Научная статья на тему 'Расчет себестоимости банковских продуктов методом учета затрат по видам деятельности банка'

Расчет себестоимости банковских продуктов методом учета затрат по видам деятельности банка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4868
540
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СТОИМОСТНОГО УЧЕТА ЗАТРАТ / СЕБЕСТОИМОСТЬ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ / УЧЕТ ЗАТРАТ ПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ БАНКОВСКИМИ РЕСУРСАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коняев А.А.

Статья посвящена проблемам формирования себестоимости продуктов (услуг) коммерческого банка в современных условиях. В статье раскрываются сущность и роль системы функционально-стоимостного учета затрат в развитии коммерческих банков. Анализируется основной метод учета затрат по видам деятельности банка, позволяющий наиболее точно определить стоимость продуктов банка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Расчет себестоимости банковских продуктов методом учета затрат по видам деятельности банка»

расчет себестоимости банковских продуктов методом учета затрат по видам деятельности банка

А. А. КОНЯЕВ, кандидат экономических наук, ведущий экономист E-mail: Konyaevaa@mail.ru Аналитическое управление ЗАО АКБ «Эктресс-Волга»

Статья посвящена проблемам формирования себестоимости продуктов (услуг) коммерческого банка в современных условиях.

В статье раскрываются сущность и роль системы функционально-стоимостного учета затрат в развитии коммерческих банков. Анализируется основной метод учета затрат по видам деятельности банка, позволяющий наиболее точно определить стоимость продуктов банка.

Ключевые слова: система функционального стоимостного учета затрат, себестоимость банковских продуктов, учет затрат по видам деятельности,управление банковскими ресурсами.

Актуальность проблемы

Современный этап развития отечественной банковской системы характеризуется значительным снижением доходности банковских операций. Это вынуждает коммерческие банки активно сокращать издержки и искать новые инструменты управления, которые позволили бы улучшить конкурентные преимущества их банковских продуктов. Применение метода учета затрат по видам деятельности банка позволяет коммерческому банку наиболее точно определить себестоимость его бизнес-процессов, банковских продуктов и услуг.

Понятие технологии метода учета затрат по видам деятельности банка

Необходимо отметить, что существует целый ряд технологий, основанных на видах деятельности банка [3, с. 133]. Технология Activity based

costing (ABC) представляет собой один из подходов управленческого учета, который впервые был представлен в теоретическом виде американскими учеными Р. Купером и Р. Капланом [2, с. 352] в конце 1980-х гг. и в настоящее время получил активное применение в банковской сфере [4].

В отечественной экономической литературе термин «Activity based costing» очень часто переводится как функционально-стоимостный учет затрат по видам деятельности коммерческого банка [1].

Система ABC — это система функционально-стоимостного учета затрат, позволяющая определить стоимость банковских продуктов (услуг, бизнес-процессов) посредством анализа видов деятельности банка.

В отличие от традиционных систем учета затрат, система ABC рассматривает стоимостные и временные показатели, показатели трудоемкости и трудозатрат, а также относительные показатели, характеризующие эффективность деятельности центров финансовой ответственности (ЦФО) банка.

Проведенный анализ теоретических и практических работ, посвященных функционально-стоимостному учету затрат банка, позволил выявить основные преимущества для банков при внедрении технологии ABC:

• регулярное получение данных о себестоимости банковских бизнес-процессов, продуктов и услуг в точках физического присутствия дает банку возможность анализа эффективности управления структурными подразделениями и продуктами (услугами);

• снижение издержек на основе анализа стоимости бизнес-процессов банка;

• формирование объективных нормативов затрат позволяет контролировать рост административно-хозяйственных расходов банка;

• обсуждение перераспределения затрат, влияющих на финансовый результат ЦФО (эффективная возможность оптимизации затрат и бизнес-процессов);

• сценарное моделирование позволяет наиболее точно планировать операционную и инвестиционную деятельность банка.

Методология функционально-стоимостного учета затрат банка

В основе применения методики ABC лежит разработка и применение на практике моделей ABC. Модель ABC представляет собой экономическую карту организационных затрат и прибыльности, построенную на основе деятельности банка [5, с. 92].

Метод ABC основан на принципе, что затраты банка образуются в результате выполнения определенных видов деятельности. При этом под видами деятельности понимаются мероприятия, которые осуществляет банк в процессе своего функционирования.

Необходимо отметить, что системы ABC расширяют традиционные системы учета издержек, связывая стоимость ресурсов с разнообразием и сложностью производимых банковских продуктов. Структура систем функционально-стоимостного учета затрат банка представлена на рис. 1.

На практике построение систем функционально-стоимостного учета затрат осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе составляется перечень видов деятельности подразделений банка. Для обеспечения стратегического потенциала коммерческие банки используют следующие ресурсы: персонал, офисные помещения, информационные системы и т. п. При определении стоимости ресурса «Персонал банка» обязательно учитываются заработная плата сотрудников, единый социальный налог (ЕСН), арендные платежи, административно-хозяйственные и косвенные расходы. Основной задачей системы функционально-стоимостного учета затрат является распределение затрат по объектам

Таблица 1

Перечень видов деятельности банка

Вид деятельности (мероприятия) Профильное подразделение (ЦФО)

Вид деятельности 1 Профильное подразделение № 1

Вид деятельности 2 Профильное подразделение № 2

Вид деятельности N Профильное подразделение № N

затрат на основе потребления ими соответствующих ресурсов. Мероприятия (виды деятельности) описываются такими словосочетаниями, как: формирование кредитной заявки, рассмотрение кредитной заявки, оформление кредитного договора, предоставление кредитных средств и т. п. Квинтэссенцией определения мероприятий является создание полного перечня видов деятельности коммерческого банка (табл. 1).

Необходимо отметить, что перечни видов деятельности могут быть относительно краткими и включать, допустим, от 10 до 20 процессов, особенно если основной задачей системы ABC является оценка себестоимости банковских продуктов (услуг). В других случаях системы функционально-стоимостного учета затрат могут включать сотни мероприятий.

Необходимо отметить, что понятие «вид деятельности» может быть применено как относительно услуг, оказываемых структурными подразделениями, так и относительно производимых продуктов (услуг) [3, с. 142].

На втором этапе определяются затраты для каждого вида деятельности банка. Основной целью данного этапа является определение размера затрат на каждый вид деятельности банка. Затраты представляют собой расходы коммерческого банка, выраженные в денежной форме.

На данном этапе система ABC переходит к определению себестоимости видов деятельности на основе факторов затрат на ресурсы. Факторы

Затраты на ресурс

Носитель затрат на ресурсы

Объект затрат (бизнес-процесс, продукт, услуга)

рис. 1. Система ABC

Вид деятельности ФОТ Аренда Административные расходы Косвенные расходы

Вид деятельности 1

Вид деятельности 2

Вид деятельности N

рис. 2. Трансформация затрат коммерческого банка

стоимости ресурсов связывают затраты с видами деятельности банка.

Ресурсы банка представляют собой различимую и однородную группу существующих затрат [2, с. 98]. Как правило, выделяют следующие виды ресурсов банка: персонал, банковское оборудование, офисные помещения и т. п.

Данные из управленческой системы банка позволяют разделить затраты на несколько категорий в зависимости от кода расходов. Например, в банке ЗАО АКБ «Экспресс-Волга» затраты подразделяются на следующие категории: зарплата сотрудников (ФОТ, ЕСН); административно-хозяйственные расходы; арендные платежи; расходы на охрану; косвенные расходы (рис. 2).

Необходимо отметить, что часть затрат на ресурсы может быть прямо отнесена на виды деятельности, а другая часть представляет собой косвенные расходы, которые могут быть отнесены сразу к нескольким видам деятельности. Данные косвенные затраты должны быть отнесены к соответствующему виду деятельности с использованием факторов (носителей) затрат на ресурсы, учитывающих наличие причинно-следственной связи между затратами и видом деятельности.

Различные базы отнесения затрат на ресурсы, используемые на практике, могут быть сгруппированы по следующим критериям:

• связанные с оплатой труда;

• связанные с численностью сотрудников;

• связанные с производственными и иными

помещениями;

• связанные с операциями;

• связанные с уровнем активности.

В особых случаях бюджетная служба банка осуществляет непосредственное измерение какого-либо фактора (сколько потрачено электроэнергии, времени работы компьютера или системы теле-

коммуникаций) либо оценивает долю ресурсов, расходуемых на каждую операцию из перечня.

Таким образом, факторы себестоимости ресурсов позволяют собрать затраты системы и распределяют их между операциями, выполняемыми с помощью этих ресурсов.

При завершении данного этапа коммерческий банк может определить стоимость видов деятельности (мероприятий).

На третьем этапе осуществляется отбор факторов затрат, которые связывают виды деятельности с объектами затрат. Связь между видами деятельности и объектами затрат, такими как банковские продукты (услуги), осуществляется с помощью факторов (носителей) себестоимости мероприятий. Фактор себестоимости вида деятельности представляет собой количественный показатель результатов вида деятельности.

Выбор факторов себестоимости вида деятельности отражает компромисс между точностью и стоимостью измерения. Примерами носителей видов деятельности являются: эффективность; уровень качества; степень важности для бизнеса; сложность сервиса; специальные сервисы; релевантный риск (табл. 2).

Из банковской практики известно, что из-за большого количества возможных связей между видами деятельности и результатами деятельности аналитики пытаются ограничить количество различных факторов себестоимости.

Рассмотрим реализацию подхода ABC на примере модели гипотетического коммерческого банка

Таблица 2

Факторы затрат видов деятельности банка

Вид деятельности Фактор себестоимости вида деятельности

Формирование кредитной заявки Количество заполненных кредитных заявок

Рассмотрение кредитной заявки Количество рассмотренных кредитных заявок

Оформление кредитного договора Количество оформленных кредитных договоров

Выдача денежных средств Количество выдач денежных средств

КБ. Для этого рассмотрим кредитный процесс банка. Банк КБ предоставляет клиентам несколько видов банковских продуктов: потребительский кредит (ПК) и экспресс-кредит (ЭК). По каждому продукту банк планирует предоставить 5 000 кредитов. Основные положения кредитных программ представлены в табл. 3.

Основная задача состоит в том, чтобы понять, какие факторы влияют на издержки банка. Модель ABC позволит наиболее точно распределить затраты на ресурсы по объектам затрат (банковским продуктам).

Ресурсная база банка КБ включает в себя: персонал, офисные площади, рабочие станции — компьютеры. В кредитном процессе заняты четыре категории сотрудников (специалисты, кредитные менеджеры, инспекторы и кассиры), которые непосредственно работают с клиентами банка (табл. 4).

Необходимо отметить, что численность персонала банка, информационные ресурсы и размеры занимаемых площадей всех категорий также существенны. Для лучшего управления ресурсной базой банка необходимо понять, каким образом различные ресурсы используются различными продуктами.

На первом этапе идентифицируются основные виды деятельности, связанные с кредитным про-

Таблица 3

Основные положения кредитных программ банка КБ

Условия займов Банковские продукты

Потребительский кредит Экспресс-кредит

Сумма кредита, руб. 10 000 10 000

Процентная ставка, % 20 25

Срок кредита, мес. 12 12

Количество выдач (план; факт), шт. 5 000; 5 000 5 000; 5 000

Таблица 4

Ресурсная база банка КБ

Подразделение — исполнитель Количество, ед.

Ресурс Потребительский кредит Экспресс-кредит

Отдел формиро- Специалист 14 9

вания кредитных

заявок

Кредитный отдел Кредитный менеджер 14 17

Управление кре- Кредитный 43 38

дитования инспектор

Отдел кассового обслуживания Кассир 5 5

Итого... 76 69

Таблица 5

Перечень видов деятельности, связанных с кредитным процессом банка

Этап Вид деятельности Подразделение — исполнитель

1-й Формирование кредитной заявки Отдел формирования кредитных заявок

2-й Рассмотрение кредитной заявки Кредитный отдел

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3-й Оформление кредитного договора Управление кредитования

4-й Выдача денежных средств Отдел кассового обслуживания

цессом банка. Допустим, что кредитный процесс включает в себя следующие виды деятельности: формирование кредитной заявки; рассмотрение кредитной заявки; оформление кредитного договора; выдача кредита — предоставление денежных средств (табл. 5).

На втором этапе определяются совокупные затраты для каждого вида деятельности банка. Определим себестоимость каждого вида деятельности на основе факторов затрат на ресурсы. Для этого оценим стоимость предоставления услуг сотрудниками каждой категории по каждому продукту (табл. 6). Например, общая стоимость ресурса «Специалист» складывается из прямых затрат (ФОТ, аренда, административно-хозяйственные расходы) и косвенных затрат (поддержка информационных систем). Владея информацией о стоимости ресурсов, можно рассчитать ставку производительности сотрудников каждой категории для каждого продукта.

На третьем этапе осуществляется отбор факторов затрат, которые связывают виды деятельности с объектами затрат (банковскими продуктами). Связь между видами деятельности и объектами затрат, такими как банковские продукты (услуги), осуществляется с помощью факторов (носителей) себестоимости видов деятельности. Фактор себестоимости вида деятельности представляет собой количественный показатель результатов вида деятельности (табл. 7).

Результатом построения модели ABC является отчет о прибылях и убытках, включающий полностью все продукты банка (табл. 8).

В табл. 8 показано, что все продукты банка используют ресурсы в значительно различающихся количествах. В частности, продукт «Экспресс-кредит» является более эффективным в отношении персонала, использования офисных помещений, компьютеров и демонстрирует высокие показатели прибыли. Однако данный продукт является более рискованным.

Таблица 6

Информация о стоимости ресурсов банка

Банковский продукт Ресурс ФОТ Аренда Административные расходы Косвенные расходы Итого расходов на 1 сотрудника Стоимость 1 нормо-часа сотрудника Итого расходов

Специалист 6 000 1 000 500 1 500 9 000 51 127 841

Кредитный 10 000 1 000 1 000 3 000 15 000 85 213 068

Потребительский менеджер

кредит Кредитный инспектор 15 000 1 000 2 000 3 000 21 000 119 894 886

Кассир 7 000 1 000 500 1 500 10 000 57 45 455

Специалист 6 000 1 000 500 1 500 9 000 51 84 375

Кредитный 10 000 1 000 1 000 3 000 15 000 85 255 682

Экспресс-кредит менеджер

Кредитный инспектор 15 000 1 000 2 000 3 000 21 000 119 793 466

Кассир 7 000 1 000 500 1 500 10 000 57 45 455

Таблица 7

Таблица 8

Отчет о прибылях и убытках банка КБ

Основные выводы

Система функционально-стоимостного учета позволяет наиболее точно распределить затраты на ресурсы по объектам затрат (банковским продуктам). Модель ABC предоставляет возможность банкам обнаружить убыточные банковские продукты (услуги) и неэффективные бизнес-процессы. Выявление данных проблем позволит руководителям банков сократить издержки и принимать верные управленческие решения.

Список литературы

Банковский продукт

Показатель Потребитель- Экспресс-

ский кредит кредит

Ссудный портфель, руб. 50 000 000 50 000 000

Чистый процентный доход, руб. 5 580 000 7 025 000

Расходы, руб. 1 281 250 1 178 977

В том числе:

по специалисту 127 841 84 375

по кредитному менеджеру 213 068 255 682

по кредитному инспектору 894 886 793 466

по кассиру 45 455 45 455

Операционная прибыль, руб. 4 298 750 5 846 023

Чистая маржа, % годовых 11,16 14,05

Факторы себестоимости видов деятельности

Этап Вид деятельности Фактор затрат вида деятельности

1-й Формирование кредитной заявки Количество кредитных заявок

2-й Рассмотрение кредитной заявки Количество кредитных заявок

3-й Оформление кредитного договора Количество кредитных договоров

4-й Выдача денежных средств Количество кредитных договоров

1. Википедия — свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Activity-based_ costing.

2. Каплан Р. С., Купер Р. Функционально-стоимостной анализ: практическое применение / пер. с англ. М.: И. Д. Вильямс. 2008. 352 с.

3. Николаева О. Е, Алексеева О. В. Стратегический управленческий учет. Изд. 2-е. М.: ЛКИ. 2008. С. 133.

4. Функционально-стоимостной анализ и его место в банковской системе. URL: http://www. iso.ru.

ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ПЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:

www.dilib.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.