Научная статья на тему 'РАСОВАЯ ТЕОРИЯ И. КАНТА В КОНТЕКСТЕ КОЛОНИАЛЬНОГО ДИСКУРСА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ'

РАСОВАЯ ТЕОРИЯ И. КАНТА В КОНТЕКСТЕ КОЛОНИАЛЬНОГО ДИСКУРСА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
143
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
КАНТ / КОЛОНИАЛИЗМ / РАСА / ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / РАЗУМ / ЗНАНИЕ / РАЗЛИЧИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Клепикова Любовь Владимировна

Статья посвящена анализу сочинений И. Канта с точки зрения того, каким образом эти сочинения вписываются в колониально-просветительский дискурс Нового времени. На протяжении долгого времени этот вопрос оказывался вне поля исследовательского внимания, потому что колониальный вопрос не считался центральным аспектом творчества И. Канта. Целью данной работы является попытка ответить на вопросы, во-первых, какое место занимало колониальное знание в онтологической и гносеологической системах И. Канта, во-вторых, какова была специфика кантовской расовой теории, и, в-третьих, каким образом в кантианской философии выстраивалась взаимосвязь между идеями о целостности мира и фактом существования других рас. В статье используется метод контекстуализации историко-культурного текста, предложенный Э. Саидом, позволяющий соотнести кантовские идеи непосредственно с системой мировоззрения, сложившейся в европейской интеллектуальной мысли в конце XVIII - начале XIX веков. Характерной особенностью расовой теории И. Канта является то, что она, с одной стороны, служила в качестве познавательной стратегии для систематизации знаний о покоренных народах в рамках научной картины мира, который мыслился как единый и целесообразный, с другой стороны, легитимировала господство европейцев над колониальным населением с точки зрения естествознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RACIAL THEORY OF I. KANT IN THE CONTEXT OF THE COLONIAL DISCOURSE OF THE AGE OF ENLIGHTENMENT

The paper deals with analysis of the works of I. Kant from the point how these works fit into the colonial-enlightenment discourse of the late modern period. During a long time, this issue was out of the research attention, because the colonial issue was not considered to be the central aspect of I. Kant's works. The purpose of the study is an attempt to answer the questions, firstly, what place did colonial knowledge occupy in the ontological and epistemological systems of I. Kant, secondly, what was the specificity of Kant's racial theory, and, thirdly, how in Kantian philosophy the relationship between the ideas about the world's wholeness and the fact of the existence of other races was constructed. This author uses the method of historical and cultural contextualization by E. Said, which allows us to correlate Kant's ideas directly with the worldview system that developed in European intellectual thought in the late 18th - early 19th centuries. A special feature of the Kantian racial theory is that, on the one hand, it served as a cognitive strategy for systematizing knowledge about the conquered peoples within the framework of the scientific picture of the world, which was conceived as unified and expedient, on the other hand, it legitimized the domination of Europeans over the colonial population in terms of natural science.

Текст научной работы на тему «РАСОВАЯ ТЕОРИЯ И. КАНТА В КОНТЕКСТЕ КОЛОНИАЛЬНОГО ДИСКУРСА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ»

и непосредственную связь с этими началами: человек, истина, ментальность, духовное, сознание, бытие, Абсолют, познание, деятельность, сакральное, профанное, метафизика и др [4].

Таким образом, можно сформулировать общий вывод всего данного исследования о возможностях и перспективах дальнейшего познавательного развития проблемы соотношения веры и знания: принципиально новым исследовательским форматом проблемы соотношения веры и знания, вскрытым и обоснованным с помощью примененного нами полипонятийного теоретико-методологического подхода, является целостное единство онтологического, гносеологического, антропологического, социального, аксиологического, теологического и других аспектов решения этой проблемы.

Литература:

1. Извекова Т.Ф. Абсолют, человек, вера, знание: философская концепция их единства и взаимосвязи Ф.М. Достоевского Н Ёестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. - 2020. - № 2 (52). - С. 147-155.

2. Батай Ж. Теория религии. Литература и Зло / пер. с фр. Ж. Гайковой, Г. Михалковича. - Минск : Современный литератор, 2000. - 352 с.

3. Извекова Т.ф. Познавательная традиция Гераклита: главное античное решение проблемы о соотношении веры и знания Ц Социология. - 2021. - №2. - Электронный ресурс: URL: https:// су be И е n i n ka, ш/ а rti de /i Vpoz na vate I n ау а -t га d i ts iya -geraklita-glavnoe-an tkhnoe-reshenie-problerny-o-sootnosherili-very-i-znaniya (дата обращения: 17.05.2022).

4. Батурина U.S. Концепция творчества в русской религиозной философии XlX-начала XX вв.:дис. ... док. филос. наук. - М,, 2017.

THE RACIAL THEORY OF L KANT IN THE CONTEXT OF THE COLONIAL DISCOURSE OF THE AGE OF ENLIGHTENMENT K/epikova Liubow Vladimirovna, PhD of Philosophical sciences. Associate Professor, Department of Philosophy, Russian University of Transport (MUT), Moscow

The paper deals with analysis of the works of i. Kant from the point how these works fit into the colonial enlightenment discourse of the late modem period. During a long time, this issue was out of the research attention\ because the colonial issue was not considered to be the centra! aspect of i. Kant's works. The purpose of the study is an attempt to answer the questions, firstly, what place did colonial knowledge occupy in the ontological and epistemológica! systems of I. Kant, secondly, what was the specificity of Kant's racial theory, and, thirdly, how in Kantian philosophy the relationship between the ideas about the world's wholeness and the fact of the existence of other races was constructed. This author uses the method of historical and cultural contextualization by £. Said, which allows us to correlate Kant's ideas directly with the woddview system that developed in European intellectual thought in the late 18th - early 19th centuries. A special feature of the Kantian racial theory is that, on the one hand, it served as a cognitive strategy for systematizing knowledge about the conquered peoples within the framework of the scientific picture of the world, which was conceived as unified and expedient, on the other hand, it legitimized the domination of Europeans over the colonial population in terms of natural science.

Keywords: Kant; colonialism; race; eurocentrism; Enlightenment; reason; knowledge; difference.

DOI 10.24923/2222-243X.2022-44.24

УДК 140.8 PA СОВАЯ ТЕОРИЯ И. КАНТА В КОНТЕКСТЕ

ВАК РФ 5.7.2/09.00.03 КОЛОНИАЛЬНОГО ДИСКУРСА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Ф Клепикова Л. В., 2022 Статья посвящена анализу сочинений И. Канта с точки зрения того, каким

образом эти сочинения вписываются в колониально-просветительский дискурс Нового времени. На протяжении долгого времени этот вопрос оказывался вне поля исследовательского внимания, потому что колониальный вопрос не считался центральным аспектом творчества И. Канта. Целью данной работы является попытка ответить на вопросы, во-первых, какое место занимало колониальное знание в онтологической и гносеологической системах И. Канта, во-вторых, какова была специфика кантовской расовой теории, и, в-третьих, каким образом в кантианской философии выстраивалась взаимосвязь между идеями о целостности мира и фактом существования других рас. В статье используется метод контекстуализации историко-культурного текста, предложенный Саидом, позволяющий соотнести кантовские идеи непосредственно с системой мировоззрения, сложившейся в европейской интеллектуальной мысли в конце XVIII - начале Х!Х веков. Характерной особенностью расовой теории И. Канта является то, что она, с одной стороны, служила в качестве познавательной стратегии для систематизации знаний о покоренных народах в рамках научной картины мира, который мыслился как единый и целесообразный, с другой стороны, легитимировала господство европейцев над колониальным населением с точки зрения естествознания.

Ключевые слова: Кант; колониализм; раса; европоцентризм; Просвещение; разум; знание; различие.

Сочинения Канта, рассматривавшие вопрос человеческих рас [1; 5], находили мало отклика в философских исследованиях, так как не считались важнейшими работами мыслителя. Однако сегодня трудно отрицать то обстоятельство, что нынешняя реальность, основанная на европоцентризме и капитализме, во многом является продуктом, чьи корни стоит искать в интеллектуальной мысли эпохи Просвещения. Сочинения И. Канта, гдемыслитель рассуждал о человеческих расах, составляют основополагающий нарратив, по которому строились и в определенной степени до сих пор строятся не только описание истории, но и социальная картина окружающего мира [6]. В известной степени сочинения немецкого мыслителя, созданные в рамках колониализма и набиравшего силы капитализма, образуют духовный фундамент, на котором основывается современная критика эпохи постмодерна [16].

Очень долгое время использование Кантом в своих трудах понятия "человеческая раса" вообще не вызывало исследовательского интереса. Ситуация начала меняться в 1990-2000 годы. В этот период расовая теория Канта была рассмотрена с нескольких точек зрения, Во-первых, как Кант вписывается в современную дискуссию о различиях между народами [21; 22; 23;10;11 ]. Во-вторых, каким образом расовая теория Канта коррелирует с научной и академической карьерой философа [24]. В-третьих, каким образом расовая теория связана с другими областями критической философии Канта, а именно- моральной философией [13], категорическим императивом [24; 14] или космополитизмом [17,1 в].

Закономерно возникает вопрос - если европейская современность базируется на принципах, подлежащих постколониальной критике, какое место в этом проблемном поле занимает философия Канта? На наш взгляд, при ответе на этот вопрос необходимо воспользоваться методом анализа текста, предложенным британским исследователем Э, Саидом, Чтобы проанализировать сочинения Канта, с точки зрения их вовлеченности в колониальный дискурс, следует рассматривать эти тексты а рамках историко-культурного контекста их возникновения, Когда сочинение начинает анализироваться в его исторических рамках (т.е. происходит контекстуали-зации текста), в поле исследовательского внимания могут попасть новые, до сих пор неизученные аспекты кантовского текста. При этом стоит отметить, что контекстуализация не умаляет ценности текста, а, напротив, позволяет найти в его рамках смыслы, важные для современной философии [7, 27-37]. С позиции постколониальной перспективы станет возможным поставить следующие вопросы; какое знание оне-европейском мире находилось в распоряжении Канта и, главное, как он интегрировал эти знания в свои труды.

Колониализм зачастую понимается исключительно с экономической точки зрения, т.е. как эксплуатационные отношения. Но экономическое измерение колониализма невозможно рассматривать в отрыве от его эпистемологической основы. Колониализм представляет собой не просто эпоху, охарактеризованную определенными экономическими связями, но также и систему властных личностных взаимоотношений, определенное мировоззрение. Таким, образом, колониализм, как и последовавший за ним пост-колониа-лизм, являются сложными социально-философскими комплексами,

си си О си

-О 0-

9

к у-

з:

ш О

со

Ё

141

КЛЕПИКОВА Любовь Владимировна, кандидат философских наук, доцент кафедры Философии, Российский университет транспорта (МИИТ), Москва

которые невозможно интерпретировать исключительно с точки зрения изучение их отдельно взятых атрибутивных признаков [15, 237].

Нельзя недооценивать роль европоцент-ричного и колониального нарративов для философии эпохи Просвещения, потому что во второй половине восемнадцатого столетия он и обусл овил и эп и стемологи ч ески й поворот. Политика колониализма становилась катализатором роста естественнонаучного и антропологического знаний [19]. Путешествия в колонии постепенно приобретают не только экономико-империалистический, но и научно-исследовательский характер [20, 85f]. В результате этого были открыты культуры и традиции, отличавшиеся от европейских. Европейское знание подверглось структурной перестройке, понадобились новые знаки для нового обозначаемого [8], найденного в ходе этих естественнонаучных и антропологических изысканий. Данные интеллектуальные течения и процессы довольно ярко обозначились в творчестве Канта.

Кант - сторонник образа мышления, исходившего из постулата о единстве мира, и в этих рамках мыслитель был способен определить значительные и незначительные различия, существовавшие в мире, В предисловии к первому изданию "Критики чистого разума" Кант указывает на границы способностей разума [3, 7-16]. Мыслитель ограничивает применение разума областью получаемого опыта. Разум понимает, что он может производить знания, но только в тех случаях, когда он, разум, опирается на проявлениях вещей (феноменах). При этом невозможно делать непротиворечивые утверждения о "вещах в себе" (ноуменах), ведь в этом случае разум недопустимым образом перейдет границы.

Таким образом, самопознание разума оборачивается построением границ для разума. Кант называет это "скандалом в философии и общечеловеческом разуме" (Skandal der Philosophie und allgemeinen Menschenvernunft) [3, 34], потому что существование вещей вне человеческого восприятия недоказуемо, и в подобное существование остаётся только верить.

Но несмотря на то, что Кант проводил жесткую границу для возможностей познания, он констатировал стремление разума перешагнуть данную границу [2, 439-440]. В критическом мышлении, основанном на принципе целесообразности, Кант находил возможность перейти эту границу. Несмотря на то, что пе-

ресечение этой границы не даст точного и надежного знания, существует стремление осознать такие проблемы, как Бог, "вещь в себе", свобода и пр., и, таким образом, приобрести опыт о них. Это стремление к познанию беспредельного связано с вопросом о единстве природы: единстве, которое может быть утверждено только тогда, когда допускается существование начала, которое само не имеет начала и, таким образом, является конечным пунктом в бесконечной цепочке причинно-следственных связей.

Представление о таком единстве уже выходит за пределы возможного знания. Посредством регулятивных суждений Кант разработал подход, который, несмотря на ограничение разума, всё же предполагает мышление о единстве как о факте. Регулятивное суждение действует независимо от конститутивных суждений. Конститутивное суждение выражает оценку эмпирического наблюдения с точки зрения общей идеи (при этом необходимо установление связей между конкретным и идеей). Напротив, в регулятивном суждении есть место более свободных обобщений, та к как нет необходимости устанавливать связь между конкретным предметом и некой идеей. Идея в этом случае приобретает исключительно направляющую функцию. Но несмотря на то, что с помощью регулятивного суждения можно переходить границуточного знания, получить достоверные знания таким образом не удастся. Зато подобным способом можно генерировать гипотетические утверждения, которые основываются на допущениях, но не могут быть подтверждены, Если применять такой подход в отношении изучения живой природы, познание будет проводиться в рамках регулятивного суждения через исходный пункт, который выходит за пределы естественнонаучного познания. Когда мы рассматриваем рассуждения Канта о целесообразности допущения единства мира, мы обнаруживаем признаки колониального мировоззрения,типичного для XVIII столетия.

Кант связывал знание о не-европейских народах с размышлениями о целесообразности и на этой основе разработал собственную интерпретацию понятия "человеческой расы". Таким образом, перед нами встает необходимость ответа на вопрос о том, какие специфические формы восприятия инаковости и образа себя связаны с кантовскими мыслями о целесообразности.

Понятие "инакового" в трудах Канта позволяет не только сфокусироваться на понятии

"раса, но и охватить процессы построения границ и иерархий. В своих работах, относящихся к 1790-м годам ("К вечному миру", "Метафизика нравов"), Кант разрабатывал эгалитарный взгляд на расы и приписывал всем не-европей-цам сугубо юридический статус [17;18]. Кант осуждает завоевание других территорий и выступает за обоюдостороннее заключение договоров. Отсутствие специальных знаний о других - предосудительно. Кант выступал категорически против рабства и представляет себе космополитический мир, в котором люди, вне зависимости от цвета кожи или континента рождения, смогут построить мирные и продуктивные отношения.

Теория о человеческих расах находится в рамках политической и моральной теорий Канта и выписана с естественнонаучных позиций. В данной связи возникает вопрос, какое отношение натурфилософские взгляды могут иметь к космополитизму. Некоторые исследователи утверждали, что расовая теория Канта выходит за рамки естествознания и поэтому может быть отнесена к политической философии мыслителя. Однако эти же исследователи вынуждены были признать, что Кант соединял свое понимание расы с общепринятым мнением, согласно которому расы значительно варьируются в зависимости от их способности к действию и силе интеллекта [17, 574]. Другие исследователи [12], подвергали сомнению то, что в своей расовой теории Кант совершенно отошёл от расизма (даже с учетом того, что взгляды мыслителя сильноизменились со времен "докритического" периода творчества). С философской перспективы нельзя считать, что кантовский космополитизм представляет собой ответ на расизм, потому что противоречие, которое человек XXI века видит между расовой теорией и космополитизмом, не существовало в исторической перспективе, Универсализм восемнадцатого столетия не был таким строгим, как может показаться современному наблюдателю. Так, патриотизм Канта никак не конфликтовал с его космополитическими воззрениями.

Само понятие "расы" имеет большую смысловую нагрузку во второй половине XVIII столетия. Кант в своих работах продолжает использовать понятие "раса" и легитимизирует его в качестве разумной категории. В то же время для нас важно избежать автоматического отождествления понятий "раса" и "расизм". Дело в том, что расизм проявляется в социальной реальности не только через понятие "раса". Расовый дискурс в том виде, в каком его при-

вык видеть современный человек, сформировался только в конце XIX века [9]. В эпоху ХУП-ХУШ веков понятие "раса" имело особую смысловую нагрузку. Именно в то время в исторический дискурс был введен эпистемологический разрыв, оправдывавший колониальный миропорядок, при котором победители имеют власть над покоренными. Таким образом, расовый дискурс обусловил гетерогенность, посредством которой была написана история побежденных. Кроме того, расовый дискурс позволил европейским интеллектуалам сделать возможным сам процесс построения знаний о покоренных народах.

Во второй половине XVIII столетия перед европейскими интеллектуалами стояли вопросы: 1) о различии между животными и людьми и 2) об отличиях между разными людьми. Т.е. дискуссия была тесно сопряжена с проблемой человеческой природы и места человека в мире [16].

Создавая категорию человеческой расы, Кант формулирует телеологическое мышление, принципы которого он подробно изложил в "Критике способности суждения". Телеологическое мышление простирается шире разума, ответственного за теоретизирование знания эмпирическогомира. Именно в результате телеологического мышления возникают человеческие расы, сконструированные с целью различать людей [2].

В работе 1775 года "О различных человеческих расах" [5] Кант целенаправленно занимался разбором понятий и установил разницу между родом, видом и расой. По мнению Канта, эти понятия должны были рассматриваться в разных плоскостях. С помощью понятия "раса" Кант классифицировал человеческие различия, носящие устойчивый характер (например, цвет кожи). Таким образом, применяя понятие "раса", Кант говорил скорее не о физиологических различиях между людьми, а о разумных категориях, чье существование подтверждается эмпирическими наблюдениями. Однако, несмотря на это, Кант продолжал придерживаться идей оединстве природы, В "Критике чистого разума" Кант писал, что разнообразие отдельных вещей не исключает идентичности видов. Мыслитель никогда не отказывался от поисков систематического единства, с помощью которого можно было бы изучать связь между различными эмпирическими понятиями.

Существование расового разнообразия Кант объяснял посредством темп орал ьно-гео-графического фактора [5]. Если попытаться

си си О си

-О 0-

9 к

У-

X ш О

со

Ё

143

систематизировать кантовскоеумениео расах, можно увидеть следующую картину. Каждая из рас на протяжении времени развивается и меняется в зависимости от особенностей региона проживания. В конце концов каждая из них достигает собственного идеала, заключающегося в адаптированности к конкретному региону. Однако при этом представители конкретной расы утрачивают свойства, которые могли бы пригодиться для представителей другой расы [5]. Исходя из этого, Кант констатировал существование некой "исходной расы" ($1апптга5$е), которая располагает всеми потенциальными свойствами для приспособления. Причем в первых изданиях "О различиях..." следует, что белая раса ближе всех расположена к этой "исходной расе" [16, 56]. Во втором издании Кант писал, что в регионах проживания белой расы имеет место такое смешение разных типов климата, что нет никакой необходимости выделять на этой территории какую-либо особую расу [1 б, 57]. Европа и часть Северной Африки, по этой логике, относятся к регионам без специфического климата, а, следовательно, их жители могут расселяться где угодно. 6 этом свете колониальная экспансия получает оправдание на основе телесных особенностей колонизаторов- не принадлежа ни к одной из рас, они имеют физическую возможность расселяться повсюду. Представители остальных рас - это другие, особенные, и тесно привязанные к своей климатической местности.

Европа конструируется как местность, свободная от специфических черт, что, по расовой теории Канта, позволяет европейским народам быть способными к новым, еще не сделанным открытиям (касающихся новых мест, народов, обычаев и пр.)

6 качестве исходного пункта для своей расовой теории Кант берет рациональное, но при этом искусственно сконструированное положение. Расовые теории содержат в себе допущения, которые не могут быть проверены эмпирически, однако оказывают существенное влияние на эмпирические исследования.

В заключение следует отметить, что, во-первых, в основе расовой теории И. Канта лежит универсалистский взгляд на мир, типичный для эпохи Просвещения. Во-вторых, при разработке своего расового учения Кант опирался на способности телеологического мышления, позволяющие разуму выходить за пределы опытного знания и делать обобщения, не основанные на эмпирическом опыте.

В-третьих, расовое учение Канта было органически встроено в колониальный дискурс эпохи Просвещения и выполняло функцию по легитимизации расширения европейских территорий посредством географических открытий. В-четвертых, расовая теория Канта объясняла существование разнообразия в мире, который продолжал восприниматься как единая и закономерная сущность.

Литература:

1. Ка нт И.К веч ному {до ру. URL https:// www, I it mi г; nie/ Ьг/?Ь=б47554&р=1 (дата доступа: 04.04.2022).

2. Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Сочинения: в 8 т. - М.: Чоро, 1994, - Т. 5. - С. 217-225.

3. Кант И. Критика чистого разума. - М.: ЭКСМО, 2021.

4. Кант И. Метафизика нравов в двух частях, - URL: http://filosof.historic.ru/books/item/fOO/sOO/ zOOOOS02 / stOOO. s htm I (дата доступа:04,04.2022).

5. Кант И. О различных человеческих расах // Каит И. Сочинения: в8т.- М.\ Чоро, 1994. - Т. 2.- С. 325-344.

6. Миловац Ж.Й. Интеллектуализация спонтанной деятельности сознания: в плоскости воззрений И.Канта // Позиция. Философские проблемы науки и техники, - 2021, - № 15. - С. 21-25.

7. Сайд Э. Ориентализм. Западные концепции Востока. - СПб.: Русский Мгръ, 2006.

8. Соссюр де Ф, Курс общей лингвистики. - URL: h ttps: //w w w. ph i I о I. msu.ru/~discours/images/stories/ speckurs/saussurel (дата доступа: 04.04,2022).

9. Фуко М. Нужно защищать общество: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1975-1976 учебном году. - СПб.: Наука, 2005.

10.Bernasconi, Robert (2001): Who Invented the Concept of Race? Kant's Role in the Eniigthenment Construction of Race. In: Robert Bernasconi (Hg.), Race. Maiden, Oxford: Blackwell Pubiishers, S. 11-36. 11 .Bernasconi, Robert (2006); Kant and Slumenbach's Polyps: A Neglected Chapter in the History of the Concept of Race. In: Sara Eigen, Mark Larrimore (Hg.), The German Invention of Race. New York: SUNY, S. 73-90.

12.Bernasconi, Robert (2011): Kanfs Third Thoughts on Race. In: Stuart Eiden, Eduardo Mendieta (Hg.), Reading Kanfs Geography. New York: Suny Press, S. 291-313.

13.Eze, Emmanuel Chukwudi (1998): The Colour of Reason: The Idea of Race in Kant's Anthropology. In: P.H. Coetzee, A.PJ. Roux (Hg.), The African PhilosophyReader. New York, London: Routledge, S. 103-131.

14.Fa rr, Arnold (2002): Can a Philosophy of Race Afford to Abandon the Kantian Categorical Imperative? in: Journal of Social Philosophy, Nr. I, S. 17-32.

15.Hall, Stuart (2002): Wann gab es "das Postkoloniale"? Denken an der Grenze, In: Sebastian Conrad, Shalini Randeria (Hg.), Jenseits des Eurozentrismus, Postkoloniale Perspektiven in den Geschlchts und Kulturwissenschaften. Frankfurts. M„ New York; Campus, S. 219-246,

T6,Hostettler K. (2020) Kritik - Selbstaffirmation -Othering. Immanuel Kants Denken der Zweckmassigkeit und die koloniale Episteme. Bielefeld:TranscriptVerlag.

17.Kleingeld, Pauline (2007): Kant's Second Thoughts on Race, in: The Philosophical Quarterly, Nr. 57, S. S 73-592.

18.Kleingeld, Pauline (2014): Kant's Second Thoughts on Colonialism, in: Katrin Flikschuh, Lea Ypi (Hg,)r Kant and Colonialism: Historical and Critical Perspectives. Oxford: Oxford University Press, S. 43-67.

19.Lusebrink, Hans-Jurgen (2006): Von der Faszination zur Wissenssystematisierung: Die koloniale Weit im Diskurs der europaischen Aufklarung. In: Ders. (Hg.), Das Europa der Aufklarung und die außereuropäische koloniale Weit. Gottingen: Wallstein Verlag, 5. 9-18.

20.Meyer, Annette (2017): Die Epoche der Aufklarung. Oldenbourg: Walter de Gruyter. Mikkelsen, Jon M. (2013): Translator's Introduction. In: Ders. (Hg. und Übersetzer): Kant and the Concept of Race. Late Eighteenth-Century Writings, NewYorkSUNY, 5.1-40.

21.Sloan, Phillip (2002): Preforming the Categories: Eighteenth-Century Generation Theory and the Biological Roots of Kant's A Priori. In: Journal of the History of Philosophy, Vol. 40, Nr. 2, S. 229-253. 22.Sloan, Phillip (2006): Kant on the History of Nature: The Ambiguous Heritage of the Critical Philosophy for Natural History. In: Studies in History and Philosophy of Biologica and Biomedical Sciences, Nr. 37,5.627-648.

23.SIoan, Phillip (2014): The Essence of Race: Kant and Late Enlightenment Reflections (Essay Review), in: Studies in History and Philosophy of Biological and Biomedical Sciences, Nr. 47, S. 191-195. 24.Zarnmito, John H. (2006): Policing Polygeneticism in Germany, 1775: (Karnes,) Kant, and Blumenbach. In: Sara Eigen, Mark Larrimore (Hg.), The German Invention of Race. New York, S. 35-54.

CU OJ

0 CU

-0 0-

9

01 h-X ш О

со

DIALECTICS BETWEEN AESTHETICISM AND ESCHATOLOGY Lukyanov Arkadiy Viktorovich, DSc of Philosophical sciences, Professor Latypova Aigul Robertovna>, Postgraduate student Bashkir State University, Ufa, Republic of Bashkortostan

The purpose of the study is to reveal the most important source of existential dialectics, namely the aesthetic spirit, which pushes dialectics beyond the limits of knowledge. The article focuses on the dialectic ofi. Kant, which revolves between the aesthetic and logical connections of the cognitive process. Scientific novelty lies in substantiating the nature of the uniqueness of Kant's dialectics, in its aspiration to the future. As a result, the following points were revealed: 1) Kantian dialectics is aimed at overcoming the incompatibility of conceptually rational and aesthetically irrational thinking; 2) the emergence of a transcendental dialectic of a unique and non-objectivable existence allows us to turn to the woddview synthesis of modernity.

Keywords: the source of existential dialectics; aestheticism and eschatohgy; reason; rational cognition; transcendental sensuality; aesthetic-logical connection; uniqueness and aspiration of a person to the future; dialectic of the unique.

DOI 10.24923/2222-243X.2022-44.25

s

145

ДИАЛЕКТИКА МЕЖДУ ЭСТЕТИЗМОМ И ЭСХАТОЛОГИЕЙ

Цель исследований - раскрыть важнейший источник зкзистенциональной диалектики, а именно эстетический дух, который выталкивает диалектику за пределы познания. Й статье акцентировано внимание на диалектике И. Канта, которая вращается между эстетическими и логическими связями познавательного процесса Научная новизна заключается в обосновании характера неповторимости диалектики Канта, в её устремлённости в будущее. В результате выявлены следующие моменты: 1) кантовская диалектика направлена на преодоление несовместимости понятийно-рационального и зстетически-ирра-ционального мышления; 2) возникновение трансцендентальной диалектики уникального и необъективируемого существования позволяет обратиться к мировоззренческому синтезу современности.

Ключевые слова: источник экзистенциальной диалектики; эстетизм и эсхатология; разум; рассудочное познание; трансцендентальная чувственность; эс-тетически-логическая связь; неповторимость и устремленность человека в будущее; диалектика уникального.

УДК 18

ВАК РФ 5.7.8/09.00.13

& Лукьянов A.B., 2022 ФЛатыпова А.Р., 2022

ЛУКЬЯНОВ Аркадий Викторович, доктор философских наук, профессор

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В знаменитой статье "Понятие духа в немецкой философии от Канта до Гегеля" Дреуэр высказывает ту мысль, что И. Кант выталкивает "дух" в сферу "эстетического", где царствуют понятия чувства и наслаждения [1]. Анализируя юношеские воззрения Гегеля, Дрейер обращает внимание на "две стороны постижения духа" [2, с. 17]. Дух,

ЛА ТЫПОВА Айгуль Робертовна, соискатель

Башкирский государственный университет, Уфа, Республика Башкортостан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.