Научная статья на тему 'Расчетно-экспериментальное исследование грунтоармированных подпорных стен для транспортных систем в условиях сейсмичности'

Расчетно-экспериментальное исследование грунтоармированных подпорных стен для транспортных систем в условиях сейсмичности Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
172
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУНТЫ ОСНОВАНИЙ / ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ / АВТОМОБИЛЬНЫЕ / ГРУНТОАРМИРОВАННЫЕ / ОБОЛОЧКИ / УСТОЙЧИВОСТЬ / СЕЙСМИЧНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО / FOUNDATION SOIL / TECHNICAL SOLUTIONS / TRANSPORT SYSTEMS / RAIL / AUTOMOTIVE / SOIL FORCE / SHELL / SUSTAINABILITY / SEISMICITY / RESULTS OF RESEARCH / SUBGRADE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кашарина Татьяна Петровна, Кашарин Денис Владимирович

Рассмотрены вопросы строительства транспортных систем в условиях сейсмичности. Приведены технические решения грунтоармированных конструкций по обеспечению устойчивости транспортных систем при освоении районов Кавказа, Сибири и Дальнего Востока с высокой сейсмичностью. Приводятся результаты экспериментальных исследований и численное моделирование, а также эмпирические зависимости для определения параметров армирования земляного полотна автомобильных и железнодорожных путей сообщения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NUMERICAL AND EXPERIMENTAL STUDY OF REINFORCED SOIL RETAINING WALLS FOR TRANSPORT SYSTEMS IN THE CONDITIONS SEISMICITY

The paper deals with the construction of transport systems in terms of seismicity. The technical solutions gruntoarmirovannyh structures to ensure the sustainability of transport systems in the development of regions of the Caucasus, Siberia and the Far East with a high seismicity. The results of experimental studies and numerical modeling, and empirical relationships to determine the parameters of reinforcing subgrade of roads and rail links.

Текст научной работы на тему «Расчетно-экспериментальное исследование грунтоармированных подпорных стен для транспортных систем в условиях сейсмичности»

УДК 626.01:624.1 DOI: 10.17213/0321-2653-2016-3-84-91

РАСЧЕТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГРУНТОАРМИРОВАННЫХ ПОДПОРНЫХ СТЕН ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ В УСЛОВИЯХ СЕЙСМИЧНОСТИ

NUMERICAL AND EXPERIMENTAL STUDY OF REINFORCED SOIL RETAINING WALLS FOR TRANSPORT SYSTEMS IN THE CONDITIONS SEISMICITY

© 2016 г. Т.П. Кашарина, Д.В. Кашарин

Кашарина Татьяна Петровна - д-р техн. наук, профессор, кафедра «Промышленное, гражданское строительство, геотехника и фундаментостроение», Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия. Тел. (8635)25-54-16. E-mail: kasharina_tp@mail.ru

Кашарин Денис Владимирович - канд. техн. наук, доцент, профессор, кафедра «Водное хозяйство, инженерные сети и защита окружающей среды», Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия. Тел. (8635)25-53-34. E-mail: dendvk1@mail.ru

Kashirina Tatiana Petrovna - Doctor of Technical Sciences, professor, department «Industrial, Civil Engineering, Geotechnical and Foundation Engineering», Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI), Novocherkassk, Russia. Ph. (8635)25-54-16. E-mail: kasharina_tp@mail.ru

Kashirin Denis Vladimirovich - Candidate of Technical Sciences, professor, department «Industrial, Civil Engineering, Geotechnical and Foundation Engineering», Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI), Novocherkassk, Russia. Ph. (8635)25-53-34. E-mail: dendvk1@mail.ru

Рассмотрены вопросы строительства транспортных систем в условиях сейсмичности. Приведены технические решения грунтоармированных конструкций по обеспечению устойчивости транспортных систем при освоении районов Кавказа, Сибири и Дальнего Востока с высокой сейсмичностью. Приводятся результаты экспериментальных исследований и численное моделирование, а также эмпирические зависимости для определения параметров армирования земляного полотна автомобильных и железнодорожных путей сообщения.

Ключевые слова: грунты оснований; технические решения; транспортные системы; железнодорожные; автомобильные; грушгармированные; оболочки; устойчивость; сейсмичность; результаты исследования; земляное полотно.

The paper deals with the construction of transport systems in terms of seismicity. The technical solutions gruntoarmirovannyh structures to ensure the sustainability of transport systems in the development of regions of the Caucasus, Siberia and the Far East with a high seismicity. The results of experimental studies and numerical modeling, and empirical relationships to determine the parameters of reinforcing subgrade of roads and rail links.

Keywords: foundation soil; technical solutions; transport systems; rail; automotive; soil force; shell; sustainability; seismicity; results of research; subgrade.

В соответствии с Положениями транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 г. от 12 мая 2005 г. № 45, предусматривается развитие современной, развитой и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение движения потоков пассажиров, товародвижения, снижение транспортных издержек в экономике. Одним из наиболее зна-

чимых направлений является строительство и реконструкция транспортной сети Северного Кавказа, Сибири и Дальнего Востока [1].

При развитии транспортной инфраструктуры Северного Кавказа, Дальнего Востока, Сибири необходимо учитывать сложные природно-климатические условия, связанные с высокой сейсмичностью региона [2 - 4].

В таких условиях наиболее уязвимыми объектами транспортной инфраструктуры являются линейно-протяженные (автомобильные и железные дороги), обеспечить надежное функционирование которых традиционными методами без значительных капитальных затрат невозможно.

В настоящее время перспективным является применение грунтоармированных конструкций. К наиболее распространенным и известным методам относится метод армирования грунтовых оснований дорог различными композитными материалами: георешетки, геотекстиль и т.п.

Впервые грунтоармированные конструкции предложены инженером Г. Видалем и внедрены при строительстве Франко-Итальянской дороги в шестидесятых годах предыдущего столетия. Исследованием подобных конструкций занимались многие зарубежные и отечест-

венные ученые: Г. Видаль, К.Л. Ли, К.Д. Джо-унс, Ф. Шлоссер, В. Ренкин, Кулон, ЕВ. Щербина, М. Тимофеева, К.Ш. Шадунц и другие [5 - 7].

В России наибольшее применение нашли грунтоармированные конструкции в основном при дорожном строительстве (рис. 1) [6 - 8].

Целью статьи является обоснование эффективности применения новых технических решений грунтоармированных сооружений, определения параметров их армирования, обеспечивающими их устойчивость в районах промерзания грунтов и сейсмичности.

Предварительные испытания конструкции были проведены для стенки высотой 1,5 м, шириной и длиной 1,5 м с шагом армирования 0,5 м с помощью ткани Unisol 630. Армируемый грунт представлял собой песок средней зернистости (рис. 2).

90

80

70

60

50

40

30

20

10

Горные дороги Городские дороги Городские

сооружения

Мосты Железные дороги Промышленные

конструкции

Рис. 1. Доля грунтоармированных сооружений в промышленном и гражданском строительстве в России, % Наружная плата металл

Стенки из оргстекла

Стенка металл

Уголок

Элементы сборной подпорной стенки

б

Рис. 2. Проведение испытаний модельного образца с однослойным армированием: а - схема модели; б - фото модели спереди

а

Зона армирования определялась исходя из предварительного расчета круглоцилиндриче-ской кривой обрушения неармированного грунта. Запас по кривой обрушения принимался для армированной зоны с запасом в среднем на 30 % больше, чем зона обрушения (рис. 3) [7].

При исследованиях одинарных армолент наблюдалось при максимальных нагрузках отклонение плоской армированной стенки до предельных, и верхние армоленты не обеспечивали работу, что было связано с их недостаточным сцеплением с грунтом. Авторами было предложено использовать двухслойное армирование грунта (двойные армоленты, расположенные не в горизонтальной плоскости, а под углом друг к другу), при котором обеспечивается работа верхних армолент и гибкой лицевой стенки, обеспечивающих устойчивость при значительных просадках грунтов основания, в том числе при сейсмических воздействиях. На данное техническое решение получены патенты на изобретение [8 - 11].

Целью данных исследований является определение диапазона применения параметров армирования. С целью обоснования эффективности применяемого нового технического решения были проведены экспериментальные исследования в условиях сейсмичности.

Основными задачами теоретического эксперимента являлось: определение основных типов грунтов; их параметры и взаимодействие с композитными материалами; выявление критерия устойчивости системы при различных параметрах армирования; обоснование параметров армолент для обеспечения устойчивости армированного массива исследуемого грунта [12 - 15].

Внешняя нагрузка задавалась с помощью штампа 1,4x1,4 м и варьировалась для неармированного грунта от 0 до 3 гПа с шагом 5 гПа и для двухслойного от 0 до 12 гПа с шагом 2 гПа армирования. Для оценки сейсмостойкости было использовано оборудование и привлечены сотрудники компании ООО «Новатест». Модельный образец устанавливался на испытательной установке, включающей: вибростенд; магнитографы; светолучевой осциллограф; функциональный генератор; реле времени; аналоговый сумматор; фазовое реле. На вибростенд устанавливают линейные осцилляторы с логарифмическим декрементом колебаний, соответствующим акселерограммам землетрясений (предоставленные компанией ООО «Новатест»), характерных для Дальнего Востока, с учетом которых посредством магнитографа вибростенду задают движение.

Определялась устойчивость грунтоармиро-ванного элемента (рис. 4 а) до и после сейсмического воздействия (рис. 4 б). При достижении 10 баллов началась деформация армирующих лент. За счет этого снизилась их несущая способность. Однако в целом грунтоармированное сооружение сохранило устойчивость.

Результаты исследований грунтоармиро-ванной конструкции представлены на рис. 4.

Исследования велись по следующей методике: максимальное отклонение величины усилий, передаваемых на штамм, не превышало 9,4 %; градуировка стенда проводилась стандартным динамометром сжатия ДС-200; для регистрации вертикальных перемещений рассматривалась измерительная система из прогибоме-ров 6-ПАО; регистрация перемещения лицевой

0

Fc

777 77? 77? 777 777 77? 7/

l3, k

7 777

lanc, k

Рис. 3. Проведение испытаний модельного образца с однослойным армированием

армированной стенки фиксировалась индикаторами часового типа ИЧ-10; измерение плотности армогрунта велось при помощи плотномера Ю.Н. Мурзенко (рис. 5 в), работающего по принципу микропенетрометра. Все приборы были аттестованы перед проведением испытаний [12 - 14].

Результаты представлены в виде графика на рис. 6.

/ = 400

Л*

/

"III ...... /

» . .. • . >., -

'., ;. '..■'■ 7"

Л *■ " » , ' У',' У

'.'■' у .;\л ^'. * л- Л,' .'. '' У

900 \

1000

По результатам обработки графика получены эмпирические зависимости для определения осадки под влиянием нагрузки без армирования и при двухслойном армировании:

£=ар2 +Ьр+с,

где а, Ь, с - полиноминальные коэффициенты (табл. 1).

4„„, =400

2

гхххххз

а б

Рис. 4. Результаты исследования грунтоармированной конструкции: а - схема размещения армолент; б - при нагрузке 2,0 кПа после сейсмического воздействия

а б в

Рис. 5. Приборы, используемые при проведении исследований перемещений грунтоармированной конструкции: а - прогибомер 6-ПАО; б - индикатор часового типа ИЧ-10; в - разрез плотномера Ю.Н. Мурзенко

Таблица 1

Эмпирические зависимости для определения осадки

50 100 150

Нагрузка, ГПа

200

Тип армирования Коэ( »фициенты Достоверность аппроксимации R

а, м4/Н2 b, м2/Н c

Неармированный грунт 0,0169 0,4157 1,8375 0,9946

Однослойное 0,0004 0,0078 2,0024 0,9997

Двухслойное 0,0002 0,006 2,0024 0,9997

Рис. 6. График зависимости осадки: без армирования (1); при однослойном армировании (2); двухслойном армировании с углом наклона армолент относительно друг друга 20° (5)

Использование численного моделирования грунтоармированных подпорных сооружений позволило выявить поведение грунта в первом приближении к реальному объекту - мостовому переходу г. Новочеркасска.

1

1

2

0

Компьютерное моделирование проводится с помощью программы PLAXIS BVP.OBOX.572. 2600 ANTHE NETHERLANDS version 7.1.

В данной программе используются основные методы расчёта модели Мора - Кулона. Эта модель требует задания пяти основных параметров: модуль Юнга; коэффициент Пуассона; сцепление; угол трения; угол дилатансии.

Моделирование проводится в несколько этапов при разных параметрах грунтовой насыпи. На первом этапе строятся геометрические модели с моделируемыми параметрами, на втором - инженерные сооружения. Физико-механические характеристики песка следующие:

угол естественного откоса равен а = 33о ; угол внутреннего трения ф=40о ; модуль деформации Е = 31,4 МПа. Коэффициент пористости песка в опытах при удельном весе у =17,4 кН/м3 принимается 0,53. Все характеристики приведены в формат ввода данных в программу. Физико-механические характеристики геотекстильного материала выбраны по стандартным наборам из базы данных программы. Для учета сейсмич-

ности в Plaxis предусматривалось дополнительно ввести фазу расчета (Total multipliers) и установить значения EMaccel в пределах ±1 (в зависимости от направления критической поверхности скольжения) [15, 16].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В основе метода построения лежит принцип триангуляции, с помощью которого находятся размеры треугольников, которые участвуют в построении неструктурированной сетки, затем генерируются начальные напряжения, а по окончанию проведенных операций производится расчёт с помощью программы модели на устойчивость, при этом меняется поэтапно нагрузка. Был использован предварительный расчет с использованием динамического модуля; предварительный статический расчёт и динамический расчёт на заключительных этапах проектирования.

Основным критерием оценки устойчивости грунтовой насыпи является горизонтальное перемещение лицевого элемента подпорной стенки. Результаты численного моделирования устойчивости армированной грунтовой насыпи при заданных нагрузках приведены на рис. 7, а эпюры горизонтальных перемещений - рис. 8, 9.

Рис. 7. Численные модели системы грунтоармированных подпорных стен для грунтовой насыпи с указанием нагрузки неравномерной нагрузки

Рис. 8. Эпюры горизонтальных перемещений грунтоармированного лицевого элемента подпорной стенки при увеличении нагрузки

Ш0 j sas woo una use

ass гт s.too ?.бсо

....I....I.........I.... ». I ■■ 11... I.... I ■■■■ I ■■■■ I ■■■■ I ■■■■ I.... I ■ I..I.... I.... I.... I.... I.... I... 11 ■■ I. ».... I ■■■■ I

Рис. 9. Горизонтальные перемещения лицевой стенки грунтоармированного подпорного сооружения при увеличении нагрузки

Относительные перемещения гибкой лицевой стенки армированной грунтовой насыпи

Таблица 2

№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

В, % 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

^max , м 0,6668 0,5988 0,5308 0,4628 0,3948 0,3268 0,2588 0,2 0,1228 0,0548 0

Относительные перемещения лицевой стенки представлены в табл. 2.

Это позволило авторам построить зависимости характеристик влияния параметров армирования на устойчивость грунтоармированной подпорной стенки сооружения, возводимого из разных грунтов (рис. 10), где В, %, - процент армирования; L - длина армолент, м; Ah -

расстояние между слоями арматуры, м [13 -15].

В результате проведенного численного моделирования и математической обработки данных методом наименьших квадратов с помощью программы EXCEL 2013 получены эмпирические зависимости и коэффициенты, позволяющие в строительной практике рассчитывать и выбирать диапазоны армирования (h и l) для грунтов: песок; насыпной грунт; глина; суглинок; лёс с обоснованием устойчивости грунтоармированного сооружения в целом.

Далее проводятся эмпирические зависимости влияния параметров армирования, полученные из диаграмм полиноминальных функций.

Для предварительной оценки устойчивости принимается эмпирическая зависимость устойчивости в процентах от параметров армирования насыпи [13 - 15]:

B = K1\- I + K21 - |-K3 .

(4)

где B - оценка надёжности конструкции, соору-

жения; | — | - соотношение параметров армирования; (Кп, К2, К3) - эмпирические коэффициенты в зависимости от типа грунта и параметров армирования для насыпных грунтов, находящиеся в пределах от К1 = 9208...73025; К2 = 19753...36924; К3 =-974,94...-3147,9 .

В, % 90 80 70 60

50 -г 40 30 20 10 0 3

-Ah = 0,4 м -Ah = 0,6 м -Ah = 0,8 м -Ah = 1,0 м

4

5

6

7 Ьш

Рис. 10. Диаграмма зависимостей характеристики влияния параметров армирования на устойчивость грунтоармиро-ванной подпорной стенки из суглинка в зависимости от ДА

Конструкция принимается устойчивой при В > 70%.

м

2

Также учитывается, в соответствии с «Методическими рекомендациями по расчету и проектированию подпорных стен на автомобильных дорогах», нормативный показатель общей устойчивости откоса сооружения для дорог повышенной ответственности I класса принимается как

Кон = 1,34 [17].

Выводы

1. Разработанные авторами технические решения позволяют увеличить надежность и устойчивость грунтоармированных конструкций из композитных материалов для подпорных сооружений в условиях сейсмических воздействий от 10 до 11 баллов, что подтвердили результаты экспериментальных исследований и, как следует из графика на рис. 6, их применение позволяет повысить устойчивость подпорной стенки не менее чем на 30 % по сравнению с существующими однослойными конструкциями.

2. На основании численного моделирования с применение программ Plaxis 7.0 с учетом сейсмических воздействий установлены основные параметры армирования для различных типов грунтов, грунтовой насыпи и получены эмпирические зависимости, позволяющие оценить несущую способность грунтовой насыпи в процентах. При высоте армирования от 1 до 10 м рекомендуемые параметры армирования находятся в пределах от 0,4 до 7,0 м (длина армолен-ты). Также принимается нормативный показатель общей устойчивости армированного откоса для дорог повышенной ответственности I класса равным 1,34, что будет в дальнейшем учитываться при проектировании грунтоармированной насыпи транспортных систем в условиях сейсмичности.

Литература

1. Приказ Минтранса РФ от 12 мая 2005 г. N 45 «Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс] http://base.garant.rU/188328/#friends (дата обращения 21.05.2016).

2. СП 14.13330.2014. Строительство в сейсмических районах. М., Центр проектной продукции.

3. СНиП 11-7-81*. Строительство в сейсмических районах. М., Центр продукции ФГУП, 2003. 43 с.

4. СНиП 2-02.01-83*. Основания зданий и сооружений. М., Центр проектной продукции ФГУП, 2003. 48 с.

5. Кашарина Т.П. Мягкие гидросооружения на малых реках и каналах. М., 1997. 56 с.

6. Кашарина Т.П. Совершенствование конструкций, методов научного обоснования, проектирования и технологий возведения облегчённых гидротехнических сооружений: автореф. дис. ... д-ра техн. наук. М., 2000.

7. Кашарин Д.В. Защитные инженерные сооружения из композитных материалов в водохозяйственном строительстве. Новочеркасск, 2012. 343 с.

8. Кашарина Т.П., Кашарин Д.В., Приходько А.П., Жмай-лова О.В. Грунтоармированное сооружение и способ его возведения. Патент на изобретение, RUS 2444589 26.07.2010.

9. Кашарина Т.П., Скибин Г.М., Кашарин Д.В., Кидако-ев А.М., Григорьев-Рудаков К.В. Способ создания грун-тоармированного подпорного сооружения и устройство для его осуществления. Патент на изобретение RUS 2352713 31.07.2007.

10. Кашарина Т.П., Кашарин Д.В. Способ создания грунто-армированных конструкций из гибких лент и устройство для его осуществления. Патент на изобретение RUS 2181407 30.11.1999

11. Пособие к СНиП 3.70.03-85 «Мелиоративные системы и сооружения». М., 2001.

12. Кашарина Т.П., Григорьев-Рудаков К.В. Основные расчетные положения при использовании армированного грунта для усиления системы «грунтовое основание -инженерные сооружения» // Изв. вузов Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. Спец. вып.: Основания и фундаменты и строительные конструкции. 2008. С. 82 - 87.

13. Технологическая карта по устройству грунтоармирован-ных конструкций защитных ГТС. Ростов н/Д., 2005. С. 23.

14. Кашарина Т.П. Руководство устройству грунтоармиро-ванных оснований инженерных сооружений автомобильных дорог. Ростов н/Д., 2008. С. 27.

15. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2010616390 «Расчет грунтоармиро-ванного основания» / ЮРГПУ (НПИ). Новочеркасск, 2010.

16. Бесселинг Ф., Ленгкик А. PLAXIS - инструмент для моделирования взаимодействия грунта с сооружением при проектировании причальной эстакады с учётом сейсмики / [Электронный ресурс] http://www.plaxis.ru/ page/4897/ (дата обращения: 23.05.2016).

17. Отраслевой дорожный методический документ/ Рекомендации по расчету и проектированию армогрунтовых подпорных стен на автомобильных дорогах (ОДМ 218.2.027-2012). Изд. на основании распоряжения Федерального дорожного агентства, г. Москва от 26.11.2012 № 890, 92 с.

References

1. Prikaz Mintransa RF ot 12 maya 2005 g. N 45 "Ob utverzhdenii Transportnoi strategii Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda" [Order of the Ministry of Transport of the Russian Federation of May 12, 2005 N 45 "On approval of the Transport Strat-

egy of the Russian Federation for the period up to 2020"]. Available at: http://base.garant.ru/188328/#friends (accessed 21.05.2016).

2. SP 14.13330.2014. Stroitel'stvo v seismicheskikh raionakh [SP 14.13330.2014. Construction in seismic areas]. Moscow, Tsentr proektnoi produktsii.

3. SNiP 11-7-81*. Stroitel'stvo v seismicheskikh raionakh [SNIP 11-7-81 *. Construction in seismic areas]. Moscow, Tsentr produktsii FGUP, 2003, 43 p.

4. SNiP 2-02.01-83*. Osnovaniya zdanii i sooruzhenii [SNIP 2-02.01-83 *. Foundations of buildings and structures]. Moscow, Tsentr proektnoi produktsii FGUP, 2003, 48 p.

5. Kasharina T.P. Myagkie gidrosooruzheniya na malykh rekakh i kanalakh [Soft hydro on small rivers and canals]. Moscow, 1997, 56 p.

6. Kasharina T.P. Sovershenstvovanie konstruktsii, metodov nauchnogo obosnovaniya, proektirovaniya i tekhnologii vozvedeniya oblegchennykh gidrotekhnicheskikh sooruzhenii. Diss. dokt. tekhn. nauk [Improving structures, methods of scientific study, design and technology of erection of lightweight hydraulic structures. Dr eng. sci. diss.]. Moscow, 2000.

7. Kasharin D.V. Zashchitnye inzhenernye sooruzheniya iz kompozitnykh materialov v vodokhozyaistvennom stroitel'stve [Protective engineering structures made of composite materials in the water construction]. Novocherkassk, 2012, 343 p.

8. Kasharina T.P., Kasharin D.V., Prikhod'ko A.P., Zhmailova O.V. Gruntoarmirovannoe sooruzhenie i sposob ego vozvedeniya [Reinforced soil structure and method of construction]. Patent RF, no. 2444589, 2010.

9. Kasharina T.P., Skibin G.M., Kasharin D.V., Kidakoev A.M., Grigor'ev-Rudakov K.V. Sposob sozdaniya gruntoarmirovannogo podpornogo sooruzheniya i ustroistvo dlya ego osushchestvleniya [The way to create a reinforced soil retaining structures and device for its implementation]. Patent RF, no. 2352713, 2007.

10. Kasharina T.P., Kasharin D.V. Sposob sozdaniya gruntoarmirovannykh konstruktsii iz gibkikh lent i ustroistvo dlya ego osu-shchestvleniya [The process of creating structures of reinforced soil from flexible strips and device for its implementation]. Patent RF, no. 2181407, 1999.

11. Posobie k SNiP 3.70.03-85 «Meliorativnye sistemy i sooruzheniya» [The benefit to the SNIP 3.70.03-85 "Drainage systems and structures"]. Moscow, 2001.

12. Kasharina T.P., Grigor'ev-Rudakov K.V. Osnovnye raschetnye polozheniya pri ispol'zovanii armirovannogo grunta dlya usi-leniya sistemy «gruntovoe osnovanie-inzhenernye sooruzheniya» [The main design position using reinforced soil to enhance the system "foundation soil-engineering structures"]. Osnovaniya i fundamenty i stroitel'nye konstruktsii, 2008, pp. 82-87.

13. Tekhnologicheskaya karta po ustroistvu gruntoarmirovannykh konstruktsii zashchitnykh GTS [Technological card on the device of soil reinforced structures by protective GTS]. Rostov-on-Don, 2005, 23 p.

14. Kasharina T.P. Rukovodstvo ustroistvu gruntoarmirovannykh osnovanii inzhenernykh sooruzhenii avtomobil'nykh dorog [Guide device reinforced soil foundations of engineering structures of highways]. Rostov-on-Don, 2008, 27 p.

15. Svidetel'stvo o gosudarstvennoi registratsii programmy dlya EVM № 2010616390 «Raschet gruntoarmirovannogo osnovaniya» [Certificate of state registration of the computer program № 2010616390 "Calculation gruntoarmirovannogo base"]. Novocherkassk, YuRGPU (NPI), 2010.

16. Besseling F., Lengkik A. PLAXIS - instrument dlya modelirovaniya vzaimodeistviya grunta s sooruzheniem pri proektirovanii prichal'noi estakady s uchetom seismiki [PLAXIS - modelling of soil interaction with the structure when designing the quay overpass taking into account seismic]. Available at: http://www.plaxis.ru/page/4897/ (accessed 33.05.2016)

17. Otraslevoi dorozhnyi metodicheskii dokument/ Rekomendatsii po raschetu i proektirovaniyu armogruntovykh podpornykh sten na avtomobil'nykh dorogakh (ODM 218.2.027-2012). Izd. na osnovanii rasporyazheniya Federal'nogo dorozhnogo agentstva [Sectoral road methodical document / Guidelines for calculation and design armogruntovyh retaining walls on highways (ODM 218.2.027-2012). Ed. by order of the Federal Road Agency]. Moscow, 2012, no. 890, 92 p.

Поступила в редакцию 27 июня 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.