Научная статья на тему 'Распределение коммуникативной инициативы в процессе диалога в политических ток-шоу'

Распределение коммуникативной инициативы в процессе диалога в политических ток-шоу Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
389
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ ИНИЦИАТИВА / КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИСКУРС / КОММУНИКАНТ / ДИАЛОГ / COMMUNICATIVE INITIATIVE / COMMUNICATIVE ACTIVITY / DISCOURSE / COMMUNICANT / DIALOGUE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Яковлева Елена Павловна

Статья посвящена феномену коммуникативной инициативы. В работе представлена характеристика категорий коммуникативной инициативы, к которым относятся: преобладание предписывающих ходов, мена коммуникативных ролей, нормы общения, а также способы и пути развития темы. Описаны механизмы и базовые признаки инициативы в общении; выявлены причины и факторы, обусловливающие ее проявление и эффективное распределение; описаны коммуникативные средства реализации инициативы на материале политического дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the phenomenon of communicative initiative and presents the characteristics of the categories of communicative initiative, which include: the predominance of prescriptive moves, the change of communicative roles, norms of communication, as well as ways and means of development of the topic. The described mechanism and basic characteristics of the initiative in the communication; identifying causes and factors contributing to its manifestation and efficient distribution; the description of communication and the implementation of the initiative are regarded on the material of political discourse.

Текст научной работы на тему «Распределение коммуникативной инициативы в процессе диалога в политических ток-шоу»

Яковлева Елена Павловна

старший преподаватель кафедры лингвистики ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 81:1

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ИНИЦИАТИВЫ В ПРОЦЕССЕ ДИАЛОГА В ПОЛИТИЧЕСКИХ ТОК-ШОУ

DISTRIBUTION OF COMMUNICATIVE INITIATIVE IN THE PROCESS OF DIALOGUE IN POLITICAL TALK SHOWS

Статья посвящена феномену коммуникативной инициативы. В работе представлена характеристика категорий коммуникативной инициативы, к которым относятся: преобладание предписывающих ходов, мена коммуникативных ролей, нормы общения, а также способы и пути развития темы. Описаны механизмы и базовые признаки инициативы в общении; выявлены причины и факторы, обусловливающие ее проявление и эффективное распределение; описаны коммуникативные средства реализации инициативы на материале политического дискурса.

Ключевые слова: коммуникативная инициатива, коммуникативная деятельность, дискурс, коммуникант, диалог.

The article is devoted to the phenomenon of communicative initiative and presents the characteristics of the categories of communicative initiative, which include: the predominance of prescriptive moves, the change of communicative roles, norms of communication, as well as ways and means of development of the topic. The described mechanism and basic characteristics of the initiative in the communication; identifying causes and factors contributing to its manifestation and efficient distribution; the description of communication and the implementation of the initiative are regarded on the material of political discourse.

Key words: communicative initiative, communicative activity, discourse, communicant, dialogue.

Статья посвящена вопросу распределения коммуникативной инициативы в диалоге в политических ток-шоу. Понятие коммуникативной инициативы используются в лингвистике для характеристики «дискурсивного взаимодействия личностей и их стратегий в конкретном коммуникативном эпизоде» (М.Л. Макаров) и означает «ведущую роль в коммуникативной деятельности на определенном этапе диалога» [9, с. 213]. По мнению М.Л. Макарова, владение коммуникативной инициативой определяется рядом переменных, к которым он относит преобладание предписывающих ходов, мену коммуникативных ролей, нормы общения, а также способы и пути развития темы. Категория «коммуникативная инициатива» характеризует прежде всего само дискурсивное взаимодействие личностей и их стратегий в

конкретном коммуникативном эпизоде, где участники общения и сам дискурс -это одна единая сущность. Политический дискурс отражает борьбу за власть. Это определяет особенности коммуникативных действий, основой которых является стремление воздействовать на интеллектуальную, волевую и эмоциональную сферу адресата. Участники политических ток-шоу, вступая в общение, начинают его с разными установками, целями, эмоциями, наличие общих элементов неизбежно и даже обязательно для того, чтобы коммуникативный акт вообще состоялся. Речевое взаимодействие и его ход характеризуются разной степенью участия коммуникантов, их вовлечённости в общение, неодинаковой заинтересованностью: кто-то владеет коммуникативной инициативой, что и определяет и предписывает пути развития диалога. Это характерно как для кооперативных диалогов, так и для конфликтов, в которых особенно наглядно протекает борьба за коммуникативную инициативу, за право подчинить диалог своим целям, пусть даже в ущерб другим участникам ток-шоу.

Обычно в ходе ток-шоу роли коммуникантов постоянно меняются: каждый попеременно выступает то в роли слушающего, то в роли говорящего, что обусловлено природной диалогичностью речи. Н.А. Ананьева отмечает невозможность полного программирования хода интервью ведущим, поскольку часть вопросов неизбежно возникает в ходе разговора. Тем не менее «режиссером» беседы исследователь называет журналиста, поскольку именно ему принадлежит «большая активность в ведении беседы» [2, с. 17].

Авторы выделяют 10 черт, присутствующих во всех разговорных диалогах:

1. говорящий и слушающий меняются ролями один раз;

2. говорит один участник;

3. одновременное участие нескольких участников;

4. передача инициативы без пауз и наложений высказываний;

5. очередность в разговоре не определена заранее;

6. протяженность одной партии варьируется;

7. не определены очередность, длительность, и количество коммуникативных ходов;

8. перераспределение инициативы с помощью специальных техник;

9. существуют специальные единицы для организации очередности;

10. имеется механизм исправления ошибок.

В англоязычных ток-шоу выявлены несколько базовых средств для организации очередности - стратегические вопросы и сигналы «перехвата инициативы». Подобные средства используются и в русскоязычных ток-шоу.

Коммуникативная инициатива связана с таким понятием, как роли. Роли -это нормативно одобряемые образцы поведения, ожидаемые партнерами друг от друга [9, с. 213]. В процессе диалога собеседники меняются ролями, происходит переход ведущего в роль ведомого и наоборот. Мена ролей осуществляется естественным образом, специальными усилиями одного из коммуникантов либо при участии ведущего. Если диалог строится бесконфликтно, то коммуниканты не перебивают друг друга, не сваливают инициативу друг на друга, и не берут ее силой. В таком случае диалог строится из последовательности циклов: вопрос - ответ, сообщение - реакция на сообщение. Нормой также считается диалог, в котором инициатива постоянно принадлежит одному из коммуникантов, который является ведущим. Второй, ведомый может спрашивать, уточнять, но реально не влияет на перераспределение инициативы. Владение инициативой это открытое взятие на себя управление процессом общения. Таким образом, владеть инициативой -значит реально пользоваться своим правом и возможностью запускать события и управлять ими [там же, с. 212-215].

Очень важны для определения динамики коммуникативной инициативы способы и пути развития темы. Отношение разных участников ток-шоу к обсуждаемой теме часто не совпадает: что важно и крайне интересно одному коммуниканту, неохотно обсуждается другим или вообще вызывает негативные реакции. Наличие разного прагматического статуса у разных тем обуславливает стремление некоторых участников ток-шоу к развёрнутому обсуждению одних, интересных лишь им тем и свёртыванию других, для них менее интересных, в то время как остальные коммуниканты могут иметь прямо противоположные установки и стремиться к рассмотрению тем, более интересных им. Борьба за наиболее выгодную тему говорящего, обладающую в его глазах более высоким прагматическим статусом, - один из важнейших компонентов коммуникативной инициативы.

В структуре диалога существуют реплики, которые имеют специальную функцию - осуществлять воздействие на ход диалога.

Они могут:

• сигнализировать партнеру о передаче инициативы: «Каково ваше мнение по этому вопросу?», «А что вы думаете по этому поводу?»;

• выражать нежелание говорить на определенные темы «Мне бы не хотелось...», «Давайте не будем об этом»;

• выражать несогласие с партнером: «Я с вами не согласен», «Тут можно поспорить», «Вынужден с вами не согласиться».

Определенные коммуникативные ходы либо способствуют, либо препятствуют контролю над инициативой. В процессе диалога возможен переход инициативы по воле ведущего:

• ведущий претендует на статус ведомого и передает инициативу «Скажите и вы что-нибудь..», « А как по вашему?»;

• навязывание инициативы «Может, вы скажете что-нибудь?»;

• уклонение от инициативы « Не желаю больше говорить», «Какая тебе разница?».

Переход инициативы по воле ведомого характеризуется такими явлениями:

• заявление о праве говорить «У меня тоже есть, что сказать на эту тему»;

• перебивание;

• выражение недовольства инициативой ведущего «То, что вы говорите, скучно, глупо, неуместно».

Ведомый может поощрять ведущего по средствам минимальных реплик -«Да-да», «Подробнее», «Правильно», «Понимаю».

Особым случаем контроля инициативы следует считать завершение диалога. Можно выделить 3 типа коммуникативных ходов для одностороннего завершения разговора: прямые, косвенные, и вспомогательные.

Прямые - сообщения о завершении разговора: «Это все, что я хотел сказать», «Больше говорить не о чем», «Давай закончим этот разговор».

Косвенные - уклонение от участия в разговоре, т.е. молчание, когда говорящий предлагает взять инициативу. В английском языке выделяют специальные вербальные стимулы, предшествующие завершению <^е11...», «Ок...», «$о...». В русском языке эту функцию выполняют «Ну и ...», «Понятно...», «Ладно...».

К вспомогательным ходам, подталкивающим к завершению разговора, можно отнести изменение темы и переключение ведущим внимания на другого собеседника. Эти ходы достаточно часто используются ведущими ток-шоу.

В совокупности выявленные коммуникативные ходы и тактики представляют одну из речевых стратегий диалогического типа - стратегию контроля над распределением инициативы в диалоге.

Следует понимать, что в зависимости от интенций говорящего, та или иная вспомогательная стратегия может выступать в роли основной, а основная - в роли вспомогательной, то есть стратегии и тактики могут меняться местами сообразно с интенциями субъекта речевых действий.

Также необходимо принять во внимание возможности наложения стратегий и тактик друг на друга, их контаминацию и взаимовключаемость. В

связи с этим при практическом анализе той или иной коммуникации часто могут возникнуть сложности с однозначной типологизацией стратегий и тактик того или иного коммуниканта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы: Заметки социолога [Текст] / Л.Я. Аверьянов. - М. : Моск. рабочий, 1987. - 223 с.

2. Ананьева Н.А. Оценочность диалогического единства в тексте газетного и журнального интервью [Текст] / Н.А. Ананьева. - М., 1986. - 29 с.

3. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека [Текст] / Н.Д. Арутюнова. - 2-е изд., испр. - М. : Языки русской культуры, 1999. - 896 с.

4. Атватер И. Я Вас слушаю. (Советы руководителю, как правильно слушать собеседника) [Текст] / И. Атватер. - 2-е изд. - М. : Экономика, 1988. - 110 с.

5. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью [Текст] : учебно-методическое пособие / С.А. Белановский. - М. : Наука, 1993. - 352 с.

6. Богданов В.В. Коммуникативная компетенция и коммуникативное лидерство [Текст] / В.В. Богданов // Язык, дискурс и личность. - Тверь, 1990. - С. 26-31.

7. Девкин В.Д. Немецкая разговорная речь: Синтаксис и лексика [Текст] / В.Д. Девкин. - М. : Международные отношения, 1979. - 256 с.

8. Зосимова Л.П. Основные коммуникативные характеристики диалога между врачом и пациентом [Текст] / Л.П. Зосимова. - М. : МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. - 24 с.

9. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О.С. Иссерс. - 4-е изд., стереотип. - М. : КомКнига, 2006. - 288 с.

10. Квале С. Исследовательское интервью [Текст] / С. Квале. - М. : Смысл, 2003. - 301 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.