Научная статья на тему 'Расчёт статических тяговых характеристик цилиндрического ЛЭМД с поперечным магнитным полем и кольцеобразным якорем'

Расчёт статических тяговых характеристик цилиндрического ЛЭМД с поперечным магнитным полем и кольцеобразным якорем Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
91
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Дмитриенко А. В., Угаров Г. Г., Мошкин В. И.

Предлагается методика расчета статических тяговых характеристик цилиндрического ЛЭМД с поперечным магнитным потоком и кольцеобразным ферромагнитным якорем, учитывающая влияние насыщения магнитопровода, потоков рассеяния и выпучивания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Дмитриенко А. В., Угаров Г. Г., Мошкин В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Расчёт статических тяговых характеристик цилиндрического ЛЭМД с поперечным магнитным полем и кольцеобразным якорем»

ЭНЕРГЕТИКА И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА

Дмитриенко A.B. Угаров Г. Г.

Саратовский государственный технический университет, г. Саратов Мошкин В. И.

Курганский государственный университет, г. Курган

РАСЧЁТ СТАТИЧЕСКИХ ТЯГОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЦИЛИНДРИЧЕСКОГО ЛЭМД С ПОПЕРЕЧНЫМ МАГНИТНЫМ ПОЛЕМ И КОЛЬЦЕОБРАЗНЫМ ЯКОРЕМ

Предлагается методика расчета статических тяговых характеристик цилиндрического ЛЭМД с поперечным магнитным потоком и кольцеобразным ферромагнитным якорем, учитывающая влияние насыщения магнитопровода, потоков рассеяния и выпучивания.

Одним из основных вопросов электропривода рабочих машин и инструментов является согласование его механической противодействующей и электромеханической тяговой характеристик.

Для технологии электродуговой наплавки металла, совмещённой с его формообразованием режущим инструментом, приводимым в движение линейным электромагнитным двигателем (ЛЭМД), были рассчитаны и подтверждены экспериментально механические характеристики сопротивления металла терморезанию [1 ]. Форма этой характеристики хорошо согласуется с тяговой характеристикой ЛЭМД поперечного поля. Экспериментальные исследования силовых цилиндрических ЛЭМД поперечного поля [2, 1] также выявили (по виду статических тяговых характеристик, механическому КПД ЛЭМД и относительному удельному тяговому усилию) наибольшую эффективность использования в приводе резца (для данной технологии) цилиндрического ЛЭМД броневой структуры с поперечным магнитным полем и кольцеобразным якорем.

Анализ работ по расчёту подобных электромагнитных систем свидетельствует о неприемлемых погрешностях предложенных формул, имеющих место из-за не учёта насыщения, влияния потоков выпучивания и рассеяния, намагничивания дополнительных объёмов стали, значительных перемещений якоря [3 - 5].

В настоящей работе предложена методика аналитического расчёта статической тяговой характеристики цилиндрического ЛЭМД с поперечным магнитным полем и кольцеобразным якорем.

С целью повышения точности расчёта тяговых характеристик ЛЭМД необходимо учесть соответствующее влияние насыщения, потоков рассеяния и выпучивания. При этом статические тяговые характеристики рассчитываются путём аналитического решения следующего уравнения [4]:

Рэ=5Д-10-8©^, (1)

где 0g - МДС, действующая в воздушном зазоре

(зависит от насыщения); ^^ - скорость изменения проводимости всего воздушного зазора с учётом выпучивания и рассеяния.

Проводимость воздушного зазора (} рассчитывается методом "вероятных путей магнитного потока" [6]. Для определения намагничивающей силы воздушного

зазора ©д необходимо, прежде всего, аппроксимировать кривую намагничивания материала магнитопровода исследуемого двигателя Н = Согласно исследованиям [7] характер кривой намагничивания на всём её протяжении наиболее полно описывает функция в виде многочлена девятой степени:

Н = аВ9 +ЬВ7 + сВ5 + йВъ +к, <2)

где // - напряжённость магнитного поля; 5 ~~ маг" нитная индукция; а, Ь, с, б, к - коэффициенты аппроксимации, которые, например, для стали Ст.З принимают

следующие значения: а = —74,44 ; Ь = 874,57 ; с = -1982,1; й = 1627,23; к = 255,46.

Определение МДС 0д , приходящейся на рабочий зазор, затрудняется тем, что в добавление к потоку этого зазора Фв приходится иметь дело с радиальным потоком рассеяния Ф^, распределённым по всей длине окна обмотки. Из-за наличия падения МДС, вызванного потоком рассеяния Ф^, удовлетворительным допущением (согласно [4]) является то, что по всей длине центрального и внешнего полюса проходит одинаковый поток (Рис- 1. а)-

ф.

Рис. 1. Схема: а - распределения магнитных потоков и проводимостей в магнитопроводе цилиндрического ЛЭМД с поперечным магнитным полем и кольцеобразным якорем; б - замещения магнитной цепи ЛЭМД

Проводимость рассеяния Ст^ можно учесть, помещая половину её величины между полюсами.

Далее составляется схема замещения магнитной цепи двигателя, которая представлена на рис. 1, б. Закон полного тока для данной системы запишется в следующем виде:

0,

НХ1Х_ 2 + Н212_ з + Н333_4 +

+ н414_5 + н5д5_6 + Н616_х,

(3)

где и д^ - средние длины магнитных силовых

линий на соответствующих участках.

Помимо потоков рассеяния необходим учёт потоков выпучивания, проходящих по той же магнитной цепи, что и полезный поток и, следовательно, влияющих на степень её насыщения. Таким образом, разделив проводимость воздушного зазора на две части: полезную и выпучивания, можно записать выражение для коэффициента рассеяния всего электромагнита кр , равного отношению потока, проходящего через участок ] — 2 • К сУмме потоков участков 3 — 4 и 5 — б > то есть

кр- О.

(4)

где Стф - общая проводимость для потока, идущего от центрального полюса к внешнему полюсу через якорь:

(5)

а.

Ст - полезная суммарная проводимость воздуш-

ного зазора между якорем и центральным полюсом; Сг'ц

- суммарная проводимость выпучивания воздушного зазора между якорем и центральным полюсом; Сгъ и (У

- аналогичные проводимости, взаимодействующие с внешним полюсом.

Ст - общая полезная проводимость электромагнита:

(6)

Ст^ - проводимость рассеяния между полюсами:

От

(7)

2 АД

где коэффициент 2 в знаменателе учитывает то, что эта проводимость лишь наполовину эффективна; -

длина, на которой существует рассеяние.

При этом расчёте предположено, что проводимость якоря бесконечно велика по сравнению с проводимос-

тью последовательно соединённых участков 3 — 4 и 5 — б • что близко к истине.

Воздушные зазоры 3 — 4 и 5 — 6 были объединены в один, так как через них проходит одинаковый поток. Если считать, что проводимость якоря равна бесконечности, то поток, проходящий через эти зазоры, равен

ф

" спкг ■ <8>

где ФЯр - общий поток в ярме.

МДС на оба воздушных зазора вычисляется в соответствии с выражением:

ф Ф

0 = ^в.з _ яр

спкр

(9)

Поток в якоре (участок 4 — 5 на Рис- 1. б)тотже, что

и в воздушных зазорах. Внешний полюс (участок 2 — 3)

и центральный полюс (участок б — 1) можно рассматривать совместно, так как они имеют одинаковый поток

и равные сечения: = 5ЦП. Согласно рис. 1, а, поток в полюсе равен

(0ф + 20к)фя

Ф =Ф

в.п ц.п

яр

(10)

Выражение для радиального потока рассеяния запишется в следующем виде:

Фь =

{Спкр-Сф)Фяр

('икр

(11)

С учётом выражений (2) - (11) закон полного тока для исследуемой магнитной системы примет вид:

Фяр

©о.ф = Н\1\-2 + 2Н212-3 + 77Т" + Н414-5

°пкР

(12)

где Нх - напряжённость магнитного поля ярма:

Г<0 9 7 5 3

£ II а яр + Ь яр + С яр + с1 яр + к

1^'яр 1^'яр ) 1 ^'яр ) 1 ^'яр )

Н7 - напряжённость магнитного поля централь-

ного полюса или внешнего :

Н2 = а

(Оф + 2Сп£р)фярУ ({Сф + 2Сикр)ф:

+ с

(Оф + 2 Опкр)фяр)5 ((0ф + 20пкр)ф:

V З^^р^ц.п У

+ к, (14)

На ~ напряжённость магнитного поля якоря:

СЕРИЯ «ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ», ВЫПУСК 1

237

Н4 = а

О^Ф,

Ф^яр

G к ^

V плр°як у

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гт к ?

v иплриж у

+

+ С

Ф^яр

G к ^

V плр°як у

+ d

О^Ф,

Ф^ яр

G к ^

V плр°як у

+ (15)

Далее из выражений (12) - (15) определяется маг-

яр ■

нитный поток в ярме Фяр, после чего по формуле (9)

рассчитывается искомая МДС 0д, приходящаяся на

воздушный зазор, которая подставляется в формулу (1) для расчёта статического тягового усилия ЛЭМД.

Для построения тяговой характеристики двигателя

= ¿'(<5) необходимо проделать расчёт по формулам (1) - (15) для каждого положения якоря ЛЭМД по всей длине его рабочего хода.

По изложенной методике проведём расчёт конкретного примера. Исследуемый двигатель имеет следующие основные параметры:

- рабочий ход 8 = 25 ММ, =14 ММ , 52 =11 мм ;

- коэффициент пропорции габаритов обмотки

к1о =/5/(2Д2)=0,7;

- материал магнитопровода и кольцеобразного якоря - сталь Ст.З;

- радиус центрального полюса Ку = 43,5 ММ ;

- внутренний радиус внешнего полюса

Я2 = 54,5 мм;

- внешний радиус внешнего полюса = 69 ММ ;

- максимальная высота ярма /?Яр = 20,8 ММ ;

- длина обмотки / = 76,5 ММ ;

- радиус отверстия в магнитопроводе под стержень якоря Я^. = 9 ММ ;

- высота кольцеобразного якоря /?я = 15 ММ ;

- ширина паразитного зазора в = 0,2 ММ ;

- ширина уплотнительного кольца обмотки с учётом

запаса по длине хода якоря дъ = 2 ММ ;

- фактическая МДС обмотки (при номинальном токе

/о г = 0,768 А )0о.ф= 2974,3 А;

- фактическая мощность обмотки

Рот =168,99 Вт при питающем напряжении

и = 220 В.

Для упрощения процесса расчёта статической тяговой характеристики двигателя вся методика была запрограммирована на ЭВМ. Результаты расчёта для наглядности изображены в графическом виде (рис. 2, 3).

Рис. 2. Основные характеристики магнитной цепи цилиндрического ЛЭМД с поперечным магнитным полем и кольцеобразным якорем (1 - ярма; 2 - магнитных полюсов;

3 - якоря; 4 - воздушного зазора): а - кривые изменения магнитного потока в зависимости от хода якоря ЛЭМД; б -магнитной индукции; в - напряжённости магнитного поля; г - магнитодвижущей силы

Кривая 1 (рис. 3) представляет собой искомую расчётную статическую тяговую характеристику двигателя и удовлетворительно совпадает с экспериментальной кривой 2 (погрешность расчёта не превышает 16 %).

Рис. 3. Статические тяговые характеристики цилиндрического ЛЭМД с поперечным магнитным полем и кольцеобразным якорем: 1— расчётная; 2— экспериментальная

Список литературы

1. Дмитриенко A.B. Электротехнологическое обеспечение безотход-

ного формообразования деталей в наплавочных процессах: Дис. ... канд. техн. наук. - Саратов: СГТУ, 2004. - 183 с.

2. Угаров Г.Г. Импульсные линейные электромагнитные двигатели с

повышенными силовыми и энергетическими показателями: Дис. ... д-ра техн. наук. - Новосибирск, 1992. - 492 с.

3. Буйлов А.Я. Электромагнитные механизмы/А.Я. Буйлов. -

М.;Л.: Госэнергоиздат, 1946. - 364 с.

4. Ротерс Г.К. Электромагнитные механизмы / Г.К. Ротерс,- М.; Л.:

Госэнергоиздат, 1949. - 522 с.

5. Оптимизация электромагнитных ударных систем. Экспресс-

информация. "ЭМА", 1973. Вып. 35, реф. 152.

6. Дмитриенко A.B. Расчёт магнитных проводимостей цилиндричес-

кого линейного электромагнитного двигателя поперечного поля с кольцеобразным якорем/ A.B. Дмитриенко, Г.Г. Угаров //Проблемы электроэнергетики: Сб. науч. статей,-Саратов :СГТУ, 2004. - С. 157-170.

7. Серебряков B.H. Аппроксимация основной кривой намагничивания

магнитных материалов/ B.H. Серебряков, А.Ф. Катаев// Проблемы электроэнергетики: Сб. науч. статей. - Саратов: СГТУ, 2004. - С. 244-247.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.