Транспортное, промышленное и гражданское строительсТВЗ
безопасности ППО. Программируемые логические интегральные схемы на сегодняшний день представлены широким спектром устройств и областью применения.
Электрическая централизация на такой элементной базе является компромиссом между релейными и компьютерными системами, сочетая в себе их достоинства (сравнительно низкая стоимость, отсутствие материалоемких и энергоемких элементов) и лишенная их недостатков (отсутствие операционной системы и программного обеспечения).
Библиографический список
1. Проблема доказательства безопасности аппаратной и программной реализации функций электрической централизации / О. К. Дрейман, Д. С. Марков, А. А. Лыков // Автоматика и телемеханика на железных дорогах. Техническая эксплуатация и сертификация. - СПб. : ПГУПС, 2000. - 113 с.
2. Станционные системы автоматики и телемеханики : учебник для вузов ж.-д. транспорта / Вл. В. Сапожников, Б. Н. Елкин, И. М. Кокурин. - М. : Транспорт. - 1997. -432 с. - ISBN 5-277-02176-0.
3. Системы автоматизированного проектирования фирмы Altera MAX+plus II и Quartus II : краткое описание и самоучитель / Д. А. Комолов, Р. А. Мяльк, А. А. Зобенко, А. С. Филиппов. - М. : ИП «Радиософт», 2002. - 352 с.
4. Проектирование систем на микросхемах программируемой логики / Р. И. Грушвицкий, А. Х. Мурсаев, Е. П. Угрюмов. - СПб. : БХВ-Петербург, 2002. -608 с. - ISBN 5-94157-002-3.
Статья поступила в редакцию 20.03.2008;
представлена к публикации членом редколлегии Вл. В. Сапожниковым.
УДК 624.21.03 И. Г. Ганиев
РАСЧЁТ ИЗНОСА В ЭЛЕМЕНТАХ ПРОЛЁТНЫХ СТРОЕНИЙ МОСТОВ С УЧЁТОМ КОРРОЗИИ АРМАТУРЫ
В статьи приведена методика расчета износа в элементах пролетных строений мостов с учетом коррозии арматуры. Определено, что наиболее сильное снижение класса происходит в наружной консоли плиты.
износ, пролет мостов, коррозия арматуры, балка.
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/4
114
Транспортное, промышленное и гражданское строительство
Введение
Многочисленные обследования эксплуатируемых железобетонных пролетных строений показали, что в большинстве случаев снижение грузоподъемности пролетных строений происходит в расчетных сечениях из-за потери прочности бетона в результате карбонизации, морозного влияния и выщелачивания.
1 Методика расчета износа в элементах пролетных строений мостов с учетом коррозии арматуры
В расчетах грузоподъемности пролетных строений с арматурой, подверженной коррозии, удобно использовать отношение площади потери сечения к первоначальной площади арматурного стержня:
1 =
(1)
Как указано в работах [1], [2], [3], [4], коррозионное повреждение по периметру круглого стержня неодинаково. Поэтому для практических расчетов можно принять
DA pd
I
(2)
где I - глубина коррозионного повреждения.
Допускаемая временная нагрузка по прочности плиты по изгибающему моменту получается в виде
кш = a (MT -&MT - DMp ), (3)
где АМт - снижение изгибающего момента за счет коррозии арматуры,
DMT
(
RM
К
RMЛ
2Rb 0
(4)
Подставив (3) в (5), получим:
1
t
DMT TRA pdlcr „
2 a +1
R p2 d2 2 Rbb
f
J2
cr
l. as + t 0
(5)
В полученной зависимости второе слагаемое в правой части имеет значение на несколько порядков меньше, чем первое, поэтому для практических расчетов принимаем
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/4
Транспортное, промышленное и гражданское строитедьствб
DMT -—Rhl .
T 2 5 0 с'as +1
Зависимость (4) с учетом (7) представляется в виде
(6)
k = k k t • nTM n0 ncr u ’ a +1 (7)
1 sf ll (8)
kcr - a! R pdhJcr; (9)
S' (N ^ II sf (10)
1 %ЛЬ (1 - z)
Значение ко является допускаемой нагрузкой, заложенной в проект; kcr - значение допускаемой нагрузки, соответствующее максимальной глубине коррозии.
Мера накопления износа
к t
Y ---------^-----=-----. (11)
ko(1 + mo) - k0n a +t
Для (12) выполняются условия: t = 0, у = 0;
t = Tres, k0 (1 + m0 ) — k0п = кск у = 1. (12)
Для главной балки допускаемая нагрузка по изгибающему моменту при x < hf определяется по (8); при x > hf - по формуле
kcr = a1 RApdlcr + Rb (bf - b)hf (h0 - 0,5hf ) . (13)
Допускаемая нагрузка по поперечной силе
kTQ = a2 (Q-DQ - Qp ) , (14)
где
1
a2 ---------;
n e О
0 8R A с
Q - 0,8RsSAsi sin a + + Qb;
(15)
(16)
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/4
116
Транспортное, промышленное и гражданское строительство
Qb =
2 RJ„ .
2,5S ’
(17)
DQ
0,Щ 4r
pd
t .
-----sin a +
a +1
0,8R
S
pd t
—c----
2 a + t
(18)
Значение с - длины проекции наклона отогнутых стержней к продольной оси - принимается по результатам расчетов.
На рис. 1 показано изменение класса по грузоподъемности в различных сечениях балки. Как показано на рисунке, коррозия арматуры способствует существенному снижению класса элементов. Наиболее сильное влияние при этом наблюдается при расчете грузоподъемности внешней консоли плиты.
14 12 10 8 6
Класс
Рис. 1. Изменение класса элементов балки пролетного строения в зависимости от меры накопления износа из расчета прочности с учетом коррозии рабочей арматуры
Значения Sb и Ss определяются:
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/4
Транспортное, промышленное и гражданское строительствЗ
S =
I i п 7 pd t
an ARJ----------
3 s bf cr , ,
2 а +1
i
(bf - b) hf + 2n' AJc
pd t
2 а +1
+ A' а'
S =
b
* r\ i pd t
а3 As Rsf Kr~^ ~
2 а +1
n
1
(bf -b)% + 2n'
f . , pd t
A l----------A' а'
V
2 а +1
0
b
При x < hf bf= b без учета сжатой арматуры:
а
S =
V
bn} Al
pd t
2 а + t
2
а^
bAl
pd t
2 а + t
2jn'
(19)
(20)
(21)
(22)
Мера накопления износа в процессе коррозии арматуры в общем случае выражается в виде
г t
У = к-----, (23)
а +1
где к - коэффициент, определяемый по видам расчетов по приведенным выше формулам.
На рис. 2 показано изменение класса элементов главной балки по мере накопления износа в различных сечениях балки из расчета на выносливость с учетом коррозии арматуры. Здесь отчетливо видно, что наиболее сильное снижение класса происходит в наружной консоли плиты.
Заключение
Предложенным расчетным методом можно определить меру накопления износа в элементах пролетных строений мостов по критериям коррозии арматуры.
В результате анализа опытных данных по натурным испытаниям эксплуатируемых пролетных строений мостов, расположенных на дорогах Республики Узбекистан, можно прийти к выводу, что предельные значения из-
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/4
118
Транспортное, промышленное и гражданское строительство
носа при его визуальном определении по имеющимся видимым повреждениям на основе многолетнего опыта эксплуатации мостов установлены в преде -лах 75 % для несущих элементов пролетного строения и 45 % - для опор.
Рис. 2. Изменение класса элементов балки пролетного строения в зависимости от меры накопления износа по расчету выносливости арматуры
Библиографический список
1. Учет климатических воздействий при проектировании и прогнозе долговечности железобетонных пролетных строений / В. О. Алмазов, Н. А. Серенко // Автомобильные дороги : информ. сб. - Информавтодор. - Вып. II. - М., 1997. - С. 18-28.
2. Внедрение нового информационного обеспечения / А. В. Бушин, С. А. Бокарев,
С. С. Прибытков // Путь и путевое хозяйство. - 2003. - № 2. - С. 9-10.
3. Расчетные сроки эксплуатации мостов / А. И. Васильев // Транспортное строительство. - 1980. - № 3. - С. 16-18.
4. Вопросы долговечности эксплуатируемых автодорожных и городских мостов и меры по увеличению срока их службы / А. И. Васильев, В. П. Польевко, А. С. Платонов // Проблемы строительства, реконструкции и эксплуатации сооружений в крупных городах : сб. науч. тр. - М. : ЦНИИС, 1995.
Статья поступила в редакцию 30.04.2008; представлена к публикации членом редколлегии Т. А. Белаш.
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/4