Научная статья на тему 'Расчет выгоды предприятия (экономического эффекта) от повышения эффективности использования возможностей персонала предприятий'

Расчет выгоды предприятия (экономического эффекта) от повышения эффективности использования возможностей персонала предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫГОДА / ПЕРСОНАЛ / ЭФФЕКТ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / ЗАТРАТЫ / ФАКТОР / BENEFITS / PERSONNEL / EFFECT / USE / COSTS / FACTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шамилева Э.Э.

Для исследования выгоды от реализации мероприятий по повышению эффективности использования трудового потенциала были построены уравнения регрессии между дополнительными затратами на повышение компетенции персонала и количеством потерянных клиентов предприятий туристско-рекреационного комплекса Республики Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Расчет выгоды предприятия (экономического эффекта) от повышения эффективности использования возможностей персонала предприятий»

Шамилева Э.Э. ©

К.э.н., доцент кафедры экономики предприятия,

Крымский экономический институт

РАСЧЕТ ВЫГОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ (ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА) ОТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация

В статье предложен расчет сценариев упущенных выгод при различных комбинациях оценок факторов мотивации.

Для исследования выгоды от реализации мероприятий по повышению эффективности использования трудового потенциала были построены уравнения регрессии между дополнительными затратами на повышение компетенции персонала и количеством потерянных клиентов предприятий туристско-рекреационного комплекса Республики Крым.

Ключевые слова: выгода, персонал, эффект, использование, затраты, фактор.

Keywords: benefits, personnel, effect, use, costs, factor.

Обеспеченность туристических предприятий работниками не в полной мере характеризует степень их использования и не является фактором, непосредственно влияющим на повышение эффективности деятельности предприятий. Объем оказанных услуг зависит не столько от численности работающих, сколько от эффективности использования возможностей персонала. Одним из важнейших условий увеличения объема оказанных услуг, а также рационального использования трудового потенциала является снижение количества потерянных клиентов, т.е. от того, насколько полно и рационально используются возможности персонала, зависит эффективность работы предприятия в целом [2]. В связи с этим для туристических предприятий важным является анализ эффективности использования трудового потенциала персонала.

Для туристического предприятия построим однофакторную линейную модель (уравнение простой линейной регрессии) yx = a + b ■ x, где x - дополнительные затраты на

повышение эффективности использования трудового потенциала работников предприятия (руб.), у - количество потерянных клиентов (чел.).

Для построения оценки yx = a + b ■ x искомой однофакторной линейной модели можно

применять метод наименьших квадратов, согласно которому следует решать систему нормальных уравнений, представляющую собой систему двух линейных алгебраических уравнений с двумя искомыми переменными a, b вида [2].

n ■ a +

I

x

I Уг,

b

J=1

i=1

Л

I * xi ■ a + |I xii2 ■ b = I (xi ■ Уг l

V i=1 J V i=1 J i=1

где m = 1 - число факторов модели, n = 8 - число наблюдений, при этом число степеней свободы составит v = n - m - 1 = 8 - 1 - 1 = 6.

Значения оценок a , I) параметров уравнения простой линейной регрессии также могут быть найдены по формулам

x -_У_ - x ■ у

2 —2

x - x

a = у - b ■ x ,

© Шамилева Э.Э., 2014 г.

которые дают те же самые числовые значения оценок а , b параметров, что и решение системы нормальных уравнений. Отметим также, что горизонтальная черта над переменной представляет собой символ среднего значения:

х

1 • Z х , У =1 • Z у , х2 =1 • Z х2, х ■ у = ± 2 (х, ■ У,). n ,.1 П ,.1 n , .1 n ,.1

Тесноту линейной связи будем оценивать значениями выборочного коэффициента парной корреляции и коэффициента детерминации:

r =

х ■ у - х ■ у

S sy

R = r2

где s =Vх2 - хг , ау =\ у2 - у2 - выборочные среднеквадратичные отклонения

соответствующих переменных.

В случае простой линейной регрессии значение I r I характеризует долю общей вариации результативного показателя, объясняемая построенной однофакторной линейной модели. Для наглядности эту долю принято приводить в процентном измерении: I r |% = I r I ■ 100%.

Так как значение коэффициента парной корреляции всегда удовлетворяет неравенствам - 1 < r < 1, то значение коэффициента детерминации всегда удовлетворяет неравенствам 0 < R < 1. Если R = 0, то линейная связь между рассматриваемыми переменными отсутствует.

Для оценки тесноты линейной связи между рассматриваемыми переменными применяют следующую условную шкалу: если для найденного значения коэффициента детерминации выполняются неравенства 0 < R< 0,3, то между рассматриваемыми переменными имеется слабая линейная связь, 0,3 < R < 0,7 - между рассматриваемыми переменными имеется средняя (умеренная) линейная связь, 0,7 < R < 1 - между рассматриваемыми переменными имеется сильная линейная связь. Если оказалось, что R = 1, то между рассматриваемыми переменными имеет место строгая функциональная линейная связь.

Таблица 1

Наблюдавшиеся значения показателей туристического предприятия

Года Количество потерянных клиентов (чел.) (у) Дополнительные затраты на повышение эффективности использования трудового потенциала работников предприятия (руб.) (х)

2007 35 12450

2008 31 15470

2009 26 21470

2010 24 29250

2011 20 34910

2012 15 37650

2013 21 20450

2014 25 27140

Спрогнозируем ожидаемое снижение количества потерянных клиентов предприятия исходя из данных таблицы 1.

b =

х ■ у - х ■ у

2 —2

х - х

568305- 24848^75 ■ 24,625 6877324375 - 24848^752

» -0,00062038,

а = у - b ■ х » 24,625 + 0,00062038 ■ 24848,75 » 40,0407.

Получено уравнение регрессии: уx » 40,0407 - 0,00062038 • x.

С увеличением дополнительных затрат на повышение эффективности использования трудового потенциала работников предприятия на 1000 руб. количество потерянных клиентов уменьшится в среднем приблизительно на 0,62 чел.

Выясним, при какой сумме дополнительных затрат количество потерянных клиентов на предприятии снизится до минимума.

0 = 40,0407- 0,00062038 x,

40,0407

0,00062038

64542,22 руб.

Таким образом, при сумме расходов на дополнительные затраты, связанные с обучением, переквалификацией, дополнительным наймом персонала, в размере 64542,22 руб. можно снизить количество потерянных клиентов до минимума и обеспечить предприятию повышение экономической эффективности.

Тесноту линейной связи оценим коэффициентом корреляции:

x • у - X • у r = —------—

s • s

x у

568305 - 24848,75 • 24,6255 8382,843 • 5,894

» -0,8824.

Это означает, что 88,24% вариации количества потерянных клиентов (у) объясняется вариацией фактора (х), т.е. вариацией дополнительных затрат, повышающих эффективность использования трудового потенциала работников предприятия.

Коэффициент детерминации равен квадрату коэффициента корреляции:

R = r2 » 0,7786.

Таким образом, в 77,86% случаев изменение суммы дополнительных затрат, повышающих эффективность использования трудового потенциала работников предприятия, приводят к изменению количества потерянных клиентов, что указывает на высокую точность подбора уравнения регрессии.

Учитывая, что количество потерянных клиентов при выполненном прогнозе было сведено к нулю, можно утверждать, что количество упущенных возможностей предприятия тоже минимизируется.

В результате проведенного анализа было выявлено, что нераспределенная прибыль предприятия (упущенная прибыль) превышает затраты на повышение компетенции персонала, а именно: повышение компетенции имеющихся сотрудников, замещения имеющихся сотрудников новыми с более высоким уровнем компетенции в случае ее недостаточности, замещения имеющихся сотрудников новыми с менее высоким уровнем компетенции в случае ее избыточности, привлечение совместителей.

В итоге, выгода предприятия от повышения эффективности использования как явных, так и скрытых возможностей персонала предприятия может быть представлена как сумма нераспределенной прибыли, полученной предприятием в результате минимизации количества потерянных клиентов (рис. 1; рис. 2).

Рис. 1 - Количество клиентов и потерянных клиентов туристического предприятия

'Дополнительные затраты на повышение эффективности использования трудового потенциала работников предприятия (грн.)

'Упущенная прибыль предприятия (грн.)

104890 106030

2007г.2008г.2009г.2010г.2011г.2012г.2013г.2014г.2015г.

Рис.2 - Дополнительные затраты и упущенная прибыль туристического предприятия

Вывод. Учитывая полученные результаты исследования, можно предположить, что для большинства туристических предприятий наблюдается тенденция снижения количества постоянных клиентов в среднем на 14-25%. Но в том случае, если минимизируется количество потерянных клиентов, а также увеличится продолжительность пользования туристическими услугами, выгоды предприятий возрастут, что соответственно будет возможно с учетом роста требований к уровню квалификации, а в результате и повышение качества предоставляемых услуг с учетом вкусов и индивидуальных потребностей туристов и применением (по возможности) новых технологий. Именно повышенные требования к уровню компетенций персонала ускорят такие нежелательные, но естественные явления, как: сокращение

численности персонала за счет внедрения новой техники и технологий, переобучение недостаточно квалифицированных кадров и т.п.

На основе проведенного анализа динамика изменения значений упущенной выгоды туристических предприятий Республики Крым, где выгода предприятия (экономический эффект) от повышения компетенции персонала туристического предприятия представлена как сумма упущенной прибыли, неполученную предприятием в результате минимизации количества потерянных клиентов.

При увеличении суммы расходов на дополнительные расходы, связанные с обучением, переквалификацией, дополнительным наймом персонала, можно снизить количество потерянных клиентов к минимуму и обеспечить предприятию повышение экономической выгоды.

Для всех предприятий найденное значение выборочного коэффициента r парной корреляции между дополнительными затратами, повышающими эффективность использования трудового потенциала работников предприятия (х), и количеством потерянных клиентов (у) удовлетворяет неравенствам: - 0,9 < r < - 0,8. Следовательно, между фактором х и показателем у имеет место сильная (I r I > 0,8) отрицательная (г < 0) корреляционная связь. Следовательно,

связь между фактором х и показателем у линейная, т.е. изменению фактора соответствует, как правило, пропорциональное изменение показателя. Отрицательное значение коэффициента r парной корреляции свидетельствует о том, что связь обратная, т.е. с увеличением затрат на повышение эффективности использования трудового потенциала работников предприятия, как правило, уменьшается количество потерянных клиентов. Для всех предприятий изменение вариации количества потерянных клиентов (у) более, чем на 80%, объясняется вариацией фактора (х), т.е. вариацией дополнительных затрат, повышающих эффективность использования трудового потенциала работников предприятия. Значения коэффициентов R детерминации также свидетельствуют о наличии для всех предприятий сильной (R > 0,7) корреляционной (R < 0,8) связи между фактором и показателем.

Литература

1. Савинов И.В. К вопросу о разработке модели профессиональной подготовки менеджеров спортивного туризма // Научный альманах. Международный форум «Молодежь. Спорт. Туризм». Квартальновские научные чтения (Москва, 18-20 февраля. 2004 г.) - М.: Советский спорт, 2004. -С. 178-180.

2. Шамилева Э.Э. Прогнозирование потребности в персонале предприятий туристско-рекреационного комплекса АР Крым // Вчеш записки Тавршського нацюнального ушверситету iм. В.1. Вернадського. Серiя «Економжа i управлшня». - 2011. - Том 24(63). - № 4. - С. 253-264.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.