Научная статья на тему 'Расизм под маской этнического плюрализма: идеология новых правых во Франции и Германии'

Расизм под маской этнического плюрализма: идеология новых правых во Франции и Германии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
408
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Политическая наука
ВАК
RSCI
Ключевые слова
НОВЫЕ ПРАВЫЕ В ЕВРОПЕ / КСЕНОФОБИЯ / РАСИЗМ / "КОНСЕРВАТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ" / КОНСОЦИАТИВНАЯ ДЕМОКРАТИЯ / "CONSERVATIVE REVOLUTION" / THE EUROPEAN NEW RIGHT / XENOPHOBIA / RACISM / CONSOCIATIONAL DEMOCRACY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Эйсфелд Райнер

Статья посвящена анализу идеологии так называемых новых правых в Европе (ЕНП), которая имеет оттенок ксенофобии и нацелена на преодоление либерализма и наследия Просвещения. Данная идеология имеет французское происхождение, однако ее создатели вдохновлялись идеями германской «консервативной революции» межвоенного периода. В концепции этноплюрализма нашли отражение антиэгалитарные и антиуниверсалистские установки ЕНП. Определяя плюрализм как внешнее многообразие внутренне однородных никогда не поликультурных (pluricultural) обществ, ЕНП противопоставляют «конкретные» однородные культуры «абстрактной» либеральной программе, называя последнюю «тоталитарной» из-за ее универсалистского подхода. Автор показывает, что целью «дифференцирующего» расизма ЕНП является легитимация предполагаемой «целостности» европейских культур против иммигрантов, имеющих разное культурное прошлое. Проделанный им анализ позволяет лучше понять ряд проблем, с которыми сталкивается нерасистская и неассимиляционист-ская «политика включения», в том числе касающихся плюсов и минусов консоциативной демократии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Racism disguised as ethno-pluralism: The ideology of the French and the German new right

Across Europe, economic anxieties, ideological disorientation and the anger resulting from perplexed insecurity have fuelled the rediscovery of ethnicity as a source of belonging and of ostensible certainty. One activist xenophobic ideology bent on overcoming liberalism and the Enlightenment heritage is the self-styled European New Right (ENR), originally of French origin, but inspired by the interwar German «conservative revolution». In the concept of ethno-pluralism, the ENR's anti-egalitarian and anti-universalist stance has found its pointed expression. Defining pluralism in terms of the external diversity of internally homogeneous never pluricultural societies, the ENR opposes «concrete» homogeneous cultures to the «abstract» liberal agenda, labeling the latter «totalitarian» for its universalist creed. «Culture» emerges as a medium to establish «identity», which in its turn is constructed as ethnic identity. Ascertaining mutual diversity as unchangeable, stigmatizing the mixing of cultures and ethnicities as the supreme evil, ethno-pluralism requires exclusivity of cultures in given areas. Such «differentialist» racism is intended to legitimize preserving the supposed «integrity» of European cultures against immigrants with differing cultural backgrounds. Its analysis provides an additional opportunity for a closer look at some of the problems including the pros and cons of consociational democracy which a non-racist, non-assimilationist «politics of inclusion» is facing.

Текст научной работы на тему «Расизм под маской этнического плюрализма: идеология новых правых во Франции и Германии»

Р. ЭЙСФЕЛД

РАСИЗМ ПОД МАСКОЙ ЭТНИЧЕСКОГО ПЛЮРАЛИЗМА: ИДЕОЛОГИЯ НОВЫХ ПРАВЫХ ВО ФРАНЦИИ И ГЕРМАНИИ1

I

Жители европейских стран еще до начала нынешнего экономического спада испытывали «обостренное чувство кризиса», с одной стороны, в связи с крахом коммунизма как режима и как идеологии, с другой - в связи с продолжающимися процессами индивидуализации и плюрализации. В западной части континента двумя главными причинами таких настроений выступали «все более широкое распространение культурного плюрализма, вызванное миграционными процессами», и «истощение» возможностей социального государства. В восточной же его части большие группы населения понесли огромные «трансформационные издержки» в процессе «полной смены социальной и политической систем». В результате по всей Европе ощущались идеологическая дезориентация, чувство беспокойства, связанное с экономическим положением, а также раздражение, вызванное неопределенностью и чувством незащищенности [Minkenberg, Perrineau, 2007, р. 31, 32; Durando, 1993, р. 26].

Распространение таких настроений вызвало «пробуждение» (rediscovery) этничности как чувства принадлежности, как источ-

1 Статья подготовлена для: Политическая наука. - М, 2011. - № 1: Этнич-ность и политика. Перевод с англ. А. Никифоровой.

ника идентичности, как ощутимой «определенности в изменчивом и нестабильном мире» [Durando, 1993, р. 26]. И даже автор работы с оптимистическим названием «Европейская мечта», имеющей подзаголовок «Как европейское видение будущего незаметно затмевает американскую мечту», Джереми Рифкин шесть лет назад вынужден был признать, что растущее недовольство, возникающее в отношениях между различными этносами, способно свести на нет процесс распространения европейской идентичности, ценностей и образа жизни (Europeanization) [Rifkin, 2004, р. 250].

Вспомним, что именно пробуждение чувства этнической принадлежности создало условия для волны насилия со стороны расистов по отношению к меньшинствам в Германии после того, как в 1990-е годы страна испытала на себе растущий приток беженцев, финансовые трудности, связанные с объединением ФРГ и ГДР, а также массовую безработицу. Только в 1992 г в результате нападений расистов на беженцев и других иностранцев погибли 17 человек и более 500 получили ранения. Впоследствии партии правящей коалиции и оппозиционные партии пришли к соглашению об ужесточении положений конституции о предоставлении политического убежища, что дало возможность отклонять заявления беженцев, прибывавших из соседних «безопасных» стран.

В Германии есть две небольшие партии, исповедующие нетерпимое отношение к иностранцам, - самопровозглашенная «Национал-демократическая партия» (НДП) и «Немецкий народный союз» (ННС). Они никогда не преодолевали 5%-ного барьера на выборах в Бундестаг и получали представительство только в трех из 16 парламентов земель Германии, причем все три случая имели место в восточной части Германии - бывшей ГДР, где в среде подростков возникла расистская субкультура, которая со временем приобрела черты настоящего социального движения. Эта субкультура не имеет организационного ядра и состоит из сети небольших групп, которые определяют себя как боевой «расовый авангард» [см.: Wagner, 1998, p. 44; Bergmann, Erb, 1994]. В конце 1990-х годов НДП начала привлекать этих молодых активистов-борцов, объявив, что «битва за парламенты» должна быть связана с «битвой за улицы». Члены партии повторили это заявление после выборов в Саксонии в 2004 г. [см.: Maron, 2004, р. 1], на которых, набрав 9% голосов, НДП получила значительно большую поддержку

среди избирателей в возрасте от 18 до 29 лет по сравнению со своим средним результатом - 21%. 96% всех избирателей НДП выразили согласие с ксенофобскими утверждениями [1пй"а1е81 Отар, 2004, р. 1].

Во Франции партия Жан-Мари Ле Пена «Национальный фронт» пользовалась поддержкой 12-15% избирателей, пока в 2001 г. не разделилась на «Национальный фронт» и «Национальное республиканское движение» во главе с Бруно Мегре. Даже после раскола на президентских выборах во Франции 2002 г. Ле Пен в первом туре вышел на второе место, тем самым улучшив предыдущие результаты партии до 18% голосов. Это был исключительный результат, на региональных выборах 2010 г. было набрано вдвое меньше голосов.

Один из руководящих членов партии «Национальный фронт» Бруно Голлниш возглавил националистическую группу «Идентичность, традиция, суверенитет» (ИТС) в Европейском парламенте, выступавшую против иммигрантов. Группа была создана в начале 2007 г. двадцатью членами из семи государств. Она включала семь членов Европейского парламента от партии «Национальный фронт» (в том числе и Ле Пен), пять членов Европарламента от Румынии, три от Бельгии, два от Италии (включая внучку Б. Муссолини) и по одному члену от Австрии, Болгарии и Великобритании. Хотя группа не пользовалась влиянием, но если бы она просуществовала дольше, она могла бы получить дополнительное время для выступлений и официальное финансирование в размере около 800 тыс. долл., что явилось бы очередным шагом к более эффективному распространению и легитимации идей этнической нетерпимости. Однако ИТС распалась уже через 10 месяцев, после того как из-за оскорбительных заявлений Алессандры Муссолини члены группы от Румынии вышли из ее состава.

В качестве ответного шага в отношении усиливающегося расизма и дискриминации в 1997 г. был создан Европейский центр мониторинга по борьбе против расизма и ксенофобии, который через 10 лет стал Агентством Европейского союза по защите основных прав. К новым функциям Агентства - помимо сбора данных и распространения информации - теперь относятся также консультирование институтов ЕС и государств - членов ЕС как по их запросу, так и по инициативе Агентства. В самом первом еже-

годном (1999) докладе Агентства аналитики бывшего Центра мониторинга пришли к выводу, что «во всех государствах - членах Европейского союза необузданный расизм становится все более обыденным явлением повседневной жизни, дискриминация становится возможной либо вследствие безразличия населения в целом, либо на институциональном уровне... Идеологии, выступающие за дискриминацию, получают поддержку все более широких слоев населения» [European Monitoring Center, 1999, р. 12, 13].

Именно эта область является предметом настоящей статьи. Одним из идеологических подходов, возникших еще в 1970-х годах, но значительно упрочившихся в связи с утратой доверия к социализму в его различных формах, стала доктрина, развиваемая самопровозглашенными новыми правыми в Европе (ЕНП). На ее формирование повлияли идеи французской организации под названием «Группа по исследованию и изучению европейской цивилизации» (фр. Groupement de recherche et d'etudes pour la civilisation européenne - GRECE), которая, в свою очередь, опиралась на идеи «консервативной революции» немецких мыслителей межвоенного периода. Антиэгалитарная и антиуниверсалистская установка новых правых нашла наиболее полное отражение в концепции этнического плюрализма. ЕНП позиционируют себя как «европейскую интеллектуальную сеть», а не просто неофашистское или консервативное течение [Gress, 1986, р. 51]; она объединяет сторонников активных действий, решительно настроенных на достижение культурной гегемонии посредством преодоления наследия либерализма и эпохи Просвещения.

Дальнейшие рассуждения будут представлены в следующей последовательности. Во-первых, мы коротко проследим эволюцию новых правых во Франции и Германии. Во-вторых, выделим ключевые положения их идеологии. В-третьих, рассмотрим концепцию этнического плюрализма, которая выше была названа в качестве основополагающей в идеологии новых правых. В-четвертых, мы обратимся к вопросу, который выступает фоном для риторики этнического плюрализма, и поговорим о разделении западных обществ на сегменты, выделяемые исходя из различий между культурными и этническими группами, а также о проблемах, связанных с проведением таких различий, для политики признания, направленной на то, чтобы выбрать путь между насильственной ассимиляцией и

тем, что Джованни Сартори назвал культурной «трайбализацией» [Sartori, 1997, р. 62].

II

Возникновение феномена «новых» правых лучше всего может быть объяснено в терминах протеста против «старых» правых - агрессивно настроенных, антиинтеллектуальных, представляющих собой маргинальную политическую силу, а также заимствования на протяжении 1960-х годов положений новых левых в попытке создать некий «современный» образ и программу радикального правого толка. По словам одного из немецких авторов правого направления, «... слишком долгое время правые политические силы видели в рабочем-иммигранте незваного гостя. Мы, отказавшиеся от идей старых правых, рассматриваем рабочего-иммигранта как жертву либеральной капиталистической системы, жертвами которой, пусть и по-другому, являемся сами» [цит. по: Schoenekaes, 1990, р. 249].

В качестве бесспорного примера подобных изменений в идеях и в стратегиях стала организация ГРИС (фр. GRECE), в названии которой присутствует определенный намек (по-французски эта аббревиатура означает «Греция»). ГРИС была создана в 19681969 гг. группой модернизаторов правого толка, в основном бывшими активистами Федерации студентов-националистов. Их идеологом и лидером был и остается до сих пор Алэн де Бенуа, которому в то время не было и 26 лет. ГРИС, члены которой называют ее «направлением научной мысли» («école de pensée»), действительно является мозговым центром (think tank), объединяющим от 2 тыс. до 3 тыс. тщательно отобранных членов (в основном, мужчины в возрасте около 30 лет с высшим образованием, частные предприниматели или преподаватели), организованных в региональные или местные отделения; она работает в традициях французских дискуссионных или, точнее, политических клубов.

ГРИС выпускает два журнала: «Элеман» («Элементы», фр. «Elements») с тиражом в 5-6 тыс. экземпляров, недавно опубликовавший свой 130-й выпуск, и «Нувель Эколь» («Новая школа», фр. «Nouvelle Ecole») с тиражом около 2 тыс. экземпляров, выпустивший 46 номеров за первые 20 лет и отличающийся большей науч-

ной направленностью [Weber, 2004, р. 150]. На ежегодных коллоквиумах обсуждается формирование повестки дня правых. При этом выбираются темы вроде: «Нравы вчерашнего дня и нравственность дня сегодняшнего», «Кризис или упадок», «Почему элиты?», «Дело народов», «Иллюзия равенства». Учитывая, что декларируемая цель группы состоит в том, чтобы посредством ясной и понятной доктрины поставить под вопрос важность прав человека и требование социального равенства, ГРИС удалось восстановить в достаточной степени привлекательность и представительность идей французских правых [см.: Jaschke, 1990, p. 46, 50; Taguieff, 1993/1994b, p. 159; Christadtler, 1983, p. 164-165].

По сравнению с французскими новыми правыми немецкие более разнородны в идеологическом и организационном планах. Показательно, что наиболее выдающиеся защитники идеологии новых правых в Германии - два бывших консерватора, воспринявших радикальные взгляды, - Герд Клаус Кальтенбруннер в возрасте 71 года и Армин Мёлер, умерший в 2003 г. Это обстоятельство подтверждает, что границы между аргументами консерваторов и правых зачастую весьма проницаемы. Содержание периодических изданий новых правых, таких как «Критикон» («Criticón», с 2005 г. - «Нойе Нахрихт» («Neue Nachricht») и, в особенности, «Юнге Фрайхайт» («Junge Freiheit», или «Молодая свобода»), свидетельствует о том, что и в Германии этот проект, направленный на часть утвердившихся политических кругов страны, тоже эволюционировал [см.: Feit, 1987, p. 48, 62, 67; Gessenharter, 1989, p. 438; Schoenekaes, 1990, p. 252, 258, 264]. Шесть лет назад министр внутренних дел земли Северный Рейн - Вестфалия выразил обеспокоенность тем, что новым правым в некоторой степени удалось добиться «эрозии» «демаркационных линий между демократической идеологией и экстремистской идеологией правого толка» [Behrens в Gessenharter / Pfeiffer, 2004, p. 7].

Никого не удивляет, что новые националисты, как они сами себя называют, испытывали как уверенность, так и воодушевление в связи с неожиданным объединением Германии: «Несмотря на табу со стороны левых в отношении государственности Германии, логика истории и, если можно так сказать, коварство государственности в очередной раз отстояли свои права» [цит. по: Geulen, 1995, p. 11, 20].

Кроме того, как подчеркивает французский аналитик Пьер-Андрэ Тагиефф, события в Восточной Европе вызвали идеологические трансформации: «Теперь, когда угроза со стороны коммунизма исчезла, только США могут олицетворять образ абсолютного врага» [Taguieff, 1993/1994b, p. 163].

Как отмечает П. Тагиефф, посткоммунистический Восток и даже Третий мир, где преобладают антизападные настроения, могут оказаться привлекательными с антиглобалистской точки зрения новых правых. Однако тем, кого эти идеи пленят своей новизной, стоит вспомнить одну из ранних идей Артура Мюллера ван ден Брука, ведущего публициста «Консервативной революции» Веймарской республики [см.: Gerstenberger, 1969, p. 46-47]. В памфлете 1919 г. он попытался обосновать то, что он называл правами «молодых» народов против «старых»; к числу первых он относил немцев и русских, к числу вторых - англосаксов.

III

Именно эта антилиберальная, открыто националистическая традиция, направленная против идей Просвещения, делает идеи «консервативной революции», развивавшиеся после Первой мировой войны, столь привлекательными среди идеологов новых правых, стремящихся избегать фашистских и нацистских доктрин. Однако главным ориентиром новых правых остаются не идеи Мюллера ван ден Брука, который прославился благодаря своему полемическому трактату «Третий рейх», а работы известного политического теоретика Карла Шмитта, написанные в 1920-х годах. Причина кроется в том, что К. Шмит:

1) определил суть политики как противостояние между другом и врагом (причем этот враг экзистенциально другой и чуждый), осуждая как «отрицание политики» характерное для либералов стремление к компромиссу и консенсусу;

2) выступал за гомогенность в противовес гетерогенности в качестве - опять-таки экзистенциального - императива для демократии;

3) в конечном счете настаивал на «содержательной» государственной политической жизни, «полной» не в количественном, а в качественном плане и требующей «сильного» государства (прежде

всего, в таких работах, как «Духовно-историческое состояние современного парламентаризма» («Die geistesgeschichtliche Lage des heutigen Parlamentarismus») 1923 г. и «Понятие политического» («Der Begriff des Politischen») 1928 г.). (Об их влиянии на взгляды новых правых во Франции и Германии см., например: [Kriener, 1994, p. 197]).

С точки зрения предмета настоящей работы позицию Карла Шмитта для удобства можно обобщить следующим высказыванием из его критических замечаний в адрес либерального парламентаризма: «Кто бы ни говорил о человечности, он намеренно обманывает» [Schmitt, 1928, р. 55].

Новые правые превратили это имплицитное отрицание либерализма и универсализма в силу их антиисторизма и аполитичности в настоящую доктрину. Универсальные принципы и понятия - например, естественное право - отвергаются как бессмысленные, несуществующие абстракции. Только «конкретное» является реальным и может надлежащим образом направлять политические действия. Такие понятия, как «человечество», в лучшем случае имеют «зоологическое» значение [см.: Benoist, 1981, p. 77; Möhler, 1981, p. 58]. Понятие «индивид» - это другая, еще «худшая» абстракция (Mohler), которая сводит конкретных людей, по мнению Бенуа, к «простой идее, лишенной какой-либо реальной отличительной черты» [цит. по: Jaschke, 1990, p. 61-62; Möhler, 1990, p. 133; Benoist, 1983, 1985].

Неудивительно, что отрицание универсализма и эгалитаризма связано, по логике новых правых, с идеалистической критикой модернизма: «В древних естественных обществах... где социальные отношения выстраивались в соответствии с определенным уровнем иерархии, индивиды воспринимались такими, какие они есть, т.е. как особи (persons), единственные в своем роде. Эгалитарное мышление склонно к упрощению... Эгалитаризм обычно исключает разнообразие мира. Эгалитарные доктрины материалистичны и - явно или неявно - механистичны. Логическое следствие этого - упадок и исчезновение, абсолютная гомогенность, которая и есть смерть» [цит. по: Taguieff, 1993-1994a, p. 105, 107].

Упадок и исчезновение - здесь подчеркивается другая ключевая идея, которая, как и концепция «естественного общества», объединяет «новых» правых с их предшественниками, - идея

упадка. «По сути, - настаивал Армин Мёлер в 1981 г., - мы сталкиваемся с единственной проблемой: как положить конец разложению и упадку, которые охватили наш мир» [Mohler, 1981, p. 67]. Деперсонализация, сглаживание различий на глобальном уровне, распространение консюмеризма, интеллектуальная колонизация -все это вездесущие символы культурного упадка, который, как считается, стал результатом послевоенной гегемонии США, порожденной либеральными ценностями [см.: Durando, 1993, p. 2324, 28]. Следовательно, в терминах К. Шмитта, «главный враг» Бе-нуа - либерализм, поскольку он олицетворяет «господствующую идеологию современности», которая разрушила традиции и человеческое сообщество (community): «Современность породила самую пустую цивилизацию в истории человечества. В условиях ничтожного гедонизма человек превратился в предмет обмена, технологии поймали жизненный мир в сети рационализма - мир, полный преступлений, насилия и грубости. где одинокие индивиды поглощаются безликой и враждебной толпой» [Benoist, Champetier, 1999, p. 120)]

Разумеется, во всех этих обличительных речах нет ничего оригинального. По крайней мере, с начала XX в. движения правого толка одинаково обличали философию естественных прав, наследованную из эпохи Просвещения, космополитические идеи 1776 и 1789 гг. и принципы либеральной демократии, восставали против коммерциализации социальных отношений и безликих черт современности. Они прибегают к биологическим, а фактически - расистским аргументам, чтобы оправдать неравенство, и все больше притязают на тотальную - и даже тоталитарную - лояльность всех индивидов.

Что касается последних двух аспектов, то группе ГРИС и ее подражателям, которые действовали из соображений респектабельности, без сомнения, удалось привнести новые идеи. Ставя знак равенства между «либеральным» и «тоталитарным», а также между правой политической позицией и поддержкой культурного многообразия, европейские новые правые стремятся создать впечатление, что они - «вне» традиционного разделения на левых и правых [см.: Taguieff, 1993, 1994a, p. 115, 116, 119]. И концепция этнического плюрализма совершенно незаменима для такого сдвига в стратегии легитимации.

IV

В значительной степени определения - это общепринятые условности. Европейские новые правые - или, точнее, группа ГРИС, примеру которой следуют другие движения правого толка, -продвигают новые конвенции о понятиях, приравнивая: 1) плюрализм к внешнему многообразию внутренне гомогенных, но никогда не мультикультурных обществ; 2) и тоталитаризм к требованию всеобщего равенства, поскольку, по словам Бенуа, «он стремится свести всю социальную и духовную действительность к одной-единственной модели».

«Истинная антитоталитарная позиция», как ее обобщил Та-гиефф, «по определению и неоспоримо выступает против эгалитаризма и за различия» [см.: Taguieff, 1993, 1994а, р. 125].

Новые правые трансформируют понятие плюрализма и сводят его к этническому плюрализму, противопоставляя «конкретные» отдельные культуры, религии, институты в гомогенных сообществах и «абстрактную» либеральную повестку дня во всем мире, якобы защищая культурные особенности от гегемонии западного культурного империализма.

Однако понятие «культура», как и плюрализм, новые правые воспринимают крайне узко. Любой динамический аспект конфликта и изменений исключается. По логике новых правых, культура возникает как средство установления и сохранения идентичности и гомогенности. «Идентичность» становится ключевым понятием. Под ней понимается этническая идентичность, которая требует исключительности культур на определенных территориях и которой, следовательно, угрожает смешение: «В последующие десятилетия тема идентичности приобретет еще большую значимость. Подрывая социальные системы, которые ранее приписывали индивидам их место в полностью понятном общественном порядке, современность... породила стремление к достижению чувства уверенности и признания. В отношении универсалистских утопий и ослабевания традиционных идентичностей новые правые во Франции утверждают приоритет различий, которые являются. самой сущностью социальной жизни. Против веры в то, что различия не имеют значений, и против искоренения этих различий! За

ясные и неизменные идентичности!» [цит. по: Benoist, Champetier, 1999, p. 133].

Откликаясь на события 11 сентября, Бенуа опять-таки противопоставлял либеральный универсализм «культурным идентичнос-тям остального мира»; при этом он отождествлял либеральный универсализм с «Мак-миром» «парков развлечений и увеселительных супермаркетов», рассуждая о «законном негодовании по поводу социальных патологий, рожденных массовой иммиграцией». Идентичность, «чувство укорененности» в «общем наследии», «глубо -кое чувство принадлежности», «жизнь в коллективе, посвященная идеям благородства и солидарности», - вот что обещают новые правые взамен «атомизации» и «деперсонализации» [см.: Faye and Benoist, цит. по: Taguieff, 1993-1994a, p. 121; Benoist, 1993, Documents, 1993-1994, p. 183; Durando, 1993, p. 25]. Как заключал Ан-тонио Тонини в обзоре 2003 г., «в той мере, в какой либерализм - и экономический и политический - разрушает коллективную идентичность. он остается главным политическим и идеологическим врагом европейских новых правых» [Tonini, 2003, p. 105-106].

Теперь должно быть очевидно, что основной предмет, рассматриваемый в работе, после короткого отступления в область неизведанного сводится к очень знакомой теме - к этнической принадлежности как «крайнему случаю "коммунитарного" и естественного типа связи, описанного немецким социологом Фердинандом Тённисом» [см.: Durando, 1993, p. 24]. Противоречие между «естественным» сообществом, уходящим корнями в прошлое, и нынешним искусственно сконструированным «механистическим» обществом вновь становится панацеей от всех бед современного мира; для новых правых эпохи, последовавшей за 1968 г., она не менее привлекательна, чем для идеологов и сторонников консервативной революции после 1918 г. Принцип «укорененности», провозглашенный Аленом де Бенуа, напоминает неприглядную картину «истории, возрождающейся из корней», «значимой эпохи, вновь проистекающей из древних корней», которую в 1935 г. живописал другой немецкий социолог, Ганс Фрейер [Freyer, 1935, p. 121, 122]. Разумеется, он имел в виду нацистский так называемый Третий рейх.

Чувство принадлежности и солидарности - это не единственная перспектива, которую предлагают сторонники этнического плюрализма. Предполагается, что этническая общность вернет

«индивида вновь в центр социальных отношений», что приведет к «более существенному участию в процессах формирования коллективной воли» [Durando, 1993, p. 25]. Опять-таки вино, может быть, и новое, однако меха старые. По мнению Бенуа, который верно заметил, что многим обязан Карлу Шмитту, такое «прямое» участие станет возможным, после того как либеральная парламентская система будет разрушена и заменена «естественной» демократией [Benoist, 1986, цит. по: Herzinger, Stein, 1995, p. 105].

К. Шмитт еще до Бенуа концептуально разграничил демократию и либерализм. Утверждая, что в отличие от либерального парламентаризма демократия подразумевает наличие «идентичности правителя и управляемых», К. Шмитт полагал, что «диктаторские и авторитарные методы... поддерживаемые одобрительными возгласами населения», возможно, являются «прямыми проявлениями сути и силы демократии» [Schmitt, 1926, p. 65]. В свете заявлений таких интеллектуальных предшественников иллюзия предлагаемой новыми правыми демократии с еще большим участием (в контексте этнического плюрализма) рассеивается как дым.

Стремление новых правых посвятить все свои усилия «делу народов», защищать права конкретных людей от абстрактных прав человека привело к появлению необычного лозунга, придуманного ГРИС: «Европа - третий мир - одна борьба» («Europe - Tiers Monde - Même Combat»). Никто больше не говорит, что французы или немцы имеют превосходство над другими народами, понимаемыми как этнические сообщества. О таковых просто говорят как о «других» (different), которых нужно держать «отдельно», даже если они якобы «равны». Расизм различий новых правых, как всегда, «полон категоричных заявлений о крайней необходимости сохранить. священную "чистоту". группы. Он продолжает клеймить смешение крови и культур как высшее зло» [Taguieff, 1993-1994a, p. 122].

Следовательно, «диалогу культур», который, по мнению Бе-нуа, необходим как никогда, суждено остаться спором глухих, который сводится к подтверждению взаимной непохожести [см.: Re-infeldt, Schwarz, 1995, p. 215]. В итоге этнический плюрализм легитимизирует - как он и призван - «крепость Европу», охраняя «чистоту» (integrity) культур Западной Европы от «вторжений»

иммигрантов с их культурным багажом, характерным для Третьего мира.

V

По сравнению с идеологией этнического плюрализма европейских новых правых проблема, с которой сталкиваются демократии западного типа, с точки зрения настоящего плюрализма должна быть поставлена абсолютно иначе: как принять и уважать культурное, религиозное и языковое многообразие различных этнических групп в составе более крупного сообщества людей, при этом не предоставляя их ценностям статус основных?

Обоснованно ли мнение Уильяма Коннолли о том, что дальнейшая плюрализация не означает фрагментацию, поскольку можно рассчитывать, что «проведение различий по одним основаниям» приведет к «появлению множества возможностей селективного сотрудничества по другим», - конечно, при условии, что основные права и принципы справедливости и впредь уважаются и гарантируются [Connolly, 1995, p. 197]? У Коннолли рассуждает в духе Г. Каллена и его видения «содружества культур», которое он предложил в 1924 г., когда в восточных штатах США процветали субкультуры иммигрантов и еще миллионы иммигрантов были приняты в страну из Южной и Восточной Европы [Kallen, 1924, p. 11, 116]. Г. Каллен был убежден, что самореализация индивидов в значении личной идентичности зависела от отстаивания этнокультурных различий и что творческий потенциал общества может лишь извлекать пользу из подобных конфликтов, проистекающих из социальной гетерогенности. В связи с этим он выступал за предоставление одинаковых прав представителям всех этнокультурных традиций.

Но с другой стороны, более ли верно наблюдение Артура Шлезингера о том, что любой решительный переход от индивидуальной к групповой идентичности, от индивидуальных прав к групповым приведет лишь к концентрации этнокультурных групп в отдельных гетто («self-ghettoization»), к «усилению недовольства и противоречий», в результате провоцируя распад государств [см.: Schlesinger, 1992, p. 102, 130]? Более того, не грозит ли автономным индивидам лишение возможности «отстраниться от» своих

групп, от возможности принять идеи и практики, которые противоречат их этнокультурному наследию? Очевидно, «не только государство, но и группы могут нарушать, права отдельных людей» [Van Dyke, 1976-1977, p. 368].

Близкую к идеальной многокультурную политию можно определить как институциональное и процедурное обеспечение продуктивного противоречия между правами человека как универсалистскими руководящими принципами и признанием отдельных традиций, поддерживаемых этнокультурными группами, что придает политическим структурам дополнительную легитимность. Однако, как уже стало очевидно, предметом продолжающихся споров выступает именно объем привилегий, предоставляемых этническим группам с целью защиты и развития их отличительных особенностей, - естественно, включая степень их самоопределения и участия в делах всего общества в качестве единых корпоративных субъектов (corporate bodies) с политическим статусом и правами [см.: Van Dyke, 1976-1977].

Здесь можно отметить несколько дополнительных соображений, которые будут ограничены лишь одним отдельным аспектом последней из указанных проблем: политическое представительство интересов групп. Такое представительство лежит в основе консо-циативной демократии, системы правления, сложная организация которой «все больше привлекает внимание» в качестве механизма преодоления этнических противоречий посредством политических компромиссов [см. обсуждение консоциативной демократии в: Stanovcic, 1992, p. 367; цит. по: p. 368].

Согласно А. Лейпхарту [см.: Lijphart, 1977, p. 25], консоциа-лизм подразумевает:

1) значительную автономию каждого сегмента в управлении своими внутренними делами;

2) пропорциональность как главный принцип политического представительства, распределения государственных постов и средств государственного бюджета;

3) взаимное вето в государственных вопросах (или, в терминах Дж.С. Кэлхуна, правило совпадающего, а не численного большинства);

4) и, наконец, самое главное, - совместное правление либо официально установленной, либо неформальной большой коалиции лидеров всех сегментов.

В одном из своих первых исследований консоциативной демократии в Нидерландах А. Лейпхарт подчеркивал некоторые довольно серьезные недостатки такой системы правления: высокую степень сопротивления изменениям (immobilism), господство элит, скрытый характер переговоров [см.: Lijphart, 1968, p. 111, 129, 131]. Сопротивление изменениям, в частности, может приводить к застою в результате консервации несправедливого статус-кво, что в нравственном отношении вызывает осуждение [Bellamy, Hollis, 1999, p. 75]. В конечном счете предложение Кэлхуна в отношении принципа правления совпадающего большинства было направлено на то, чтобы вынудить американский Юг в период до Гражданской войны заблокировать дальнейшее обсуждение проблемы рабства, хотя и считается, что модель Кэлхуна можно интерпретировать так, чтобы в обществах с глубокими противоречиями она работала в пользу меньшинства [Cheek, 2000, p. 66].

В любом случае, можно с большой долей уверенности утверждать, что для разрешения этнических противоречий, усугубляющихся во все большем числе стран, больше подходят стратегии нахождения компромисса, а не ассимиляции или аккультурации. Было бы правильно сосредоточить внимание на предпосылках успеха или неудач попыток поиска решений на основе консоциализма.

Перевод с англ. А. Никифоровой

Список литературы

Behrens F. «Vorwort» in Gessenharter W. // Die Neue Rechte - eine Gefahr für die Demokratie? / Pfeiffer Th. (eds.). - Wiesbaden: VS Verlag fuer Sozialwissenschaften, 2004. - P. 6-10.

BenoistA. de. Consensus, neutrality and compromise // Pluralism and liberal neutrality /

Bellamy R., Hollis M. (eds.) - L.; Portland: Frank Cass, 1999. - P. 54-78. Benoist A. de. Gleichheitslehre, Weltanschauung und «Moral». Die Auseinandersetzung von Nominalismus und Universalismus // Das unvergaengliche Erbe. Alternativen zum Prinzip der Gleichheit / Krebs P. (eds.). - Tuebingen: Grabert, 1981. - S. 77-105.

Benoist A. de, Champetier C. The French new right in the year 2000 // Telos. - N.Y., 1999. - N 115. - P. 117-144.

Benoist A. de. The 20th century ended September 11 // Telos. - N.Y., 2001. - N 121. -P. 113-133.

Bergmann W., Erb R. Eine soziale Bewegung von rechts? // Neue Soziale Bewegungen: Forschungsjournal. - Stuttgart, 1994. - N 2. - P. 83-88.

CheekH.L. Calhoun and his critics // Telos. - N.Y., 2000. - N 118. - P. 59-76.

Christadler M. Die Nouvelle Droite. Zwischen revolutionärer Rechter und konservativer Revolution // Konservatismus. Eine Gefahr fuer die Freihei / Hennig E., Saa-ge R. (eds.). - Munich; Zuerich: Piper, 1983. - S. 197-214.

Connolly W.E. The ethos of pluralization. - Minneapolis; L.: Univ. of Minnesota press, 1995. - 280 p.

Documents // Telos. - N.Y., 1993-1994. - N 98-99. - P. 135-207.

Durando D. The rediscovery of ethnic identity // Telos. - N.Y., 1993. - N 97. - P. 2-11.

Eichberg H. Abkoppelung. Nachdenken über die neue deutsche Frage. - Koblenz: Bublies, 1987. - 169 S.

European monitoring centre on racism and xenophobia // First annual report. - Brussels, 1999. - Mode of access: http://www. eumc.at

Feit M. Die «Neue Rechte» in der Bundesrepublik. - Frankfurt; N.Y.: Campus, 1987. -150 S.

Freyer H. Pallas Athene. Ethik des politischen Volkes. - Jena: Eugen Diederichs, 1935. -122 S.

Gerstenberger H. Der revolutionaere Konservatismus. - Berlin: Duncker & Humblot, 1969. - 171 S.

Gessenharter W. Die «Neue Rechte» als Scharnier zwischen Neokonservatismus und Rechtsextremismus in der Bundesrepublik // Kempner zu Ehren / Eisfeld R., Mueller I., Barbarei G., Robert M.W. (eds.). - Frankfurt: Athenaeum, 1989. - S. 424-452.

Geulen E. Nationalisms: Old, new and German // Telos. - N.Y., 1995. - N 105. - P. 2-31.

Gress F. The new right in France and the Federal Republic of Germany // The new right. Image and reality / Cohen G. et al. (eds.). - L.: Runnymede Trust, 1986. - P. 3-34.

Herzinger R., Stein H. Endzeit-Propheten oder die Offensive der Anti-Westle. - Reinbek: Rowohlt, 1995.

NPD gewinnt bei Erstwaehlern // Infratest Dimap. - Tagesschau, 2004. - 22.09.2004. -Mode of access: http://www.tagesschau.de/aktuell/meldungen

Jaschke H.G. Frankreich // Neue Rechte und Rechtsextremismus in Europa / Gress F., Jaschke H. G., Schoenekaes K. - Opladen: Westdeutscher Verlag, 1990. - S. 17-103.

Kallen H.M. Culture and democracy in the United States. - N.Y.: Boni and Livewright, 1924. - 347 p.

Kriener K. Plettenberg - Freiburg - Potsdam. Über den Einfluß Carl Schmitts auf die Junge Freiheit // Das Plagiat. Der Voelkische Nationalismus der Jungen Freiheit / H. Kellershohn (eds.). - Duisburg: DISS, 1994. - S. 181-212.

Leggewie C. Der Geist steht rechts. - Berlin: Rotbuch Verlag, 1987. - 319 S.

Lijphardt A. The Politics of accommodation: Pluralism and democracy in the Netherlands. - Berkeley; Los Angeles: Berkeley univ. press, 1968. - 231 p.

Lijphardt A. Democracy in plural societies. - New Haven; L.: Yale univ. press, 1977. -248 p.

Maron Th. Rechte Parteien mobilisieren im Bund // Frankfurter Rundschau. - Frankfurter, 2004. - N 222. - 23 September.

Minkenberg M, Perrineau P. The radical right in the European elections 2004 // International political science review. - N.Y., 2007. - N 28. - P. 29-55.

Mohler A. Die nominalistische Wende. Ein Credo // Das unvergängliche Erbe. Alternativen zum Prinzip der Gleichheit / Krebs P. (eds.). - Tübingen: Grabert, 1981. -S. 55-74.

Mohler A. Liberalenbeschimpfung. - Essen: Heitz und Hoeffkes, 1990. - 168 S.

Reinfeldt S., Schwarz R. «Ethnopluralismus» made in Germany // Das Plagiat / Kellershohn H. (eds.). - Duisburg: DISS, 1994. - S. 213-232.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Rifkin J. The European dream. - Cambridge: Polity press, 2002. - 434 p.

Sartori G. Understanding Pluralism // Journal of democracy. - Baltimore, 1997. - N 8. -P. 58-69.

Schlesinger A.M. The Disuniting of America. - N.Y.; L.: W.W. Norton & Co, 1992. -166 p.

Schmitt C. Der Gegensatz von Parlamentarismus und moderner Massendemokratie (1940) // Positionen und Begriffe im Kampf mit Weimar - Genf - Versailles, 19231939. - Hamburg: Hanseatische Verlagsanstalt, 1926. - S. 52-66.

Schmitt C. Der Begriff des Politischen. - Berlin: Duncker & Humblot, 1928. 1963. - 48 S.

Schoenekaes K. Bundesrepublik Deutschland // Neue Rechte und Rechtsextremismus in Europa / Gress F., Jaschke H. G., Schönekäs K. (eds.). - Opladen: Westdeutscher Verlag, 1990. - P. 218-349.

Stanovcic V. Problems and options in institutionalizing ethnic relations // International political science review. - N.Y., 1992. - N 13. - P. 359-379.

Taguieff P.-A. The new right's view of European identity // Telos. - N.Y., 1993-1994a. -N 98-99. - P. 99-126.

Taguieff P.-A. Origins and metamorphoses of the new right // Telos. - 1993-1994b. -N 98-99. - P. 159-172.

ToniniA. The European new right // Telos. - N.Y., 2003. - N 126. - P. 101-112.

Van Dyke V. The individual, the state, and ethnic communities in political Theory //

World politics. - Baltimore, 1976-1977. - N 29. - P. 343-369. Wagner B. Rechtsextremismus und kulturelle Subversion in den neuen Bundesländern. - Berlin: Zentrum Demokratische Kultur, 1998. Weber M. Prototyp der Neuen Rechten. Alain de Benoist und die Nouvelle Droite in Frankreich // Die Neue Rechte - eine Gefahr für die Demokratie? / Gessenharter W., Pfeiffer T. (eds.). - Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften, 2004. - S. 145-161.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.