Научная статья на тему 'Распределение информации в тексте в аспекте экспериментального подхода'

Распределение информации в тексте в аспекте экспериментального подхода Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
359
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТ / МИКРОТЕМА / СЕМАНТИЧЕСКОЕ КАРТИРОВАНИЕ / ЭКСПЕРИМЕНТ / АБЗАЦ / TEXT / MICROTHEME / SEMANTIC CHARTING / EXPERIMENT / PARAGRAPH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ичкинеева Д.А.

Целью исследования являлась локализация наиболее информативных участков текста в процессе его восприятия относительно его структурной организации. В качестве единицы структурной организации текста рассматривался абзац. Локализация наиболее информативных участков текста производилась при помощи комплексной исследовательской программы, которая включала в себя проведение психолингвистического эксперимента, в ходе которого информанты-филологи формулировали микротемы текста и к каждой микротеме выписывали слова, представляющие ее в тексте. Данные, полученные в результате психолингвистического эксперимента обрабатывались при помощи программного средства «Автоматизированный анализ смысловой структуры текста», которое позволяет идентифицировать микротемы в любом отрывке текста. В качестве материала использовался текст А. С. Пушкина «Станционный смотритель». В результате комплексного исследования с применением автоматизированных средств обработки данных было установлено, что распределение информации текста в ходе аналитической деятельности происходит по универсальному закону формообразования (золотому сечению), что свидетельствует о влиянии структурной организации текста на процесс его восприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Distribution of information in the text in the aspect of the experimental approach

The purpose of the study was to localize the most informative parts of the text in the process of its perception with respect to its structural organization. A paragraph was regarded as a unit of structural organization of the text. Localization of the most informative parts of the text was carried out with the help of a complex research program that included a psycholinguistic experiment in which participants-philologists formulated microthemes of the text and wrote out words that represented each microtheme in the text. The data obtained as a result of the psycholinguistic experiment was processed using the software “Automated analysis of the semantic structure of the text”. The material used for the study was “Stantsionny smotritel” by A. S. Pushkin. As a result of a complex research using automated data processing tools, it was found that the distribution of information of the text in the course of analytical activity occurs according to the universal law of formation (golden section), which indicates the influence of the structural organization of the text on the process of its perception.

Текст научной работы на тему «Распределение информации в тексте в аспекте экспериментального подхода»

УДК 81-13

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТЕ В АСПЕКТЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПОДХОДА

© Д. А. Ичкинеева

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди,32.

Email: dilaraichkineeva@gmail. com

Целью исследования являлась локализация наиболее информативных участков текста в процессе его восприятия относительно его структурной организации. В качестве единицы структурной организации текста рассматривался абзац. Локализация наиболее информативных участков текста производилась при помощи комплексной исследовательской программы, которая включала в себя проведение психолингвистического эксперимента, в ходе которого информанты-филологи формулировали микротемы текста и к каждой микротеме выписывали слова, представляющие ее в тексте. Данные, полученные в результате психолингвистического эксперимента обрабатывались при помощи программного средства «Автоматизированный анализ смысловой структуры текста», которое позволяет идентифицировать микротемы в любом отрывке текста. В качестве материала использовался текст А. С. Пушкина «Станционный смотритель». В результате комплексного исследования с применением автоматизированных средств обработки данных было установлено, что распределение информации текста в ходе аналитической деятельности происходит по универсальному закону формообразования (золотому сечению), что свидетельствует о влиянии структурной организации текста на процесс его восприятия.

Ключевые слова: текст, микротема,

Распределение информации в тексте часто становится объектом когнитивных и прагмалингви-стических исследований [5, 13, 16]. С позиций когнитивного подхода в лингвистике в основе проблемы распределения информации в тексте лежит представление информации как знаний, репрезентируемых и передаваемых языковыми формами в коммуникации [12, с. 36]. Распределение информации в тексте обусловливают такие познавательные процессы, как восприятие и понимание [5].

По мнению В. Н. Новодрановой, в основе распределения информации в тексте лежат универсальные ментальные операции по обработке информации человеком и усвоению знаний. При этом адресат подвергает текст структурному (разбивает текст на части), функциональному (устанавливает отношения взаимодействия между частями текста) и динамическому анализу (выявляет выделенные части текста на том или ином этапе его развития) [16, с. 194]. Текст при этом рассматривается как структурированное взаимодействие выделенных в нем частей [16]. Таким образом, в контексте выявления способов усвоения информации необходимо обращение к категории членимости текста. Проблема членимости тематического пространства текста связана с аналитической (в прямом смысле слова) деятельностью мышления. Полагаем, универсальным методом, позволяющим проследить распределение информации в процессе его дискретизации, является семантическое картирование текста [3, 7]. Метод семантического картирования позволяет осуществлять квантитативное моделирование семантической организации текста. Данные для семантического картирования текста были получены в результате психолингвистического экспери-

семантическое картирование, эксперимент, абзац.

мента. В ходе психолингвистического эксперимента перед информантами ставились задачи: 1) прочитать текст, определить его тему; 2) выделить микротемы текста и назвать их; 3) к каждой микротеме выписать слова, представляющие ее в тексте; 4) подчеркнуть в тексте слова, наиболее значимые для его понимания (ключевые слова). Количество групп и слов в группах полагалось произвольным. В качестве материала в данном исследовании использовался текст А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Время проведения эксперимента не ограничивалось. Реципиентами выступили студенты-филологи 4 курса. Информантам в группе предоставлялся один текст, с которым они работали индивидуально. Таким образом, информанты-филологи работали с текстом, предложенным исследователем, определяя в нем тему и микротемы, каждая из которых затем выступала наименованием лексико-семантической группы составляющих ее лексем, т.е. после того, как информант выделил микротемы, производилось распределение слов данного текста по найденным группам (количество слов, которые реципиент использует в данном процессе, произвольно). Выбор студентов-филологов в качестве информантов не случаен, т. к. данный эксперимент принципиально отличается от многих других тем, что реципиенты должны иметь навыки анализа текста и применять их при выполнении задания [2, с. 65]. Реакции, полученные в результате проведения эксперимента, рассматривались в качестве интерпретации текста. Реципиенты в ходе эксперимента включались в «аналитическую исследовательскую деятельность, направленную на структурирование содержательно-смыслового пространства текста» [2]. Выполняя задания экспери-

мента, они выстраивают определенную иерархию тематического пространства текста, соотнося микротемы с темой (высший уровень), другими микротемами (средний уровень) и составляющими эту микротему словами (поверхностный уровень). Таким образом, в каждой реакции содержится сформулированная информантом тема текста и список микротем (названия микротем также формулируются информантами). Каждая из микротем представляет собой принцип объединения лексико-семантической группы.

Метод семантического картирования текста позволяет эксплицировать семантические связи между всеми лексемами текста и представить его тематическое пространство как связное и иерархическое целое. В то же время метод имеет и другое приложение. Выделение информантом микротем демонстрирует степень членения им тематического пространства текста. Так, выполняя одно и то же задание с одним и тем же текстом, один испытуемый выделяет две микротемы, другой - десять микротем, т.е. один информант членит тематическое пространство на две части (субцельности), другой - на десять частей (субцельностей). Таким образом, метод семантического картирования позволяет выявить максимальное количество возможных сценариев распределения информации теста в результате его восприятия.

Для того, чтобы выявить локализацию наиболее значимой информации в тексте была использована комплексная исследовательская программа, включающая проведение не только семантического картирования текста, но и последующую обработку данных при помощи программного средства «Автоматизированный анализ смысловой структуры текста».

На материале реакций, полученных в результате семантического картирования текста, была составлена база данных всех реакций на текст А. С. Пушкина «Станционный смотритель» (3450 слов), которая представляла собой структурированное описание всех микротем, указанных в реакциях информантов и слов, выписанных к данным микротемам. Всего было получено 30 реакций с общим количество микротем равным 142.

Анализ распределения микротем относительно структурной организации текста осуществлялся при помощи программного средства «Автоматизированный анализ смысловой структуры текста». Данное программное средство позволяет при помощи созданной системы полей (в нашем случае микротем, полученных в результате эксперимента) идентифицировать микротемы в любом отрывке текста. При помощи этой программы можно определить качественно-количественное распределение микротем в определенном фрагменте текста. Программа осуществляет анализ с помощью исходного текста, представленного в виде текстового документа, и базы данных, представленной Ехсе1-

таблицами (базы данных состоят из фиксированного количества микротем, в которые отнесены слова исследуемого текста). В процессе анализа осуществляются следующие действия:

1) Исходный текст сегментируется на фрагменты определенного размера. Размер фрагментов текста определяется в словах. Количество слов задает сам исследователь, то есть сегментация текста на участки происходит после того, как исследователь определил размер фрагмента. В нашем случае текст сегментируется на абзацы (соблюдается авторское членение). Абзац был принят в качестве единицы структурной организации текста, поскольку он признан главным средством членимости текста [1; 4; 8; 14-15]. Так, Г. Н. Акимова утверждает, что использование абзаца (абзацного отступа) способствует (в комбинации с другими экспрессивными формами расчленения) созданию нарочитой фрагментарности, «разорванности» текста [1, с. 153]. По мнению С. Г. Ильенко, при рассмотрении текста как феномена письменной речи, характеризующейся коммуникативной и прагматической направленностью, абзац является композиционно-семантическим единством собственно текстового образца. Главное свойство абзаца - целостность и делимитационность переносятся и на текст [8, с. 374]. При помощи абзаца осуществляется горизонтальное членение структуры текста, при этом границы между абзацами более отчетливы, чем между предложениями: «Границы между абзацами объективно являются более четкими, чем границы между предложениями внутри абзаца; в противном случае членение не помогало бы наглядности и понятности высказывания» [14, с. 48].

2) На выделенных участках устанавливается наличие всех смысловых полей текста (программа последовательно перебирает и сверяет с базой данных слова каждого участка текста).

3) Промежуточные представления наглядно преобразуются в виде таблицы.

Так, первый абзац повести «Станционный смотритель» начинается словами: «Кто не проклинал станционных смотрителей...». В процессе функционирования программное средство «Автоматизированный анализ смысловой структуры текста» в первом выделенном абзаце начинает работать с первым словом, то есть со словом «кто». Программа сверяет эту лексему с системой полей и обнаруживает, что слово «кто» не приписывалось к микротемам в реакциях информантов. Далее программа сверяет с системой полей следующее слово - «проклинал» и находит его в составе микротем в реакциях 12 информантов (макротемы «Кто такой станционный смотритель», «Заботы станционных смотрителей» и т.д.). Таким образом, программа перебирает все слова выделенного фрагмента текста и выводит данные, позволяющие установить количество микротем в составе этого абзаца. Данная процедура анализа позволяет локализовать в

тексте все микротемы. Результат локализации микротем в каждом абзаце текста «Станционный смотритель» представлен в табл.

Таблица распределение микротем относительно абзацного членения текста

Количество слов в реакциях Процентное соотношение

Абз. 1 32 6.4

Абз. 2 15 3

Абз. 3 20 4

Абз. 4 44 8.8

Абз. 5 22 4.4

Абз. 6 12 2.4

Абз. 7 22 4.4

Абз. 8 57 11.4

Абз. 9 13 2.6

Абз. 10 11 2.2

Абз. 11 26 5.2

Абз. 12 43 8.6

Абз. 13 33 6.6

Абз. 14 21 4.2

Абз. 15 9 1.8

Абз. 16 4 0.8

Абз. 17 5 1

Абз. 18 5 1

Абз. 19 3 0.6

Абз. 20 10 2

Абз. 21 33 6.6

Абз. 22 7 1.4

Абз. 23 53 10.6

Примечание: процентное соотношение вычислялось по следующей формуле: общее количество слов во всех микротемах всех реакций / количество слов микротем, встречающихся в данном абзаце.

Анализ данных табл. позволяет сделать вывод о том, что наибольшее количество микротем локализуется в начале текста (4-й и 4-й абзацы, с показателями 6.4 и 8.8 соответственно), в середине текста (12-й абзац) и в конце (последний абзац). Обращает на себя внимание тот факт, что наибольшая концентрация микротем отмечена в восьмом абзаце. Для того, чтобы локализовать микротемы в данном отрезке текста, был проведен позиционный анализ - метод, созданный для изучения пространственно-временной организации текста [2; 10; 15 и др.]. В рамках позиционного анализа для единообразного описания текстов каждому слову присваивается координата в тексте. Процедура проведения позиционного анализа следующая: начало текста принимается за «0», а конец за «1» независимо от

размера текста, что позволяет сопоставлять тексты разных объемов. В ряду от 0 до 1 линейно расположены все языковые элементы текста. За единицу счета принимается словоформа. Чтобы локализовать какой-либо элемент на заданном отрезке (0; 1), нужно разделить порядковый номер искомого элемента на общее количество словоформ в тексте.

В результате проведения позиционного анализа было установлено, что отрезок текста с наибольшей концентрацией микротем находится в промежутке от 0.27 до 0.33, что соответствует показателям пропорции золотого сечения, признанного проявлением структурного и функционального совершенства целого и его частей. Пропорции золотого сечения признаны в качестве основного принципа формообразования [6; 9; 11; 15; 17; 19]. «Золотое сечение - это вид динамической симметрии, предполагающий деление целого на неравные доли. Деление в неравном пропорциональном отношении рассматривается как вид симметрии живого: целое относится к большему как большее относится к меньшему (отношение отражено коэффициентом 0.618)» [6, с. 211]. Таким образом, тот факт, что основная информация текста концентрируется в начале, середине и конце текста, признанными сильными позициями текста [6; 10], а также распределение информации текста в процессе его восприятия по универсальному закону формообразования (золотому сечению) позволяет говорить о влиянии структурной организации текста на процесс его восприятия.

Исследование проводилось при финансовой поддержке РГНФ, проект №15-34-01299.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акимова Г. Н. Новое в синтаксисе современного русского языка. М.: Высш. шк., 1990. 168 с.

2. Белоусов К. И. Текст: пространство, время, темпоритм. Новосибирск: Сибирские огни, 2005. 248 с.

3. Белоусов К. И. Ичкинеева Д. А. Графосемантическое моделирование структурного синтеза тематического пространства текста. Филология и человек. 2011. №1. С. 26-38.

4. Валгина Н. С. Теория текста: учеб. пособие. М.: Логос, 2003. 280 с.

5. Виноградова С. Г. Распределение информации в тексте и перевод: когнитивное осмысление проблемы // Профессиональная коммуникация: культурологические, лингвистические и дидактические аспекты исследования: Тамбов, 2012. С. 274-279.

6. Деев А. Н. Введение в теорию гармонии. Новосибирск. 2001. 295 с.

7. Ичкинеева Д. А. Дискретность как категория текста: теоретико-экспериментальное исследование: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Уфа, 2011. 24 с.

8. Ильенко С. Г. Русистика: Избранные. СПб. : изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. С. 674 с.

9. Ковалев Ф. В. Золотое сечение в живописи. Киев: Выща шк., 1989. 143 с.

10. Корбут А. Ю. Текстосимметрика как раздел общей теории текста : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Барнаул, 2005. 33 с.

11. Коробко В. И. Золотая пропорция: некоторые философ-

ские аспекты гармонии. Орел: изд-во ОрелГТУ, 2000. 204 с. 16.

12. Кубрякова Е. С. О тексте и критериях его определения // Текст. Структура и семантика, М.: СпортАкадем Пресс, 2001. Т. 1. С. 72-81.

13. Лузина Л. Г. Распределение информации в тексте (когнитивный и прагмастилистический аспекты). М.: ИНИОН, 1996. 139 с.

14. Мистрик И. Математико-статистические методы в стилистике Вопросы языкознания. 1952. №3. С. 42-52.

15. Москальчук Г. Г. Структурная организация и самооргани- 19. зация текста. Барнаул: изд-во Алт. ун-та, 1998. 240 с.

Новодранова В. Н. Когнитивные основания распределения информациив научном тексте // Горизонты современной лингвистики: Традиции и новаторство. М.: Языки славянских культур, 2009. 856 с.

Розенов Э. К. Закон золотого сечения в поэзии и музыке. М.: Музыка, 1982. С. 119-157.

Сороко Э. М. Структурная гармония систем. М.: Наука и техника, 1984. 264 с.

Черемисина Н. В. Вопросы эстетики русской художественной речи. Киев: Наукова думка, 1981. 240 с.

Поступила в редакцию 23.02.2017 г.

ISSN 1998-4812

BeciHHK EamKHpcKoro yHHBepcHTeTa. 2017. T. 22. №1

209

DISTRIBUTION OF INFORMATION IN THE TEXT IN THE ASPECT OF THE EXPERIMENTAL APPROACH

© D. A. Ichkineeva

Bashkir State University 32 Zaki Validi Street, 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Email: dilaraichkineeva@gmail. com

The purpose of the study was to localize the most informative parts of the text in the process of its perception with respect to its structural organization. A paragraph was regarded as a unit of structural organization of the text. Localization of the most informative parts of the text was carried out with the help of a complex research program that included a psy-cholinguistic experiment in which participants-philologists formulated microthemes of the text and wrote out words that represented each microtheme in the text. The data obtained as a result of the psycholinguistic experiment was processed using the software "Automated analysis of the semantic structure of the text". The material used for the study was "Stantsionny smotritel" by A. S. Pushkin. As a result of a complex research using automated data processing tools, it was found that the distribution of information of the text in the course of analytical activity occurs according to the universal law of formation (golden section), which indicates the influence of the structural organization of the text on the process of its perception.

Keywords: text, microtheme, semantic charting, experiment, paragraph.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Akimova G. N. Novoe v sintaksise sovremennogo russkogo yazyka [New in syntax of contemporary Russian language]. Moscow: Vyssh. shk., 1990.

2. Belousov K. I. Tekst: prostranstvo, vremya, temporitm [Text: space, time, tempo-rhythm]. Novosibirsk: Sibirskie ogni, 2005.

3. Belousov K. I. Ichkineeva D. A. Grafosemanticheskoe modelirovanie strukturnogo sinteza tematicheskogo prostranstva teksta. Filologiya i chelovek. 2011. No. 1. Pp. 26-38.

4. Valgina N. S. Teoriya teksta: ucheb. posobie [The theory of the text: textbook]. Moscow: Logos, 2003.

5. Vinogradova S. G. Professional'naya kommunikatsiya: kul'turologicheskie, lingvisticheskie i didakticheskie aspekty issledovaniya: Tambov, 2012. Pp. 274-279.

6. Deev A. N. Vvedenie v teoriyu garmonii [Introduction to the theory of harmony]. Novosibirsk. 2001.

7. Ichkineeva D. A. Diskretnost' kak kategoriya teksta: teoretiko-eksperimental'noe issledovanie: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Ufa, 2011.

8. Il'enko S. G. Rusistika: Izbrannye [Russian studies: Selected]. SPb. : izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2003. Pp.

9. Kovalev F. V. Zolotoe sechenie v zhivopisi [The Golden ratio in painting]. Kiev: Vyshcha shk., 1989.

10. Korbut A. Yu. Tekstosimmetrika kak razdel obshchei teorii teksta : avtoref. dis. ... d-ra filol. nauk. Barnaul, 2005.

11. Korobko V. I. Zolotaya proportsiya: nekotorye filosofskie aspekty garmonii [The Golden ratio: some philosophical aspects of harmony]. Orel: izd-vo OrelGTU, 2000.

12. Kubryakova E. S. Tekst. Struktura i semantika, Moscow: SportAkadem Press, 2001. Vol. 1. Pp. 72-81.

13. Luzina L. G. Raspredelenie informatsii v tekste (kognitivnyi i pragmastilisticheskii aspekty) [The distribution of information in the text (cognitive and pragmatic-stylistic aspects)]. Moscow: INION, 1996.

14. Mistrik I. Matematiko-statisticheskie metody v stilistike Voprosy yazykoznaniya. 1952. No. 3. Pp. 42-52.

15. Moskal'chuk G. G. Strukturnaya organizatsiya i samoorganizatsiya teksta [Structural organization and self-organization of the text]. Barnaul: izd-vo Alt. un-ta, 1998.

16. Novodranova V. N. Gorizonty sovremennoi lingvistiki: Traditsii i novatorstvo. Moscow: Yazyki slavyanskikh kul'tur, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Rozenov E. K. Zakon zolotogo secheniya v poezii i muzyke [The rule of the Golden section in poetry and music]. Moscow: Muzyka, 1982. Pp. 119-157.

18. Soroko E. M. Strukturnaya garmoniya system [Structural harmony of systems]. Moscow: Nauka i tekhnika, 1984.

19. Cheremisina N. V. Voprosy estetiki russkoi khudozhestvennoi rechi [The questions of aesthetics of the Russian art-expressive speech]. Kiev: Naukova dumka, 1981.

Received 23.02.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.