Список литературы
1. Лехницкий С. Г. Анизотропные пластинки / С. Г. Лехницкий. — М.; Л.: ОГИЗ, ГИТТЛ, 1947. — 355 с.
2. Барышников С. О. Вычисление частот и форм собственных колебаний панелей обшивки судна / С. О. Барышников, М. В. Сухотерин // Вестник ГУМРФ. — 2012. — Вып. 3 (15).
3. Сухотерин М. В. Метод суперпозиции исправляющих функций в задачах теории пластин / М. В. Сухотерин. — СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2009. — 265 с.
4. Тимошенко С. П. Пластинки и оболочки / С. П. Тимошенко, С. Войновский-Кригер. — Физматгиз, 1963. — 635 с.
УДК 621.825 Б. Д. Кукаленко,
д-р техн. наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет;
С. Г. Чулкин,
д-р техн. наук, профессор, ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова
РАСЧЕТ СТАТИЧЕСКИХ НАГРУЗОК БАЛЛОНОВ С РАДИАЛЬНЫМ КАРКАСОМ ШИННО-ПНЕВМАТИЧЕСКИХ МУФТ
CALCULATION OF STATIC LOADINGS OF BALLOONS WITH A RADIAL SKELETON OF BUS-PNEUMATIC MUFF
Рассмотрен расчет на прочность и крутильную податливость баллонов с радиальным каркасом шинно-пневматических муфт. Получены зависимости для определения линейных напряжений от действия внутреннего давления сжатого воздуха и приложенного вращающего момента при расчете по ним усилий в нитях каркаса и прочности резино-кордных баллонов. Предложенные выражения для расчета статических нагрузок баллонов с радиальным каркасом могут быть использованы при модер-низации и разработке новой методики расчета шинно-пневматических муфт.
Calculation on durability and rotating pliability of balloons with a , of bus-pneumatic muff is consid-ered. Dependences for definition of linear pressure from action of internal pressure of compressed air and the enclosed rotating moment are received at calculation on them of efforts in strings of a skeleton and durability of rubber-cord balloons. The given expressions for calculation of static loadings of balloons with a radial skeleton can be used at modernization existing and development of a new design procedure of bus-pneumatic muff.
Ключевые слова: шинно-пневматическая муфта, статическая нагрузка, резино-кордный баллон, радиальный каркас.
Key words: bus-pneumatic muff, static loading, rubber-cord balloon, radial skeleton.
Ш
ИННО-ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ муфты (ШПМ) благодаря конструктивной простоте, надежности в работе и удобству эксплуатации широко применяются в машиностроении, особенно в приводах нефте и газобуровых, а также судовых установок, землеройных машинах, кузнечно-прессовом оборудовании, конвейерах, станках для сборки покрышек и др. Они предназначены для соединения и разобщения, а также торможения вала отбора мощности двигателя с валом потребителя мощности, передающих вращающий момент. В качестве основного не-
Выпуск 4
Выпуск 4
сущего элемента в ШПМ устанавливают резино-кордные баллоны (РКБ) с диагональной конструкцией каркаса.
Для расчета РКБ с диагональным каркасом и рассматриваемого как тонкостенная гибкая торообразная оболочка, нагруженная одновременно внутренним давлением сжатого воздуха, подаваемого в камеру, и вращающим моментом, с принятием ряда допущений применена теория пневматических шин [1].
Поскольку у РКБ с диагональным каркасом и углом между нитями и радиальной плоскостью, равному ~42 °С, под действием вращающего момента происходит сжатие нитей в половине числа слоев каркаса, что, в свою очередь, приводит к снижению прочности и долговечности баллона, увеличению его габаритов и веса.
Существует также конструкция РКБ с радиальным каркасом, в которой, вследствие малости угла между нитями и радиальной плоскостью сечения баллона (от ~10° до 0), сжатия нитей под действием вращающего момента не происходит, так как нити соседних слоев при деформации баллона будут поворачиваться относительно начального положения приблизительно на один и тот же угол. Это позволяет улучшить эксплуатационные характеристики РКБ и снизить материалоемкость при их изготовлении.
В основу расчетов РКБ с каркасом радиальной конструкции на прочность и крутильную податливость может быть положен, так же как и в РКБ с диагональным каркасом, ряд следующих допущений:
— нити корда нерастяжимы;
— напряжения в резине пренебрежимо малы;
— угол между нитями и радиальной плоскостью сечения зависит от величины вращающего момента;
— действие центробежных сил на боковине баллона на прочность и равновесную форму каркаса не учитывается;
— каркас баллона считается бесконечно тонкой гибкой оболочкой, совпадающей со срединной поверхностью каркаса;
— вся нагрузка на боковых свободных участках воспринимается в основном кордным кар-
касом;
— расположение нитей относительно друг друга, а также относительно меридиальной плоскости, проходящей через ось вращения, при работе баллона не изменяется и соответствует первоначальному состоянию;
— в кордном каркасе и в нитях корда действуют только растягивающие усилия от внутреннего давления сжатого воздуха и приложенного вращающего момента;
— крутильная податливость каркаса определяет податливость всего баллона.
Расчет прочности РКБ с радиальным каркасом заключается в определении линейных напряжений, возникающих от действия внутреннего давления сжатого воздуха и приложенного вращающего момента, и вычислении по этим напряжениям величины сил, растягивающих нити корда каркаса.
Для уточнения нагрузочной способности каркаса РКБ следует рассмотреть нити кордного каркаса путем учета изменения геометрии от закручивания, передаваемого вращающим моментом, и условий совместимости деформаций нитей.
С учетом малости напряжений в нитях возникают определенные зависимости между усилиями в них и интенсивностями сил по отношению к единице длины сечения РКБ.
На рис. 1 представлена схема интенсивности сил, приложенных к бесконечно малому элементу каркаса РКБ, нагруженному внутренним давлением сжатого воздуха и вращающим моментом. Элемент каркаса имеет форму квадрата со сторонами, равными единице, с нанесением действующих сил и ориентированный относительно меридиональной плоскости, проходящей через ось вращения.
На рис. 1 приняты следующие обозначения:
N,
Н
— усилие в нити (нагрузка, действу-
Рис. 1. Схема интенсивности сил, приложенных к бесконечно малому элементу радиального каркаса РКБ
нить
ющая на нить);
в, град — угол между меридианом и направлением нити;
TJ
qm, — — единичная нормальная меридиаль-ная нагрузка (погонное меридиальное усилие);
и
q — — единичная нормальная окружная нам
грузка (погонное окружное усилие);
единичная касательная нагрузка в меридиальном направлении (погонное меридиаль-ное сдвиговое усилие);
TJ
q — — единичная касательная нагрузка в m м
q , S
J-mm7 ,,
м
окружном направлении (погонное окружное сдвиговое усилие);
t мм — шаг между нитями в меридиальном направлении; t мм — шаг между нитями в окружном направлении.
Из рис. 1 видно, что
Г = ^
(1)
Поскольку при конфекционной сборке РКБ угол всб между нитями и меридианом равен нулю (0), то число нитей в одном слое каркаса будет
Y = 2nr i
АЯсбсб>
(2)
где обозначены соответственно:
сб
Н
нить
— частота нитей в слое каркаса при сборке РКБ;
гсб, м — радиус вращения в слое (браслете) при технологической (конфекционной) сборке
РКБ.
При ручной сборке и механической сборке РКБ на полуавтоматических станках [2] должно быть обеспечено соотношение
К
Гсб =■
(3)
п
где 1сб, м — длина слоя кордного каркаса, накладываемого на резиновую камеру.
Из условия (2) частота нитей в окружном направлении, соответствующая радиусу вращения r оболочки каркаса РКБ, будет
А
2 nr
= i
сб
(4)
Поскольку
тогда из выражения (1) следует
1
1
h = - и 1ш = — ’
‘'t ‘'ш
-=tgp,
(5)
h =
l,
Выпуск 4
Выпуск 4
а из выражений (4) и (5) соответственно получаем
L = *сб — teP, (6)
нить r
где i , --— частота нитей в меридиональном направлении.
m м
Для многослойных конструкций РКБ на основании управлений элементарного участка с единичной длиной сторон (см. рис. 1) можно записать для единичных меридионального, окружного и сдвигового усилий соответствующие зависимости.
Единичные касательные нагрузки в меридиональном и окружном направлениях могут быть представлены как:
q
mm
= i
m
z • N • cos в,
сл '7
q , = i . z • N • cos в.
Jmt t сл •
Представив выражения (7) и (8) в формулы (6) и (4), получим
(7)
(8)
Чшш = 4mt = ^б • — ■ zra • N ■ sin Р, (9)
r
где zсл — число слоев корда в каркасе.
Выражение (9) подтверждает правильность выбранной расчетной модели нагружения радиальной конструкции каркаса РКБ, так как соответствует правилу парности касательных напряжений.
Единичные нормальные меридиональные и окружные нагрузки соответственно могут быть представлены как:
q = i' . z • N • cos в,
m t сл
qt = i . z • N• sine
t m сл
Подставив выражения (10) и (11) в формулы (4) и (6), получим:
qm = i6• —• z ■ N• cosР,
1 m сб сл i 7
r
г, sin2 В
q = i , • — • z • N-----—.
Zlt с б сл 1 о
r cos в
(10)
(11)
(12)
(13)
Из выражений (12) и (13) следует, что если напряжениями в резине можно пренебречь и нагрузки воспринимаются только нитями корда [3], то
q =tg2p.
Из формулы (12) получим выражение для расчета нагрузки N, действующей на нить:
N = -
q • r
iсб • Гсб • zсл • C0s Р
(14)
(15)
Для вывода уравнения профиля радиального каркаса РКБ необходимо установить зависимость изменения угла Р в функции от г.
Поскольку предполагается, что резина не несет нагрузки, то под действием внутреннего вращающего момента происходит поворот первоначально радиально расположенных нитей, причем каждая нить находится в плоскости сечения, параллельной оси вращения каркаса оболочки (РКБ).
На рис. 2 показана расчетная схема расположения одной из нитей радиального каркаса баллона и приняты следующие обозначения:
г1, м — наименьший радиус вращения каркаса;
г2, м — наибольший (экваториальный) радиус вращения каркаса;
r, м — текущий радиус вращения каркаса;
Pj, Р2, град — углы между нитью и меридианом, соответствующие радиусам вращения r1 и r
а, град — угол скручивания каркаса баллона. Из схемы (рис. 2) согласно теории синусов следует
sin в = — • sin Pj . (16)
r
Таким образом, устанавливается зависимость
sin Р = — sin Р2,
X
л r
где X = — . r2
(17)
Рис 2. Расчетная схема расп°л°жения одной Используя теорию автомобильных пневма-
нити радиального каркаса рКБ тических шин [3], а также полученные выражения
(14) и (17), можно представить соответственно основные уравнения, определяющие характер нагружения (скручивания) РКБ с радиальным каркасом вращающим моментом:
cos ф =
(X2 -X2)X cos р2 (1-X0 )ylX2 - sin Р2 ’
(18)
Pm = (1 -X 0)(X2 - sin Р2)3/2
r2 [2X4 - (3X2 -X0)sin2 p2]cos р2 ’
4m
pr2(l -X l)yj X2 - sin2 P2 2X2 cosP2
где X 0 = —, (см. ниже рис. 3). r2
Из выражений (15), (17) и (20), приняв r = r2 и —с6 = r следует
N = ■
Р • Г2(1 -^2)
2 гсл • Аб Л • C0s Р2
(20)
(21)
то есть нагрузка, действующая на нить радиального каркаса РКБ, постоянна по всей ее длине.
На рис. 3 представлена расчетная схема РКБ с радиальным каркасом, иллюстрирующая изменение геометрии профиля поперечного сечения каркаса баллона при включении и выключении ШПМ. Сплошной утолщенной линией показан расчетный профиль в отключенном состоянии; утолщенной штрихпунктирной линией — профиль каркаса во включенном состоянии.
Введем ряд обозначений:
0-0 — ось вращения каркаса баллона; n-n — нормаль каркаса баллона;
ф, град — угол между нормалью и плоскостью, перпендикулярной оси вращения;
п
r0, м — радиус вращения, соответствующий ф — — и максимальной ширине профиля; рт, м — меридиальный радиус кривизны каркаса;
S, мм — радиальный зазор (радиальное перемещение каркаса при включении-выключении муфты);
Выпуск 4
Выпуск 4
ЧЬВЕСТНИК
L-^3aff ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
XJ/ЮРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА
b, м — ширина цилиндрической части каркаса в выключенном положении РКБ; Ь, м — ширина площади контакта каркаса во включенном состоянии РКБ.
Рис. 3. Расчетная схема профиля РКБ с радиальным каркасом при включении и выключении ШПМ
Момент вращения, передаваемый муфтой, может быть представлен в виде
T = 4п • Г2 • qmt. (22)
Подставляя в формулу (22) выражения (9), (21) и приняв г = г2 и гсб = г получим
T = 2п • г2 • P • (1 - ф • 1gP2. (23)
Предельный вращающийся момент Тпр (Н), передаваемый РКБ ШПМ и соответствующий началу проскальзывания муфты по условиям трения фрикционных колодок и барабана трения, будет [2; 4]:
T = 2пг2 • b • f • ф • (р - p - p ),
по то то J т \г г 0 г ц ' ’
(24)
где г м — радиус барабана на поверхности трения;
Ьтр, м — ширина поверхности трения РКБ;
f— коэффициент трения фрикционной пары для баллона, снабженного фрикционными колодками, f = 0,2^0,3; для бесколодочного баллона, где фрикционной поверхностью является резиновый протектор самого РКБ, f = 0,4);
ф — коэффициент, учитывающий отношение площади трения и давления сжатого воздуха, подаваемого во внутреннюю камеру РКБ;
р, Ж — давление сжатого воздуха в баллоне; м
р0, -5- — давление сжатого воздуха, расходуемое на упругую деформацию баллона для вы-м
борки зазора S между фрикционными колодками и барабаном трения;
р , —j — давление сжатого воздуха, необходимое для компенсации центробежных сил от м
суммарной массы, отжимаемой нижней части каркаса РКБ (внутренней камеры, каркаса и фрикционных колодок).
Приравняв выражения (23) и (24), получим
r2 • P • (1 - • tg в2 = r™ • Ьтр • f • Ф • (P -Po -P„).
(25)
Правая часть выражения (25) может быть представлена в развернутом виде (см. [1, с. 127, формула (19)]).
Из выражения (18), приняв X = Х1 и ф = п, следует
X =
y/xf - sin2 Р2 + X3 ■ cos Р2 ■Jxf - sin2 P2 + Xj ■ cos P2
(26)
Выражение левой части формулы (25) будет
ХД1 -Х1)ф - cos2 р2
(1-Х0) • tg$2 =
(27)
■sJX1 -1 + cos2 в2 + Х1 cos в2 Подставив выражение (27) в формулу (25), получим решение уравнения (25) в следующем виде:
cos Р2 =
а2 +1 -Х2
yl(a2 +1-Х2)2 + 4а 2Х2
где a =
r • РЛ(1-^i2)
'L • b@ • f ^Ф(Р - Ро -Рп)
(28)
(29)
Все рассмотренные выражения позволяют рекомендовать следующий порядок расчета на прочность и крутильную податливость РКБ с радиальным каркасом, а именно:
— задать величину параметров: r1, r2, гтр, Ьтр, p, p0, рц, f ф, гсл, /сб, N Размерности величин каждого параметра в тексте ранее приведены;
— последовательно рассчитать величины:
\=^;
a — по формуле (29) или по выражению
2п
a=т~■ r2 • ^Л•(1 -М;
(30)
(31)
cosP2 — по формуле (28);
X0 — по формуле (26);
Т Н • м — по формуле (24); N, Н/нить — по формуле (21);
, N
k _ разр
N [k ]
(32)
где N , Н/нить — разрывная нагрузка на нить;
[Щ] — допускаемый запас прочности каркаса на разрыв (при расчетах на проектирование РКБ [2] принимают не ниже [Щ] = 5);
sin Р2 = ^ 1 - cos Р2; (33) СО
Р2, рад = arcsin (sinP2); (34)
Рр рад = arcsin (^smP2); Л (35)
а, рад = Р1 - Р2; (36)
Выпуск 4
|Выпуск4
е, —-— — крутильная податливость радиального каркаса РКБ вследствие поворота нитей Нм
при его нагружении.
Крутильная податливость РКБ, характеризующая упругие свойства при скручивании при нагружении, определяется как отношение составляющей угла скручивания к величине вращающего момента [5]:
а
e =
Т
(37)
Особенностью конструкции РКБ с радиальным каркасом является то, что при передаче вращающего момента происходит уменьшение ширины площади контакта внутреннего протектора с фрикционными колодками вследствие изменения формы профиля и размеров (длины нитей) боковин каркаса, вызываемого поворотом нитей.
На рис. 4 представлена расчетная схема изменения формы профиля и длины нити на боковинах радиального каркаса РКБ при включении ШПМ.
Рис. 4. Расчетная схема изменения формы профиля и длины нити на боковинах радиального каркаса при включении ШПМ
На рис. 4 приняты следующие обозначения:
b, м — ширина площади контакта протектора баллона с фрикционными колодками (ширина поверхности трения);
b м — ширина площади контакта наружного протектора баллона с наружным ободом муфты;
Ьд — относительное смещение точек контакта внешнего и внутреннего протекторов.
Из рис. 4 следует, что
b = b - 2b. (38)
Длина нити на профиле каркаса L (м) может быть определена следующим образом:
l=b!+b+2^ок=2(b - l+La (39)
где L& м — длина нити на одной боковине.
Величины L и b. могут быть подсчитаны по следующим приближенным выражениям:
У11 (фи+1 — Фи m(и) +Pm(и+1) )
cos Pn + cos в
L
бок
и
(40)
и+1
n=k-1
Ь д * 0,25 Z (Фп+l - Фп )(P»(n) + P»(n+1) )(c0s Фп + C0s Фп+1 ),
n=1
n=k-1
где Фп = arccos Z
n=1
(X2 -X2)Xn C0s e2
(1 -X2)VЯ, - sin2 P2
(41)
(42)
В выражениях (40)-(42) p и cos фп подсчитываются по формулам (18) и (19) при X = Xn; n = 1, 2, ..., k — текущий номер значения r для точек, лежащих на профиле боковины от r2 до r1; k — количество значений rn; k - 1 — количество постоянных интервалов, на которые делится
n=k-1
участок (промежуток) (r2 - r1); знак Z означает суммирование значений функций, указанных
n=1
в (40) и (41) от n = 1 до n = k - 1.
Длина нити L, подсчитанная по выражению (39), должна быть заложена при проектировании в исходный профиль ненагруженного вращающим моментом РКБ.
Для расчета L^ и Ьд следует выбирать значения k не менее 10.
При заданной величине k значения Xn подсчитываются по выражению
К = 1 - - ‘). (43)
k -1
В заключение можно отметить, что принятый ряд допущений и предложенные выражения позволяют рекомендовать порядок расчета на прочность и крутильную податливость РКБ с радиальным каркасом ШПМ.
Применение теории тонких оболочек пневматических шин, как и ранее рассмотренных РКБ с диагональным каркасом [1], позволило получить зависимости для определения линейных напряжений от действия внутреннего давления сжатого воздуха и приложенного вращающего момента с последующим расчетом по ним и полученным выражениям усилий в нитях каркаса баллона.
Предложенные выражения для расчета статических нагрузок РКБ, в дополнение к ранее представленным в [1; 4-7], могут быть использованы при модернизации существующих и разработке новой методики расчета и проектирования ШПМ с повышенными эксплуатационными характеристиками с обязательным применением компьютерной программы.
Список литературы
1. Кукаленко Б. Д. Исследование и расчет основных статических нагрузок баллонов шиннопневматических муфт: [Текст] / Б. Д. Кукаленко, С. Г. Чулкин // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Сер. «Наука и образование». — 2012. № 3 (2). — С. 125-132.
2. Кукаленко Б. Д. Силовые элементы упругих муфт. Конструирование, производство, эксплуатация: [Текст] / Б. Д. Кукаленко. — Л.: Химия, 1977. — 143 с.
3. Бидерман В. Л. Автомобильные шины. Конструкция, расчет, испытание, эксплуатация: [Текст] / В. Л. Бидерман, Р. Л. Гуслицер, С. П. Захаров [и др.]. — М.: ГХН, 1963. — 383 с.
4. Кукаленко Б. Д. Нагрев поверхности трения шинно-пневматических муфт агрегатов нефтебуровых и газобуровых установок: [Текст] / Б. Д. Кукаленко, С. Г. Чулкин // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Сер. «Наука и образование». — 2011. № 3 (130). — С. 241-247.
Выпуск 4
|Выпуск4
ЧЬВЕСТНИК
L-^3aff ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
XJ/ЮРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА
5. Кукаленко Б. Д. Упругодемпфирующие характеристики шинно-пневматических муфт: [Текст] / Б. Д. Кукаленко, С. Г. Чулкин // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Сер. «Наука и образование». — 2011. № 4 (135). — С. 138-141.
6. Чулкин С. Г. Исследование возможности повышения момента вращения бесколодочных баллонов шинно-пневматических муфт: [Текст] / С. Г. Чулкин, Б. Д. Кукаленко // Речной транспорт. XXI век. — 2013. № 5 (64). — С. 56-61.
7. Чулкин С. Г. Расчет максимально допустимого зазора в шинно-пневматических муфтах: [Текст] / С. Г. Чулкин, Б. Д. Кукаленко // Журнал Университета водных коммуникаций. — 2013. № 3 (19). — С. 63-75.