Научная статья на тему 'Расчет рациональных объемов производства пшеницы (на примере ООО «Колос»)'

Расчет рациональных объемов производства пшеницы (на примере ООО «Колос») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОГНОЗ / СТОХАСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / СПРОС / ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королькова Л.И., Литвинова Н.Ю.

В статье рассмотрен подход к организации планово-прогнозных работ на предприятии АПК в условиях неопределенности объемов производства и закупки продукции. Процесс взаимодействия предприятия с оптово-закупочными организациями описывается стохастической моделью спроса и предложения. Проведен анализ производства и реализации продукции на примере сельскохозяйственного производственного кооператива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Расчет рациональных объемов производства пшеницы (на примере ООО «Колос»)»

43 (85) - 2011

Вопросы экономики

УДК 631.1

РАСЧЕТ РАЦИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА ПШЕНИЦЫ (на примере ООО «Колос»)

Л. И. КОРОЛЬКОВА,

доктор технических наук, профессор кафедры информационных систем и технологий Е-mail: korolkovali@rambler.ru Российский государственный торгово-экономический университет, Челябинский институт (филиал)

Н. Ю. ЛИТВИНОВА,

аспирант кафедры агробизнеса Е-mail: litush@mail.ru Челябинская государственная агроинженерная академия

В статье рассмотрен подход к организации планово-прогнозных работ на предприятии АПК в условиях неопределенности объемов производства и закупки продукции. Процесс взаимодействия предприятия с оптово-закупочными организациями описывается стохастической моделью спроса и предложения. Проведен анализ производства и реализации продукции на примере сельскохозяйственного производственного кооператива.

Ключевые слова: планирование, прогноз, стохастическая модель, спрос, предложение.

В подавляющем большинстве экономических исследований указывается, что основной целью любого производителя является максимизация прибыли. Соответственно такая же цель стоит и перед аграрным предприятием. Возможности получения прибыли ограничены, с одной стороны, издержками производства и, с другой - спросом на произведенную продукцию. Издержки производства - это выраженные в денежной форме затраты, обусловленные расходованием разных видов экономических ресурсов (сырья, материалов, труда, основных средств, услуг, финансовых ресурсов)

в процессе производства и обращения продукции, товаров. Это определение необходимо дополнить -«а также упущенная прибыль предприятия» [5].

Почему поднимается вопрос об упущенной прибыли? Экономист рассматривает издержки производства не так, как бухгалтер, которого интересует финансовый баланс фирмы. Бухгалтеры склонны к ретроспективному взгляду на финансы фирмы, так как им приходится следить за активом и пассивом и оценивать эффективность деятельности фирмы в прошлом.

Экономисты и руководители, наоборот, интересуются перспективами фирмы. В современных быстроменяющихся экономических условиях критерием оптимальной деятельности предприятия перестало быть стремление к максимизации прибыли. Разрабатывая концепцию развития агропредприятия, руководители все чаще стремятся учитывать не только классические индексы и индикаторы, но и другие трудно формализуемые понятия, с помощью которых можно было бы ответить на вопрос: «что будет, если»? Поскольку все виды ресурсов ограничены, любое решение о производстве какого-либо вида продукции предполагает отказ от использова-

Вопросы экономики

43 (85) - 2011

ния тех же ресурсов для выпуска какого-то иного вида продукции.

Таким образом, все варианты дальнейшего развития производства с учетом фактических и возможных издержек можно считать своеобразными виртуальными альтернативами. Принять оптимальное решение - значит выбрать такую альтернативу из числа возможных, в которой с учетом всех разнообразных факторов будет оптимизирована некоторая общая ценность. Задача принятия решений в условиях неопределенности сводится к выбору оптимальной стратегии в операции, исход которой помимо стратегии оперирующей стороны и ряда фиксированных факторов зависит также от некоторых неопределенных факторов, неподвластных оперирующей стороне и неизвестных ей в момент принятия решения, а также факторов, меняющихся со временем.

Предлагаемая модель, учитывая, с одной стороны, предложение и издержки производства, а с другой стороны, спрос на продукцию, позволяет научно обосновать варианты развития производства, наиболее выгодные для предприятия.

Достоинством модели является учет вероятностного характера развития событий, поскольку деятельность сельскохозяйственного производства зависит от природно-биологических, организационно-экономических и социальных факторов и проявляется в том, что урожайность сельскохозяйственных культур, затраты трудовых и денежных ресурсов, цены не могут быть заранее определены, они являются существенно случайными величинами, т. е. характеризуются коэффициентом вариации больше единицы.

Дальнейшее рассмотрение обсуждаемых положений удобнее проводить на примере конкретной организации. Для этого воспользуемся данными о производственно-финансовой деятельности предприятия растениеводческого направления ООО «Колос» (Альменевский район, Курганская область), отражающими деятельность сельскохозяйственного предприятия в совокупности со спросом на продукцию, которую оно производит.

Основные статистические данные, полученные по результатам обследования предприятия, сведены в табл. 1.

Производство и продажа

Входными данными модели [1] будет предложение, которым является ежегодный объем собранной пшеницы, и средняя себестоимость ее производства. Согласно данным табл. 1, предложение - это случайная целочисленная величина.

Фактически спрос также является случайной целочисленной величиной, однако получить по нему данные практически невозможно. Это связано не только с ситуацией в мире, стране, регионе. Даже если непосредственно для нужд региона, района необходим постоянный объем пшеницы, то из-за существенно разных ежегодных объемов ее производства каждым хозяйством (и банкротства хозяйств) для любого сельскохозяйственного предприятия спрос на его продукцию окажется случайным. Тем не менее, поскольку вся производимая продукция ежегодно была закуплена, то известны уровни спроса, которые дают оценку его минимальному (пт1П) и максимальному (птах) значениям. И хотя при этом аналитически найти распределение интересующей случайной величины практически невозможно, модель позволяет работать с отдельными реализациями этой величины.

Выходными показателями модели являются обеспечиваемый спрос п+, используемое предложение г+ (п+= г+), необеспечиваемый спрос п_ , неиспользуемое предложение в вещественном и стоимостном выражении [2].

Для оценок пт1П и птах значений спроса при промежуточных величинах, соответствующих значениям закупленной продукции в разные годы, получим величины стоимостных показателей используемого предложения « и равного ему обеспечиваемого спроса 3 , стоимость необеспечива-емого спроса «п и неиспользуемого предложения Зг , а также величину стоимости «

- « = «п+=г+- «_ -

которая равна прибыли с вычетом из нее потерь от необеспечиваемого спроса и неиспользованного предложения [3].

Расчеты выполнены с использованием программы [4]. Результаты расчетов приведены в табл. 2 и представлены на рис. 1. При этом учтено, что рыночная цена продажи пшеницы за исследуемый

Таблица 1

пшеницы в 2002-2008 гг.

Показатель 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Объем собранной пшеницы, ц 17 646 22 785 8 173 13 648 16 166 26 761 27 834

Себестоимость, тыс. руб. 2 410 2 618 875 1348 3 930 6 064 8 928

Выручка, тыс. руб. 2 965 3 552 2 786 2 448 4 807 10 386 13 973

43 (85) - 2011

Вопросы экономики

Таблица 2

Расчет вещественных и стоимостных характеристик спроса и предложения

Спрос п0 Вещественные характеристики, ц Стоимостные характеристики, тыс. руб.

п+ = п_ г_ £п+ = £

6 000 6 000 0 13 001,9 1 741,4 0 2 558,4 -817

10 000 9 739 261 9 262,9 2 826,58 75,8 1 822,7 928,2

15 000 13 831,6 1 168,4 5 170,3 4 014,38 339,1 1 017,4 2 657,9

19 000 16 090 2 909,5 2 911,5 4 669,85 844,4 572,9 3 252,5

23 000 17 774 5 226 1 227,9 5 158,6 1 516,8 241,6 3 400,2

27 000 18 882,7 8 117,3 119,5 5 480,38 2 355,9 23,5 3101

28 000 19 001,8 8 988,1 0 5 514,9 2 608,7 0 2 906,3

20 000 18 000 16 000 14 000 12 000 10 000 8 000 6 000 4 000 2 000 0

5 000

10 000

П = ^

15 000

20 000

25 000

30 000 Спрос, ц

Рис. 1. Графики кривых п+ = 1+, п_ , 1_

излишними запасами и резервами.

Как же предприятие выходит на уровень производства, при котором величина прибыли будет максимальной? Если производство приводит к увеличению валового дохода в большей степени, чем недополученная прибыль, оно должно наращивать производство. Если же производство дополнительной продукции

период составила в среднем по этому предприятию SlfZ = 0,31 тыс. руб. /ц, себестоимость ^ =0,2 тыс. руб. /ц.

Из результатов расчетов следует, что объем необеспечиваемого спроса достигает своего минимального значения при минимальном спросе на пшеницу п0 = 6 000 ц (т. е. сколько потребовалось -столько продали). Величина возможной упущенной прибыли равна нулю = 0), но в этом случае максимальна величина недополученной прибыли Sz = 2 558,4 тыс. руб. При других значениях п0 предприятие может вырастить пшеницы меньше либо больше имеющегося на него спроса. В этом случае, наряду с прибылью от продажи, появятся возможные упущенная и недополученная прибыль, величины которых позволяет рассчитать модель.

Именно, исходя из случайного характера как величины произведенной продукции, так и спроса на нее, перед предприятием встает задача определения рационального объема производства пшеницы для удовлетворения спроса (и получения от этого прибыли), не отягощая себя в то же время

приводит к увеличению дохода в меньшей степени, чем недополученная прибыль, то предприятие, которое ставит перед собой цель максимизации прибыли, не должно увеличивать объемы производства исследуемой продукции (рис. 2).

Анализируя график стоимости S, можно сделать вывод, что в настоящее время для предприятия ООО «Колос» рациональной является стратегия по производству пшеницы объемом от 1 750 до 2 500 ц. Такой интервал в предлагаемых объемах производства обусловлен пологим поведением кривой вблизи максимума.

Поскольку любое принятое решение всегда основывается на доступной информации, то первоочередными мерами по организации планово-прогнозных работ предприятия являются сбор информации и внедрение систем информационного обеспечения.

Внедрение и практическая реализация этих мероприятий не требуют больших инвестиционных вложений. Они могут быть реализованы путем: _ внедрения автоматизированных информационных систем, основой которых будет слу-

0

п

г

Вопросы экономики

43 (85) - 2011

Тыс. руб. 4 000 3 500 3 000 2 500 2 000 1 500 1 000 500 0

-500 -1 000 -1 500

жить накопленная информация о собственных производственных, финансовых и других видах деятельности; использования глобальных компьютерных сетей для оперативного получения и обмена информацией (например, информация о ценах на продукцию, изучение рынка сбыта продукции и т. д.). Таким образом, анализируя стоимостные показатели модели спроса и предложения, руководитель агропредприятия может оценить рациональный объем производства продукта в условиях неопределенности, одновременно рассчитав долю неиспользуемого предложения, т. е., прямые убытки предприятия и долю необеспечиваемого спроса -упущенную прибыль.

Список литературы

1. Корольков И. В., Королькова Л. И. Стохастическая система спроса и предложения: учеб. пособие. Челябинск: ЮУрГУ, 2006.

2. Королькова Л. И., Литвинова Н. Ю. Прогнозирование деятельности предприятия АПК: ма-

30 000 Спрос, ц

Рис. 2. График стоимости « (п)

тер. конф. «Ценности и интересы современного общества». М.: РГТЭУ, 2009.

3. Корол ьков И. В., Корол ькова Л. И. Пример оптимизации системы со случайным целочисленным спросом и детерминированным целочисленным предложением. Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей: тр. VII междун. науч.-практич. конф. СПб: Нестор, 2002.

4. Королькова Л. И., Винник А. И., Литвинова Н. Ю. Прогнозирование и оптимизация экономических показателей предприятия. Программный продукт. ОФАП, свидетельство об отраслевой регистрации разработки № 11 203 от 30.07.2008.

5. Мицкевич А. А. Экономические затраты и прибыль в современном управленческом учете // Экономические стратегии. 2004. № 7.

Московская Высшая Школа Экономики 20 лет лицензиям 000002, А 306208 ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ Аккредитация 010300

ИНСТИТУТ ПРОФБУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВТОРОЕ ОБРАЗОВАНИЕ за 8 месяцев (ГОСДИПЛОМ)

УМЦ № 420, УМЦ № 611 Организованная сдача экзаменов Аттестат • Профессиональный бухгалтер • Профбухгалтер по МСФО • Профбухгалтер бюджетных учреждений • Финансовый директор • Внутренний аудитор • Налоговый эксперт-консультант • Общий аудит. Аттестат Минфина РФ Повышение квалификации профессиональных бухгалтеров и аудиторов - 20 программ 911-93-07 * БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ * МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ * ФИНАНСЫ И КРЕДИТ Обучение: • дневное; • вечернее; • заочное; • группы выходного дня. 911-09-65 * Бухгалтерский учет и аудит * Управление финансами * МСФО (Диплом АССА, Великобритания) * Организация предпринимательской деятельности * Организация маркетинговой деятельности и управление продажами * Организация и управление кадровой службы * Менеджмент туризма и гостеприимства * Менеджмент рекламного дела * Менеджмент внешнеэкономической деятельности и таможенного дела * Менеджмент страхового дела * Психология и управление персоналом 912-44-92

Занятия рядом с м. Таганская, м. Автозаводская, м. Пролетарская (ул. Воронцовская, 21) www.mos-econ.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.