Научная статья на тему 'Расходы на PR-мероприятия'

Расходы на PR-мероприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
714
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лермонтов Ю. М.

В настоящее время актуальным для компаний является вопрос о формировании и подержании своего положительного имиджа. В маркетинге существует специальное понятие «связи с общественностью» (или PR), которое представляет собой комплекс мероприятий, направленных на формировании у потребителей положительного мнения о компании. В настоящей статье рассмотрены основные проблемы относительно учета расходов на PR-мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Расходы на PR-мероприятия»

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА РАСХОДЫ НА РЯ-МЕРОПРИЯТИЯ

Ю. М. ЛЕРМОНТОВ, консультант Минфина России

В настоящее время актуальным для компаний является вопрос о формировании и поддержании своего положительного имиджа. В маркетинге существует специальное понятие «связи с общественностью» (или РЯ), которое представляет собой комплекс мероприятий, направленных на формирование у потребителей положительного мнения о компании. Рассмотрим основные проблемы, связанные с учетом расходов на РЯ-мероприятия.

РЯ-мероприятия. Довольно часто компании заказывают сторонним организациям разработку имиджевой политики, и, поскольку Налоговый кодекс РФ прямо не предусматривает учет в составе расходов затрат на РЯ-мероприятия, налогоплательщики обычно учитывают их в составе расходов на рекламу.

Однако налоговые органы часто не соглашаются с таким подходом, полагая, что к рекламе относится только информация, распространяемая в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе» [2], в то время как РЯ-мероприятия таким требованиям иногда не отвечают, являясь по сути «скрытой» рекламой.

Так что же относится к мероприятиям по связям с общественностью? Это может быть:

— организация и проведение рабочих встреч;

— организация и подготовка интервью руководителя организации;

— организация участия директора (других лиц компании) в саммитах, конференциях;

— подготовка слайд-презентаций;

— составление, оформление, дизайн и форма-тированиедокладов, презентаций, выступлений;

— подготовка рекламных, информационных материалов;

— организация мероприятий, направленных на освещение деятельности организации, и т. д.

Услуги, которые налогоплательщики часто заказывают у специализированных компаний, могут включать в себя:

— предоставление рекомендаций по рекламным запросам;

— подготовку демонстрационных альбомов организации;

— подготовку пакетов информационных материалов и другие аналогичные услуги;

— услуги по связи с общественностью (брифинги для общественности, пресс-релизы, бюллетени и т.д.), связанные с определенными событиями: плановые встречи с государственными деятелями, подготовка пресс-релизов, подбор материалов об организации для круглых столов, брифингов и других аналогичных мероприятий.

Расходы на рекламу. Согласно подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках. Такие расходы учитываются в соответствии с требованиями п. 4 ст. 264 НК РФ [1].

Для целей налогообложения прибыли к расходам на рекламу относятся:

— расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

— расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

— расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов,

содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не перечисленные выше, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, признаются в размере, не превышающем 1 % выручки отреализа-ции. При этом выручка от реализации определяется в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Следует отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

При этом, приводя эти же нормы, Минфин России и суды придерживаются совершенно противоположных точек зрения в отношении учета расходов по договорам на оказание услуг по связям с общественностью.

Позиция судов и официальных органов. О правомерности уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль на сумму затрат по договорам, заключенным с агентствами, специализирующимися на услугах по связям с общественностью (РЯ-услугах), суды и официальные органы придерживаются противоположных позиций.

Например, Минфин России в письме от

27.06.2007 № 03-03-06/1/418 рассмотрел ситуацию, когда страховая компания заключает договоры возмездного оказания услуг с агентствами, специализирующимися на услугах по связям с общественностью (РЯ-услуги) [3]. Предметом указанных договоров являются в том числе появление в средствах массовой информации материалов о данной страховой компании, ознакомление потенциальных страхователей с видами страхования и страховыми продуктами, а также с направлениями деятельности компании, например в виде интервью на заданную тему. При этом данные информационные сообщения не содержат указания «на правах рекламы».

По мнению Минфина России, услуги по договору на РЯ отвечают общим признакам рекламы. Однако поскольку информационные сообщения,

публикуемые в средствах массовой информации, не содержат пометки «на правах рекламы», то данные публикации не признаются рекламными и, следовательно, в целях налогообложения затраты по договорам на оказание РЯ-услуг не учитываются в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.

Таким образом, Минфин России указывает на то, что одним из условий признания расходов на рекламу является то обстоятельство, что публикуемые материалы должны соответствовать требованиям Федерального закона «О рекламе».

Минфин России в п. 2 письма от 05.09.2006 № 03-03-04/2/201, в письме от 27.06.2007 № 03-0306/1/418 разъяснил, что редакционные статьи о деятельности налогоплательщика, не содержащие пометки «на правах рекламы», в соответствии с действующим законодательством не признаются рекламными сообщениями и, следовательно, расходы по их оплате для целей налогообложения прибыли учитываться не должны.

Между тем суды такой подход не поддерживают. Так, ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 11.09.2006 № А43-42721/2005-36-1233 пришел к выводу о том, что понесенные организацией расходы на публикации в СМИ статей и интервью носили рекламный характер.

Суд установил, что организация провела плановую работу по созданию имиджевой политики, в связи с чем заказала публикации в средствах массовой информации. Указанные публикации призваны привлечь интерес общественности как к работе самой компании, так и к созданию положительных образов ее руководителей, а также призваны способствовать привлечению внимания к проблемам компании органов местного самоуправления. Заказ таких публикаций подтверждается договорами о рекламно-информационном сотрудничестве по подготовке и размещению статей о деятельности общества, отчетом «Анализ образа компании», концепцией развития имиджевой политики компании, актами выполненных работ, опубликованными в СМИ статьями. На основании этого суд указал на правомерность уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на расходы по договору РЯ-услуг, а также отклонил довод налогового органа о том, что такие материалы должны быть опубликованы с пометкой «на правах рекламы» или «реклама».

Рассмотрим теперь другой пример (постановление ФАС Волго-Вятского округа отИ.09.2006 № А43-42721/2005-36-1233): организация обратилась в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа. По мнению налогового

органа, организация неправомерно уменьшила налогооблагаемую прибыль на расходы на публикации в средствах массовой информации статей и интервью, так как данные затраты по своему содержанию и характеру публикаций не являются рекламой (не соответствуют основным признакам рекламы).

При принятии решения суд исходил из того, что организация правомерно отнесла на расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, расходы на публикации в средствах массовой информации статей и интервью, носящих рекламный характер.

Суд, исследовав представленные в дело доказательства, в том числе договоры о рекламно-информационном сотрудничестве по подготовке и размещению статей о деятельности организации, отчет «Анализ образа организации», Концепцию развития имиджевой политики организации, акты выполненных работ, опубликованные в средствах массовой информации статьи, установил, что в проверяемом периоде организация провела плановую работу по организации имиджевой политики предприятия, в связи с чем заказала публикации в средствах массовой информации, привлекающие интерес общественности как к работе самой компании, так и к созданию положительных образов ее руководителей, а также к привлечению внимания к проблемам компании органов местного самоуправления.

В постановлении от23.09.2008 № КА-А40/8513-08-2 ФАС Московского округа сделал вывод о том, что отсутствие указания на рекламный характер информации при наличии признаков рекламы, указанных в Федеральном законе «О рекламе», не лишает налогоплательщика права учесть в качестве расходов на рекламу затраты, связанные с производством видеопродукции о компании и реализуемом ею товаре [5].

При этом некоторые суды отмечают, что из положений п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» следует вывод, что пометка «на правах рекламы» не является существенным признаком рекламы (см., постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2009 по делу № А42-2922/2008) [4].

Следовательно, по мнению судов, расходы на публикацию статей о деятельности организации

без отметки «реклама» налогоплательщик при исчислении налога на прибыль организаций вправе включить в состав расходов на рекламу.

Следует также отметить, что сложности у налогоплательщиков, которые приобретают услуги по связям с общественностью, возникают в основном при размещении в средствах массовой информации интервью или статей о деятельности или лидерах компании, поскольку расходы на рекламу в печатных изданиях можно учесть в полном объеме. Расходы на друге виды рекламы (например, пресс-конференции с участием представителей средств массовой информации) являются нормируемыми и включаются в состав расходов в сумме, не превышающей 1 % выручки от реализации. Однако и в этом случае налоговые органы могут указать на то, что данные расходы являются экономически необоснованными.

Несмотря на то, что Минфин России уже давно разъясняет, что к расходам на рекламу можно отнести затраты только нате публикации, которые содержат отметку «реклама» или «на правах рекламы», налогоплательщики все равно учитывают расходы на публикацию без такой отметки. Отдел маркетинга компании осознает, что эффект от мероприятий по связям с общественностью может быть меньше, если, например, в статье или интервью будет указано, что данный материал носит рекламный характер. Поэтому арбитражные суды рассматривают довольно много дел, связанных с учетом в составе расходов затрат на РЯ-меропри-ятия, которые не отвечают требованиям Федерального закона «О рекламе».

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

2. О рекламе: Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-Ф3.

3. Письмо Минфина России от 27.06.2007 № 03-03-06/1/418.

4. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2009 по делу № А42-2922/2008.

5. Постановление ФАС Московского округа от

23.09.2008 № КА-А40/8513-08-2.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.