Расчетные исследования процесса топливоподачи дизеля, работающего на водотопливной эмульсии
I
В.А. Марков, профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, д.т.н., В.А. Шумовский, аспирант МГТУ им. Н.Э. Баумана, В.С. Акимов, аспирант МГТУ им. Н.Э. Баумана
Рассмотрена возможность использования водотопливных эмульсий в качестве топлива для дизелей. Приведена конструкция эмульгирующего устройства, используемого для получения водотопливной эмульсии. Проведен анализ физико-химических свойств исследуемых водотопливных эмульсий. Представлены результаты экспериментальных исследований дизеля Д-245.12С, работающего на дизельном топливе и водотопливных эмульсиях различного состава. Проведены расчетные исследования процесса топливоподачи дизеля, работающего на водотопливной эмульсии.
__Ключевые слова:
дизельный двигатель, дизельное топливо, водотопливная эмульсия, процесс топливоподачи, распыливание топлива, смесеобразование, распылитель.
Н
а современном этапе развития двигателестроения одной из наиболее острых и актуальных проблем является снижение выбросов токсичных веществ с отработавшими газами (ОГ) двигателей внутреннего сгорания [1]. В дизельных двигателях основными токсичными компонентами ОГ являются оксиды азота и сажа, причем на долю оксидов азота приходится до 95 % суммарной токсичности ОГ [2]. При этом около 42 % выбросов оксидов азота в атмосферу приходится на автомобильный транспорт [3]. Поэтому при выборе мероприятий, обеспечивающих снижение токсичности ОГ, особую значимость имеют те, которые обеспечивают уменьшение образования оксидов азота в камере сгорания (КС) дизеля.
При температурах выше 2000 К химически инертный в нормальных условиях азот реагирует с кислородом воздуха с образованием преимущественно монооксида азота N0. На форсированных режимах быстроходных дизелей максимальные температуры сгорания превышают 2000 К, поэтому создаются благоприятные условия для образования монооксида азота в КС. В выпускной системе дизеля часть монооксида азота окисляется до диоксида. В результате из оксидов азота N0^ содержащихся в ОГ дизелей, 80... 90 % приходится на монооксид N0 и 10.20 % - на диоксид N0^
Содержание других газообразных оксидов азота (^О, ^03, ^04, ^05) в ОГ ничтожно мало [1].
Поскольку образование монооксида
азота в КС происходит с поглощением теплоты, определяющее влияние на эмиссию этого токсичного компонента с ОГ оказывает именно температура сгорания. Поэтому для снижения содержания оксидов азота в ОГ дизелей необходимо снижать максимальные температуры сгорания топлива. Это достигается при использовании в качестве топлива для дизелей эмульгированных топлив - эмульсий дизельного топлива (ДТ) и водотопливных эмульсий (ВТЭ) [2]. Высокая теплота парообразования при испарении воды в КС способствует снижению температур сгорания.
Преимуществом этого вида топлива является не только возможность значительного снижения выбросов с ОГ оксидов азота, но и при определенных условиях улучшение показателей топливной экономичности дизеля [2, 4, 5]. Кроме того, необходимо отметить широкую доступность воды и отсутствие расходов на ее приобретение. В связи с этим проведены многочисленные исследования по использованию ВТЭ в автомобильных дизельных двигателях, автотракторных дизелях и судовых двигателях [6-10].
Вместе с тем необходимо отметить и некоторые недостатки ВТЭ как моторного топлива. Основной из них заключается в том, что нефтяные моторные топлива не смешиваются между собой, а приготовление водотопливной эмульсии и обеспечение ее стабильности представляет собой сложную техническую проблему.
Для получения эмульсий нефтяного ДТ и воды авторами статьи использовано эмульгирующее устройство, показанное на рис. 1 [4, 5]. Оно включает основание 1 в виде массивной плиты, на которой закреплены четыре направляющие стойки 3, выполненные в виде прутков, снабженных метрической резьбой по всей длине. Реактор 15 выполнен в виде цилиндрической емкости с верхней 13 и нижней 16 крышками. Каждая из крышек снабжена патрубком 17, предназначенным для впуска и выпуска реакционных сред.
Нижняя крышка 16 имеет фланец, выходящий за габарит реактора 15, с четырьмя отверстиями для стоек 3. Фиксация реактора 15 осуществляется с помощью гаек 2. В реакторе 15 установлен ряд чередующихся неподвижных 4 и подвижных 14 дисков. Последние посредством штока 18 связаны с якорем 6 электромагнитного двигателя, статор 7 которого посредством фланца 8 связан со стойками 3 с помощью гаек 9. Между якорем 6 и реактором 15 на стойках 3 смонтированы три параллельных диска: внешние 5 и внутренний 12. Внешние диски фиксируются на стойках 3 с помощью гаек 11, а внутренний диск закреплен на штоке 18 на равном расстоянии от внешних дисков. В промежутках между дисками установлены пружины 10, в совокупности с дисками образующие упругую систему устройства.
Рис. 1. Схема эмульгирующего устройства: 1 - основание; 2, 9, 11 - гайки; 3 - направляющие стойки; 4 - неподвижные диски; 5 - внешние диски; 6 - якорь электромагнитного двигателя; 7 - статор электромагнитного двигателя; 8 - фланец; 10 - пружины; 12 - внутренний диск; 13 - верхняя крышка; 14 - подвижные диски; 15 - реактор; 16 - нижняя крышка; 17 - патрубок; 18 - шток
Эмульгирующее устройство работает следующим образом. Через верхний патрубок 17 (рис. 1) в реактор вводятся среды, подлежащие перемешиванию -ДТ и вода. При поступлении их в реактор включают электромагнитный двигатель, якорь 6 которого совершает колебательные движения с заданной частотой и амплитудой. Они в конечном итоге и определяют свойства получаемой водо-топливной эмульсии. Колебательные движения якоря 6 через шток 18 передаются на подвижные диски 14, которые перемещаются между неподвижными дисками 4, изменяя объем пространства между ними. Это вызывает попеременное растяжение и сжатие сред, находящихся между дисками, их турбулизацию и возбуждение в средах кавитационных пузырьков. Все это способствует тщательному перемешиванию ДТ и воды.
Для снижения энергоемкости процесса перемешивания расчетным или
экспериментальным методами определяется частота собственных колебаний подвижной части устройства путем изменения затяжки пружин 10 упругой системы. За счет перемещения внешних дисков 5 относительно внутреннего диска 12 осуществляется корректировка собственной частоты подвижной части устройства, которая приближается к фиксированной частоте вынуждающей силы, развиваемой якорем 6, что позволяет добиться резонансного режима работы устройства. Размещение устройства на направляющих стойках с возможностью перемещения его основных узлов значительно облегчает его сборку и выполнение различных регулировок, например, расстояния между подвижными и неподвижными дисками в реакторе, магнитного зазора между якорем и статором электромагнитного двигателя и др.
Для получения стойких эмульсий этих компонентов применен эмульгатор
Таблица 1
Физико-химические свойства ДТ, воды и эмульгированных топлив
Физико-химические свойства ДТ Вода 92,5 % ДТ + 7,5 % воды 85,0 % ДТ + 15,0 % воды
Молярная масса, кг/кмоль 170 18 - 147,2
Плотность при 20 °С, кг/м3 830,0 998,2 842,6 855,2
Вязкость кинематическая при 20 °С, мм2/с 3,8 1,0 - 4,4*
Вязкость динамическая при 20 °С, мПа-с 3,154 1,002 - 3,798*
Коэффициент поверхностного натяжения а при 20 °С, мН/м 27,1 72,7 - -
Теплота сгорания низшая, МДж/кг 42,5 - 39,3 36,1
Цетановое число 45 - - -
Количество воздуха, необходимое для сгорания 1 кг 14,30 11,51 10,89
вещества, кг
Содержание, % по массе
С 87,0 80,5 74,0
Н 12,6 11,6 10,7
О 0,4 0,4 0,3
Н2О 0 100 7,5 15,0
Общее содержание серы, % по массе 0,200 0 0,185 0,170
Теплоемкость Ср при 20 °С, кДж/(кг-К) 2,1 4,2 - 2,415
Теплопроводность при 20 °С, Вт/(м-К) 0,12 0,60 - 0,192
Примечание: «-» - свойства не определялись или не приведены; для смеси ДТ и воды указано объемное процентное содержание компонентов; * вязкость эмульсии определена по формуле Тейлора
алкенилсукцинимид мочевины (СИМ), производимый по ТУ 38.1011039-85. Он представляет собой вязкую прозрачную растворимую в углеводородах жидкость светло-коричневого цвета. Содержание эмульгатора в эмульгированных топливах не превышало 0,5 % (масс.). Полученные эмульсии были достаточно стабильны: расслоение их на две фракции происходило лишь после нескольких недель хранения. Однако первоначальные вид и свойства эмульсии восстанавливались путем ее простого взбалтывания. Физико-химические свойства ДТ, воды и эмульгированных топлив различного состава представлены в табл. 1.
Проведенные авторами статьи экспериментальные исследования дизеля типа Д-245.12С (4 ЧН 11/12,5) Минского моторного завода подтвердили эффективность использования этого вида моторного топлива [4, 5]. Так, при работе дизеля на режимах 13-ступенчатого цикла Правил ЕСЕ И49 и переходе с ДТ на эмульсии с содержанием воды Св 15,0 % удельный массовый выброс оксидов азота еМОх уменьшился с 6,610 до 4,849 г/(кВт -ч), то есть на 26,6 %, а условный интегральный на режимах 13-сту-пенчатого цикла эффективный КПД дизеля пе повысился с 0,341 до 0,361, или на 5,9 %. При этом удельный массовый выброс монооксида углерода еС0 возрос с 3,612 до 4,648 г/(кВт - ч), а выброс несгоревших углеводородов еСн - с 1,638 до 2,522 г/(кВт - ч). Вместе с тем при переходе с ДТ на эмульсию с содержанием воды Св=15,0 % на режиме максимального крутящего момента при п=1500 мин1 дымность ОГ Кх снизилась с 28,0 до 18,0 %, а на режиме максимальной мощности при п=2400 мин1 -с 16,0 до 8,5 % по шкале Хартриджа.
Одной из причин роста выбросов монооксида углерода еС0 и несгоревших углеводородов еСн при работе двигателя на ВТЭ являются различия физико-химических свойств традиционного нефтяного ДТ и исследованной эмульсии
(см. табл. 1), которые, безусловно, сказываются на протекании рабочих процессов двигателя. При этом важнейшими процессами, предопределяющими возможность достижения необходимых показателей топливной экономичности и токсичности ОГ дизельных двигателей, являются топливоподача, распылива-ние топлива и смесеобразование. Это обусловлено тем, что указанные показатели могут быть достигнуты лишь при обеспечении высокой гомогенности топли-вовоздушной смеси в цилиндрах дизеля. Поэтому актуальной остается проблема дальнейшего совершенствования процесса и системы топливоподачи дизельных двигателей, особенно при их адаптации к работе на различных альтернативных топливах.
Одним из основных элементов этой системы является распылитель форсунки, формирующий струи с требуемыми геометрическими размерами, структурой и показателями мелкости распыливания топлива. При этом характеристики струй распыливаемого топлива (длина Ь, ширина В и угол конуса в струи, направление и динамика ее распространения, рис. 2) должны быть согласованы с формой камеры сгорания с целью равномерного распределения топлива по ее объему.
Известно, что для качественного рас-пыливания топлива и последующего смесеобразования желательно обеспечить высокие давления впрыскивания и тур-булизацию потока топлива в проточной части распылителя форсунки [11-13]. Повышенные энергетические показатели потока топлива на выходе из распы-ливающих отверстий приводят к турбу-лизации струи распыливаемого топлива, ее быстрому распаду в КС дизеля и улучшению показателей распыливания и смесеобразования. Однако экспериментальные исследования потока топлива в элементах системы топливоподачи достаточно трудоемки и требуют применения специальных стендов и высокоточной измерительной аппаратуры [14].
Рис. 2. Схема расположения дросселирующих сечений распылителя форсунки и геометрические характеристики струи распы-ливаемого топлива:
ИщХч - эффективное сечение щели между запорными конусами иглы и седла; -эффективное сечение сопловых отверстий
Для определения энергетических показателей потока топлива в проточной части распылителей форсунок применен расчетный метод, основанный на использовании программного комплекса Ашуз CFX 12.0 [15-17]. Исследовано течение топлива в проточной части серийного распылителя 145.1112110 форсунки типа ФДМ-22 упомянутого выше дизеля Д-245.12С при его работе на нефтяном ДТ и ВТЭ, содержащей 85 % дизельного топлива и 15 % воды (см. табл. 1).
Серийный распылитель 145.1112110 выполнен с диаметром иглы dи=5,0 мм (по направляющей). Максимальный ход
иглы составляет ^=0,26 мм. Хвостовик распылителя имеет три конусных участка с различными углами, равными 45, 60 и 90°. Посадка иглы на седло распылителя осуществляется по диаметру dп=2,8 мм (см. рис. 2). Ниже посадочного диаметра хвостовик имеет конусную часть с углом конуса 60°. Корпус распылителя имеет пять распыливающих отверстий диаметром dр=0,32 мм, входные кромки которых расположены в колодце распылителя диаметром dк= 1,2 мм. Суммарная эффективная площадь распылителя в сборе (с учетом цщ/щ и составляет цр^=0,278 мм2. Расположение распыливающих отверстий серийного распылителя типа 145.1112110-11 приведено в табл. 2.
Проведенные экспериментальные исследования дизеля типа Д-245.12С, результаты которых приведены в работах [4, 5], не позволили определить влияние свойств применяемого топлива на показатели процесса топливоподачи и энергетические показатели потока топлива в форсунках.
Для оценки влияния свойств применяемого топлива на параметры потока и его турбулизацию в проточной части распылителя форсунки был проведен численный эксперимент, в ходе которого моделировалось течение в проточной части серийного распылителя 145.1112110 форсунки типа ФДМ-22 дизеля Д-245.12С при его работе на нефтяном ДТ и ВТЭ,
Таблица 2
Расположение распыливающих отверстий распылителя типа 145.1112110
№ отверстия Угловое расположение отверстия относительно штифта, градус Угол наклона отверстия относительно оси распылителя, градус
1 8 62
2 90 71,5
3 172 62
4 237 52
5 303 52
содержащей 85 % дизельного топлива и 15 % воды (см. табл. 1). При этом использованы справочные данные работ [18-20]. При расчете теплоемкости и теплопроводности эмульсии принималось, что в смесях эти физические свойства компонентов аддитивны. Вязкость эмульсии определялась по формуле Тейлора в виде
ц,-ц „ (1 + 2,5 С, НМ^) ,
М- в + Цдт
где цдт, цв, цэ - динамическая вязкость дизельного топлива, воды и эмульсии соответственно.
Расчет проводился в программном комплексе Ашуз CFX 12.0, математическая модель которого содержит уравнения в частных производных, описывающих поток топлива в проточной части распылителя, а также уравнения неразрывности, количества движения Навье-Стокса, энергии и диффузии, уравнения модели турбулентности.
Для оценки степени турбулизации потока использовалась величина турбулентной кинетической энергии (удельная кинетическая энергия вихрей в турбулентном потоке) к, которая физически характеризуется среднеквадратической флуктуацией (пульсация) скорости
к -
и1 2 +г12 + Ж' 2 2
При расчетах исследован стационарный поток топлива в распылителях. В качестве расчетной области (рис. 3) выбрана проточная часть между хвостовиком иглы и седлом распылителя при максимально поднятой игле. Для уменьшения времени счета использована четверть расчетной области, при этом на границах этой области заданы условия симметрии.
где и1, V1 , Ж1 - среднеквадратичные значения проекций пульсационной составляющей скорости на оси х, у, г.
Влияние турбулентности на характеристики течения очень велико, поэтому в систему уравнений введена модель турбулентности к-е, включающая в себя уравнения, которые наиболее точно описывают рассматриваемые явления. Кинетическая энергия турбулентности к определяется как разность во флуктуациях скорости (м2/с2), турбулентная диссипация вихря е - показатель, при котором пульсации скорости рассеиваются (м2/с3).
Рис. 3. Расчетная область проточной части распылителей форсунки
Давление топлива на входе в расчетную область было принято равным 51,5 МПа, что примерно соответствует максимальному давлению впрыскивания, обеспечиваемому разделенной системой топливоподачи дизеля типа Д-245.12С на номинальном режиме (при частоте вращения коленчатого вала и=2400 мин1 и цикловой подаче топлива дц=80 мм3). Расход топлива через распылитель принят равным 0,08 кг/с, что соответствует максимальному расходу топлива через форсунку дизеля типа Д-245.12С на указанном номинальном режиме. При расчетах граничные условия оставались неизменными для обоих видов исследуемых топлив (ДТ и ВТЭ).
В ряде работ показано, что на характеристики течения топлива в элементах
62
системы топливоподачи и показатели рабочего процесса дизеля и его систем влияет структура водотопливной эмульсии [21, 22]. В связи с этим расчетные исследования проведены для ВТЭ с диаметром капель воды в эмульсии 50 и 5 мкм.
Полученная при расчетных исследованиях картина течения топлива в проточных частях исследованных распылителей (распределение давлений, скоростей, турбулентной кинетической энергии потока топлива) представлена на рис. 4-6.
а б в
Рис. 4. Распределение давлений топлива в проточных частях распылителей форсунки: а - дизельное топливо; б - ВТЭ с диаметром капель воды 50 мкм; в - ВТЭ с диаметром капель воды 5 мкм
а б в
Рис. 5. Поля скоростей потока топлива в проточных частях распылителей форсунки: а - дизельное топливо; б - ВТЭ с диаметром капель воды 50 мкм; в - ВТЭ с диаметром капель воды 5 мкм
а б в
Рис. 6. Значения турбулентной кинетической энергии потока топлива в проточных частях распылителей форсунки - модель турбулентности):
а - дизельное топливо; б - ВТЭ с диаметром капель воды 50 мкм; в - ВТЭ с диаметром капель воды 5 мкм
Картина течения в проточных частях исследованных распылителей (см. рис. 4-6) достаточно предсказуема. По распределениям давлений, скоростей и турбулентной кинетической энергии потока топлива можно констатировать, что существуют различия указанных распределений в распылителе при работе на исследуемых видах топлива, но они не носят глобального характера. Во всех рассматриваемых случаях наибольшие скорость и турбулиза-ция потока топлива отмечены в районе кольцевой щели между иглой распылителя и ее посадочным конусом (седло). Но наибольший интерес представляют параметры потока на входе в распыли-вающие отверстия, которые и предопределяют качество распыливания топлива и последующего смесеобразования. На рис. 7 эта область отмечена кружком.
Результаты анализа параметров потока исследуемых топлив в указанной на рис. 7 расчетной точке сведены в табл. 3. Эти данные свидетельствуют о том, что при использовании эмуль-тированных топлив наблюдаются максимальные давления топлива на входе в распыливающие отверстия. При переходе от нефтяного ДТ на ВТЭ с 15%-ным содержанием воды это давление увеличилось с 47,6 до 47,8.47,9 МПа (в зависимости от диаметра капель). Впрочем, следует отметить, что в рассматриваемом случае структура эмульсии (диаметр капель воды в ней) оказывает слабое влияние на характеристики течения топлива. Хотя увеличение давления
в расчетной точке оказалось не очень значительным, но и этот рост давления впрыскивания способствует более качественному распыливанию топлива.
Рис. 7. Расчетная точка на входе в распыливающее отверстие форсунки
При использовании эмульгированных топлив несколько снизилась скорость потока топлива в расчетной точке и возросла турбулентная кинетическая энергия потока на входе в рас-пыливающее отверстие (примерно на 0,5.1,5 %). Однако наибольшая тур-булизация струи эмульгированного топлива, значительно улучшающая процесс смесеобразования, наблюдается уже на выходе из распыливающего отверстия за счет возникновения так называемых «микровзрывов» в условиях
Таблица 3
Сводная таблица результатов расчетных исследований в расчетной точке
Вид топлива Давление, МПа Скорость, м/с Турбулентная кинетическая энергия, м2/с2
Нефтяное ДТ 47,6 93,3 18,2
ВТЭ (85 % ДТ + 15 % воды) с диаметром капель воды 50 мкм 47,8 82,6 18,5
ВТЭ (85 % ДТ + 15 % воды) с диаметром капель воды 5 мкм 47,9 83,1 18,3
НП «Национальная газомоторная ассоциация» (НГА)
У///////////////////А
повышенных температур в КС [2]. Их появление обусловлено тем, что капли эмульгированного топлива состоят из частиц, внутри которых располагается большое количество хаотически движущихся включений воды. При температурах, превышающих температуру кипения воды, эти включения быстро испаряются, что приводит к микротур-булизации топливовоздушной смеси, снижению расхода топлива, уменьшению содержания в ОГ продуктов неполного сгорания. Кроме того, присутствие значительного количества паров воды в зонах КС с недостатком кислорода препятствует крекингу топлива при высоких температурах, а также способствует газификации образовавшегося ранее углерода, что приводит к значительному уменьшению сажеобразования. Наблюдаемое при подаче воды в цилиндры дизеля снижение температур сгорания благоприятно сказывается на выбросах с ОГ оксидов азота.
Результаты проведенных расчетно-экспериментальных исследований
подтверждают перспективность использования эмульгированных топлив в дизелях транспортного назначения. Исследования также показали, что при переходе от нефтяного ДТ на ВТЭ с 15%-ным содержанием воды наблюдается небольшое увеличение давления перед распыливающими отверстиями форсунки, немного возрастает и турбулентная кинетическая энергия потока топлива на входе в распыливаю-щее отверстие. Указанный рост давлений впрыскивания и турбулентной кинетической энергии при использовании ВТЭ способствует более качественному распыливанию топлива. Дополнительная турбулизация потока достигается уже в камере сгорания за счет быстрого испарения капель воды из эмульгированного топлива. При переходе от нефтяного дизельного топлива на водотопливные эмульсии удельный массовый выброс оксидов азота снижается на 20...30 %. Применение ВТЭ позволяет также снизить дымность ОГ на 40.50 %.
Литература
1. Марков В.А., Баширов Р.М., Габитов И.И. Токсичность отработавших газов дизелей. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. - 376 с.
2. Альтернативные топлива для двигателей внутреннего сгорания / А.А. Александров, И.А. Архаров, В.А. Марков и др. Под ред. А.А. Александрова, В.А. Маркова. - М.: ООО НИЦ «Инженер», ООО «Онико-М», 2012. - 791 с.
3. Чертков Я.Б. Моторные топлива. - Новосибирск: Наука, 1987. - 208 с.
4. Марков В.А., Девянин С.Н., Шумовский В.А. и др. Работа дизелей на водотоплив-ных эмульсиях // Транспорт на альтернативном топливе. - 2012. - № 3. - С. 67-71.
5. Марков В.А., Тарантин С.А., Девянин С.Н. Использование водотопливных эмульсий в качестве топлива для дизелей // Грузовик. - 2012. - № 8. - С. 33-42.
6. Малов Р.В., Пекшев В.В. Эмульгирование топлива и экологические характеристики дизеля // Автомобильная промышленность. - 1992. - № 8. - С. 15-18.
7. Лиханов В.А., Сайкин А.М. Снижение токсичности автотракторных дизелей. - М.: Колос, 1994. - 224 с.
8. Лебедев О.Н., Сомов В.А., Сисин В.Д. Водотопливные эмульсии в судовых дизелях. - Л.: Судостроение, 1988. - 105 с.
9. Kee S.-S., Mohammadi A., Hirano H. Experimental Study on Combustion Characteristics and Emissions Reduction of Emulsified Fuels in Diesel Combustion Using a Rapid Compression Machine // SAE Technical Paper Series. - 2003. - № 2003-01-1792. - P. 1-8.
10. Hountalas D.T., Mavropoulos G.C., Zannis T.C. et al. Use of Water Emulsion and Intake Water Injection as NOx Reduction Techniques for Heavy Duty Diesel Engines // SAE Technical Paper Series. - 2006. - № 2006-01-1414. - P. 1-15.
11. Марков В.А., Девянин С.Н., Мальчук В.И. Впрыскивание и распыливание топлива в дизелях. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2007. - 360 с.
12. Кутовой В.А. Впрыск топлива в дизелях. - М.: Машиностроение, 1981. - 119 с.
13. Трусов В.И., Дмитриенко В.П., Масляный Г.Д. Форсунки автотракторных дизелей. - М.: Машиностроение, 1977. - 167 с.
14. Грехов Л.В., Иващенко Н.А., Марков В.А. Системы топливоподачи
и управления дизелей: учеб. для вузов. - М.: Легион-Автодата, 2005. - 344 с. 65
15. ANSYS CFX, Release 12.1, HELP & Tutorials. Canonsburg (USA): Inc. Release Notes, 2009. - 58 р.
16. Марков В.А., Стремяков А.В., Акимов В.С., Шумовский В.А. Метод улучшения качества распыливания топлива в дизеле, работающем на смесевом биотопливе // Транспорт на альтернативном топливе. - 2011. - № 2. - С. 24-29.
17. Марков В.А., Стремяков А.В., Акимов В.С., Шумовский В.А. Расчетные исследования процесса топливоподачи дизеля, оснащенного распылителями форсунок с различной геометрией проточной части // Грузовик. - 2011. - № 3. - С. 13-17.
18. Справочник химика. Том 2. Основные свойства неорганических и органических соединений / Б.П. Никольский, О.Н. Григоров, М.Е. Позин и др. Под ред. Б.П. Никольского. 3-е изд. - Л.: Химия, 1971. - 1168 с.
19. Варгафтик Н.Б. Справочник по теплофизическим свойствам газов и жидкостей. 2-е изд. - М.: Наука, 1972. - 720 с.
20. Рид Р., Праусниц Дж., Шервуд Т. Свойства газов и жидкостей: Справочное пособие. - Л.: Химия, 1982. - 592 с.
21. Аттия А.М.А., Кульчицкий А.Р. Управление структурой водотопливной эмульсии // Research papers of Lithuanian University of Agriculture. - 2012. - Vol. 46. - № 2-3. -P. 112-126.
22. Аттия А.М.А., Кульчицкий А.Р. Улучшение экологических и экономических показателей дизеля за счет изменения структуры водотопливной эмульсии: Автореф. дис. канд. техн. наук. - Владимир: изд-во ФГОУ ВПО «Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых», 2012. - 20 с.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК
ISSN 2306-8949
ВЕСТИ ГАЗОВОЙ НАУКИ
В издательстве ООО «Газпром ВНИИГАЗ» готовится к выпуску научно-технический сборник «Вести газовой науки» № 1 (21) 2015 «Современные технологии переработки и использования газа».
Настоящий выпуск охватывает две обширные и взаимопересекающиеся темы - переработка и использование газа.
В сборнике подробно рассмотрены задачи как первичной переработки с получением очищенного газа, так и вторичной с получением целевых продуктов. Описаны результаты исследований по повышению эффективности очистки газа от сероводорода и диоксида углерода с предложением оригинальных технологий вакуумной очистки аминов и тонкого извлечения из газа диоксида углерода. Освещены проблемы разработки современных технологий конверсии углеводородсодержащих газов в жидкие продукты топливного и нефтехимического назначения и др.
Отражен широкий спектр вопросов по современным технологиям использования газа, касающихся ожижения магистрального природного газа в малотоннажных криосистемах с роторным волновым крио-генератором, моделирования режимов заправки криогенного емкостного оборудования и др. Представлен анализ требований к качеству газомоторного топлива и исходному сырью.
Публикуются статьи специалистов ООО «Газпром ВНИИГАЗ», МГТУ им. Н.Э. Баумана, ОАО «Крио-генмаш», ООО «Компрессор», ЗАО ГК «РусьГазИнжиниринг», ЗАО «Гравиразведка» и других организаций.
Сборник представляет интерес для широкого круга специалистов нефтегазового профиля, а также студентов, магистрантов и аспирантов нефтегазовых специальностей высших учебных заведений.