Научная статья на тему 'Расчет затрат на бизнес-процессы в себестоимости продукции'

Расчет затрат на бизнес-процессы в себестоимости продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
978
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАТРАТЫ НА БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ ПРЕДПРИЯТИЯ / FUNCTIONAL BUSINESS PROCESSES OF COMPANY / КОСВЕННЫЕ ЗАТРАТЫ / INDIRECT COSTS / ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / SUPPORTING BUSINESS PROCESSES / COSTS OF BUSINESS PROCESSES / COST-OF-PRODUCTION CALCULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Могилко Марина Дмитриевна

Одним из важных инструментов реализации стратегии маркетинга является политика ценообразования, основанная на оптимизации цены реализации продукции с учетом ее себестоимости (нижнее ограничение) и цен конкурентного предложения (верхнее ограничение). Поэтому важно в структуре полной себестоимости продукции принимать в расчет затраты на бизнеспроцессы предприятия. Однако они являются косвенными и не могут быть напрямую учтены в стоимости конечного продукта. Автор предлагает свой способ решения этой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Calculating the Costs of Business Processes in Production Costs

One of the important tools for implementing a marketing strategy is the pricing policy based on optimizing the selling price of products taking account of its costs (the lower limit) and the competitive price offers (the upper limit). Therefore it is important to take into consideration the costs of business processes in the structure of the total production costs of the company. However, they are indirect and can not be directly included in the cost of the end product. The author suggests a way to solve the problem.

Текст научной работы на тему «Расчет затрат на бизнес-процессы в себестоимости продукции»

_Аннотация

Одним из важных инструментов реализации стратегии маркетинга является политика ценообразования, основанная на оптимизации цены реализации продукции с учетом ее себестоимости (нижнее ограничение) и цен конкурентного предложения (верхнее ограничение). Поэтому важно в структуре полной себестоимости продукции принимать в расчет затраты на бизнес-процессы предприятия. Однако они являются косвенными и не могут быть напрямую учтены в стоимости конечного продукта. Автор предлагает свой способ решения этой проблемы.

Ключевые слова: затраты на бизнес-процессы, калькуляция себестоимости продукции, функциональные бизнес-процессы предприятия, косвенные затраты, вспомогательные бизнес-процессы

Могилко Марина Дмитриевна

абитуриентка аспирантуры по направлению маркетинг, Санкт-Петербургский университет экономики и финансов, генеральный директор, ООО «МП ЭДЬЮКЕЙШН» [email protected]

расчет затрат

на бизнес-процессы в себестоимости продукции

Процессно-ориентированным способом калькуляции себестоимости является калькуляция затрат по видам деятельности, которая основана на представлении модели предприятия в виде преобразования исходных ресурсов (затрат) при помощи бизнес-процессов в продукты и услуги, которые реализуются потребителям.

В статье будет изложен подход к ценообразованию с точки зрения бизнес-процессов. Как известно, перед тем как попасть в руки к покупателю, товар проходит несколько стадий, начиная от процесса производства до сбыта.

Маркетинг является неотъемлемой частью этой цепочки. Проблема учета затрат на маркетинг в себестоимости конечного продукта может быть решена с помощью применения метода, описанного ниже.

Ярким примером в данном случае может выступить процесс производства ДСП и ЛДСП. Расходы, которые должны быть учтены в формировании стоимости конечного продукта: зарплата, амортизация, сырье (пленка), аренда. Также необходимо учесть затраты на бизнес-процессы, которые необходимы для выпуска конечной продукции, а именно: планирование и

производство ДСП и ЛДСП, отгрузка на склад готовой продукции.

Определение доли косвенных затрат в себестоимости продукции

Таким образом, себестоимость продукции может быть определена как сумма прямых затрат1 (использованное сырье и материалы, фонд оплаты труда производственных рабочих) и косвенных затрат2 (амортизация основных средств, фонд оплаты труда непроизводственного персонала, топливо и энергия, прочие расходы на производство и реализацию). Определение доли прямых затрат в себестоимости продукции не представляет особой сложности в связи со спецификой данных затрат. Определение доли косвенных затрат в себестоимости не может быть произведено в явном виде. Одним из способов расчета их доли является метод Activity Based Costing (АВС), включающий в себя следующие основные этапы:

1) определение продуктов деятельности (объектов переноса затрат);

2) определение перечня видов деятельности (операций бизнес-процес-

1 Прямые затраты - затраты, которые могут быть отнесены непосредственно на себестоимость продукта-объекта отнесения затрат (например, материалы - согласно нормам расхода, зарплата - согласно временным расценкам).

2 Косвенные затраты - затраты, которые не могут быть отнесены непосредственно на себестоимость продукта, а относятся более чем на один объект затрат и распределяются пропорционально какой-либо величине, от которой в наибольшей степени зависят (общепроизводственные и общехозяйственные расходы).

сов), осуществляемых предприятием;

3) формирование перечня ресурсов (материальных, трудовых, технических, финансовых), потребляемых в процессе осуществления видов деятельности;

4) установление причинно-следственных связей между видами деятельности и ресурсами, а затем между объектами затрат (продуктами) и видами деятельности;

5) определение перечня драйверов и количественная оценка переноса затрат ресурсов(через их потребление видами деятельности) на продукты. Следует отметить, что под драйвером отнесения вида деятельности на объект затрат понимается показатель, характеризующий частоту и интенсивность поглощения данного вида деятельности различными объектами затрат. При этом затраты на вид деятельности рассчитываются путем суммирования стоимости ресурсов, потребленных в процессе его осуществления. Таким образом, драйвер затрат - это показатель, характеризующий причинно-следственную связь между затратами и объектом калькуляции.

Можно выделить наиболее часто используемые группы драйверов:

- в зависимости от частоты повторения деятельности (количественные);

- в зависимости от времени на выполнение деятельности (временные).

В общем случае модель функциональных бизнес-процессов предприятия (верхнего уровня функциональной декомпозиции) может быть представлена с помощью нотации IDEF0 в следующем виде (см. рис. 1 на с. 40-41).

Перенос косвенных затрат на себестоимость продукции

В процессе АВС-калькуляции себестоимости продукции решаются две задачи анализа структуры затрат:

Рис. 1. Модель функциональных бизнес-процессов предприятия российское предпринимательство, № 16 (214) / август 2012

1 1 ; 1 | & 1 ■ 1 > 1 \ • 1 1 1 1

1 1 1 ! : 1 ■ 1 • 1 1 1 1 1 1 1

1 1 : ' ! 1 1 ■ 1 1 1 1 $ 1 1

1 1 Бизнес-план (решения об объеме 1 1 1 1 I 1

-1 - - ■ 1 1 •*т** 1 ... еычуска) продуктового предосений - ! ^ 1 - - т •" 1 1 .... 1 1 •*т** 1 1 1 ) ... 1 1 ---т . • 1 1 1 1

1 ' 1 « I 1 » 1 ■ 1

1 1 I • | 1 1 1 • 1 1 1 1 1

1 1 1 • 1 • 1 1 • 1 1 1 1 1 * 1

• 1 ' 1 1 1 1 • 1 • 1 1 > 1 • 1 1 | 1 1 1 1

1 фор» 1 --- Т" --Н ' 1 ' ванна и ст> • 1 • - --ь- -* 1 ' ' 1 1 • 1 1 •дупи( а» 1 | % 1 1 ■ 1 > 1 1 1 1 1 1 1

• 1 « 1 ■ 1 ■ 1 • 1 N ... 1 1 1 1 1 --- > 1 • 1 ) 1 • 1 ■ 1 - 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 — — 1 1 - - ч - -1 1 --+-■ 1 1

'г * ПО 1гХ*1ЭВОДСТВО ' 1 • I г толу(1 га кГГ тов 1 1 1 ' 1 ■ I

луфабринатое — Р Выпуск полуфабрикатов ибрика 1 ; 1 Продажи палуфабринтое |

10 14 1 1 1 1

| * 1 * 1 ! 1 1

• 1 ' 1 • 1 * 1 Г ' 1 ч Г—Ь-1 » 1 1 1 1 - -4.., 1 1 — 1 1

1 1 1ВОДСТВО 1 1 Сбьп готовой продукцж

' 1 • 1 ... 1 готовой продукции г эыпуск отовой одущни 1 11 рода;*; и - готовой Ч* гтздкиии

> 1 • 1 1 1 ГП \ %

• 1 > 1 • 1 > 1 ... ... 1 1 - - Ч - -1 11 - • I * 1 1 1 16 ! < 1 • 1

1 * ! ! 1 1 1 1

ныи штат 1 1 г • • 1 ' ' 1 • 1 • 1 1 1 1 1 1

с 1 1 Транспортная логистика 13 ■ ■ » * 1 1 ■ 1 1 1

---(.. - 1 ^ ! — --- ... С| задет зставк и I 1 1 1

Г" • № и I 1 1 1 1 1 1 1

Л 1 I ; • | ■

• 1 » • 1 1 ^Обеспечение безопасности 15 1япы ГО ЗЯШ (ИТВ

■ -и • < • ' 1 1 1 и сохранности

• ' 1 • 1 1 1 имущества 1

' 1 ' • 1 ' 1 1 1

' 1 4 1 у 7 Эксплуатация зданий и сооружений 12 1 | ; " ■ 1 • * 1 1 : < 1 • : • 1

-АРМ* ,.. < - - Сомфор-г» рабочие : • 1 : « 1 места ! • 1 1 1 « 1 ' 1

Осноиые и угловия труда 1 - - т~ • 1 1 ' 1 • 1 - - ----г - - • 1 ■ 1

1 1 средства ' 1 ' 1 ; < 1 : • 1

: ! ; • 1 Г 1 1 ■ 1

предприятие: экономика и управление

1

а) определение себестоимости продукции в результате переноса затрат основных и вспомогательных бизнес-процессов (например, для упрощенной модели бизнес-процессов - см. рис. 2ниже).

На приведенной схеме в вершинах графа указаны «ресурсные и инфраструктурные» стоимости операций, а на дугах указаны доли переноса затрат на другие бизнес-процессы и конечные продукты деятельности. При этом последовательность переноса затрат задается отношениями предшествования:

- вспомогательные - на основные процессы;

- основные - на продукты деятельности.

В результате последовательного переноса формируется «операционная» себестоимость продуктов (например, для упрощенной модели бизнес-процессов - см. рис. 3 на с. 43). Таким образом (для упрощенной модели бизнес-процессов), суммарная стоимость процессов (5+4+3+3+5=20) перенесена на продукты П1 (= 5.1) и П2 (= 14.9).

б) определение доли затрат процессов в структуре себестоимости продуктов: посредством умножения коэффициентов в цепочке переноса затрат процессов на продукт (например, для расчета доли переноса затрат управленческого процесса «У1» на продукт «П1»):

У1 ^ О1 ^ П1 = 2/5 х 2/3 = 0,27 (27%)

У1 ^ В1 ^ О1 ^ П1 = 1/5 х 1/4 х 2/3 = = 0,03 (3%)

У1 ^ В1 ^ В2 ^ О1 ^ П1 = = 1/5 х 1/4 х 1/3 х 2/3 = 0,01 (1%) Таким образом, 31% (27+3+1) стоимости процесса У1 перенесен на продукт П1, аналогичным образом рассчитывается перенос 69% стоимости процесса У1 на продукт П2. Методика применения описанного подхода к функциональным бизнес-процессам маркетинга и сбыта осуществляется следующим образом.

1. Описываются входы и выходы бизнес-процессов (см. табл. 1 на с. 44).

2. Рассчитывается ресурсная (косвенная) себестоимость бизнес-процессов (см. табл. 2 на с. 44).

Рис. 2. Схема переноса затрат основных и вспомогательных бизнес-процессов

Операция (переносит стоимость на другие) Начальная СТОИМОСТЬ Конечная стоимость У1 В1 В2 01 02 П1 П2

5 4 3 5 0 0

У1 5 5*1/5 - 5*2/5 5*2/5 - -

- 5 3 5 7 0 0

В1 5 - 5*1/4 5*1/4 5*2/4 - -

• • 3+5/4 = 17/4 5+5/4 - 25/4 7+10/4 - 38/4 0 0

В2 17/4 ■ - 17/4*1/3 17/4*2/3 - -

- ■ - 25/4+17/12 = 92/12 38/4+34/12 = 148/12 0 0

01 92/12 - - - - 92/12*1/3 92/12*2/3 -

- - - - - 148/12+32/35 - 536/36 184/36 = 5Д 0

02 536/36 - ■ - - - - 536/36

- - ■ - - - - 536/36 = 14,9

Рис. 3. Пример формирования «операционной» себестоимости продуктов

Поставщик Вход Бизнес-процесс Выход Получатель

Рынок Конъюнктура рынка Маркетинг Продуктовая стратегия маркетинга Менеджмент

Средства информирования и стимулирования спроса Сбыт готовой продукции

Производство полуфабрикатов Выпуск полуфабрикатов Сбыт полуфабрикатов Продажи полуфабрикатов Потребители

Производство готовой продукции Выпуск готовой продукции Сбыт готовой продукции

Транспортная логистика Средства доставки

Производство готовой продукции Выпуск готовой продукции Сбыт готовой продукции Продажи готовой продукции Потребители

Транспортная логистика Средства доставки

Таблица 2

Маркетинг 63 000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ресурс Единица измерения Стоимость за единицу (руб/мес) Драйвер переноса затрат Объем потребления (в месяц) Сумма переноса затрат на бизнес-процесс

Амортизация рабочих мест (аренда, мебель) кв.м 200 Пропорционально площади рабочего места 10 2 000

Амортизация автоматизированных рабочих мест (АРМ) АРМ 1 000 Пропорционально количеству АРМ 1 1 000

Фонд Оплаты Труда ставка 30 000 Пропорционально ставке 1 30 000

Расходы на рекламу и продвижение продукции кампания 10 000 Пропорционально количеству рекламных компаний 1 10 000

Расходы на исследования и разработку продукта проект 20 000 Пропорционально количеству продуктов 1 20 000

Сбыт готовой продукции 122800

Амортизация рабочих мест (аренда, мебель) кв.м 200 Пропорционально площади рабочего места 24 4 800

Амортизация автоматизированных рабочих мест (АРМ) АРМ 1 000 Пропорционально количеству АРМ 2 2 000

Фонд оплаты труда ставка 25 000 Пропорционально ставке 4 100000

Амортизация торгового оборудования оборудование 1 000 Пропорционально количеству единиц оборудования 10 10 000

Расходы на ремонт и обслуживание шт 3 000 Пропорционально количеству ремонтов 2 6 000

№ Процесс —► 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

4 Маркетинг 0,05 0,29 0,66

1 Бухгалтерский и налоговый учет 0,07 0,07 0,08 0,09 0,07 0,17 0,03 0,07 0,06 0,05 0,09 0,07 0,03 0,07

8 Менеджмент 0,03 0,09 0,08 0,09 0,08 0,06 0,12 0,11 0,06 0,07 0,09 0,03 0,09

12 Эксплуатация зданий и сооружений 0,04 0,06 0,14 0,04 0,04 0,04 0,09 0,15 0,17 0,09 0,04 0,08

15 Обеспечение безопасности 0,04 0,06 0,24 0,04 0,04 0,04 0,12 0,07 0,18 0,09 0,07

7 Управление персоналом 0,04 0,08 0,23 0,04 0,04 0,10 0,07 0,17 0,08 0,04 0,11

9 Информационные технологии 0,04 0,07 0,27 0,04 0,09 0,06 0,20 0,08 0,04 0,09

2 Правовое обеспечение 0,13 0,16 0,07 0,09 0,14 0,11 0,11 0,03 0,15

6 Казначейство 0,13 0,21 0,10 0,18 0,12 0,10 0,03 0,14

13 Транспортная логистика 0,30 0,70

3 Закупки 1,00

5 Складская логистика 1,00

10 Производство полуфабрикатов 0,30 0,70

11 Производство готовой продукции 1,00

14 Сбыт полуфабрикатов 1,00

16 Сбыт готовой продукции 1,00

Таблица 4

Процесс Стоимость процесса Драйвер переноса затрат Доля переноса затрат Сумма переноса косвенных затрат на продукт

Полуфабрикаты

Сбыт полуфабрикатов 639 654 Для продукции "Полуфабрикаты" 100% 639 654

Готовая продукция

Сбыт готовой продукции 1 689 625 Для продукции "Готовая продукция" 100% 1 689 625

3. Определяется схема (последовательность и доли) переноса косвенных затрат вспомогательных бизнес-процессов на основные и далее на продукцию деятельности (см. табл. 3 на с. 45).

4. Расчет операционной (косвенной) себестоимости продуктов (см. табл. 4 на с. 45).

В приведенном примере доли переноса затрат бизнес-процесса «маркетинг» в цепочке добавленной стоимости составляют 29% и 66% в составе себестоимости полуфабрикатов и готовой продукции соответственно. Полученные оценки ресурсных и операционных затрат позволяют более эффективно осуществлять планирование производства и выпуска продукции предприятия, а также выбирать стратегию ценообразования.

Вывод

Описанная методика позволяет рассчитать суммарную долю косвенных затрат бизнес-процессов в структуре полной себестоимости продукции, а

также оценить цепочку добавленной стоимости и размер переноса затрат каждого бизнес-процесса в модели ценообразования продукции. Предложенная модель позволяет оценить причинно-следственную связь бизнес-процессов (маркетинг и сбыт) в цепочке создания стоимости, а также оценить ресурсную стоимость бизнес-процессов на основе предложенных видов и драйверов переноса затрат.

Литература

1. Ценообразование и рынок / Под ред. Пунина Е.И. и Рычкова С.Б. - М.: Прогресс, 1992. - 320 с.

2. Негл Т.Т., Холден Р.К. Стратегия и тактика ценообразования. - СПб: Питер, 2001. - 544 с.

3. Романенко И.В. Экономика предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 208 с.

4. Система моделирования «Business Studio. Методика: Функционально-стоимостной анализ и имитационное моделирование». ГК «Современные технологии управления».

Marina D. Mogilko

Postgraduate Student, FINEC,

Specialization in Marketing, General Director, MP Education LLC Calculating the Costs of Business Processes in Production Costs

_Abstract

One of the important tools for implementing a marketing strategy is the pricing policy based on optimizing the selling price of products taking account of its costs (the lower limit) and the competitive price offers (the upper limit). Therefore it is important to take into consideration the costs of business processes in the structure of the total production costs of the company. However, they are indirect and can not be directly included in the cost of the end product. The author suggests a way to solve the problem.

Keywords: costs of business processes, cost-of-production calculation, functional business processes of company, indirect costs, supporting business processes

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.