Научная статья на тему 'Расход топлива: все под контролем!'

Расход топлива: все под контролем! Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
68
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Территория Нефтегаз
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Емельянов C. В.

В секторе автотранспортного бизнеса одной из ключевых статей затрат были и остаются по сей день затраты на ГСМ. Вопрос расхода топлива транспортом не решен до конца на многих предприятиях и на сегодняшний день в большинстве случаев топливо списывается, исходя из норм его расхода на то или иное транспортное средство. Снижение себестоимости километра пробега очень актуально на сегодняшний день в условиях повышения цен на топливо и обслуживание автотранспорта в целом. В данной статье мы покажем живые примеры решения проблем транспортников, связанных с расходом топлива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Расход топлива: все под контролем!»

СПЕЦТЕХНИКА

^в. Емельянов

расход топливА: все под контролем!

Прибор «FMS»

В секторе автотранспортного бизнеса одной из ключевых статей затрат были и остаются по сей день затраты на ГСМ. Вопрос расхода топлива транспортом не решен до конца на многих предприятиях и на сегодняшний день в большинстве случаев топливо списывается, исходя из норм его расхода на то или иное транспортное средство. Снижение себестоимости километра пробега очень актуально на сегодняшний день в условиях повышения цен на топливо и обслуживание автотранспорта в целом. В данной статье мы покажем живые примеры решения проблем транспортников, связанных с расходом топлива.

Экономика автотранспортного предприятия включает в себя затраты, которые условно можно разделить на две основные группы: постоянные и переменные. Постоянные затраты, как правило, связаны с ежемесячными лизинговыми платежами, заработной платой работников офиса и содержанием самого офиса. Переменные же затраты автопредприятия напрямую зависят от израсходованного топлива, технического обслуживания и ремонта автотранспорта, заработной платы водителей. Основной задачей руководства компаний является максимально возможное эффективное использование автопарка: снижение количества простоев и увеличение количества пройденных километров и отработанных моточасов в год. Параллельно прорабатываются возможные варианты снижения переменных затрат или себестоимости километра пробега. Грамотное использование «скрытых» ресурсов автопредприятия возможно лишь при решении вышеприведeнных задач в комплексе. Порой для того, чтобы хоть бы немного приблизить компанию к точке «оптимального» использования всех ресурсов, тратятся долгие годы и не всегда удаeтся достичь желаемого результата. Работа превра-

щается в постоянную, изо дня в день, из года в год, борьбу на выживание, состоящую из соблюдения персоналом чeтких инструкций, отклонение от которых, как правило, наказуемо в случае их выявления. Проблемы, связанные с перерасходом топлива, в большинстве случаев не выявляются, и средства, израсходованные на горючее, списываются согласно прилагаемым чекам

Рабочее место диспетчера

и нормам расхода топлива. Некоторые научно-исследовательские учреждения рассматривают потенциальные возможности ввода на предприятиях коэффициентов пересчета норм расхода топлива (в зависимости от погодных и климатических условий, нагрузки и др.). Теоретически это возможно,

но практически не всегда осуществимо. Для получения достоверной информации о расходе топлива транспортным средством можно применять альтернативные системы контроля расхода топлива. В некоторых случаях такие системы являются единственным способом, позволяющим повысить эффективность работы транспорта, дисциплину водительского персонала и соответственно прибыльность предприятия. При этом система позволяет минимизировать трудозатраты менеджеров предприятия по составлению отчетов на одну машину или весь автопарк в целом; отчеты составляются автоматически, и расходы на содержание одной штатной единицы персонала в среднем на 100 транспортных средств несоизмеримы с тем положительным экономическим эффектом, который получает предприятие. На сегодняшний день на рынке представлены различные системы, основной задачей которых является контроль и экономия топлива. Около восьми лет назад подобных систем существовало на европейском рынке всего две: 1) cистемы, измеряющие и запоминающие данные, полученные от штатных датчиков (ООО «Омникомм Технологии», Россия);

\\ ТЕРРИТОРИЯ НЕФТЕГАЗ \\

№ 2 \\ февраль \ 200В

2) системы, использующие в качестве средства измерения турбинку, врезанную в топливную магистраль (SIEMENS VDO Kienzle, Германия). Принципы, примененные в этих двух системах, частично либо полностью используются во всех приборах, представленных на рынке в настоящее время. Преимущества систем, обрабатывающих данные, полученные от штатных датчиков, заключаются в том, что это устройства закрытого типа; информация, считываемая с данного устройства, доступна только руководству предприятия. Она полностью недоступна водителю, не дает ему почву для каких-либо махинаций. Это «черный ящик», который будет предоставлять комплексную информацию о работе транспортного средства или спецтехники. Также системы производства ООО «Омникомм Технологии» поставляются вместе с программным обеспечением, позволяющим анализировать работу автопарка больших предприятий, удобно систематизировать ее, получать информацию о работе всего автопарка в виде графиков, таблиц и диаграмм. До недавнего времени эти системы стабильно работали только на транспортных средствах ведущих европейских и мировых производителей. Система показывала низкие результаты при использовании ее на транспортных средствах отечественного производства вследствие низкого качества штатных топливных датчиков. Сегодня данная проблема решена путем установки высокоточного и недорогого датчика уровня топлива производства ООО «Омникомм Технологии». Системы «проточного» типа хорошо работают на топливе европейского качества и в среднеевропейском климате. На обширной территории России в условиях разнообразных климатических зон, в частности при низких температурах, происходит загелева-ние дизельного топлива, что приводит

Начальное время 08.06.2005 14:52

Конечное время 17.06.2005 10:00

Начальный объем 136 л

Конечный объем 171 л

Объем заправок 984 л

Объем сливов 37 л

Расход 912 л

Расход на 100 км 75,4 л

Пробег 1209,5 км

Работа двигателя 86 ч 20 мин

Время движения 48 ч 58 мин

Расход на моточас 10,6 л

Расход на 100 км движения 57,0 л

Расход хол. хода 5,5 л/час

Отчет о работе транспортного средства

к закупорке и остановке измерительной турбины, что может повлечь поломку топливного насоса высокого давления. Также применение некачественного топлива достаточно быстро выводит систему из строя. Фальсифицировать данные, получаемые от системы, можно при помощи продува измерительной турбины воздухом. Для систем «проточного» типа «Kienzl.e» программное обеспечение, позволяющее анализировать работу автопарка, не поставляется. Информация о рейсе хранится непосредственно в каждой машине, и обработать ее на диспетчерском месте автоматически невозможно. Как бы там ни было, это, к сожалению, суровая реальность российских транспортников. Водителей нужно постоянно контролировать и требовать выполнения работ, жестко аргументируя эти требования. Помочь автопредприятиям в получении объективной информации могут системы автоматизации и управления перевозками и иными работами. Одним из разработчиков и производителей данных систем является российская компания ООО «Омникомм Технологии» или Отт'СОММ, как привыкли ее называть многочисленные партнеры. Компания выпускает систему контроля расхода топлива и работы транспортных средств на линии: количества заправленного и слитого топлива,

времени работы, скорости и периодов движения. Возможна индивидуальная разработка для предприятий, учитывающая конкретную специфику работы; например, количество срабатывания ковша экскаватора за смену, поднятие и опускание кузова самосвала и многое другое. Результаты, которые получаютавтопред-приятия после анализа работы с помощью системы «FMS», просто ошеломляющие. Представьте удивление руководства компании, в которой на протяжении долгих лет списывалось топливо из расчета нормы 55-60 литров на 100 км пробега (для отечественных седельных тягачей), постоянно выслушивая жалобы водителей по поводу нехватки топлива и просьбы о пересмотре норм его расхода в сторону увеличения, а после установки системы получив результат 40-43 литра на 100 км пробега! Для седельных тягачей зарубежного производства цифры, как правило, другие: 40-45 литров топлива на 100 км по норме расхода и фактические 30-33 литра на 100 км. Это при средней загрузке 20 тонн. Экономию в этом случае посчитать нетрудно: около 15 литров на каждые 100 км для отечественного автомобиля и около 10 литров экономии для иномарок. При среднем годовом пробеге в 100 тысяч километров экономия получается 15 тысяч литров топлива в год для отечественного автомобиля и соответственно 10 тысяч литров топлива в год для автомобиля зарубежного произ-

Карьерные самосвалы БЕЛАЗ, оснащенные системой «FMS»

WWW.NEFTEGAS.INFO

\\ СПЕЦТЕХНИКА \\ 67

СПЕЦТЕХНИКА

водства! Вот куда утекают деньги предприятия! Это колоссальная экономия. Прибор окупается в течение первого месяца эксплуатации, а затем автопредприятие получает чистую экономию. Я уже не говорю о том, что некоторые водители могут заправить дорогой автомобиль топливом отвратительного качества из стоящего на трассе трактора, заплатив вдвое меньше и сдав в отчет купленный на той же трассе чек. Иногда водители «накручивают» показания спидометра, списывая на якобы пройденные километры горючее. Такие махинации просто исключены в условиях работы системы «ГИБ». Данные чека, объем и время заправки соотносятся со временем о объемом заправки, зафиксированных в системе «ГИБ», поэтому все тайное становится явным. В компании ООО «Горнеруд» (рис.1), осуществляющей перевозку бетона, установка системы контроля расхода топлива «ГИБ» позволила серьезно скорректировать нормы расхода топлива.

— Например, для четырехосной «Ска-нии» норма расхода топлива на 100 км была 99 литров. Однако с помощью «ГИБ» мы выяснили, что наши «Ска-нии» фактически потребляют 7580 литров на 100 км, при стандартной загрузке», — говорит В.И. Вислобо-ков, ООО «Горнеруд». — Разница в 1924 литра на каждые 100 км пробега

— величина серьезная. Прибор окупается менее чем за месяц, а дальше

— чистая экономия».

ООО «Горнеруд»

— Система после первого месяца эксплуатации дала ощутимые результаты в виде разницы между данными чеков топливной компании и реальными заправками в бак автомобиля, — замечает начальник гаража ЗАО «Айсбит», Айдиньян Г.А., — Водители очень часто договариваются с оператором АЗС о чеке, к примеру, на 100 литров, а реальной заправке в 50 литров, разница возвращается водителю в виде наличных. Только сверяя чеки с реальными заправками, мы увидели расхождения до 300 литров топлива в месяц на полуторатонный грузовик и до 1000 литров на седельный тягач. Экономия получилась бешеная. Я уже не говорю о поддельных чеках и сливах — это все проверить очень легко, отчет составляется за несколько секунд, все действия водителя — как на ладони. В компании ООО «Омникомм Технологии» отмечают, что в последнее время все больший интерес к их продукции проявляют не только автоперевозчики, но и строительные компании, горнодобывающие предприятия и карьеры, расходомеры топлива устанавливаются на самосвалы, экскаваторы, карьерную технику, погрузчики, трубоукладчики, дизельные электростанции, тепловозы, топливозаправщики, буровые установки, на любые типы транспортных средств и спецтехники. А сравнительно невысокая стоимость прибора «ГИБ», точность и надежность получаемой информации как раз и позволяют гораздо точнее планировать доходы и расходы при осуществлении перевозок и работы техники. Успешно прошла экспериментальная установка нескольких приборов на золотодобывающем руднике ЗАО «Многовершинное», Хабаровский край; получена заявка на оснащение всего автопарка. В 2005 году оборудованием Отт'СОИИ оснащены такие предприятия, как месторождение «Звездное», Чукотка, поселок Майский (добыча золота, глубокие залежи). Оборудование Отт'СОИИ напрямую

Автомобили TATRA, оснащенные системой «FMS»

закупается такими мировыми производителями, как TATRA для оснащения нового транспорта прямо на конвейере и поставки техники для компании «Сургутнефтегаз», «Транснефть». В конце 2005 года подписан контракт на оснащение всего автопарка ООО «Надымгаз-пром». Одним из постоянных клиентов компании ООО «Омникомм Технологии» является компания «Стройтрансгаз». Помимо контроля расхода топлива, снимая показания прибора «FMS», мы можем анализировать эффективность работы техники, видеть, простаивала она или работала, просто был заведен двигатель или машина двигалась, а также как именно она передвигалась. Все это облегчает контроль над транспортом, дисциплинирует водительский персонал и позволяет использовать ресурсы предприятия максимально эффективно.

•Л

ОЛ\Л\

Производитель систем контроля расхода топлива «FMS».

Обучение персонала по программе «Снижение издержек на ГСМ» ООО «Омникомм Технологии», Россия, г. Москва Тел.: +7 (495) 788 91 10, 788 91 82, 771 16 40 e-mail: emelianov@omnicomm.ru www.omnicomm.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.