Научная статья на тему 'Расходы на транспортную инфраструктуру в земской смете Тобольской губернии на трехлетие 1915-1917 гг'

Расходы на транспортную инфраструктуру в земской смете Тобольской губернии на трехлетие 1915-1917 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
54
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОБОЛЬСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ЗЕМСКАЯ СМЕТА / ТРАНСПОРТНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / НАЧАЛО XX В. / TOBOLSK PROVINCE / THE PROVINCIAL BUDGET / TRANSPORT COMMUNICATIONS / THE BEGINNING OF XX CENTURY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Почеревин Е.В.

Местное хозяйство сибирских губерний и областей в начале XX в. опиралось на региональные бюджеты. Планирование расходов и доходов соотносилось с потребностями и нуждами земского хозяйства и платежными способностями населения. В данной статье рассмотрена земская смета Тобольской губернии на трехлетие 1915-1917 гг. В работе был использован принцип историзма, требующий рассмотрения исторических явлений в их саморазвитии, в их связи с конкретно-историческими условиями. Автор применял историко-сравнительный метод, который дал возможность выделить качественно сходные и отличающиеся территориальной или временной вариацией факты или явления. Проведен анализ обоснования местным начальством доходной части бюджета и расходов на содержание транспортных коммуникаций. Показан рациональный и прогрессивный характер действий губернской администрации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Expenses on transport infrastructure in the local budget of the Tobolsk province for the triennium 1915-1917

The local economy of Siberian provinces and regions at the beginning of XX century was based on regional budgets. Planning of expenses and income correlated with the needs and requirements of the land economy and the payment capacity of the population. This article describes the local estimates of the Tobolsk province for three years 1915-1917 the work was based on the principle of historicism, which requires the consideration of historical phenomena in their self-development, in relation to specific historical conditions. The author used the historical-comparative method, which made it possible to identify qualitatively similar and different territorial or temporal variation of facts or phenomena. The analysis of justification by the local administration of the revenue part of the budget and expenses on the maintenance of transport communications is carried out. The rational and progressive nature of the actions of the provincial administration is shown.

Текст научной работы на тему «Расходы на транспортную инфраструктуру в земской смете Тобольской губернии на трехлетие 1915-1917 гг»

4. Makarenko A.S. Pis'mo k Gor'komu. Poltava. Koloniya im. M. Gor'kogo. 8 iyulya 1925 [The letter to Gorky. Poltava. Colony of M. Gorky. July 8, 1925]. Hilliga G. (eds.) Perepiska A.S. Makarenko s M. Gor'kim [Correspondence A.S. Makarenko with M. Gorky]. Akad. izd. Marburg, 1990, pp. 2-6. (OPUSCULA MAKARENKIANA, Nr.11).

5. Makarenko A.S. Perepiska A.S. Makarenko s M. Gor'kim [Correspondence A.S. Makarenko with M. Gorky]. Hilliga G. (eds.) Perepiska A.S. Makarenko s M. Gor'kim [Correspondence A.S. Makarenko with M. Gorky]. Akad. izd. Marburg, 1990, pp. 6.

6. Makarenko A.S. Pis'mo k A.S. Makarenko 19 iyulya 1925 [Letter to A.S. Makarenko July 19, 1925]. Hilliga G. (eds.) Perepiska A.S. Makarenko s M. Gor'kim [Correspondence A.S. Makarenko with M. Gorky]. Akad. izd. Marburg, 1990, pp. 6-7.

7. Makarenko A.S. Pis'mo k M. Gor'komu 25 marta 1926 [Letter to M. Gorky March 25, 1926]. Makarenko A.S. Pedagogicheskie sochieniya [Pedagogical writings. Vol. 8]. Moscow, 1983, pp. 27.

8. Makarenko A.S. Perepiska A.S. Makarenko s M. Gor'kim [Correspondence A.S. Makarenko with M. Gorky]. Hilliga G. (eds.) Perepiska A.S. Makarenko s M. Gor'kim [Correspondence A.S. Makarenko with M. Gorky]. Akad. izd. Marburg, 1990, pp. 31-34.

9. Makarenko A.S. Pis'mo k A.S. Makarenko 9 maya 1928 g. [Letter to A.S. Makarenko May 9, 1928]. Hilliga G. (eds.) Perepiska A.S. Makarenko s M. Gor'kim [Correspondence A.S. Makarenko with M. Gorky]. Akad. izd. Marburg, 1990, pp. 58-59.

10. Makarenko A.S. Pis'mo k M. Gor'komu 8 sentyabrya 1925 [Letter to M. Gorky September 8, 1925]. Hilliga G. (eds.) Perepiska A.S. Makarenko s M. Gor'kim [Correspondence A.S. Makarenko with M. Gorky]. Akad. izd. Marburg, 1990, pp. 12-13.

11. Makarenko A.S. Pis'mo k M. Gor'komu 24 noyabrya 1925 [Letter to M. Gorky November 24, 1925]. Hilliga G. (eds.) Perepiska A.S. Makarenko s M. Gor'kim [Correspondence A.S. Makarenko with M. Gorky]. Akad. izd. Marburg, 1990, pp. 17-19.

12. Makarenko A.S. Pis'mo k A.S. Makarenko 24 fevralya 1926 [Letter to A.S. Makarenko February 24, 1926]. Hilliga G. (eds.) Perepiska A.S. Makarenko s M. Gor'kim [Correspondence A.S. Makarenko with M. Gorky]. Akad. izd. Marburg, 1990, pp. 25.

13. Makarenko A.S. Maksim Gor'kij v moej zhizni [Maksim Gorky in my life]. Makarenko A.S.

Pedagogicheskie sochineniya [Pedagogical writings. Vol. 4]. Moscow, 1983, pp. 17-18.

14. Pis'mo k A.S. Makarenko 6 dekabrya 1928 g. [Letter to A.S. Makarenko December 6, 1928]. Hilliga G. (eds.) Perepiska A.S. Makarenko s M. Gor'kim [Correspondence A.S. Makarenko with M. Gorky]. Akad. izd. Marburg, 1990, pp. 65-66.

15. Nevskaya S.S. (ed.) Vospitanie grazhdanina v pedagogike A.S. Makarenko: v 2 ch. [Education of the citizen in pedagogics A.S. Makarenko. In 2 p.]. Moscow: Akademicheskij Proekt: Al'ma-Mater, 2006.

16. Pis'mo k M. Gor'komu 22 noyabrya 1928 g. [Letter to M. Gorky on November 22, 1928.]. Hilliga G. (eds.) Perepiska A.S. Makarenko s M. Gor'kim [Correspondence A.S. Makarenko with M. Gorky]. Akad. izd. Marburg, 1990, pp. 62-65.

17. Pis'mo k G.S. Sal'ko 21 sentyabrya 1933 g. [Letter to G.S. Salko September 21, 1933.]. Makarenko A.S. Ty nauchila menya plakat'... (Perepiska A.S. Makarenko s zhenoj, 1927-1939): v 2 t. Hillinga G. (eds.) [You taught me to cry ... (Correspondence A.S. Makarenko with his wife, 1927-1939). In 2 vol. Vol. 2.]. Moscow: Vityaz', 1994, pp. 196-222.

УДК 94(571)

Е.В. Почеревин,

кандидат исторических наук, доцент кафедры историко-правовых и социально-

гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический

университет имени В.М. Шукшина» г. Бийск, Россия pev2@mail.ru ОЯСГО: 0000-0003 -083 7-216Х

Расходы на транспортную инфраструктуру в земской смете Тобольской губернии на трехлетие 1915-1917 гг.

Местное хозяйство сибирских губерний и областей в начале XX в. опиралось на региональные бюджеты. Планирование расходов и доходов соотносилось с потребностями и нуждами земского хозяйства и платежными способностями населения. В данной статье рассмотрена земская смета Тобольской губернии на трехлетие 1915-1917 гг. В работе был использован принцип историзма, требующий рассмотрения исторических явлений в их саморазвитии, в их связи с конкретно-историческими условиями. Автор применял историко-сравнительный метод, который дал возможность выделить качественно сходные и отличающиеся территориальной или временной вариацией факты или явления. Проведен анализ обоснования местным начальством доходной части бюджета и расходов на содержание транспортных коммуникаций. Показан рациональный и прогрессивный характер действий губернской администрации.

Ключевые слова: Тобольская губерния, земская смета, транспортные коммуникации, начало XX

в.

E. V. Pocherevin,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at the Department of Historical,

Legal and Social-humanitarian Disciplines Shukshin Altai State University for Humanities and Pedagogy

Biysk, Russia

Expenses on transport infrastructure in the local budget of the Tobolsk province for the triennium 1915-1917

The local economy of Siberian provinces and regions at the beginning of XX century was based on regional budgets. Planning of expenses and income correlated with the needs and requirements of the land economy and the payment capacity of the population. This article describes the local estimates of the Tobolsk province for three years 1915-1917 the work was based on the principle of historicism, which requires the consideration of historical phenomena in their self-development, in relation to specific historical conditions. The author used the historical-comparative method, which made it possible to identify qualitatively similar and different territorial or temporal variation of facts or phenomena.

The analysis of justification by the local administration of the revenue part of the budget and expenses on the maintenance of transport communications is carried out. The rational and progressive nature of the actions of the provincial administration is shown.

Keywords: Tobolsk province, the provincial budget, transport communications, the beginning of XX

century.

Особенности составления, утверждения и реализации земских бюджетов Тобольской губернии не исследовались историками. Давалась лишь общая характеристика мероприятий подобного характера на фоне широкого обобщения социально-экономического развития губернии в указанный период [6]. Наиболее близко тема данной статьи затронута в ряде работ В.В. Гермизеевой. Изучая структуру и функции Тобольского губернского управления, автор касается проблем формирования земских смет [1; 2; 3; 4]. Строительство и содержание транспортных коммуникаций на средства земских сборов в Тобольской губернии также не получило освещения в литературе. Подобные процессы в Томской губернии были рассмотрены автором данной статьи в ряде публикаций [9; 10].

В рамках функционирования местного хозяйства сибирских губерний и областей, каждые три года составлялись проекты земских бюджетов. Планирование доходной и расходной частей соотносилось с потребностями земского хозяйства и платежными ресурсами населения. В данной статье рассматривается процесс составления и утверждения земской сметы Тобольской губернии на 1915-1917 гг. А именно, обоснование доходной части сметы и анализ расходов на содержание транспортных коммуникаций губернии.

Размеры обложения населения в пользу местных бюджетов и расходов на нужды местного хозяйства находили свое выражение в документах, которые имели стандартизованное название - «Свод предположений местного начальства по проекту сметы земских на ...». Нами рассмотрен «Свод...» Тобольской губернии на трехлетие 1915-1917 гг.

В смете на трехлетие 1900-1902 гг. обязательные расходы, имеющие общегосударственный характер, составляли 35%. Это были затраты на содержание учреждений по крестьянским делам, воинских присутствий, статистических комитетов, квартирное довольствие судебным и полицейским чинам и др. В соответствии с законом «Об улучшении земских и городских финансов» от пятого декабря 1912 г. указанные статьи расходов брала на себя государственная казна [7, с. 1631-1634]. Благодаря этому, при создании бюджета на 1915-1917 гг., планировалось «высвободить» около 200000 руб. В смете на 1912-1914 гг. такие расходы составляли 193077 руб. в год.

На эти деньги можно было развивать местное хозяйство без дополнительного обложения. Однако запросы с мест были значительно выше. В документе констатировалось, что для удовлетворения всех испрашиваемых расходов, пришлось бы подесятинный сбор увеличить с 959000 руб. до 1575000 руб. То есть, вместо 48 коп. на каждый рубль оброчной подати, пришлось бы собирать 78 коп.

Губернское управление указывало, что за последнее время наблюдался быстрый рост налогообложения. Государственная оброчная подать составляла 1902000 руб. в год, губернский земский сбор - 919500 руб. в год. Кроме того, население исполняло натуральные повинности, которые оценивались в 981000 руб. в год. Из них большая часть (908000 руб.) выполнялась путем найма, с внесением необходимой суммы в мирские раскладки. Таким образом, расходы населения деньгами составляли около 3729500 руб. в год или 40 коп. с каждой обрабатываемой десятины земли, из них на земские нужды приходилось около половины. Данные Тобольской казенной палаты за 1909-1910 гг. показывали, что все рассмотренные выше сборы составляли 21,8%. чистого дохода с крестьянского хозяйства.

В течение трех десятилетий повышение обложения составило 27% в трехлетие или девять процентов в год. Хотя, это соответствовало росту населения, развитию сельского хозяйства и торгово-производственной жизни, делался вывод о необходимости осторожного подхода к обложению [11, л. 180 об.]. К неблагоприятным факторам губернское начальство относило неурожай 1911 г., который породил огромный долг в 20197610 руб., из них 11000000 руб. казне и хлебозапасным магазинам. Высказывалось мнение, что проведение железной дороги скажется на росте благосостояния населения не ранее чем через пять-шесть лет. Ввиду этого управляющий Казенной палатой призывал сократить ряд издержек. Например, вдвое уменьшить затраты на постройку мостов. Всего же предлагалось уменьшить общую сумму расходов на 76057 руб. в год [11, л. 181]. При обсуждении проекта сметы на столичном межведомственном совещании расходная часть бюджета была сокращена на 174451 руб. в год или на 9,9%. Данная сумма была утверждена императором в июле 1915 г. [8, с. 301]

На содержание, ремонт и постройку дорожных сооружений в губернии предполагалось затратить 65638 руб. в год. Следует отметить, что в предыдущем трехлетии на эти цели расходовалось 35199 руб. в год, то есть на 53% менее. В 1915-1917 гг. предполагалось содержание 17 перевозов, из них четыре новых. Составители сметы планировали купить моторный катер для обеспечения работы Подчувашинского перевоза близ Тобольска. Для этой цели уже использовались пароход и «коноводка» (паром, приводимый в движение лошадьми), однако этого было недостаточно. К тому же «коноводка» ночью небезопасна, а пароход иногда был занят перевозкой дров. На

содержание моторного судна предполагалось отпускать 1500 руб. в год. На постройку новых и ремонт существующих паромов сметой определялось отпускать 4038 руб. в год.

На ремонт существующих дорожных сооружений планировалось выделять 13688 руб. в год. В число мероприятий входило содержание понтонного моста в с. Утятском через р. Тобол (600 руб. в год). Его планировалось поставить вместо паромной переправы, на содержание которой 1912-1914 гг. тратилось по 741 руб. в год. Тем самым достигалась определенная экономия губернских средств [11, л. 182].

Кроме того предполагались затраты на содержание дамбы и моста на р. Пышма в с. Червишевском (867 руб. в год) и дамбы в с. Иковском (609 руб. в год). Намечалось финансирование работ по сколке льда, укатки тела дамбы и устройство плетневых заборов. На тракте Курган - Ишим планировалось проведение ремонта взвоза у с. Мало-Чаусовского и его дальнейшее поддержание в исправном состоянии (571 руб. в год). На всех трех объектах предполагалось постройка сторожевых будок, наём путевых сторожей, закупка инструмента. Особое внимание при составлении сметы было уделено содержанию и ремонту коммерческого тракта Тюмень - Велижаны. Проектировалась подсыпка балластного песка и укатка его на протяжении 15 верст. Тракт состоял из четырех участков, на каждом из которых имелись путевые сторожа, для одного из них нужно было построить будку. Кроме того для надзора над всей дорогой требовалось пригласить мастера.

На ремонт дорожного полотна в зыбучих песках на трасах Курган - Ишим и Курган - Пресногорьковская планировалось расходовать по 4176 руб. ежегодно.

Необычным является выделение средств на осмолку мостов, построенных во время общественных работ в 1911-1912 гг. (3126 руб. в год). Объяснение данной статьи расходов иллюстрирует механизм действия губернских земских смет. Мосты окончены строительством весной-летом 1912 г., программа общественных работ была закончена, соответствующие кредиты закрыты. По закону мосты нельзя смолить ранее, чем через два года после окончания работ. Незапланированный в смете 1912-1914 гг. расход на осмолку вызвал бы неудобства из-за ограниченности сверхсметных расходов. Работы были включены в смету следующего трехлетия, поскольку мосты расположены на почтовых и коммерческих трактах и стоят около 300000 руб.

Самые большие затраты (28825 руб. в год) были запланированы на постройку 18 новых мостов [11, л. 183].

Рост земского хозяйства и строительства впервые вызвал появление в смете расхода в размере 17350 руб. в год на техническое обеспечение работ. В губернском управлении были нужны чертежники, не менее двух человек, с содержанием не менее 50 руб. в месяц. По словам составителей сметы, канцелярия была «переобременена» чертежной работой [11, л. 186 об.]. Сметой было запланировано строительных работ, только по «дорожной части» на 139600 руб. Кроме того требовался технический надзор за строящимися объектами. Для этого не требовались лица с высшим техническим образованием, главное требование - постоянно находится на стройке. Предполагалось иметь в губернии восемь старших техников, по одному в каждом уезде, которые имели бы в подчинении младших техников. Оклад старшего техника должен быть не менее 150 руб. в месяц, тем самым годовой расход на эту статью составил бы 14400 руб. Уже в 1913 г. Тобольское губернское управление подошло к такой организации, но систематизировать её не удалось, не было средств.

Местное начальство, обосновывая цифры земской сметы, оперировали накопленными статистическими данными, учитывало не только рост потребностей, но и неблагоприятные факторы. Следует отметить, что политика центральной власти в вопросах повышения налогообложения была ещё более осторожной, нежели позиция власти губернской.

Анализируя расходы на «дорожную часть» можно увидеть не только их рост, но и направленность на создание современной транспортной инфраструктуры - покупка моторного катера, содержание дорожных сторожей, осмолка мостов и т.д. Можно отметить стремление губернских властей к созданию штата постоянных техников. Так, в соседней, Томской губернии ничего подобного в данный период не имелось [5, л. 23]. Таким образом, администрация Тобольской губернии, несмотря на военные годы, всемерно желала поднять местное транспортное хозяйство на более высокий уровень.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гермизеева, В.В. Высшая администрация Западной Сибири: 1905 - февраль 1917 гг. [Текст] : автореф. дис. ... канд. ист. наук / В. В. Гермизеева. - Омск : ОмГТУ, 2004. - 24 с.

2. Гермизеева, В.В. Структура Тобольского губернского управления (1895-1917 гг.) [Электронный ресурс]/ В. В. Гермизеева // Омский научный вестник. - 2007. - № 4 (58). - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/struktura-tobolskogo-gubernskogo-upravleniya-1895-1917-gg. - 09.03.2019.

3. Гермизеева, В.В. Деятельность органов местного управления Западной Сибири (1914 - февраль 1917 гг.) [Электронный ресурс] / В. В. Гермизеева // Омский научный вестник. - 2010. - № 4 (89). -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-organov-mestnogo-upravleniya-zapadnoy-sibiri-1914-fevral-1917-gg. - 09.03.2019.

4. Гермизеева, В.В. Губернская администрация Западной Сибири (1895 - февраль 1917) [Текст] / В.В. Гермизеева. - Омск : ОмГТУ, 2015. - 180 с.

5. Государственный архив Алтайского края (ГААК). - Ф. 233. - Оп. 1. - Д. 35А.

6. Меньщиков, В.Н. Экономическое и социокультурное развитие Тобольской губернии в период Первой мировой войны, 1914-1917 гг. [Текст] : автореф. дис. ... канд. ист. наук / В.Н. Меньшиков. - Омск, 2001. - 23 с.

7. Об улучшении земских и городских финансов от 5 декабря 1912 г. [Текст] // Полное собрание законов Российской Империи. - Собр. 3. - Т. XXXII. - Отд. 1. - 1912. - Петроград, 1915.

8. Особый журнал Совета министров. 9 июля 1915 г. О смете и раскладке земских повинностей Тобольской губернии на 1915-1917 гг. [Текст] // Собрание узаконений и распоряжений правительства. -1915. - 17 июля. - № 205. - Отд. I. - Ст. 1605.

9. Почеревин, Е.В. Содержание земских речных перевозов на транспортных коммуникациях Томской губернии в начале XX в. [Текст] / Е.В. Почеревин // Гуманитарные науки в Сибири. - 2017. -Т. 24. - № 3. - С. 126-130.

10. Почеревин, Е.В. Содержание местной дорожной сети в Томской губернии в начале XX в. [Текст] / Е.В. Почеревин // Известия АлтГУ. - 2016. - № 4. - С. 123-127.

11. Российский государственный исторический архив (РГИА). - Ф. 1288. - Оп. 3. - Д. 175.

REFERENCES

1. Germizeeva V.V. Vysshaya administraciya Zapadnoj Sibiri: 1905 - fevral' 1917 gg. Avtoref. dis. kand. ist. nauk [Higher Administration of Western Siberia: 1905 - February 1917. Ph. D. (History) Thesis]. Omsk: OmGTU, 2004. 24 p.

2. Germizeeva V.V. Struktura Tobol'skogo gubernskogo upravleniya (1895-1917 gg.) [Elektronnyj resurs] [The structure of the Tobolsk provincial government (1895-1917.)]. Omskij nauchnyj vestnik [Omsk Scientific Herald], 2007, no. 4 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-tobolskogo-gubernskogo-upravleniya-1895-1917-gg (Accesed 09.03.2019).

3. Germizeeva V.V. Deyatel'nost' organov mestnogo upravleniya Zapadnoj Sibiri (1914 - fevral' 1917 gg.) [Elektronnyj resurs] [The activities of local governments in Western Siberia (1914 - February 1917.)]. Omskij nauchnyj vestnik [Omsk Scientific Herald], 2010, no. 4 (89). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-organov-mestnogo-upravleniya-zapadnoy-sibiri-1914-fevral-1917-gg (Accesed 09.03.2019).

4. Germizeeva V.V. Gubernskaya administraciya Zapadnoj Sibiri (1895 - fevral' 1917) [Provincial administration of Western Siberia (1895 - February, 1917)]. Omsk: OmGTU, 2015. 180 p.

5. Gosudarstvennyj arhiv Altajskogo kraya (GAAK) [State Archive of the Altai Territory (SAAT)]. F. 233. Op. 1. D. 35A.

6. Men'shchikov V.N. Ekonomicheskoe i sociokul'turnoe razvitie Tobol'skoj gubernii v period Pervoj mirovoj vojny, 1914-1917 gg. Avtoref. dis. kand. ist. nauk [Economic and sociocultural development of the Tobolsk province during World War I, 1914-1917. Ph. D. (History) Thesis]. Omsk, 2001. 23 p.

7. Ob uluchshenii zemskih i gorodskih finansov ot 5 dekabrya 1912 g. [On the improvement of rural and urban finance of December 5, 1912]. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj Imperii. Sobr. 3. T. XXXII. Otd. 1. 1912 [The complete collection of laws of the Russian Empire. Coll. 3. T. XXXII. Dep. 1. 1912.]. Petrograd, 1915.

8. Osobyj zhurnal Soveta ministrov. 9 iyulya 1915 g. O smete i raskladke zemskih povinnostej Tobol'skoj gubernii na 1915-1917 gg. [Special magazine of Council of ministers. July 9, 1915. About the estimate and an apportion of territorial duties of the Tobolsk province for 1915-1917.]. Sobranie uzakonenij i rasporyazhenij pravitel'stva [Collection of laws and orders of the government], 1915, 17 iyulya, no. 205, dep I, art. 1605.

9. Pocherevin E.V. Soderzhanie zemskih rechnyh perevozov na transportnyh kommunikaciyah Tomskoj gubernii v nachale XX v. [The maintenance of the Zemstvo river transport on the transport communications of the Tomsk province at the beginning of the XX c.]. Gumanitarnye nauki v Sibiri [The humanities in Siberia], 2017, vol. 24, no. 3, pp. 126-130.

10. Pocherevin E.V. Soderzhanie mestnoj dorozhnoj seti v Tomskoj gubernii v nachale XX v. [The maintenance of a local road network in the Tomsk province at the beginning of the 20th c.]. Izvestiya AltGU [News of AltGu], 2016, no. 4, pp. 123-127.

12. Rossijskij gosudarstvennyj istoricheskij arhiv (RGIA) [Russian State Historical Archive (RSHA)]. F. 1288. Op. 3. D. 175.

УДК 82-312.9

А.А. Стерхов,

методист, председатель Научно-методического совета ЧОУ гимназия во имя Святителя Николая Чудотворца

г. Сургут, Россия sterkhov 1979@mail.ru ORCID: 0000-0001-8956-0132

Власть и общество в романе Олдоса Хаксли «О дивный новый мир»

Статья посвящена проблематике взаимодействия власти и общества в мире будущего. В процессе работы над статьёй использованы социологический, историко-функциональный и культурно-исторический методы исследования. В ходе исследования раскрывается специфика влияния власти на общество в английском романе-антиутопии первой половины ХХ века на материале романа Олдоса Хаксли «О дивный новый мир», выявляются методы и средства формирования представителей техногенного футуристического общества в романе, описываются особенности кастовой системы данного общества, а также методы и средства контроля над взрослым населением. Рассматривается образ представителя власти в романе - Мустафы Монда, как одарённой личности, стоящей на страже общества одинаковых людей. В результате исследования делается вывод о неизбежной гибели духовности в мире техногенной цивилизации, превращающей человека в механизм, об опасности однополярного представления о формировании общества и отдельной личности, о недопустимости использования достижений науки для подавления разумного сознания, воли и свободы выбора.

Ключевые слова: власть, гипнопедия, культ Форда, неопавловский метод, общество, роман-антиутопия, тоталитарный режим, эктогенез.

A.A. Sterkhov,

Methodist, Chairman of the Scientific and methodical Council Grammar school in the name of St. Nicholas the Wonderworker

Surgut, Russia

Power and Society in Aldous Huxley's novel «On the Brave New World»

The article is devoted to the problems of interaction of power and society in the world of the future. In the process of work on the article sociological, historical-functional and cultural-historical methods of research are used. The study reveals the specifics of the influence ofpower on society in the English novel-dystopia of the first half of the twentieth century on the material of the novel by Aldous Huxley "brave new world", reveals the methods and means of formation of representatives of the technogenic futuristic society in the novel, describes the features of the caste system of this society, as well as methods and means of control over the adult population. The author considers the image of the representative of power in the novel - Mustafa Mond, as a gifted person, standing guard over the society of identical people. As a result of the study, the conclusion is made

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.