Научная статья на тему 'Расходы на повышение квалификации работников сельскохозяйственных организаций, их отражение в бухгалтерском и налоговом учете'

Расходы на повышение квалификации работников сельскохозяйственных организаций, их отражение в бухгалтерском и налоговом учете Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
426
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУППИРОВКА РАСХОДОВ / ОБЩАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ / ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / GROUPING OF EXPENSES / THE GENERAL SYSTEM OF THE TAXATION / THE UNIFORM AGRICULTURAL TAX / DOCUMENTARY ACKNOWLEDGEMENT OF RESULTS OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL / TAX PRIVILEGES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миннехаметова И. М.

В статье рассматриваются вопросы отражения расходов по статье повышения квалификации работников сельскохозяйственных организаций, где они раскрываются в организации бухгалтерского и налогового учета, и экономическое обоснование повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPENSES ON IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL OF WORKERS OF THE AGRICULTURAL ORGANIZATIONS, THEIR REFLECTION IN THE ACCOUNTING AND TAX ACCOUNT

In article questions of reflection of expenses under article of improvement of professional skill of workers of the agricultural organizations where they reveal in the organizations of the accounting both tax account and an economic justification of improvement of professional skill are considered.

Текст научной работы на тему «Расходы на повышение квалификации работников сельскохозяйственных организаций, их отражение в бухгалтерском и налоговом учете»

до 10,8 руб. на 100 руб. оборотных средств позволит ускорить оборачиваемость на 0,12 пункта. Период оборота при этом сократится на 79 дн., что, в свою очередь, позволит дополнительно высвободить из оборота 1 564,2 тыс. руб.

В третьей группе хозяйств, где уровень эффективности использования оборотных средств достаточно высок, расчет резервов проведен на примере ООО «Нива» Буинского района. В 2009 г. фактическая величина коэффициента оборачиваемости в этом хозяйстве составляла 0,98. Оптимизация уровня рассматриваемых факторов позволит ускорить оборот на 0,04 пункта и соответственно сократить его период на 14 дней, следствием чего должно стать высвобождение из оборота 1 381,8 тыс. руб.

Из «лучшей» четвертой группы для проведения исследований было выбрано ООО «Коммуна». Оптимальному уровню рассматриваемых факторов для этой группы хозяйств (материальные ресурсы - 28,6 руб., дебиторская задолженность - 20,2 руб. на 100 руб. оборотных средств) будет соответствовать коэффициент оборачиваемости равный 1,50, что на 0,06 пункта выше, чем его фактическое значение в 2009 г. Длительность одного оборота при этом сократится на 10 дней, что даст возможность высвободить из оборота 1 066,0 тыс. руб.

В целом по РТ резерв ускорения оборачиваемости благодаря уточнению значений ключевых факторов, определяющих уровень эффективности использования оборотных

средств, составляет 0,08 пункта, чему соответствует сокращение периода оборота на 18 дн. Размер высвобожденных средств при этом составит 247 410,0 тыс. руб.

Следует учитывать, что использование при оценке ключевых факторов усредненных данных может вызвать необходимость корректировки предлагаемой модели в условиях конкретных сельхозорганизаций.

Выводы. Анализ современного состояния производства в сельском хозяйстве республики Татарстан показал, что как результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий в целом, так и показатели, характеризующие эффективность использования производственных ресурсов, на протяжении 2002-2009 гг. можно оценить как неудовлетворительные. Только в последние годы в их динамике наметилась положительная тенденция развития, что свидетельствует о некоторой стабилизации воспроизводственного процесса. Одно из приоритетных направлений обеспечения его устройчиво-сти в сельском хозяйстве - повышение эффективности использования оборотных средств, которую характеризует, в первую очередь, ускорение их оборачиваемости. Разработанная модель эффективного использования оборотных средств, апробированная на сельскохозяйственных организациях РТ, предусматривает оптимизацию их структуры, достигаемую путем научно обоснованного контроля параметров ключевых факторов.

Литература

1. Бондина Н.Н., Незванкина Ю.А. Воспроизводство материально-технических ресурсов // Опыт и проблемы социальноэкономических преобразований в условиях трансформации общества: регион, город, предприятие: сб. материалов Между-нар. науч.-практ. конф. - Пенза, 2003.

2. Незванкина Ю.А. Учет материально-производственных запасов//Бухгалтерский учет, аудит и налогообложение: теория и практика: сб. материалов IВсерос. науч.-практ. конф. - Пенза, 2004.

3. Незванкина, Ю.А. Оборотные активы: многообразие составляющих элементов и их учет// Бухгалтерский учет, аудит и налогообложение: основы, теория, практика: сб. материалов II Всерос. науч.-практ. конф. - Пенза, 2005.

BASES OF REPRODUCTION OF MATERIAL RESOURCES IN AGRICULTURE AND THE INCREASE OF ITS EFFICIENCY REACHED BY DEFINITION OF PRIORITY DIRECTIONS OF THEIR USE IN THE COURSE OF MANUFACTURE

M.M. Sabirov

Summary. The purpose of given article to open the reason of low efficiency of agricultural production at regional level and definitions of priority directions of use of separate kinds of resources in manufacture.

Key words: The human factor, means of labor and objects of the labor, essence of circulating assets, efficiency of agricultural production, production gain.

УДК 635.145

РАСХОДЫ НА ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ИХ ОТРАЖЕНИЕ В БУХГАЛТЕРСКОМ И НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ

И.М. МИННЕХАМЕТОВА, и.о. доцента Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса

E-mail: [email protected]

Резюме. В статье рассматриваются вопросы отражения расходов по статье повышения квалификации работников сельскохозяйственных организаций, где они раскрываются в организации бухгалтерского и налогового учета, и экономическое обоснование повышения квалификации.

Ключевые слова: группировка расходов, общая система

налогообложения, единый сельскохозяйственный налог, документальное подтверждение результатов повышения квалификации, налоговые льготы.

Повышение конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных организаций на современном этапе развития экономики обусловлено разработкой и освоением инноваций.

В этих условиях каждая сельскохозяйственная организация стремится овладеть новшествами и новыми

знаниями, поэтому по мере финансовой возможности отдельных работников (ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации ТК РФ) направляют на курсы повышения квалификации.

Цель нашего исследования - раскрытие методики учета расходов на повышение квалификации работников сельскохозяйственных организаций.

Большинство организаций АПК уплачивает единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) или находится на общей системе налогообложения

Порядок учета затрат на повышение квалификации работников отражен в главе 25 «Налог на прибыль» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Для организаций, находящихся на общей системе налогообложения, в статьях 252 «Расходы. Группировка расходов», согласно которой все расходы организации подразделяются на связанные с производством и реализацией, и вне реализационные; 264 «Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией», в которой отмечено, что при исчислении налога на прибыль, стоимость курсов повышения квалификации следует учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией продукции, а именно как затраты на обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам, на подготовку и переподготовку сотрудников (пп. 23 п. 1). Кроме того, в ней отражены условия признания расходов налогоплательщика на обучение по основным и профессиональным дополнительным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников организации; сроки хранения документов, подтверждающих расходы на обучение работников (п. 3).

Для организаций, уплачивающих единый сельскохозяйственный налог, в главе 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» в п. 2 ст. 346.5 «Порядок определения и признания доходов и расходов» представлен перечень расходов, уменьшающих полученные суммы дохода. В частности, к их числу согласно пп. 26 относят «... расходы на подготовкуи переподготовкукадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе» и пп. 29 «...расходы на подготовку в образовательных учреждениях среднего профессионального и профессионального высшего образования специалистов для налогоплательщиков». Указанные расходы учитываются для целей налогообложения при условии, что с обучающимися физическими лицами заключены договоры (контракты), предусматривающие их работу у налогоплательщика по специальности после окончания соответствующего образовательного учреждения в течение не менее 3 лет.

Однако с 2006 г. организации АПК - плательщики ЕСХН - расходы на подготовку и переподготовку кадров должны учитывать в порядке, установленном для плательщиков налога на прибыль.

Согласно п. 3 ст. 264 для признания расходов на обучение следует выполнить два условия:

образовательное учреждение, где обучается работник, должно иметь лицензию;

обучающиеся сотрудники должны работать в организации по трудовому договору. Нельзя учесть расходы в случае направления на курсы повышения квалификации работника, с которым заключен гражданско-правовой договор.

Расходы на повышение квалификации, в том числе суммы среднего заработка, сохраняемого за направленными на обучение работниками, а также суммы начисленных страховых взносов - относятся к числу расходов по обычным видам деятельности (пп. 5, 8 Положения по бухгалтерскому

учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33).

Бухгалтерский (фиансовый) учет затрат в сумме среднего заработка работников и начисленных на него страховых взносов осуществляется на счетах затрат 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» или 44 «Расходы на продажу»; в зависимости от вида осуществляемой организацией деятельности, в корреспонденции со счетами 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

Следует отметить, что в бухгалтерском учете расходы на повышение квалификации работников сельскохозяйственных организаций раскрыты недостаточно, отсутствует прозрачность этих расходов, так как они сливаются в составе прочих затрат.

Сумма заработной платы, в том числе начисленной за время обучения, признается доходами работников и облагается НДФЛ по налоговой ставке 13 % (пп. 6 п. 1 ст. 208, п. 1 ст. 210, п. 1 ст. 224 НК РФ).

Расходы на командировку, связанную с повышением квалификации, также признаются расходами по обычным видам деятельности на датуутверждения авансового отчета руководителем организации (п. п. 5 и 8 ПБУ 10/99). Их отражают по дебету счетов учета затрат и кредиту счета 71.

Согласно п. 1 ст. 252 «Расходы. Группировка расходов» расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Поэтому, чтобы не возникло претензий, любые расходы на повышение квалификации, подготовку и переподготовку кадров следует не просто подтвердить документально, но и экономически обосновать, как этого требует налоговый учет.

Экономическое обоснование повышения квалификации, на взгляд автора, следует проводить по следующим трем позициям:

показать какую пользу для организации принесет обучение сотрудников. При этом затраты на обучение должны быть обусловлены характером его трудовой деятельности. Например, если на курсы повышения квалификации по вопросам организации управленческого учета в сельскохозяйственных организациях направить работника планово-экономического отдела, то расходы на обучение, безусловно, будут оправданными. Но если его же направить на тренинг по кадровым вопросам, то организации придется доказывать, что такие знания необходимы этому специалисту в работе. Обоснование эффективности обучения следует отразить в приказе руководителя на командировку, служебном задании для направления в командировку и отчете о его выполнении;

для большей убедительности (на усмотрение руководителя) результаты повышения квалификации желательно отразить в трудовом договоре. Например, по итогам обучения сотруднику присвоили новую квалификацию, равно изменились его обязанности или оклад. При этом новые условия можно зафиксировать в дополнительном соглашении;

разработать и утвердить планы подготовки и переподготовки кадров, в которых будут предусмотрены курсы обучения сотрудников организации.

Основанием для признания расходов на профессиональную подготовку и переподготовку работников согласно письмам Минфина России от 21.04.2010

N 03-03-06/2/77 и от 17.04.2009 № 03-03-06/1/257 могут быть следующие документы:

договор об оказании образовательных услуг, заключенный между организацией и учебным учреждением. Здесь следует обратить внимание на то, что для признания затрат на обучение сотрудника в налоговом учете договор должен быть заключен именно с организацией, а не с работником;

программа обучения с зафиксированным количеством часов посещений (это дает информацию о том, сколько реально работник находился на учебе);

сертификат, диплом, свидетельство или аттестат, выданные по окончании обучения, которые подтверждают его прохождение;

акт об оказании услуг, который составляется по результатам аттестации;

приказ руководителя о направлении сотрудника на обучение.

Основной документ для признания затрат к учету -приказ руководителя. В нем следует прямо указать, что сотрудник обучается по инициативе организации в связи с производственной необходимостью (например, в связи с совершенствованием бухгалтерского учета, системы бюджетирования и др.).

Согласно п. 3 ст. 264 НК РФ и письму Минобрнауки России от01.12.2008 № 03-2495документы, подтверждающие расходы на любое обучение, в том числе и на повышение квалификации, должны храниться не менее 4 лет.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 26.06.1995 № 610 (ред. от 31.03.2003) «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении профессионального дополнительного образования (повышения квалификации) специалистов» продолжительность курсов повышения квалификации была установлена равной 72 ч. В связи с этим стоимость менее длительного обучения признавать в составе расходов не разрешалось.

Однако не на все учебные программы нужно столько времени. Например, для повышения квалификации бухгалтера или аудитора достаточно 40 ч. Поэтому 12.03.2010 вышло письмо Минфина России № 03-03-06/2/42, где отмечено, что «...критериев, предусматривающих зависимость учета расходов на повышение квалификации от количества часов обучения, профессиональной подготовки или переподготовки работников, гл. 25 НК РФ не установлено». Следовательно, такие расходы нужно учитывать независимо от количества затраченных часов.

Не признаются расходами на подготовку и переподготовку кадров (в том числе на повышение квалификации) в целях налогообложения прибыли:

расходы, связанные с организацией развлечений, отдыха или лечения (п. 3 ст. 264). Их часто включают в стоимость образовательных программ для повышения культурного уровня граждан. Целесообразно избегать заключения договоров на обучение с дополнительными условиями об организации отдыха и развлечений либо требовать выделения их стоимости из стоимости образовательных услуг, учитываемых в целях налогообложения. Такие расходы могут быть покрыты лишь из собственных средств организации;

расходы, связанные с выполнением бесплатных работ или оказанием бесплатных услуг. В этом случае следует точнее формулировать наименования расходов в договоре. Например, если оговорено условие, что организация обязуется оплатить приобретение учебных пособий на конкретную сумму, то такие затраты не будут приняты для целей налогообложения. Для признания подобных расходов оплата учебных пособий должна быть включена

в стоимость услуг по обучению. Формально стоимость учебной литературы будет бесплатной;

денежные средства организации, направленные на нужды обеспечения и совершенствования образовательного процесса в образовательном учреждении. Однако если организация, согласно ст. 198 ТК РФ, заключила ученический договор на профессиональное обучение с лицом, ищущим работу, работодатель может выплачивать ученику стипендию, размер которой обозначен в договоре, но не менее минимального размера оплаты труда (ст. 204 ТК РФ). При этом в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 затраты на выплату стипендии физическим лицам, которые будут приняты в штат по окончании обучения и проработают на предприятии не менее года, можно учитывать в составе расходов при расчете налога на прибыль.

Организации, которые определяют доходы и расходы методом начисления, относят расходы на обучение, подготовку и переподготовку к косвенным (прочим) расходам и при расчете налога на прибыль списывают их в полном объеме.

Датой осуществления этих расходов признается дата расчетов (в соответствии с условиями заключенных договоров), дата предъявления налогоплательщикурасчетных документов, служащих основанием для проведения расчетов, последнее число отчетного (налогового) периода.

Согласно пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ в качестве расходов признаются те средства, которые связаны с оплатой обучения по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, по подготовке и переподготовке работников налогоплательщика, в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 264.

В п. 3 ст. 264 НК РФ и в письме Минобрнауки России от 01.12.2008 N 03-2495 «О налоговых льготах работодателям, направляющим средства на обучение» оговорено, что работник, прошедший обучение, должен не позднее 3 мес. после его окончания заключить трудовой договор с работодателем, оплатившим курсы, и отработать у него в течение года.

При этом бывают обстоятельства, когда суммы, оплаченные за обучение и отраженные ранее в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией продукции при исчислении налога на прибыль, следует исключить из состава расходов. Для чего их включают в состав внереализационных доходов. Это происходит в случаях, когда организация, оплатившая учебу будущего сотрудника, по каким-то причинам не взяла его в штат или заключила трудовой договор, но расторгла его в течение года. Однако если работник на момент обучения уже числился в штате организации и уволился после обучения, то расходы остаются в составе прочих, связанных с производством и реализацией продукции.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ ((ред. от 28.12.2010) с изм. и доп., вступившими в силу с 07.01.2011) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» денежные суммы, перечисленные организацией за подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, в том числе плата за обучение в случаях, когда получаемая профессия не имеет ничего общего с деятельностью работодателя не облагаются страховыми взносами. Главное, чтобы обучение проходило по основным или дополнительным программам.

Если трудовой договор расторгнут с работником, то эти суммы также не облагаются страховыми взносами,

так как отсутствует объект обложения - трудовой до- образовательным программам, его профессиональную говор (ст. 7). подготовку и переподготовку в российских образователь-

С 2009 г. в соответствии со ст. 217 «Доходы, не под- ных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию,

лежащие налогообложению НДФЛ» не подлежат нало- либо в иностранных образовательных учреждениях,

гообложению доходы физических лиц с суммы платы за имеющих соответствующий статус.

обучение налогоплательщика по основным и дополни- Ранее от уплаты НДФЛ с сумм, уплаченных за обуче-

тельным общеобразовательным и профессиональным ние, освобождались только дети-сироты.

Литература.

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от05.08.2000№ 117-ФЗ (ред. от28.12.2010 с изм. и доп., вступающими в силу с 30.01.2011).

2. О налоговых льготах работодателям, направляющим средства на обучение: Письмо Министерство образования и науки РФ от 01.12.2008 № 03-2495.

3. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 28.12.2010).

4. Письмо Министерства финансов РФ от21.04.2010 № 03-03-06/2/77.

5. Письмо Министерства финансов РФ № 03-03-06/2/42.

6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 29.12.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.01.2011).

7. Кондраков Н.П. «Бухгалтерский учет». - «ИПБ-БИНФА», 2002

8. Семенихин В.В. «Кадровый вопрос: обучение и повышение квалификации персонала». - «ГроссМедиа», «РОСБУХ», 2011

EXPENSES ON IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL OF WORKERS OF THE AGRICULTURAL ORGANIZATIONS, THEIR REFLECTION IN THE ACCOUNTING AND TAX ACCOUNT I.M. Minnehametova

Summary. In article questions of reflection of expenses under article of improvement of professional skill of workers of the agricultural organizations where they reveal in the organizations of the accounting both tax account and an economic justification of improvement of professional skill are considered.

Key words: grouping of expenses, the general system of the taxation, the uniform agricultural tax, documentary acknowledgement of results of improvement of professional skill, tax privileges.

УДК338. 43. 439: 635. 21 (470.41)

СОСТОЯНИЕ КАРТОФЕЛЕПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

С.В. ВЛАДИМИРОВ, соискатель Казанский ГАУ

П.А. ЧЕКМАРЕВ, академик Россельхозакадемии, директор

Департамент растениеводства, химизации и защиты растений министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Н.М. ЯКУШКИН, доктор экономических наук, зам. министра

Министерство сельского хозяйства республики Татарстан

Резюме. В статье рассмотрены вопросы состояния картофелепродуктового подкомплекса АПК Республики Татарстан совершенствования производства и развития отрасли.

Ключевые слова: эффективность, структура производства, рынок, затраты труда.

Картофелепродуктовый подкомплекс - это совокупность технологически, экономически и организационно взаимосвязанных отраслей, участвующих в производстве, реализации и доведении картофеля до потребителя. Главное его звено - непосредственные производители картофеля, эффективность деятельно-

сти которых зависит от многих факторов, таких как продуктивность сортов картофеля, используемая техника, технологии и др.

Цель наших исследований - изучить динамику изменения параметров картофелепродуктового подкомплекса республики Татарстан за первые десять лет XXI века.

Результаты и обсуждение. Эффективная работа картофелепродуктового подкомплекса возможна лишь при построении целостной системы, которая связывает все его сферы. Однако сегодня она находится лишь в начальной стадии развития. Многие системообразующие звенья и элементы слабо развиты или отсутствуют.

На предложение картофеля большое влияние оказывают такие факторы, как себестоимость производства и цена на рынке, удаленность товаропроизводителя от рынков сбыта, прибыль, наличие условий хранения, продуктивность и скороспелость сортов, покупательная способность населения, товарный вид, технология производства.

Республика Татарстан занимает второе место в России по посевным площадям и первое место по валовым сборам картофеля. В годы исследований (2000-2009 гг.) отмечается сокращение посевных площадей, занятых этой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.