Общетехнические задачи и пути их решения
211
5. Феноменологические основы оценки трещиностойкости материалов по параметрам падающих участков диаграмм деформаций / А. А. Лебедев, Н. Г. Чаусов // Проблемы прочности. - 1983. - № 2. - С. 6-10.
6. Энергетические критерии разрушения при циклическом нагружении (обзор) /
A. Н. Романов // Проблемы прочности. - № 3. - 1971. - С. 3-9.
7. Нелинейные проблемы теории упругости / И. И. Гольденблат. - М. : Наука. -1969. - 336 с.
8. Вопросы усталостной прочности машиностроительных конструкций. Н. И. Гриненко // Усталостная прочность машиностроительных конструкций : труды школы-семинара. - Челябинск : Челябинский рабочий, 1975. - 92 с.
9. Моделирование усталостного разрушения пластины с отверстием /
B. И. Миронов, А. В. Якушев, О. А. Лукашук // Вестник УГТУ-УПИ. - 2006. - № 11. -
C. 87-92.
10. Деградация свойств поверхностного слоя материала / В. И. Миронов // Материалы III Российской научно-технической конференции «Разрушение, контроль и диагностика материалов и конструкций». - Екатеринбург : ИМАШ УрО РАН, 2007. -С. 1-2.
УДК 621.225 А. В. Осипов
РАСЧЕТ ПОТЕРЬ ЭНЕРГИИ В ЭЛЕМЕНТАХ ТЯГОВОГО ПРИВОДА ТЕПЛОВОЗА С ГИДРОПЕРЕДАЧЕЙ
Точное определение гидравлических потерь дает более ясную картину энергетических процессов, проходящих внутри гидроаппарата (ГА). Одними из наиболее значимых конструкционных параметров в ГА является лопастная система, изменение которой в определенных пределах снижает гидравлические потери, позволяет характеристике КПД смещаться в сторону малых и больших передаточных отношений, а также изменять энергоёмкость ГА и другие показатели, влияющие на его качество и экономичность.
гидропередача, гидротрансформатор, гидравлические потери, углы наклона лопастей.
Введение
В гидропередаче тепловоза возникают потери энергии, которые можно разделить на механические, объемные, гидравлические. Наибольшая доля потерь энергии приходится на гидравлические, которые даже при максимальном гидравлическом КПД составляют 10.. .15 %.
Гидравлические потери в лопастных системах и круге циркуляции гидротрансформатора (ГТР) связаны с течением реальной жидкости. В зависимости от режима работы и места расположения в круге циркуляции
ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС
2011/3
212
Общетехнические задачи и пути их решения
ГТР поток жидкости меняет направление движения и принимает различные формы. Такой сложный характер течения потока в ГТР делает затруднительным точное определение гидравлических потерь. Применяемые в настоящее время методы расчета гидравлических потерь ГТР основаны на применении опытных коэффициентов, полученных экспериментально.
Основная цель данной работы - поиск оптимальных углов наклона лопастей турбины и реактора с целью повышения КПД ГТР.
1 Определение гидравлических потерь по методике И. Ф. Семичастнова
1.1 Виды потерь в гидротрансформаторе
Наиболее точные результаты дает методика И. Ф. Семичастнова. В данной работе расчет выполнен по этой методике. Семичастнов предлагает разделить потери на пять составляющих: потери на удар при входе на лопатку, потери при расширении канала, потери при сужении канала, потери при искривлении канала и потери на трение в канале.
1.2 Формулы для определения составляющих гидравлических потерь
Составляющие для определения гидравлических потерь могут быть рассчитаны по следующим зависимостям:
• потери напора на удар при входе в колесо
h С
hy = ф2-,
2 g
где cs - вектор потерянной скорости; ф - коэффициент удара;
• напор, теряемый на внезапное сужение при входе на колесо,
( Cmx1 Cmx 2 )
К = ф
суж
2 g
где фсуж - коэффициент сужения;
• потери напора на трение в межлопаточных каналах колеса
К = ^Хх
тр1
f
16 g
l
+
l
у sin2 pxyRxy sin2 pxyRxy j
c
где l - коэффициент трения; lx - длина лопатки; P - угол наклона лопатки; cm - меридиональная скорость; x - номер колеса (1 - насос, 2 -турбина, 3 - реактор); y - вход в колесо или выход из колеса (1 - вход; 2 -выход);
• потери напора на искривление в межлопаточных каналах колеса
2011/3
Proceedings of Petersburg Transport University
Общетехнические задачи и пути их решения
213
h =1^ с2
и ^
2 g
где % - коэффициент сопротивления,
%
0,124 + 0,274
' b Л
ср
r
V ср
3,5
здесь Ьср - средняя ширина канала; гср - средний радиус кривизны канала; • напор, теряемый на внезапное расширение при выходы из колеса,
h =AcL
р 2 g ’
где Acm - разница меридиональных скоростей на входе и выходе из колеса.
Расчет выполнен для гидротрансформатора типа ТП1000М, который используется в гидропередаче УГП 750-1200, являющейся базовой для отечественных локомотивов промышленного транспорта.
2 Результаты расчета гидравлических потерь
В качестве изменяемых конструкционных параметров были приняты углы наклона лопастей при выходе из турбины 022 и реактора аз2. Как показано в работе [1], эти параметры являются ключевыми по уровню влияния на величину гидравлических потерь. Результаты расчета приведены на рисунках 1-6.
Рис. 1. Гидравлические потери при ударе на насосном колесе для разных углов наклона
лопастей турбины и реактора
ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС
2011/3
214
Общетехнические задачи и пути их решения
Рис. 2. Гидравлические потери при ударе на турбинном колесе для разных углов наклона лопастей турбины и реактора
Рис. 3. Гидравлические потери при ударе на реакторе для разных углов наклона
лопастей турбины и реактора
2011/3
Proceedings of Petersburg Transport University
Общетехнические задачи и пути их решения
215
Рис. 4. Гидравлический КПД для разных углов наклона лопастей турбины
и реактора
Рис. 5. Напор на насосном колесе для разных углов наклона лопастей турбины
и реактора
ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС
2011/3
216
Общетехнические задачи и пути их решения
Частота вращения турбинного вала, об/мин
Рис. 6. КПД ГТР при разных углах наклона лопастей турбины и реактора
Заключение
Представленные результаты позволяют сделать следующие выводы.
1. Изменение угла выхода лопасти турбины Р22 в сторону уменьшения, а угла выхода реактора аз2 в сторону увеличения способствует снижению гидравлических потерь на турбинном колесе, а также увеличению гидравлического КПД и КПД самого ГТР. Это можно объяснить тем, что при уменьшении Р22 снижается меридиональная скорость, вследствие чего происходит снижение расхода жидкости в круге циркуляции, причем циркуляция на выходе из насосного колеса остается в заданных пределах, а циркуляция на выходе из турбинного колеса уменьшается. Изменение циркуляций приводит к увеличению напора на турбинном колесе. В то же время уменьшение угла выхода турбинного колеса приводит к уменьшению проекции абсолютной скорости при входе в реактор, что влечет за собой увеличение гидравлических потерь на реакторе.
2. Увеличение Р22 и снижение аз2 уменьшают гидравлические потери в насосном колесе и реакторе, а также смещают характеристику в сторону меньших передаточных отношений. Уменьшение аз2 приводит к увеличению проекции абсолютной скорости при входе в насосное колесо, что отражается на увеличении напора на насосе, кроме того, снижается меридиональная скорость в круге циркуляции.
2011/3
Proceedings of Petersburg Transport University
217
Общетехнические задачи и пути их решения Библиографический список
1. Оптимизация параметров гидродинамических приводов строительных и дорожных машин / С. П. Стесин. - М. : Машиностроение, 1996. - 172 с.
2. Рельсовые автобусы РА-1, РА-2. Устройство основных узлов, устройство аппаратов, электрические и пневматические схемы / К. П. Агеев. - М. : Центр коммерческих разработок, 2007. - 160 с.
3. Гидродинамические передачи: проектирование, изготовление и эксплуатация / Б. А. Гавриленко, И. Ф. Семичастнов. - М. : Машиностроение, 1980. - 224 с.
4. Гидравлические передачи локомотивов : учеб. пособие / В. С. Руднев. - М. : МИИТ, 1999. - 121 с.
5. Лопастные машины и гидродинамические передачи / С. П. Стесин, Е. А. Яковенко. - М. : Машиностроение, 1991. - 248 с.
УДК 621.316.9
О. Г. Шершакова
ОПТИМАЛЬНЫЙ УГОЛ РАСКРЫТИЯ НАКОНЕЧНИКА МОДУЛЬНО-СТЕРЖНЕВОГО ЗАЗЕМЛИТЕЛЯ
Усилие на погружение модульно-стержневого заземлителя складывается из лобового сопротивления наконечника и сцепления стержней с грунтом. Рассмотрен наконечник стержня заземлителя в виде прямого кругового конуса радиусом R и углом заострения 2а, перемещающийся в однородном грунте с постоянной скоростью. Определен оптимальный угол раскрытия (заострения) наконечника, обеспечивающий минимальное лобовое сопротивления грунта его внедрению.
лобовое сопротивление грунта наконечнику, модульно-стержневой заземлитель, наконечник, оптимальный угол заострения наконечника.
Введение
Обязательным условием эффективного и полноценного решения задач организации и экономики строительства новых телекоммуникационных узлов или модернизации существующих является решение вопросов, связанных с устройством заземления, отвечающего современным требованиям.
Производство работ традиционными методами в современном городе с его насыщенностью инженерными коммуникациями и стесненными условиями сильно затруднено либо невозможно.
Одним из перспективных и экономически выгодных способов решения этого вопроса является применение глубинной модульно-стержневой системы заземления. Инновационность этой технологии заключается в том, что вертикальный стержень становится своего рода системой благодаря модульному наращиванию: стальные стержни с электропроводным
ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС
2011/3