Научная статья на тему 'Расчетное обоснование способа применения съемных грузозахватных устройств при перемещении эллипсоидных днищ корпусного оборудования АЭС'

Расчетное обоснование способа применения съемных грузозахватных устройств при перемещении эллипсоидных днищ корпусного оборудования АЭС Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЪЕМНЫЕ ГРУЗОЗАХВАТНЫЕ УСТРОЙСТВА / КАНТОВАНИЕ И ПЕРЕМЕЩЕНИЕ / ЭПЮРА ИЗГИБАЮЩИХ МОМЕНТОВ / РАСЧЕТ НА ЖЕСТКОСТЬ / ТОЛЩИНА ЗАХВАТА / REMOVABLE LOAD-GRABBING DEVICES / TURNING AND MOVING / PLOT OF BENDING MOMENTS / CALCULATION OF STIFFNESS / THICKNESS OF THE GRIP

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Кравченко П.Д., Косогова Ю.П., Годунов С.Ф., Антонова Т.В., Леонов В.А.

Представлен расчет на прочность и жесткость съемного захвата с геометрическим замыканием для перемещения и кантования эллипсоидных днищ парогенератора ПГВ-1000. Предложенное конструктивное решение позволит повысить безопасность эксплуатации корпусного оборудования АЭС и снизить трудои материалоемкость технологической оснастки путем отказа от привариваемых грузозахватных и установочных элементов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Кравченко П.Д., Косогова Ю.П., Годунов С.Ф., Антонова Т.В., Леонов В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Calculation justification of the method of using removable load-lifting devices when moving ellipsoid bottoms of nuclear power plant hull equipment

A calculation for the strength and stiffness of a removable grip with a geometric closure for moving and turning ellipsoid bottoms of the steam generator is presented. The proposed design solution will improve the safety of operation of nuclear power plant hull equipment and reduce the labor and material consumption of technological equipment by eliminating the welded load-handling and installation elements

Текст научной работы на тему «Расчетное обоснование способа применения съемных грузозахватных устройств при перемещении эллипсоидных днищ корпусного оборудования АЭС»

Расчетное обоснование способа применения съемных грузозахватных устройств при перемещении эллипсоидных днищ

корпусного оборудования АЭС

П.Д. Кравченко, Ю.П. Косогова, С.Ф. Годунов, Т.В. Антонова, В.А. Леонов Волгодонский инженерно-технический институт -филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»

Аннотация: Представлен расчет на прочность и жесткость съемного захвата с геометрическим замыканием для перемещения и кантования эллипсоидных днищ парогенератора ПГВ-1000. Предложенное конструктивное решение позволит повысить безопасность эксплуатации корпусного оборудования АЭС и снизить трудо- и материалоемкость технологической оснастки путем отказа от привариваемых грузозахватных и установочных элементов.

Ключевые слова: съемные грузозахватные устройства, кантование и перемещение, эпюра изгибающих моментов, расчет на жесткость, толщина захвата.

Существующий технологический процесс перемещения деталей и узлов корпусного оборудования АЭС в производственном объединении АО «АЭМ-технологии» «Атоммаш» в г. Волгодонск осуществляется с помощью дополнительных приварных грузозахватных и установочных элементов.

На рисунке 1 представлены промежуточные положения эллипсоидного днища парогенератора ПГВ 1000 в процессе его кантования и перемещения на требуемые технологические позиции.

Рис. 1. - Промежуточные положения днища из позиции «чаша» в позицию «купол»: а-положение днища в начале кантования; б-положение днища в процессе кантования (захват за проушины); в-положение днища в процессе перемещения на требуемую технологическую позицию

а

б

в

Привариваемые грузозахватные и установочные элементы после выполнения требуемых технологических операций срезаются. Такое проектное решение не является оптимальным, потому что в местах приварки указанных элементов образуется неравновесная структура в сварных швах, где смешиваются металл объекта, металл электрода, флюс: после удаления указанных элементов в местах их приварки создается неравновесное состояние объекта [1-3]. Это может привести в дальнейшем при эксплуатации корпусного оборудования к возможности межкристаллитной коррозии или охрупчиванию [4].

Такие состояния в условиях эксплуатации оборудования АЭС не наблюдались, однако возможность их проявления не исключается, особенно в условиях эксплуатации корпусного оборудования первого контура [5].

Применяя эвристических поиск рационального решения этой проблемы, рассмотрим возможность применения съемных грузозахватных устройств для перемещения и кантования тяжелых корпусных эллипсоидных днищ.

В качестве практического примера рассмотрим расчет на прочность и жесткость съемного захвата с геометрическим замыканием для перемещения и кантования эллипсоидных днищ парогенератора ПГВ-1000.

Расчет на прочность и жесткость захвата с геометрическим

замыканием

1. Постановка задачи. Исходные предпосылки

Захват с геометрическим замыканием предназначен для кантования эллипсоидных днищ в процессе технологической обработки и их транспортировки. Конструктивная схема захвата показана на рис. 2.

Проведем анализ напряженно-деформированного состояния захвата и выполним расчет на прочность и жесткость при заданных геометрических и

физических параметрах днища в его наиболее неблагоприятном положении в пространстве при кантовании.

Рис. 2. - Конструктивная схема захвата с геометрическим замыканием (1 - днище; 2 - захват; 3 - вставка; 4, 5 - поверхности контакта; ЦМ - центр масс днища; ОБ, ББ, БС - геометрические оси элементов захвата; АС, ВО -привязочные элементы; Б - подъемная сила; ф - угол поворота днища в процессе кантования; РАО - расчетная силовая линия

В качестве исходных данных принимаем параметры, представленные на рис. 2:

БН=4652 мм - наружный диаметр днища;

БВ=4112 мм - внутренний диаметр днища;

Б=270 мм - толщина эллипсоида и цилиндрической части;

Н=1300 мм - полная высота днища;

^=100 мм - высота цилиндрической части;

Ис=600 мм - координата центра масс днища (от плоскости цилиндрической части);

0=520 кН - вес днища;

а=Ь=100 мм - соответственно горизонтальная проекция контактной поверхности 5 захвата и ширина вставки 3;

с=150мм - горизонтальная координата центра отверстия для приложения подъемной силы Б;

Ь=300 мм - ширина элементов захвата 2;

[у]=2 мм - допустимое взаимное смещение контактных точек захвата 2 и вставки 3 (днища 1).

Требуется подобрать толщину захвата 5, обеспечивающую достаточную прочность и жесткость захвата при обоснованном выборе материала (марки стали) [6].

2. Обоснование расчетной схемы захвата

Расчетную схему захвата представим путем упрощения и анализа конструктивной схемы (рис.2) на основе принципов сопротивления материалов.

2.1 Геометрия расчетной схемы

Расчетную ось П-образной рамы ОББС совмещаем с геометрической осью ломаного стержня захвата. Геометрические характеристики поперечных сечений стержня будут равны

площадь сечения А — 8 • Ъ3;

осевой момент инерции I —

ЛАТ 8-Ъ$.1

осевой момент сопротивления Му — 3 ' 6

Вспомогательные элементы ОВ и АС вводим для привязки оси к точкам контакта захвата с днищем (точка В) и вставкой (точка А).

Геометрические характеристики элементов ОБ и АС считаем условно равными бесконечности, что позволяет не рассчитывать их на прочность и жесткость.

Длины стержней рамы находим по заданным размерам и указываем на рисунке 3.

Е 670 О

Рис. 3. - Расчетная схема рамы (захвата)

2.2 Кинематика расчетной схемы

Площадка контакта 4 захвата 2 и вставки 3 допускает их взаимное смещение по вертикали в пределах деформаций захвата, как конструктивного элемента. В тоже время вставка препятствует смещению по горизонтали и повороту. Таким образом, в точке А (центр площадки 4) необходимо установить подвижную заделку.

Контактная поверхность 5 в отличие от площадки 4 обладает значительной неопределенностью в характере примыкания захвата к днищу, что вызвано необработанной поверхностью днища и неполной согласованностью лекальных кривых захвата и эллипсоида. Поэтому в запас

прочности принимаем контакт в точке В с установкой шарнирно подвижной опоры, перпендикулярной поверхности эллипсоида.

2.3 Статика расчетной схемы

Наибольшего значения подъемная сила Б достигает при отрыве днища от пола. Примем ее значение, равное весу днища, т.е. Ртах — F = С. С целью уменьшения изгибных напряжений на достаточно малой площадке контакта (Иц=100 мм) силовую линию РАО принимаем проходящей через центр площадки 4 (точка А) и центр масс днища 1 (точка О).

Угол поворота днища в подвешенном состоянии составит (рис.2)

Дополнительный к прямому угол а — 90 — ^ — 15,7° - угол, образованный силовой плоскостью и диаметральной плоскостью днища.

Во вставке А возникает реакция ЯА и реактивный момент МА. В шарнирно подвижной опоре В возникает реакция ЯВ, нормальная к поверхности эллипсоида. Поскольку контактные поверхности 4 и 5 не являются идеальными, то при наличии распоров НА и ЯВ неизбежно возникают силы трения ^,тр и ^,тр (рис.3).

Принимая ^,тр = /НА и ^,тр = , где /- коэффициент трения при скольжении, заключаем, что полученная рама (рис. 2) статически определима

4112/2 - 100

п = Я-и = 3-3 = 0

Я=3 - число линейно независимых опорных реакций; и=3 - число линейно независимых уравнений равновесия.

Определяем опорные реакции

^^ = 0; НА-ЯВ- ^ 30° + Fв,тр • sin 30° — F • cos а — 0

^^Fy — 0; —FA tр — RB • sin 30° — FB,Tp • cos 30° + F - sin a — 0

После упрощения получаем при f — 0,1 и а=15,7°

НА - 0,816 • RB - 500 = 0 -0,1НА - 0,5866 • RB + 140 = 0 Решая систему уравнений, находим НА=610 кН; RB=135 кН; FA,Tp=61 кН; FB,Tp=13,5 кН.

^МА = 0; МА - RB • 0,22 + FB,Tp • 0,42 = 0; МА = 24 кН • м

3. Расчет элементов захвата на прочность

Принимаем высокопрочную легированную сталь 08Х18Н10Т лист толстый ГОСТ 7350-77. Временное сопротивление ов — 509 МПа.

Коэффициент запаса прочности при расчете по временному сопротивлению n=2,5. Допускаемое напряжение [с] = ^ — 204 МПа.

Строим эпюру изгибающих моментов.

МА — 24 кН • м; Мс = МА + FA>Tp • 0,15 = 33кН • м MD = Мс + НА • 0,2 = 155 кН • м; МЕ = MD - FA¡Tp • 0,67 = 114кН • м Мв — 0; MG = Мв + RB • sin 30° • 0,25 + FB,Tp • cos 30° • 0,25 = 20кН • м МР — MG + RB • cos 30° • 0,55 + FB,Tp • sin 30° • 0,55 = 88кН • м Грузовая эпюра моментов в MF показана на рис. 4. Наибольший изгибающий момент возникает в сечении I-I захвата

(рис.1)

MF,max = МА + НА • 0,2 + 146 кН • м Условие прочности при изгибе

°тах - w ^ И

и

Рис. 4. - Грузовая эпюра моментов изгибающих моментов

Отсюда находим требуемую толщину захвата:

146 • 106 -6 £ > —^ . = 48мм 3002•204

Контактная площадка 4 (рис.2) под действием изгибающего момента

МА и сжимающей продольной силы К=-Иа будет работать на смятие [7, 8].

Допускаемое напряжение на смятие

[а см] = 2,5|>] = 509 МПа

Наибольшее сжимающее напряжение на площадке

_ |М| МА_ 610-103 24 • 106 20500 [а сж]тах = + — — Ъ

5-100 ' s . 1002/6

Условие прочности при смятии

[о сж] тах ^ 1> см]

20500 20500

или —-— < 509, следовательно, о >-= 40 мм

S > ^ '509

В зоне приложения силы F захват будет работать на двойной срез. Допускаемое напряжение при срезе

Ьср] = 102 МПа.

Сила среза Fcp = F • cos а — 500 кН. Площадь среза Лср = 8 • 150.

Условие прочности при двойном срезе

Ттах = - [тср] или <102 , отсюда находим требуемую

толщину захвата

500 х 103

8 ^ ~—^—ttttt — 16 мм.

2 • 150•102

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Расчёт захвата на жёсткость

При обосновании расчётной схемы (п. 2.2) указывалось на возможность смещения захвата вдоль контактной плоскости 4 в пределах деформаций захвата. Определим это смещение и ограничим его допустимой величиной смещения [v].

Для вычисления вертикального смещения точки А (рис. 3), рассмотрим единичное состояние рамы (рис. 5), включающее в себя определение опорных реакций и построение единичной эпюры изгибащих моментов.

Находим опорные реакции

I Fy =0; -]R^sm30° + jFJ= 0 = 2

I Ма =0; 0,22= 0 Мд = 0,44

I Fx = =0; Яд-7^-cos30°= 0 Яд = 1,73

Вычисляем характерные значения эпюры моментов

МА = 0,44 Ям; Мв = МА -РА • 0,15 = 0,29 Ям;

MD = Мв -ЬЯд • 0,2 = 0,64 Ям ; МЕ =MD +РА • 0,67 = 1,31 Ям;

Mg=Rb • sin 30° • 0,25 = 0,25 Ям

и

Мр= RB • cos 30° • 0,55 + RB • sin 30° • 0,25 = 1,20 Ям Эпюра МА показана на рис. 5.

Находим вертикальное перемещение опоры А, вычисляя интеграл Мора по формуле Симпсона

Уа=1Жа^Мр = 1Л0,2^0,29^3 + 4^0,47^94 + 0,64^155У6 +

EI

EI

+ 0,67 • (0,64 • 155 + 4 • 0,98 • 135 + 1,31 • 114)^ + + 0,05 • (1,31 • 114 + 4 • 1,25 • 101 + 1,2 • 88)^ +

+0,55 • (1,2 • 88 + 4 • 0,72 • 54 + 0,25 • 20)] 109

0,64

Ч

0.98 °-44J^ =

ri ^ I .Гг-

Мд, (м)

^Ло

R=1

EI

D

0,64

0,29 В 29

Рис. 5. - Единичное состояние рамы

Используем условие жёсткости

109-Ю12

vA < [v]; -зоо3/ < 2, отсюда находим требуемую толщину

захвата

о >---- = 121 мм « 120 мм.

2-2-105-3003

Окончательно принимаем толщину захвата

S = max{48; 40; 16; 120} = 120 мм

Найденная расчетным методом толщина захвата обеспечивает надежность работы съемного захватного элемента в наиболее неблагоприятных условиях кантования днища.

Для перемещения днища и установки его на требуемую технологическую позицию требуется провести расчетное обоснование съемных опорных элементов, устанавливаемых на противоположной поверхности днища. При кантовании опорные элементы будут испытывать, в основном, напряжения сжатия. Это приводит к значительному конструктивному упрощению схемы при создании расчетной модели.

Устойчивое положение «купол» днища обеспечивается только при установке на три точки; опорный элемент в таком случае должен быть спроектирован раздвоенным.

Рассмотренная конструктивная схема является не единственной; другие схемы здесь не приведены [9, 10], т.к. для них также требуется расчетное обоснование, возможно и упрощение, но это уже элементы "know-how". Для нахождения обоснованной расчетной модели, близкой к оптимальной, требуется проведение НИОКР.

Предложенное конструктивное решение для создания съемных грузозахватных элементов позволит повысить безопасность эксплуатации корпусного оборудования АЭС и снизить трудо- и материалоемкость технологической оснастки путем отказа от сотен привариваемых грузозахватных и установочных элементов.

Литература

1. Margolin B.Z., Yurchenko V., Kostylev V.I., Morozov А.М., Varovin A.Y., Rogozkin S.V., Nikitin А.А. Radiation embrittlement of support structure materials for WWER RPVS // Journal of nuclear materials. Elsevier Science Publishing Company, Inc. 2018. VOL. 508. PP. 123-138.

2. Холопов А.А., Дудкевич К.А., Пергаменщик Б.К. Транспортировка и монтаж укрупненых элементов АЭС // Вестник МГСУ. 2010. №4-2. С. 266-274.

3. Цовьянов А.А., Кокорев Ю.Н., Ходаков Д.В., Пралиев Д.А. Особенности термической обработки сварных соединений крупногабаритных агрегатов при монтаже АЭС // Сварочное производство. 2014. №11. С. 47-52.

4. Абузов А.В., Абузов Я. А. Автоматизация управления подъемно-транспортными механизмами при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций // Инженерный вестник Дона. 2019. №7 URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n7y2019/6104.

5. Качур С.А., Шахова Н.В., Халина А.А. Модель функционирования системы наведения перегрузочных машин АЭС на основе сетей Петри // Энергетические установки и технологии. 2017. Т.3. №2. С.35-40.

6. Боринцев А.Б., Федосов В.Г. Влияние технологии изготовления патрубков крышки реактора типа ВВЭР-1000 на напряженно-деформированное состояние конструкции при эксплуатации // Тяжелое машиностроение. 2009. №1. С. 2-5.

7. Пухлий В. А., Коган Е.А., Пухлий К.В. К расчету крышек ядерных реакторов при термосиловом нагружении // Теория машин и механизмов. 2017. Т.15. №3 (35). С.131-147.

8. Косогова Ю.П., Пинчук Э.В., Годунов С.Ф., Пирожков Р.В. Использование современных образовательных технологий при изучении

механики // Инженерный вестник Дона. 2016. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2016/3748.

9. Кравченко П.Д., Федоренко Д.Н., Косогова Ю.П. Вариант конструктивного исполнения устройства точного позиционирования захвата для подъема упавших кассет в реакторе типа ВВЭР // Глобальная ядерная безопасность. 2019. № 1 (30). С. 101-105.

10. Kravchenko, P. D., Fedorenko D. N. New Engineering Decisions in Nuclear Engineering. ARPN Journal of Engineering and Applied Sciences ISSN 1819-6608 VOL. 11, № 3, February. 2016. РР. 1951-1955.

References

1. Margolin B.Z., Yurchenko V., Kostylev V.I., Morozov А.М., Varovin A.Y., Rogozkin S.V., Nikitin А.А. Journal of nuclear materials. Elsevier Science Publishing Company, Inc. 2018. VOL. 508. pp. 123-138.

2. Holopov A.A., Dudkevich K.A., Pergamenshchik B.K. Vestnik MGSU. 2010. №4-2. pp. 266-274.

3. Cov'yanov A.A., Kokorev YU.N., Hodakov D.V., Praliev D.A. Svarochnoe proizvodstvo. 2014. №11. pp. 47-52.

4. Abuzov A. V., Abuzov YA.A. Inzenernyj vestnik Dona. 2019. №7 URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n7y2019/6104.

5. Kachur S.A., Shahova N.V., Halina A.A. Energy and technology. 2017. VOL.3. №2. pp. 35-40.

6. Borincev A.B., Fedosov V.G. Tyazheloe mashinostroenie. 2009. №1. pp. 2-5.

7. Puhlij V. A., Kogan E.A., Puhlij K.V. Teoriya mashin i mekhanizmov. 2017. T.15. №3 (35). S.131-147.

8. Kosogova Yu.P., Pinchuk E.V., Godunov S.F., Pirozhkov R.V. Inzenernyj vestnik Dona, 2016. № 3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2016/3748.

9. Kravchenko P. D., Fedorenko D.N., Kosogova Y.P. Globalnaya yadernaya bezopasnost [Global nuclear safety]. 2019. № 1 (30). pp. 101-105.

10. Kravchenko P. D., Fedorenko D. N. ARPN Journal of Engineering and Applied Sciences ISSN 1819-6608 VOL. 11, № 3, February. 2016. pp. 19511955.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.