Научная статья на тему 'Расчетно-графическая оценка способности дифференцирования ощущений интенсивности нагрузки у студентов'

Расчетно-графическая оценка способности дифференцирования ощущений интенсивности нагрузки у студентов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
143
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DIFFERENTIATION OF SENSETIONS WORKLOAD''S INTENSITY / СТУДЕНТЫ / УПРАВЛЕНИЕ НАГРУЗКОЙ / ПУЛЬС / БЕГ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ ОЩУЩЕНИЙ ИНТЕНСИВНОСТИ НАГРУЗКИ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА / STUDENTS / CONTROL OF WORKLOAD / PULSE / RUNNING / MATHEMATICAL FORMULA

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Листкова Марина Леонидовна, Гречко Александр Сергеевич, Листков Леонид Борисович

В статье рассматривается вопрос способности студентов к дифференцированию ощущений интенсивности нагрузки по частоте сердечных сокращений (ЧСС). В работе представлена процедура проведения теста, позволяющего в наглядной форме, а также путем математического расчета представить оценку произвольного управления интенсивностью нагрузки у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Листкова Марина Леонидовна, Гречко Александр Сергеевич, Листков Леонид Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Calculated and graphical assessment of development student's differentiation of sensation of workload intensity

In this article it is considered the question about student's ability to differentiate the sensation of workload intensity using their heart rate. In the article it is presented the procedure of test, which allows to imagine visually and also by mathematical calculating the estimate unconditioned control of student's intensity of workload.

Текст научной работы на тему «Расчетно-графическая оценка способности дифференцирования ощущений интенсивности нагрузки у студентов»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013

УДК 796-053.7+796-422

М. Л. ЛИСТКОВА А. С. ГРЕЧКО Л. Б. ЛИСТКОВ

Омский государственный педагогический университет

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СПОСОБНОСТИ

ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЯ ОЩУЩЕНИЙ ИНТЕНСИВНОСТИ НАГРУЗКИ У СТУДЕНТОВ______________________________

В статье рассматривается вопрос способности студентов к дифференцированию ощущений интенсивности нагрузки по частоте сердечных сокращений (ЧСС). В работе представлена процедура проведения теста, позволяющего в наглядной форме, а также путем математического расчета представить оценку произвольного управления интенсивностью нагрузки у студентов.

Ключевые слова: студенты, управление нагрузкой, пульс, бег, дифференцирование ощущений интенсивности нагрузки, математическая формула.

Для воспитания физических качеств у студентов на своих занятиях многие авторы используют показатели частоты сердечных сокращений (ЧСС) [1 —8]. При этом как правило не затрагивается вопрос оценки степени развития у студентов навыка дифференцирования ощущений интенсивности нагрузки, от которого зависит эффективность тренировочного воздействия.

Вопросы, связанные с управлением нагрузкой по ЧСС, могут гораздо успешнее решаться, если у исследователя будет под рукой необходимый «инструмент», позволяющий объективно оценивать способность к дифференцированию ощущений интенсивности нагрузки каждого студента, его готовность к выполнению действий, адекватных требованиям преподавателя.

На сегодняшний день электронные пульсометры позволяют наилучшим образом управлять интенсивностью нагрузки, но в настоящее время их использование в условиях вуза экономически и технологически нецелесообразно (высоки материальные затраты). Эксплуатация их требует сервисного обслуживания, соблюдения гигиенических процедур и т. д.

Поэтому, на наш взгляд, необходима разработка технологий физического воспитания адаптированных к условиям учебного процесса в вузе, которые позволяли бы не только давать объективную оценку уровня развития навыков управления физической нагрузкой по ЧСС, но и развивать их, ориентируясь на объективные критерии.

Цель исследования заключалась в разработке объективных показателей оценки способности дифференцирования ощущений интенсивности нагрузки.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, методы математической статистики. В качестве основ-

ного теста применялся 10-минутный бег с установкой выполнения нагрузки при ЧСС 132— 144 уд./мин.

В течение его выполнения студентки по специальным управляющим командам регистрировали и заносили в протоколы пульс за 10 секунд. От испытуемых требовалось, ориентируясь на показания ЧСС, выполнять беговую нагрузку при пульсе 132 — 144 уд./ мин, управляя скоростью бега.

Организация исследования. В исследовании, проведенном в 2008 — 2009 гг., приняли участие более 300 студенток Омского государственного педагогического университета.

Результаты исследования. Была разработана технология оценки способности дифференцирования ощущений интенсивности нагрузки с использованием математической формулы и наглядной информации. Основной смысл формулы состоял в том, что чем лучше развита способность управления интенсивностью нагрузки, тем меньше отклонение от заданной ЧСС. Оценка способности дифференцирования ощущений интенсивности нагрузки определялась в 10-минутном беговом тесте. За время бега регистрация ЧСС осуществлялась семь раз.

По результатам ЧСС вычислялось среднее значение отклонения от условно установленных границ (132— 144 уд./мин) по следующей формуле:

К =

X (Н ниж- У1) + X (XI - №ерх)

где К — среднее значение отклонения от установленных границ (уд/мин);

У1 — значения ЧСС, меньшее нижней границы;

Х1 — значения ЧСС, превышающие уровень верхней границы;

Ыниж — значение нижней границы установленного порога ЧСС (132 уд./мин);

Ыверх — значение верхней границы установленного порога ЧСС (144 уд./мин);

п

Рис. 1. График ЧСС в 10-минутном беге у студенток

п — количество проведенных замеров ЧСС в тесте (7 замеров).

Фиксируемые показатели в пределах установленных границ приравниваются к 0.

На графике (рис. 1) представлен пример полученной динамики ЧСС в тесте.

В этом случае расчет показателя отклонения выполняется следующим образом:

1-я минута 132—120=12 (ЧСС ниже нижней границы);

2-я минута 132— 126 = 6 (ЧСС ниже нижней границы);

3-я минута ЧСС в пределах установленных границ (138 уд./мин), в этом случае значение приравнивается к 0;

4-я минута ЧСС в пределах установленных границ (132 уд./мин), в этом случае значение приравнивается к 0;

6-я минута ЧСС в пределах установленных границ (132 уд./мин), в этом случае значение приравнивается к 0;

8-я минута 168—144 = 24 (ЧСС выше верхней границы);

10-я минута 174 — 144 = 30 (ЧСС выше верхней границы).

В данном примере среднее значение ошибки в точности выполненного задания равняется:

(12 + 6 + 0 + 0 + 0 + 24 + 30) ,

К = ^= 10,3 уд./мин.

7

При точном выполнении нагрузки в установленных границах ЧСС значение, рассчитываемое по формуле, будет равно 0, что является наилучшим показателем в данном тесте.

В результате исследования среднее значение отклонения от установленных границ у студенток равнялось 37±12 уд/мин. Причем это отклонение оказалось в сторону увеличения от верхней границы ЧСС. Студентки выполнили данный тест, в среднем, при пульсе 181 ±12 уд/мин (144 + 37= 181).

Такие результаты позволяют утверждать, что недостаточное развитие навыка дифференцирования ощущений интенсивности нагрузки может привести к ее выполнению не в аэробном, а в анаэробном режиме. Это снизит эффективность решения задач по развитию физических качеств.

Данный факт показывает важность наличия у специалистов по физическому воспитанию в вузе способа, позволяющего дать наиболее точный прогноз ответных действий со стороны студентов на предъявляемую преподавателем физическую нагрузку.

Представленная технология оценки навыка дифференцирования ощущений интенсивности нагрузки позволяет: оптимизировать физическую нагрузку; отразить способность управления интенсивностью

нагрузки в цифровой и наглядной форме, тем самым принять решение о последующих действиях в работе со студентами.

Библиографический список

1. Вергунова, В. М. Методика комплексного применения физкультурно-оздоровительных средств в укреплении здоровья студенток университета : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. М. Вергунова. — Хабаровск, 2009. — С. 17.

2. Дубогрызова, И. А. Методика дифференцированных занятий оздоровительной аэробикой со студентами технического вуза : автореф. дис. . канд. пед. наук / И. А. Дубогрызо-ва. — Смоленск, 2005. — С. 13.

3. Дуруда, А. Н. Развитие общей выносливости с использованием ациклических физических упражнений у студенток с дисфункцией системы кровообращения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. Н. Дуруда. — Омск, 1997. — С. 12 — 13.

4. Егоров, Д. Е. Технология поэтапного повышения уровня физической подготовленности студенток вузов гуманитарного профиля: дис. ... канд. пед. наук / Д. Е. Егоров. — Хабаровск, 2000. - С. 75.

5. Лагуткина, И. А. Технология оптимизации тренировочных нагрузок на занятиях физической культурой со студентками неспециализированного вуза : автореф. дис. . канд. пед. наук / И. А. Лагуткина. - Волгоград, 2004. - С. 10.

6. Моисеенко, С. А Совершенствование процесса физического воспитания студентов медицинских вузов на основе дополнительных занятий профессионально-прикладной направленности : дис. . канд. пед. наук / С. А. Моисеенко. - Хабаровск, 2006. - С. 66.

7. Штих, Е. А. Содержание физического воспитания студенток вузов с преимущественным использованием средств степ-аэробики : автореф. дис. . канд. пед. наук / Е. А. Штих. -Краснодар, 2009. — С. 17.

8. Шуняева, Е. А. Физическое воспитание студентов вуза с низким уровнем развития скоростно-силовых качеств и выносливости средствами легкой атлетики : автореф. дис. . канд. пед. наук / Е. А. Шуняева. — М., 2007. — С. 12.

ЛИСТКОВА Марина Леонидовна, старший преподаватель кафедры физического воспитания Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ).

ГРЕЧКО Александр Сергеевич, кандидат педагогических наук, профессор кафедры «Теория, методика и история физической культуры и спорта» Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.

ЛИСТКОВ Леонид Борисович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания ОмГПУ.

Адрес для переписки: Lest58@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.01.2013 г.

© М. Л. Листкова, А. С. Гречко, Л. Б. Листков

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.