Научная статья на тему 'Расчётная методика определения соотношения остаточных газов и подачи воды в четвёртом такте двигателя Кроуэра'

Расчётная методика определения соотношения остаточных газов и подачи воды в четвёртом такте двигателя Кроуэра Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
76
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВС / газовая смесь / подача воды в двигатель / internal combustion engine / gas mixture / water supply to the engine

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Д. С. Агапов

Одним из путей решения проблемы экономии энергоносителей и эффективного использования топливно-энергетических ресурсов является разработка и внедрение тепловых двигателей, реализующих альтернативные термодинамические циклы. Одной из таких конструкций является шеститактный двигатель Кроуэра, использующий в качестве рабочего тела парогазовую смесь. Предлагаемая в статье методика позволяет определить массовое и молярное соотношения остаточных газов и воды, впрыскиваемой в цилиндр двигателя, на четвёртом такте шеститактного двигателя Кроуэра, вычислить массовую долю выпускаемых отработавших газов и долю остаточных газов в четвёртом такте цикла двигателя, а также найти расход воды относительно расхода топлива. Изложенная методика базируется на допущении, что в процессе выпуска отработавших газов из цилиндра ДВС совершается как внешняя работа поршнем по выталкиванию газов, так и работа самого газа по выдавливанию части собственной массы через клапанную щель. Численные значения термодинамических параметров рабочего тела на выпуске, определённые по предлагаемой в данной статье методике, согласованы с расчётными данными классического теплового расчёта. Создана компьютерная программа, позволяющая производить указанные вычисления в автоматическом режиме. Предложенный подход к расчёту термодинамических параметров рабочего тела можно использовать в случае, когда термодинамический процесс сопряжён с потерей массы рабочего тела. При этом условия протекания термодинамического процесса выпуска отработавших газов из цилиндра ДВС (теплообмен и совершение механической работы) учитываются через показатель политропы расширения, который должен определяться для каждого конкретного случая в отдельности. Это потребует проведения дополнительных экспериментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Д. С. Агапов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CALCULATION METHOD FOR DETERMINING THE RATIO OF RESIDUAL GASES AND WATER SUPPLY IN THE FOURTH STROKE OF THE CROWER ENGINE

One of the ways to solve the problem of energy saving and efficient use of fuel and energy resources is the development and implementation of heat engines that implement alternative thermodynamic cycles. One of these designs is the Crower six-stroke engine, which uses a vapor-gas mixture as a working fluid. The technique proposed in the article allows one to determine the mass and molar ratios of residual gases and water injected into the engine cylinder on the fourth stroke of a six-stroke Crower engine, to calculate the mass fraction of exhaust gases and the fraction of residual gases in the fourth cycle of the engine cycle, and also to find the water flow rate relative to fuel consumption. The described methodology is based on the assumption that in the process of exhaust gas exhaust from the internal combustion engine cylinder, both external work by the piston for ejecting gases and the gas itself extruding part of its own mass through the valve slit are performed. The numerical values of the thermodynamic parameters of the working fluid at the outlet determined by the method proposed in this article are consistent with the calculated data of the classical thermal calculation. Based on the materials of the article, a computer program was created that allows you to perform these calculations in automatic mode. The proposed approach to calculating the thermodynamic parameters of the working fluid can be used in the case when the thermodynamic process is associated with the loss of mass of the working fluid. At the same time, the conditions of the thermodynamic process of exhaust gas release from the internal combustion engine cylinder (heat transfer and mechanical work) are taken into account through the expansion polytropic index, which must be determined for each specific case separately. This will require extra experiments.

Текст научной работы на тему «Расчётная методика определения соотношения остаточных газов и подачи воды в четвёртом такте двигателя Кроуэра»

4. Gabitov I.I., Negovora A.V., Ryazapov M.M., Gusev D.A. Optimizaciya processa teplovoj podgotovki sel'skohozyajstvennoj tekhniki v usloviyah nizkih temperatur // Tekhnicheskij servis mashin. - 2019. - № 1 (134). - S. 122-130.

5. Negovora A.V., Razyapov M.M., Zakiev M.G., SHerstnev N.A. Izuchenie vliyaniya nizkih temperatur na korobku peredach avtomobilya KAMAZ ZF 16S 1820TO // Avtomobil' dlya Sibiri i Krajnego Severa: konstrukciya, ekspluataciya, ekonomika: sb. mat. 90-j Mezhdunar. nauch.-tekhn. konferencii Associacii avtomobil'nyh inzhenerov / IRNITU. - 2015. - S. 273-278.

6. Negovora A.V., Razyapov M.M., Kurdin P.G., Filippov YU.K., Tokarev V.A. Sovremennye problemy ekspluatacii avtomobilej v usloviyah nizkih temperatur nezavisimo ot klimaticheskoj zony // ZHurnal avtomobil'nyh inzhenerov. - 2017. - № 4 (105). - S. 36-41.

7. Razyapov M.M., Negovora A.V., Filippov YU.K. Predpuskovaya podgotovka dvigatelya i agregatov transmissii avtomobilya k prinyatiyu nagruzki // Izvestiya Mezhdunarodnoj akademii agrarnogo obrazovaniya. - 2012. - Vyp. №14. - T. 1. - S.266-270.

8. Nigmatullin SH.F., Karachurin B.SH. Primenenie precizionnyh elementov dlya regulirovaniya processov upravleniya mashin: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konferencii «Sovershenstvovanie konstrukcii, ekspluatacii i tekhnicheskogo servisa avtotraktornoj i sel'skohozyajstvennoj tekhniki». - Ufa: Bashkirskij GAU, 2013. - S.307-311.

РАСЧЁТНАЯ МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СООТНОШЕНИЯ ОСТАТОЧНЫХ ГАЗОВ И ПОДАЧИ ВОДЫ В ЧЕТВЁРТОМ ТАКТЕ ДВИГАТЕЛЯ КРОУЭРА

Одним из путей решения проблемы экономии энергоносителей и эффективного использования топливно-энергетических ресурсов является разработка и внедрение тепловых двигателей, реализующих альтернативные термодинамические циклы. Одной из таких конструкций является шеститактный двигатель Кроуэра, использующий в качестве рабочего тела парогазовую смесь [1, 2, 3].

Цель исследования. Целью данной работы является методика определения соотношения остаточных газов и подачи воды, впрыскиваемой в цилиндр двигателя, на четвёртом такте.

Материалы, методы и объекты исследования. Отработавшие газы ДВС должны иметь в своём составе воду в перегретом состоянии, во избежание её конденсации на деталях конструкции и, как следствие, возникновения коррозии. При выполнении теплового расчёта дизельных ДВС давление отработавших газов на выпуске Рг определяется из соотношения (1,05-1,25)Ро , если двигатель атмосферный, или (0,75-0,98)Рк - в случае двигателя с наддувом. В этом случае температура отработавших газов Тг не превышает 120°С, даже если отработавшие газы будут целиком состоять только из водяного пара. В силу идентичности третьего и пятого тактов расширения давления в начале и в конце этих тактов должны быть равны. Давление Рь в конце расширения для дизелей составляет 0,2-0,5 МПа. При тепловом расчёте цикла дизеля используют следующее соотношение [4, 5, 6]:

где Ть - температура отработавших газов в конце расширения, К. Для дизелей составляет 1000-1400 К.

По своей структуре уравнение 1 фактически представляет собой соотношение параметров в политропном процессе с показателем политропы, равным 1,5 [7, 8].

УДК 621.444.2

DOI 10.24411/2078-1318-2019-14128

Канд. техн. наук Д.С. АГАПОВ (ФГБОУ ВО СПбГАУ, different76@list.ru)

(1)

Воспользовавшись данным уравнением, можно определить Ть для случая, когда в качестве рабочего тела выступает чистый водяной пар:

1,5-1

т = т •

1ь 1г

Р

К1 г У

1,5

Учитывая идентичность третьего и пятого тактов расширения рабочего тела в цилиндре двигателя и принимая равные степени последующего расширения 5, по соотношению параметров для политропного процесса [9, 5], найдём температуру Т2 и давление Р2 в начале процесса расширения. При этом следует учесть, что показатель политропы для водяного пара составляет примерно 1,31. Тогда:

т Н2О = Т • (5)1'31-1 Рно = Р •(5)1'3'.

(2)

Гно = Рь -5) . (3)

Если для отработавших газов дизеля температура Т2 составляет 1800-2300 К, то для водяного пара она будет значительно ниже (около 1000 К).

По закону Дальтона (4) можно заключить, что парциальное давление отработавших

газов в точке ъ должно быть р2 оГ =Р 2—р2Н2о •

Р = Р ОГ + Р НО . (4)

То есть молярная доля впрыскиваемой воды составит:

Р

_ 1 2 Н2О

х Н 2О = Р +Р . (5)

1 2 ОГ 1 2 Н2О

А массовая доля впрыскиваемой воды в парогазовой смеси будет равна:

хн2О • МН2О

0>Н 2О=—М—' (6)

где МН(О и М - соответственно, молярные массы воды (МН(О « 0,018 кг/моль) и газопаровой смеси, кг/моль.

М = хн2о • мн2о + хог • МОГ ; (7)

1

М =

или ®Н2о + (РОГ . (8)

МН 2О МОГ

Теперь, зная температуру Т2 и давление Р2 водяного пара, по ь-б диаграмме или справочным таблицам определяем удельную энтальпию водяного пара И2. Из тех же таблиц (или ь-б диаграммы) определим удельную энтальпию воды, подаваемой в цилиндр двигателя И1. Разность этих двух энтальпий И2-И1 определит количество теплоты, отбираемое у отработавших газов для подогрева воды, её испарения и дальнейшего перегрева. Следовательно, из уравнения теплового баланса (9) можно определить изменение температуры оставшихся для теплообмена отработавших газов в цилиндре двигателя.

и — И = °)()1 • с • АТ

2 п\~ с р ОГ ОГ ; (9)

^н 2О

Здесь

тог тог тсм <

тН2о тсм тН2о ®Н2О

Таким образом, в уравнении (9) отношение <ог показывает массу отработавших

<Н 2о

газов, приходящуюся на 1 кг воды.

Тогда температура отработавших газов, оставшихся в цилиндре двигателя для теплообмена перед впрыскиванием воды, должна быть:

Т^ог = Тог + АТог. (10)

Теперь из уравнения Менделеева - Клапейрона для двух состояний газа (а именно после вторичного сжатия и перед расширением) определим отношение масс после сжатия и перед расширением отработавших газов

Р.ог V/

тог, / Я0ог 'Т^ог РгЮг 'Т2'

х- ог

тог Р*ог • Ус/ Т2<ог • Р^ог ' (11)

/Я -Т

/ ог 1 z'

Отношение расхода воды к расходу топлива найдётся из выражения (12):

^н 2о =(От + ) X

< ^ / ч <

Т^ ^вГЛ ШН2о = ( + а 1 ) х ^Н2о п —р;---= I1 + а- 1о)-Х--, (12)

^Т ^Т <ог <ог

где 0Н1о 0Т и Ов - соответственно, часовые расходы воды, топлива и воздуха, кг/ч; а - коэффициент избытка воздуха, а 10 - теоретически необходимая масса воздуха для сгорания 1 кг топлива, кг.

(0Т + Ов)-х - а отношение Нг° - соответственно, молярные массы воды

<ог

(Мн о « 0,018 кг/моль) и газопаровой смеси, кг/моль.

Для достоверности использованного выше в расчётах показателя политропы его значение было определено экспериментально. В качестве объекта исследования выступал тракторный дизель СМД-14 с установленным на нём оборудованием для индицирования. Данный двигатель устанавливался на тракторы ДТ-75М, болотоходные и лесохозяйственные тракторы, а также зерноуборочные комбайны. Дизель СМД-14 является рядным, четырёхтактным, четырёхцилиндровым двигателем с непосредственным впрыском топлива жидкостного охлаждения. Имеет диаметр цилиндра 120 мм, ход поршня 140 мм и рабочий объём цилиндров 6,3 литра. При частоте вращения коленчатого вала 1800 мин-1 развивает мощность 61,1 кВт. Удельный эффективный расход топлива на режиме номинальной мощности не превышает 210 г/кВт-ч.

Индикаторная диаграмма дизеля СМД-14 (рис.1) снималась для условий полных нагрузок на номинальной частоте вращения коленчатого вала.

На основании имеющихся данных об углах поворота коленчатого вала ф определяем соответствующие этим углам значения полного объёма цилиндра У, по формуле (13):

п-В

2

У = Ус +--Я■

1 с 4

Я

(1 - соБф) + — - (1 - соб 2ф)

(13)

где Ус - объём камеры сгорания (сжатия) дизеля, В - диаметр цилиндра двигателя, Я радиус кривошипа коленчатого вала, Ь - длина шатуна кривошипно-шатунного механизма.

f Результаты индицирования

00®

i

-30 -20 -10 0 10 20 30 Угол поворота коленчатого вала

Параметры курсора Угол п. к.в.

ДДГ

ШТ

-Выбор кривой

Масштаб

ДДГ ддт

- г

-

Развертка по углу

< I ► I

Параметры диаграммы

Номер изм. Цилиндр Рг (кг/см*) Р\ (кг/см*) N (об/мин) Рн (кг/см*)

|75.099 |2.4321 [799

Печать

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выход

Рис. 1. Индикаторная диаграмма дизеля СМД-14 на номинальном режиме работы

Затем из соответствующих значений давления вычисляем показатель политропы для всех участков индикаторной диаграммы по формуле (14):

P

ln

n = (14)

ln

V+1

где Pi и Vi - соответственно, значения давления и объёма в начале рассматриваемого участка индикаторной диаграммы; Pi+i и Vi+i - соответственно, значения давления и объёма в конце рассматриваемого участка индикаторной диаграммы.

Аналогичным образом, рассматривая в качестве участка индикаторной диаграммы весь процесс выпуска, определим показатель политропы газа в этом процессе.

Некоторую техническую трудность представляет размещение второй форсунки в головке этого двигателя для подачи воды из-за недостаточного количества свободного места. Потому наиболее рациональным решением является применение комбинированной форсунки (рис. 2) с двойным сопловым наконечником (рис. 3) [10].

Рис. 3. Двойной сопловой наконечник для совместного впрыска воды и топлива в камеру сгорания двигателя 46-й серии фирмы Wartsila

Результаты исследований. По результатам проведённого теплового расчёта для атмосферного дизеля типа СМД-14 при различных соотношениях массовых долей выпускаемых отработавших газов двигателя определён массовый расход воды относительно расхода топлива (табл.).

Таблица • Массовый расход воды относительно топлива для дизеля СМД-14 при различных значениях массовых долей выпускаемых отработавших газов в четвёртом такте

Массовая доля выпуска отработавших газов, % 9 17 23 29 33

Массовая доля оставшихся в цилиндре отработавших газов, % 91 83 77 71 67

Массовое соотношение остаточных газов и воды, % 2 6 12 21 34

Молярное соотношение остаточных газов и воды, % 3 10 20 34 55

Отношение расхода воды к расходу топлива по массе, % 42 116 214 342 516

Создана компьютерная программа, позволяющая производить указанные расчёты в

автоматическом режиме.

ВЫВОДЫ. Представленная выше методика позволяет определить массовое и молярное соотношения остаточных газов и воды, впрыскиваемой в цилиндр двигателя, на четвёртом такте шеститактного двигателя Кроуэра, вычислить массовую долю выпускаемых отработавших газов и долю остаточных газов в четвёртом такте цикла двигателя, а также найти расход воды относительно расхода топлива. Создана компьютерная программа, позволяющая производить указанные расчёты в автоматическом режиме.

Литература

1. Патент 2007/0022977 A1 США, МКИ F01B29/04. Method and apparatus for operating an internal combustion engine / Crower H.B., 2007.

2. Патент 4809511 США, МКИ F02B75/02. Internal combustion engine / Bajulaz R., 1989.

3. [Электронный ресурс]: URL: http:// www.bajulazsa.com (дата обращения: 02.10.2019).

4. Николаенко А.В. Теория, конструкция и расчет автотракторных двигателей: учебник для вузов по специальности «Механизация сельского хозяйства». - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Колос, 1992. - 413 с.

5. Кузовлев В.А. Техническая термодинамика и основы теплопередачи: учебник для машиностр. спец. техникумов - 2-е изд., перераб. и доп./ Под ред. Л.Р. Стоцкого. - М.: Высш. шк., 1983. - 335 с.

6. Колчин Д.И., Демидов В.П. Расчёт автомобильных и тракторных двигателей. - М.: Высшая школа, 2002. - 496 с., ил.

7. Арнольд Л.В., Михайловский Г.А., Селиверстов В.М. Техническая термодинамика и теплопередача. - М.: Высшая школа, 1979. - 446 с.

8. Лашутина Н.Г., Макашова О.В., Медведев Р.М. Техническая термодинамика с основами теплопередачи и гидравлики [Текст]: Учеб. пособие / Под общ. ред. Р.М. Медведева. - Л: Машиностроение, 1988. - 336 с.: ил.

9. Ицкович А.М. Основы теплотехники. - М.: Высшая школа, 1975. - 344 с.

10. [Электронный ресурс]: http://mirmarine.net (дата обращения: 15.10.2019).

Literatura

1. Patent 2007/0022977 A1 SSHA, MKI F01B29/04. Method and apparatus for operating an internal combustion engine / Crower H.B., 2007.

2. Patent 4809511 SSHA, MKI F02B75/02. Internal combustion engine / Bajulaz R., 1989.

3. [Elektronnyj resurs]: URL: http:// www.bajulazsa.com (data obrashcheniya: 02.10.2019).

4. Nikolaenko A.V. Teoriya, konstrukciya i raschet avtotraktornyh dvigatelej: uchebnik dlya vuzov po special'nosti «Mekhanizaciya sel'skogo hozyajstva». - 2-e izd., pererab. i dop. - M.: Kolos, 1992. - 413 s.

5. Kuzovlev V.A. Tekhnicheskaya termodinamika i osnovy teploperedachi: uchebnik dlya mashinostr. spec. tekhnikumov - 2-e izd., pererab. i dop./ Pod red. L.R. Stockogo. - M.: Vyssh. shk., 1983. - 335 s.

6. Kolchin D.I., Demidov V.P. Raschyot avtomobil'nyh i traktornyh dvigatelej. - M.: Vysshaya shkola, 2002. - 496 s., il.

7. Arnol'd L.V., Mihajlovskij G.A., Seliverstov V.M. Tekhnicheskaya termodinamika i teploperedacha. - M.: Vysshaya shkola, 1979. - 446 s.

8. Lashutina N.G., Makashova O.V., Medvedev R.M. Tekhnicheskaya termodinamika s osnovami teploperedachi i gidravliki [Tekst]: Ucheb. posobie / Pod obshch. red. R.M. Medvedeva. - L: Mashinostroenie, 1988. - 336 s.: il.

9. Ickovich A.M. Osnovy teplotekhniki. - M.: Vysshaya shkola, 1975. - 344 c.

10.[Elektronnyj resurs]: http://mirmarine.net (data obrashcheniya: 15.10.2019).

УДК 621.43. 631.37 Б01 10.24411/2078-1318-2019-14134

Канд. техн. наук А.А. ГЛУЩЕНКО (ФГБОУ ВО УлГАУ, oildel@yandex.ru) Канд. техн. наук Р.А. ЗЕЙНЕТДИНОВ (ФГБОУ ВО СПбГАУ, zra61@mail.ru)

ОПТИМИЗАЦИЯ ВЫБОРА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ ПРОЦЕССА РЕГЕНЕРАЦИИ ОТРАБОТАННЫХ МАСЕЛ

При решении экологических проблем значительную роль играют процессы переработки образующихся отходов в виде отработанных смазочных масел. Рациональное использование вторичных продуктов основного производства и получение целевых продуктов обеспечивает решение не только экономических проблем, но и снижение экологической напряженности промышленного и сельскохозяйственного производства. Задача максимального вовлечения отработанных нефтепродуктов в переработку является актуальной в условиях усиливающегося спроса на нефтепродукты и возрастающих требований к их качеству, повышению безопасности и защиты окружающей среды [1].

Качество восстановления эксплуатационных свойств отработанных смазочных материалов в процессе регенерации во многом определяется используемой технологией, являющейся наиболее дорогостоящим и длительным этапом. В свою очередь эффективность технологии определяется набором технологических операций, реализуемых с использованием различного технологического оборудования и их режимных параметров. Поэтому одной из ключевых задач повышения эффективности и безопасности используемых технологий является выбор технологических операций и оборудования.

Поскольку любая технология может быть реализована массой альтернативных вариантов технологических операций, одним из методов выбора является метод иерархичности. В этом случае, разбивая альтернативы вместе с обуславливающими их ограничениями по уровням, повышается надежность, упрощается решение и, следовательно, повышается его точность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.