Научная статья на тему 'Расчет устойчивости откоса отвала под действием сосредоточенной нагрузки'

Расчет устойчивости откоса отвала под действием сосредоточенной нагрузки Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
392
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Полкунов Юрий Григорьевич, Силкин Александр Августович, Наимова Р. Ш.

Учет формирующегося под действием объемных сил и внешних нагрузок напряженно-деформированного состояния откоса и объемного фактора позволяет достоверно рассчитывать коэффициент устойчивости и определять безопасные параметры разгрузочной площадки для автомобилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Полкунов Юрий Григорьевич, Силкин Александр Августович, Наимова Р. Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Расчет устойчивости откоса отвала под действием сосредоточенной нагрузки»

УДК 622.271.451.4

Ю.Г. Полкунов, А.А. Силкин, Р.Ш. Наимова

РАСЧЕТ УСТОЙЧИВОСТИ ОТКОСА ОТВАЛА ПОД ДЕЙСТВИЕМ СОСРЕДОТОЧЕННОЙ НАГРУЗКИ

На карьере Мурунтау накоплен значительный опыт формирования высоких отвалов, в том числе бульдозерных с отсыпкой пород автомобильным транспортом. Существующая документация регламентирует безопасные параметры разгрузочной площадки для автомобилей до 75-80 т. Поэтому при грузоподъемности автомобилей в 2 раза и более и, соответственно их значительной стоимости, возникает задача в определении действительных размеров призмы возможного оползания.

Существующие методики расчета [1, 2] безопасных параметров призмы возможного оползания основываются на методах подбора потенциальной поверхности скольжения. Поэтому расчет поверхностей скольжения при решении плоской задачи теории упругости с последующим рассмотрением объемной поверхности разрушения позволит достоверно вычислить коэффициент устойчивости ку .

Напряженно-деформированное состояние

верхней бровки откоса отвала, где приложена внешняя нагрузка от колеса автомобиля Р, рассчитывалось с использованием метода граничных интегральных уравнений (ГИУ) [3] по схеме, приведенной на рис.1, при условии, что внутри области, описывающей породный массив, приложены объемные силы тяжести.

Сравнительный анализ напряженного состояния плоской деформации, формирующегося под действием объемных сил тяжести и при воздействии внешней нагрузки, выполнен для нормальных

Сх, Су (рис. 2, а-г) и касательного ТХу (рис. 2, д, е) напряжений. При этом установлено, что изолинии нормального напряжения Су , формирующегося под действием силы тяжести, полностью соответствуют гидростатическому распределению, то есть имеют горизонтальное простирание, а величина напряжений плавно возрастает с глубиной.

Нормальные напряжения Сх из-за влияния откоса превышают Су примерно в 10 раз, концентрация Сх равномерная, но незначительно возрастает в зоне выхода нулевой изолинии касательного напряжения ТХу на горизонтальную поверхность откоса отвала (~5 м от кромки откоса при высоте откоса 10 м).

При воздействии внешней вертикальной нагрузки от транспортного или иного оборудования, приложенной на расстоянии т от кромки откоса на площадке длиной I, картина распределения напряжений в области действия силы резко меняется. Изолинии напряжения Су , следуя классиче-

ской задаче о воздействии единичной силы на полуплоскость [4], по линии центра приложения силы смещаются к поверхности откоса, и концентрация их значительно возрастает (~ в 10 раз). Концентрация изолиний напряжения Сх также возрастает по линии приложения вертикальной нагрузки, но незначительно (~ в 1,5 - 2,0 раза), а ТХу ~ в 10 раз, причем нулевая изолиния ТХу смещается вблизи поверхности к вертикальной линии приложения нагрузки.

Функция прочности, полученная аналитически из критерия прочности, описанного в [5], определяется соотношением Сх, Су и тХу в каждой точке породного массива.

На рис. 1, а изображены изолинии функции прочности при воздействии на отвал внешней нагрузки, построенной на основе рассчитанных

нормальных Сх,у и касательных тХу напряжений по выражению

2

¥(Сх.у,Тху,С ,Ф) = (Сх + СУ + 2 • С ■ С*ёф) х

х ,у> * ху х $т 2 ф -

у

(Сх ~Су )2 + Т

ху

(1)

где ТХу - касательные напряжения на площадках

скольжения, МПа; C - сцепление, МПа; сх,у -составляющие компоненты нормального напряжения на площадках скольжения, МПа; ф- угол внутреннего трения, град.

Концентрация ТХу по линии приложения вертикальной нагрузки создает условия для возникновения трещины отрыва у поверхности в месте, где касательное напряжение меняет знак (рис. 2, е). Затем процесс разрушения распространяется по траектории минимального градиента функции прочности ¥(Сху , тху,С, ф) к поверхности откоса к точке А. Траектория аппроксимируется окружностью, центр которой определяется пересечением прямых О А и О]Б.

Прямая О А - нормаль к горизонтальной поверхности отвала, проходящая через точку А .

Координаты точки С определяются границей приложения вертикальной нагрузки на поверхности откоса: Сх = т+0,5-1; Су =0. Затем из точки В -середины отрезка АС - восстанавливается перпендикуляр до пересечения с прямой О]А. Точка пересечения есть центр искомой окружности.

При воздействии на поверхность отвала одного колеса на нём образуется циркообразная трещина, радиус которой равен АС (рис. 1, б). Таким образом формируется поверхность скольжения в форме сферы с центром в точке О1 и ра-

66

Ю.Г. Полкунов, А. А. Силкин, Р.Ш. Наимова

Рис.1. Расчетная схема на основе формирующихся линий уровня функции прочности при взаимодействии ситемы колесо - породы отвала: а) сечение Б-Б; б) вид в плане. Обозначения: Бк - диаметр колеса, Р - нагрузка на ось колеса, I - длина контакта колеса с отвалом, т -ширина площадки безопасности, азк - ширина колеи задних колес

Рис. 2. Нормальные и касательные напряжения, формирующиеся в откосе от воздействия сил тяжести (а,б,д) и при воздействии внешней нагрузки (в,г,е).

диусом 01А . При воздействии двух колес на поверхность отвала поверхность скольжения формируется в форме вытянутого эллипсоида вдоль оси 2. Наибольшая ось эллипсоида равна С=2• Ахй +азк где аз.к - ширина колеи задних колес.

Для расчета коэффициента устойчивости на графиках с изолиниями функции прочности определяются координаты точек А и С. По описанному выше алгоритму формируется поверхность скольжения при воздействии одного колеса - по сферической поверхности и при воздействии двух колес - по эллипсоидальной поверхности.

Затем определяются нормальная N и горизонтальная Т составляющие сферического или эллипсоидального сегмента, ограниченного поверхностью скольжения, наклонной и горизонтальной поверхностями отвала по выражениям:

N = у$~

-Уо

Яо

4Я1 _ у2 х

Ї (р{х, у) • С08(аГС8ЇП— )Зх

Хо(у+Яо) Яо

. Уо+Яо

'Зу;

Т = н_-

-Уо

Яо

№ Хо(у+Яо )

(р{х, у) • со8(атс8іп-^ )ёх Яо

Уо+Яо

Зу,

где Х0, У0 - координаты центра сферы или эллипсоида; Я0 - радиус сферы или эллипсоида в

плоскости 7 = 0; ф(х,у) = д/Яд - х2 - у2 - по-динтегральное выражение для сферы и

(р(х,у) = с •

2

1 —

я2

,у!_

Яо

для эллипсоида.

Площадь сегмента сферы или эллипсоида, формирующих поверхность скольжения, равна

-Y0

- R0

| y/{x,y)x

X0 y+R0)

dy , (3)

где w(x,y) =

R

\~d2 2 2

yR0 - x - y

подинтегральная

функция для сферы и для эллипсоида

w(x,y) = c

l +

2 2 c ■ x

+

22 c ■ У

2 2 2 2'

R4(l x У . R4(l x У )

K0(l---2-----2) K0(l--2------2)

22

R0 R0 R0 R0

Коэффициент устойчивости определяется по потенциальной поверхности скольжения с учетом внешней нагрузки Р.

Ниже приведен расчет безопасных параметров разгрузочной площадки для автомобиля

CATERPILLAR 7Б9В. Диаметр шины автомобиля

37,00-R57 Dk=33QQ мм ; as.K. = 4б22 мм.

Величина площадки безопасности, m

Рис. 4. Зависимость коэффициента устойчивости ку от величины площадки безопасности т для автомобиля CATERPILLAR 789B при: 1 - у =0,02МН, <р=27° С=0; 2 - y=0,02MH, <р=27° С=0,0242МПа; 3 -у=0,0256МН, (=27°, С=0; 4 -у =0,0256MH, (=27° С=0,0242МПа

области массива под местом приложения внешней силы, а траектория минимального градиента направлена вглубь массива, то есть откос устойчив.

Расстояние А0 определяется в зависимости от угла а и координата Ау по выражению А0= Ау / Sin а и для различных m приведено в таблице.

Таблица

22

Уо + R0

m, м 2 2,3 3 4 З

А0, м 4,G6 4,S7 4,S7 4,S7 4,S7

Ку От колеса G,474 G,72S G,79S G,94S 1,111

От задней оси G,469 G,713 G,77! G,S9S І ,G36

По рекомендациям производителя при расчете нагрузки на колесо принято, что 66,4 % массы нагруженного автомобиля приходится на заднюю ось. При максимальном весе автомобиля, равном 3114871,2 Н, нагрузка на заднее колесо составляет 1034137 Н, а удельная нагрузка при ширине спаренных задних колес В=2304 мм и длине площадки контакта 1=1.0 м равна дк =0.449 МПа.

На рис. 3 показано изменение взаимоположе-ния изолиний прочности в породном откосе (у = 20000 Н/м3, С = 0,005 МПа, ф = 270, а = 380) в зависимости от величины т. Сплошной линией показана линия скольжения, проходящая по траектории минимального градиента изолиний функции прочности - четко прослеживается только при величине 2 < т <4,6 м. При т > 5 м концентрация изолиний функции прочности возрастает в

1.

2.

3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.

5.

□ Авторы статьи:

Полкунов Юрий Григорьевич - докт. техн. наук, проф. каф.

горных машин и комплексов

Далее с использованием (2) - (3) определяется коэффициент устойчивости (см. табл.), значение которого больше единицы при т > 5,0 м, что и было определено в ходе анализа изолиний функции прочности. На рис. 4 приведены значения коэффициента устойчивости от величины площадки безопасности т для возможных условий работы указанного автомобиля при различных плотности и сцепления пород отвала.

Таким образом, учет формирующегося под действием объемных сил и внешних нагрузок напряженно-деформированного состояния откоса и объемного фактора позволяет достоверно рассчитывать коэффициент устойчивости и определять безопасные параметры разгрузочной площадки для автомобилей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фисенко Г.Л. Устойчивость бортов карьеров и отвалов. - М.: Недра, 1965. 378 с.

Попов И.И., Окатов Р.П. Борьба с оползнями на карьерах.- М.: Недра, 1980. 283 с.

Бенерджи П., Баттерфилд Р. Метод граничных элементов в прикладных науках. - М.: Мир,1984. 494 с. Тимошенко С.П., Гудьер Дж. Теория упругости. - М.: Наука, 1975. 576 с.

БулычевН.С. Механика подземных сооружений в примерах и задачах. - М.: Недра,1989. 270 с.

Силкин Наимова

Александр Августович Р.Ш.

- канд. техн. наук, начальник научноисследовательского отдела « СредазНИПИпромтехнологии»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.