Научная статья на тему 'Распределение дохода от реализации военной техники на основе теории компенсационных отношений'

Распределение дохода от реализации военной техники на основе теории компенсационных отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Распределение дохода от реализации военной техники на основе теории компенсационных отношений»

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ КОМПЕНСАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ

А.Л. САБИНИНА, кандидат технических наук, доцент кафедры «Финансы и менеджмент» Тульского государственного университета

7,6(№12)

10,39(№12)

Предприятия Тульской обл. производят около 2,5% продукции оборонного назначения от общего объема производства в нашей стране. Одной из отличительных особенностей оборонных предприятий Тульского региона является присутствие в нем всех видов предприятий — участников кооперационных цепочек по производству вооружений и военной техники. Так, например, предприятиями-разработчиками являются ФГУП «Конструкторское бюро приборостроения» (ФГУП «КБП»), НИИ «Стрела», ФГУП «ГНПП «Сплав», предприятиями-производителями являются ОАО «Тульский оружейный завод» (ОАО «ТОЗ»), ОАО «АК «Туламашзавод», ОАО «Тульский патронный завод», ОАО «Тулаточмаш» и т.д. Причем, головными предприятиями, замыкающими кооперационные цепочки по производству вооружений и военной техники, могут являться в определенных случаях любые из указанных оборонных предприятий, так как даже разработчики обзавелись в последнее время некоторой производственной базой.

Исследование объемов и структуры финансовых поступлений от реализации военной техники на оборонных предприятиях Тульской обл. проводилось на основе процесса производства противотанковой управляемой ракеты (ПТУР) 9М113М комплекса «Конкурс — М». Разработчиком изделия 9М113М является ФГУП «КБП», г. Тула. Головным предприятием, замыкающим производственную цепочку, является ОАО «ТОЗ», г. Тула. ПТУР 9М113М комп-

лекса «Конкурс — М» состоит из 14-ти основных узлов, которые производятся 12-ю различными предприятиями. Три узла, корпусные детали и сборка производятся на ОАО «ТОЗ», 11 узлов производятся 11 -ю предприятиями-участниками кооперационной цепочки. Себестоимость этих 11-ти узлов составляет 47,04% от общей себестоимости изделия. Себестоимость узлов, деталей и работ по сборке изделия 9М11ЗМ, производимых ОАО «ТОЗ» (участник № 12), составляет 52,96% от общей себестоимости изделия соответственно. Общая себестоимость 14-ти узлов, входящих в состав 9М113М, составляет 74,89% от себестоимости изделия. Доставка изделия заказчику осуществляется за его счет; поставка запчастей, послегарантийное обслуживание, обучение персонала,

21,49(№12)

3,62(№12)

9,86(№12)

-;2,76(№1) >1,78(№2) ^36(№3) ! 1,78(№4)

6,24(№5) \1,78(№6)

12,47(№11) о,36(№10) 7,13(№9) 5,34(№8) 7>1з(№7)

Участник № 1 (узел 1) Участник № 3 (узел 3) Участник № 5 (узел 5) Участник № 7 (узел 7) Участник № 9 (узел 9) Участник № 11 (узел 11) Участник № 12 (узел 13) Участник № 12 (корп. детали)

■ Участник № 2 (узел 2) Участник № 4 (узел 4)

Й Участник № 6 (узел 6) Участник № 8 (узел 8) 1 Участник № 10 (узел 10) Участник № 12 (узел 12)

■ Участник № 12 (узел 14)

■ Участник № 12 (сборка)

Рис. 1. Структура себестоимости изделия 9М113М по себестоимости узлов, производимых предприятиями-участниками кооперационной цепочки

утилизация после выработки ре- 100 сурса осуществляются на основании отдельных договоров. Структура себестоимости изделия представлена на рис. I.

Рассмотрено три варианта реализации 9М113М:

1. Экспорт в страны дальнего зарубежья при участии государственного посредника ФГУП «Рособоронэкспорт».

2. Экспорт в страны дальнего зарубежья с использованием права ФГУП «КБП» на самостоятельное военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами.

3. Выполнение государственного оборонного заказа (поставка в адрес Министерства обороны РФ).

Данные по распределению финансовых потоков при экспорте продукции в каждом варианте реализации представлены в табл. 1. Соотношение объемов прибыли, получаемой предприятиями в каждом первом и втором вариантах реализации изделия, представлено на рис. 2 и 3. Прибыль всех предприятий в третьем варианте реализации составляет 25%, что соответствует максимально возможной норме прибыли, установленной «Положением о государственном оборонном заказе», утвержденным Правительством РФ. ФГУП «КБП» в данном случае не участвует в распределении доходов от продаж изделия 9М11ЗМ.

ФГУП «Рособоронэкспорт» ВФГУП «КБП» О ОАО «ТОЗ»

□ Участник № 1

■ Участник № 2 О Участник № 3

■ Участник № 4

□ Участник № 5

■ Участник № 6

■ Участник № 7

□ Участник № 8

□ Участник № 9

■ Участник № 10

■ Участник № 11

Рис. 2. Прибыль предприятий от продажи 9М113М в первом варианте реализации, %

Исследование объемов и структуры финансовых поступлений от реализации военной техники на оборонных предприятиях Тульской обл. выявило значительную диспропорцию долей прибыли отдельных участников и отсутствие взаимосвязи объемов прибыли с вкладом предприятия в формирование конечного продукта.

Применен информационный метод оптимизации экономических взаимоотношений между оборонными предприятиями Тульской обл. Данный метод предусматривает финансирование НИОКР в размере 20% от объема прибыли от экспорта и расходов на оборону. Объем финансирования НИОКР определялся на основе анализа структуры затрат на НИОКР 20-ти ведущих мировых производителей вооружений и военной техники.

Анализ распределения дохода от реализации 9М113М

Таблица 1

№ п/п Наименование предприятия Варианты реализации

Пе1 звый Второй Третий

доход предприятия, дол. США доля прибыли предприятия в общей прибыли от продажи, % доход предприятия, дол. США доля прибыли предприятия в общей прибыли от продажи, % ДОХОД предприятия, дол. США доля прибыли предприятия в общей прибыли от продажи, %

1. ФГУП «Рособоронэкспорт» 1 260 - 0 - 0 -

2. ФГУП «КБП» 0 0 2 800 49,45 0 -

3. ОАО «ТОЗ» 6 285,65 42,26 4 745,65 5,194 5575 52,969

4. Участник № 1 360 3,125 360 2,455 281,25 2,672

5. Участник № 2 262,5 2,604 262,5 2,05 187,5 1,781

6. Участник № 3 60 0,694 60 0,545 37,5 0,356

7. Участник №4 247,5 2,257 247,5 1,772 187,5 1,781

8. Участник №5 813,75 6,684 813,75 5,25 656,25 6,235

9. Участник №6 247,5 2,257 247,5 1,772 187,5 1,781

10. Участник №7 960 8,333 960 6,545 750 7,126

11. Участник №8 715,5 6,146 715,5 4,828 562,5 5,344

12. Участник №9 948,6 8,069 948,6 6,338 750 7,126

13. Участник №10 54 0,555 54 0,436 375 0,356

14. Участник №11 1 785 17,016 1785 13,365 1 312,5 12,474

Итого... 14 000 100 14 000 100 10 525 100

Рис. 3. Прибыль предприятий от продаж во втором варианте реализации, 9

*Во втором варианте прибыль ФГУП «КБП» составляет 3 400%.

Основные показатели технического и экономического уровня изделия 9М11ЗМ были сопоставлены с показателями его наиболее конкурентного аналога 9С-2М (производитель—Великобритания). Были рассчитаны информационные коэффициенты Р, и определен относительный коэффициент участия каждого предприятия-производителя сборочных узлов в формирование конкурентоспособности изделия. Их числовые значения представлены в табл. 2. В соответствии с теорией компенсационных отношений определена доля прибыли от экспорта 9М11 ЗМ, причитающаяся каждому участнику создания и продажи изделия. Результаты расчетов представлены в табл. 3.

Использование понятий совокупной потенциаль-нойконкурентсюпособностиипотенциалаконкурентос-пособности продукции военного назначения позволяет

□ ФГУП «Рособоронэкспорт»

□ ФГУП «КБП»

□ ОАО «ТОЗ»

□ Участник № 1

□ Участник № 2

□ Участник № 3 И Участник №4

□ Участник №5 ■ Участник №6 В Участник №7 В Участник №8

□ Участник №9

□ Участник№10

□ Участник №11

9М113М

£ *

применить компенсационный подход при формировании организационно-экономических отношений внутри интегрируемых структур, создаваемых в оборонном комплексе РФ.

В соответствии с «Методическими рекомендациями по разработке проектов создания интегрированных структур оборонно-промышленного комплекса», утвержденных Министерством промышленности, науки и технологий РФ 01.11.2002, возможны два варианта организационной схемы построения интегрированной структуры, отличающиеся организационно-правовой формой головной компании — хозяйственное общество или федеральное государственное унитарное предприятие. Головная компания должна владеть более 50% обыкновенных акций хозяйственных обществ, входящих в состав интегрированной структуры. Организационная структура объединения приведена на рис. 4.

В соответствии с Федеральной целевой программой «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002 — 2006 гг.)», утвержденной постановлением Правительства РФ, целью которой является создание жестко управляемой интегрированной структуры, основанной на преобладающем участии головной компании в уставных капиталах предприятий, входящих в нее.

Таблица 2

Коэффициенты участия предприятий-производителей в формировании потенциала конкурентоспособности товара

№ п/п Наименование предприятия Потенциал конкурентоспособности узла, рх Относительный коэффициент участия, V

1. Участник № 1 0,64156 0,02098

2. Участник № 2 0,44035 0,0144

3. Участник № 3 0,13241 0,00433

4. Участник № 4 0,48897 0,01599

5. Участник № 5 2,05252 0,06712

6. Участник № 6 0,33631 0,01089

7. Участник № 7 2,38645 0,07804

8. Участник № 8 1,48440 0,04850

9. Участник № 9 1,29010 0,04220

10. Участник № 10 0,11621 0,00380

11. Участник № 11 1,68253 0,0547

12. Участник № 12 3,58886 0,11736

13. Участник № 12 3,80108 0,12430

14. Участник № 12 3,51975 0,11510

15. Участник № 12 3,76744 0,12320

16. Участник № 12 4,85096 0,15909

Итого... 30,57990 1,00081

Таблица 3

Распределение прибыли от реализации 9М113М

№ п/п Наименование предприятия Себестоимость работ/услуг их Прибыль предприятия Доход предприятия, дол. США Доля прибыли предприятия в общей прибыли от продаж, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дол. США %

1. ФГУП «Рособоронэкспорт» - - - - 1 260 -

2. ФГУП «КБП» - - 864 - 864 20

3. ОАО «ТОЗ» 4 460 0,639 05 2 208,54 49,52 6 668,54 51,12

4. Участник № 1 225 0,020 98 72,49 32,22 297,49 1,678

5. Участник № 2 150 0,014 4 49,77 33,18 199,77 1,152

6. Участник № 3 30 0,004 33 14,96 49,86 44,96 0,346

7. Участник № 4 150 0,015 99 55,29 36,86 205,29 1,279

8. Участник № 5 525 0,067 12 231,95 44,18 756,95 5,369

9. Участник № 6 150 0,010 89 37,67 25,11 187,67 0,872

10. Участник № 7 600 0,078 04 269,7 44,95 869,7 6,243

11. Участник № 8 450 0,048 5 167,61 37,24 617,61 3,880

12. Участник № 9 600 0,042 2 145,84 24,31 745,84 3,376

13. Участник № 10 30 0,003 8 13,13 43,77 43,13 0,304

14. Участник № 11 1 050 0,054 7 189,05 18,01 1239,05 4,381

Итого... 8 420 1,000 0 4 320 - 14 000 100

Рис. 4. Организационная структура объединения предприятий оборонного комплекса РФ

В проекте создания интегрированной структуры предусматривается, что головное предприятие — ФГУП «КБП» должно владеть сконцентрированными пакетами акций предприятий, входящих в интегрированную структуру, в количестве 51%.

Во вновь создаваемую интегрированную структуру, включающую оборонные предприятия Тульской обл., предполагается включить 8 оборонных предприятий и организаций, участвующих в осуществлении жизненного цикла рассматриваемой продукции военного назначения. В связи с тем, что у предполагаемых к интеграции предприятий доли акций, находящихся в федеральной собственности, составляют от 4,8% (ОАО АК «Туламашзавод») до 48% (ОАО«ТНИ-ТИ») для создания управляемой интегрированной структуры возникает необходимость увеличения доли пакетов акций, принадлежащих государству, до 51 %.

В соответствии с «Методическими рекомендациями по разработке проектов создания интегрирован-

ных структур оборонно-промышленного комплекса», увеличение доли государства в капитале предприятия можно осуществлять следующими направлениями:

— выкуп недостающего пакета за счет средств федерального бюджета;

— конвертация задолженности предприятия перед федеральным бюджетом в акции этого предприятия, переходящие в собственность РФ;

— конвертация прав РФ на результаты интеллектуальной деятельности на акции предприятия, переходящие в собственность РФ;

— дополнительная эмиссия акций за счет земельных участков в качестве вклада РФ в уставные капиталы открытых акционерных обществ. Для реализации этих мероприятий органам исполнительной власти понадобятся дополнительные финансовые ресурсы, которые могут быть привлечены путем перераспределения финансовых потоков, например, при выполнении экспортных контрактов в счет погашения государственного долга Минфин России перечисляет предприятию средства с бюджетным коэффициентом. При аккумулировании недополученных предприятием средств в бюджете органы исполнительной власти совместно с ГУП «КБП» получат возможность направить их на реализацию программы по концентрации пакетов акций 51 % в государственной собственности и дальнейшей их передаче в уставный фонд предприятия. Альтернативной возможностью изыскания средств является использование системы компенсационных отношений, позволяющих выделить часть получаемой совокупной прибыли и направить ее на реализацию программы формирования интегрированной структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.