166.

[5] Лизутина И.В. Современное медиапотребление: модификации сущностных характеристик // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2016, № 10 (72). - С. 120-124.

[6] Лизунова И.В. Чтение в структуре современного медиапотребления // Библиосфера. - 2012, № 5. -С. 62-66.

[7] Национальная программа поддержки и развития чтения // Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества. - М., 2007-2011. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.mcbs.ru/files/File/ nats_programma_podderzhki_chteniya.pdf

[8] Солдаткина Я.В. Проблемы сегментации контента в СМИ и новые возможности мобильных мессен-джеров // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. Т. 23. - 2018, № 3. - С. 323-330.

[9] Толоконникова А.В., Черевко Т.С. Потребление новостной информации в Интернете студентами МГУ им. М.В. Ломоносова // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2016, № 4.- С. 142-162.

[10] Шамрай А.Г. Информационные аспекты управления региональным книгоориентированным социальным проектом / Дисс. ... канд. политол. наук. - СПб., 2021. - 231 с.

см со

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.