Научная статья на тему 'РАСЧЕТНО-КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В РОССИЙСКИХ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ'

РАСЧЕТНО-КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В РОССИЙСКИХ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
302
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСЧЕТНО-КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ БАНКОВСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / РАСХОДНЫЙ КАССОВЫЕ ОРДЕР / ДЕНЕЖНЫЙ ЧЕК / CASH MANAGEMENT SERVICES / CASH OPERATIONS / REMOTE BANKING SERVICES / CASH DISBURSEMENT ORDER / CASH CHECK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильичева А.С.

Одним из механизмов, сформированным на государственном уровне для контроля и регулирование финансовых потоков, является система расчетно-кассового обслуживания, функции и задачи которой реализуются банковскими организациями. Таким образом, с одной стороны она призвана обеспечить взаимодействие экономических субъектов, с другой - контроль и регулирование, с третьей - является источником получения дохода и формирования ресурсов банками. Статья посвящена рассмотрению эффективности расчетно-кассового обслуживания как инструмента увеличения ресурсов банка, привлечения большего количества клиентов в банк и предложения им более расширенного спектра услуг, смежных с расчетно-кассовым обслуживанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SETTLEMENT AND CASH SERVICES IN RUSSIAN COMMERCIAL BANKS

One of the mechanisms formed at the state level for the control and regulation of financial flows is the system of cash management services, the functions and tasks of which are implemented by banking organizations. Thus, on the one hand, it is designed to ensure the interaction of economic entities, on the other - control and regulation, on the third - is a source of income and the formation of resources by banks. The article is devoted to consideration of the efficiency of cash management services as a tool for increasing the bank's resources, attracting more clients to the bank and offering them a more extended range of services adjacent to cash management services.

Текст научной работы на тему «РАСЧЕТНО-КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В РОССИЙСКИХ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ»

УДК 336

Ильичева А. С. студент магистратуры Ростовский государственный экономический университет

(«РИНХ») Россия, г. Ростов-на-Дону РАСЧЕТНО-КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В РОССИЙСКИХ

КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ

Аннотация. Одним из механизмов, сформированным на государственном уровне для контроля и регулирование финансовых потоков, является система расчетно-кассового обслуживания, функции и задачи которой реализуются банковскими организациями. Таким образом, с одной стороны она призвана обеспечить взаимодействие экономических субъектов, с другой - контроль и регулирование, с третьей - является источником получения дохода и формирования ресурсов банками. Статья посвящена рассмотрению эффективности расчетно-кассового обслуживания как инструмента увеличения ресурсов банка, привлечения большего количества клиентов в банк и предложения им более расширенного спектра услуг, смежных с расчетно-кассовым обслуживанием.

Ключевые слова: расчетно-кассовое обслуживание, кассовые операции, дистанционное банковское обслуживание, расходный кассовые ордер, денежный чек.

Il'icheva A.S. master's student Rostov state University of Economics («RSUE»)

Russia, Rostov-on-Don SETTLEMENT AND CASH SERVICES IN RUSSIAN COMMERCIAL BANKS

Annotation. One of the mechanisms formed at the state level for the control and regulation of financial flows is the system of cash management services, the functions and tasks of which are implemented by banking organizations. Thus, on the one hand, it is designed to ensure the interaction of economic entities, on the other - control and regulation, on the third - is a source of income and the formation of resources by banks. The article is devoted to consideration of the efficiency of cash management services as a tool for increasing the bank's resources, attracting more clients to the bank and offering them a more extended range of services adjacent to cash management services.

Key words: cash management services, cash operations, remote banking services, cash disbursement order, cash check.

Расчетно-кассовое обслуживание в настоящее время занимает достаточно значимую позицию в сфере банковских услуг для клиентов. Оно является важным сегментом работы банковской сферы по различным

показателям.

Во-первых, дает возможность привлечь большое число клиентов, позволяя в последующем их взаимодействии с банком предложить такие услуги как кредитование, банковские гарантии, овердрафты, размещения депозитов. Все эти услуги дают возможность предприятиям различных подразделений бизнеса развиваться, внося свой вклад в экономику страны и ее социальную составляющую.

Во-вторых, привлечение на обслуживание расчетных счетов клиентов позволяет увеличить количество ресурсов банка, сформированных из остатков на расчетных счетах клиентов. Остатки на счетах представляют собой депозиты до востребования, с помощью которых банковские организации могут осуществлять свою деятельность. Эти средства банки получают на более выгодных условиях, чем межбанковские кредиты, долговые ценные бумаги и другие заемные источники финансирования деятельности 124. Но данный факт осложняется существованием большого количества фирм-однодневок, занимающихся отмыванием денег и проводящих сомнительные операции. По состоянию на декабрь 2017 года таких фирм насчитывается около 160000, а физических лиц, счета которым не откроет ни один банк-16000. Такой показатель очень плохо сказывается на качестве работы банков со счетами. Каждый день список недобросовестных организаций и физических лиц лишь увеличивается. Поэтому банкам необходимо внимательно относиться к потенциальным клиентам, идентифицировать их на этапе открытия счета, чтобы избежать нелегальных движений средств на расчетных счетах, и, как следствие, потерю доходов и репутации125.

В-третьих, расчетно-кассовое обслуживание делает возможным повысить уровень лояльности клиентов посредством демонстрации высокой подготовленности специалистов, их компетентности, а также имиджа банка. Анализ конкурирующих организаций, объема и качества клиентов банка, отбор целевых рынков и планирование маркетинговых мероприятий невозможно без учета имиджа банка, влияющего на различные аспекты взаимоотношений банка с клиентами, конкурентами, государственными учреждениями и средствами массовой информации.

Кроме того, при выборе банка существуют факторы, влияющие на принятие решения клиентом о сотрудничестве. Например, для частных и корпоративных клиентов важную роль имеют такие характеристики, как надежность, добросовестность, качество предоставляемых услуг, поведение банка на рынке, его репутация, рейтинг и упоминавшийся ранее имидж 126.

124 «Коммерческие банки»: учебное пособие / под ред. Рид Э. Коттер Р. Гилл Э. Смит Р..-М: Прогресс.-2012.- 345 с.

125 Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирование терроризма» № 115-ФЗ (ред.28.11.2007 г.) / Правовая система «Консультант-Плюс»

126 «Маркетинг в банке»: учебное пособие / под ред. Спицына И. О., Спицына Я. О. — К.: Писпайп, 2013. — 656 с.

Также положительным аспектом для банка является получение комиссий за открытие и обслуживание расчетного счета организации.

В современных условиях функционирования и развития банковской деятельности расчетно-кассовое обслуживание может сопровождаться рядом других рисков.

К ним можно отнести:

1. Риск потери ликвидности банка, репутации бренда банка.

2. Риск, сопровождаемый низким уровнем расчетного обслуживания клиентов и, как результат, потерю клиентов и ошибки в расчетных операциях.

Репутационный риск - риск возникновения у банка убытков в результате сокращения объема клиентов вследствие формирования в обществе негативной оценки о банке, качестве оказываемых им услуг или характере деятельности. Репутация банка - это общественное мнение о достоинствах и недостатках организации, которое складывается под влиянием различных факторов. Она является одним из основополагающих факторов выбора клиентом обслуживающего банка.

Так как расчетно-кассовое обслуживание является распространенной услугой, имеющейся в наличии в каждом банке, существует высокий уровень конкуренции между таковыми. Для сохранения, а также увеличения числа клиентов, кредитным организациям необходимо серьезно подходить к совершенствованию системы расчетно-кассового обслуживания: следить за уровнем оплаты ведения счетов в конкурирующих банках, повышать уровень обслуживания, разрабатывать новые и модернизировать уже имеющиеся услуги, сопутствующие РКО, например, систему «Интернет-клиент», различные приложения для современных гаджетов.

Проводя анализ объемов расчетно-кассового обслуживания, можно отметить, что современное его состояние довольно стабильно, наблюдается положительная тенденция увеличения открываемых счетов. (Таблица - 1) Таблица - 1. «Количество открываемых счетов в период с 01.01.2016 по 01.07.2018г.»127

Период Общее количество Из них, открытых банковскими учреждениями, тыс.ед.

Юридическим лицам Физическим лицам

01.01.2016 715014,3 7307,6 707706,7

01.01.2017 786137,1 7558,5 778578,6

01.01.2018 788852,2 7577,9 781274,3

01.07.2018 802565 7722,2 794842,8

Прослеживая динамику изменения объема счетов, открываемых банковскими организациями, наблюдается положительная тенденция роста. При этом уже за первые 6 месяцев текущего года количество открытых счетов превысило на 1,7% результат предыдущего года. Несомненно,

127 Данные сайта Центрального Банка РФ

http://www.cbr.ru/statistics/PrintYG.aspx?pid=psrf&sid=ITM_18731&Year=2016&file=/statistics/p_sys/T2_1607.h

большую часть из них составили счета физических лиц, на которые пришлось 99% из общей доли открытых счетов. Но, стоит отметить, что уровень счетов, открытых юридическим лицам также увеличился на 2%. Такая динамика положительно влияет на объем клиентов банковских организаций и формирование достаточных остатков на расчетных счетах.

Кассовые операции имеют большое значение, как для банка, так и для клиентов. Принимая наличные средства от клиентов, банк увеличивает свои свободные резервы, при этом проводит активные операции и получает доходы. При выдаче наличных средств клиенту банковские организации берут комиссию - плату за пользование услугами банка. Наличные средства выдаются банком через свои кассы на протяжении операционного дня:

1) Предприятиям с их текущих счетов на основе денежного чека с указанием целевого назначения полученных наличных средств;

2) Физическим лицам по расходным кассовым ордерам. 128

Несмотря на то, что в современных условиях удельный вес наличных

денег в общей массе денежных средств невелик, роль налично-денежного обращения продолжает оставаться высокой, поскольку эта сфера денежного обращения обслуживает поступление денежных доходов населения и их расходование. В организации налично-денежного оборота особая роль отводится Банку России, которому предоставлено исключительное право выпуска и изъятия наличных денег из обращения.

Таким образом, можно утверждать, что роль РКО высока не только для банка и его клиентов, но и для Центрального Банка, а также для обеспечения функционирования экономики в целом.

Для увеличения эффективности расчетно-кассового обслуживания как для клиентов, так и для банков, можно отметить необходимость повышения уровня обслуживания расчетных операций, а именно:

1) Развитие программного обеспечения и разработок в сфере дистанционного банковского обслуживания;

2) Распространение безналичных расчетов и рост количества выпускаемых пластиковых карт;

3) Поддержание квалификации сотрудников на должном уровне, возможность повышения квалификации для более четкой и отлаженной работы;

4) Контроль работы банкоматов и Pos-терминалов при осуществлении безналичных расчетов населением;

5) Мониторинг услуг и стоимости тарифов за ведение расчетных счетов в банках-конкурентах, оставаясь конкурентноспособной банковской организацией.

Помимо технических внедрений, сотрудники банковских организаций должны обладать такими качествами, как отзывчивость, человечность,

128 «Финансы, денежное обращение и кредит»: учебник /В.П. Климович. — 4-е изд., перераб. и доп. — М., 2015. — 336 с.

культура общения. К клиенту необходимо проявлять человечность, быть готовым проконсультировать и оказать ему своевременную помощь, ведь от отношения банковского работника к клиенту напрямую зависит их количество, и, соответственно, объем расчетных операций.

В настоящее время экономическое развитие страны не стоит на месте. Активно развиваются различные сегменты бизнеса: крупный и, в особенности, малый и средний бизнес. Каждый день регистрируется значительное количество новых организаций и предпринимателей, желающих получать прибыль от своей деятельности и стать частью экономической составляющей государства. Именно поэтому расчетно -кассовое обслуживание в настоящее время имеет большую значимость для различных сегментов бизнеса. Оно становится первой ступенькой взаимодействия организации с банком, который в последующем может предложить клиенту целый спектр услуг, способствуя развитию того или иного вида деятельности. Для банков же, в свою очередь, уровень расчетно -кассового обслуживания является отправной точкой в общении с клиентом. Важно понимать понравится ли ему сервис банка, захочет ли клиент в дальнейшем взаимодействовать с финансовым учреждением, воспользоваться другими банковскими услугами. Каждый клиент важен для банка с точки зрения получения прибыли и повышения эффективности работы финансовой организации, поэтому, такие вопросы как поддержание достойного уровня обслуживания, конкурентноспособности банка, описанные выше, важны в условиях современной экономики.

Использованные источники:

1. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирование терроризма» № 115-ФЗ (ред.28.11.2007 г.) / Правовая система «Консультант-Плюс»

2. «Коммерческие банки»: учебное пособие / под ред. Рид Э. Коттер Р. Гилл

3. Смит Р..-М: Прогресс.-2012.- 345 с.

3. «Маркетинг в банке»: учебное пособие / под ред. Спицына И. О., Спицына Я. О. — К.: Писпайп, 2013. — 656 с.

4. «Финансы, денежное обращение и кредит»: учебник /В.П. Климович. — 4-е изд., перераб. и доп. — М., 2015. — 336 с.

5. Данные сайта Центрального Банка РФ http://www.cbr.ru/statistics

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.