Вестник Томского государственного университета. Филология. 2023. № 82. С. 5-22 Tomsk State University Journal of Philology. 2023. 82. рр. 5-22
ЛИНГВИСТИКА
Научная статья УДК 81-32
doi: 10.17223/19986645/82/1
Распределение атрибутов в поэмах А.С. Пушкина и гипотеза Скиннера
Сергей Николаевич Андреев1
1 Смоленский государственный университет, Смоленск, Россия, [email protected]
Аннотация. Проверяется гипотеза Скиннера относительно распределения лингвистических единиц в тексте, в соответствии с которой расстояния между сходными лингвистическими единицами должны быть меньше, чем между различающимися единицами. В более общем виде ставится вопрос, имеется ли закономерность в распределении расстояний, на которых находятся идентичные единицы в тексте. В качестве таких единиц берутся слова, замещающие синтаксическую позицию определения (атрибуты). Материалом исследования являются шесть поэм А.С. Пушкина. Для анализа применялись коэффициент Бузмана, хи-квадрат и др.
Ключевые слова: гипотеза Скиннера, атрибуты, поэмы Пушкина, распределение, скрытая тенденция, экспоненциальная функция
Для цитирования: Андреев С.Н. Распределение атрибутов в поэмах А.С. Пушкина и гипотеза Скиннера // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2023. № 82. С. 5-22. doi: 10.17223/19986645/82/1
Original article
doi: 10.17223/19986645/82/1
The distribution of attributes in poems by Alexander Pushkin and Skinner's hypothesis
Sergey N. Andreev1
1 Smolensk State University, Smolensk, Russian Federation, [email protected]
Abstract. The article aims to test Skinner's hypothesis regarding the distribution of linguistic units in the text. In accordance with this hypothesis, the distances between similar linguistic units should be less than between different units. In a more general form, one can raise the question of whether there is any regularity in the length of distances between identical units in the text. The units taken for this study are distinguished at a rather abstract level - different types of attributes. The scheme of attribute types is based on the part-of-speech characteristics of words that replace the syntactic position of the attribute. Attributes, constituting an extremely important component of the description of the artistic world, at the same time are an optional syntactic element in the sentence structure and are not determined by the valency of verbs in the predicative position. This allows the author to use attributes based on
© Андреев С.Н., 2023
one's preferences and the characteristics of the author's style, which makes attributes an extremely successful means of describing an individual style. Distances between attribute types are determined by the number of steps from one attribute to another identical attribute in the chain formed by all attributes in the order in which they appear in the text. The article also considers the possibility of identifying patterns in the alternation of distances between attributes of the same type. The research material is six poems by Alexander Pushkin, written in iambic tetrameter. These poems are especially significant in connection with the place of the brilliant poet in the development of Russian literature and the Russian language. The poems are: "Ruslan and Lyudmila", "The Prisoner of the Caucasus", "The Fountain of Bakhchisaray", "Count Nulin", "Poltava" and "The Bronze Horseman". The study was carried out by quantitative analysis of large volumes of text using a number of statistical measures (Buse-mann's coefficient, chi-square, etc.). As a result of the analysis, data were obtained on the degree of attraction of the same type of attributes to each other, and the degree of structural ordering of the description was determined. The use of the exponential function was very successful in fitting the distribution of distances between identical attributes. It was found that within each poem there is not only a predominance of short distances over large distances for identical attributes, but also a certain trend in the distribution of these distances, which is well caught by the exponential function. As a result of the analysis, Skinner's hypothesis was confirmed. This is expressed in the fact that in judging by the distances between attributes of the same type there is a hidden tendency towards order in preserving formal repetition until the fading of the stimulus.
Keywords: Skinner's hypothesis, attributes, poems by Pushkin, distribution, latent tendency, exponential function
For citation: Andreev, S.N. (2023) The distribution of attributes in poems by Alexander Pushkin and Skinner's hypothesis. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo univer-siteta. Filologiya - Tomsk State University Journal of Philology. 82. рр. 5-22. (In Russian). doi: 10.17223/19986645/82/1
Введение
Согласно гипотезе Б.Ф. Скиннера [1-2] идентичные языковые сущности имеют тенденцию появляться на близком расстоянии друг от друга, потому что сила стимула вначале достаточно велика и вызывает стремление осуществить повтор, в основе которого лежит тенденция «формального закрепления». Затем действие стимула постепенно слабеет и угасает вовсе, заменяясь воздействием другого стимула и, соответственно, образованием другой цепочки идентичных единиц. Одним из последствий этого является превалирование малых расстояний между идентичными лингвистическими единицами.
Скиннер подтверждал свою гипотезу, рассматривая, в частности, случаи аллитерации в стихотворных текстах, в которых находил статистическое подтверждение того, что фонетические единицы распределены в тексте не случайным образом, а в той или иной степени сгруппированы и расположены в определенной последовательности. По его мнению, эти случаи не всегда могут быть объяснены смыслом выражаемых единиц (их осмысленным повторением) и поэтому должны рассматриваться как пример
«формального упорства» говорящего, возникающего благодаря продолжающемуся воздействию исходного стимула. Доказательством того, что такой процесс, ответственный за фонетические повторы, имеет место, служили результаты его статистического анализа достаточно большой выборки. Именно такой квантитативный подход, по мнению Скиннера, является единственно возможным способом проверки его гипотезы.
Данную гипотезу формального подкрепления в фонетике можно попробовать перенести на другие уровни языка. На лексическом уровне свидетельством проявления этой тенденции служит наличие тавтологий (загадать загадку, рычать звериным рыком, улыбаться широкой улыбкой, случайный случай, рассказывать в рассказе, бездоказательные доказательства и др.) и плеоназмов (впервые познакомиться, тогда был просто месяц май, самый лучший, толпа людей, час времени и др.). На уровне синтаксических структур в ряде случаев к тавтологии относят конструкции типа «дурак дураком», «друг есть друг» [3-4].
Возникает вопрос: можно ли наблюдать эту закономерность для языковых единиц, выделяемых на более высокой степени абстракции. Для ответа на указанный вопрос рассмотрим распределение различных видов атрибутов (синтаксического определения).
Определения (атрибуты) составляют важный компонент в структуре предложения как в плане его синтаксической организации, так и в содержательном аспекте, поскольку, не являясь элементом обязательного глагольного окружения [5, 6], в то же время они играют основную роль в описании художественного мира автора. Тот факт, что синтаксическая позиция определения является факультативной, позволяет автору использовать атрибуты, исходя из своих предпочтений и особенностей авторского стиля. С другой стороны, такие единицы не столь очевидны для автора, как фонемы или слова с их тематической отнесенностью, и, соответственно, не так легко могут им контролироваться.
Обобщая задачу проверки гипотезы Скиннера, можно выделить два аспекта:
1) превышает ли количество малых расстояний между идентичными атрибутами количество больших расстояний;
2) есть ли вообще какая-либо упорядоченность в дистанциях между однотипными атрибутами.
Распределению расстояний между идентичными языковыми элементами текста в последнее время уделялось достаточно большое внимание.
Прежде всего следует отметить исследования самого Скиннера относительно расстояний между одинаковыми фонемами в сонетах Шекспира [1].
Большое внимание распределению идентичных языковых элементов в текстах и их расстоянию друг от друга уделяется в работах, направленных на выявление различных типов последовательностей: «мотивов Кёллера» [7], цепочек [8-9].
В ходе этих исследований изучаются последовательности единиц, находящиеся между идентичными элементами, либо определяется длина
последовательностей, содержащих сходные единицы, их концентрация в речи. К анализу привлекаются единицы, отражающие достаточно широкий спектр: фонетические [10], морфологические [11], синтаксические [12, 13], лексико-семантические, стилистические [14-16].
Следует отметить, что в большинстве случаев систематического анализа распределения расстояний различной длины между идентичными элементами, как правило, не проводится и непосредственной проверки гипотезы Скиннера, по крайней мере в отношении атрибутов в русской поэзии, не осуществлялось.
Вопросы о степени распределения различных типов атрибутов в художественном тексте и характере их соотношения рассматривались в ряде наших работ, выполненных в рамках коллективных исследований [17, 18]. В указанных исследованиях получены предварительные результаты относительно подтверждения гипотезы Скиннера для прозы, однако они пока еще не носят исчерпывающего характера и не были детально рассмотрены на материале поэтических текстов, которые, как известно, отличаются повышенной упорядоченностью и сложным взаимодействием и взаимовлиянием различных лингвистических подсистем [19-21].
Материал и схема признаков
Поскольку в дальнейшем результаты этого исследования планируется использовать для сопоставительного анализа индивидуального стиля поэтов, творчество которых относится к различным периодам развития русской поэзии, на первом этапе целесообразно провести анализ поэтов золотого века русской литературы, и в первую очередь его главного поэта -А. С. Пушкина.
Для исследования были взяты поэмы Пушкина, написанные 4-ст. ямбом. Их список включает следующие произведения (в косых скобках приводятся обозначения поэм, в круглых - объем взятого текста): «Руслан и Людмила» /РиЛ/ (берется посвящение и первая песня), «Кавказский пленник» /КП/ (часть I и часть II до черкесской песни), «Бахчисарайский фонтан» /БФ/ (полностью), «Граф Нулин» /ГрН/ (полностью), «Полтава» /Плт/ (первая песня), «Медный всадник» /МВ/ (полностью). Взятые тексты в целом можно рассматривать как соотносимые по объему. Тексты берутся по изданию «А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах» [22].
Из поэм, написанных 4-ст. ямбом, в этот список не были включены поэма «Цыганы», в которой имеется большое количество прямой речи, неоконченные поэмы «Братья разбойники», «Вадим», «Езерский», «Тазит», а также поэма «Тень Фонвизина», не вошедшая в используемое здесь в качестве источника академическое издание.
Виды атрибутов в данной статье определяются на основании частереч-ной принадлежности слов, замещающих синтаксическую позицию определения. Список атрибутов, которые были установлены в рассматриваемых текстах, приводится ниже. Прописными буквами даны сокращения, после
двоеточия приводятся примеры. В скобках указаны краткие названия поэм, список которых приведен выше.
ПЛГ - прилагательное: Нет, он скучает бранной славой, / Устала грозная рука (БФ); Сидят три витязя младые (РиЛ).
ПРЛЖ - приложение: Я пощажу твою обитель, / Темницу дочери моей (Плт); Смеялся Лидин, их сосед, / Помещик двадцати трех лет (ГрН).
МЕСТ - местоимение-прилагательное: Не то моя прольется кровь (Плт); И с ними дядька их морской (РиЛ); И свой гарем опять узрел (БФ); ...сказку эту / Поведаю теперь я свету (РиЛ); Однообразен каждый день (БФ); Не знаешь ты, какого змия / Ласкаешь на груди своей (Плт); Чья дочь в объятиях его? (Плт); Ничьих не требуя похвал (РиЛ).
ГЕН — существительное в родительном падеже (генитив): На берегу пустынных волн (МВ); Времен минувших небылицы (РиЛ).
ПК - именная предложная конструкция: Мысль о потерянной невесте (РиЛ); Monsieur Picard ему приносит ...Щипцы с пружиною, будильник (ГрН).
ПРЧ - причастие: И зеленеющая влага / Пред ним и блещет и шумит (БФ); Или кончиной ускоренной / Унылы дни ее пресек (БФ); И гасну я, как пламень дымный, / Забытый средь пустых долин (КП); Но скоро как-то развлеклась / Перед окном возникшей дракой (ГрН).
ПП - придаточное предложение: Те песни, кои он слагал (Плт); Ума недальнего, ленивцы, / Которым жизнь куда легка! (МВ).
ДАТ - существительное в дательном падеже: Да вой волков. Но то-то счастье / Охотнику! (ГрН); И в мире старцу утешенье (РиЛ).
Определение расстояний
Во всех взятых для анализа текстах были определены атрибуты и маркированы их типы. Опустив все остальные слова, можно получить цепочки, отражающие последовательность различных типов атрибутов в текстах. В качестве примера показана последовательность атрибутов в начальных пяти строфах первой песни «Руслана и Людмилы»:
ПРЧ, ГЕН, ПЛГ, ПЛГ, ГЕН, ПЛГ, ПРЛЖ, ПЛГ, ПЛГ, ПРЛЖ, ПЛГ, МЕСТ, МЕСТ, ПЛГ, ПРЧ, ПК, ПК, ПЛГ, ГЕН, ПЛГ, ПЛГ, ПЛГ, ГЕН, ПЛГ, ПЛГ, ПРЛЖ, ПРЧ, ПРЧ, ПЛГ, ПРЧ, ПЛГ, МЕСТ, ПЛГ, ПЛГ, ПЛГ, ПЛГ, ПЛГ, ПЛГ, ПЛГ, ПЛГ, ГЕН, ГЕН, ГЕН, ПРЛЖ, ПРЛЖ, ПЛГ, ПРЧ, ПЛГ, ПЛГ, ГЕН, ПРЛЖ, ПРЛЖ, ПЛГ, ПРЧ, ПЛГ, ПЛГ, ПЛГ, ПЛГ, ПЛГ, ПРЛЖ, ПРЛЖ, ПЛГ, ПЛГ, ПЛГ, МЕСТ, ПЛГ, ПЛГ, ГЕН, ПЛГ, ПЛГ, ПЛГ, ПЛГ.
Для того чтобы проверить гипотезу Скиннера, необходимо установить все расстояния между одинаковыми типами атрибутов. Эти расстояния могут быть измерены различными способами. В статье такие расстояния между однотипными атрибутами были определены по количеству «шагов», которые необходимы, чтобы перейти от данного атрибута к следующему идентичному ему атрибуту.
Так, в указанной выше последовательности на первой позиции находится атрибут ПРЧ. Следующий атрибут ПРЧ расположен только на 15-й позиции. Таким образом, для того чтобы перейти от первого до второго атрибута ПРЧ требуется 14 шагов (15-1 = 14). От второго до третьего атрибута, выраженных причастиями (ПРЧ) требуется 12 шагов, а от третьего до четвертого расстояние составляет только 1 шаг. Расстояние от первого атрибута ГЕН до следующего равно 3 шагам, от второго до третьего ГЕН оно составляет 14 шагов, далее - 4 шага и т.д. Подобным образом осуществляется подсчет шагов для всех атрибутивных типов. В результате для этого отрывка из РиЛ получаем следующие данные по количеству расстояний между идентичными типами атрибутов (ИТА):
Между ПЛГ зафиксировано 23 расстояния в один шаг (23Р - 1Ш), 11 расстояний в два шага (11Р - 2Ш), 2Р - 3Ш, 3Р - 4Ш, 1Р - 6Ш.
МЕСТ: 1 расстояние в 1Ш, 1Р - 23Ш, 1Р - 33Ш.
ГЕН: 2Р - 1Ш, 1Р - 3Ш, 1Р - 4Ш, 1Р - 7Ш, 1Р - 14Ш, 2Р - 18Ш.
ПРЛЖ: 3Р - 1Ш, 1Р - 3Ш, по 1 разу 6Ш, 8Ш, 16Ш, 18Ш.
ПК: 1Р - 1Ш.
ПРЧ: по 1 разу 1Ш, 2Ш, 7Ш, 12Ш, 14Ш, 17Ш.
Сложив все одинаковые расстояния, получаем следующую числовую последовательность, описывающую атрибутивную дистанционную структуру в первых пяти строфах первой песни «Руслана и Людмилы»: 1 шаг наблюдается 31 раз, 2Ш (12), 3Ш (4), 4Ш (4), 6Ш (2), 7Ш (2), 8Ш (1), 12Ш (1), 14Ш (2), 16Ш (1), 17Ш (1), 18Ш (3), 19Ш (1), 33Ш (1).
В соответствии с этим подходом были произведены подсчеты дистанций ИТА во всех шести поэмах. Суммарные данные о расстояниях между идентичными типами атрибутов во всех рассматриваемых поэмах представлены в табл. 1. Величина расстояний, отраженных в этой таблице, ограничена пределом в 20 шагов. Все остальные расстояния вряд ли представляют интерес для нашего исследования, они немногочисленны и составляют менее 5% от общего количества расстояний.
Т а б л и ц а 1
Суммарные данные расстояний между идентичными атрибутами в шести поэмах Пушкина
Шагов Типы определений
ПЛГ МЕСТ ГЕН ПК ПРЛЖ ПРЧ ПП ДАТ Всего
1 690 89 91 1 12 22 4 0 909
2 311 58 69 2 6 13 6 0 465
3 148 43 59 0 2 4 0 0 256
4 68 34 63 2 0 7 0 0 174
5 38 25 27 1 4 5 0 0 100
6 17 22 30 1 1 6 0 0 77
7 7 11 23 2 0 6 0 0 49
8 5 9 19 0 0 2 0 0 35
9 1 18 21 0 1 1 0 0 42
Шагов 10 Типы определений
ПЛГ 1 МЕСТ ГЕН ПК ПРЛЖ ПРЧ ПП ДАТ Всего
6 19 0 0 4 0 0 30
11 1 7 8 0 3 12 0 0 31
12 0 6 8 0 1 3 0 0 18
13 0 4 6 1 2 1 0 0 14
14 0 4 2 0 2 3 0 0 11
15 0 4 4 0 0 5 0 0 13
16 0 3 3 2 1 2 0 0 11
17 0 2 7 0 2 0 0 0 11
18 0 1 1 2 0 7 0 0 11
19 0 15 2 0 0 4 0 0 21
20 0 4 1 0 3 8 0 0 16
Как видно из таблицы, в текстах крайне мало представлены ПК, ПРЛЖ, ПП, а существительные в позиции определения в дательном падеже вообще очень редки и имеют слишком большие расстояния друг от друга, превышая порог в 20 шагов.
Сопоставление расстояний показывает, что небольшие расстояния явно преобладают. В диапазоне 1-3 шага за исключением достаточно редких ПП и ПК и, как указывалось, ДАТ, между идентичными атрибутами количество минимальных расстояний превышает количество расстояний в 2 шага, а расстояние в 2 шага - количество расстояний в 3 шага. Таким образом, наблюдается своего рода тяготение идентичных атрибутов к совместному использованию.
Определения ПЛГ и условно относимые к адъективным атрибуты МЕСТ достаточно строго упорядочены в плане постепенного уменьшения величины расстояний. Использование атрибутов ГЕН упорядочено в меньшей степени - здесь иногда количество больших расстояний превышает количество расстояний меньших. Правда, это не нарушает общей тенденции к уменьшению случаев с большим разрывом между ИТА. Именные атрибуты ПК и ПП достаточно редки, чтобы делать надежные выводы. Можно лишь отметить, что ПП соответствует общей тенденции «взаимного притяжения» ИТА, в то время как ПК - единственный атрибут, который общему правилу не подчиняется. Здесь разброс расстояний достаточно велик.
Суммарные данные еще более показательны в отношении постепенного угасания стимула и превалирования системы притяжения однородных элементов. Эти данные можно представить на графике (рис. 1).
Ось абсцисс отражает величину расстояний (количество шагов, для достижения следующего идентичного атрибута), ось ординат - количество (частоту) таких расстояний между идентичными атрибутами в исследуемых текстах.
1000 900 800 700 600 500 400 300 200 100 0
О о о О
oonnnnnQo
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Рис. 1. Количество (частот) расстояний разной величины между однотипными определениями
Кружками обозначены частоты расстояний. На графике ясно видно уменьшение частоты расстояний с увеличением их длины. Падение заканчивается между шагами 6-8. По-видимому, здесь находится граница взаимодействия идентичных определений.
Распределение расстояний
Анализируя график, можно поставить вопрос о том, есть ли какая-либо упорядоченность в частотах наблюдаемых расстояний между атрибутами. На графике видно, что кружки расположены в той последовательности, которая напоминает экспоненциальную кривую со спадом. Для проверки этого предположения мы использовали формулу экспоненциальной функции + 1, которая была предложена Г. Альтманом и использовалась для решения похожих вопросов в лингвистике [23. Р. 41; 24. Р. 99]:
= 1 + а*е-Ьх,
где а и Ь - параметры. Параметр а зависит от максимальной (первой в нисходящем ряду) частоты, параметр Ь отражает силу инерции сигнала. Чем больше Ь, тем сильнее увеличиваются большие расстояния [25. Р. 70].
В результате использования этой формулы для нашего материала были получены следующие данные: а = 1592,38, Ь = 0,58, график функции показан на рис. 2.
На графике кружками, как и прежде, обозначены частоты расстояний между идентичными атрибутами, которые наблюдаются в текстах всех поэм (суммарно). Сплошная черта отражает распределение, которое было бы получено, если бы распределение соответствовало экспоненциальной функции по указанной формуле. Как видно на рис. 1 и 2, кружки либо
близки к этому ожидаемому распределению, либо накладываются на линию. Такое практически полное совмещение теоретически ожидаемых и эмпирически наблюдаемых частот свидетельствует о том, что формула хорошо отразила их распределение.
Рис. 2. Распределение частот расстояний, взятых суммарно для всех шести поэм
Этот вывод подтверждается коэффициентом детерминации Я2. Значение коэффициента детерминации показывает, насколько успешна формула для отражения наблюдаемого распределения частот. Чем ближе Я2 к 1, тем более успешным является ее применение. Достаточным часто считается показатель Я > 0,8. В нашем случае коэффициент детерминации Я2 = 0,991 свидетельствует об очень высокой успешности результата аппроксимации.
Можно заключить, что расстояния, на которые удалены друг от друга атрибуты идентичных типов, отражают определенную закономерность и их частоты подчиняются экспоненциальному распределению.
Рассмотрим, наблюдается ли эта тенденция в образовании расстояний между ИТА в каждой из шести поэм, взятой отдельно от других. Результаты отражены в табл. 2. В последней строке таблицы указаны значения коэффициента детерминации (Я2) и параметры, установленные для данного распределения частот расстояний.
Судя по коэффициенту детерминации, для всех шести поэм указанная выше формула также очень хорошо аппроксимирует частоты расстояний. Таким образом, тенденция экспоненциального распределения частот расстояний ИТА, измеренных в шагах, имеет место и в отдельно взятых поэмах.
Т а б л и ц а 2
Расстояния между всеми однотипными атрибутами в каждой из шести поэм
Суммарные расстояния РиЛ КП БФ ГрН Плт МВ
1 174 163 231 81 119 141
2 108 65 86 43 103 60
3 40 39 62 21 58 36
4 37 28 38 10 28 33
5 20 14 19 10 16 21
6 12 15 20 5 9 16
7 9 6 9 3 10 12
8 8 2 4 2 8 11
9 8 6 13 8 2 5
10 4 6 13 2 4 1
11 5 7 9 2 2 6
12 8 1 4 2 1 2
13 3 1 3 0 5 2
14 2 1 3 0 3 2
15 0 4 4 2 0 3
16 4 2 2 1 1 1
17 4 1 2 2 1 1
18 2 1 3 2 0 3
19 3 2 2 0 12 2
20 1 4 5 1 2 3
R2 0,986 0,982 0,9738 0,9903 0,9648 0,9674
a 309,27 324,29 454,58 153,74 197,52 238,74
b 0,57 0,72 0,72 0,65 0,44 0,59
Как было сказано выше, параметр Ь в нашем случае позволяет судить о скорости угасания сигнала, что проявляется в относительно более быстром увеличении расстояний между ИТА. Сопоставление значений этого параметра показывает, что в разных поэмах он имеет относительно близкие значения, однако различия все-таки есть. Наиболее сильное снижение числа коротких расстояний наблюдается в Плт, наиболее плавное - в КП и БФ.
Структурная однородность атрибутивных цепочек
Идентичные атрибуты могут распределяться по тексту равномерно либо образовывать тесные группы - констелляции, когда они следуют непосредственно друг за другом. Тогда можно выделить одноэлементные, двухэлементные, трехэлементные и т. д. единицы атрибутивных цепочек. В приводимой ниже последовательности (рассмотренный ранее отрывок из РиЛ) имеется 41 единица (они заключены в фигурные скобки):
{ПРЧ} - {ГЕН} - {ПЛГ, ПЛГ} - {ГЕН} - {ПЛГ} - {ПРЛЖ} - {ПЛГ, ПЛГ} - {ПРЛЖ} - {ПЛГ} - {МЕСТ, МЕСТ} - {ПЛГ} - {ПРЧ} - {ПК, ПК} -{ПЛГ} - {ГЕН} - {ПЛГ, ПЛГ, ПЛГ} - {ГЕН} - {ПЛГ, ПЛГ} - {ПРЛЖ} -
{ПРЧ, ПРЧ} - {ПЛГ} - {ПРЧ} - {ПЛГ} - {МЕСТ} - {ПЛГ, ПЛГ, ПЛГ, ПЛГ, ПЛГ, ПЛГ, ПЛГ, ПЛГ} - {ГЕН, ГЕН, ГЕН} - {ПРЛЖ, ПРЛЖ} -{ПЛГ} - {ПРЧ} - {ПЛГ, ПЛГ} - {ГЕН} - {ПРЛЖ, ПРЛЖ} - {плг} -{прч} - {ПЛГ, ПЛГ, ПЛГ, ПЛГ, ПЛГ} - {ПРЛЖ, ПРЛЖ} - {ПЛГ, ПЛГ, ПЛГ} - {МЕСТ} - {ПЛГ, ПЛГ} - {ГЕН} - {ПЛГ, ПЛГ, ПЛГ, ПЛГ}.
В отрывке 24 одноэлементных, 11 двухэлементных, 3 трехэлементных единиц; по одной единице включают в себя 4, 5 и 8 элементов. Общее количество атрибутов в этом отрывке равно 72. Рассматривая степень взаимного «притяжения» ИТА, можно определить индекс сгруппированности, или плотности, атрибутивных цепочек в тексте. Этот индекс получается путем деления общего числа атрибутов на количество единиц в последовательности. В нашем случае этот индекс будет равен И = 72 / 41 = 1,76
В табл. 3 приводятся данные о количестве групп ИТА в шести поэмах.
Т а б л и ц а 3
Количество групп ИТА в 6 поэмах Пушкина
Поэма Всего атрибутов Всего групп Индекс сгруппированности
РиЛ 486 314 1,548
КП 563 335 1,681
БФ 534 363 1,471
ГрН 222 142 1,563
Птл 402 288 1,396
МВ 394 254 1,551
Индексы сгруппированности ИТА в разных поэмах различаются относительно мало, но, как и в случае с параметром Ь, различия все-таки имеются. Они хорошо заметны на графике (рис. 3).
1,80 -г
1,40 " ^^ " ^ ' ^ 1,20 -1,00 -0,80 -0,60 -0,40 -0,20 -0,00 ]-1-1-1-1-1
РиЛ КП БФ ГрН Плт МВ
Рис. 3. Индекс сгруппированности ИТА в шести поэмах
Обращает на себя внимание волнообразный характер изменения значений индекса. Причем каждый раз после некоторого подъема следует небольшой спад. Здесь следует отметить, что поэмы на диаграмме расположены по времени их создания, поэтому можно предположить, что имели место некоторые изменения стиля у поэта в направлении от большей к меньшей монотонности в организации атрибутивной структуры и наоборот. Разумеется, надо учитывать, что не были взяты неоконченные поэмы и поэма «Цыганы» (последняя из-за большого количества диалогов).
Соотношение одноэлементных и многоэлементных групп
Наибольший интерес для нас представляют группы, которые включают более одного компонента. В табл. 4 показано разделение на подгруппы в зависимости от количества элементов, входящих в эти группы.
Т а б л и ц а 4
Количественный состав единиц атрибутивных цепочек
Количество элементов в цепочке Всего
Поэмы многоэле-
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ментных групп (2-12)
РиЛ 220 48 28 11 4 0 2 1 0 0 0 0 94
КП 231 47 31 7 9 6 1 1 1 0 0 1 104
БФ 266 55 25 11 2 2 1 0 0 1 0 0 97
ГрН 106 16 10 4 3 1 0 1 1 0 0 0 36
Плт 228 36 8 8 5 1 1 1 0 0 0 0 60
МВ 167 56 19 8 3 0 0 0 0 0 1 0 87
Соотношение многоэлементных объединений с элементарными (одно-компонентными) единицами может быть установлено по формуле Бузмана [26, 27]:
Б = - М
П + М
где П - все одиночные атрибуты, М - количество многоэлементных объединений. Коэффициент может принимать значения в диапазоне от 0 до 1.
При Б > 0,55 имеет место повышенное использование атрибутивных цепочек; при Б < 0,45 превалируют одиночные атрибуты; при 0,45 < Б < 0,55 - отклонения в ту или иную сторону нет.
Проверка результатов производится при помощи критерия %2 по формуле, предложенной в [28. Р. 74]:
„ 2 = (П - М)2 П + М .
Коэффициент Б статистически значим (одна степень свободы и уровень значимости р < 0,05), если %2 > 3,84.
В результате проведенных подсчетов были определены значения этого коэффициента для всех поэм (табл. 5).
Т а б л и ц а 5
Коэффициент Бузмана и х2
Поэма Коэффициент Бузмана х2
РиЛ 0,30 50,56
КП 0,31 48,15
БФ 0,27 78,68
ГрН 0,25 34,51
Плт 0,21 98,00
МВ 0,34 25,20
Во всех случаях коэффициент оказался статистически значимым. В поэмах наблюдается достаточно выраженное превосходство альтернирующей структуры описания. Максимально эта тенденция выражена в «Полтаве». Напротив, наиболее структурное единообразие описания имеет место в «Медном всаднике». Тенденция к варьированию оказалась не такой сильной, как можно было ожидать.
Для того чтобы сопоставить поэмы между собой можно использовать значения параметра Ь и коэффициента Бузмана и построить диаграмму рассеяния поэм (рис. 4).
0,80
0,70 ■ ♦ БФ *КП
♦ ГрН
0,60 ■ МВ
РиЛ
0,50 ■
♦ Плт
0,40 ■
0,30 ■
0,20 ■
0,10 ■
0,00 ■
0,00 0,50 1,00 1,50 2,00
Рис. 4. Диаграмма рассеяния поэм по индексу сгруппированности атрибутов (ось х)
и параметру Ь (ось у)
На диаграмме точками обозначены поэмы, координаты которых равны значениям коэффициента Бузмана и параметра Ь экспоненциальной функции. Судя по расположению точек относительно друг друга, можно определить степень их сходства или различия. Чем ближе друг к другу находятся точки, тем больше сходство у соответствующих поэм.
В целом можно заключить, что все поэмы образуют достаточно плотную группу, которая, однако, может быть разбита на три подгруппы. Относительно дальше от других находится поэма «Полтава», которая образует самостоятельный кластер. Весьма сходными (на диаграмме близкими друг к другу) оказались поэмы «Руслан и Людмила» и «Медный всадник». Это достаточно интересное явление, отмеченное в исследованиях по динамике стиля американских романтиков Г. Лонгфелло и Э. По [29, 30], когда наблюдается сходство между ранними произведениями автора и произведениями, написанными им в зрелый период.
Еще одну подгруппу образуют КП, БФ и ГрН.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Гипотеза Скиннера для единиц достаточно высокого уровня обобщения (атрибутов) вполне подтверждается. Соотношение расстояний между идентичными атрибутами подчиняется скрытой закономерности, которая проявляется в том, что распределение различных расстояний между идентичными атрибутами имеет экспоненциальный характер.
Таким образом, также подтверждается тезис о наличии в речи формальной инерции, которая может быть объяснена продолжающимся некоторое время воздействием стимула с постепенным его затуханием.
Степень интеграции атрибутивной структуры в поэмах Пушкина относительно невысока и отражает вариативность описания. В плане динамики стиля (изменения во времени) структура описания в целом сохраняется, некоторые изменения носят волнообразный характер от одного произведения к следующему по времени создания.
Соотношение одноэлементных и многоэлементных кластеров в различных поэмах достаточно одинаково. «Полтава» имеет менее жестко структурированную организацию атрибутивного выражения (менее жесткое чередование атрибутивных типов), чем более ранние произведения.
По характеру увеличения расстояний между ИТА и по соотношению элементарных единиц атрибутивной последовательности с единицами, состоящими из цепочек ИТА, можно выделить три группы произведений, которые включают следующие поэмы: (1) «Полтава»; (2) «Руслан и Людмила» - «Медный всадник»; (3) «Кавказский пленник» - «Бахчисарайский фонтан» - «Граф Нулин».
Результаты проведенного исследования позволяют для каждого поэта установить индекс инерции описания, который отражает инерцию поэта в использовании атрибутивных типов. Такой параметр, определяемый с достаточно большой степенью объективности, может быть использован как в теоретическом, так и в практическом плане. В первом случае он может быть применен для классификации индивидуальных стилей поэтов, а также, в более общем виде, для характеристики целых школ и направлений. Интересным представляется также вопрос, меняется ли, и если меняется, то как, инерция в описании у поэтов Х1Х-ХХ1 вв.
Этот параметр может быть использован как один из признаков индивидуального стиля для атрибуции анонимных и псевдонимных текстов, поскольку такой индекс устойчивости (инерции) описания, мало меняется во времени у одного и того же автора.
Кроме того, по той же причине получаемые показатели могут использоваться при генерировании художественного текста для поддержания тождественности его стиля.
Полученные выводы носят предварительный характер. Дальнейшие исследования предполагают увеличение материала путем привлечения других произведений Пушкина, а также других поэтов, возможно, включая и прозаические произведения. Еще более дальняя цель - проверка гипотезы Скиннера и характера распределения лингвистических единиц еще более высокого уровня обобщения - синтаксических структур словосочетаний, предложений и агрегированных признаков (мотивов, цепочек Белзы и др. [31-33]).
Список источников
1. Skinner B.F. The alliteration in Shakespeare's sonnets: A study in literary behavior // Psychological Record. 1939. № 3. P. 186-192.
2. Skinner B.F. A quantitative estimate of certain types of sound-patterning in poetry // The American Journal of Psychology. 1941. Vol. 54. P. 64-79.
3. Vilinbakhova E., Escandell-Vidal V. Interpreting nominal tautologies: Dimensions of knowledge and genericity // Journal of Pragmatics. 2020. Vol. 160. P. 97-113.
4. Janda L.A., Kopotev M., Nesset T. Constructions, their families and their neighborhoods: the case of durak durakom 'a fool times two' // Russian Linguistics. 2020. Vol. 44. P. 109-127.
5. Теньер Л. Основа структурного синтаксиса. М. : Прогресс, 1988. 656 с.
6. Холодович А.А. Залог: Определение. Исчисление // Категория залога. Л., 1970. С. 2-26.
7. Köhler R., Naumann S. A syntagmatic approach to automatic text classification. Statistical properties of F- and L-motifs as text characteristics // Text and Language, structures, functions, interrelations, quantitative perspectives. Wien : Praesens, 2010. P. 81-89.
8. Altmann G. Supra-sentence levels // Glottotheory 2014. Vol. 5(1). P. 25-39.
9. HreHcek L. Text in communication: Supra-sentence structures. Bochum : Brockmeter, 1992.
10. Altmann G. The Nature and Hierarchy of Belza-Chains // Glottometrics. 2018. Vol. 42. P. 75-85.
11. Tatar D., Lupea M., Altmann G. Hreb-like analysis of Eminescu's poems // Glottometrics 2014. Vol. 28. P. 37-55.
12. Zhang H. and Liu H. Motifs of Generalized Valencies // Motifs in Language and Text. Berlin; Munich; Boston : Walter de Gruyter GmbH, 2017. P. 231-260.
13. Köhler R., Naumann S. Syntactic Text Characterisation Using Linguistic S-Motifs // Glottometrics. 2016. Vol. 34. P. 1-8.
14. Roelcke Th., Popescu I.-I., Altmann G. Aspects of text concentration // Glottometrics. 2017. Vol. 36. P. 70-86.
15. Köhler, R., Altmann G. Problems in Quantitative Linguistics. Is. 4. Lüdenscheid : Ram-Verlag, 2014. P. 11-12.
16. Chen R., Altmann G. Conceptual inertia in texts // Glottometrics. Vol. 30. 2015. P. 73-85.
17. Andreev S., Popescu I.-I., Altmann G. Some properties of adnominals in Russian texts // Glottometrics. 2017. Vol. 38. P. 77-106.
18. Andreev S., Popescu I.-I., Altmann G. On Russian adnominals // Glottometrics. 2017. Vol. 35. P. 64-83.
19. ГаспаровМ.Л. Фонетика, морфология и синтаксис в борьбе за стих // Избранные труды. Лингвистика стиха. М., 2012. Т. 4. С. 325-334.
20. Гаспаров М. Теснота стихового ряда. Семантика и синтаксис // Analysieren als Deuten. Wolf Schmid zum 60. Hamburg : Hamburg University Press, 2004. P. 85-96.
21. Баевский В.С. Пастернак - лирик. Смоленск : Траст-имаком, 1993. 240 с.
22. Пушкин А.С. Собрание сочинений : в 10 т. М. : ГИХЛ, 1950. Т. 3.
23. Melka T. Stylistic study of Omnilingual by H. Beam Piper // Glottometrics. 2018. Vol. 43. P. 31-57.
24. Mistecky M., Altmann G. Tense and Persons in English: Modelling Attempts // Glottometrics. 2019. Vol. 46. P. 98-104.
25. Altmann G. Some Properties of Adjectives in Texts // Glottometrics. 2018. Vol. 41. P. 67-79.
26. Naumann S., Popescu I.-I., Altmann G. Aspects of nominal style // Glottometrics. 2016. Vol. 23. P. 23-55.
27. Popescu I.-I., Cech R., Altmann G. Descriptivity in Slovak lyrics // Glottotheory.
2013. Vol. 4. Is. 1. P. 92-104.
28. Popescu I.-I., Cech R., Altmann G. Descriptivity in special texts // Glottometrics.
2014. Vol. 29. P. 70-80.
29. Andreev V. Style Evolution: Space and Movement in Longfellow's Lyrical Poems // Bakhtiniana. 2021. Vol. 16. Is. 3. P. 166-186.
30. Андреев В.С. Динамика стиля Э.А. По (на материале лирики) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 72. С. 168-174.
31. Köhler R. Sequences of linguistic quantities. Report on a new unit of investigation // Glottotheory. 2008. Vol. 1. Is. 1. P. 115-119.
32. Sanada H. Distribution of motifs in Japanese texts // Text and Language. Wien : Praesens Verlag, 2010. P. 183-194.
33. Andreev S., Lupea M., Altmann G. Belza chains of adnominals // Glottometrics. 2017. Vol. 39. P. 72-86.
References
1. Skinner, B.F. (1939) The alliteration in Shakespeare's sonnets: A study in literary behavior. Psychological Record. 3. pp. 186-192.
2. Skinner, B.F. (1941) A quantitative estimate of certain types of sound-patterning in poetry. The American Journal of Psychology. 54. pp. 64-79.
3. Vilinbakhova, E. & Escandell-Vidal, V. (2020) Interpreting nominal tautologies: Dimensions of knowledge and genericity. Journal of Pragmatics. 160. pp. 97-113.
4. Janda, L.A., Kopotev, M. & Nesset, T. (2020) Constructions, their families and their neighborhoods: the case of durak durakom 'a fool times two'. Russian Linguistics. 44. pp. 109-127.
5. Tesniere, L. (1988) Osnova strukturnogo sintaksisa [Elements of Structural Syntax]. Moscow: Progress.
6. Kholodovich, A.A. (1970) Zalog. Opredelenie. Ischislenie [Pledge. Definition. Calculus]. In: Kategoriya zaloga [Category of Voice]. Leningrad: Nauka. pp. 2-26.
7. Köhler, R. & Naumann, S. (2010) A syntagmatic approach to automatic text classification. Statistical properties of F- and L-motifs as text characteristics. In: Grzybek, P., Kelih, E. & Macutek, J. (eds) Text and Language, structures, functions, interrelations,
quantitative perspectives. Wien: Praesens. pp. 81-89.
8. Altmann, G. (2014) Supra-sentence levels. Glottotheory. 1 (5). pp. 25-39.
9. Hrebicek, L. (1992) Text in Communication: Supra-sentence structures. Bochum: Brockmeter.
10. Altmann, G. (2018) The nature and hierarchy of Belza-chains. Glottometrics. 42. pp. 75-85.
11. Tatar, D., Lupea, M. & Altmann. G. (2014) Hreb-like analysis of Eminescu's poems. Glottometrics. 28. pp. 37-55.
12. Zhang, H. & Liu, H. (2017) Motifs of Generalized Valencies. In: Zhang, H. & Liu, H. (eds) Motifs in Language and Text. Berlin; Munich; Boston: Walter de Gruyter GmbH. pp. 231-260.
13. Köhler, R. & Naumann, S. (2016) Syntactic text characterisation using linguistic S-motifs. Glottometrics. 34. pp. 1-8.
14. Roelcke, Th., Popescu, I.-I. & Altmann, G. (2017) Aspects of text concentration. Glottometrics. 36. pp. 70-86.
15. Köhler, R. & Altmann, G. (eds) (2014) Problems in Quantitative Linguistics. 4. Lüdenscheid: Ram-Verlag. pp. 11-12.
16. Chen, R. & Altmann, G. (2015) Conceptual inertia in texts. Glottometrics. 30. pp. 7385.
17. Andreev, S., Popescu, I.-I. & Altmann, G. (2017) Some properties of adnominals in Russian texts. Glottometrics. 38. pp. 77-106.
18. Andreev, S., Popescu, I.-I. & Altmann, G. (2017) On Russian adnominals. Glottometrics. 35. pp. 64-83.
19. Gasparov, M.L. (2012) Fonetika, morfologiya i sintaksis v bor'be za stikh [Phonetics, morphology and syntax in the struggle for verse]. In: Gasparov, M.L. Izbrannye trudy. Lingvistika stikha [Selected Works. Linguistics of the verse]. Vol. 4. Moscow: Yazyki slavyanskoy kul'tury. pp. 325-334.
20. Gasparov, M. (2004) Tesnota stikhovogo ryada. Semantika i sintaksis [The tightness of the verse series. Semantics and syntax]. In: Fleischmann, L., Goelz, C. & Hansen-Loeve, A.A. (eds) Analysieren als Deuten. Wolf Schmid zum 60. Hamburg: Hamburg University Press. pp. 85-96.
21. Baevskiy, V.S. (1993) Pasternak - lirik [Pasternak is a Lyricist]. Smolensk: Trast-imakom.
22. Pushkin, A.S. (1950) Sobranie sochineniy [Collected Works]. Vol. 3. Moscow: GIKhL.
23. Melka, T. (2018) Stylistic study of Omnilingual by H. Beam Piper. Glottometrics. 43. pp. 31-57.
24. Mistecky, M. & Altmann, G. (2019) Tense and persons in English: Modelling attempts. Glottometrics. 46. pp. 98-104.
25. Altmann, G. (2018) Some properties of adjectives in texts. Glottometrics. 41. pp. 6779.
26. Naumann, S., Popescu, I.-I. & Altmann, G. (2016) Aspects of nominal style. Glottometrics. 23. pp. 23-55.
27. Popescu, I.-I., Cech, R. & Altmann, G. (2013) Descriptivity in Slovak lyrics. Glottotheory. 1 (4). pp. 92-104.
28. Popescu, I.-I., Cech, R. & Altmann, G. (2014) Descriptivity in special texts. Glottometrics. 29. pp. 70-80.
29. Andreev, V. (2021) Style evolution: Space and movement in Longfellow's lyrical poems. Bakhtiniana. 3 (16). pp. 166-186.
30. Andreev, V.S. (2008) Dinamika stilya E.A. Po (na materiale liriki) [Dynamics of E.A. Po (on the material of the lyrics)]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. 72. pp. 168-174.
31. Köhler, R. (2008) Sequences of linguistic quantities. Report on a new unit of investigation. Glottotheory. 1 (1). pp. 115-119.
32. Sanada, H. (2010) Distribution of motifs in Japanese texts. In: Grzybek, P., Kelih, E. & Macutek, J. (eds) Text and Language. Structures. Functions. Interrelations Quantitative Perspectives. Wien: Praesens Verlag. pp. 183-194.
33. Andreev, S., Lupea, M. & Altmann, G. (2017) Belza chains of adnominals. Glottometrics. 39. pp. 72-86.
Информация об авторе:
Андреев С.Н. - д-р филол. наук, профессор кафедры иностранных языков Смоленского государственного университета (Смоленск, Россия). E-mail: [email protected]
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author:
S.N. Andreev, Dr. Sci. (Philology), professor, Smolensk State University (Smolensk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 07.04.2022; одобрена после рецензирования 20.09.2022; принята к публикации 13.03.2023.
The article was submitted 07.04.2022; approved after reviewing 20.09.2022; accepted for publication 13.03.2023.