Научная статья на тему 'Расчетно-экспериментальные исследования напряженно-деформированного состояния упругой вставки адаптера тележки модели 18-194-1'

Расчетно-экспериментальные исследования напряженно-деформированного состояния упругой вставки адаптера тележки модели 18-194-1 Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
311
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСТАВКА АДАПТЕРА / ТЕЛЕЖКА / ГРУЗОВОЙ ВАГОН / УПРУГИЕ СВОЙСТВА И ПРОЧНОСТЬ / ADAPTER INSERT / FREIGHT WAGON / ELASTIC STRENGTH / BOGIE / ELASTIC QUALITIES

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Ефимов В.П., Пранов В.А., Буторин С.М., Баранов А.Н.

Предложена расчетно-экспериментальная методика оценки упруго-прочностных характеристик полиуретановых деталей тележек грузовых вагонов. Приведены результаты экспериментальных исследований упругих характеристик вставок адаптера. По полученной методике выполнены исследования упругих и прочностных свойств вставок и предложены варианты решения проблемы эксплуатационных отказов детали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Ефимов В.П., Пранов В.А., Буторин С.М., Баранов А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Calculation and experimental research into stress-strain state of adapter insert of the 18-194-1 model bogie

The paper proposes a calculation and experiment-based method for evaluation of elastic and structural behaviour of polyurethane details of freight wagons’ bogies, and provides results of experimental research of elastic behaviour of adapter inserts. Resulting methods are deployed in research of elastic and structural qualities of inserts, and possible solutions to operational failure problem are proposed.

Текст научной работы на тему «Расчетно-экспериментальные исследования напряженно-деформированного состояния упругой вставки адаптера тележки модели 18-194-1»

расчетно-экспериментальные исследования

напряженно-деформированного состояния упругой вставки адаптера тележки модели 18-194-1

в. П. Ефимов,

канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник ОАО «ВНИИЖТ» -Уральское отделение

в. А. Пранов,

канд. техн. наук, старший преподаватель Уральского государственного университета путей сообщения

с. м. Буторин,

инженер ООО НПП «Уником-Сервис»

а. н. Баранов,

инженер ОАО НПК«Уралвагонзавод»

Предлагаемая расчетно-экспериментальная методика оценки упруго-прочностных характеристик полиуретановых деталей тележек грузовых вагонов хорошо соотносится с данными натурных экспериментов и может применяться для оценки напряженно-деформированного состояния упругих вставок адаптера буксовых узлов инновационных тележек. Исследования подтвердили наличие у детали проблемных зон, а также позволили разработать варианты усиления конструкции и наметить пути повышения эксплуатационной надежности вставок адаптера.

Рис. 1. Схема адаптерного буксового узла тележки и зоны появления трещин в полиуретановой вставке в эксплуатации

Одним из несущих элементов тележки модели 18-194-1 [1] является вставка адаптера, которая выполняет роль надбуксового рессорного подвешивания (рис. 1, 2). Наиболее остро вопрос о применении буксовых амортизаторов встал в связи с разработкой грузовых тележек нового поколения с нагрузкой на ось 25-30 тс, а также в связи со значительным повышением требований к эксплуатационной надежности и к обеспечению гарантийных межремонтных пробегов более 500 тыс. км. Для российских железных дорог разработано несколько инновационных тележек с повышенными осевыми нагрузками [2, 3], в конструкции которых реализованы буксовые амортизаторы.

Вставка устанавливается на адаптер подшипникового узла и является опорой боковой рамы. Известно, что в эксплуатации случаются преждевременные разрушения вставок по центру опорной части (рис. 1, поз. 1) и в местах соединения вертикальной стенки и опорной поверхности (рис. 1, поз. 2).

Таким образом, актуальным является вопрос оценки прочности и упругих свойств детали. Расчетно-эксперимен-тальные исследования жесткости полиуретановых элементов буксового подвешивания проводились из материала «Дуотан» [4]. Предложенные аналитический и конечно-элементный расчеты

без учета нелинейности в поведении материала показали хорошее совпадение с экспериментом только по вертикальной жесткости. Анализ напряженного состояния деталей не проводился.

В основе данного исследования использовался метод конечных элементов, учитывалось нелинейное поведение материала детали из полиуретана, то есть решалась задача гиперупругого деформирования. Деталь моделировалась объемными конечными элементами в форме тетраэдра (рис. 3) как наиболее подходящими для получения слож-

Рис. 2. Общий вид вставки адаптера

Рис. 3. Конечно-элементная модель вставки адаптера

Таблица 1. Начальные константы материала для уравнения Муни - Ривлина

1 Константа С10 С01 С20 С11 С02 С30 С21 С12 С03

| Значение константы, Па | -1,17-108 | 1,35-108 | 7,84-108 -1,76-109 | 1,06-109 | 7243 | -1,26-105 | -1,96-108 | 1,42-108 |

Таблица 2. Полученные константы материала для уравнения Муни - Ривлина

1 Константа С10 С01 С20 С11 С02 С30 С21 С12 С03

Значение константы, Па -5,87-107 6,77-107 3,94-108 -8,81-108 5,32-108 3621,5 -63301 -9,79-107 7,12-107

Таблица 3. Результаты испытаний вставок адаптера тележки продольной нагрузкой

№ образца Величина деформации, мм, для продольной нагрузки

1,0 тс 3,0 тс 5,0 тс

1 0,21 0,93 1,45

2 0,25 1,14 1,85

3 0,16 0,61 0,9

4 0,39 1,1 1,62

5 0,76 1,37 1,81

6 0,33 0,92 1,33

Результаты расчета 0,38 1,13 1,84

Таблица 4. Результаты испытаний вставок адаптера тележки вертикальной нагрузкой

№ образца Величина деформации, мм, для вертикальной нагрузки

5,0 тс 10,0 тс 15,0 тс

1 0,86 1,2 1,44

2 0,67 0,9 1,1

3 0,63 0,81 1,07

4 0,71 0,9 1,18

5 0,93 1,23 1,43

6 0,43 0,73 0,98

Результаты расчета 0,63 1,06 1,43

Таблица 5. Результаты испытаний вставок адаптера тележки поперечной нагрузкой

№ образца Величина деформации, мм, для поперечной нагрузки

4,0 тс 8,0 тс

1 1,85 2,60

2 1,78 2,56

3 1,72 2,44

Результаты расчета 1,79 2,54

ной формы вставки, количество элементов составило 14 757, узлов - 25 110.

Основной характеристикой материала при расчете на прочность служит модуль упругости. Однако у полиуретана, как и у других эластомеров, модуль Юнга не является постоянной величиной при нагружении, а зависимость напряжение-деформация - нелинейная. Поэтому в качестве первоначальных данных для расчета были взяты величины напряжений, полученные при испытаниях образцов из полиуретана вул-коллан 30 на растяжение [5] по стандартной методике ASTM D412 [6]. Полученная диаграмма приведена на рис. 4. Поскольку серийная деталь рассчитывалась для уретанового фторпо-лимера марки ТТ-194 системы ТДИ по ТУ 22-06-5180710-2007 (ООО НПП «Уником-Сервис»), далее значения на диаграмме (рис. 4) корректировались в соответствии с опытными данными по экспериментально найденным величинам деформаций.

В качестве расчетной использовалась девятипараметрическая модель Муни — Ривлина, так как она обладает низкой чувствительностью к качеству результатов испытаний. Согласно теории Муни — Ривлина, упругий потенциал является функцией инвариантов деформации, а выражение упругого потенциала через главные степени растяжения для изотропного несжимаемого материала представляется в виде

ш = сМ - з)+С0Д - 3)+с2Д - 3)4 С, Д - З)(72 - 3)+С02(72 - з)2 + +с,Д - З)3+С2Д - 3)2(72 - 3)+с12( I - 3 )(/2 - З)2+с03(/2 - 3)\

где V - упругий потенциал энергии деформации; I - инвариант тензора деформаций; с„ - константы материала.

На основе имеющейся диаграммы растяжения (рис. 4) полиуретановых образцов были рассчитаны величины с (табл. 1). Полученные константы (табл. 1) были использованы при начальном расчете вставки адаптера. На рис. 5 показана схема нагружения и закрепления детали, используемая при расчетах (нагрузки прикладывались раздельно). Задача решалась методом Ньютона — Рафсона, который для случая конечно-элементной задачи имеет вид

Деформация, % Рис. 4. Кривая напряжение-деформация при растяжении для вулколлана 30

где [К3] - матрица касательной жесткости;

{Дм (} - приращение вектора деформаций для 1-й итерации;

{Р } - вектор приложенных сил;

{К} - вектор сил полученных для 1-й итерации.

вертикальная

Рис. 5. Схема закрепления и нагружения вставки

По результатам расчета полученные константы материала были скорректированы (табл. 2, рис. 6).

В результате расчета с новыми константами были получены величины деформаций вдоль осей действия нагрузок. На рис. 7, 8 показаны поля деформаций для некоторых заданных усилий. Для получения опытных данных и верификации расчетной модели были проведены статические испытания полиуретановой вставки адаптера тележки на вертикальную, поперечную и продольную нагрузки. Детали предварительно нагружались три раза нагрузкой 10 тс. Температура во время проведения эксперимента составляла +20 °С. Было испытано шесть образцов на различную статическую нагрузку, при этом измерялась величина деформации деталей. Результаты расчета и опытные данные для продольного, поперечного и вертикального нагружений приведены в табл. 3-5.

Как видно из табл. 3-5, результаты расчета достаточно хорошо корррели-руют с данными испытаний, конечно-элементная модель адекватно отражает поведение материала при различных видах нагружения.

Поскольку вставка испытывает различные виды деформаций при нагру-жении, то для оценки напряженного состояния использовались величины эквивалентных напряжений по четвертой теории прочности. Эквивалентные напряжения по Мизесу находили по формуле

2 2 2 (°1-а2) ЧС2-°з)

О =

э

где а , а2, аз - главные действующие нормальные напряжения.

На рис. 9-12 показаны величины эквивалентных напряжений при некотором нагружении вставки. Как видно из расчетов, места изломов вставки в зоне поз. 1 (рис. 1) могут быть вызваны большими деформациями и напряжениями в местах

2 3 4 5 Деформация, %

Рис. 6. Полученная кривая напряжение-деформация для испытанного материала

Рис. 7. Величина деформаций вдоль оси г в мм от продольной нагрузки 5 тс

Рис. 8. Величина деформаций вдоль оси у в мм от вертикальной нагрузки 5 тс

33,355 МЛК

д.хэ

12Я7 19ЗД1

! 1,119

3,7063

СДОПНЖМ!

Рис. 9. Величина эквивалентных напряжений в МПа для продольной нагрузки 5 тс, вид сверху

перехода опорных поверхностей в тело детали, т. е. местными концентраторами напряжений. Кроме того, наличие больших деформаций вставки в продольном и поперечном направлениях при относительно небольших нагрузках ведет к повышенному растяжению детали в зоне

поз. 2 (рис. 1), так как вертикальные стенки при этом остаются неподвижными, поскольку они зажаты между адаптером и боковой рамой тележки. Следовательно, для повышения эксплуатационной на-дежности вставки адаптера необходимо применять полиуретан марки «Уник-

Рис. 10. Величина эквивалентных напряжений в МПа для продольной нагрузки 5 тс, вид снизу

>Цгн ЬЯЫ

W7M *HW

7JI5B

V* ДОИ

Рис. 11. Величина эквивалентных напряжений в МПа для вертикальной нагрузки 5 тс, вид сверху

Рис. 12. Величина эквивалентных напряжений в МПа для вертикальной нагрузки 5 тс, вид снизу

спур», обладающий улучшенными физико-механическими свойствами, не чувствительный к большим деформациям, но обладающий достаточной жесткостью для восприятия комбинированных на-

грузок. Перспективными направлениями повышения прочности и долговечности вставок адаптера являются применение составных конструкций типа «сэндвич» или применение армированных вставок

адаптера из полиуретана марки «Уникс-пур 1А 700».

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Полученная рас-четно-экспериментальная методика хорошо соотносится с данными натурных экспериментов и может применяться для оценки напряженно-деформированного состояния упругих вставок адаптера буксовых узлов инновационных тележек. Проведенные исследования подтвердили наличие проблемных зон детали, а так же позволили разработать варианты усиления конструкции и наметить пути повышения эксплуатационной надежности вставок адаптера.

Литература

1. Ефимов В. П., Пранов А. А., Баранов А. Н., Белоусов К. А. Тележка для грузовых вагонов нового поколения с повышенными осевыми нагрузками // Железнодорожный транспорт. 2009. № 6. С. 58-61.

2. Бороненко Ю. П., Орлова А. М. Тележки с повышенной осевой нагрузкой // Железнодорожный транспорт. 2008. № 10. С. 50-53.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Коссов В. С., Чаркин В. А., Добрынин Л. К. и др. Тележка с осевой нагрузкой 25 тс для грузового вагона нового поколения // Железнодорожный транспорт. 2008. № 7. С. 55-58.

4. Бороненко Ю. П., Орлова А. М., Васильев С. Г. и др. Полиуретановые элементы буксового подвешивания тележки грузовых вагонов // Подвижной состав XXI века: идеи, требования, проекты: сб. науч. ст. СПб.: ПГУПС, 2003. С. 39-45.

5. Потураев В. Н., Дырда В. И. Резиновые детали машин. М.: Машиностроение, 1977. 216 с.

6. ASTM D412. Standard Test Methods for Vulcanized Rubber and Thermoplastic Elastomers-Tension.

портал для специалистов транспортной отрасли

www.rostransDort.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.