УДК 94:323.14(410)«19» ББК 66.3 (4 Вел)
РАСОВЫЙ ФАШИЗМ В БРИТАНИИ*
Стивен Вудбридж,
доктор истории, преподаватель Кингстонского университета (Лондон, Великобритания) [email protected]
Перевод с английского А. С. Огановой
Аннотация. В данной статье исследуется общая природа фашизма в Британии в межвоенный период, а также возникновение различных фашистских групп, таких как Британские фашисты (БФ), Британский союз фашистов (БСФ) и Имперская фашистская лига (ИФЛ). Автор проводит свое исследование на примере деятельности идеолога фашизма и антисемитизма Арнольда Лиза (1878—1956), который начинал свою фашистскую карьеру в 1920-е гг. как член БФ, избирался в качестве одного из первых фашистских членов местного совета в Британии, затем вышел из рядов БФ, чтобы присоединиться к меньшей по численности, но более радикальной расистской фашистской группе, и, наконец, в 1928 г. основал ИФЛ. Статья содержит анализ фашистских идей и деятельности Лиза, как на местном, так и национальном уровнях в 1920-е и 1930-е гг., его соперничество с БСФ, а также рассматривает природу идеологии ИФЛ, вероучения Лиза, которое он назвал «расовый фашизм» и которое имело много общего с немецкими фашистскими идеями. Автор полагает, что, несмотря на то что радикальная расистская форма фашизма не смогла найти значительную поддержку в британском обществе, расистские идеи Лиза, возможно, оказали долгосрочное влияние на британские ультраправые силы.
Ключевые слова: фашизм, нацизм, фашисты, «фашисти», британский фашизм, британские фашисты, Арнольд Лиз, Имперская фашистская лига, Освальд Мосли, Британский союз фашистов, расы, расизм, антисемитизм.
RACIAL FASCISM IN BRITAIN
Steven Woodbridge,
Doctor of History, Lecturer, Kingston University, London, United Kindom
Abstract. This article explores the general nature of fascism in Britain during the interwar period and the various fascist groups that emerged, including the British Fascists (BF), the British Union of Fascists (BUF), and the Imperial Fascist League (IFL). It provides a case study of the fascist and anti-Semitic ideologue Arnold Leese (1878—1956), who started his fascist career in the 1920s as a member of the BF, was elected as one of Britain's first fascist local Councillors, broke away from the BF to join a smaller and more racist fascist group, and then, in 1928, founded the IFL. The article provides analysis of Leese's fascist ideas and activities at both the local and national levels in the 1920s and 1930s, his rivalry with the BUF, and the nature of his IFL ideology, a creed that he
* Отдельные части настоящего исследования впервые были опубликованы в статье автора Local and Vocal: Arnold Leese and British Fascism in Small-Town Politics // Socialist History. — 2012. — No. 41. Автору хотелось бы поблагодарить журнал за разрешение вновь использовать некоторые материалы для написания настоящей статьи.
152 -
termed 'Racial Fascism', and which bore many similarities to German Nazi ideas. The article argues that, while Leese's extreme and highly racist form offascism failed to win any significant support in British society, his racist ideas may have exerted a longer-term influence on the British extreme right.
Key words: fascism, Nazism, fascists, fascisti, British fascism, British Fascists, Arnold Leese, Imperial Fascist League, OswaldMosley, British Union of Fascists, race, racism, anti-Semitism.
В июне 1945 г., спустя всего несколько месяцев после того, как стало известно о размахе преступлений и ужасах нацистских лагерей смерти, и вскоре после окончания военных действий в Европе, идеолог британского фашизма и приверженец расизма Арнольд Спенсер Лиз (1878—1956) объявил читателям своего нового ежемесячного издания «Готик Риплес», что он написал книгу под заглавием «Еврейская война на выживание» [1]. Месяцем позже Лиз заявил своим сторонникам, «что самая прекрасная цивилизация, когда-либо существовавшая в Европе, была уничтожена союзниками в еврейской войне» [2]. До конца года, когда Великобритания и другие страны Европы пытались прийти в себя от разрушения и хаоса, вызванного пятью долгими годами конфликта с нацистской Германией, Лиз продолжал развивать свои подстрекательские взгляды, осуждая прошедшую войну как продукт «инстинкта отмщения» евреев [3]. Он также называл свидетельства, представленные на Нюрнбергском процессе по военным преступлениям, «болтовней Бельзена*» и отвергал судебные процессы в Нюрнберге в целом как «чисто еврейское и масонское» дело, «которое объясняется контролем евреев над «демократией» и большевизмом» [4].
Ветеранам-антифашистам, еврейским организациям, а также чиновникам Министерства внутренних дел и службы внутренней безопасности Великобритании (М15) было совершенно ясно, что Лиз, несмотря на то что во время войны содержался в тюрьме согласно статье 18б «Положений по Обороне» как лицо, представляющее возможный риск для безопасности, по-прежнему является горячим поклонником фашизма и, прежде всего, сторонником характерных для него антисемитских и расистских идей.
Лиз провоцировал ярость общества, демонстрируя свою искренность. Он предполагал продолжать распространение довоенных догм идеологии фашизма, внушая их каждому, кто был готов его слушать. И это — несмотря на поражение гитлеровской Германии и на все недвусмысленные доказательства массовых зверств и военных преступлений нацистов. Специальный отдел городской
* Бельзен — деревня в нацистской Германии, где был расположен концентрационный лагерь. — Прим. перев.
полиции Лондона сообщал в Министерство внутренних дел и в М15 о своем подозрении, что Лиз попытается вновь создать фашистскую организацию, вроде той, которую он возглавлял в 1930-е гг., и что он ищет человека, способного, стать его послевоенным «преемником» [5].
Кем же был Арнольд Лиз и почему он так стремился воскресить свою расистскую версию британского фашизма? Какую роль он сыграл в возникновении фашизма в Великобритании в межвоенный период?
Лиз родился в семье, принадлежавшей к среднему классу. Он провел 6 лет в Индии и затем два года в Восточной Африке на службе в британской колониальной администрации. Во время первой мировой войны он служил в ветеринарном корпусе Королевской Армии, специализируясь на лечении верблюдов. После войны, в 1920-е гг., верблюжий ветеринар жил в Стэмфорде (графство Линкольншир), а позднее, в 1930-е гг., в Гилдфорде (графство Суррей). В основном он стал известен специалистам по фашизму в межвоенный период как один из не очень серьезных идеологических соперников Освальда Мосли и «Британского Союза Фашистов»» (БСФ). В 1928 г. Лиз, вместе с майором Дж. Бейли и Л. Х. Шеррардом, был одним из основателей небольшой «Имперской Лиги Фашистов» (ИФЛ).
Когда Мосли сформировал БСФ, Лиз, тогда генеральный директор ИФЛ, упорно сопротивлялся попыткам объединить все существовавшие фашистские группы в одну организацию. Он был твердо убежден, что ИФЛ должна оставаться полностью независимой от организации Мосли, поскольку лишь она является носителем того, что можно считать «настоящим» фашизмом, представляющим учение, ставящее в центр политики биологическую концепцию расы. Более того, Лиз искренне верил, что БСФ Мосли — это «поддельный» фашизм, поскольку не относится серьезно к «еврейской угрозе» [6]. БСФ он саркастически именовал «кошерной фашистской» организацией, которой манипулируют евреи, добиваясь дискредитировать настоящий фашизм [7]. Мосли был для него эгоистом-авантюристом, интересовавшимся больше собственной карьерой, чем руководством серьезным фашистским движением.
Статья, предлагаемая вниманию читателей, преследует три цели. Во-первых — предложить об-
- 153
щую характеристику фашизма в межвоенной Великобритании и показать отношение к нему Лиза. Во-вторых — убедительно показать, что одним из ключевых моментов, необходимых для более полного понимания идей деятельности Лиза в 1930-е гг,. является оценка уроков, которые он извлёк из участия в местной муниципальной политике в небольшом городе Стэмфорде в 1920-е гг., из своих ранних попыток организовать фашистскую деятельность в низах в расчете на последующее большее национальное признание, прежде всего в районах Гилдфорда и Лондона. В-третьих — представить общий анализ идеологических разногласий Лиза с Мос-ли и БСФ. По ходу дела будет исследована природа фашистских идей лидера ИФЛ.
У истоков британского фашизма
Первой официальной фашистской организацией, появившейся в межвоенной Великобритании, было объединение «Бритиш Фашисти» (БФ), основанное в мае 1923 г. Ротой Линторн-Орман (1895— 1935), воодушевленной «маршем на Рим» Муссолини и его несомненным успехом в «борьбе против большевизма» в Италии. Не случайно название «Бритиш Фашисти» звучало как бы по-итальянски.
У БФ был свой руководящий комитет, называвший себя «Большим Советом», что тоже было следствием подражания организационной структуре фашистской партии Муссолини. Однако в 1924 г., чтобы избежать обвинений в чрезмерных заимствованиях у иностранцев, БФ внесло в свое название некоторые коррективы и стало именовать себя в большей степени по-английски «Бритиш Фа-шистс». Линторн-Орман осталась «основателем» БФ. Вместе с тем у БФ появился и президент. Им первоначально стал лорд Гарвах, которого вскоре сменил генерал Р. Б. Д. Блейкени (1872—1952), отставной военный и бывший управляющий сети железных дорог в Египте.
До середины 1926 г. Линторн-Орман и Блей-кени руководили БФ совместно, всячески подчеркивая «британский характер» своего истолкования фашизма. Затем между ними произошла ссора, за которой последовал раскол БФ. Некоторое время руководство движением продолжали осуществлять Линтрон-Орман и ее сохранившиеся сторонники в Большом Совете. Однако к началу 1930-х гг. ее роль сошла на нет из-за ее нездоровья и алкоголизма. Оказавшееся без руководства и потрясаемое новым разногласиями и конфликтами, БФ стало постепенно умирать.
На этапе своего относительного расцвета, в 1920-е гг., БФ выступало с резко антисоциалистических и антикоммунистических позиций, провоз-
глашая своим главным делом защиту британского короля, империи и конституции. Главной темой во всех идеологических изданиях и речах деятелей БФ были наличие в стране подрывных сил и угроза революции. В руководстве БФ во многом задавал тон писатель Неста Вебстер (1876—1960), чьи конспирологические книги по истории популярны среди крайне правых даже сегодня. «Интенсивная пропаганда и постоянная борьба против всех большевистских, коммунистических, социалистических и других подрывных и антихристианских движений, — постоянно провозглашавшиеся в документах БФ, — должны продолжаться до тех пор, пока империя не будет очищена от всех подстрекателей, нелояльных по отношению к правительству...» [8].
В это время сложились прочные связи между БФ и представителями крайне правого крыла партии консерваторов, в которое входили, в первую очередь, реакционеры, близкие к земельной аристократии, и отставные военные. В то же время БФ стремилось привлечь на свою сторону представителей рабочих, пытаясь подать себя как несоциалистическую альтернативу официальному рабочему и профсоюзному движению. Генерал Блейкени то и дело подчеркивал, как жизненно важно оградить британского труженика от контроля «международного большевизма» [9]. БФ было намерено способствовать образованию того, что они называли «неполитическими профсоюзами» [10]. Некоторые рабочие привлекались БФ в качестве «распорядителей», задачей которых была охрана ее собраний (как и собраний консерваторов) «от нападения социалистов», с применением, в случае необходимости, и физического насилия.
Как и многие другие фашистские группы, БФ было организовано на полувоенной основе. В нем была установлена военная дисциплина, введены чины, звания, награды за службу. К 1925 г. Британское Адмиралтейство запретило действующим офицерам королевского флота членство в БФ. Озабоченный данной проблемой Армейский Совет, в свою очередь, запросил соответствующих указаний у Министерства обороны [11]. В итоге Министерство обороны также фактически запретило всем действующим сотрудникам вооруженных сил Её Величества присоединяться к БФ.
«Милитаристская» тема в идеологии БФ была раскрыта в статье его сотрудника Джона Чешира в журнале «Британский Лев» (1928): «Военный аспект фашизма — это то, что должно отвечать чаяниям каждого англичанина. Это его привилегия и долг готовить себя к защите чести его жены и дочери от посягательств толпы.» [12].
Рост БСФ Мосли
Как мы уже отмечали, другой главной фашистской организацией в Британии в межвоенный период был «Британский Союз Фашистов» (БСФ), известный также как «чернорубашечники». Интерес исследователей британского фашизма был на протяжении многих лет сосредоточен, главным образом, на деятельности БСФ в 1930-е гг. и на проблеме роста влияния фашизма в трактовке Мос-ли. Отсюда столь обширная историография, посвященная БСФ [13].
Основан он был в 1932 г. Создал его, как уже н упоминалось, богатый аристократ, бывший член парламента Освальд Мосли (1896—1980). За спиной у него осталась непростая политическая карьера. Первоначально он был членом «Консервативной партии», в начале 1920-х гг. стал заигрывать с либералами, а потом, в 1924 г., вступил в «Лейбористскую партию». Этот шаг получил широкую огласку. Вступление в ряды лейбористов видного аристократа, способного стать «восходящей звездой» на левом крыле британской политики, рассматривалось как немалый успех сравнительно молодой партии лейбористов.
В лейбористском правительстве Рамзея Макдо-нальда (1929—1931), Мосли стал министром. Однако вскоре, заявив о своем несогласии с нерешительной экономической политикой лейбористов в борьбе с «Великой депрессией», подал в отставку [14]. Поскольку его попытка обратиться через голову лидеров непосредственно к рядовым членам партии не дала ожидаемых результатов, он покинул ряды лейбористов. В 1931 г. им была образована своя «Новая партия» (НП), которая должна была, согласно его замыслу, разрушить «связку» двух главных политических партий и предложить обществу «чрезвычайные» решения [15]. Когда же на всеобщих выборах в парламент, состоявшихся в 1931 г., все выдвинутые НП 24 кандидата (включая самого Мосли) с треском провалилась, а предпринятые им в 1931—1932 гг. попытки заручиться хоть какой-то поддержкой у лейбористов или консерваторов не дали результата, Мосли резко переместился в крайне правое крыло политического спектра.
После состоявшегося в начале 1932 г. визита в фашистскую Италию, где его «глубоко впечатлил» современный характер режима Муссолини, Мосли принял энергичные меры, чтобы преобразовать НП и, прежде всего, ее молодежное крыло, в ядро, ставшее вскоре «Британским союзом фашистов». К нему сразу же переметнулись некоторые руководящие деятели БФ, унося с собой списки членов и расколов в очередной раз его Большого Совета [16].
Как и БФ Линторн-Норман, БСФ Мосли отличался крайним антикоммунизмом и позиционировал себя как полувоенное движение. Однако, в отличие от БФ, занимавшее сравнительно осторожные позиции и выступавшее, в основном, в поддержку политического статус-кво, БСФ, подчеркивая, что стремится достичь своих целей, прибегая лишь к «законным и конституционным методам», настойчиво именовал себя «революционным» движением, готовым бросить вызов старому порядку и добиться радикальных экономических и политических изменений. Как и итальянские фашисты, Мосли подчеркивал «молодежный и современный характер» БСФ и презрительно относился к тем, кого именовал «старыми бандами». Именно в этом тоне и характеризовались им основные политические партии Великобритании, стремившиеся предотвратить любые экономические, политические или иные изменения в обществе.
В своей книге «К величию Британии» (1932 г.), в которой впервые были изложены основные идеи политики БСФ, Мосли подчеркивал, что БСФ не будет обычной традиционной «партией», а станет «новым движением», необходимым ХХ столетию. Только такое движение, утверждал он, может эффективно действовать в уникальных условиях чрезвычайного положения в экономике, предотвратив, тем самым, опасную поступь коммунизма. «В борьбе и в победах современное движение должно быть неискоренимо связано с жизнью нации. В такой борьбе не может выжить ни одна из обычных партий прошлого... Наша надежда на жизнеспособную и решительную молодежь, преданную воскрешению величия нации» [17].
БСФ стал всё чаще атаковать либеральную демократию, именуя ее «демократией для финансистов» и подчеркивая, что она является лишь щитом для закулисных интересов «международных финансистов», безжалостных (как правило, «иностранных») капиталистов, которые ставят свою собственную прибыль выше интересов нации. Отстаивая версию фашизма в духе Муссолини, БСФ призывал к созданию «корпоративного государства», которому бы было под силу решение экономических проблем Великобритании.
Соответствующая идея была развернуто изложена в книге Александра Рейвен-Томсона «Грядущее Корпоративное Государство» (1938 г.). Эта книга является, видимо, одним из самых подробных фашистских материалов на эту тему. Согласно Томсону, фашисты считают необходимым заменить «демократию для финансистов новыми конституционными формами Корпоративного Государства», Такие фундаментальные изменения «будут
- 155
всеобщей революцией», поскольку демократия потерпела крах не только в Великобритании, но и во всём мире [18]. Аналогичные заявления регулярно публиковались в ежеквартальном журнале «Фашист Квотерли», который позднее стал именоваться «Бритиш Юньон Квотерли», а также в двух еженедельниках «Чернорубашечник» и «Действие».
В целом, Мосли удалось создать такую версию фашизма, которая позволила ему привлечь в 1934 г. в БСФ (хотя и ненадолго) до 50 тысяч членов и обеспечить ему поддержку влиятельного газетного концерна «Daily Mail», принадлежавшего лорду Розермеру. Очевидная способность БСФ Мосли вербовать в свои ряды представителей всех классов британского общества, а также его очевидная готовность применять силу для подрыва (а, возможно, и свержения) парламентской демократии вызвали серьезную озабоченность британского Министерства внутренних дел. М15 и спецотдел получили указание представлять регулярные отчеты о положении в БСФ. Для наблюдения за планами Мосли в ряды чернорубашечников тайно внедрялись агенты секретной службы. Так, в мае 1934 г. М15 направила 150 начальникам территориальных управлений полиции всей Великобритании письмо с просьбой регулярно представлять подробные отчеты о членах БСФ и их деятельности в соответствующих районах. Первый секретный полномасштабный доклад М15 о «Фашистском движении в Соединенном Королевстве» был направлен в Министерство внутренних дел уже в июне 1934 г. В докладе содержалось описание «различных тенденций», способствовавших опасному росту влияния Мосли и БС [19].
В том же месяце в Лондоне в зале Олимпия состоялся массовый митинг БСФ, сопровождавшийся стычками между чернорубашечниками и их противниками-антифашистами. Это событие шокировало и встревожило как средства массовой информации и парламентское большинство, так и различные слои британского электората.
Напуганный реакцией общественности и возможностью бойкота рекламодателями (что лишило бы газетную империю значительных доходов), ее владелец лорд Розермер сообщил Мосли о прекращении поддержки. Активизировавшиеся в связи с этим событием критики обращали внимание на то, что жесткая тактика БСФ не является «британской» и слишком напоминает насилие, характерное для пришедших к власти на год раньше нацистов Германии. Доверие к движению Мосли оказалось подорванным. С середины 1934 г. его членский состав стал неуклонно сокращаться. К началу 1935 г., согласно оценкам, число членов БСФ упало до 5 тысяч [20].
Борьба за выбор направления
На протяжении 1934—1935 гг. внутри руководства БСФ шли споры о том, как остановить падение численности Союза. В них противостояли те, кто, выглядя «более умеренными», добивались упрочения партийной дисциплины, принятия достойной программы, с которой можно было бы выйти на выборы, а также следования идеям «закона и порядка», и «идеологами», рассматривавшими БСФ как революционно-пропагандистскую силу, призванную повлиять на массы, демонстрируя свою страстную приверженность определенным идеологическим принципам. «Идеологи» призывали к повышению уровня конфронтации с существующими структурами власти, в частности, к повсеместному использованию уличных форм борьбы, ссылаясь при этом на успешную тактику нацистского движения.
Мосли, судя по всему, пытался умиротворить стороны, подчеркивая преимущества, которыми обладают оба подхода, но ссылаясь при этом на нехватку ресурсов, которые исключают возможность ведения обширных избирательных кампаний. В конечном счете, БСФ не участвовал во всеобщих выборах 1935 г., используя для оправдания своей позиции лозунг «Фашизм в следующий раз». Это, естественно, играло на руку «идеологам».
Во всяком случае, в 1935—1936 гг. Мосли и его помощники, пытаясь добиться возрождения БСФ и быстрого восстановления его влияния, прежде всего предпочтение «идеологическому подходу» начали отдавать в крупных городах. В большей степени стал демонстрироваться свойственный им антисемитизм, сильнее выпады против структур власти, интенсивнее ориентация на германскую модель фашизма. Знаменательно в этом смысле изменение наименования БСФ на «Британский Союз Фашистов и Национал-социалистов» (хотя затем, в конце 1930-х гг. оно было вновь сокращено до «Британского Союза» (БФ)
Идеологи БСФ с самого начала специализировались на критике «международных финансистов» (часто с антисемитским подтекстом). Однако начиная с 1935—1936 гг., она становилась всё более жесткой. Наряду с этим БСФ участил проводимые им провокационные военизированные марши в районах, избирая при этом населенные пункты, в которых проживали этнические меньшинства (например, Ист-Энд в Лондоне, где насчитывалось много евреев).
Кульминацией этой активности была бесславная попытка БСФ пройти в начале октября 1936 г. маршем через Кэбл Стрит в Ист-Энде Лондона. Мосли и его помощники появились впервые на
нем в новой униформе нацистского типа. Итальянский символ «фаши»* на рукавных повязках членов БСФ был заменен новым символом «сверкающая молния», напоминающая рунические символы нацистов. Объединения евреев, социалистов, членов профсоюзов и других антифашистских активистов, вдохновляемые республиканским лозунгом «Но пасаран!» («Они не пройдут!»), родившимся в ходе Гражданской войны в Испании, блокировали Кэбл Стрит, стремясь помешать маршу БСФ. Начались серьезные беспорядки, в которые оказалась вовлечена и лондонская полиция. Шокированное размахом насилия, британское правительство ввело в силу Закон об общественном порядке (1936 г.), которым запрещалось ношение униформы членам политических организаций, и предоставило министру внутренних дел, ответственному за общественный порядок, дополнительные полномочия регулировать или запрещать марши экстремистских политических движений.
Хотя Закон 1936 г. и помог свести на нет полувоенный образ БСФ (они лишились возможности публично носить свою чернорубашечную форму), их марши и массовые ралли продолжались всюду, где это было возможно. Создавалось впечатление, что новый, дополнительный акцент на антисемитизм наряду с яростной кампанией, требовавшей урегулировать отношения с Германией, чтобы избежать «войны с братьями» в Европе, позволил БСФ увеличить к 1939 г. численность своих рядов приблизительно до 22 500. Высшей точкой этой кампании у БСФ стало массовое ралли за мир, проведенное в июле 1939 г. в выставочном зале Мирового суда в Лондоне. Оно рекламировалось БСФ как самое большое в мире для того времени собрание в закрытом помещении.
Основополагающее послание Мосли, сформулированное в начале 1930-х гг., оставалось прежним. В другой книге «Мы живем завтра» (1938 г.), где излагались ключевые идеологические принципы, он утверждал, что БСФ всё еще является единственным движением, способным спасти нацию, и что вся борьба его чернорубашечников в предыдущие несколько лет выступала лишь «первым этапом в миссии полного обновления», который был «необходимым подготовительным мероприятием» на пути к осуществлению власти [21]. По сравнению с книгой «К величию Британии» в новом произведении Мосли налицо ясные признаки более воинственного подхода к политике («кровь и отечество») Тем не менее главный акцент делался в ней
* «Фаши» — пучок прутьев в Древнем Риме — лик-торский символ власти. — Прим. перев.
на британской идентичности, защите интересов Великобритании и ее империи.
Мосли, очевидно, стремился не быть слишком тесно связанным с немецкой доктриной, особенно в условиях растущей международной напряженности в Европе.
Находясь на периферии в течение всего этого периода и близко наблюдая за динамикой влияния Мосли на британское общество, как и за переменчивой судьбой БСФ, Арнольд Лиз оставался в твердом убеждении, что Мосли действительно «мошенник», а его демонстративный поворот к антисемитизму скорее выражение прагматической тактики, чем подлинное идеологическое убеждение. В частности, Лиз сомневался в том, что переход БСФ к более «нацистской» модели был искренним, поскольку считал себя единственным подлинным британским приверженцем «расистского фашизма» нацистского типа.
Арнольд Лиз и британский фашизм (1920-е гг.)
Вернемся на время к переходу Арнольда Лиза на позиции фашизма в предыдущем десятилетии. После военной службы в качестве офицера-ветеринара он вернулся к гражданской жизни и в начале 1920-х гг. занялся частной практикой как ветеринар-хирург в преимущественно сельскохозяйственном городке Стэмфорд и окружающем округе южной части английского графства Линкольншир. Именно в этот период он заинтересовался фашизмом и вступил в «Бритиш Фашисти» (БФ). Когда Лиз стал убежденным фашистом, точно не известно, но однажды, в 1925 г., он рассказал, что еще в апреле 1923 г. написал «краткий памфлет о фашизме» [22].
Лиз определенно разделял патологические страхи БФ относительно социализма. По его убеждению, итальянские социалисты «манипулировали самыми низкими инстинктами толпы, искажая при этом факты и приводя те же доводы, что и те, которые до тошноты знакомы нам в Британии». Он считал, что в Италии в первые послевоенные годы прошло «быстрое вырождение», а социалисты добились того, к чему стремятся «наша так называемая лейбористская партия и поддерживающие ее простофили — сделать то же самое в Британии» [23].
В своих мемуарах он указывал на два фактора, повлиявших на принятие им фашизма: с одной стороны, идеи Артура Китсона, владельца инженерной фирмы в Стэмфорде (он был также реформатором денежной системы), отстаивавшего антисемитские взгляды и разоблачавшего заговоры «международных банкиров»; с другой — драматические события
- 157
в Италии: «Я с интересом наблюдал за бескровной революцией Муссолини, кто решительно покончил с хаосом, в который вверг эту страну выступавший под маской либерализм. Мне показалось, что это было движение, которое могло бы покончить с политическим жульничеством. Привлек меня и его лозунг «Моя цель-реальность» [24]. К действию Лиза побудили выборы 1924 г., которые привели к власти первое лейбористское правительство.
В начале 1924 г. в местной прессе Стэмфорда стали появляться рекламные объявления со словами «Британские фашисты (Отделение в Стэмфор-де)». Будущие кандидаты, ориентированные на выборы, могли получить интересующую их информацию в доме Лиза в центре Стэмфорда, который вскоре стал функционировать как местный офис БФ [25]. В начале марта 1924 г. в городском зале приемов состоялось первое общее собрание Стэм-фордского отделения БФ. Присутствовало свыше 70 человек, что было немало, если учесть размеры города. Лиз, как «основатель отделения», был единогласно избран его президентом. Сообщалось также, что он «произнес вдохновляющую и полезную речь, в которой рассматривалась необходимость фашизма для всей страны» [26].
Вскоре после этого в местной прессе было опубликовано письмо одного из членов БФ, в котором определялись цели организации. Без сомнения, оно должно было максимально предать гласности сам факт появления отделения и дать местным жителям ясное представление о миссии БФ [27]. Его автор утверждал, что БФ имело серьезную поддержку «во всей стране» и что отделения уже сформировались «в большинстве больших городов и деревень, включая Стэмфорд и окрестности». В письме провозглашалось, что в случае всеобщей забастовки, «к которой подстрекали агенты большевиков, и которая имеет целью парализовать страну», БФ будет искренне сотрудничать с властями в обеспечении населения продовольствием и поддержании связи, а любые акты насилия будут «безжалостно» подавлены [28].
В мае 1924 г. местная пресса писала о Стэм-фордском отделении БФ как о «растущей силе». Из отчета об очередном собрании отделения следовало, что на нем «присутствовало много людей, представлявших все классы общества». Лиз сделал на нем доклад о «быстром прогрессе движения, как вообще, так и на местном уровне, и выразил мнение, что в ближайшем будущем оно станет мощным фактором влияния в стране». Он также подробно рассказал собравшимся о корпоративизме в Италии и разъяснил им, как «промышленная демократия» может упростить парламентскую и представитель-
ную систему и позволит «избежать появления интересов, развращающих электорат» [29].
Что думали об этом более консервативные члены местного отделения БФ, сказать трудно [30]. По словам очевидца, местные жители считали Лиза «экстравертом и оригиналом», которому бы «лучше оставаться со своими верблюдами» [31]. Однако, было бы заблуждением считать, что все сограждане рассматривали его исключительно как маргинала. В таком небольшом городе, как Стэмфорд 1920-х гг., где Лиза уважали как ветеринара, он был просто частью мейнстрима местного общества. Более того, некоторые члены БФ были просто покорены необычной личностью Лиза и его политической одержимостью.
Вскоре стало очевидным, что Лиз представлял себе местное отделение БФ своего рода активистской организацией и решительно искал пути к дальнейшему стимулированию ее сторонников, всячески добиваясь от них содействия рекламе его фашистских идей в городе и окрестностях. И это ему частично удалось [32].
Лиз как расист-радикал
Тем не менее есть свидетельства, что у Лиза росла неудовлетворенность БФ, от которой он ожидал более радикальных позиций. В своих мемуарах он, например, рассказал, как специально ездил в Лондон, где умолял руководство изменить название, поскольку считал, что об этом «вопиют» сами инициалы. (В просторечии БФ по традиции расшифровывались как «Bloody Fools» — «Кровавые Дураки»). К его удивлению, руководство категорически сказало «нет» [33].
Лиз был недоволен излишне осторожной позицией БФ в том, что касалось положения в стране, недостаточную готовностью защитить британскую конституцию от подрывной деятельности коммунистов и иных революционеров [34]. В ноябре 1924 г. Лиз испытал глубокое разочарование, узнав, что местные консерваторы (возможно, из-за нехватки подготовленных волонтеров) не проявили готовности противостоять двум кандидатам от лейбористской партии, выдвинутым на муниципальных выборах [35]. В знак протеста он, вместе с молодым инженером и коллегой по БФ Гарри Симпсо-ном, решили выдвинуть собственные кандидатуры, как представители фашистов и «борцов с апатией» [36]. Из мемуаров Лиза следует также, что он весьма цинично относился к голосовавшим за него людям. Он писал, что полученный опыт убедил его в том, «каким обманом в действительности является демократическое голосование.» [37].
К величайшему удивлению жителей города, Лиз и Симпсон нанесли поражение лейбористским кан-
дидатам и были избраны в городской совет Стэм-форда, став первыми в стране советниками, пребывающими на фашистской платформе.
Свойственное Лизу неприятие осторожности, проявляемой национальным руководством БФ, постепенно переросло в прямой бунт. Из отчета спецотдела полиции Большого Лондона можно получить должное представление о том, как «дебаты о положении в стране» вызвали кризис в среде фашистов в Стэмфорде.
В октябре 1924 г. спецотдел сообщал, что секция БФ, придерживавшаяся «более крайней политики», чем его Большой Совет, отделилась от вышестоящего органа и образовала объединение под названием «Национал Фашисти»» (НФ) со штаб-квартирой на Оксфорд Стрит в Лондоне [38]. НФ, члены которой первыми в Британии стали носить черные рубахи, отстаивала расистский и антисемитский вариант фашизма и рассматривала политику как жесткую конфронтацию, сопровождаемую уличными боями.
В 1925 г., находясь под влиянием антисемитизма Артура Китсона, который, в свою очередь, познакомил Лиза с конспиративным и биологическим расизмом Генри Гамильтона Бимиша и помог ему установить контакты с антисемитской группой под названием «Общество британцев», Лиз решил, что тип фашизма НФ как в зеркале отражает его собственный, изначальный расизм. Им было созвано чрезвычайное общее собрание членов БФ в Стэм-форде, на котором, по словам Лиза, «единогласно было принято решение» перевести отделение из БФ в НФ [39]. Вслед за тем Лиз пригласил в Стэм-форд национального президента НФ подполковника Г. Риппона Сеймура. В городе был созван митинг, на котором в присутствии чернорубашечников шла речь о целях фашизма. Выступая на этом митинге, Лиз заявил, что «социализм закончился коммунизмом» и что фашисты будут бороться против обоих течений «конституционным методом или иными способами» [40].
Версия фашизма, которую отстаивал Лиз, оставалась крайне воинственной. Ему нравилось травить представителей Лиги Наций на их собраниях и в местной прессе [41]. Плакаты, призывавшие к вступлению в НФ и «нордическому возрождению», становились по тону всё более антисемитскими [42]. Однако к середине 1927 г. Лизу стало очевидным, что НФ (которая вскоре назвала себя «Национальные Фашисты Британии», а в 1927 г. прекратила деятельность после ожесточенной драки, вспыхнувшей в ее лондонской штаб-квартире) не подходящее орудие осуществления его амбициозных замыслов не только местного, но и общена-
ционального масштаба. Оформив фашистскую организацию Стэмфорда как независимую «Лигу фашистов», он решил не добиваться своего переизбрания в качестве муниципального советника, заявив, что «испытывает отвращение» к происходящему в городском совете [43]. Симпсон, напротив, пошел на переизбрание как фашист и добился успеха.
Вскоре после этого Лиз покинул город и перебрался в Гилдфорд в Суррее. Постигшее его разочарование было отмечено историком Колином Кроссом, который писал: «Стэмфорд оказался плохим местом для старта национальной революции» [44].
Лиз и британский фашизм в 1930-е гг.
В 1928 г. Лиз продолжил характерную для него острую критику либерализма и парламентаризма в первом номере своей новой ежемесячной газеты «Фашист». Он писал в ней о «глупости и неискренности политической демократии», подчеркивал, что испытывал удовольствие от появления в главных органах прессы статей, «констатирующих крайнюю некомпетентность политических партий в борьбе с жизненными проблемами». При этом всячески превозносились вновь созданная «Имперская Фашистская Лига» (ИФЛ) и ее предшественники как носители идей мятежа против политиков.» [45].
ИФЛ на ранних этапах своего развития была многим обязана итальянскому фашизму. В частности, были почерпнуты идеи создания корпоративного государства. Кратко излагая в своих статьях манифест ИФЛ, Лиз писал, что сущностью ее политики является «признание краха политической демократии» и необходимость «формирования новой управляющей касты». Вместе с тем, констатировал он, ИФЛ понимает, что революционные изменения предполагают наличие доброй воли людей. Поэтому усилия Лиги направлены, главным образом, на «внедрение в британское общество универсальных принципов фашизма» [46]. Соглашаясь с этим, Лиз, тем самым, признал, что приобрести вновь обращенных, особенно на местном уровне, и низвергнуть демократию, можно только постоянно предварительно подчеркивая ее законность. Имея в виду эту цель, считал он, ИФЛ должна принять и раскрутить стратегию, разработанную им в Стэмфорде.
В этом же номере «Фашиста» была помещена статья Лиза под заголовком «Прекрасный пример», в которой шла речь о насущной необходимости фашистского представительства на местном уровне. Далее Лиз, пользуясь репутацией первопроходца, давал советы, как следует бороться на выборах [47]. Краткие материалы, посвященные использованию выборов в недемократических целях, появля-
- 159
лись и в последующих выпусках «Фашиста». В мае 1930 г., рассуждая о «кандидатах в парламент», Лиз провозглашал: «Да, мы хотим их избрания, если они подлинные, но только как средство достижения цели, не как цель сама по себе» [48].
В октябре 1930 г. в статье «Немецкие фашисты и мы» Лиз продемонстрировал большой интерес к электоральным успехам нацистов в Веймарской республике. «Немецких фашистов, как и нас, — писал он, — интересует парламент как средство достижения цели, которая состоит в том, чтобы разрушить систему и построить на ее руинах дееспособное фашистское государство». Германский фашизм, продолжал он, «получит большую рекламу в наших газетах», а это поможет ИФЛ продемонстрировать британской общественности, что фашизм «столь же естественен» для немцев, как и для итальянцев. «Тогда будет легче узнать нашей собственной нордической и средиземноморской нации, что фашизм — это средство ее быстрого спасения». С явным удовлетворением Лиз отмечал и то, что «с продвижением фашизма на север он становится всё откровеннее враждебным к евреям».
Симпатии Лиза к гитлеровскому национал-социалистическому движению и его расовой доктрине постоянно возрастали [49]. Они в значительной степени формировали его мышление на протяжении всех 1930-х гг. и, в частности, повлияли на его отношение к БФ Мосли.
Основной офис ИФЛ был расположен на Крей-вен Стрит в центральном Лондоне. Пользуясь этим, Лиз целенаправленно организовывал деятельность фашистов на его окраинах и в окружающей сельской местности. Но главной он по-прежнему считал работу в «глубинке» [50], где, по его мнению, легче было добиться «пробуждения крайне невежественной публики», открыть ей глаза на катастрофические последствия демократии и на рецепты «спасения, предлагаемые фашизмом». Делалась ставка и на дебаты с другими организациями, не разделявшими взгляды фашизма, как способ преодоления нежелания муниципальных властей предоставлять в аренду залы откровенным фашистам [51]. Впрочем, в отдалении от столицы проблемы с арендой решались проще, скорее всего потому, что там были мало знакомы с противоречивой и крайне негативной, расистской репутацией ИФЛ [52].
Соперничество фашистов: Лиз против Мосли
Как мы уже отмечали, образование БСФ Освальдом Мосли в 1932 г. разозлило Лиза. Хотя он никогда всерьез не оспаривал господство Мосли в кругу британских крайне правых, а его собствен-
ная фашистская организация оставалась совсем небольшой (около 150—200 членов), у нее было крайне мало финансовых средств (это остро ощущалось им самим еще в Стэмфорде в 1920-е гг.), Лиз продолжал настойчиво стремиться к проведению по настоящему «альтернативной» фашистской политики. Кроме того, БСФ черпал свои идеи и вдохновение у итальянского фашизма, а Лиз и ИФЛ во все большей степени присматривались к опыту германского нацизма. В отличие от БСФ Лиз и ИФЛ не только были патологическими расистами, но и считали необходимым использовать любые возможности, представляемые существующей избирательной системой, чтобы продемонстрировать всеобщее «загнивание» либеральной парламентской и местной муниципальной демократии.
Апеллируя к расовой проблеме, Лиз и ИФЛ пытались, по возможности, осложнить жизнь Мосли и ИФЛ, утверждая, что Мосли не является искренним фашистом, а членами БСФ манипулируют «невидимые» силы, что, как подозревал Лиз, случилось и с Муссолини. Лиз считал, что итальянский лидер, как и лидеры БСФ, проявляют недопустимую мягкость по отношению к евреям [53]. Однажды он «с отвращением осудил» высказывание Мосли, воспроизведенное в одной из газет Ливерпуля, согласно которому ИФЛ «представляет собой небольшое маловлиятельное общество, помешанное на еврейской проблеме». В ответ Лиз заявил, что сэр Освальд «женился на женщине еврейской крови, внучке еврея Лейтера...» [54] и что его дети евреи [55]. Нападки Лиз вызывали у членов БСФ глубокое возмущение. В октябре 1933 г. чернорубашечники из БСФ разрушили штаб-квартиру ИФЛ в Лондоне. В следующем месяце они атаковали митинг ИФЛ, напав на самого Лиза и генерала Р. Б. Д. Блейкени (бывшего президента БФ, присоединившегося к БФЛ). Как и следовало ожидать, Лиз, придя в себя, объявил, что митинг был атакован «сторонниками иудейского фашизма» и что «сторонники Мосли — это, в основном, евреи» [56].
Как и ИФЛ, так и БСФ в одинаковой степени демонстрировали свое отвращение к либерализму и сложившейся в Великобритании партийной системе, оба движения укоренились в главных городских центрах и предместьях (особенно в районе Лондона). С точки зрения силы и положения в стране Лиз и ИФЛ были существенно слабее. Нужда (но не выбор) вынудила Лиза признать, что он не в силах конкурировать с БСФ в рамках всей страны [57]. Практически он мог лишь попытаться укрепить свои позиции и стимулировать боевой дух ИФЛ, наращивая фашистский активизм, при-
спосабливаясь к местным условиям, как он делал это в свое время в Стэмфорде.
Ирония ситуации заключалась в том, что, как мы отмечали ранее, БСФ Мосли первоначально выступал против участия в традиционной электоральной конкуренции и рассматривал себя, прежде всего, как национальное движение, преследующее «революционные цели», в большей степени, чем обычная политическая партия, контролируемая «старыми бандами». Сторонники Мосли, за исключением нескольких неофициальных кандидатов, вообще бойкотировали национальные, окружные и местные выборы до 1936—1937 гг. В 1935 г. в рамках общей реорганизации движения, призванной приостановить сокращение членского состава, было принято решение взять частичный «курс на участие в выборах». В 1935—1936 гг., по совету бывшего доверенного «Консервативной партии» на выборах Ф. М. Бокса и генерала Дж. Ф. К. Фул-лера, это изменение в стратегии было признано официально [58]. Однако реализация этого подхода проходила медленно, неравномерно и финансировалась в недостаточной степени. БСФ всё еще возлагал основные надежды на многочисленные марши, массовые ралли и национальные пропагандистские кампании.
По-видимому, Лиз достаточно рано уяснил, что потребность в максимальном рекламировании собственного движения и выходе из тени более крупного БС делает необходимым перенесение центра тяжести деятельности ИФЛ в провинцию, на уровень небольших городов и деревень. Ему представлялось, что такой подход будет способствовать росту влияния его сторонников благодаря «давлению публики снизу». В публикациях ИФЛ того времени постоянно шла речь о необходимости выдвигать своих кандидатов на местных выборах и дополнительных выборах в парламент и посещать митинги других организаций, чтобы распространять на них взгляды ИФЛ.
Приведем два примера, которые иллюстрируют деятельность этого рода. Итак, первый. Лиз знал, что БСФ организовал отделение в Гилдфорде — там, где он жил в это время. Чтобы противостоять ему, он решил в очередной раз продемонстрировать жителям города, что ИФЛ всё еще является действенной, «истинно фашистской организацией» не только местного, но и национального уровня. В марте 1934 г. ИФЛ провела в городе первое «открытое собрание», на котором, как сообщалось, присутствовало множество граждан («зал был переполнен»). После исполнения гимна ИФЛ председательствующий С. Х. Ригли (прибывший из штаб-квартиры ИФЛ в Лондоне) сообщил аудитории, что
«Лига пришла указать британцам путь, который откроет возможность выхода из мучащих их проблем». При этом было особо подчеркнуто, что ИФЛ не имеет ничего общего с сэром Освальдом Мосли и его «так называемым Союзом Британских Фашистов» [59].
Как сообщали потом газеты, у присутствовавших на собрании членов и сторонников ИФЛ, среди которых были присланные из Лондона «стюарты», обеспечивавшие охрану, были на руках повязки, воспроизводившие государственный флаг Соединенного Королевства со свастикой в центре [60].
Выступая на этом собрании, Лиз, поговорив о «власти еврейских денег», приступил к критической оценке политики консерваторов, которые, как он утверждал, неоднократно давали населению дозы «сонного зелья», возбуждая, тем самым, в людях чувство «умиления». Он признавал, что ИФЛ «всё еще является небольшой организацией, но она быстро растет, привлекая достойных людей». Большинство жителей Гилдфорда, продолжал Лиз, представляют собой «расслабленную толпу», которую, однако, можно «постепенно разбудить». Исходя из этого, он обратился к ним с призывом проявить «немного доброй воли», с тем чтобы «вырваться вперед». Реагируя на колкости сторонников Мосли, касавшиеся, в частности, его патологического антисемитизма, Лиз, вопреки сказанному ранее, заявил, что БСФ «примет в свои ряды любого человека, кто подпишет соответствующий бланк, вне зависимости от того, является ли он англичанином по расе» [61].
Второй случай произошел на выборах в парламент, состоявшихся 1935 г. БСФ их бойкотировал. В пику ему Лиз сделал сенсационное заявление о своей готовности выступить в качестве кандидата от фашистов на выборах в парламент от округа Гилдфорда. В этой связи в местной прессе было опубликовано его обширное интервью, где он, в частности, заявлял: «Разумеется, один член парламента — фашист не побудит его проводить фашистскую политику. Но если меня изберут, то, по крайней мере, это даст фашизму шанс быть рассмотренным и изученным, в то время как сейчас он только объект враждебной критики, инициированной за счет внешних ресурсов, в значительной степени осуществляющих контроль над нашей ежедневной прессой».
Лиз, естественно, не отказал себе в возможности нанести в своем интервью очередной удар по демократии и вновь продемонстрировать расистские взгляды, повторив свои любимые утверждения, что «поведение Муссолини определяют еврейские деньги» и что «надеждой мира является арий-
- 161
ская раса». Отвечая на вопрос о различиях между ИФЛ и БСФ, Лиз с запалом сообщил, что «фашизм Мосли меняет свою политику каждые шесть месяцев и, вероятно, продолжит это в будущем» [62]. Очевидно, удовлетворенный тем, что ИФЛ удалась серьезная реклама, неделю спустя он объявил о снятии своей кандидатуры с выборов, утверждая в письме, опубликованном в местной газете, что «соревнование было с самого начала нечестным» и что в этих условиях «было бы глупостью растрачивать на борьбу наличные средства» [63].
Лиз и «центральная роль расы»
Хотя ИФЛ всё еще по-прежнему выступала за корпоративное государство, при трактовке этой идеи всё чаще имелось в виду не только введение новой экономической системы, но и установление «гармоничного расового порядка», что должно было подчеркнуть идеологические различия между ИФЛ и БСФ. Вообще, факторы расы и «арийского превосходства» во многих отношениях стали превалировать во всём, что делал Лиз, превратившись в фундаментальный стержень целей ИФЛ. Лиз постоянно говорил о себе как о «фашисте-расисте». Сохранялось большое влияние на ИФЛ Х. Х. Бими-ша из «Общества британцев», у которого были тесные контакты с ведущими деятелями нацизма и который согласился вскоре стать ее почетным вице-президентом.
Лиз не скрывал также своего восхищения печально известным ярым антисемитом Юлиусом Штрайхером и его газетой «Дер Штурмер». Свою собственную газету «Фашист» он обычно подавал как британский эквивалент издания Штрайхера. В марте 1934 г., выступая в газете «Фашист», Лиз с воодушевлением объяснял своим сторонникам, почему ИФЛ утвердила свой новый символ, содержащий нацистскую свастику, наложенную на государственный флаг Великобритании: «Это изменение стало необходимым с тех пор, как Муссолини, солидаризировавшись с евреями, выступил против интересов Великобритании в Палестине. Нам приходится сейчас дистанцироваться от «кошерных фашистских движений», приняв «расистский символ нордического человека» [64].
На деле, это решение свидетельствовало, насколько Арнольд Лиз стал восхищаться германской нацистской моделью фашизма и ее расистской философией и сколь многое он желал у нее позаимствовать. Она была для него единственной подлинной версией фашизма. Параллельно происходило дальнейшее отчуждение от итальянского фашизма. Прослеживая динамику политики Муссолини, Лиз, как уже упоминалось выше, пришел к выво-
ду, что тот поддался «еврейскому» и «масонскому» влиянию и служит их интересам. Евреи, считал он, финансируют не только итальянский фашизм, но и версию фашизма Мосли и, соответственно, манипулируют ими. Это делается не только для того, чтобы очернить фашизм, но и для подрыва позиций «белой» расы в Европе.
В том же выпуске «Фашиста» Лиз писал: «Имперская Фашистская Лига, основывающая свою политику на изучении рас, не верит в провозглашаемые способности коричневой, черной и красной рас человечества серьезно способствовать реальному прогрессу в мире. История и опыт доказали, что негр, несмотря на его стратегическое положение в Африке, почти не способен к культурному прогрессу, кроме как под руководством белого человека» [65].
Ключевым положением в видении общества и мира Лизом была его клиническая увлеченность «изучением рас» и его представление о существовании нескольких четких расовых групп, различающихся цветом кожи, чертами лица, размерами черепа, формой тела, спецификой ума и «крови». Эту реальность, утверждал Лиз, можно продемонстрировать на опыте истории и «наследственной памяти», в результате «полного понимания» научной и биологической картины расовых различий. Эти «истины», доказывал он, умышленно скрывались семитской расой. По аналогии с нацистской философией Гитлера Лиз всячески подчеркивал неизбежность конфликта между расами в мире, самый важный из которых — «борьба» между «арийцами» (или «представителями нордической расы») и евреями.
По мнению Лиза «политический факт наивысшего значения состоит в том, что цивилизация основана людьми арийской расы и только ими может быть поддержана на высочайшем уровне». «Поэтому, — утверждал он, — политическая цель наивысшего значения состоит в том, чтобы сохранить силу арийской расы, на что надеется и от чего зависит мир». По словам Лиза, «чрезвычайно фатально» для расы, подобной арийской, позволить себе смешаться с другой расой. «Именно поэтому Имперская Фашистская Лига работает над избавлением страны от евреев» [66].
Одно из самых всеобъемлющих и подробных изложений политики ИФЛ содержалось в брошюре, озаглавленной «Еще мощнее! Назад к реальности» (1935 г.), состоявшей из статей, первоначально опубликованных в «Фашисте» начиная с 1931 г., с добавлением новых материалов, написанных Лизом специально для брошюры. «Целью политики, — прокламировал в ней Лиз, — являет-
ся поддержание безопасности для расовой и национальной культуры и для ее постепенной эволюции в соответствии с природной традицией. Человечество не имеет иной дороги, чем эта» [67].
Переходя от общих рассуждений о расе к конкретным типам рас, Лиз вновь обращался к своим антисемитским эскападам. «Немедленно после прихода фашизма к власти, — откровенно признавал он, — мы будем безжалостны к двум с половиной миллионам евреев, которые наживаются на промышленности Великобритании». Эти «чужаки» будут лишены британского гражданства и станут «подданными». Их будут «постепенно изолировать» и, в конечном счете, депортировать на историческую родину за их счет [68].
Уже тогда он размышлял о том, что «должно быть установлено какое-то место» в качестве их будущей родины, и указывал, что для этого необходим «большой остров», на который могли бы быть депортированы все евреи мира: «Самый подходящий для этого регионом, как давно указывал великий первопроходец Х. Х. Бимиш, мог бы стать Мадагаскар, площадь которого составляет 226 000 квадратных миль.». Этот остров, по мнению Лиза, должен будет патрулироваться будущей «Лигой арийских наций», а покидать его евреи не будут иметь права [69].
В этом же изложении политики ИФЛ вновь четко прослеживается ненависть Лиза к Мосли и БСФ: «Имперская Фашистская Лига образована на прочной основе, в сфере как политики, так и персонала. Были попытки сокрушить ее, организуя нападения, угрожая убийствами или покушениями на убийства. Во всём этом участвовали недоумки из движения Мосли. Эти методы использовались для того, чтобы заставить замолчать Лигу. С этой же целью создавались конкурирующие масонские или иудейские поддельные фашистские движения. Но всё было напрасно» [70].
В призывах Лиза к «изоляции» евреев и его вердикте по отношению к фашистам — соперникам просматривалась и еще одна чудовищная крайность: призыв к принудительной «стерилизации» или даже к полному «уничтожению евреев». На митинге ИФЛ в Гилдфорде в марте 1934 г. (о нем уже шла речь ранее) Лиз, отвечая на вопросы, заявил, что «совершенно готов» «открывать и закрывать камеру смерти», если таким образом можно было бы избавиться от евреев, хотя и выразил сомнение в том, что народ Великобритании «поддержит его в этом вопросе» [71].
В 1935 г., выступая в «Фашисте» на тему «изоляции евреев», Лиз описывал позицию своих соратников так: «Судьба ИФЛ и дело ее совести быть
первопроходцем в деле оздоровления британской расы. В том, что касается евреев, то у членов ИФЛ может быть только одна политика — они должны уйти». «Надо признать, — откровенничал он, — что самым определенным и долговременным способом избавиться от евреев является уничтожение их таким гуманным методом, как «камера смерти». Это вполне осуществимо, но в наше время (кто-то скажет, к сожалению) маловероятно, что мир потребует этой радикальной процедуры» [72].
Историку надлежит осторожно применять ретроспективный взгляд. Но позывы Лиза к «изоляции» или даже к «уничтожению» евреев в середине 1930-х гг. со всей очевидностью срывали с него маску. Его вырисовывающийся облик помогает нам в полной мере понять, почему в 1945 г. даже после завершения второй мировой войны и разоблачения ужасов «окончательного решения еврейского вопроса» Лиз так горячо превозносил риторику и политику Гитлера и нацизм.
Несомненно, что уже в 1930-е гг. Лиз решил, что Гитлер — выдающаяся личность, а его фашизм более существен, чем фашизм Муссолини. В июле 1936 г., анализируя «великое дело Гитлера» и «первые шаги фюрера по спасению великой расы», Лиз утверждал, что самое большее, к чему человек может приложить руки, состоит в том, чтобы обеспечить стабильность «расы, создавшей цивилизацию». Гитлер, в его понимании, «предпринял честную и решительную попытку остановить упадок арийской рас». Поэтому меры, предпринятые им в Германии, «исключительно интересны» для ИФЛ. При этом ей необходимо понять, что они всего лишь первый шаг «в процессе очищения, который будет продолжаться долго после смерти Гитлера, так долго, как будет жить его дух. И мы молимся, чтобы так было вечно» [73].
Заключение
Статья ставила свой целью показать природу фашизма в Великобритании в 1920-е и 1930-е гг. Пример Арнольда Лиза был рассмотрен в ней как иллюстрация одной из форм фашизма в Соединенном Королевстве в межвоенный период. Обычно наибольшее внимание ученые уделяли БСФ Мосли, поскольку он, безусловно, оказывал гораздо большее влияние на динамику фашизма в межвоенной Великобритании, а его идеологи разработали одни из самых подробных вариантов западноевропейской доктрины фашизма. Однако фашизм культивировали и более мелкие движения, руководимые, в том числе, и Лизом.
Прослеживая эволюцию фашизма Лиза на протяжении двух десятилетий, мы попытались дать
- 163
всесторонний анализ структуры и идеологии его движения. В частности, было отмечено, насколько решительно Лиз предлагал обществу свой «альтернативный», более расистский вариант фашизма и как это проявлялось тогда, когда он оказывался перед фактом существования или роста других фашистских организаций, по его мнению, недостаточно «расистских». К тому же знакомство с конкретной деятельностью. Лиза дает ключ к пониманию его общего подхода к политике в 1930-е гг.
1920-е гг., когда формировались взгляды Лиза и фиксировались его первые попытки «пробудить» тех, кого он относил к апатичным провинциальным массам, создали у него буквально мифическое представление о своей расовой «миссии». Это представление сохранилось у него даже во второй половине 1930-х гг. когда произошло серьезное падение влияния ИФЛ.
Разумеется, было бы ошибкой преувеличивать роль и значение Лиза и его варианта фашизма. Лиз и его Лига оставались маловлиятельным движением, а его злобный, фанатичный антисемитизм находил (к счастью) отклик лишь у очень небольшого числа британских граждан. Этого, правда, нельзя сказать о Мосли, взгляды которого некоторое время поддерживала более широкая аудитория.
Вместе с тем, как показали в своих работах Ричард Сэрлоу и Томас Лайнехэн, не следует игнорировать то обстоятельство, что экстремистская антисемитская пропаганда ИФЛ добавила чувство неопределенности и страха климату, доминировавшему в еврейской общине Великобритании. Имеются свидетельства участия активистов ИФЛ в 1930-е гг. в актах физического насилия над евреями и «другими врагами нации» в отдельных районах Лондона [74]. Более того, как убедительно доказал Сэрлоу, в долгосрочной перспективе, в послевоенные годы межвоенная идеология Лиза, его «расовый национализм» в силах вдохновить новое поколение экстремистов, формируя взгляды более поздних крайне правых движений в Великобритании, таких как «Национальный фронт», «Британское движение» и «Британская национальная партия» [75].
Может быть, не лишне отметить, что в 1956 г., когда Лиз умер, «Фри Бритн», послевоенная газета «Общества британцев», провозгласила, что «страна, Британская империя и весь мир белых потеряли настоящего друга» [76]. «Общество британцев» на протяжении многих лет старательно использовало откровенно расистские издания Лиза. Ко-лин Джордан (1923—2009), которого иногда именовали «крестным отцом» британского неонацизма, был преданным последователем Лиза, а после
его смерти редактировал несколько номеров его издания «Готик Риплес». Согласно завещанию Лиза, Джордану досталась в наследство часть имущества покойного, которое было использовано им для неонацистской деятельности и, в первую очередь, для подстрекательской анти-иммигрантской пропаганды в конце 1950-х — начале 1960-х гг.
Джордан продолжал оставаться влиятельным идеологом экстремизма, антисемитских идей и биологического расизма, по-прежнему популярных в в правых кругах. Позднее он даже возродил «Готик Риплес» и использовал издание для критики современного общества, давая свои «мудрые советы» крайне правым в начале XXI в. В сущности, фигура Арнольда Лиза остается привлекательной для современных британских неонацистов, таких как скинхеды из движения «Кровь и Честь» и члены теневой организации «Лига Святого Георга» [77].
Примечания:
1. Gothic Ripples. — 1945. — June, 22. — No. 1 — P. 3.
2. Ibid. — June, 27. — No. 3 — P. 1.
3. Ibid. — P. 2—3.
4. См.: Ibid. — Oct., 13. — No. 4 — P. 1; Gothic Ripples. — 1945. — Nov., 11. — No. 6 — P. 1.
5. См. различные протоколы Министерства Внутренних дел: TNA HO45/24968 (1945—1954), The National Archives (TNA), Kew, London.
6. См., напр.: The Fascist. — 1934. — Feb. — P. 3; Sept. — No. 64. — P. 4.
7. Ibid. — 1934. — Feb. — No. 57. — P. 1; May. — No. 60. — P. 1.
8. British Fascists Policy and Practice // The British Lion. — 1926. — June. — No. 1. — P. 7.
9. Blakeney, R. B. D. British Labour Organisations and Revolution // The Fascist Bulletin. — 1925. — July, 11. — Vol. 2. — No. 5. — P. 1.
10. British Fascists Policy and Practice ... — P. 7.
11. Minutes of Proceedings, 9 February, 1925, p. 25—27 // TNA W033/1105 (1926).
12. Cheshire, Jh. A Defence of Militant Fascism // The British Lion. — 1928. — No. 28. — P. 2.
13. Основные исследования британского фашизма в межвоенный период включают следующие работы: Thurlow, R. Fascism in Britain: From Oswald Mosley's Blackshirts to the National Front. — London, 1987 (2nd ed., 1998); Idem. Fascism in Modern Britain. — Stroud, 2000; Linehan, T. British Fascism 1918—1939: Parties, ideology and culture. — Manchester, 2000; Pugh, M. Hurrah for the Blackshirts! Fascists and fascism in Britain between the wars. — London, 2005; Dorril, S. Black Shirt: Sir Oswald Mosley and British fascism. — London, 2006.
164 -
14. См. также его комментарии: The Fascist. — 1931. — Jule. — No. — P. 2.
15. Об этих аспектах карьеры Мосли см.: Skidel-sky, R. Oswald Mosley. — London, 1975, Thur-low, R. Fascism in Britain (2nd ed.); Dorril, S. Op. cit.
16. Наилучшее обсуждение этого вопроса см.: Wor-ley, M. Oswald Mosley and the New Party. — Basingstoke, 2010.
17. Mosley, O. The Greater Britain. — Bungay, 1932. — P. 25.
18. Thomson, A. R. The Coming Corporate State. — London, 1938. — P. 1.
19. См.: TNA Н0144/20141 (1934).
20. Thurlow, R. Fascism in Britain ... — P. 91—92.
21. Mosley, O. Tomorrow We Live. — London, 1938; (5th ed., 1939). — P. 11.
22. Leese, A. Fascism. — Stamford, 1925. — P. 3.
23. Ibid. — P. 4
24. Idem. Out of Step: Events in the Two Lives of an Anti-Jewish Camel-Doctor. — Guildford, 1951. — P. 49.
25. Stamford and Rutland News. — 1924. — March, 5. — P. 5.
26. Ibid. — P. 3.
27. Rutland and Stamford Mercury. — 1924. — May, 9. — P. 4.
28. Ряд членов были одновременно членами местного отделения консервативной партии и отделения БФ в Стэмфорде: Interview with 'H.I.'. — Stamford, 1991. — March, 30.
29. Interview with 'A.E.'. — Stamford, 1991. — Apr., 5.
30. Stamford and Rutland News. — 1924. — May, 24. — P. 3.
31. Rutland and Stamford Mercury. — 1924. — June, 20. — P. 4.
32. Stamford and Rutland News. — 1924. — June, 18. — P. 5.
33. Leese, A. Out of Step ... — P. 49.
34. Это было также выражено в его письме The Patriot. — 1925. — July, 16. — P. 214—215. См. также его комментарии: The Fascist. — 1931. — No. 26. — P. 2.
35. Interview with 'A.E.'. — Stamford, 1991. — Apr., 5.
36. Rutland and Stamford Mercury. — 1924. — Oct., 31. — P. 1.
37. Leese, A. Out of Step ... — P. 49—50.
38. Special Branch report no. 278, 30 October, 1924, p. 10— 11 // PRO (Ramsay MacDonald Papers): TNA PRO 30/69/220 (1924).
39. Листовка: National Fascisti (Stamford Branch), 31 July 1925.
40. Stamford and Rutland News. — 1926. — Sept., 8. — P. 5.
41. Rutland and Stamford Mercury. — 1927. — Jan., 7. — P. 4; Stamford and Rutland News. — 1927. — Jan., 12. — P. 2.
42. Stamford and Rutland News. — 1926. — June, 23. — P. 4.
43. Ibid. — 1927. — Oct., 12. — P. 5.
44. Cross, C. The Fascists in Britain. — London, 1961. — P. 63.
45. The Fascist. — 1929. — March. — No. 1. — P. 1.
46. Ibid. — P. 2.
47. Ibid. — P. 4.
48. Ibid. — 1930. — May. — No. 13. — P. 2.
49. Ibid. — Oct. — No.17. — P. 1—2.
50. Ibid. — 1929. — No. 3. — P. 2.
51. Напр., были проведены дебаты с местным отделением Союза Лиги Наций в Хиллингтоне, Лондон, в октябре 1930 г. См.: Ibid. — 1930. — Nov. — No. 18. — P. 4. Также в декабре 1930 г. ИФЛ участвовала в дебатах по Лиге Наций вместе с дискуссионным клубом в университетском колледже Лондона. См.: The Fascist. — 1931. — Jan. — No. 20. — P. 3.
52. Surrey Advertiser. — 1931. — Sept., 30. — P. 4.
53. См.: The Fascist. — 1931. — May. — No. 24. — P. 2; Ibid. — 1931. — Aug. — No.27. — P. 3; 1933. — Feb. — No. 45. — P. 4.
54. Ibid. — 1933. — Apr. — No. 47. — P. 3.
55. Ibid. — Oct. — No. 53. — P. 2.
56. См.:йМ. — No. 54. — P. 2; Dec. — No. 55. — P. 4.
57. Лиз часто ссылался на фашизм Мосли как на фашизм «больших денег». См., напр.: Ibid. — Jan. — No. 44. — P. 4.
58. Pugh, M. Op. cit. — P. 221—224.
59. Surrey Advertiser. — 1934. — March, 14. — P. 4.
60. Surrey Weekly Press. — March, 16. — P. 3.
61. Surrey Advertiser. — 1934. — March, 14. — P. 4.
62. Ibid. — 1935. — Oct., 16. — P. 4.
63. Ibid. — Oct., 24. — P. 1.
64. The Fascist. — 1934. — March. — No. 58. — P. 3.
65. Ibid. — P. 4.
66. Race and Politics. — London, 1938 ed. — P. 3.
67. Mightier Yet! Back to Reality: The Policy of the Imperial Fascist League. — London, 1935. — P. 3.
68. Ibid. — P. 17.
69. Ibid. — P. 20—21.
70. Ibid. — P. 6.
71. The Working Observer. — 1934. — March, 14. — P. 3.
72. The Fascist. — 1935. — Feb. — No. 69. — P. 2.
73. Leese, A. Out of Step ... — P. 52.
74. См.: Thurlow, R. Op. cit. — 2nd ed. — P. 58; Linehan, T. Op. cit. — P. 79.
75. Thurlow, R. Op. cit. — 2nd ed. — P. 85, 292, 302.
76. Free Britain. — 1956. — Feb. — No.165 — P. 1.
77. См., напр.: Blood and Honour. — 2000. — No.18. — P. 20—2, а также Лиги Святого Георга: League Sentinel. — 2011. — No. 87. — P. 8—9.
- 165