Научная статья на тему 'РАСЧЕТ ОБЪЕМОВ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ ПРИ РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В INDORCAD/ROAD'

РАСЧЕТ ОБЪЕМОВ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ ПРИ РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В INDORCAD/ROAD Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
142
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
РАСЧЕТ ОБЪЕМА / ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА / ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ / INDORCAD/ROAD / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОРОГ / РЕМОНТ ДОРОГ / СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ / АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА / СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Бездельникова Ольга Анатольевна, Шепелева Любовь Викторовна

Введение. Рассмотрены возможные методы расчета объемов земляных работ, которые широко применяют для вычисления объема дорожной одежды при ремонте и строительстве автомобильных дорог в системе автоматизированного проектирования IndorCAD/Road. Выполнен обзор научных исследований, направленный на выявление причин, влияющих на недостоверный конечный результат объема строительных материалов для возведения дорожной одежды. Цель исследования - анализ всех методов расчета объемов дорожной одежды и их возможные комбинации на участке ремонтируемой автомобильной дороги. Материалы и методы. Определен оптимальный метод расчета объема дорожной одежды для выполнения ремонтных работ на участке автомобильной дороги протяженностью 3 км из предложенных в системе IndorCAD/Road методов и их комбинаций. Сравнительный анализ проведен относительно метода установления объема по разности отметок поверхности дорожной одежды, который возможно применить после окончания ремонтных работ. Объем, рассчитанный данным методом, был принят за истинный. Результаты. По результатам отклонений объемов дорожно-строительных материалов для производства ремонтных работ участка автомобильной дороги, рассчитанных рассматриваемыми методами от истинного значения объема и затрат на их приобретение, был выбран оптимальный метод расчета объема. Сравнительный анализ показал, что рекомендуемым к применению на практике из имеющихся методов является классический метод с учетом поправки на радиус кривизны в плане, так как на этапе проектирования полученные им значения объемов максимально приближены к реальным. Выводы. Обоснована целесообразность использования предложенного метода на практике и описаны основные трудности его применения. Предложены рекомендации, направленные на доработку методов расчетов объемов дорожной одежды в системе автоматизированного проектирования IndorCAD/Road.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Бездельникова Ольга Анатольевна, Шепелева Любовь Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING INDORCAD/ROAD SOFTWARE TO CALCULATE THE AMOUNT OF ROAD PAVEMENT MATERIALS NEEDED TO REPAIR A MOTOR ROAD

Introduction. The authors have applied the IndorCAD/Road computer-aided design system to study several earthwork calculation methods widely used to analyze the amount of road pavement materials needed to repair and build motor roads. The authors have also reviewed research studies focused on identifying the reasons that influence the unreliable ultimate amount of road pavement materials. The purpose of the study is to analyze all methods used to calculate the amounts of road pavement materials and their potential combinations used to repair a motor road section. Materials and methods. The authors have chosen the optimal method for calculating the amount of road pavement materials for a section of a motor road that is three kilometers long. The method has been chosen from among several methods and their combinations, offered by the IndorCAD/Road system. The authors compared these methods with the method of identifying the amount of road pavement materials depending on a difference in pavement surface levels, which is applicable after the completion of repair work. The amount of materials, calculated using this method, is considered to be trustworthy. Results. The optimal calculation method is chosen with account taken of deviations from the trustworthy amount of roadbuilding materials and their costs, obtained using the above-considered methods. The comparative analysis has proven that of all the methods available today the classical method is recommended for practical use if it takes into account the adjustment for the radius of curvature in plan, since the values of amounts are as close as possible to realistic ones at the design stage. Conclusions. The expediency of using the proposed method in practice is substantiated, and the main difficulties of its application are described. Recommendations are made to improve methods of calculating the amounts of road pavement materials using IndorCAD/Road software.

Текст научной работы на тему «РАСЧЕТ ОБЪЕМОВ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ ПРИ РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В INDORCAD/ROAD»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / RESEARCH PAPER УДК 625.89

DOI: 10.22227/1997-0935.2022.5.655-662

Расчет объемов дорожной одежды при ремонте автомобильных дорог в IndorCAD/Road

Ольга Анатольевна Бездельникова1, Любовь Викторовна Шепелева2

1 Петрозаводский государственный университет (ПетрГУ); г. Петрозаводск, Россия; 2 Кондопожское дорожно-ремонтное строительное управление (Кондопожское ДРСУ); г. Кондопога, Россия

АННОТАЦИЯ

Введение. Рассмотрены возможные методы расчета объемов земляных работ, которые широко применяют для вычисления объема дорожной одежды при ремонте и строительстве автомобильных дорог в системе автоматизированного проектирования IndorCAD/Road. Выполнен обзор научных исследований, направленный на выявление причин, влияющих на недостоверный конечный результат объема строительных материалов для возведения дорожной одежды. Цель исследования — анализ всех методов расчета объемов дорожной одежды и их возможные комбинации на участке ремонтируемой автомобильной дороги.

Материалы и методы. Определен оптимальный метод расчета объема дорожной одежды для выполнения ремонтных работ на участке автомобильной дороги протяженностью 3 км из предложенных в системе IndorCAD/Road методов и их комбинаций. Сравнительный анализ проведен относительно метода установления объема по разности отметок поверхности дорожной одежды, который возможно применить после окончания ремонтных работ. Объем, рассчитанный данным методом, был принят за истинный.

Результаты. По результатам отклонений объемов дорожно-строительных материалов для производства ремонтных < и работ участка автомобильной дороги, рассчитанных рассматриваемыми методами от истинного значения объема $ £ и затрат на их приобретение, был выбран оптимальный метод расчета объема. Сравнительный анализ показал, что

t о i н

рекомендуемым к применению на практике из имеющихся методов является классический метод с учетом поправки

на радиус кривизны в плане, так как на этапе проектирования полученные им значения объемов максимально приближены к реальным.

Выводы. Обоснована целесообразность использования предложенного метода на практике и описаны основные и трудности его применения. Предложены рекомендации, направленные на доработку методов расчетов объемов дорожной одежды в системе автоматизированного проектирования IndorCAD/Road. М

Ж

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: расчет объема, дорожная одежда, земляные работы, IndorCAD/Road, проектирование дорог, 1 2 ремонт дорог, строительство дорог, автомобильная дорога, строительные материалы ^ 9

и 7

_, о

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Бездельникова О.А., Шепелева Л.В. Расчет объемов дорожной одежды при ремонте автомобильных дорог в IndorCAD/Road // Вестник МГСУ. 2022. Т. 17. Вып. 5. С. 655-662. DOI: 10.22227/1997-0935.2022.5.655-662 o 5

=s (

Автор, ответственный за переписку: Ольга Анатольевна Бездельникова, olga402b@mail.ru. q i

o n

Using IndorCAD/Road software to calculate the amount of road pavement materials needed

to repair a motor road > 0

о о

c о

Olga A. Bezdelnikova1, Lubov V. Shepeleva2 u n

1 Petrozavodsk State University (PetrSU); Petrozavodsk, Russian Federation; • )

2 Kondopoga Road Repair and Construction Department; Kondopoga, Russian Federation < T --o ?

ABSTRACT 3 1

e 7

Introduction. The authors have applied the IndorCAD/Road computer-aided design system to study several earthwork 1 ■

calculation methods widely used to analyze the amount of road pavement materials needed to repair and build motor roads. . W

The authors have also reviewed research studies focused on identifying the reasons that influence the unreliable ultimate jf 5

amount of road pavement materials. The purpose of the study is to analyze all methods used to calculate the amounts of u CC

road pavement materials and their potential combinations used to repair a motor road section. 0 0

Materials and methods. The authors have chosen the optimal method for calculating the amount of road pavement materi- 01 Oi

als for a section of a motor road that is three kilometers long. The method has been chosen from among several methods 2 2

and their combinations, offered by the IndorCAD/Road system. The authors compared these methods with the method of 22

identifying the amount of road pavement materials depending on a difference in pavement surface levels, which is applicable 2 2 after the completion of repair work. The amount of materials, calculated using this method, is considered to be trustworthy.

© О.А. Бездельникова, Л.В. Шепелева, 2022 655

Распространяется на основании Creative Commons Attribution Non-Commercial (CC BY-NC)

Results. The optimal calculation method is chosen with account taken of deviations from the trustworthy amount of road-building materials and their costs, obtained using the above-considered methods. The comparative analysis has proven that of all the methods available today the classical method is recommended for practical use if it takes into account the adjustment for the radius of curvature in plan, since the values of amounts are as close as possible to realistic ones at the design stage.

Conclusions. The expediency of using the proposed method in practice is substantiated, and the main difficulties of its application are described. Recommendations are made to improve methods of calculating the amounts of road pavement materials using IndorCAD/Road software.

KEYWORDS: calculation of volume, road pavement, earthwork, IndorCAD/Road, road design, road repair, road building, motor road, construction materials

FOR CITATION: Bezdelnikova O.A., Shepeleva L.V. Using IndorCAD/Road software to calculate the amount of road pavement materials needed to repair a motor road. Vestnik MGSU [Monthly Journal on Construction and Architecture]. 2022; 17(5):655-662. DOI: 10.22227/1997-0935.2022.5.655-662 (rus.).

Corresponding author: Olga A. Bezdelnikova, olga402b@mail.ru.

N N

N N

О О

tV N

in in

К (V

U 3

> (Л

с и

to I»

i

<D <u

о ё

о

о о СО <

cd

8 « ™ §

(Л "

со E

E о

CL °

^ с

ю о

s «

о E

СП ^

t- ^

CO CO

■s

iE 3s

О tn

ВВЕДЕНИЕ

Расчет объемов строительных материалов, необходимых для ремонта и строительства автомобильных дорог, является значимым этапом на стадии проектирования. В настоящее время повсеместно внедряются BIM-технологии, цель которых — систематизация всех этапов проектирования автомобильных дорог, но на практике чаще используют системы автоматизированного проектирования. В Российской Федерации широко применяют системы автоматизированного проектирования зарубежного (AutoCAD Civil 3D, CREDO) и отечественного (IndorCAD/Road) производства. Все программные продукты направлены на виртуальную визуализацию объекта строительства или ремонта [1-3] с возможностью определения объемов земляных работ [4, 5] и дорожной одежды [6, 7], а также документальное их сопровождение.

Объем земляных работ и дорожной одежды вычисляется одинаковыми методами. Корректный расчет итоговых объемов существенно влияет на конечную стоимость автомобильной дороги. Этой проблеме посвящены научные труды, в которых рассматриваются причины, воздействующие на их значения. К ним относят работы, в которых разработаны математические зависимости и модели влияния крутизны косогоров [8], криволинейности участка автомобильной дороги [9], величины насыпей [10] и кривых малых радиусов, на участках которых устраивается вираж с целью дополнительного уширения земляного полотна [11], геометрии поперечного профиля и оптимизации его выравнивания [12-14], а также их технико-экономическое обоснование [15]. Перечисленные зависимости помогают рассматривать дорогу с позиции сложных геометрических форм конструкции земляного полотна, влияющих на параметры дороги, поэтому находят практическое применение в системах автоматизированного проектирования [16].

При проектировании дорожной одежды рассчитывают объемы строительных материалов для возведения основания и покрытия. В САПР IndorCAD/Road расчет дорожной одежды возможен

одним из четырех способов: классический метод (метод усредненных площадей); метод усеченных пирамид; классический метод с учетом поправки на радиус кривизны в плане; построение 3D-модели слоя1. Также объем высчитывают как разность отметок поверхностей дорожной одежды. На практике в основном используют классический метод расчета, опирающийся на определение площадей сечений, ограничивающих слой, и линейное расстояние между ними. Объем, рассчитанный по данному способу, неточен и не совпадает с реальным значением, так как классический способ расчета объемов учитывает конструктивные особенности прямолинейных участков. При использовании его на круговых и переходных кривых полученные объемы не соответствуют действительности2. Поэтому значение объема дорожной одежды, установленное классическим методом, сравнивают с объемом, полученным в результате расчета по разности отметок поверхностей дорожной одежды, чтобы минимизировать неточности расчетов.

Научная составляющая работы заключается в том, чтобы всесторонне изучить описанную проблему и найти ее оптимальное решение, используя имеющиеся для этого методы расчета объемов дорожной одежды, которые широко применяются на практике, и их возможные комбинации на реальном примере участка автомобильной дороги. Подобный подход позволяет обосновать полученные результаты с точки зрения всех возможных вариантов расчета объемов и сформулировать те рекомендации, которые позволят внести определенные корректировки в последовательность их расчета.

Цель исследования — анализ всех методов расчета объемов дорожной одежды и их возможные комбинации на участке ремонтируемой автомобиль-

1 Методы расчета объемов земляных работ. URL: http:// help.indorsoft.ru/IndorCADRoad/Content/R_Earthworks/ Earthworks_Volumes_Methods.htm

2 Бушуев М. СНиПы не тормозят. Тормозит отсутствие инструкций // Вестник инженерных изысканий. 9 августа 2020. URL: http://izyskateH.mfo/2020/08/snipy-ne-tormozyat-tormozit-otsutstvie-instrukczij

ной дороги. За истинное значение объема дорожной одежды примем результат, рассчитанный через разность отметок поверхностей дорожной одежды. Этот способ расчета максимально показывает реальные значения расхода строительных материалов, так как объем определяется после окончания ремонтных работ.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Объект исследования — автомобильная дорога протяженностью 3 км пятой категории, подлежащая ремонту. Типы укладываемой дорожной одежды: облегченные с асфальтобетонным покрытием, щебеночно-песчаной смесью марки С5 (ЩПС С5) в качестве основания и отсыпки обочин на территории населенного пункта; переходные с покрытием и отсыпкой обочин щебеночно-песчаной смесью С2 (ЩПС С2), укладываемые на разрыхленный грунт в качестве основания.

Рассчитаем объемы дорожной одежды в системе автоматизированного проектирования IndorCAD/Road возможными методами и их комбинациями. Большая часть бюджета, выделенного на ремонтные работы автомобильных дорог, уходит на земляные работы и приобретение строительных материалов [17-20].

Для удобства примем следующие обозначения: 1 — классический метод (метод усредненных площадей); 2 — метод усеченных пирамид; 3 — классический метод с учетом поправки на радиус кривизны в плане; 4 — построение 3D-модели слоя; 1 на прямых, 3 на кривых — комбинация классического метода (метод усредненных площадей) на прямых и классического метода с учетом поправки на радиус кривизны в плане на кривых; 2 на прямых, 3 на кривых — комбинация метода усеченных пирамид на прямых и классического метода с учетом поправки на радиус кривизны в плане на кривых; РОПДО — разность отметок поверхностей дорожной одежды.

При выполнении расчетов участок автомобильной дороги был разделен на 37 частей, состоящих из прямых и кривых: 31 участок протяженностью 2543,6 м с переходным типом покрытия; 5 участков протяженностью 272,3 м с облегченным асфальтобетонным типом покрытия и 2 участка протяженностью 184,1 м, на которых происходит переход от переходного типа к облегченному асфальтобетонному типу и наоборот. Протяженность прямых вставок между кривыми находится в диапазоне от 11,8 до 181,8 м; радиусы вписанных кривых — от 42,3 до 2000 м.

В процессе расчета объемов дорожной одежды методами 1 -4 и РОПДО вычисления осуществлялись по всей трассе; при комбинации методов 1 и 2 на прямых с методом 3 на кривых результаты рассчитывались по частям. Объем, вычисленный как разность отметок поверхностей дорожной одежды,

примем за истинное значение объема, относительно которого будем проводить сравнение.

По данным объемов необходимых строительных материалов для ремонта участка автомобильной дороги сложно делать какие-либо выводы. Поэтому для наглядности рассчитали затраты на их приобретение в ценах 4 квартала 2020 г. с учетом НДС: асфальт марки II тип Б — 4335 руб./т; ЩПС С2 — 314,5 руб./т; ЩПС С5 — 318,75 руб./т. Затраты на рыхление грунта для основания при возведении переходного типа дорожной одежды из ЩПС С2 не учитывались.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Анализируемыми данными в результате исследования является отклонение объемов строительных материалов для возведения дорожной одежды по участку трассы, определенных рассматриваемыми методами, и затрат на их приобретение от истинных значений, полученных в результате применения метода РОПДО (табл.).

По данным отклонениям построена гистограмма распределения объема строительных материалов и затрат на их приобретение для ремонта участка автомобильной дороги протяженностью 3 км от применяемых методов расчета объемов дорожной одежды (рис.).

Анализ полученных результатов продемонстрировал следующее. Отрицательные значения отклонений объемов строительных материалов и затрат на их приобретение показывают их нехватку, а следовательно, при планировании следует закладывать дополнительные средства на их приобретение. Подобная ситуация возникает при применении классического метода 1 , метода усеченных пирамид 2 и метода, основанного на комбинации метода усеченных пирамид на прямых и классического метода с учетом поправки на радиус кривизны в плане на кривых (2 на прямых, 3 на кривых).

При расчете объемов дорожной одежды классическим методом с учетом поправки на радиус кривизны в плане, методом построения 3D-модели слоя и комбинацией классического метода на прямых и классического метода с учетом поправки на радиус кривизны в плане на кривых (1 на прямых, 3 на кривых) положительные значения отклонений объемов строительных материалов и затрат указывают на их перерасход, а значит, перерасход денежных средств на их приобретение.

Исходя из анализа результатов необходимо определить, какой из возможных методов лучше принимать для расчета объема дорожной одежды. Для этого требуется учитывать транспортные расходы на подвоз требуемых объемов строительных материалов. Если карьер находится на незначительном расстоянии от объекта строительства, то целесообразно использовать комбинированный метод расчета дорожной одежды — метод усеченных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

< п

кК

о Г И 3

о со § СО

У 1

о СО

и-

^ I § °

о

з (

о?

о §

Е м § 2 § 0

2 6

А Го

> 6 $ (

ф ) щ

® 7 л '

. ОН ■ £

(Л п

(Я у

с о

Ф Ж

О О 10 10 10 10

Результаты исследования Research results

Объем строительных материалов Amount of construction materials Затраты на строительные материалы Costs of construction materials

Метод расчета объема дорожной одежды Method for calculating the amount of road pavement materials По трассе, м3 Along the road, m3 Отклонение от РОПДО, м3 Deviation from difference in pavement surface levels, m3 Отклонение от РОПДО, % Deviation from difference in pavement surface levels, % По трассе, тыс. руб. Along theroad, in thousand rubles Отклонение от РОПДО, тыс. руб. Deviation from difference in pavement surface levels, thousand rubles Отклонение от РОПДО, % Deviation from difference in pavement surface levels, %

1 14 059,45 -89,55 -0,633 8896,84 -46,34 -0,518

2 14 126,55 -22,45 -0,159 8935,90 -7,29 -0,081

3 14 156,11 7,11 0,050 8948,21 5,02 0,056

4 14 184,89 35,89 0,254 8961,69 18,50 0,207

1 на прямых, 3 на кривых 1 for straight lines, 3 for curves 14 156,21 7,21 0,051 8948,26 5,08 0,057

2 на прямых, 3 на кривых 2 for straight lines, 3 for curves 14 142,31 -6,69 -0,047 8940,76 -2,43 -0,027

РОПДО A difference in pavement surface levels ("Difference method") 14 149,00 0,00 0,000 8943,19 0,00 0,000

сч N N N О О tv N

in in

¡г (u

U 3 > 1Л С И 2

U I»

i

<u <u

30,00

Метод расчета объема строительных материалов Method for calculating the volume of construction materials

Соотношение методов расчета дорожной одежды от отклонения объема строительных материалов и затрат на их приобретение относительно метода РОПДО

The correlation between methods of calculating road pavement amounts, depending on the deviation of the volume of building materials and the cost of their purchase, relative to the Difference method

пирамид на прямых и классическии метод с учетом поправки на радиус кривизны в плане на кривых (2 на прямых, 3 на кривых), поскольку расхождение объемов материалов от истинного значения составляет -0,047 %, затраты на приобретение материалов увеличатся на -0,027 %. Если подвоз строительных материалов из ближнего карьера организовать невозможно, есть смысл рассчитать объем строительных материалов классическим методом с учетом поправки на радиус кривизны в плане, так как при его применении суммарный объем строительных материалов завышен на 0,050 %, а перерасход денежных средств составляет 0,056 %.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1. На практике для расчета объемов строительных материалов в основном применяют классический метод (метод усредненных площадей), так как его математическое обеспечение позволяет перепроверить полученный результат. Выявлено, что его применение нецелесообразно на протяжении всей трассы в связи с высоким значением погрешности.

2. При расчете объема дорожной одежды комбинацией метода усеченных пирамид на прямых и классического метода с учетом поправки на радиус кривизны в плане на кривых полученный объем строительных материалов максимально приближен к реальному значению, рассчитанному через разность отметок поверхностей дорожной одежды. Поэтому рекомендуется включить его в список методов, поддерживаемых системой автоматизированного проектирования.

3. Так как в системе автоматизированного проектирования IndorCAD/Road нет возможности рас-

считать объем дорожной одежды с использованием комбинаций предложенных методов на прямых и кривых участках автомобильной дороги, то для расчета объемов дорожной одежды следует использовать классический метод с учетом поправки на радиус кривизны в плане вне зависимости от местоположения карьера, из которого привозят строительные материалы. Применение данного метода на практике вызывает недоверие в связи с тем, что полученный результат невозможно перепроверить. Это связано с тем, что в формуле расчета объема фигурирует величина, называемая «сдвиг центра тяжести сечения относительно оси трассы», расчет которой непонятен даже с точки зрения теории. Поэтому было бы нелишним в онлайн-документации привести четкие пояснения и графические схемы, позволяющие сформировать представление о том, как работает данный метод для широкого круга пользователей.

4. За истинный объем необходимых строительных материалов для ремонта участка автомобильной дороги протяженностью 3 км был принят результат, полученный в итоге применения метода разности отметок поверхности дорожной одежды — 14 149,00 м3. Максимально к эталонному объему приближены значения, полученные в результате применения комбинации метода усеченных пирамид на прямых и классического метода с учетом поправки на радиус кривизны в плане на кривых, итог объема — 14 142,31 м3 и классического метода с учетом поправки на радиус кривизны в плане, использованного на всем протяжении трассы, результат — 14 156,11 м3. Если рассчитать среднее значение по двум методам расчета, то в результате усредненный итоговый объем необходимых строительных материалов будет равен 14 149,21 м3, отклонение от истинного объема составляет 0,21 м3.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Пронина Л.А., Тимошенко А.С., Гарусев А.В. Опыт применения программы Топоматик Robur при капитальном ремонте автодороги // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2021. № 1 (24). С. 6.

2. Mijic N. Application of the airborne LIDAR technology on the quarry using AutoCAD Civil 3D software // Advanced Technologies, Systems, and Applications III. 2019. Pp. 43-51. DOI: 10.1007/978-3-030-02577-9_6

3. Lopes E.C., Menezes R.R.V., da Silva T.O., Pitanga H.N., dos Santos A.D.P., Ferraz A.S. Comparative study of software for road geometric design // Acta Scientiarum. Technology. 2019. Vol. 41. Issue 1. P. 36959. DOI: 10.4025/actascitechnol.v41i2.36959

4. Бикбулатова Г.Г., Страхов Д.А. Подсчет объемов земляных работ в Civil 3D на примере

автомобильной дороги // Устойчивое развитие земельно-имущественного комплекса муниципального образования: землеустроительное, кадастровое и геодезическое сопровождение : сб. мат. I Нац. науч.-практ. конф., Омск, 15 октября 2020 г. Омск, 2020. С. 36-40.

5. Пущак О.Н., Сорокина Ю.Е., Ильин С.Н. Использование программного комплекса Credo для определения объемов земляных работ // Устойчивое развитие земельно-имущественного комплекса муниципального образования: землеустроительное, кадастровое и геодезическое сопровождение : сб. мат. I Нац. науч.-практ. конф., Омск, 15 октября 2020 г. Омск, 2020. С. 194-196.

6. Бикбулатова Г.Г., Страхов Д.А. Составление поперечного профиля конструкции дорожной одежды средствами программного продукта AutoCAD

< п

iH

kK

G Г

0 со

n С/3

1 2 У 1

J со

u-

^ I

n ° o

з ( o?

о n

co co

n

n 0

2 6 r 6

t (

ф )

f!

® 7 !

. DO

■ T

s У

с о !!

2 2

О О

2 2

2 2

сч N

сч N

о о

N N

in 10

К (V

U 3

> (Л

с и

со N

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i - $

ф ф

о S

о

о о со < со S:

8 « Si §

ОТ [J

от iE

Е О

CL °

^ с

ю о

S «

о E

со ^

t- ^

от от

ü w

iE 3s

ü (0

Civil 3D // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2021. № 4 (27).

7. Дормидонтова Т.В., Бабич Е.А. Исследование влияния использования САПР на результат расчета дорожной одежды // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре : сб. ст. 77-й Всерос. науч.-техн. конф. 2020. С. 132-137.

8. Морковин В.А., Кириллов Ф.А. Влияние косо-горности местности на объемы дорожных земляных работ // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012. № 77. С. 385-494.

9. Аникеев Е.А., Затворницкий А.П. Математическая модель криволинейного участка автодороги // Моделирование систем и процессов. 2010. № 1-2. С. 5-9.

10. Афоничев Д.Н., Морковин В.А., Занин А.А. Дифференцированный расчет объемов земляных работ по элементам земляного полотна на участках малых насыпей // Известия высших учебных заведений. Лесной журнал. 2012. № 1 (325). С. 33-37.

11. Морковин В.А. Особенности расчета объема земляных работ на участках кривых малого радиуса лесных автомобильных дорог // Лесотехнический журнал. 2011. № 2 (2). С. 22-24.

12. Artun A., Badenko V., Volkova Y., Radaev A. Minimizing earthwork volumes by optimizing vertical alignment with linear programming algorithm // E3S Web of Conferences. 2020. Vol. 224. P. 03028. DOI: 10.1051/e3sconf/202022403028

13. Ozkan E., Tuydes-Yaman H., Acar S.O. Vertical alignment optimisation in highway design by means of mesh adaptive direct search // Proceedings of the Institution of Civil Engineers — Transport. 2021. Pp. 1-12. DOI: 10.1680/jtran.20.00054

14. Sushma M.B., Roy S., Maji A. Exploring and exploiting ant colony optimization algorithm for

Поступила в редакцию 10 марта 2022 г. Принята в доработанном виде 24 мая 2022 г. Одобрена для публикации 24 мая 2022 г 2022 г.

Об авторах: Ольга Анатольевна Бездельникова — кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры технологий и организации строительства, Институт лесных, горных и строительных наук; Петрозаводский государственный университет (ПетрГУ); 185035, г. Петрозаводск, пр-т Ленина, д. 29; РИНЦ ГО: 821944; olga402b@mail.ru;

Любовь Викторовна Шепелева — инженер производственно-технического отдела Управления производством; Кондопожское дорожно-ремонтное строительное управление (Кондопожское ДРСУ); 186225, г. Кондопога, ул. Советов, д. 138; sige1777@mail.ru.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

vertical highway alignment development // Computer-Aided Civil and Infrastructure Engineering. 2022. DOI: 10.1111/mice.12814

15. Саблин С.Ю., Скрыпников А.В., Высоцкая И.А., Болтнев Д.Е., Брюховецкий А.Н. Система технико-экономического обоснования геометрических элементов автомобильных дорог // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2021. Т. 14. № 1 (68). С. 41-45. DOI: 10.53914/issn2071-2243_2021_1_41

16. Афоничев Д.Н. Совершенствование расчета профильного объема земляных работ в системе автоматизированного проектирования // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012. № 75. С. 419-430.

17. Сушков С.И., Болотских Л.В., Каратаева Т.В. Совершенствование поставок дорожно-строительных материалов в условиях нестабильности ценообразования // Высокие технологии в строительном комплексе. 2018. № 1. С. 13-18.

18. Земсков А.В., Фомичева Е.Р., Клыков М.С. Анализ подходов к определению запасов материалов на складе дорожно-строительной организации // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. 2016. Т. 1. С. 464-467.

19. Wang J., Wang X., Shou W., Chong H.Y., Guo J. Building information modeling-based integration of MEP layout designs and constructability // Automation in Construction. 2016. Vol. 61. Pp. 134146. DOI: 10.1016/j.autcon.2015.10.003

20. Khalil I.G., Mohamed A., Smail Z. Building Information Modeling for rural road design: A case study / 2021 16th International Conference on Electronics Computer and Computation (ICECCO). 2021. DOI: 10.1109/ICECra53203.2021.9663761

REFERENCES

1. Pronina L., Tymoshenko A., Garusev A. Experience in using the topomatic robur program for major road

repairs. Electronic scientific and methodological journal of the Omsk State Agrarian University. 2021; 1(24):6. (rus.).

2. Mijic N. Application of the airborne LIDAR technology on the quarry using AutoCAD Civil 3D software. Advanced Technologies, Systems, and Applications III. 2019; 43-51. DOI: 10.1007/978-3-030-02577-9_6

3. Lopes E.C., Menezes R.R.V., da Silva T.O., Pitanga H.N., dos Santos A.D.P., Ferraz A.S. Comparative study of software for road geometric design. Acta

Scientiarum. Technology. 2019; 41(1):36959. DOI: 10.4025/actascitechnol.v41i2.36959

4. Bikbulatova G.G., Strakhov D.A. Calculation of the volume of earthworks in civil 3D on the example of a highway. Sustainable development of the land and property complex of the municipality: land management, cadastral and geodetic support: collection of materials I National Scientific and Practical Conference, Omsk, October 15, 2020. Omsk, 2020; 36-40. (rus.).

5. Pushchak O.N., Sorokina Yu.E., Ilyin S.N. Using the credo software package to determine the volume of earthworks. Sustainable development of the land and property complex of the municipality: land management, cadastral and geodetic support: collection of materials of the I National Scientific and Practical Conference, Omsk, October 15, 2020. Omsk, 2020; 194-196. (rus.).

6. Bikbulatova G.G., Strakhov D.A. Drawing up a transverse profile of the pavement structure using the AutoCAD Civil 3D software product. Electronic scientific and methodological journal of the Omsk State Agrarian University. 2021; 4(27). (rus.).

7. Dormidontova T.V., Babich Y.A. Study of cad use impact on road surface calculation result. Traditions and innovations in construction and architecture: collection of articles of the 77th All-Russian Scientific and Technical Conference, 2020; 132-137. (rus.).

8. Kirillov F.A., Kirillov F.A. Influence of hilly terrain slope on the volume of road earthwork. Polythe-matic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. 2012; 77:385-494. (rus.).

9. Anikeev E.A., Zatvornitsky A.P. Mathematical model of a curved section of a highway. Modeling of Systems and Processes. 2010; 1-2:5-9. (rus.).

10. Afonichev D.N., Morkovin V.A., Zanin A.A. Earth works volumes differential calculations based on the earth-bed elements of the small embankments plots. Russian Forestry Journal. 2012; 1(325):33-37. (rus.).

11. Morkovin V.A. Peculiarities of calculating the volume of earthworks on small-radius curves of fo-

Received March 10, 2022.

Adopted in revised form on May 24, 2022.

Approved for publication on May 24, 2022.

Bionotbs: Olga A. Bezdelnikova — Candidate of Technical Sciences, Senior Lecturer of the Department of Technologies and Organization of Construction, Institute of Forestry, Mining and Construction Sciences; Petrozavodsk State University (PetrSU); 29 Lenin Avenue, Petrozavodsk, 185035, Russian Federation; ID RISC: 821944; olga402b@mail.ru;

rest highways. Lesotechnical Journal. 2011; 2(2):22-24. (rus.).

12. Artun A., Badenko V., Volkova Y., Radaev A. Minimizing earthwork volumes by optimizing vertical alignment with linear programming algorithm. E3S Web of Conferences. 2020; 224:03028. DOI: 10.1051/e3s-conf/202022403028

13. Ozkan E., Tuydes-Yaman H., Acar S.O. Vertical alignment optimisation in highway design by means of mesh adaptive direct search. Proceedings of the Institution of Civil Engineers — Transport. 2021; 1-12. DOI: 10.1680/jtran.20.00054

14. Sushma M.B., Roy S., Maji A. Exploring and exploiting ant colony optimization algorithm for vertical highway alignment development. Computer-Aided Civil and Infrastructure Engineering. 2022. DOI: 10.1111/ mice.12814

15. Sablin S.Yu., Skrypnikov A.V., Vysotskaya I.A., Boltnev D.E., Bryukhovetsky A.N. Feasibility study of geometric elements of road surfaces. Vestnik of Voronezh State Agrarian University. 2021; 14(1):(68):41-45. DOI: 10.53914/issn2071-2243_2021_1_41 (rus.).

16. Afonichev D.N. Improvement of the calculation of the profile volume of earthworks in computer-aided design system. Polythematic Online Scientific Journal of Kuban State Agrarian University. 2012; 75:419-430. (rus).

17. Sushkov S.I., Bolotskykh L.V., Karataeva T.V. Improving the supply of road construction materials in the conditions of instability and large-scale news pricing. High Technologies in the Construction Industry. 2018; 1:13-18. (rus.).

18. Zemskov A.V., Fomicheva E.R., Klykov M.S. The analysis of approaches to determination of stocks of materials in the warehouse of the road-building organization. Scientifically Technical and Economical Cooperation in Asia-Pacific Countries in the 21st Century. 2016; 1:464-467. (rus.).

19. Wang J., Wang X., Shou W., Chong H.-Y., Guo J. Building information modeling-based integration of MEP layout designs and constructability. Automation in Construction. 2016; 61:134-146. DOI: 10.1016/j.aut-con.2015.10.003

20. Khalil I.G., Mohamed A., Smail Z. Building Information Modeling for rural road design: A case study. 2021 16th International Conference on Electronics Computer and Computation (ICECCO). 2021. DOI: 10.1109/ICECœ53203.2021.9663761

< П

iH

kK

G Г

S 2

0 со § СО

1 S

y 1

J CD

u-

^ I

n °

S 3 o

=s (

oi

о §

E w § 2

n g

S 6

Г œ t ( an

SS )

ii

® 7 i

. DO

■ г

s □

s У с о <D X

M 2 О О 10 10 10 10

Lubov V. Shepeleva — engineer of the production and technical of the Department of Production Management; Kondopoga Road Repair and Construction Department; 138 Soviet st., Kondopoga, 186225, Russian Federation; sige1777@mail.ru.

Contribution of the authors: all the authors contributed to this article equivalently. The authors declare that there is no conflict of interests.

N N

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

N N

О О

tV N

10 10

¡É (V U 3 > (Л

с и ta I»

i - $

<D ф

O ё

о

о о

СО <

CD ^

8 «

SÍ §

от [J от iE

Е о

CL ° ^ с

ю о

S ц

о Е с5 °

СП ^ т- ^

от от

S2 =3

i*

О (О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.