Научная статья на тему 'Распад содружества наций: будущее "Глобальной Британии"'

Распад содружества наций: будущее "Глобальной Британии" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
конкуренция / стратегия развития / внешнеэкономическая политика / интеграция / экономическое влияние. / competition / development strategy / foreign economic policy / integration / economic influence.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фадеева И.А.

Целью исследования является анализ возможных последствий для будущего "Глобальной Британии" и изучение вероятности распада Содружества наций. Обосновано, что после Brexit Великобритания оказалась в новой реальности. Проведено исследование Интегрированного стратегического обзора правительства Великобритании, где изложена позиция государства на международной арене и направления его развития. Показано, что "Глобальная Британия" в эпоху конкуренции устанавливает стратегические рамки, основанные на четырех всеобъемлющих и взаимодополняющих целях: сохранение экономического преимущества с помощью технологий и науки; построение открытого международного порядка в будущем; повышение устойчивости; укрепление безопасности и обороны в стране и за рубежом. Представлено восприятие Великобританией собственного положения на международной арене и будущих отношений Великобритании с другими странами. Для достижения цели исследования были использованы метод анализа научной литературы, систематизация, обобщение, сравнительный и логический анализ. Доказана необходимость решения внутренних проблем в Великобритании, чтобы начать мероприятия для ее становления в качестве мировой державы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The collapse of the commonwealth of nations: the future of "Global Britain"

The purpose of the study is to analyse the possible consequences for the future of "Global Britain" and to study the likelihood of the collapse of the Commonwealth of Nations. It is substantiated that after Brexit the UK found itself in a new reality. A study of the Integrated Strategic Review of the UK government was carried out, which outlines the position of the state in the international arena and the direction of its development. It is shown that Global Britain in an era of competition sets a strategic framework based on four overarching and complementary goals: maintaining economic advantage through technology and science; building an open international order for the future; increased resilience; strengthening security and defense at home and abroad. The perception by Great Britain of its own position in the international arena and the future relations of Great Britain with other countries is presented. To achieve the goal of the study, the method of scientific literature analysis, systematization, generalization, comparative and logical analysis were used. The necessity of solving internal problems in Great Britain is proved in order to start measures for its becoming a world power.

Текст научной работы на тему «Распад содружества наций: будущее "Глобальной Британии"»

The collapse of the commonwealth of nations: the future of "Global Britain"

Fadeeva Inna Avenirovna, PhD of Economics, Professor, Department of English Language, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs, Moscow

The purpose of the study is to analyse the possible consequences for the future of "Global Britain" and to study the likelihood of the collapse of the Commonwealth of Nations. It is substantiated that after Brexit the UK found itself in a new reality. A study of the Integrated Strategic Review of the UK government was carried out, which outlines the position of the state in the international arena and the direction of its development. It is shown that Global Britain in an era of competition sets a strategic framework based on four overarching and complementary goals: maintaining economic advantage through technology and science; building an open international order for the future; increased resilience; strengthening security and defense at home and abroad. The perception by Great Britain of its own position in the international arena and the future relations of Great Britain with other countries is presented. To achieve the goal of the study, the method of scientific literature analysis, systematization, generalization, comparative and logical analysis were used. The necessity of solving internal problems in Great Britain is proved in order to start measures for its becoming a world power.

Keywords: competition; development strategy; foreign economic policy; integration; economic influence.

Цитировать: Фадеева И.А. Распад содружества наций: будущее "Глобальной Британии" // KANT. – 2023. – №3(48). – С. 91-96. EDN: EBZKGU. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-48.14

Фадеева Инна Авенировна, кандидат экономических наук, профессор, кафедра Английского языка, Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации, Москва.

Целью исследования является анализ возможных последствий для будущего «Глобальной Британии» и изучение вероятности распада Содружества наций. Обосновано, что после Brexit Великобритания оказалась в новой реальности. Проведено исследование Интегрированного стратегического обзора правительства Великобритании, где изложена позиция государства на международной арене и направления его развития. Показано, что «Глобальная Британия» в эпоху конкуренции устанавливает стратегические рамки, основанные на четырех всеобъемлющих и взаимодополняющих целях: сохранение экономического преимущества с помощью технологий и науки; построение открытого международного порядка в будущем; повышение устойчивости; укрепление безопасности и обороны в стране и за рубежом. Представлено восприятие Великобританией собственного положения на международной арене и будущих отношений Великобритании с другими странами. Для достижения цели исследования были использованы метод анализа научной литературы, систематизация, обобщение, сравнительный и логический анализ. Доказана необходимость решения внутренних проблем в Великобритании, чтобы начать мероприятия для ее становления в качестве мировой державы.

Ключевые слова: конкуренция; стратегия развития; внешнеэкономическая политика; интеграция; экономическое влияние.

5.2.5

Фадеева И.А.

Распад содружества наций: будущее «Глобальной Британии»

На протяжении более 50 лет две основные политические партии Соединенного Королевства соглашались с тем, что членство в Европейском Союзе имеет стратегическое значение для британской внешнеэкономической политики. Европейская интеграция рассматривалась как основное средство, с помощью которого можно было бы увеличить политическое и экономическое влияние Великобритании. Однако поддержка ЕС вряд ли была непоколебимой, поскольку сменявшие друг друга правительства Великобритании стремились ограничить влияние интеграции на британский суверенитет. Сознавая фундаментальную перестройку международной роли Великобритании, которую влечет за собой Brexit, премьер-министр Тереза Мэй предложила термин «Глобальная Британия» в своей первой крупной речи о позиции Великобритании после Brexit [7].

Кампания за то, чтобы остаться в ЕС, велась непоследовательно, а сторонники «выхода» мобилизовались на действия, зачастую опираясь на недостоверную информацию. Присутствие Соединенного Королевства сначала в Европейском сообществе, а затем в Европейском союзе было специфическим. Опасения и скептицизм британцев по отношению к интеграционным инициативам в Европе были видны с самого начала, а со вступлением в Европейское экономическое сообщество усилились. Стоит отметить, что европейский вопрос был важным инструментом и внутренней политики Великобритании, который использовался как способ влияния на противников или политических оппонентов [6]. Одной из основных целей британской внешнеэкономической политики было предотвращение установления доминирующей державы на континенте. В июне 2016 года в Великобритании прошел референдум о выходе из Евросоюза, о котором было объявлено в 2013 г. Согласно окончательным результатам, объявленным на следующий день после голосования, т. е. 24 июня, 51,9% британцев поддержали Brexit, а 48,1% граждан Великобритании не поддержали Brexit - при явке 72,2% [3]. В то время еще не были указаны принципы выхода из ЕС или будущие отношения между Великобританией и Европейским союзом.

Впоследствии был сформирован ряд целей, которых Великобритания хотела бы достичь в ходе переговоров с ЕС: создание «Глобальной Британии» на международной арене; выход из единого рынка Европейского союза с таможенным союзом; восстановление контроля над британским и иммиграционным законодательством; недопущение создания, так называемой, «жесткой» границы с Ирландией; ограничения от юрисдикции Европейского суда. Большинство из этих пунктов вытекают из аргументов референдума, но выход из единого рынка должен был учитывать возможность «жесткого Брексита». Европейский совет также принял свои собственные руководящие принципы: неделимость четырех свобод единого рынка; выход из Союза направлен на то, чтобы лишить государство-члена возможности иметь те же права и льготы, а также обязательства, которыми пользуется государство-член [8].

И Великобритания, и ЕС начали разрабатывать документы по темам, связанным с их целями: по финансовому урегулированию и правам граждан, будущих таможенных процедурах и ирландской границе. Переговорный процесс занял много времени, и Соединенное Королевство покинуло Европейский Союз 31 января 2020 года - через 47 лет и 31 день после вступления в него. Соглашение о выходе, принятое на основе статьи 50 Договора о Европейском союзе, устанавливает условия выхода Соединенного Королевства из Европейского Союза, включая новаторские решения наиболее чувствительных вопросов, возникших в ходе переговоров.

Одной из таких проблем по-прежнему остается вопрос ирландской границы. В настоящее время Соединенное Королевство борется с нехваткой водителей большегрузных автомобилей, логистическими проблемами и нехваткой ассортимента в магазинах. Британское правительство требует пересмотра Североирландского протокола, при этом требования Великобритании могут привести к «разрыву отношений» между двумя странами. Прежде всего, британская сторона хотела бы отменить надзор Суда Евросоюза за Североирландским протоколом, который регулирует отношения на границе Северной Ирландии и Ирландии. Хотя Северная Ирландия является частью Соединенного Королевства, она остается частью единого товарного рынка ЕС в соответствии с тем же протоколом. С другой стороны, Европейский Союз не согласен менять сам протокол, потому что он подпадает под действие законодательства ЕС, толкованием которого занимается Суд ЕС.

Последние месяцы подтвердили место Соединенного Королевства на международной арене. Большинство торговых соглашений после Brexit ничем не отличаются от тех, которые ратифицированы Европейским Союзом, но подписанное с Австралией дает Союзу более выгодные условия, чем Великобритания, хотя обе стороны до сих пор не могут договориться об окончательной версии соглашения. В 2021 году экспорт Великобритании в Австралию составил 9,8 млрд фунтов стерлингов, или 1,6% всего экспорта страны. Для сравнения, в том же году экспорт в ЕС составил 267 миллиардов фунтов стерлингов - 42% всего экспорта Великобритании - число, которое уже сокращалось с 2006 года, когда на них приходилось 54% совокупного экспорта Великобритании [4]. Одной из проблем являются тарифы, которые применяются в обоих направлениях, что делает торговлю между двумя странами не очень выгодной для компаний с обеих сторон.

Соединенное Королевство достигло аналогичного соглашения с Новой Зеландией. Предполагается, что 99,5% текущей торговли Новой Зеландии будет осуществляться беспошлинно благодаря сочетанию отмены тарифов и беспошлинных квот, которые со временем будут увеличиваться, а затем удалены. При полной реализации экспорт товаров из Новой Зеландии в Великобританию увеличится более чем на 50% (от 51% до 53%) [9]. Однако в этом направлении есть проблемы: большие транспортные расходы, экологические ограничения и пр. Получение статуса «партнера по диалогу» со странами АСЕАН, безусловно, более успешно, хотя последующее соглашение AUKUS между Австралией, Великобританией и США получило множество комментариев, в основном негативных, среди стран Юго-Восточной Азии [2, 10].

В 2021-2023 гг. Великобритания провела несколько крупных международных мероприятий, которые многие рассматривают как огромный успех «Глобальной Британии», как видение Британии в качестве ведущего игрока на международной арене. Однако, такие инциденты, как так называемая колбасная война, а затем и рыбная война [1, 5], неспособность договориться по вышеупомянутому Ирландскому протоколу, которые показали, что Соединенное Королевство не может рассчитывать на особые отношения с Соединенными Штатами, указывают на то, что британцы были слишком амбициозны, представляя будущее Великобритании на международной арене после Brexit [10]. Полагаем, более широкий вопрос здесь заключается в лицензиях, которые теперь требуются в соответствии с новыми договоренностями о Brexit.

После окончательного выхода из Европейского Союза в декабре 2020 года Соединенное Королевство имеет возможность реализовать свое видение глобального Соединенного Королевства. С момента распространения вышеуказанного лозунга ведутся споры о том, что вообще означает этот термин для направления внешнеэкономической политики страны. В данном контексте необходимо рассматривать различные вопросы: какие перспективы для торговли, безопасности и британского влияния есть в мире; является ли это сознательным поворотом от Европы к более тесным связям с бывшими колониями, такими как Новая Зеландия и Австралия, так называемой, Империей 2.0.

Британское правительство пытается ответить на эти вопросы, публикуя свой «Интегрированный обзор: глобальная Британия в конкурентную эпоху». Комплексный обзор был опубликован 16 марта 2021 года. Данный документ сопровождался актом под названием «Защита в эпоху конкуренции». Позже она была поддержана Комплексной операционной концепцией до 2025 года. В соответствии с новым подходом запрет на антиконкурентные соглашения и согласованные действия, согласно главе I Закона о конкуренции 1998 г. (Закон 1998 г.), будет применяться к действиям, осуществляемым либо в Соединенном Королевстве, либо за пределами Соединенного Королевства, но имеющим прямые, существенные и предсказуемые последствия в Великобритании. Заявленная причина изменения территориального охвата состоит в том, чтобы обеспечить более сильное и быстрое правоприменение против незаконного антиконкурентного поведения, но движущие силы изменения связаны с Brexit, например, опасения, что европейские компании могут начать бойкотировать поставщиков или клиентов в Европе. Великобритания или геоблокировка клиентов в Великобритании без риска быть подвергнутым санкциям в соответствии с законодательством Великобритании о конкуренции [8].

Основная цель при разработке стратегии, заключалась в том, что оно должно сочетать внешнеэкономическую политику с политикой безопасности. Британские силы обороны планировалось сформировать таким образом, чтобы дать возможность реализовывать внешнеполитические приоритеты, а также обеспечить защиту широко понимаемых интересов Великобритании. Комплексный обзор направлен на: определение амбиций правительства Великобритании в отношении роли Великобритании в мире и определение долгосрочных стратегических целей в области национальной безопасности и внешнеэкономической политике; определение возможностей, которые им необходимы в следующем десятилетии, а также в последующий период, чтобы выполнить свои приоритеты и противостоять угрозам и рискам, с которыми они сталкиваются; описание необходимых реформ структур и систем управления для достижения этих целей; уточнение, как более эффективно работать со своими партнерами; определение конкретного подхода к реализации в течение следующего десятилетия и определить, как они будут оценивать реализацию своих планов.

Направления стратегии Великобритании следующие: видение Великобритании в 2030 году; национальная безопасность и международная обстановка к 2030 году; стратегические рамки; сохранение стратегических преимуществ с помощью науки и техники; подъем научно-технической мощи Великобритании; ответственная, демократическая кибер-сила; формирование открытого международного порядка будущего; открытая, устойчивая глобальная экономика; расширение открытого международного порядка на будущих границах; Британия в мире: европейская страна с глобальными интересами; уклон в сторону Индо-Тихоокеанского региона: кадры; укрепление безопасности и обороны внутри страны и за рубежом; повышение устойчивости в стране и за рубежом [8].

В отличие от своих более ранних версий в 2010 и 2015 годах, «Глобальная Британия» более точно и открыто говорит о своей стратегии. Британское правительство утверждает, что придется сочетать стратегию, которая ставит долгосрочные цели и прогнозирует проблемы, с которыми можно столкнуться на этом пути, и определяет, какой путь нужно пройти к ним, с адаптивным подходом. В комплексном обзоре изложены стратегические рамки, основанные на четырех всеобъемлющих, а также взаимодополняющих подходах: построение открытого международного порядка в будущем; сохранение экономических преимуществ с помощью технологий и науки; повышение устойчивости к внешним воздействиям в стране и за рубежом; укрепление безопасности и обороны внутри страны и за рубежом. Можно предположить, что это меры, которые обеспечат реализацию долгосрочных приоритетов Глобального Соединенного Королевства к 2030 году.

В дополнение к подчеркиванию амбиций стать научно-техническим центром, быть на переднем крае кибербезопасности и окружающей среды, британцы в Стратегическом обзоре описывают, как они видят текущие и будущие международные отношения с другими странами. По их мнению, среди всех европейских стран Соединенное Королевство обладает уникальными глобальными интересами, возможностями и партнерскими отношениями, они считают, что у них есть глобальная перспектива и ответственность. Их цель состоит в том, чтобы иметь хорошие возможности для того, чтобы воспользоваться преимуществами развивающихся рынков, изменений, происходящих в мировой экономике, и глобальных достижений в области технологий и науки. Они подчеркивают, что укрепят будущее процветание за счет углубления экономических связей с динамичными частями мира, такими как регион Персидского залива, Африка и, прежде всего, Индо-Тихоокеанский регион, а также за счет торговли с Европой.

Согласно планам Великобритании, предполагается, что, активизируясь, например, в Индо-Тихоокеанском регионе, она сможет адаптироваться к региональному балансу сил и стремиться к сотрудничеству с существующими структурами, такими как АСЕАН или Соглашение о всеобъемлющем и прогрессивном Транстихоокеанском партнерстве. Основным внешнеполитическим моментом является сдвиг после Brexit в сторону Индо-Тихоокеанского региона. Это было истолковано некоторыми наблюдателями как попытка вернуть Соединенному Королевству ведущую роль «к востоку от Суэца», когда британцы имели большое количество военных объектов в этом регионе до их ухода из этих районов в 60-е годы и вступления в Европейское экономическое сообщество в 1973 году. В документе изложены амбиции Великобритании по изменению направления традиционной внешнеэкономической политики, которая заключалась в сохранении международной системы после холодной войны. Он признает более разделенный международный порядок, характеризующийся усиливающейся конкуренцией между государствами за интересы, ценности и нормы, а также тот факт, что защита статус-кво в следующем десятилетии уже невозможна.

Здесь важно появление Индо-Тихоокеанского региона и Китая в качестве нового геостратегического центра притяжения, который, как говорится в докладе, имеет решающее значение для безопасности и экономики Соединенного Королевства. Предполагается, что Китай создает возможности для двусторонней торговли и инвестиций и является крупнейшим драйвером роста, но в то же время подчеркивается, что Китай рассматривается как самая большая угроза экономической безопасности Великобритании из-за ее другого набора ценностей и авторитарного правительства.

Видение о «Глобальной Британии» заключается в том, чтобы Соединенное Королевство двигалось более эффективно, чем раньше, на международной арене, сосредотачивая свое внимание не на Европе, а на Азии, и участвуя в специальных альянсах. Это помещает Великобританию в мир стран, которые должны объединяться всякий раз, когда это необходимо, но в то же время должны сохранять бдительность, чтобы иметь возможность быстро изменить курс в случае необходимости.

Действительно, переход от британского правительства к более гибкой внешней политике может быть стратегически целесообразным. Однако желание британцев иметь большее международное влияние было бы более вероятным, если бы Великобритания была более стабильной в своей стране и в своем непосредственном соседстве. Поворот в сторону Индо-Тихоокеанского региона не был так четко обозначен, первым условием Глобального Соединенного Королевства является обеспечение безопасности британских граждан в стране, но также подчеркивает важность обеспечения порядка в евроатлантическом регионе, где Соединенное Королевство должно сосредоточить свое внимание. При этом международное сотрудничество в области безопасности и обороны не включено в Соглашение о торговле и сотрудничестве между ЕС и Великобританией, подписанное в декабре 2020 года, хотя это было в более ранней политической декларации.

В докладе «Глобальная Британия в эпоху конкуренции» Евросоюз практически не упоминается, а сам документ не содержит конкретных предложений по сотрудничеству в постбрекситовской реальности. Глобальная Британия в эпоху конкурентоспособности фокусируется в основном на выявлении действий источников территориальных угроз. Это, в сочетании с политикой Великобритании в области НИОКР, может привести к сотрудничеству на межправительственном уровне, а также между исследовательскими организациями по новым системам вооружений и технологиям двойного назначения.

Несмотря на огромные амбиции Соединенного Королевства по усилению своего влияния в Индо-Тихоокеанском регионе, ограничение присутствия в Скандинавско-Балтийском регионе или, в более широком смысле, на восточном фланге может показаться маловероятным в ближайшем будущем. Великобритания занимает достаточно прочные позиции в регионе, что проявляется в таких политических и военных форматах, как «Северная группа» или возглавляемые Великобританией Объединенные экспедиционные силы. Предположительно, усиление участия вооруженных сил США в оказании влияния и сдерживании Китая может даже привести к росту союзнического запроса на военное присутствие Соединенного Королевства в евроатлантическом регионе. Эта стратегия также подчеркивает необходимость обеспечения свободы судоходства в Черном море в сотрудничестве с Болгарией и Румынией. Кроме того, британцы продолжат миссию по наращиванию и обучению возможностей украинских вооруженных сил в Украине. Эти мероприятия сосредоточены на подготовке военно-морских и сухопутных сил. В отношении России и Беларуси Соединенное Королевство заявляет о готовности использовать свою независимую санкционную политику для более быстрого и эффективного реагирования на действия недемократических государств.

Заключение

В данной статье проведен анализ видения Глобальной Британии в рамках документа под названием «Глобальная Британия в эпоху конкурентоспособности: комплексный обзор безопасности, обороны, развития и внешнеэкономической политике» с точки зрения его значимости. Ключевым фактором является необходимость столкнуться с реальностью после Brexit, которая оказывается гораздо сложнее, чем предполагалось ранее. Такие инциденты, как поставки энергоресурсов, нехватка водителей и кладовщиков, нескончаемый спор об ирландской границе или требования шотландского правительства о проведении еще одного референдума о независимости, не облегчают проведение внешнеэкономической политики. Для будущего положения Великобритании на международной арене ей сначала придется разобраться с внутренними проблемами, чтобы эти намерения стали реальностью. Если Великобритания не проведет реформы, проблемы усугубятся. Наибольшую угрозу единству государства представляет ситуация в Шотландии, а недовольство политикой властей может привести к «концу Соединенного Королевства».

Примечания:

1. All you need to know about the Northern Ireland sausage war. URL: https://www.rte.ie/brainstorm/2021/0614/1227938-sausages-brexit-northern-ireland-protocol-uk-eu-boris-johnson-trade-war/ (дата обращения 2023.06.25).

2. AUKUS: The Trilateral Security Partnership Between Australia, U.K. and U.S. URL: https://www.defense.gov/Spotlights/AUKUS/#:~:text=In%20Septe

mber%202021%2C%20leaders%20of,building%20on%20longstanding%20and%20ongoing (дата обращения 2023.06.25).

3. Balls E., Weinberg N., Redmond J., Kailasa S., Cariati T. Finding ‘Global Britain’: political slogan to hard economic policy choices. M-RCBG Associate Working Paper Series. 2021. 84 р.

4. Bottinelli S. UK-Australia Free Trade Agreement: competition or cooperation? URL: https://foodmatterslive.com/article/uk-and-australia-free-trade-agreement-competition-or-cooperation/ (дата обращения 2023.06.25).

5. Brexit fish wars: history explains why France and the UK get so angry about access to the seas. URL: https://theconversation.com/brexit-fish-wars-history-explains-why-france-and-the-uk-get-so-angry-about-access-to-the-seas-170837 (дата обращения 2023.06.25).

6. Crémer J., de Montjoye Y.-A., Schweitzer H. Competition Policy for the digital era. Final report. European Commission. 2019. 133 р.

7. Glencross A., McCourt D. Living Up to a New Role in the World: The Challenges of “Global Britain”/ Orbis, 2018. Vol. 62(4), pp. 582-597. ISSN 0030-4387. URL: https://doi.org/10.1016/j.orbis.2018.08.010 (дата обращения 2023.06.25).

8. Global Britain in a Competitive Age: The Integrated Review of Security, Defence, Development and Foreign Policy. URL: https://www.gov.uk/government/publications/global-britain-in-a-competitive-age-the-integrated-review-of-security-defence-development-and-foreign-policy (дата обращения 2023.06.25).

9. New Zealand - United Kingdom Free Trade Agreement. URL: https://www.mfat.govt.nz/en/trade/free-trade-agreements/free-tradeagreements-in-force/new-zealand-united-kingdom-free-trade-agreement/ (дата обращения 2023.06.25).

10. Strachan H. Global Britain in a competitive age: strategy and the Integrated Review. Journal of the British Academy. 2021. Vol. 9, рр. 161–177. DOI. URL: https://doi.org/10.5871/jba/009.161 (дата обращения 2023.06.25).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.