ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013
УДК 796-053.7+796-422
М. Л. ЛИСТКОВА А. С. ГРЕЧКО Л. Б. ЛИСТКОВ
Омский государственный педагогический университет
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СПОСОБНОСТИ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЯ ОЩУЩЕНИЙ ИНТЕНСИВНОСТИ НАГРУЗКИ У СТУДЕНТОВ______________________________
В статье рассматривается вопрос способности студентов к дифференцированию ощущений интенсивности нагрузки по частоте сердечных сокращений (ЧСС). В работе представлена процедура проведения теста, позволяющего в наглядной форме, а также путем математического расчета представить оценку произвольного управления интенсивностью нагрузки у студентов.
Ключевые слова: студенты, управление нагрузкой, пульс, бег, дифференцирование ощущений интенсивности нагрузки, математическая формула.
Для воспитания физических качеств у студентов на своих занятиях многие авторы используют показатели частоты сердечных сокращений (ЧСС) [1 —8]. При этом как правило не затрагивается вопрос оценки степени развития у студентов навыка дифференцирования ощущений интенсивности нагрузки, от которого зависит эффективность тренировочного воздействия.
Вопросы, связанные с управлением нагрузкой по ЧСС, могут гораздо успешнее решаться, если у исследователя будет под рукой необходимый «инструмент», позволяющий объективно оценивать способность к дифференцированию ощущений интенсивности нагрузки каждого студента, его готовность к выполнению действий, адекватных требованиям преподавателя.
На сегодняшний день электронные пульсометры позволяют наилучшим образом управлять интенсивностью нагрузки, но в настоящее время их использование в условиях вуза экономически и технологически нецелесообразно (высоки материальные затраты). Эксплуатация их требует сервисного обслуживания, соблюдения гигиенических процедур и т. д.
Поэтому, на наш взгляд, необходима разработка технологий физического воспитания адаптированных к условиям учебного процесса в вузе, которые позволяли бы не только давать объективную оценку уровня развития навыков управления физической нагрузкой по ЧСС, но и развивать их, ориентируясь на объективные критерии.
Цель исследования заключалась в разработке объективных показателей оценки способности дифференцирования ощущений интенсивности нагрузки.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, методы математической статистики. В качестве основ-
ного теста применялся 10-минутный бег с установкой выполнения нагрузки при ЧСС 132— 144 уд./мин.
В течение его выполнения студентки по специальным управляющим командам регистрировали и заносили в протоколы пульс за 10 секунд. От испытуемых требовалось, ориентируясь на показания ЧСС, выполнять беговую нагрузку при пульсе 132 — 144 уд./ мин, управляя скоростью бега.
Организация исследования. В исследовании, проведенном в 2008 — 2009 гг., приняли участие более 300 студенток Омского государственного педагогического университета.
Результаты исследования. Была разработана технология оценки способности дифференцирования ощущений интенсивности нагрузки с использованием математической формулы и наглядной информации. Основной смысл формулы состоял в том, что чем лучше развита способность управления интенсивностью нагрузки, тем меньше отклонение от заданной ЧСС. Оценка способности дифференцирования ощущений интенсивности нагрузки определялась в 10-минутном беговом тесте. За время бега регистрация ЧСС осуществлялась семь раз.
По результатам ЧСС вычислялось среднее значение отклонения от условно установленных границ (132— 144 уд./мин) по следующей формуле:
К =
X (Н ниж- У1) + X (XI - №ерх)
где К — среднее значение отклонения от установленных границ (уд/мин);
У1 — значения ЧСС, меньшее нижней границы;
Х1 — значения ЧСС, превышающие уровень верхней границы;
Ыниж — значение нижней границы установленного порога ЧСС (132 уд./мин);
Ыверх — значение верхней границы установленного порога ЧСС (144 уд./мин);
п
Рис. 1. График ЧСС в 10-минутном беге у студенток
п — количество проведенных замеров ЧСС в тесте (7 замеров).
Фиксируемые показатели в пределах установленных границ приравниваются к 0.
На графике (рис. 1) представлен пример полученной динамики ЧСС в тесте.
В этом случае расчет показателя отклонения выполняется следующим образом:
1-я минута 132—120=12 (ЧСС ниже нижней границы);
2-я минута 132— 126 = 6 (ЧСС ниже нижней границы);
3-я минута ЧСС в пределах установленных границ (138 уд./мин), в этом случае значение приравнивается к 0;
4-я минута ЧСС в пределах установленных границ (132 уд./мин), в этом случае значение приравнивается к 0;
6-я минута ЧСС в пределах установленных границ (132 уд./мин), в этом случае значение приравнивается к 0;
8-я минута 168—144 = 24 (ЧСС выше верхней границы);
10-я минута 174 — 144 = 30 (ЧСС выше верхней границы).
В данном примере среднее значение ошибки в точности выполненного задания равняется:
(12 + 6 + 0 + 0 + 0 + 24 + 30) ,
К = ^= 10,3 уд./мин.
7
При точном выполнении нагрузки в установленных границах ЧСС значение, рассчитываемое по формуле, будет равно 0, что является наилучшим показателем в данном тесте.
В результате исследования среднее значение отклонения от установленных границ у студенток равнялось 37±12 уд/мин. Причем это отклонение оказалось в сторону увеличения от верхней границы ЧСС. Студентки выполнили данный тест, в среднем, при пульсе 181 ±12 уд/мин (144 + 37= 181).
Такие результаты позволяют утверждать, что недостаточное развитие навыка дифференцирования ощущений интенсивности нагрузки может привести к ее выполнению не в аэробном, а в анаэробном режиме. Это снизит эффективность решения задач по развитию физических качеств.
Данный факт показывает важность наличия у специалистов по физическому воспитанию в вузе способа, позволяющего дать наиболее точный прогноз ответных действий со стороны студентов на предъявляемую преподавателем физическую нагрузку.
Представленная технология оценки навыка дифференцирования ощущений интенсивности нагрузки позволяет: оптимизировать физическую нагрузку; отразить способность управления интенсивностью
нагрузки в цифровой и наглядной форме, тем самым принять решение о последующих действиях в работе со студентами.
Библиографический список
1. Вергунова, В. М. Методика комплексного применения физкультурно-оздоровительных средств в укреплении здоровья студенток университета : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. М. Вергунова. — Хабаровск, 2009. — С. 17.
2. Дубогрызова, И. А. Методика дифференцированных занятий оздоровительной аэробикой со студентами технического вуза : автореф. дис. . канд. пед. наук / И. А. Дубогрызо-ва. — Смоленск, 2005. — С. 13.
3. Дуруда, А. Н. Развитие общей выносливости с использованием ациклических физических упражнений у студенток с дисфункцией системы кровообращения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. Н. Дуруда. — Омск, 1997. — С. 12 — 13.
4. Егоров, Д. Е. Технология поэтапного повышения уровня физической подготовленности студенток вузов гуманитарного профиля: дис. ... канд. пед. наук / Д. Е. Егоров. — Хабаровск, 2000. - С. 75.
5. Лагуткина, И. А. Технология оптимизации тренировочных нагрузок на занятиях физической культурой со студентками неспециализированного вуза : автореф. дис. . канд. пед. наук / И. А. Лагуткина. - Волгоград, 2004. - С. 10.
6. Моисеенко, С. А Совершенствование процесса физического воспитания студентов медицинских вузов на основе дополнительных занятий профессионально-прикладной направленности : дис. . канд. пед. наук / С. А. Моисеенко. - Хабаровск, 2006. - С. 66.
7. Штих, Е. А. Содержание физического воспитания студенток вузов с преимущественным использованием средств степ-аэробики : автореф. дис. . канд. пед. наук / Е. А. Штих. -Краснодар, 2009. — С. 17.
8. Шуняева, Е. А. Физическое воспитание студентов вуза с низким уровнем развития скоростно-силовых качеств и выносливости средствами легкой атлетики : автореф. дис. . канд. пед. наук / Е. А. Шуняева. — М., 2007. — С. 12.
ЛИСТКОВА Марина Леонидовна, старший преподаватель кафедры физического воспитания Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ).
ГРЕЧКО Александр Сергеевич, кандидат педагогических наук, профессор кафедры «Теория, методика и история физической культуры и спорта» Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.
ЛИСТКОВ Леонид Борисович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания ОмГПУ.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.01.2013 г.
© М. Л. Листкова, А. С. Гречко, Л. Б. Листков
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ