РАСЧЕТ ЦЕН ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОЧНЫХ ИНТЕРВЕНЦИЙ НА РЫНКЕ ЗЕРНА РФ
И.И. МАРУЩАК,
кандидат экономических наук, доцент, проректор Московского государственного индустриального университета;
Г.И. ЖЕРЕБЦОВ,
аспирант Московского государственного индустриального университета Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
E-mail: [email protected] Рецензент: кандидат экономических наук, доцент М.Н. Иванов
Аннотация. Рассматриваются вопросы регулирования зернового рынка в РФ при помощи проведения государственных интервенций; раскрываются принципы планирования и осуществления государственных закупочных и товарных интервенций. Особое внимание уделено порядку расчета, применяемого при согласовании закупочных интервенционных цен; акцентируется внимание на дополнительных способах корректировки цен, связанных с разграничением цен по территориальному признаку, а также с учетом ценовой конъюнктуры, складывающейся в текущем году на внутреннем и мировом зерновых рынках.
Ключевые слова: цена, государственная, закупочная, интервенция, рынок, зерно.
CALCULATION OF THE PRICES IN CASE OF CARRYING OUT THE STATE PURCHASING INTERVENTIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION GRAIN MARKET
I.I. MARUSHCHAK,
candidate of economic sciences, assistant professor, vice rector of the Moscow State Industrial university;
G.I. ZHEREBTSOV, graduate student of the Moscow State Industrial university
Annotation. Article is devoted to questions of regulation of the grain market in the Russian Federation by means of carrying out the state interventions. Authors open principles of planning and implementation of the state purchasing and commodity interventions. The special attention addresses on a procedure of payments, applied in case of coordination of purchase intervention prices. That authors of article focus attention to the additional methods of a price adjustment connected with differentiation of the prices on a territorial sign, and also taking into account the price environment developing in the current year in the internal and world grain markets is also important.
Keywords: price, state, purchasing, intervention, market, grain.
В настоящее время одним из основных механизмов регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в России является проведение государственных закупочных и товарных интервенций, которые осуществляются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 2001 г. № 580 «Об утверждении Правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».
Принципы планирования и осуществления закупочных и товарных интервенций, за счет использования которых предполагается достижение необходимого уровня воздействия на внутренний рынок зерна:
1) формирование оптимальных интервенционных цен, учитывающих ценовую конъюнктуру (в том числе мирового рынка);
2) определение необходимых объемов интервенций, учитывающих объем производства зерна в стране;
3) выбор оптимального момента начала интервенций, учитывающего сроки окончания уборки урожая и формирования региональных балансов зерна;
4) дифференцирование регионов по объемам интервенционных закупок с учетом региональных балансов зерна.
Правилами предусматривается создание единого федерального продовольственного интервенционного фонда в целях регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Перечень продукции, в отношении которой проводятся интервенции, определяется Правительством РФ. Интервенции проводятся в рамках диапазона цен, учитывающего минимальные и максимальные уровни цен, при которых начинаются и прекращаются закупочные и товарные интервенции. Диапазон цен определяется Правительством РФ.
Рассмотрим расчет, применяемый при согласовании закупочных интервенционных цен в целях повышения эффективности организации государственных закупочных и товарных интервенций, проводимых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 2001 г. № 580.
Основой расчета интервенционных закупочных цен Sz(t) на определенный вид зерна является самая низкая в предшествующем сельскохозяйственном году среднемесячная цена производителей РшшО) в период ее массовой реализации (август — декабрь). В закупочную интервенционную цену включаются также затраты на погрузочно-разгрузочные работы, транспортировку продукции до места хранения и подработку в элеваторе F(t) и вносится поправка на инфляционный процесс Км.
Учитывая тенденцию к переходу сельскохозяйственных производителей на уплату единого сельскохозяйственного налога, сумма НДС в расчет закупочной интервенционной цены не включается.
БхСг) = (Ршш(г)+Р(г)) х Км (*) При проведении биржевых торгов в рамках закупочных интервенций закупочная цена на зерно снижается. Поэтому при расчете закупочной интервенционной цены учитывается прогнозируемое снижение цены в ходе торгов. Рассчитанная в соответствии с формулой (*) интервенционная закупочная цена корректируется на коэффициент волатильности цены на бирже (Кб). Он определяется на основании анализа динамики изменения цен в ходе проведения биржевых торгов в предшествующие годы.
Бе^) = (Р;тш(г)+Р(г)) х Кп х Кб (1) Определение самой низкой среднемесячной цены производителей Рщп^) на определенный вид и класс зерна, осуществляется как расчет средневзвешенной минимальной цены в регионах основных производителей товарной продукции данного вида.
Порядок расчета цен на заданный вид продукции определенного качества основывается на данных государственной статистики о средних ценах производителей на зерно, анализе структуры его производства по качеству и по продажам, приведении структуры закупок к среднему качеству и, с учетом ГОСТов при заготовках и поставках зерна, пересчета средних цен в цены зерна определенного качества. Получаем следующий порядок расчета. а) составляется структура производства зерна (по видам зерна):
Яс = ql+ q2 + qз + .. ^п или ql : q2: qз: qn (2)
где: до — производство определенного вида зерна, %;
Яп — доля зерна определенного качества, %.
б) определяется структура закупок по качеству:
Яиак = фУ1 + q2V2 + qзvз + .. ^пУ или ят : q2V2: qзvз: ЯпУп (3) где: Яиак — структура закупок (товарная продукция),%;
ЯпУп = Яшп — доля зерна определенного качества с учетом товарности, %;
у — коэффициент товарности, учитывающий возможность потребления зерна в месте производства.
в) корректировка структуры закупок с учетом товарности:
ЯшЛ^ак + Ят212/д2ак + +
+ .Ятп1п/Яиак= 100 (4)
где: Ят^п/^ак = Ясп — скорректированная доля зерна определенного качества, %.
г) приведение структуры закупок к среднему качеству:
Кр = Яс1к1 + Яс2к2 + Ясзкз + .Яспкп (5)
где: Кр — суммарный коэффициент приведения к среднему качеству;
кп — коэффициент приведения в соответствии с показателями ГОСТа соответствующего вида зерна (например, ГОСТ 9з5з-90 «Пшеница» Требования при заготовках и поставках).
д) расчет цены зерна, приведенного к среднему качеству:
Бгрк = Б^тт / Кп (6) где: Бгрк—цена зерна приведенного качества (расчетная);
Бсрш1п — наименьшая цена производителей на данный вид зерна.
е) расчет цены зерна заданного качества:
Ршп = Бгрк х кп (7)
ж) расчет коэффициента снижения цены в ходе биржевых торгов:
Кб = 1/(1-Дб/100) (8) где: Дб — средняя разница между начальным уровнем цен при проведении биржевых торгов и ценой заключения контракта по итогам биржевых торгов.
з) расчет интервенционной закупочной цены производится в соответствии с формулой (*) или (1), в зависимости от применения биржевого механизма при проведении государственных закупочных интервенций.
Учитывая существенные различия в природно-климатических условиях производства различных видов зерна, а также в условиях его реализации на рынке, закупочная интервенционная цена может диф-
№ 7 / 2012
Вестник Московского университета МВД России
191
ференцироваться по территориальному признаку. Выделяются две территориальные группы регионов — западная и восточная. Западная группа включает регионы Центрального, Южного, Северо-западного и Приволжского федерального округов. Восточная группа включает регионы Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Закупочная интервенционная цена для каждой из перечисленных групп рассчитывается с учетом данных государственной статистики по ценам реализации зерна сельскохозяйственными товаропроизводителями в разрезе субъектов РФ, относящихся к каждой из групп.
Расчетные интервенционные цены могут быть скорректированы с учетом ценовой конъюнктуры, складывающейся в текущем году на внутреннем и мировом рынках. Для этого анализируется динамика мировых цен на соответствующие культуры в США и в ЕС, а также динамика внутренних цен на зерновые культуры и продукты их переработки. Это необходимо в целях соблюдения баланса интересов всех участников отече-
ственного зернового рынка, а также обеспечения конкурентоспособности российского зерна на мировом рынке и стимулировании его экспорта.
Государственные интервенции в качестве механизма регулирования рынка, по мнению многих специалистов, в целом доказали свою эффективность. Они способствуют сглаживанию сезонных колебаний цен и снижению напряжения как при избыточном, так и при недостаточном урожае. Несмотря на это, интервенции — весьма затратный для государства механизм регулирования рынка.
Литература
1. ФЗ от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».
2. Постановление Правительства РФ от 3 августа 2001 г. № 580 «Об утверждении Правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ КРУПНЫХ ГОРОДОВ
О.В. САРАДЖЕВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Московского государственного индустриального университета Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
E-mail: [email protected]
Аннотация. На рубеже XX и XI вв. в России существенно возросла роль крупнейших и крупных городов в подъеме экономики и проведении ее структурных изменений, увеличении промышленного потенциала страны, формировании межрегиональных экономических связей, осуществлении институциональных преобразований и т.д. Одновременно города приняли возросший миграционный приток населения. Как промышленные центры и места высокой концентрации населения, крупнейшие и крупные города стали одним из источников возникновения сложных и противоречивых социально-демографических, экономических, техногенных, экологических и других проблем, сказывающихся на всех странах. В арсенале современной науки до сих пор не сформированы исходные принципы и рекомендации относительно управления такими объектами сложной социальной природы как крупные города. Наука о городе как таковом (градостроительство имеет к указанной проблеме лишь частичное отношение) не сформирована до сих пор. Таким образом, проблемы управления устойчивым развитием социально-экономической сферы городов представляются в настоящий момент актуальными, но малоисследованными и трудно решаемыми. Безусловно, новая городская политика не может разрабатываться без опоры на надежный научно-методологический фундамент.
Ключевые слова: устойчивость, развитие экономики города, экология, урбанизация, сбалансированность экономики, мегаполис.
METHODS OF CONTROL OVER A SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE LARGE CITIES
O. V. SARADZHEVA,
candidate of economic sciences, senior lecturer of chair «the Finance and the credit» the Moscow state industrial university