Научная статья на тему 'Расчет перегрева обмотки статора при проектировании оптимального асинхронного двигателя'

Расчет перегрева обмотки статора при проектировании оптимального асинхронного двигателя Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
424
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Расчет перегрева обмотки статора при проектировании оптимального асинхронного двигателя»

Том 212

1971

РАСЧЕТ ПЕРЕГРЕВА ОБМОТКИ СТАТОРА ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ОПТИМАЛЬНОГО АСИНХРОННОГО

ДВИГАТЕЛЯ

Д. И. Санников, В. А. Жадан

(Представлена научным семинаром кафедр электрических машин

и общей электротехники)

При проектировании оптимального асинхронного двигателя с использованием ЭЦВМ превышение температуры обмотки статора, являющееся одним из лимитеров, обычно определяется по распространенной формуле

> (О

где Ргр — гоеющие потери,

площадь поверхности активной части,

и 1 — наружный диаметр и длина статора,

а0 — условный коэффициент теплоотдачи, равный плотности теплового потока через единицу поверхности отнесенной к одному градусу среднего перегрева обмотки статора. Формула (1) и коэффициент а0, строго говоря, не соответствуют физической картине теплоотвода от двигателя, однако относительная стабильность а0 при изменении размеров и потерь двигателя в обычных пределах позволяет выбирать его значение на основании опытных данных по нагреву существующих машин и пользоваться формулой (1) для расчета нагрева вновь проектируемых двигателей.

Однако изменение параметров системы охлаждения в новом двигателе существенно влияет на коэффициент ао. Поэтому для возможности проектирования необходим расчетный метод определения ао с учетом этих изменений до испытаний опытного образца нового двигателя.

На основании (1)

а°= еЧ • (3)

В закрытых обдуваемых асинхронных двигателях перегрев обмог-ки складывается из перепадов температуры на участках, через которые последовательно проходит тепловой поток от обмотки к окружающему воздуху. Тепловое сопротивление этого пути можно разделить на внешнее, зависящее от условий охлаждения оболочки, и внутреннее, не зависящее. На основании обычной методики теплового расчета выражение (3) приводится к виду

- = тгЬг' (4)

10. Зак. 4917. 145

где р! и р2 соответственно внешнее и внутреннее удельные тепловые сопротивления

Р1 = / 1 + - , (о)

Р!= I 1 4- С'

21

кдРд + кР р|+ + км ри + рм

I + I.

(6)

Здесь сее — коэффициент теплоотдачи корпуса;

Со и С, — параметры, зависящие от конструкции корпуса;

дст — относительное увеличение сопротивления за счет неравномерности нагрева станины, составляющее в среднем 7%

кд = р-^- , кР — , км = рМ1 • (7)

ггр *гр *гр

Здесь Рд и Рр — тепловые потоки через стык между статором и станиной и через сердечник статора.

Рм1 — потери в обмотке статора. Греющие потери Ргр в данной методике для закрытых двигателей принимаются равными суммарным потерям без 2/3 механических потерь, причем добавочные потери берутся равными 2% от потребляемой мощности.

р.д,рз, рг, ри, рм — удельные тепловые сопротивления стыка статора со станиной, спинки, зубцов статора, изоляции обмотка в пазовой части и проводников обмотки в продольном направлении; общее выражение

р = 1ЫУ, (8)

К — тепловое сопротивление соответствующего участка согласно методике теплового расчета.

При проектировании двигателя первоначально выбирается наружный диаметр статора а длина 1 и остальные размеры активной части определяются в ходе проектирования. Поэтому зная Dj и приблизительно определив длину вылета лобовых частей, можно до начала электромагнитного расчета разработать конструкцию корпуса и определить те из размеров станины, которые не зависят от /, а также размеры подшипникового щита:

Dcт — наружный диаметр станины по основанию ребер,

и Ир'— число нормальных и укороченных ребер с высотой

соответственно Ьр и

Ь0 и ЬСр — ширина ребер у основания и посредине высоты,

N11 и N,1 — число продольных приливов на станине и лап, — вылет щита,

Д/=Ьст—/р —■ выбирается в зависимости от вылета лобовых частей, пока длина станины Ьст и статора I неизвестны,

д/р = Ьст—/р, где /р — средняя длина ребра.

После этого конструируется вентилятор и кожух и из вентиляционного расчета определяется скорость охлаждающего воздуха Ур, которая позволяет рассчитать коэффициент теплоотдачи корпуса ая, а затем — коэффициент эффективности ребер кр. Расчет коэффициентов С0 и С1 производится по следующим формулам:

аЬ = 0,5 0ст+Ьщ, (9)

Пр'= 1,95(МрЬр+Ыр/Ьр/)кР, (Ю)

<ЭП = 2(Ыл+0,8Мп) Ьр—Ьо, 1

кс - 0

1 \

О

дП + Пр'

ст

V

1_

о.

Эгт дЬ

Пр'д1р

С0 = 0,615кс - 0,385

и

и

э,

(11) (12)

(13)

(14)

С! - ксА/ 4- и + 0,385(0ст - ДО к

и

Ог

(15)

Согласно (4—6) а0 является функцией от неизвестного размера /, однако примеры расчета показывают, что данная зависимость выражена очень слабо. Так, при изменении I на 25% а0 меняется не более чем па 2,5%. Поэтому при расчете а0 можно предварительно задаваться длиной I с точностью ±10%.

Точно так же изменение в достаточно широких пределах (±25%) таких параметров, как высота спинки статора и ширина зубда при соответствующем перераспределении удельных загрузок или без него, приводит к изменению ао в пределах 1,5—5%. В несколько большей степени влияет перераспределение потерь без изменения геометрии активной части.

Таким образом, неточности при предварительном выборе коэффициентов к и р мало влияют на результат расчета. Рекомендуемые значения указанных коэффициентов для закрытых асинхронных двигателей малой мощности даны в табл. 1 в зависимости от числа полюсов, Использование данных значений приводит к упрощенной формуле

1 (16)

21

1,07

а, (С0 + С,//)

+ А + ВО

Коэффициенты А и В даны в табл. 1.

Таблица 1

Средние значения коэффициентов в выражениях (6) и (16) для двигателей 1—4 габаритов серии А02 и А04

Число полюсов

8

к д кр км

рд /Оъ

Ри рМ1

град см2 вт

(1 + 1л)^

В,

см

0,68 0,62 0,36 0,74 0,68 0,39 0,78 0,72 0,42 0,81 0,76 0,46

0,41 0,41 0,41 0,41

0,34 1,14 42 0,25 0,82 28 0,17 0,82 28 0Д7 0,82 28

0,83 0,50 0,34 0,24

15,1 10,9 11,7 12,9

1,02 0,85 0,78 0,78

10'

147

Таблица 2

Результаты теплового расчета двигателей и их сравнение с опытом

С ерия А02 А04

Тип двигателя 31-2 32-4 1 42-2 | 42-4 41-8 112-М4 13 2-М 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«о • Ю3,

вт1см2град 9,20 8,70 9,40 8,83 6,75 9,97 10,80

(Эмь град расчет 6,46 60,3 69,1 57,3 63,9 72,0 73,0

опыт 63,3 56,8 68,8 58,4 62,1 65,0 74,5

Д0м, град + 1,3 + 3,5 +0,3 — 1Л + 1,8 + 7,0 -1,5

» % +'2,0 + 6,0 0 ~2,0 + 3,0 + 11,0 —2,0

Из табл. 2 видно, что результаты расчета по формуле (16) имеют расхождение с опытом Д0М, допустимое для приближенных расчетов

Таким образом, предлагаемая методика может быть использована при подготовке исходных данных для проектирования асинхронных двигателей на ЭЦВМ.

В целях повышения точности расчет отдельных коэффициентов к и р вычисление а0 можно включить в программу для вычислительной машины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.