Научная статья на тему 'Расчет платы за загрязнение компонентов окружающей среды - изменения законодательства'

Расчет платы за загрязнение компонентов окружающей среды - изменения законодательства Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
571
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / РАСЧЕТ ПЛАТЫ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ / УМЕНЬШЕНИЕ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / КОЭФФИЦИЕНТЫ / 913 ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / LEGISLATION CHANGE / CALCULATION OF FEE FOR ENVIRONMENT POLLUTION / ENVIRONMENTAL IMPACT ASSESSMENT / DECREASE OF FEES FOR ENVIRONMENT POLLUTION / COEFFICIENTS / DECREE OF GOVERNMENT 913 / ECONOMIC CRISIS

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Ледащева Татьяна Николаевна, Пинаев Владимир Евгеньевич

Настоящая статья посвящена вопросу расчета платы за загрязнение компонентов окружающей среды в Российской Федерации в свете отмены Постановления Правительства РФ от 12 июня 2003 г. 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления», действовавшего с 2003 года и вступления в силу Постановления Правительства РФ от 13 сентября 2016 г. № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах». Поступления в бюджет, в том числе от платы за размещение отходов, сбросы и выбросы загрязняющих веществ, способствуют пополнению бюджета государства на различных уровнях, что актуально в условиях текущего экономического кризиса. В статье рассмотрена текущая формула расчета и представлены сравнительные расчеты для 2016 и 2017 года, выполненные в соответствии со старым и новым постановлением регламентирующими размеры платы за загрязнение компонентов окружающей среды. Сделан вывод о том, что расчет в соответствии с требованиями 913 Постановления уменьшают размер платы на 3070%, что уменьшает финансовую нагрузку на предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Ледащева Татьяна Николаевна, Пинаев Владимир Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Calculation of fee for environment pollution in Russia -changes in legislation

The article is dedicated to the topic of fee calculation for environment pollution in Russian Federation in the discourse of 344 Decree of Government of 12th June 2003 “On fee normative for emission of polluting substances by stationary and moving sources, discharge of polluting substances into surface and subsurface water bodies, waste disposal from consumption and production” and bringing into power 913 Decree of Government of 13 th September 2016 “On fee ranges for negative impact on environment and additional coefficients”. Budget revenue, including also fees for waste disposal, emission of pollutants into ambient air, pollutants discharge support boost of state budget at different levels, what is crucial during current economic crisis. The article contains review of current formula for fee calculation and example calculations for 2016 and 2017, performed according old and new Decrees on fee normative. Conclusion on decrees of fee calculated according 913 Decree is done, that may lead to decrease of financial impact on enterprises.

Текст научной работы на тему «Расчет платы за загрязнение компонентов окружающей среды - изменения законодательства»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/

Том 8, №5 (2016) http ://naukovedenie.ru/vol8-6 .php

URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/03EVN616.pdf

Статья опубликована 29.11.2016

Ссылка для цитирования этой статьи:

Ледащева Т.Н., Пинаев В.Е. Расчет платы за загрязнение компонентов окружающей среды - изменения законодательства // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №5 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/03EVN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 330.15

Ледащева Татьяна Николаевна

ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов», Россия, Москва1

Кандидат физико-математических наук, доцент E-mail: tledascheva@mail.ru

Пинаев Владимир Евгеньевич

Экологическая консалтинговая компания ООО «ФРЭКОМ», Россия, Москва Главный специалист отдела «Экологической оценки проектов» Кандидат экономических наук, доцент E-mail: pinaev-ve@mail.ru

Расчет платы за загрязнение компонентов окружающей среды - изменения законодательства

Аннотация. Настоящая статья посвящена вопросу расчета платы за загрязнение компонентов окружающей среды в Российской Федерации в свете отмены Постановления Правительства РФ от 12 июня 2003 г. 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления», действовавшего с 2003 года и вступления в силу Постановления Правительства РФ от 13 сентября 2016 г. № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах». Поступления в бюджет, в том числе от платы за размещение отходов, сбросы и выбросы загрязняющих веществ, способствуют пополнению бюджета государства на различных уровнях, что актуально в условиях текущего экономического кризиса. В статье рассмотрена текущая формула расчета и представлены сравнительные расчеты для 2016 и 2017 года, выполненные в соответствии со старым и новым постановлением регламентирующими размеры платы за загрязнение компонентов окружающей среды. Сделан вывод о том, что расчет в соответствии с требованиями 913 Постановления уменьшают размер платы на 3070%, что уменьшает финансовую нагрузку на предприятия.

Ключевые слова: изменение законодательства; расчет платы за загрязнение окружающей среды; оценка воздействия на окружающую среду; уменьшение размера платы за загрязнение окружающей среды; коэффициенты; 913 Постановление Правительства; экономический кризис

1 115093, г. Москва, Подольское ш., 8/5, экологический факультет, кафедра «Прикладной экологии»

1

В связи с вступлением в силу нового документа утверждающего ставки платы за

2

негативное воздействие на окружающую среду и отменой ранее действовавших ставок и коэффициентов. Острую актуальность приобретает вопрос расчета платы за загрязнение окружающей среды по новым ставкам и влияние платы за загрязнение окружающей среды, получаемой государством на наполняемость бюджета. Кроме того, данный вопрос может быть актуален в связи с затянувшимся экономическим кризисом или, как полагают некоторые учены, в связи с его циклическим развитием, например [1].

Следует отметить, что ранее действовавшее 344 Постановление утратило силу с 23 сентября 2016 г.3 В связи, с чем не действуют следующие коэффициенты, применявшиеся ранее для расчетов:

• для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, равный 2;

• коэффициенты учитывающие экологические факторы (состояние атмосферного воздуха и почвы) в размене от 1 до 1,9;

• коэффициенты учитывающие экологические факторы (состояние водных объектов) в размене от 1 до 2.

Также утратило силу Постановление 1219 пояснявшее применение коэффициентов индексации на 2016 и 2017 гг.4

Таким образом, в настоящий момент единственным документом регламентирующим размер платы за загрязнение компонентов окружающей среды является Постановление № 913, а единственным дополнительным коэффициентом, применяемом при расчете является коэффициент 2 для особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

По вопросам расчета платы было написано большое количество работ, например [2, 3, 4], равно как и по вопросам применения коэффициентов при расчете [5, 6]. Однако в связи с изменением законодательства публикации и исследования на данную тему становятся остро актуальными.

Порядок определения платы за загрязнение регламентирован Постановлением Правительства РФ № 632 от 28.09.1992 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»5 (следует отметить, что данный документ вероятно претерпит изменения в скором времени).

2 Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2016 г. № 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах // Информационно-справочная система «Техэксперт: Интранет».

3 Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» // Информационно-справочная система «Техэксперт: Интранет».

4 Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2014 года N 1219 О коэффициентах к нормативам платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления // Информационно -справочная система «Техэксперт: Интранет».

5 Постановлением Правительства РФ № 632 от 28.09.1992 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» // Информационно-справочная система «Техэксперт: Интранет».

Данный порядок актуален для оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) или в части подготовки проектной документации при подготовке проекта мероприятий по охране окружающей среды (ПМООС). При этом необходим расчет платы, в том числе, за размещение отходов производства и потребления6.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, в части размещения отходов производства и потребления на специально оборудованных полигонах, ведется следующим образом:

Плата за размещение отходов в пределах установленных нормативов (лимитов), определяется по формуле:

п

I

П, - К,'-' С,, * Ы, (1)

где: Пн - плата за размещение отходов в пределах установленных нормативов (лимитов), руб.;

Сш - норматив платы за размещение 1 тонны 1-го наименования отхода в пределах установленных нормативов (лимитов), руб.;

М; - фактическая масса наименования отхода, т;

Мн1 - норматив (лимит) наименования отхода, т;

Кз - коэффициент, учитывающий экологическую ситуацию в экономических районах РФ (данный коэффициент не применим). Возможно применение коэффициента 2 для ООПТ.

По мнению автора, применение новых ставок платы за загрязнение окружающей среды приведет к снижению наполняемости бюджета.

Сравним расчеты, по данным реального проекта , проведенные в соответствии с требованиями 344 Постановления и 913 Постановления.

Расчеты в соответствии с требованиями 344 Постановления

Таблица 1

Расчет платы за размещение отходов в ценах 344 Постановления для 2016 г.

Класс опасности отхода Количество, т Норматив платы руб. / т по 344 Постановлению К для экономического района К индексации К для районов Крайнего Севера Сумма, руб.

Отходы 4 класса 75,059 248,4 1,4 2,56 2 133644,89

Отходы 5 класса 27,13 8 1,4 2,56 2 1555,74

Итого 135200,63

Источник: расчеты автора

6 Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» // Информационно-справочная система «Техэксперт: Интранет».

7 Проектная документация, обосновывающая технологию очистки производственных сточных вод на Штокмановском ГКМ (шельф Баренцева моря) Резюме нетехнического характера ОВОС URL: http://www.novsu.ru/file/756370 (дата обращения 05.10.2016 г.).

Таблица 2

Расчет платы за размещение отходов в ценах 344 Постановления для 2017 г.

Класс опасности отхода Количество, т Норматив платы руб. / т по 344 Постановлению К для экономического района К индексации К для районов Крайнего Севера Сумма, руб.

Отходы 4 класса 75,059 248,4 1,4 2,67 2 139387,45

Отходы 5 класса 27,13 8 1,4 2,67 2 1622,59

Итого 141010,04

Источник: расчеты автора

Таблица 3

Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в ценах 344 Постановления для 2016 г.

Наименование вещества Количество, т Норматив платы руб. т по 344 Постановлению К для экономического района К индексации К для районов Крайнего Севера Сумма, руб.

Азот (IV) оксид 0,002712 52 1,4 2,56 2 1,01

Аммиак 0,014045 52 1,4 2,56 2 5,24

Сероводород 0,001058 257 1,4 2,56 2 1,95

Углерод оксид 0,058952 6 1,4 2,56 2 2,54

Метан 0,260672 50 1,4 2,56 2 93,42

Метантиол 0,000002 20498 1,4 2,56 2 0,29

Итого 104,45

Источник: расчеты автора

Таблица 4

Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в ценах 344 Постановления для 2017 г.

Наименование вещества Количество, т Норматив платы руб. т по 344 Постановлению К для экономического района К индексации К для районов Крайнего Севера Сумма, руб.

Азот (IV) оксид 0,002712 52 1,4 2,67 2 1,05

Аммиак 0,014045 52 1,4 2,67 2 5,46

Сероводород 0,001058 257 1,4 2,67 2 2,03

Углерод оксид 0,058952 6 1,4 2,67 2 2,64

Метан 0,260672 50 1,4 2,67 2 97,44

Метантиол 0,000002 20498 1,4 2,67 2 0,31

Итого 108,94

Источник: расчеты автора

Таблица 5

Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в ценах 344 Постановления для 2016 г.

Наименование вещества Количество, т Норматив платы руб. т по 344 Постановлению К учитывающий состояние водных объектов К индексации К для районов Крайнего Севера К для взвешенных веществ* Сумма, руб-

Взвешенные вещества 0,007 366 1 2,56 2 0,93 12,20

Нефтепродукта 0,07 5510 1 2,56 2 1974,78

Бензол 0,35 552 1 2,56 2 989,18

Толуол 0,35 552 1 2,56 2 989,18

Ксилол 0,35 5510 1 2,56 2 9873,92

Нафталин 0,007 5510 1 2,56 2 197,48

Моноэтиленгликоль 4,205 1102 1 2,56 2 23725,62

Наименование вещества Количество, т Норматив платы руб. т по 344 Постановлению К учитывающий состояние водных объектов К индексации К для районов Крайнего Севера К для взвешенных веществ* Сумма, руб-

Фенол 0,007 5510 1 2,56 2 197,48

Натрий 3,145 2,5 1 2,56 2 40,26

Калий 0,14 6,2 1 2,56 2 4,44

Магний 0,28 6,9 1 2,56 2 9,89

Кальций 0,056 1,2 1 2,56 2 0,34

Хлорид-ион 2,383 0,9 1 2,56 2 10,98

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аммоний азот 0,28 551 1 2,56 2 789,91

Фосфаты 0,007 1378 1 2,56 2 49,39

Бисульфит 0,07 145 1 2,56 2 5,20

Нитрат-ион 1,402 6,9 1 2,56 2 49,53

Нитрт-ион 0,0035 3444 1 2,56 2 61,72

БПК полн 9,11 91 1 2,56 2 4244,53

Итого 43226,04

Источник: расчеты автора

Таблица 6

Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в ценах 344 Постановления для 2017 г.

Наименование вещества Количество, т Норматив платы руб. т по 344 Постановлению К учитывающий состояние водных объектов К индексации К для районов Крайнего Севера К для взвешенных веществ* Сумма, руб-

Взвешенные вещества 0,007 366 1 2,67 2 0,93 12,72

Нефтепродукта 0,07 5510 1 2,67 2 2059,64

Бензол 0,35 552 1 2,67 2 1031,69

Толуол 0,35 552 1 2,67 2 1031,69

Ксилол 0,35 5510 1 2,67 2 10298,19

Нафталин 0,007 5510 1 2,67 2 205,96

Моноэтиленгликоль 4,205 1102 1 2,67 2 24745,08

Фенол 0,007 5510 1 2,67 2 205,96

Натрий 3,145 2,5 1 2,67 2 41,99

Калий 0,14 6,2 1 2,67 2 4,64

Магний 0,28 6,9 1 2,67 2 10,32

Кальций 0,056 1,2 1 2,67 2 0,36

Хлорид-ион 2,383 0,9 1 2,67 2 11,45

Аммоний азот 0,28 551 1 2,67 2 823,86

Фосфаты 0,007 1378 1 2,67 2 51,51

Бисульфит 0,07 145 1 2,67 2 5,42

Нитрат-ион 1,402 6,9 1 2,67 2 51,66

Нитрт-ион 0,0035 3444 1 2,67 2 64,37

БПК полн 9,11 91 1 2,67 2 4426,91

Итого 45083,41

* Ставка платы за сбросы взвешенных веществ применяется с использованием коэффициента, определяемого как величина, обратная сумме допустимого увеличения содержания взвешенных веществ при сбросе сточных вод к фону водоема и фоновой концентрации взвешенных веществ в воде водного объекта, принятой при установлении нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ. (Фоновые концентрации взвешенных веществ водоемов могут быть определены по результатам ИЭИ [7])

Источник: расчеты автора

Расчеты в соответствии с требованиями 913 Постановления

Расчеты по 913 Постановлению приведены для тех же веществ.

Таблица 7

Расчет платы за размещение отходов в ценах 913 Постановления для 2016 г.

Класс опасности отхода Количество, т Норматив платы руб. т по 913 Постановлению Сумма, руб.

Отходы 4 класса 75,059 635,9 47730,02

Отходы 5 класса 27,13 16,6 450,36

Итого 48180,38

Источник: расчеты автора

Таблица 8

Расчет платы за размещение отходов в ценах 913 Постановления для 2017 г.

Класс опасности отхода Количество, т Норматив платы руб. т по 913 Постановлению Сумма, руб.

Отходы 4 класса 75,059 663,2 49779,13

Отходы 5 класса 27,13 17,3 469,35

Итого 50248,48

Источник: расчеты автора

Таблица 9

Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в ценах 913 Постановления для 2016 г.

Наименование вещества Количество, т Норматив платы руб. т по 913 Постановлению Сумма, руб.

Азот (IV) оксид 0,002712 89,6 0,24

Аммиак 0,014045 133,1 1,87

Сероводород 0,001058 657 0,70

Углерод оксид 0,058952 1,5 0,09

Метан 0,260672 103,5 26,98

Метантиол 0,000002 52474,9 0,10

Итого 29,98

Источник: расчеты автора

Таблица 10

Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в ценах 913 Постановления для 2016 г.

Наименование вещества Количество, т Норматив платы руб. т по 913 Постановлению Сумма, руб.

Азот (IV) оксид 0,002712 93,5 0,25

Аммиак 0,014045 138,8 1,95

Сероводород 0,001058 686,2 0,73

Углерод оксид 0,058952 1,6 0,09

Метан 0,260672 108 28,15

Метантиол 0,000002 54729,7 0,11

Итого 31,29

Источник: расчеты автора

Таблица 11

Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в ценах 913 Постановления для 2016 г.

Наименование вещества Количество, т Норматив платы руб. т по 913 Постановлению Коэффициент для взвешенных веществ Сумма, руб.

Взвешенные вещества 0,007 937 0,93 6,10

Нефтепродукта 0,07 14105,6 987,39

Бензол 0,35 1413,1 494,59

Толуол 0,35 1413,1 494,59

Ксилол 0,35 14105,6 4936,96

Нафталин 0,007 176307,2 1234,15

Наименование вещества Количество, т Норматив платы руб. т по 913 Постановлению Коэффициент для взвешенных веществ Сумма, руб.

Моноэтиленгликоль 4,205 2821,1 11862,73

Фенол 0,007 705231,4 4936,62

Натрий 3,145 6,4 20,13

Калий 0,14 15,9 2,23

Магний 0,28 14,3 4,00

Кальций 0,056 3,1 0,17

Хлорид-ион 2,383 2,3 5,48

Аммоний азот 0,28 1140,6 319,37

Фосфаты 0,007 3527,7 24,69

Бисульфит 0,07 330,2 23,11

Нитрат-ион 1,402 14,3 20,05

Нитрт-ион 0,0035 7129,1 24,95

БПК полн 9,11 0,5 4,56

Итого 25401,86

Источник: расчеты автора

Таблица 12

Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в ценах 913 Постановления для 2016 г.

Наименование вещества Количество, т Норматив платы руб. т по 913 Постановлению Коэффициент для взвешенных веществ Сумма, руб.

Взвешенные вещества 0,007 977,2 0,93 6,36

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нефтепродукта 0,07 14711,7 1029,82

Бензол 0,35 1473,8 515,83

Толуол 0,35 1473,8 515,83

Ксилол 0,35 14711,7 5149,10

Нафталин 0,007 183882,9 1287,18

Моноэтиленгликоль 4,205 2942,3 12372,37

Фенол 0,007 735534,3 5148,74

Натрий 3,145 6,7 21,07

Калий 0,14 16,6 2,32

Магний 0,28 14,9 4,17

Кальций 0,056 3,2 0,18

Хлорид-ион 2,383 2,4 5,72

Аммоний азот 0,28 1190,2 333,26

Фосфаты 0,007 3679,3 25,76

Бисульфит 0,07 313,2 21,92

Нитрат-ион 1,402 14,9 20,89

Нитрт-ион 0,0035 7439 26,04

БПК полн 9,11 243 2213,73

Итого 28700,28

Источник: расчеты автора

Выводы о различии фактической величины платы за загрязнение

Рассмотрим разницу, получающуюся при использовании различных постановлений для расчета платы.

Таблица 13

Сравнение изменений нормативов платы по 344 и 913 Постановлениям

Вид воздействия Год Расчет по 344 Постановлению Расчет по 913 Постановлению Разница в результатах % уменьшения платы

Размещение отходов 2016 135200,63 48180,38 87020,26 64

2017 141010,04 50248,48 90761,56 64

Вид воздействия Год Расчет по 344 Постановлению Расчет по 913 Постановлению Разница в результатах % уменьшения платы

Выбросы 2016 104,45 29,98 74,47 71

2017 108,94 31,29 77,65 71

Сбросы 2016 43226,04 25401,86 17824,18 41

2017 45083,41 28700,28 16383,12 36

Источник: составлено автором

Таким образом, можно сделать вывод о том, что размер платы в 2016 г снизится для различных видов воздействия на компоненты окружающей среды на величину равную 4070%, а в 2017 г на 30-70%.

Указанные изменения могут рассматриваться как мера поддержки предприятий, вероятно наибольшим образом производственных, в том числе ТЭК, однако данные меры приведут к уменьшению поступлений в бюджет.

Помимо собственно потерь бюджета в денежном выражении с вопросом размещения отходов может быть тесно связан аспект накопленного экологического ущерба [8] и оценки воздействия на почвенно-растительный покров [9, 10]. Также можно обоснованно предположить, что некоторые зарубежные подходы по вопросу обращения с отходами могут быть применимы в РФ [11].

Также вопросы расчета платы за загрязнение окружающей среды могут быть актуальны при поведении экологического аудита фазы 1 [12, 13].

ЛИТЕРАТУРА

1. Горелов В.И. Системное моделирование в социально-экономической сфере: монография / О.Л. Карелова, Т.Н. Ледащева, ред.: В.И. Горелов // Российская международная академия туризма, В.И. Горелов - М.: Логос, 2012.

2. Кудрявцева О.В., Ледащева Т.Н., Пинаев В.Е. Особенности исчисления платы за загрязнение окружающей среды в России (статья) // «Вестник Университета» теоретический и научно-методический ж-л М., ГУУ, 2013, №21. с. 153-161.

3. Кудрявцева О.В., Ледащева Т.Н., Пинаев В.Е. Особенности исчисления платы за загрязнение окружающей среды в Российской Федерации (статья) // Журнал «Справочник Эколога» №5 (17) май 2014 М., стр. 61-68.

4. Пинаев В.Е. Расчет платы за размещение отходов в России - современная практика // Интернет-журнал «Отходы и ресурсы» Том 3, №3 (2016) http://resources.today/PDF/01RRO316.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

5. Обухова Д.М., Мишуков Д.М. О применении коэффициентов при расчете платы с 2016 года // научно-практический журнал «Экология производства» №6 июнь 2016. с. 28-35.

6. Е.Н. Колчина Коэффициенты индексации платы за НВОС // Справочник ЭКОЛОГА №8 август 2016. с. 20-21.

7. Пинаев В.Е. Учет социо-эколого-экономических факторов в проектном цикле -современная практика. Монография - М.: Мир науки, 2016. - 187 с. [Электронный ресурс] - М.: Мир науки, 2016 - Режим доступа: http://izd-mn.com/PDF/14MNNPM16.pdf.

8. Чернышев Д.А., Пинаев В.Е. Анализ отечественной нормативно-правовой базы, регулирующей сферу экологического ущерба от прошлой хозяйственной деятельности (статья) / Интернет-журнал «Науковедение» (учредитель журнала НОУ ВПО ИГУПИТ) №5 (24) выпуск сентябрь-октябрь 2014 [Электронный ресурс] - М.: Науковедение, 2014 - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/175EVN514.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

9. Касимов Д.В., Пинаев В.Е. Оценка воздействия на почвенно-растительный покров - практика проведения при оценке воздействия на окружающую среду (статья) / Интернет-журнал «Науковедение» (учредитель журнала НОУ ВПО ИГУПИТ) №6 (25) выпуск ноябрь-декабрь 2014 [Электронный ресурс] - М.: Науковедение, 2014 - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/ 121EVN614.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

10. Афанасьева О.О., Касимов Д.В., Пинаев В.Е. Раздел МООС проектной документации для трубопровода: мероприятия по охране и рациональному использованию земельных ресурсов и почвенного покрова (статья) / Журнал «Справочник Эколога» №3 (27) март 2015 М., стр. 54-59.

11. Пинаев В.Е., Чернышев Д.А Регулирование деятельности по обращению с отходами - опыт Европейского Союза (статья) // Интернет-журнал «Науковедение» (учредитель журнала НОУ ВПО ИГУПИТ) Выпуск 4 (23) 2014 (октябрь - ноябрь) режим доступа http://naukovedenie.ru/PDF/04EVN414.pdf.

12. Пинаев В.Е. Экологический аудит - вопросы обращения с отходами производства и потребления // Интернет-журнал «Отходы и ресурсы» Том 3, №3 (2016) http://resources.today/PDF/02RRO316.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

13. Пинаев В.Е. Экологический аудит в Российской Федерации - современные реалии // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №5 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/06EVN516.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Tatiana Ledashcheva Nikolaevna

Peoples' friendship university of Russia, Russia, Moscow

E-mail: tledascheva@mail.ru

Pinaev Vladimir Evgen'evich

Environmental consulting company Frecom Ltd, Russia, Moscow

E-mail: pinaev-ve@mail.ru

Calculation of fee for environment pollution in Russia -

changes in legislation

Abstract. The article is dedicated to the topic of fee calculation for environment pollution in Russian Federation in the discourse of 344 Decree of Government of 12th June 2003 "On fee normative for emission of polluting substances by stationary and moving sources, discharge of polluting substances into surface and subsurface water bodies, waste disposal from consumption and production" and bringing into power 913 Decree of Government of 13 th September 2016 "On fee ranges for negative impact on environment and additional coefficients". Budget revenue, including also fees for waste disposal, emission of pollutants into ambient air, pollutants discharge support boost of state budget at different levels, what is crucial during current economic crisis. The article contains review of current formula for fee calculation and example calculations for 2016 and 2017, performed according old and new Decrees on fee normative. Conclusion on decrees of fee calculated according 913 Decree is done, that may lead to decrease of financial impact on enterprises.

Keywords: legislation change; calculation of fee for environment pollution; environmental impact assessment; decrease of fees for environment pollution; coefficients; Decree of Government 913; economic crisis

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.