Научная статья на тему 'Расчет потерь энергии в элементах тягового привода тепловоза с гидропередачей'

Расчет потерь энергии в элементах тягового привода тепловоза с гидропередачей Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
186
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИДРОПЕРЕДАЧА / ГИДРОТРАНСФОРМАТОР / ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ / УГЛЫ НАКЛОНА ЛОПАСТЕЙ / HYDRODYNAMIC TRANSMISSION / HYDRO-TRANSFORMER / HYDRAULIC LOSSES / SLOPE ANGLES OF VANES

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Осипов А. В.

Точное определение гидравлических потерь дает более ясную картину энергетических процессов, проходящих внутри гидроаппарата (ГА). Одними из наиболее значимых конструкционных параметров в ГА является лопастная система, изменение которой в определенных пределах снижает гидравлические потери, позволяет характеристике КПД смещаться в сторону малых и больших передаточных отношений, а также изменять энергоёмкость ГА и другие показатели, влияющие на его качество и экономичность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CALCULATION OF ENERGY LOSSES IN ELEMENTS OF A DIESEL LOCOMOTIVE TRACTION DRIVE WITH THE HYDROSTATIC TRANSMISSION

Exact definition of hydraulic losses gives a clearer picture of power processes passing inside hydro-devices. One of the most significant construction parameters in hydro-devices is a vane system the change of which reduces hydraulic losses in certain limits allowing the performance propulsive efficiency to be displaced towards the small and large gearing ratios and changing the energy output of the hydro-device and other indexes influencing on the quality and effectiveness of the hydro-device.

Текст научной работы на тему «Расчет потерь энергии в элементах тягового привода тепловоза с гидропередачей»

Общетехнические задачи и пути их решения

211

5. Феноменологические основы оценки трещиностойкости материалов по параметрам падающих участков диаграмм деформаций / А. А. Лебедев, Н. Г. Чаусов // Проблемы прочности. - 1983. - № 2. - С. 6-10.

6. Энергетические критерии разрушения при циклическом нагружении (обзор) /

A. Н. Романов // Проблемы прочности. - № 3. - 1971. - С. 3-9.

7. Нелинейные проблемы теории упругости / И. И. Гольденблат. - М. : Наука. -1969. - 336 с.

8. Вопросы усталостной прочности машиностроительных конструкций. Н. И. Гриненко // Усталостная прочность машиностроительных конструкций : труды школы-семинара. - Челябинск : Челябинский рабочий, 1975. - 92 с.

9. Моделирование усталостного разрушения пластины с отверстием /

B. И. Миронов, А. В. Якушев, О. А. Лукашук // Вестник УГТУ-УПИ. - 2006. - № 11. -

C. 87-92.

10. Деградация свойств поверхностного слоя материала / В. И. Миронов // Материалы III Российской научно-технической конференции «Разрушение, контроль и диагностика материалов и конструкций». - Екатеринбург : ИМАШ УрО РАН, 2007. -С. 1-2.

УДК 621.225 А. В. Осипов

РАСЧЕТ ПОТЕРЬ ЭНЕРГИИ В ЭЛЕМЕНТАХ ТЯГОВОГО ПРИВОДА ТЕПЛОВОЗА С ГИДРОПЕРЕДАЧЕЙ

Точное определение гидравлических потерь дает более ясную картину энергетических процессов, проходящих внутри гидроаппарата (ГА). Одними из наиболее значимых конструкционных параметров в ГА является лопастная система, изменение которой в определенных пределах снижает гидравлические потери, позволяет характеристике КПД смещаться в сторону малых и больших передаточных отношений, а также изменять энергоёмкость ГА и другие показатели, влияющие на его качество и экономичность.

гидропередача, гидротрансформатор, гидравлические потери, углы наклона лопастей.

Введение

В гидропередаче тепловоза возникают потери энергии, которые можно разделить на механические, объемные, гидравлические. Наибольшая доля потерь энергии приходится на гидравлические, которые даже при максимальном гидравлическом КПД составляют 10.. .15 %.

Гидравлические потери в лопастных системах и круге циркуляции гидротрансформатора (ГТР) связаны с течением реальной жидкости. В зависимости от режима работы и места расположения в круге циркуляции

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2011/3

212

Общетехнические задачи и пути их решения

ГТР поток жидкости меняет направление движения и принимает различные формы. Такой сложный характер течения потока в ГТР делает затруднительным точное определение гидравлических потерь. Применяемые в настоящее время методы расчета гидравлических потерь ГТР основаны на применении опытных коэффициентов, полученных экспериментально.

Основная цель данной работы - поиск оптимальных углов наклона лопастей турбины и реактора с целью повышения КПД ГТР.

1 Определение гидравлических потерь по методике И. Ф. Семичастнова

1.1 Виды потерь в гидротрансформаторе

Наиболее точные результаты дает методика И. Ф. Семичастнова. В данной работе расчет выполнен по этой методике. Семичастнов предлагает разделить потери на пять составляющих: потери на удар при входе на лопатку, потери при расширении канала, потери при сужении канала, потери при искривлении канала и потери на трение в канале.

1.2 Формулы для определения составляющих гидравлических потерь

Составляющие для определения гидравлических потерь могут быть рассчитаны по следующим зависимостям:

• потери напора на удар при входе в колесо

h С

hy = ф2-,

2 g

где cs - вектор потерянной скорости; ф - коэффициент удара;

• напор, теряемый на внезапное сужение при входе на колесо,

( Cmx1 Cmx 2 )

К = ф

суж

2 g

где фсуж - коэффициент сужения;

• потери напора на трение в межлопаточных каналах колеса

К = ^Хх

тр1

f

16 g

l

+

l

у sin2 pxyRxy sin2 pxyRxy j

c

где l - коэффициент трения; lx - длина лопатки; P - угол наклона лопатки; cm - меридиональная скорость; x - номер колеса (1 - насос, 2 -турбина, 3 - реактор); y - вход в колесо или выход из колеса (1 - вход; 2 -выход);

• потери напора на искривление в межлопаточных каналах колеса

2011/3

Proceedings of Petersburg Transport University

Общетехнические задачи и пути их решения

213

h =1^ с2

и ^

2 g

где % - коэффициент сопротивления,

%

0,124 + 0,274

' b Л

ср

r

V ср

3,5

здесь Ьср - средняя ширина канала; гср - средний радиус кривизны канала; • напор, теряемый на внезапное расширение при выходы из колеса,

h =AcL

р 2 g ’

где Acm - разница меридиональных скоростей на входе и выходе из колеса.

Расчет выполнен для гидротрансформатора типа ТП1000М, который используется в гидропередаче УГП 750-1200, являющейся базовой для отечественных локомотивов промышленного транспорта.

2 Результаты расчета гидравлических потерь

В качестве изменяемых конструкционных параметров были приняты углы наклона лопастей при выходе из турбины 022 и реактора аз2. Как показано в работе [1], эти параметры являются ключевыми по уровню влияния на величину гидравлических потерь. Результаты расчета приведены на рисунках 1-6.

Рис. 1. Гидравлические потери при ударе на насосном колесе для разных углов наклона

лопастей турбины и реактора

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2011/3

214

Общетехнические задачи и пути их решения

Рис. 2. Гидравлические потери при ударе на турбинном колесе для разных углов наклона лопастей турбины и реактора

Рис. 3. Гидравлические потери при ударе на реакторе для разных углов наклона

лопастей турбины и реактора

2011/3

Proceedings of Petersburg Transport University

Общетехнические задачи и пути их решения

215

Рис. 4. Гидравлический КПД для разных углов наклона лопастей турбины

и реактора

Рис. 5. Напор на насосном колесе для разных углов наклона лопастей турбины

и реактора

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2011/3

216

Общетехнические задачи и пути их решения

Частота вращения турбинного вала, об/мин

Рис. 6. КПД ГТР при разных углах наклона лопастей турбины и реактора

Заключение

Представленные результаты позволяют сделать следующие выводы.

1. Изменение угла выхода лопасти турбины Р22 в сторону уменьшения, а угла выхода реактора аз2 в сторону увеличения способствует снижению гидравлических потерь на турбинном колесе, а также увеличению гидравлического КПД и КПД самого ГТР. Это можно объяснить тем, что при уменьшении Р22 снижается меридиональная скорость, вследствие чего происходит снижение расхода жидкости в круге циркуляции, причем циркуляция на выходе из насосного колеса остается в заданных пределах, а циркуляция на выходе из турбинного колеса уменьшается. Изменение циркуляций приводит к увеличению напора на турбинном колесе. В то же время уменьшение угла выхода турбинного колеса приводит к уменьшению проекции абсолютной скорости при входе в реактор, что влечет за собой увеличение гидравлических потерь на реакторе.

2. Увеличение Р22 и снижение аз2 уменьшают гидравлические потери в насосном колесе и реакторе, а также смещают характеристику в сторону меньших передаточных отношений. Уменьшение аз2 приводит к увеличению проекции абсолютной скорости при входе в насосное колесо, что отражается на увеличении напора на насосе, кроме того, снижается меридиональная скорость в круге циркуляции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2011/3

Proceedings of Petersburg Transport University

217

Общетехнические задачи и пути их решения Библиографический список

1. Оптимизация параметров гидродинамических приводов строительных и дорожных машин / С. П. Стесин. - М. : Машиностроение, 1996. - 172 с.

2. Рельсовые автобусы РА-1, РА-2. Устройство основных узлов, устройство аппаратов, электрические и пневматические схемы / К. П. Агеев. - М. : Центр коммерческих разработок, 2007. - 160 с.

3. Гидродинамические передачи: проектирование, изготовление и эксплуатация / Б. А. Гавриленко, И. Ф. Семичастнов. - М. : Машиностроение, 1980. - 224 с.

4. Гидравлические передачи локомотивов : учеб. пособие / В. С. Руднев. - М. : МИИТ, 1999. - 121 с.

5. Лопастные машины и гидродинамические передачи / С. П. Стесин, Е. А. Яковенко. - М. : Машиностроение, 1991. - 248 с.

УДК 621.316.9

О. Г. Шершакова

ОПТИМАЛЬНЫЙ УГОЛ РАСКРЫТИЯ НАКОНЕЧНИКА МОДУЛЬНО-СТЕРЖНЕВОГО ЗАЗЕМЛИТЕЛЯ

Усилие на погружение модульно-стержневого заземлителя складывается из лобового сопротивления наконечника и сцепления стержней с грунтом. Рассмотрен наконечник стержня заземлителя в виде прямого кругового конуса радиусом R и углом заострения 2а, перемещающийся в однородном грунте с постоянной скоростью. Определен оптимальный угол раскрытия (заострения) наконечника, обеспечивающий минимальное лобовое сопротивления грунта его внедрению.

лобовое сопротивление грунта наконечнику, модульно-стержневой заземлитель, наконечник, оптимальный угол заострения наконечника.

Введение

Обязательным условием эффективного и полноценного решения задач организации и экономики строительства новых телекоммуникационных узлов или модернизации существующих является решение вопросов, связанных с устройством заземления, отвечающего современным требованиям.

Производство работ традиционными методами в современном городе с его насыщенностью инженерными коммуникациями и стесненными условиями сильно затруднено либо невозможно.

Одним из перспективных и экономически выгодных способов решения этого вопроса является применение глубинной модульно-стержневой системы заземления. Инновационность этой технологии заключается в том, что вертикальный стержень становится своего рода системой благодаря модульному наращиванию: стальные стержни с электропроводным

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2011/3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.